—282— ственному человеку, несмотря на преобладание греховности, присущ закон внутренний, или свидетельство совести, отражающей в себе волю Божию, это видно из того, что по слову Апостола Павла, «язычники являют дело законное, написанное в сердцах своих, споспешествующей им совести и между собою помыслом осуждающим или отвещающим» ( Рим.2:15 ). На странице 69-й автор утверждает, что «подзаконный человек исполнение праведности полагает в самом себе, в своей воле и самую праведность считает своей собственной, от него происшедшей, ему принадлежащей, что дела, по его сознанию, имеют такую заслугу, которая сама собою, независимо от милости или благодати Божией, доставляет ему спасение и блаженство, что отсюда характерной особенностью такого человека является вера в свою личную безусловную самодеятельность, вера в себя, как единственного виновника праведности». Мнение автора справедливо, если иметь в виду фарисеев, которые, как замечает св. Лука по поводу направленной против них притчи Христовой о мытаре и фарисее «уверены были о себе, что они праведны и уничижали других» ( Лк.18:9 ). Почитать себя праведниками подобно фарисеям, сектантам позднейшего ветхозаветного времени, и свою праведность признавать достаточной для спасения, конечно, могли многие из подзаконных людей; но отнюдь не так думали, не так высоко ценили дела своей праведности лучшие подзаконные люди. Один из них так исповедает пред Богом: «не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» ( Пс.142:2 ). «Аще беззакония низриши Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть» ( Пс.129:3–4 ). К исповеданию виновности и безответности пред Богом располагал Давида и подобных ему подзаконных людей самый закон Моисеев. «Писано в законе: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» ( Втор.27:26 . Гал.3:11 ). И так как никто не мог похвалиться исполнением всех заповедей закона нравственных и обрядовых воздержанием не только от греховных дел, но и от воспрещаемых законом греховных пожеланий, то ясно, что никому, кроме фарисеев и подобных им не приходило в голову, «полагать в самих себе источник праведности, питать веру в свою личную безусловную самодеятельность, взирать на себя, как на единственного виновника праведности». Закон, правда, требовал от человека самодеятель-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2: 6–7. Довольно для такового того наказания, которое от многих он принял: подобает вам иметь снисхождение к нему, поскольку он отлучен от вас всех. Напротив 1159 , утешайте его от печали и скорби, которою он поражен, после того как мы оставили его первого: дабы чрезмерной скорбью, явившеюся у него, не был поглощен таковый, или кто подобен ему по мучению совести. 2: 8. Посему и я умоляю вас утвердить (обратить твердую) к нему любовь вашу, которую вы отвратили от него на долгое время. 2: 9. Особенно потому, что я написал к вам за него, дабы узнать верность 1160 вашу, во всем ли вы послушны мне (есте), то есть: как послушались вы меня по первому посланию и подвергли того (грешника) отлучению от себя, так и теперь также послушайтесь и приобщите его к себе. —117— 2: 10. Ведь если кому что даруете вы, тем паче и я; ибо и я, если прощение даровал кому, чрез обращенную к вам просьбу, то для вас от лица Христова даровал, именно ради любви Христовой. 2: 11. Надо опасаться, чтобы он не подпал жестоковластью сатаны 1161 , ибо нам не безызвестны умыслы его: поскольку он одинаково может погублять души, как великой скорбью, так и радостью. 2: 12–13. Когда же пришел я в Троаду ради 1162 Евангелия Христова, и дверь мне открыта была 1163 в Господе (Господом) для приобретения слушателей: тогда не имел я совершенного покоя духу моему, потому что не нашел я (там) Тита брата моего, но простившись с теми, коих приобрел себе в ученики, отошел в Македонию. 2: 14. Богу же благодарение, Который всегда дает торжествовать нам во Христе, не откровением только одним, но ежедневными деяниями Своими в нас: ежечасно некоторым образом Он является нам и открывает чрез нас во всяком месте благоухание познания о Себе; так что, пока еще мы в Азии терпели преследование, Он ради нас распространил благоухание познания в Македонии и во всяком месте. 2: 15. Поскольку Христово благоухание мы (есмы) Богу в спасаемых и в погибаюгцих. 2: 16. Ведь мы как бы воню некую представляем из себя для той и другой стороны: как для тех, кои, переменившись, соделали нас запахом смерти для себя, между тем как мы вонею жизни

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(581, 1348) Не следует также забывать: хотя Священное Писание придает делам такую ценность, что Христос обещает тому, кто поднесет стакан свежей воды одному из малых сих, что он не потеряет награды своей [ Мф 10, 42 ]; и хотя Апостол свидетельствует, что «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» [ 2Кор 4, 17 ]; да не будет ни один христианин доверять самому себе и гордиться сам в себе, а не в Господе [ 1Кор 1, 31 ; 2Кор 10, 17 ], Чья доброта ко всем людям столь велика, что Он хочет, чтобы Его Собственные дары были их заслугами [ХВ 614]. (1549) И поскольку «все мы много согрешаем» [ Иак 3, 2 ], [ХВ 605], каждый перед глазами должен иметь как милосердие и доброту Божию, так и Его строгость и суд, и не судить себя самого, даже если он не признает за собой вины. Ибо жизнь человеческая должна и судиться, и одобряться не судом человеческим, а судом Божиим, который «и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» [ 1Кор 4, 4–5 ], Который, как написано, воздаст каждому по делам его [ср. Рим 2, 6 ] (562, 1550) К изложению католического учения об оправдании [ХВ 615], которое каждый, чтобы быть оправданным, должен верно и с твердостью принять, Святому Собору угодно было добавить следующие каноны, для того чтобы все знали не только чего они должны придерживаться и чему следовать, но и чего избегать. Каноны об оправдании (583, 1551) 1. Если кто говорит, что человек может быть оправдан перед Богом своими делами, совершенными силами его природы или учением Закона, без благодати, исходящей от Иисуса Христа, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 555]. (584, 1552) 2. Если кто говорит, что благодать дается Иисусом Христом единственно с целью облегчить человеку жизнь в праведности и заслугу вечной жизни, как если бы он сам, без благодати, своей свободной волей был способен и к первому, и ко второму, хотя и с трудностью и мукой, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 557, 579, 580]. (585, 1553) 3. Если кто говорит, что без предшествующего вдохновения Святого Духа и без Его содействия человек может верить, надеяться, любить или раскаиваться, как это должно, чтобы ему дана была благодать оправдания, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 559].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

5: 2. И ради сего обитания желаем облечься снова тем, что потеряли (в жилище небесное). 5: 3. Но только бы, когда мы совлечем 1185 оное, то есть, когда умрем и воскреснем, не нагими оказались мы, как Адам в жилище (раю), которое потерял ( Быт.3:7 ). 5:4. Ибо и будучи в этой хижине, то есть в теле, мы воздыхаем, обремененные, и здесь утопа- —125— ем, – потому что не желаем совлечься, но облечься тем поверх сего, дабы именно облечься нам славой в жизни нашей и поглощено было смертное жизнью. 5: 5. И Тот, Кто уготовляет нам сие в конце, есть Бог, Который дал нам залог Духа Своего 1186 . Ибо как тела наши соделаны достойными быть жилищем Духа Его, так соделал их и быть в конце достойными того, чтобы они облеклись вечной славой. 5: 6. Итак не станем скорбеть о том, что умираем, ибо знаем верно, что, ходя (вращаясь) в сем теле, мы отходим (отвращаемся) от Господа 1187 , то есть от откровения Господа нашего. 5: 7. Ибо чрез веру шествуем, а не чрез видение, то есть: хотя по вере нашей в Него Он пребывает с нами скрыто, но для внешнего видения Он скрыт от нас. 5: 8. Посему мы имеем дерзновение и благоволим более (о том, чтобы) выйти из сего тела, дабы войти (приблизиться) к Богу 1188 также и чрез видение. 5: 9. И посему ревностно стараемся, выходя ли, входя ли, благоугодными только Ему быть: именно делами, кои совершаем в жизни, и мученическими страданиями, кои постигают нас при исходе (смерти) нашем. Ибо были некоторые такие, кои, пока Апостолы совершали чудеса, приходили к ним и исповедовались; но во время страдания и мучения их устрашались и удалялись от них. 5: 12. Когда же мы пишем это вам, то не себя —126— самих (опять) представляем вам, но побуждение даем вам для похвальбы из-за нас дабы вы имели 1189 (что) пред теми, кои лицем хвалятся (а не сердцем), то есть хвастаются показными делами, потому что далеки были от тайных дел. 5: 13. Ибо если мы приходим в исступление умом, то это относится к Богу; если же твердыми пребываем в уме своем, то это для вас, то есть: если мы подвергаемся мучениям, то это радует Божество, Которое радуется этим страданиям; если же знамениями преодолеваем, то это радует простоту вашу, для которой приятны эти проявления сил (чудотворных).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в) в словах самого Спасителя: да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Матф. 5:45 ); Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (6:26). если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (6:30). Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (10:29–30). Так учат Святые Отцы и писатели Церкви: а) Ириней: “если бы кто спросил нас, все ли сотворенное и бывающее ведомо Богу, и по Его ли промыслу каждое из существ испытывает все, с ним случающееся, мы единогласно отвечали бы, что ничто из сотворенного, бывающого и имеющого быть не удалено от ведения Божия; напротив, по Его промыслу каждое из су­ществ приемлет свойственные себе и природу, и устройство, и число, и качество, и решительно ничто не происходит случайно..”. 1548 б) Афинагор: “надобно знать, что ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла; но по­печение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое: ибо все творения имеют нужду в попечении Творца, равно как и каждое порознь, по своей природе и по своему назначению;” 1549 в) Климент Александрийский : “учение, согласное с Христовым, и признает Бога Творцем всего, и Промысл Его простирает даже на частные существа ( μχρι τν κατ μρος);” 1550 г) Киприан: “говорить, что ничто даже малей­шее не бывает без воли Божией, не значит еще воздавать честь Богу, когда мы знаем и веруем, что Его мановением и изволением управляется все;” 1551 д) Кирилл Александрийский : “к преимуществам Божеского естества относится и то, что Бог может разом и содержать все, и распростирать виды промысла своего о каждом существе даже на маловажные предметы”. 1552 Так учит, наконец, и здравый разум. Если Бог не промышляет о всех своих созданиях, или, если Промысл Его объемлет только великие предметы мира, только роды и виды существ, но не простирается на малые вещи и на каждое из неделимых, – то это возможно по двум причинам: или потому, что Бог не может промышлять о всех своих тварях, или потому, что не хочет. Но ни первой, ни последней причины допустить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вот что сделало сребролюбие с человеком, казалось бы, здравым, с человеком, который содержался пророком Божиим при себе, как достойный пребывания в месте, где проявляет себя Божественный Дух. И Господь отмечает грешника Своим посещением – ведь, как через века апостольский ученик Анания, и ветхий Гиезий «сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к исполнению себя его силой» 1551 и не только не поступил по правде, но «солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5, 4 ). Потому и «вышел он от Елисея белый от проказы, как снег», являя всему миру знамение своего греха. Видишь ли, душа моя, как делает тайное явным Господь (См.: Мк. 4, 22 ; Лк. 8, 17 )? Видишь ли, как уже в этой жизни обличает Он грешника? И это – тоже великий дар Божий, потому что такое обличение может стать для грешника и научением, подвигая его оставить грех и, покаявшись, вступить на путь праведности. Остерегись же, душа моя, обличением чужого греха, не искушай долготерпения Божьего, не дожидайся, когда Обличитель подойдет и к тебе, чтобы явить миру тайное твое, во сто крат превышающее недостоинство сребролюбивого и лживого слуги Елисеева! Последуй совету преподобного Андрея, приведшего тебе на память безумие Гиезия и нашедшее на него обличение Господне: «откажись от его сребролюбия хотя бы в старости твоей; убегай от огня геенского, оставив злые свои дела». Помилуй, Боже, помилуй мя. Преступи понедельнику до Славы. Чти вторнику. Ты Озии, душе, поревновавши, сего прокажение в себе стяжала еси сугубо: безместная бо мыслиши, беззаконная же дееши; остави, яже имаши, и притецы к покаянию «И взял весь народ Иудейский Озию, которому было шестнадцать лет, и поставили его царем на место отца его Амасии. Он обстроил Елаф и возвратил его Иудее, после того как почил царь с отцами своими. Шестнадцати лет был Озия, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Иехолия из Иерусалима. И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Амасия, отец его; и прибегал он к Богу во дни Захарии, поучавшего страху Божию; и в те дни, когда он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Поэтому, когда Господь хочет отринуть народ, происшедший от Иакова, то Он не изменяет обетовании, говоря Монсею, – потомку того же Иакова, – что Он произведет от него многочисленный народ, истребив Израиля ( Исх. 32:10 ). Но потом обетования сосредоточиваются на племени Иуды, на доме Давида, который глаголал по откровению перед кончиной; „не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный“ ( 2Цар. 23:5 ). От сего времени дому Давидову принадлежит право ожидать в потомстве своем „Примирителя, Которому покорность народов“ ( Быт. 49:10 ) и потому все пророки упоминают об „Отрасли из корня Иессеева“ и о „Сыне Давыдовом“, а самый народ, происходивший от Иуды, сохраняется от истребления, „ради имени Господня, ради славы Его“, ибо из среды его, из града Иудина Вифлеема, говорит Господь: „произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных“. ( Мих. 5:2 ). 10 . Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. 11 . Ради Тебя, ради Себя Самого делаю его, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. Вспомним Ис. 1:24–25 : „Так говорит Господь:.... обращу на тебя руку Мою и как в щелочи очищу с тебя примесь и отделю от тебя все свинцовое“. Мы читаем в 10-м стихе укор Израилю,-среди которого исчезла правда 1550 , – что он очищается даже „не как серебро“, так мало в нем драгоценного металла. Тем не менее он должен быть очищен страданием и до пришествия Еммануила не будет сплавлен с другими народами 1551 , дабы, как видно из стиха 11-го, он мог исполнить свое назначение, которое есть: „прославить имя Божие“ (ст. 9). Поэтому стих 11 и повторяет мысль стиха 9-го, что народ сохраняется, чтобы явилась слава Господня ( Ин. 13:31–32 ). Следующие стихи 12–19 суть увещания народу исполнить волю Божию для собственного счастья и мира. 12 . Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний. Об этих величественных выражениях см.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Святость и чистота жизни человека, существа все же несовершенного, не безгрешного, не есть еще необходимое условие его мудрости и непогрешимости в учении веры и в различных обрядах. Св. Апостол Павел говорит в первом послании к Коринфянам: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различие духов, иному разные языки, иному истолкование языков» 1278 . Значит дарования бывают различны: тот, кому даны «дары исцелений» или «чудотворения», еще может не иметь «слова мудрости», и «слова знания», «истолкования языков». Вполне понятно, поэтому, что многие святые мужи, принимавшие постановления Стоглавого собора, хотя за угождение Богу своей жизнью были сподоблены от него дара исцелений и чудес, но, не имея «слова мудрости», по простоте и неведению могли держаться взглядов Стоглавого собора на —378— те обряды, которые служат предметом пререканий между старообрядцами и православными. Преподобный Максим Грек , уважаемый и старообрядцами, так говорит об этом: «дадеся им апостоло-подражательного ради их смиренномудрия, и простоты и жития святолепного, дарование исцелений, чудес предивных, но не дадеся языкам разум и сказание» 1279 . Как могут поступать по неведению в делах веры и богоугодные мужи, и при этом все же оставаться богоугодными – пример этому находим в древнем Прологе 1280 . Здесь рассказывается, что «бе пресвитер свят и чист; егда же творяше службу, ангела видяше одесную себе и о левой. Бе же убо сей от еретик приял службу литургийную, яко прост сый и неискусен божественных таин и словес. Егда же литургию служаше в простыни и беззлобии, глаголаше и то, о нем же ся блазняше, и не ведяше, яко зло прия». Но когда этому пресвитеру объяснено было, какие именно слова еретические в его служебнике, он немедленно перестал произносить их, не удержавшись от этого и тем, что ангел не отступал от него и тогда, когда он ранее произносил слова еретические во время своей службы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь для решения всех этих споров на русском месте, возле храма Воскресения, обнаружены раскопками следы искомой старой городской стены и порог ее ворот, через который должен был проходить Спаситель, идя на смерть. Стена эта перед местом ныне чтимой Голгофы отступает под острым углом внутрь города, оставляя Голгофу вне своей линии, подтверждая тем ее подлинность. Открытие это, впрочем, вероятно, не скоро еще будет принято европейской наукой, ибо для него пришлось бы изменить направление Via Dolorosa, на что нельзя ожидать согласия францисканцев. Протестанты же, в лице английских исследователей, склоняются – как сказано – к отождествлению Голгофы с холмом Иеремии. Сион! В этом имени, столь мягком по звуку, заключается все ободряющее псалмов Давида, все дающее псалмопевцу уверенность и освежающее утомленную сомнением душу. Им Давид защищает себя от отчаяния и малодушия, от сокрушающего сознания своей греховности. Это имя и в воображении христианина вызывает краски утренней зари, среди мрака ночи обещающей солнечный полдень, ибо здесь, на Сионе, занялась заря, кончившая собою царство смерти на земле, – заря Воскресения Христова. На Сионе, в «Сионской горнице», совершилась Тайная Вечеря. «Вот наступает час», говорил Христос ученикам в этот великий вечер, «и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите Одного; но Я не один, потому что Отец Мой со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир»... Была ночь. Христос вышел из Сионской горницы «за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Знал же это место и Иуда...». Среди неприглядного пустыря, вне городской стены, на отшибе выпуклого бугра, стоят кучкой несколько мусульманских построек, теснясь к высокой башне минарета, поднимающейся из их среды. Это – Неби-Дауд (пророк Давид), т. е. гробница Давида, и дом Тайной Вечери на Сионе. По сказанию Епифания, апостолы Иоанн и Иаков, по смерти Заведея, продали свою землю в Галилее и купили гору Сион. Здесь, в доме Иоанна, совершилась Тайная Вечеря, здесь жила Богоматерь после смерти Иисуса Христа; здесь же жил, занимая часть дома Иоанна, и первосвященник Каиафа, который не был всегдашним жителем Иерусалима. По давнему преданию, горница, в которой происходила Тайная Вечеря, была во втором этаже. Уже с первых веков христианства дом с этой горницей, «матерью всех церквей» – как ее называют многие паломники средних веков – превращен был в церковь . Ее обновил император Константин и с тех пор церковь эта перестраивалась неоднократно, но неизменно сохраняла свое разделение на два этажа. Она не выходила из рук христиан до 1551 г., когда турки изгнали из нее францисканцев и устроили в ней мечеть Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсюда следует 1) что на соборе 1553 года была «соборная книга», содержавшая в себе прежнее соборное уложение о многоразличных делах и чинах церковных, т. е. очевидно уложение собора 1551 года. 2) В этой «соборной книге» были изложены двоякого рода дела: а) дела, которые «исправились», т. е. были окончательно решены собором 1551 г., и б) дела, которые еще не «исправились», т. е. не были окончательно решены собором, а требовали пересмотра, переделки, исправления соборных решений и даже решения вопросов, еще не решенных собором. Как вывод из этих двух положений следует: в) что соборное уложение 1551 года даже в 1553 году не было еще канонической книгой русской церкви, не было еще утверждено царем и собором, так как в 1553 году эта книга заключала в себе дела, еще не решенные собором и следовательно не утвержденные и не обнародованные. Итак, нужно принять за несомненное, что Стоглав в нынешнем его виде не был утвержден на соборе 1551 года, что на соборе 1553 года были только черновые записки соборных деяний и постановлений 1551 года, и что уже после 1553 г. неизвестное частное лицо решило само те дела, которые не были «исправлены» собором, и придало черновым запискам такой вид, под каким мы теперь их знаем под именем Стоглава. – На это следует заметить, что на соборе 1553 года действительно шла речь о прежнем соборном уложении 1551 года и читана была соборная книга с целью выяснить, какие дела «исправились», и какие не «исправились», но под «исправлением» дел мы вместе с г. Беляевым 306 понимаем то, что означал этот термин на официальном языке московского государства XVI века, а именно «исправил дело» означало «привести дело в исполнение». Если переносить понятия и термины вашего времени к эпохе уложения 1551 года, то конечно приходится согласиться с тем, что под «исправлением дела» нужно понимать следующее: письменное, канцелярское «дело» переправить, изложить его иначе, сделать дополнения и т. п. Но будет ли правильным такое перенесение? Можно ли доказать, что официальный язык XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010