125 Наставление это напечатано по ркп. XVI и XVII в. г. Невоструевым в материалах для истории церк. Харьк. 1862 г. в ркп. оно без имени сочинителя. Но малорусские выражения, встречающиеся в нем – паробок, узимати, чи со временем списков наставления показывают, что оно принадлежит пр. Геннадию, уроженцу Могилева. 127 По летописям Киприан, иначе Киприак, посвящен в янв. 1547 г. и был на соборах 1547 и 1551 г. (Карам. 8, пр. 197, 246, 9, пр. 87). В ист. цер. 1, 350 год кончины его не показан; а о преемнике его Иоасафе сказано, что упоминается в 1560, 1562 и 1566 г. Если Киприан скончался в 1559 г., то Геннадий был у него в 1555 г. 128 Так показано время в ркп. житии и в прологе. Ркп. Святцы: «преп. Геннадий авва начальник монастыря, иже на Сурском озере, костромской и любимоградский чудотворец, преставился в л. 7073 (1565) мес. января в 23 день». 131 Мин. м. Макария 24 января; житие нового мученика у Толстого 2, 68, 226, у Царского 396, с грамоты м. Гермогена оно напечатано в записках казан. универ. кн. 4 стр. 151–152, 1839 г. Ркп. святцы: «св. Иоанн убиен бысть в л. 7037 мес. января в 24 день». 132 Ркп. житие св. Моисея, описанное Пахомием, у Царского 133, 136 и в минее м. Макария. К удивлению, оно не богато содержанием. 135 Собр. л. 3, 74, 75, 182. Львов. л. 2, 85–88. Русс. врем. 1, 165–168. Составлявший 3 новгородскую летопись (111, 224), приняв Богородичный храм на Деситине за Богородичный храм на Молоткове, внес строительницу молотковского храма княг. Ярославлю в рассказ о построении десятинного храма, тогда как та почти сто лет уже покоилась в земле. 138 Собр. л. 3, 86, 122, 139, 228. Извес. акад. VI, 380. Ист. иер. III, 394. Игумен духова монастыря упоминается по летописи в 1162 г. Макария древности I, 121, 351, 567, 616, 617. 139 Приходские храмы, устроенные св. Моисеем: Знаменский – в 1354 г. Прокопиев в 1359 г., Благовещенский в 1362 г. Макария древности I, 263, 274, 373. 141 Описание рукописей синодальной библ. стр. 221, 251, 252. Известия акад. наук. VI, 277, 278. Вероятно, при св. Моисее писан и служебник деревяницкого монастыря XIV в. Извес. акад. VI, 314.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

200 См. прим. 85. Надпись 1551 г.: „обновлено бысть св. Евангелие в великом Новгороде честнаго храма Пречистые Богородицы честного ея и славнаго Благовещения на Городище, в лет. 7059“. Невоструева исследование в Изв. акад. наук IX, 65–80. 202 Во 2 Новгород. лет.: „победи Мстислав на Бору Чудь и церковь заложи св. Николу, в Новгороди, на княжи дворе“. В 4 л. л. буквально тоже. В 1 л. тоже по смыслу. Собр. л. III, 4. 122. IV, 1. V, 156. VII, 23. 11. 4. 203 Собр. л. III, 214. „В л. 6621 (1113) князь в. Мстислав Володимерович – заложил церковь каменную в в. Новгороде св. Николы чудотворца на княжи дворе. Того же лета образ Николы чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в в. Новгород, дска круглая, и взяли на Липне при епископе Иоанне, и тое икону устроиша в том превеликом храме на Ярославле дворище в церкви“. 204 Ист. Русск. Цер. 1, 99. Собр. л. VII, 3. В Синод. апостоле 1307 г.: „в л. 6582 (1074) перенесение мощем св. о. Николы“. 205 Сказание об исцелении князя: „слышав же о чудесех вел. архиер. и чудотворца Николы, бывших в то время в Барстем граде, – и в граде Киеве в они же дни чудо той великий отец сотвори; утопшее отроча пред образом своим в церкви св. Софии обрести дарова, мокроте водней от него истекающей, – призва в помощь сего преславного чудотворца“. 206 Сказание о чуде над князем известно в двух видах; старшая редакция, но едва ли старше XVI в., у преосв. Макария в Ист. Русск. Цер. 2, 180. 289. 335. 339. – Князь Георгий, именованный Мстислав, стяжая веру к цельбоносному образу, сотвори церковь каменну с бабой своей вел. княгиней Анной, на дедине Ярославле дворе, во имя св. Николая“. Другая редакция сказания в Дворищенском летописце XVIII в. поправляет некоторые ошибки старшей редакции, но не все. Здесь участницей в устроении храма выставляется супруга кн. Мстислава Анна, а не баба, скончавшаяся ещё в 1050 г. Время чудесного события относится здесь ко времени святого Никиты; но это не согласно со всеми летописями. См. пр. 92. В 3 Новгор. л. кроме того, что исцеление князя показано под 1113 г., прибавлено ещё, что каменный храм на Липне построен спустя 180 лет после чуда, в 1292 г., следовательно, чудо было в 1113 г. (собр. л. III, 213. 221). О. Макарий (Древности 1, 248–251) увлекается поздней повестью вовсе напрасно; сама же повесть относит событие к 1113 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

846 В 1093 г. по взаимному согласию в. к. Святополка и Мономаха Давид получил вместо Симоленска Новгород, а Мстиславу назначен Ростов, в начале 1094 г. Давид явился в Новгород, а в конце ушел в Смоленск, потому что послы Новгорода настоятельно требовали и получили к. Мстислава. Собр. л. 150, 7, 8. Карамз. 5, пр. 172, навес. акад. 6, 222–224. 847 Собр. л. 3, 122, 213; 5, 154. Синаксарь Румянцева и Белградский о церкви. «и окова ю златом и серебром и каменьем многоценным». Храмовая икона Благовещения писана была греческими мастерами. А. э. 1, 248. 848 См. прим. 85. Надпись 1551 г. «обновлено бысть св. евангелие в вел. Новгороде честного храма преч. Богородицы честного ее и славного Благовещения на Городище, в л. 7059». Невоструева исследование в изд. акад. наук IX, 65–80. 850 Во 2 новгор. л. «победи Мстислав на Бору чудь и церковь заложи св. Николу, в Новгороде, на княжи дворе». В 4 л. буквально то же. В 1 л. то же по смыслу. Собр. л. III, 4, 122; IV, 1; V, 156; VII, 28; II, 4. 851 Собр. III, 214. «В л. 8621 (1113) князь в. Мстислав Володимерович – заложил церковь каменную в в. Новгороде св. Николы чудотворца на княжи дворе. Того же лета образ Николы чудотворца мирликийского приплыл из Киева в Новоград, дека круглая, и взяли на Липне при епископе Иоанне, и тое икону устроиша в том превеликом храме на Ярославле дворище в церкви». 852 Ист. р. ц. I, 99. Собр. л. VII, 3. В синод. апостоле 1307 г. «в л. 6582 (1074) пренесение мощей св. о. Николы». 853 Сказание об исцелении князя «слышав же о чудесах вел. архиерея и чудотворца Николы, бывших в то время в Барстем граде, – и в граде Киеве в они же дни чудо той великий отец сотвори: утопшее отроча пред образом своим в церкви св. Софии обрести дарова, мокроте водной от него истекающей, – призва в помощь сего преславного чудотворца». 854 Сказание о чуде над князем известно в двух видах; старшая редакция, но едва ли старше 16 в., у преосв. Макария в ист. р. ц. 2, 180, 289, 335, 339. «князъ Георгий, именованный Мстислав, стяжая веру к цельбоносному образу, сотвори церковь каменну с бабою своею вел. княгинею Анною, на дедине Ярославле дворе, во имя св. Николая». Другая редакция сказания в дворищенском летописце 18 в. поправляет некоторые ошибки старшей редакции, но не все. Здесь участницей в устроении храма выставляется супруга к. Мстислава Анна, а не баба, скончавшаяся еще в 1050 г. Время чудесного события относится здесь ко времени св. Никиты; но это не согласно со всеми летописями. См. пр. 92. В 3 новгор. л. кроме того, что исцеление князя показано под 1113 г., прибавлено еще, что каменный храм на Липне построен спустя 180 лет после чуда, в 1292 г., след. чудо было в 1113 г. (собр. л. III, 213, 221). О. Макарий (древности 1, 248–251) увлекается поздней повестью вовсе напрасно; сама же повесть откосит событие в 1113 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

II, стр. 98–103. 216 Migne. P. Gr. t. XXXVI, col. 336. Ες τ για Φτα. «Πλιν ‘Ιησος...» Творения, ч. III, стр. 208–223. 217 Migne. P. Gr. t. LVII, col. 201. ‘Ομιλα 12. «Ττε παραγνεται Ιησος π τς Γαλιλαας». Творения, т. VII, стр. 122–129. 218 Migne. P. Gr. t. XXXI, col. 360. Ες τ γιον βπτισμα. «Χθ’ες τ λα­μπρ» Творения, ч. III, стр. 224–265. 219 Migne. P. Gr. t. XXXV, col. 832. Ες Γργρων Νσσης τν το Μεγλου Βασιλεου δελφν, πιστντα μετ τν χειροτοναν «Φλον πιτο». Творения, ч. I, стр. 243–249. 220 Migne. P. Gr. t. XLIX, col. 365. Πρς τος πολιμπανομνους τν θεων. συνξεων, κα ες τ γιον κα σωτριον βπτισμα το Σωτρος μν ‘Ιησο Χριστο... λγος. «Πντες μες ν εθυμα. «Творения, т. II, стр. 404–413: слово в день Богоявления против не присутствующих в священных собра­ниях, и о святом спасительном крещении Спасителя нашего Иисуса Христа и о недостойно причащающихся, и о том, что оставляющие бо­жественную литургию прежде ее окончания и выходящие прежде заклю­чительной молитвы уподобляются Иуде». 221 Анонимное слово. Λγος ες τν προσκνησιν τς τμιας θσεως το γου ποστλου κα κορυφαου Πτρου «Οσοι τ το κορυφαου τν ποστλων. Греч. Минея Четья за Декабрь – Январь XI в. 372 л. 279. Синод, б. Ср. 373 л. 97 и 375 л. 132 об. той же библиотеки (Арх. Владимира «Си­стематическое описание рукописей Моск. Синод, б., ч. I, Рукописи греческие», стр. 559 и 561, М. 894.) и Евергетидский Типикон под 16 Янв. (Τυπικ, стр. 393). Лат. перев. Lipomanus, Sanctorum priscorum patrum vitae (Venetiis 1551–1560) t. VII p. 242–248. Cp. Fabricii Bibliotheca Graeca, editio nova curante... Harles, vol. X, p. 311. Bibliotheca hagiograhica graeca, ediderunt socii Bollandiani. Editio altera. Bruxellis 1909 p. 207. 222 Migne. P. Gr. t. XXXV, col. 1081. ‘Εγκμον ες τν μγαν ‘Αθανσιον, πσκοπον ‘Αλεξνδρεις. «’Αθανσιον πανων. Творения, ч. II, стр. 143–173. 223 Migne P. Gr. t. XXXVI, col. 457. Συντακτριος ες τν τν ρν’ πισκπων παρουσαν.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

архиеп. Новгор.), 66 (архим. Кирилл в 1297 г. постр. церк. Преобр. на воротах), 73 (архим. Моисей, с 1324 г. архиеп. Новгор.), 76 (архим. Лаврентий в 1333 г. постр. церковь св. Юрия), 109 (в 1419 г. архим. Варлаам постр. церк. Рожд. Богород.), 137 (бунт новгородцев 1418 г.; архим. Варлаам), 143 (в 1478 г. отдано В. кн. полов. волостей м-ря), 144 (крестный ход 1493 г. 8 дек.), 155 (в 1551 г. сгорела монаст. волость Боженка; в 1552 г. архим. Ларион), 159 (в 1558 г. архим. м-ря привез иконы из гор. Ругодива; в 1560 г. сгорело 8 келий при архим. Варфоломее), 160 (в 1561 г. из м-ря взят в Москву образ Благовещения; архим. Варфоломей), 162 (архим. Леонид 1568 г.), 165 (в 1571 г. архим. Феоктист), 167 (в 1572 г. архим. Феоктист новый из Москвы), 171 (пир в м-ре 1572 г. В. кн. Ивана Васильев.), 174 (в 1572 г. архим. Феоктист уехал в Москву), 186 (архим. Александр, с 1577 г. архиеп. Новгор.), 191 (в 1652 г. погребен митр. Макарий), 214 (основ. м-ря 1119 г.), 215 (1163 г. игум. Дионисий; в 1165 г. заложена церк. Спаса на вратех), 221 (1297 г. игум. Кирилл поставил церк. Преображ.), 225 (в 1345 г. возобновл. церк. Георгия при архим. Иосифе), 237 (архим. Варлаам 1419 г. постр. церк. Рожд. Богород.), 249 (при архим. Гурии освящ. 1540 г. церк. с трапезою Алексея митр.), 274 (в 1652 г. погребен митр. Макарий); IV, 2 (основ. м-ря 1119 г.), 3 (преставися игум. Кириак 1128 г. 16 апр.), 45 (1297 г. игум. Кирилл постр. церк. Преображ.), 69 (1574 г. м-рь сгорел), 94 (1386 г. м-рь сожгли новгородцы), 119 (архим. Варлаам 1419 г. постр. церк. Рожд. Христ.), 126 (в 1453 г. погребен В. кн. Дмитрий Юрьевич), 128 (в 1471 г. м-рь сожгли новгородцы), 130 (в 1476 г. занят войсками В. кн. Москов. Ивана Васил.), 159 (видение из м-ря в 1491 г.); V, 171 (в 1198 г. погребены сыновья Ярослава Изяслав и Ростислав), 182 (в 1244 г. здесь погребена супруга Ярослава Феодосия, в иноч. Евфросиния), 196 (в 1269 г. погребен кн. Дмитрий Святославич), 216 (архим. Моисей, с 1324 г. архиеп. Новгор.), 219 (архиеп. Моисей ушел на покой в Колмов м-рь), 241 (сожжен новгородцами 1386 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Христианская любовь требует не мстить брату нашему, который был побежден естественной немощью, поощрен диавольским действием и согрешил против нас, но, умилосердившись, простить, чтобы он от мщения не пострадал и мы бы о том после не жалели, что причинили брату беду. Ибо часто бывает, что как обидевший, так и отомстивший жалеют о случившемся, но сделанного уже не возвратить. Потому все это нужно заранее предусмотреть и не допускать гневу перерасти в ненависть и злобу, но сразу же угашать начинающее куриться зло духом кротости и человеколюбия ( 104, 1550 ). Если бы все друг другу мстили, общество не могло бы сохраниться, все бы друг друга истребили во взаимной вражде. «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом», – говорит апостол ( Гал. 5, 15 ) ( 104, 1551 ). Если кто тебя обидит, не держи на него гнева, но прости ему тотчас и молись о нем Богу, чтобы и Бог ему простил. И хотя сердце твое не хочет этого, ты его преклоняй и убеждай и молись Господу, чтобы Он помогал тебе самого себя победить, а плотское мудрование умертвить. Трудно это, но требуется от христианина, а тем более от монаха. Надо простить ближнему, если сам хочешь получить прощение от Бога. Прости – и тебе простится, если ты не простишь, то и тебе не простится. Страшно это, но истинно, ибо святое Евангелие так учит ( 104, 1551–1552 ). Притча не что иное значит, как то, что гневающемуся на ближнего и не оставляющему его согрешения Бог не только не оставит грехи, но и прежние его грехи, уже прощенные, возвратит и припомнит. Ибо милостивый царь простил было должнику, но за немилосердие его к брату опять потребовал с него долг и предал мучителям на истязание. Поэтому и заканчивает Господь притчу так: «Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» ( Мф. 18, 35 ). Поэтому когда получаем прощение наших великих долгов от Бога, то ради этой милости Божией к нам должны и сами прощать малые долги нашим ближним, чтобы и с нами не случилось того же, что с этим лукавым евангельским рабом ( 104, 1554 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

—130— Мне в сынов и дочерей ( Иер.3:19 ; Ос.1:11 ), потому что преогорчили Меня и ненависть оказали Мне сыны (Мои) издавние. VII 7: 1. Итак, эти имея обетования, возлюбленные, от самых дней Исаии, – очистим себя от всякой скверны плоти, то есть от бессильных жертв закона и помимо закона, и совершенными соделаем души наши в святыне, чрез Евангелие, которое даровало нам любовь Христову. 7: 2. Будьте снисходительны к нам, братья 1211 , ибо не вам говорим, но в лице вашем другим говорим: поскольку никого из тех, кои приходят к вам и хулят нас, мы не обидели, не учинили несправедливости и не обманули, как это они делают с нами ради Евангелия. 7: 3. Не к осуждению вас с ними говорим это; ибо прежде мы сказали, что в сердцах наших – вы (есте), так чтобы умирать вместе с нами от гонителей и жить вместе с нами в откровении Христовом. 7: 4. Великая у меня уверенность есть в вас, ради прежней любви вашей, и великая у меня похвала о вас, ради настоящего вашего терпения. Я исполнен утешением и произобилую радостью, при всей скорби нашей, потому что умножается радость моя, когда я слышу о вашем терпении. —131— 7: 5. Ибо и когда мы терпели и терпим всякие страдания в Македонии, то никакого покоя не имела плоть наша 1212 , но среди всяких скорбей находимся мы, подобно вам и более вас: извне брани, а внутри страхи за друзей, чтобы кто не соблазнился. 7: 6. Но Бог, утешающий униженных, то есть преследуемых, утешил нас прибытием Тита. Большое беспокойство ему учинено мною, когда он внял мольбам моим и предал себя на смерть, придя в самый разгар гонения и подкрепляя нетвердых, кои есть между вами. 7: 7. Но когда пришел он и донес нам, что вы отложили личные заботы о себе и о воздвизающихся на вас страданиях, и любовью, какую имеете к нам, пребываете в нашей печали: когда я услышал об этом, радость великая была для меня в той сильной скорби, какую имею я. 7: 8. Итак, если и опечалил я вас в послании моем первом 1213 , теми многими обвинениями, коими обвинил я некоторых из вас, не раскаяваюсъ в том, что опечалил вас, ибо никоим образом не потерпели вы вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1539 Честертон Г. К. Пролог к сборнику «Пять праведных преступников».//Избранные произведения в 4-х томах. Т. 4. – М., 1994, с. 255. 1540 Носков О. Н. Черное в белом. Эссе об озверевших богах.//Ориентация. – Новосибирск, 1993, вып. 1, с. 32. 1541 Флуссер Д. Иисус. – М., 1992, сс. 82-83. 1542 Единственное исключение – устная ссылка ап. Павла на слова Спасителя – «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20,35). 1543 Керигма (букв. – «проповедание») – формула проповеди, краткое и емкое изложение сути вероучения, «символ веры». 1544 Принцип в основных чертах. Четвертый уровень. – Pinkafeld, Austria. 1990, p. 880. 1545 Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. – Сергиев Посад, 1908, с. 85. 1546 Св. Григорий Нисский. Творения. – М., 1868. Ч. 7, с. 127. 1547 Св. Григорий Нисский. сс. 127-128. 1548 Болотов В. В. История древней Церкви. – СПб., 1917, т. 4, с. 480. 1549 Гарнак А. Сущность христианства. – М., 1907, с. 168. 1550 Паскаль Б. Мысли о религии. – М., 1905, с. 265. 1551 Замечательно, что обычай предписывал читать минимум три стиха. Но Христос остановился на середине второго и не стал читать его продолжения – «и день мщения Бога нашего». 1552 Напомню, что по толкованию Климента Александрийского в этом слове Христа речь идет о том, чтобы быть готовым отказаться от следования общественным предрассудкам (естественно, даже в том случае, если эти предрассудки побуждают родителей воспитывать сына в духе противления Евангелию). 1553 Против этого толкования специально предупреждает библейский автор: «Сын мой! не живи жизнью нищенскою; лучше умереть, нежели просить милостыни. Кто засматривается на чужой стол, того жизнь – не жизнь, – он унижает душу свою чужими яствами; но человек разумный и благовоспитанный предостережет тебя от того. В устах бесстыдного сладким покажется прошение милостыни, но в утробе его огонь разгорится» (Сир. 40,29-32). 1554 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Изд. А. П. Лопухина. Т. 8. – СПб., 1911, с. 82. 1555 Лев Ж. Великие учители молитвы. – Брюссель, 1986, с. 76.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1549 В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» ( Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 117; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1550 Зигабен на Пс. 7:10. 1551 Феофилакт Болгарский на Деян. 5:1—6. 1552 4 Цар. 15:1—5. 1553 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 9, 10, 3—4. Т. 1. С. 493—494. 1554 Феофилакт Болгарский на Мф. 17:19—21. 1555 Феофилакт Болгарский на Лк. 11:33—36. 1556 Иосиф Флавий . Иудейские древноети. 10, 7, 4. Т. 2. С. 20. 1557 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1558 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1559 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 8, 2. Т. 2. С. 22—23. 1560 Там же. 10, 8, 3. Т. 2. С. 23. 1561 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1562 Феофилакт Болгарский на Лк. 6:20—26. 1563 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:11—12. 1564 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10. 1565 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»: 1566 Феофилакт Болгарский на Лк. 17:5—10. 1567 Так — по-церковнославянски (греч. συνεχφη ). То же — и у Юнгерова: «И о печалился Иона великою печалью и смутился» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Пророк Даниил. Малые пророки. С. 187). В Синодальном переводе: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен»: 1568 Иустин (Попович), преподобный . Экклесиология. С. 78. 1569 Там же. С. 166—167. 1570 Уже в силу того, что человеческий ум есть среда, непостоянная в самом своем существе: «непостоянство свойственно нашему уму» ( Лествица . 28, 17; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1571 В молитвах по Святом Причащении молитва 1-я, « Благодарю Тя, Господи Боже мой ».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

—21— Блаженный Августин относительно последнего гонения на Церковь , имеющего быть от антихриста, говорит: «Обыкновенно спрашивают: когда это будет?» По мнению Августина, это «вопрос совершенно неуместный». «Если бы нам нужно было, рассуждает он, знать об этом, то кому лучше, как не самому Богу – Наставнику, сказать бы о том спрашивавшим Его ученикам?.. Но Он сказал им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян.1:7 ). Не о часе, конечно, или дне, или годе, а о времени спрашивали они, когда получили этот ответ 1549 . Таким образом, мы напрасно стали бы рассчитывать и определять года, которые еще остаются сему веку, когда из уст Истины слышим, что знать это не наше дело. Некоторые, впрочем, говорили, что от вознесения Господа до Его последнего пришествия может пройти четыреста, другие – пятьсот, а иные – даже и тысяча лет. А как каждый из них обосновывает свое мнение – разъяснять это и долго, и нет надобности. Ибо они пользуются человеческими догадками, а не указывают что-либо несомненное из авторитета канонического Писания. Поистине всем им, рассчитывающим этот предмет по пальцам, развязывает пальцы и повелеваеъ успокоиться Тот, Кто говорит: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» 1550 . Слова Апостола о тайне беззакония, об удерживающем и о держай Блаженный Августин признает столь темными, что не решается и толковать их. «Но, говорит он, не скрою, однако же, человеческих догадок, какие мне пришлось слышать, или читать». «Некоторые думают, продолжает он, что в этом случае речь шла о Римской империи 1551 и что Апостол Павел не хотел писать об этом —22— открыто из опасения подвергнуться клевете, будто он недоброжелательно относится к этой империи, в которой надеялись видеть царство вечное, так что, говоря: тайна беззакония уже в действии, он подразумевал будто бы Нерона, действия которого казались уже действиями антихриста. Поэтому иные делали предположения, что Нерон воскреснет и будет антихристом. А другие полагали, что он и не убит, а скорее скрыт, чтобы считали его убитым; и что в то самое время, как считается убитым, он скрывается живым в цвете тех же самых лет, какие имел, пока в свое время откроется и восстановится на царство. Но такого рода предположения, – делает оценку их Августин, – мне кажутся слишком странными».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010