Их же, не вем, како нареку или что возименую 1547 . Братию ли? – Но аще бы братия были, не бы свою братию покрадали 1548 . Общежители ли? – Но аще общежители бы были, не Быша свое общежительство расхищали. Аще бы были единодомовнии, не Быша свой дом тако безсовестно опустошали. Кто убо свой дом пустошит? – Разве пияный. Кто своя родители и братию крадет? – Разве неистовый 1549 . Кто свое жительство и стяжание 1550 расхищает? – Разве бесноватый. А наипаче в каковое многобедное время, в неже и врази, на беды зряще, умиляются, и неприятели спомощствуют 1551 , и враждующий, на слезы и рыдание зряще, милостивно, зболезнующе 1552 , способствуют, по общему присловию 1553 : на слезы и рыдания кто не умилится. Сии же – и друзи, и братия, и ближнии наши – паче враждотворцев и неприятелей немилостивно расхищают многотрудно згромажденый 1554 общебратства дом. Конечное наше разорение плачевное себе многорадастное придобытие вменяют. О, конечнаго безстрашна! О, безсоветнаго пребывания! О, нечювственаго нрава! К ним же дадите ми от конечныя жалости всежалостно провещати: о, друзи, весте 1555 ли, что творите? Познаваете ли себе? Аще убо себе познаваете, вопрошаю вы: христиане ли есте? Под закономь ли Владычним написуетеся? Имеете ли сообщение человеческаго естества, оставляю, еже братии и сожители? Имеете ли тожде естество, нам подобное? Вскую 1556 свое естество досаждаете? Вскую свое тело и своя уды уязвляете? Не слышасте ли Глаголюшаго: еже себе не хощеши, иному не Вы же и братию, и сожители, и благодеи 1557 , и дом свой тако злонравно озлобляете. Под закономь ли Владычнимь себе поставляете? Не слышасте ли в законе Господа страшно и грозно запрещающа: не Почто крадете? Да еще нищетное 1558 , Богови возложенное, нищих и немощных пищу и одежду? Христианы ли себе вменяете? – Вскую евангельскаго благодатнаго заповедания и апостольскаго повеления с пути уклоняетеся? Не слышасте ли всеспасителных благодатных Духа словес: «Крадый ктому 1559 да не Не слышасте ли вопиюща избраннаго «Татие Царствия Божия не Не слышасте ли богоноснаго возглашающа отца: всяк тать со диаволом

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видишь, госпожа, как за твою доброту ублажается Писанием господин патриций и богодарованный супруг твой. Поэтому усердно старайся сделать его еще более блаженнее. Каким же образом это возможно? Если ты еще [более] будешь делать добро, именно напоминать ему, увещевать его, умолять, чтобы он боголюбезно проходил высокую должность военачальника, как он и проходит, чтобы утешал сирот и вдовиц в скорби их, соблюдал себя незапятнанным от несправедливости, был монахолюбивым и нищелюбивым, кротким, ибо власть и сама по себе достаточно может устрашать подвластных, воздерживался от угроз и, наказывая с целью воспитания, (755) наказывал человеколюбиво и умеренно, ибо и совершенное послабление не спасительно, и чрезмерная строгость не одобрительна; а прежде всего, был по вере православным. Если он скажет, что по внешности прежде он не мог соблюдать этого, хотя и это не может достаточно оправдывать пред Богом, ибо не должно ничего предпочитать любви Его, то по внутреннему человеку может соблюдать себя и быть спасителем многих и монахов и мирян, и начальников и подчиненных. Об этом мы осмелились напомнить, побуждаемые духовной любовью к вам, зная, впрочем, что и без напоминания вы держитесь добра. 509. К военачальнику Вриене (II, 176) Дошла до нас весть о смерти блаженной матери, и сколько мы сетовали нужно ли и говорить об этом? Сетовали не о почившей праведно, нет, для нее это переселение есть приобретение, так как она избегла этой многогрешной жизни, но помышляя о твоей доброте, совершенно как бы осиротевшей и не имеющей никакого утешения в жизни, притом находящейся в таком горестном положении и даже не получившей удовольствия от благочестивого погребения ее, что обыкновенно доставляет некоторое утешение, то есть прощальная речь и последние слова умирающего, обнятие почитаемых останков и самый взгляд на гроб, в котором они полагаются. Ты, кажется, испытал страдания Тантала 1379 , хотя это сказание и баснословно [Col. 1548], томясь жаждою среди источников, узнав по одному только слуху, а не видев глазами кончины матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Однако, при внимательном исследовании, отличие между де­измом и панентеизмом кроется лишь только в концептуальной степени понимания предмета рассмотрения. В ходе курса лек­ций по выживанию отец Серафим указывал, что «в религиоз­ном смысле деизм был, пожалуй, наиболее типичным движени­ем» эпохи Просвещения, но, в то же время, философами деизма того времени Бог замещался «Природой», которая являлась их центральной концепцией, а некоторыми из них Бог назывался «душой мира». Отец Серафим описывал идеал Просвещения следующим образом: «Природа господствует над всем сущим, тайны природы открываются, Бог все еще на Своем небе, хотя практически пассивен, а научное знание прогрессирует по все­му миру». Мыслители Просвещения полностью находились в традиции современной науки, которая возникла в эпоху Воз­рождения из своего рода «природного мистицизма» – и даже, как в случае Джордано Бруно (1548–1600), как плод союза науки и тотального пантеизма. В своей книге Как делается американский ум Дж.Х. Рандалл, мл. пишет, что в эпоху Просвещения идеал Природного состав­лял то, «что сами люди и желали реализовать; и он легко пере­ходил в область Божественного. Природа являлась Божьей мо­делью для человека; о, нет, лицом самого Бога». Таким вот образом деизм Просвещения переходил не в чистый пантеизм, но в сво­его рода деизм-панентеизм. Мыслители Просвещения оставля­ли своего безличного деистического Бога «на Своем небе, практи­чески пассивным», а их религиозный порыв устремлялся к «лицу» Божиему, которое отождествлялось с безличной Природой. Если Тейяр де Шарден действительно является пророком будущего слияния науки и религии, тогда большей частью тако­го смешения будет являться не чистый пантеизм, но, скорее, де­изм-панентеизм. Не будем забывать, что отец Серафим назвал знаменитого ученого-эволюциониста Феодосия Добжанского «деистом», ознакомившись с «богословским» утверждением Доб­жанского – а Добжанский был горячий поклонник панентеиста Тейяра де Шардена. Как далеко по шкале от деизма до чистого пантеизма про­двинется дальнейшее слияние науки и религии, имеет вторич­ное значение. Главным здесь оказывается тот факт, что в отли­чие от сегодняшнего научного материализма, у будущего религиозно-научного синтеза будет свой «Бог», который не будет Богом, о Котором Тейяр пренебрежительно отозвался как о «Боге-Отце минувших двух тысячелетий». Этот «Бог» не будет личностью, но туманносмытым божеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Она, в сущности, была аналогична с той, которая существовала в восточных патриархатах, но в подробностях и отличалась от последней. Особенности церковно-правительственной системы римско-западной церкви объясняются с одной стороны властолюбивыми тенденциями римских епископов, а с другой – тем, что на Западе, вследствие этнографических и некоторых политических причин, долгое время не было такого усиленного стремления к широкой централизации, какое замечалось на Востоке. Систему управления, устанавливавшуюся в западном патриархате, можно представить в следующем виде. Западный патриархат в описываемое время представлял собой совокупность отдельных народных церквей. Каждая из них пользовалась известной самостоятельностью в управлении своими церковными делами. Во главе её епископата стоял примас, представлявший связь её с центром – римским престолом. Он пользовался сравнительно с другими епископами и митрополитами некоторыми особыми правами власти и преимуществами чести; но пользовался ими не сам по себе, а по праву делегации со стороны папы 1542 и носил звание папского викария 1543 . Полномочия, которыми пользовались примасы в своих церквах, как папские легаты, были различны. Важнейшим из них были: право поставления митрополитов 1544 , право созывания всех епископов местной церкви на общие соборы 1545 и председательства на этих соборах 1546 , право надзора в пределах местной церкви 1547 . Папский викарий, как таковой, был свободен от дисциплинарной власти местных епископов 1548 . В случае недовольства последних своим викарием они должны были обращаться к папе, как главе церкви 1549 . В качестве внешнего преимущества и показателя зависимости викариев от папы они получали (приблизительно с начала VI века) от последнего паллиум 1550 . Определяя правовое положение своих викариев, папы давали попять, что они предоставляют викариям не всю власть в той или другой церкви, подчинившейся римскому престолу, а лишь часть её 1551 . Поэтому обо всех важных делах местной церкви викарии должны извещать папу 1552 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

По Плотину, эти стадии суть ϑαρσις, φωτισμς и ϑωσις 1548 . Этим ступеням Плотина у Дионисия соответствуют ϑαρσις, φωτισμς и τελεωσις 1549 . Κϑαρσις есть освобождение человеческого духа от всего чувственно-материального содержания, или, по выражению Дионисия, „от всякой разнообразной примеси“ 1550 . Κϑαρσις включает и этический момент, но последний стоит на заднем плане и носит метафизический оттенок. Необходимы исполнение заповедей и любовь к Богу 1551 , но более сего – совершенное удаление от всего противного божественному 1552 . Нужно избегать греховной нечистоты, но последняя означает не столько нравственное зло, сколько метафизическое несовершенство человека; нечистота – это „разделения, отводящие человека, от единообразия“ 1553 , чуждая человеческому духу инородная „примесь“ 1554 . Таким образом, ϑαρσις Дионисия, как и ϑαρσις Плотина, есть скорее метафизическое удаление от несродной духу чувственно-материальной стороны бытия, чем этическое препобеждение нравственного зла. Φωτισμς состоит в озарении души Божественным све- —159— том, возводящим человека на высоты созерцания и дающим ему силу созерцательной жизни 1555 . О природе этого света и его действии на душу человека Дионисий рассуждает так: „для всех освещаемых существ источник света есть Бог по естеству, существенно и собственно, как сущность света, Виновник его бытия и сообщения; по установлению же Божию и подражанию Богу для каждого низшего существа высшее существо есть начало освещения, поскольку через высшее низшему передаются лучи света божественного“ 1556 . „Свет сей никогда не теряет внутреннего своего единства, хотя по своему благодетельному свойству и раздробляется для того, чтобы сраствориться с смертными срастворением (σγρασιν), возвышающим их горе и соединяющим их с Богом. Он и Сам в себе остаётся и постоянно пребывает в неподвижном и одинаковом тожестве, и тех, которые надлежащим образом устремляют на него взор свой, по мере их сил, возводит горе, и единотворит их по примеру того, как он сам в себе прост и един“ 1557 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не выходила ли от службы блуда ради? Любителю своему не давала ли клятвы любить его до смерти? 228 Не писала ли ему любовныя писма? Не имееш ли у себя имения от неправеднаго собрания, чрез блудодеяние собранное? Не умирывал ли кто от твоих рук? И не помыслила ли кого зелием уморить или//утопить, или тоску навести? Или ко убийству совету не подавала ли кому? Или не плакивал ли кто от тебя за какую обиду? КрСтарообр-Каргоп. 399: Каргоп. 399, л. 5–5 об . 1548 И тако вопрошает его прилежно, едино по единому, и ожидает его, донележе отвещает против коегождо вопрошения. Аще кающийся ново пришел на исповедь, прежде всех вопрошает его, глаголя: «Бывал ли ты когда на исповеди?» – и аще не бывал, а совершеннаго возраста: «Для чего не был? За леностию ли или за иным каким случаем?» Аще же исповедался прежде: «Повсегодно ли ты исповедался?» аще не повсегодно: «Для чего так не радил о твоем//спасении? А в правилах отеческих написано: кто не исповается за леностию на всяк год, тот недостоин христианином зваться. И прежняго тебе отца 1549 духовнаго для чего оставил? Не имеешь ли отлучения или запрещения от него?». Устав об исповеди: Друж. 8, л . 85–86 Отцом духовным на исповеди лепо вопрошати: 1.Не имеет ли кто сокровеннаго сребра, денег и прочее. Аще имеет, да отдаст в казну или собою, или чрез отца духовнаго. А донележе не обещается, на исповедь не приимати. 2.Не взимал ли кто без благословения вещей каких у казначея, у келаря и в прочих келиях великих или//малых одежды, обущи, книг и прочих. Аще взимал, да отдаст собою или чрез духовника, и не прежде прости его, дóндеже исправится и впредь не творити обещается. 3.Не давает ли кто без благословения каковых потреб сродником не спросився: обущи, или одежды, или прочаго, и без благословения полученнаго или взятаго тайно. Аще давал, взяти должно и возвратити таковая, и тогда простити его, и впредь обещание взяти, еже не со- девати таковых. 4.Вопрошати: Не учится ли кто в грамоте не благословився, неблагословенно получив азбук, без благословения часовник и прочыя книги. Таковым запретити впредь без благословения не учитися, ниже писати, и тако простити оных.//

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Итак, ранее указанной минуты займодавец по одной своей воле не может осуществить право на взыскание с поручителя. Он имеет лишь одно осуществимое право, право иска в будущем. Однако ж он получает возможность обеспечить это право на имении поручителя и получает ее с той минуты, как наступил срок должнику платить по обязательству. Для этой цели, займодавец, по наступлении срока, если не получит удовлетворения от должника, сообщает о том поручителю, спрашивая: не согласен ли он учинить немедленно платеж. Если не согласен, то займодавец имеет право просить о наложении запрещения на имение поручителя для обеспечения будущего иска. При сем, разумеется, кредитор должен доказать (к чему служат нотариальные удостоверения): 1, что должник не удовлетворяет его, хотя он к нему обращался; 2, что к поручителю он обращался тоже, и поручитель не удовлетворил его. В поручительстве на срок, как скоро должник в срок не заплатил, поручитель отвечает займодавцу во всем капитале и процентах; но для этого необходимо, чтобы займодавец дорожил сроком, не медлил сам, т.е. представил бы обязательство ко взысканию не далее как в месяц со дня просрочки. Если месячный срок пропущен, то поручитель уже освобождается от платежа как процентов, так и капитала (1560). Когда по обязательству несколько совокупных поручителей в платеже долга и должник окажется несостоятельным, то солидарность между ними предполагается не безусловная, а условная. С каждого из поручителей взыскивается только та часть долга, которая по числу поручившихся лиц причтется на его долю; и уже затем, когда один или несколько из таковых поручителей окажутся несостоятельными, то часть долга, упадающая на несостоятельного, распределяется между прочими (1558 п. 5). Здесь, стало быть, все-таки предполагается ответственность каждого за все, чего нельзя было взыскать с остальных. Правило это постановлено в законе лишь для простого поручительства (ср. Касс. реш. 1868 г., N 514). Как же следует рассудить о случае совокупного срочного поручительства? Кажется, правильно было бы применить к нему общее правило 1548 ст., что солидарность не предполагается, а должна быть именно установлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Суммарное обозначение совершенных чудесных исцелений, однако, не исключает в Евангелии описания тех чудес, которые были совершены над определенными лицами. Для нашей цели – сопоставления чудес евангельских с исцелениями внушением, важно отметить только некоторые типические случаи этих чудесных исцелений. Евангелисты сообщают, что Спаситель исцелял всех больных, т.е. всякую болезнь и немощь. Свидетельство, полное своего исключительного значения. Если мы возьмем для краткости анализ хотя бы ев.Марка – 3:10, – то увидим здесь, что впечатление от этих чудес действительно соответствовало их значению. Евангелист говорит, что «имевшие язвы» (σοι εχον μστιγας) бросались к Нему, чтобы исцелиться прикосновением. Слово μστιγας (слав. «раны»), конечно, не является современным медицинским термином, строго определяющим известное болезненное состояние. Относительно вообще медицинской терминологии Евангелия нужно заметить, что к ней нельзя предъявлять требований, чтобы она соответствовала современным, выработанным в последнее время, медицинским понятиям и обозначениям. Однако здесь характерно то, что само слово μστιξ 1545 означает, подобно латинскому plaga 1546 , – удар, а затем рану, полученную от удара. Насколько в этом случае мы имеем указание на так называемые органическая повреждения и исцеления их Господом Спасителем, это еще, конечно, представляется решить. Этим термином могут обозначаться не только органические раны, полученные вследствие физического удара 1547 . Однако последние ни в каком случае не могут быть исключаемы и прежде всего потому, что сама терминология о них говорит ближе, чем о каких других 1548 . Мы не хотим сказать, что евангелист в данном месте рассказывает, как к Спасителю для исцеления приходили отовсюду больные только одними органическим повреждениями. Повторяем: термин не позволяет исключать и других болезней 1549 . Органические же, в частности, повреждения предполагаются предшествующими деталями рассказа. Евангелист дает дивный, величественный образ: вся Палестина пришла в движение, желая видеть Господа, творящего чудеса. Голос даже сверхъестественного сознания давал о Нем свидетельство как о Сыне Божием 1550 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Громовы были вхожи к знаменитому начальнику III отделения графу Бенкендорфу, шефу жандармов, с которым Сергей Громов был в деловых отношениях. Уже тот факт, что старообрядец-купец мог советоваться с всесильным главой тайной полиции, показывает, что Бенкендорф был явно расположен к громовской группе, а возможно, был и денежно заинтересован в ее операциях 1543 . Бенкендорф отсоветовал Громову обращаться лично к государю, ссылаясь на то, что решение Комитета министров и личная резолюция императора от 31 января 1832 г. о возвращении архиереям вновь перешедших в раскол священников должна была быть " распространена на все губернии» 1544 и поэтому просьба старообрядцев могла, скорее, испортить дело и ускорить расширение сферы применения этих постановлений. При этом, Бенкендорф неосторожно заметил в разговоре, что государь в интересах порядка и охранения православной церкви никогда не согласится на переход священников из православия в раскол. Но Бенкендорф согласился бы ходатайствовать перед императором о легализации поповских приходов и священников, если бы у них «был где-нибудь епископ заграницей», так как тогда он мог бы просить государя " дозволить (священников – С.З.) на иностранных правах» 1545 . Это рискованное и неожиданное замечание шефа жандармов отражает слабое понимание им старообрядческой проблемы и просто кажется маловероятным. Тем не менее, многочисленные старообрядческие свидетельства определенно указывают на достоверность этого сообщения 1546 . Обескураженные постоянными провалами попыток создать иерархию и отсутствием опытных людей, способных организовать необходимые для такой иерархии условия за границей, старообрядцы даже после решения Московского собора зимы 1831–1832 гг. и советов Бенкендорфа приступили к практическому осуществлению своих планов не сразу. Еще в 1838 г. поповцы, по преимуществу, уральской группы, во главе с миллионером-горнопромышленником Расторгуевым, делает последнюю попытку договориться с правительством и православной иерархией и получить себе священство от ее епископа. Несмотря на поддержку всех промышленных уральских кругов и даже главноуправляющего императорскими горными заводами Уральского хребта генерала В.А. Глинки, последовал новый отказ 1547 . Тем временем, уже с 1835 г. началась окончательная ликвидация иргизских монастырей 1548 . Рогожское кладбище лишилось в 1834 г. школы и приюта, было поставлено под строгий контроль полиции, многие священники сосланы в Соловки 1549 или отправлены к своим прежним архиереям. Церкви закрывались одна за другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

На серадском съезде 1383 г. дело долго колебалось между соперниками и, наконец, решено было в пользу Ядвиги, признанной королевой Польши. После избрания ее на престол, снова начались волнения из-за искания руки царственной девицы различными владетельными князьями. Претендентами были: Владислав опольский и Земовит мазовецкий; но к сердцу Ядвиги ближе всех был Вильгельм, сын Леопольда австрийского, обрученный с ней еще в детстве. Между тем в Краков явились послы от великого князя литовского просить руки Ядвиги, с обещанием, что, в случае согласия ее, весь народ литовский примет христианскую веру. Юная королева, ревностная католичка, и дальновидная мать ее Елисавета, решили в пользу Ягайла. В 1386 году он прибыл в Краков, принял крещение и, женившись на Ядвиге, сделался королем польским. – Галицкая земля, остававшаяся под властью венгерской королевы Марии, в 1387 году признала над собой власть Польши, но с сохранением всех своих прав и привилегий. В это время она еще не была присоединена к Польше и управлялась русскими старостами. Часть ее, земля Жидачевская, находилась в 1421–1430 гг. во владении князя Федора Любартовича, бывшего наследником владимирско-луцкого княжества. 54 Но в 1432 (или 1434) году Галиция окончательно присоединена к Польше и получила устройство по образцу прочих польских провинций. – Таким образом, Червонная или Галицкая Русь первая из русских земель подпала под владычество Польши. Судьба ее была в высшей степени печальна. Короли не защищали своего отдаленного владения. Между тем, не говоря уже об уграх и волохах, крымские татары и турки постоянно делали на нее набеги, разоряя и сжигая города и уводя множество пленных. В одном 1498 г. бусурмане – а это был 15-й их набег на Русь с 1442 года – пленили более 100000 душ, так что Фракия, Македония, Скифия и Азия наполнены были русскими невольниками. В 1506 году (20-й набег) крымские татары увели с собой также до 100.000 пленных 55 . – В сорокалетнее царствование Сигизмунда I (1509–1548) множество польских панов осело в Галицкой Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010