217. Записки и Летописи: Семена Ремезова летопись Сибирская Кунгурская до 1649 г. (рукоп. библ. Акад. наук); с 1678 до 1700 г. составлены им и детьми его 24 карты (чертежи) Сибири (Румянцева 346). Пахомия , архиепископа Астраханского, Астраханская летопись, составленная в 1649 г. (Царского 238). Никифора Толочаннинова дневник путешествия 1650 г. в Имеретию (в Синод. библ.). Григория Кошихина о России в царствование Алексея Михаиловича, изд. СПб. 1840 г. Московская летопись 1633–1647 г. (Царского 232). Феодора Байкова , Сибирского воеводы, путешествие в Китай 1654 г. (изд. в IV ч. Вибл. и Сахаровым в Сказан. т. 122–134). Курский летописец, или повесть о Курской иконе Знамения Божией Матери, оканчивающийся чудом 1646 г. (Царского 548), а по другому списку 1660 г. (Толстого V, 13; Библ. Общ. ист. 130); содержание повести в Москвитянине 1843 г., ч. V, стр. 138, 139. Повесть о чудесах Тихвинской иконы Божией Матери, с описанием некоторых событий 1393–1648 г. и с пространным описанием осады Тихвинской обители Шведами 1613 г.; сочинение приписываемое иконописцу Иродиону Сергееву ; часть повести (об осаде) напечатана в III т. Собр. Русск. летоп. III, 283, и в Гродненской типографии 1789 г.; целое сочинение в рукоп. Царского 233, 549. Петра Золотарева Записки 1669 г. об Астраханском бунте Разина и о убиении митр. Иосифа (в Син. библ.). Псковская летопись, оканчивается 1650 г. (Собр. лет. IV, 169 сл.), известия ее с 1548 до 1650 г. должны бы быть названы третьею Псковскою летописью, где события до 1547 г. изложены сокращенно (IV, 256–307; см. стр. 79, 123). Записка очевидца о Ярославском пожаре, 1658 г (Царского 415). 218. Биографы: в 1650 г. священник Василий описал обретение мощей Кашинской княгини Анны. В 1657 г. при Вологодском архиеп. Маркелле описаны жизнь и чудеса преп. Галактиона († 1611 г.). В 1665 г. сочинено было житие преп. Никандра Псковского († 1582 г.); сочинителем был, вероятно, Яков Матвеевич Муравьев , построивший около 1650 г. храм во имя преп. Никандра в его обители. Житие Никодима, подвижника Кожеозерского, известно по списку 1662 г. (Царского 190). При патр. Никоне в 1657 г. составлена книжка о Русских святых, расположенная по дням месяца, со списком Русских чудотворных икон (рукоп. Новгор. Соф. библ.). Иерей Иоанн составил сводный подлинник святых всего года, или подлинный внешний вид их, в руководство иконописцам, сличив древний греческий подлинник «с прологами, с четьими минеями, с Киевскими печатными листами» и с замечаниями Русских иконописцев; сочинение расположено по месяцам и к нему присовокуплены разные греческие и русские статьи, нужные для иконописцев, в том числе две главы Стоглавника (Толстого XVII в. II, 65; Царского 314, – список знаменитого иконописца Устюжанина Афанасия Петрова Соколова; сл. Савваитова опис. Устюжск. монаст., СПб., 1848 г., стр. 22). В 1658 г. краткий подлинник святых расположен по алфавиту (Толстого II, 61; Царского 315; Общ. ист. 315; сл. Сахарова «о Русск. иконоп.» СПб. 1849 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН РЯБОВСКИЙ (ок. 1441, с. Рожалово Кесовской вол. Бежецкого Верха - 12.02.1509), прп. (пам. 12 февр., 11 июня, 21 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Троицкой Рябовской пуст. (совр. дер. Рябово Калязинского р-на Тверской обл.). В «Повести о граде Угличе» и в «Угличском летописце», составленных во 2-й пол. XVIII в., сохранились фрагменты жития В. Р. Святой упоминается также в житии прп. Паисия Угличского (по мнению В. О. Ключевского , пространная редакция жития составлена после разорения Углича поляками в 1611 г., дошла в позднем сборнике 1776 г.: БАН. Арх. комис. 223/372; краткая редакция жития сохр. в Милютинских Четьих Минеях (см. Милютин Иоанн )). Согласно «Угличскому летописцу», В. Р. принадлежал к дворянскому роду Шеховских. В 1473 г., в возрасте 32 лет, он пришел в угличский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь , через нек-рое время был пострижен прп. Паисием в монашество. В 1482 г. В. Р. участвовал в обретении иконы Покрова Пресв. Богородицы на берегу Волги. Ок. 1492 г. он, получив благословение прп. Паисия, покинул Покровскую обитель и отправился на поиски места, удобного для основания нового мон-ря. По дороге В. Р. посетил Улейминский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Пробыв там нек-рое время, он отправился в Рябовский лес. Святой поселился на земле своих «сродников», в 30 верстах от Углича, «близ Московской новой дороги». Первым храмом новой обители стала ц. в честь Пресв. Троицы. Преподобный не порывал связи с Покровским мон-рем. В 1504 г. он участвовал в погребении прп. Паисия. Незадолго до кончины В. Р. заболел, созвал братию и благословил нового игумена - иером. Мартиниана. Преподобный был погребен в Троицкой ц. Через 3 года у его гроба стали совершаться чудеса, в частности получил исцеление расслабленный Валериан. В связи с многочисленными чудотворениями по молитвам к святому монахи установили над местом его погребения «гробницу со крестом, над землею верху на локоть вышины», здесь совершались панихиды по преподобному. В 1548 г. при строительстве каменного Троицкого храма вместо древнего деревянного были обретены мощи В. Р. В Смутное время обитель была разорена поляками, в 1619 г. восстановлена по указу царя Михаила Феодоровича и Патриарха всея Руси Филарета . В 1764 г. мон-рь упразднили, Троицкий храм стал приходским. Храм не сохранился, место погребения В. Р. утеряно.

http://pravenc.ru/text/149899.html

дом взятой из оного в м-рь архиер. митры, украшенной драгоценн. камнями), 267 (дело о монахе Михее, содержавшимся здесь с 1727 г. и сосланном в Псково-Печер. м-рь в 1737 г.), 303 (уставщик м-ря иеромон. Моисей определен архимандритом в Петропавлов. Брянск. м-рь), 312 (справка об указе, на основании которого приписан м-рь в 1715 г. к Александр. Невск.), 325 (архим. Петр присутствовал при коронации Имп. Петра II), 370 (иеромон. Гавриил перемещен по его обещанию во Флорищеву пустынь, а Зосима в Крестовоздвиженский Полтав.), прилож., LXXX, VII (ведом. о вотчинах м-ря), CXL, VIII (состояние школы при м-ре); “Матер. для ист. г. Углича XVII и XVIII cm.”, 14 (опись 1717 г. монастыр. подворья по Фалелеевой ул.); “Русск. истор. Библиот.”, III, 36 (празднов. в Москов. Успен. соборе в 1630 г. 23 ноября кн. Александру Невскому; трезвон середний бывал, а в 1631 г. для храму в ревут, приказано в вечеру отпуск книгу минею четью, а по утру сосуды золотые да шандалы оловянн.); IV, 850 (Палинодия 1611 г.; 23 нояб. память св. вел. кн. Александра Невского); “Сборник летоп. юж. и зап. Руси”, 57 (в 1724 г. здесь погребен генеральн. писарь Савич). 592. Успенский – Богородицкий – Евейский или Иевейский , мужской, совсем уничтоженный, при мест. Иевье, Виленской губ., Трокского у., в 20 вер. к сев.-зап. от Трок. Основан в 1619 г. кн. Богд. Матв. Огинским, причем он устроил здесь церкви Успения и Вознесения, а при них типографию. Церковь Вознесения и типография давно уничтожены, а монастырь с церковью Успения существовал до 1812 г., когда все здания монастыря и церковь сгорели. Уцелела лишь одна древняя икона Божией Матери (с надписью 1548 г.), которая поставлена в новом храме Успения, построенном в 1840 г., в 1 вер. от бывшего монастыря. “Ист. Росс. Иерар.”, IV, 78; Ратшин, “Полн. собр. ист. свед. о мон.”, 175; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 203; Корева, “Вилен. губ.”, 544; “Опис. монаст.”, 1817 г., 41; “Дополн. к Акт. истор.”, IV, 50 (Вестовые отписки 1658 г., относительно происшествий в Польше и Литве; на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

мон-ря, в 1916 офиц. преобразован в женский, закрыт в 30-х гг. XX в.), Кречевский Николаевский (мужской, в 3,2 км от Ст. Руссы, на левом берегу р. Полисть; основан не позднее 1443, упразднен в 1764, впосл. возобновлен, закрыт после 1917), Перекомский Богоявленский Николаевский (мужской; основан в 1450 прп. Ефремом Перекомским при впадении р. Веронда (Верёнда) в оз. Ильмень (возможно, на месте Преображенского Верёндовского (Видогоицского) мон-ря, об основании к-рого есть известие под 1407), в нач. XVI в. из-за частых наводнений перенесен на несколько километров к востоку от прежнего места, также на берегу оз. Ильмень, в 1580 и в 1611 разорен шведами, восстановлен в 1672, упразднен в 1764, возрожден на рубеже XVIII и XIX вв. под названием Николаевского Розважского Перекомского после переселения в обитель братии закрытого новгородского заштатного Николаевского Розважского мон-ря, закрыт в 1919, в 1930-1932 все постройки уничтожены), Сырков в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (в совр. дер. Сырково Новгородского р-на; основан как мужской в 1548, преобразован в женский в 1712, закрыт в 20-х гг. XX в.), Реконская Троицкая пуст. (мужская, на р. Реконька, в 7 км к югу от совр. дер. В. Заозерье Любытинского р-на; основана не позднее 1672, к 1695 преобразована в приходскую церковь, впосл. возобновлена, упразднена к 1783, возобновлена в 1860, закрыта после 1917), Рдейская Успенская пуст. (на полуострове Рдейского оз., ныне урочище Рдейская Пустынь Холмского р-на; основана как мужская во 2-й пол. XVII в., упразднена в 1764, в 1886 учреждена жен. община, к-рая в 1893 обращена в пустынь, закрыта ок. 1932), Короцкий во имя свт. Тихона Задонского (женский, в совр. пос. Короцко Валдайского р-на; основан как жен. община в 1864, в 1881 община преобразована в монастырь, официально закрыт в 1920, сельскохозяйственная артель монашествующих упразднена в 1931), Званский Знаменский (женский, в 6 км к югу от совр. ст. Волхов Мост; основан в 1869, закрыт в 1925), в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Епископы З. стремились выйти из юрисдикции Калочайской митрополии: напр., еп. Степан II Бабонич (1225-1247) безуспешно выступал за вхождение епископии в состав Сплитского архиеп-ства (при этом З. должен был стать центром объединенного диоцеза). Нек-рые епископы принимали активное участие в политике: еп. Шимун Эрдёди (1519-1543), надеясь получить должность канцлера, поддержал трансильванского кн. Яноша I Запойяи в борьбе за титул венг. короля, но победивший Фердинанд I Габсбург назначил на должность канцлера и главы Загребской кафедры Николу II Олаха (1543-1548). Загребский еп. Павел II Григорианец (1550-1557) был участником Тридентского Собора и осуществил в еп-стве З. ряд контрреформационных преобразований. Еп. Юрай I Драшкович (1564-1578), ставший в 1567 г. хорват. баном, открыл семинарию, обучение в к-рой было поставлено согласно предписаниям Тридентского Собора. В 1585 г. еп. Юрай первым из хорватов был возведен в сан кардинала. В 1602 г. синод, созванный еп. Николаем III Зелницем Степаничем (1598-1602), признал католицизм единственной религией в Хорватии (это решение подтвердил хорват. Собор в 1604) и пригласил иезуитов . В 1606 г. в З. была открыта иезуитская гимназия, а при еп. Петре II Домитровиче (1611-1628) началось возведение ц. св. Екатерины по образцу иезуитской ц. Иль Джезу в Риме. Еп. Александр I Игнаций Микулич (1688-1694) вновь попытался выйти из юрисдикции Калочайской митрополии и объединиться с архиеп-ством Сплит, но этому помешала Венеция, к-рая владела Далмацией и опасалась утраты своего влияния в Хорватии. В кон. XVII - нач. XVIII в. в результате австро-тур. войн в состав Загребского еп-ства вошли новые земли: часть Славонии и Хорватии до рек Уна, Сава, Корана, Глина (1699) и часть Срема (1718). В тот же период на территории еп-ства значительно увеличилось число правосл. сербов, к-рые оказались на австр. земле во время великого переселения сербов 1690 г. во главе с патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) . Католические церковные власти провоцировали конфликты между хорватами и сербами, но, несмотря на это, сербам удалось учредить на территории диоцеза неск. правосл. епархий (см. ст. Загребско-Люблянская и всей Италии епархия ).

http://pravenc.ru/text/182461.html

Новгородские архиепископы со своей стороны старались возможными для них мерами распространять и поддерживать православие среди населения этого края. Так в 1534 г. от 25-го Марта была послана в Водьскую пятину грамота архиепископа Макария с священником Илиею и двумя боярскими детьми Васюком Палицыным и Ивашкой Отманаевым, в которой жители ее увещевались хранить чистоту христианской жизни, – бросить «арбуев» и идолопоклонство, крестить детей у православных священников, ходить в церковь исповедываться, жить не блудно, соблюдать посты (Петровский, среду и пятницу) и проч. Почти дословно с такою же грамотою и такими же целями истребления языческих мольбищ и других предметов суеверия был посылаем в Водьскую пятину Софийского собора священник Никифор с двумя детьми боярскими – Федчей Прокофьевым и Сенкой Мартьяновым – архиепископом Новгородским Феодосием в 1548 году 8 июня. Тот же Феодосий в 1543 г. 15 Января посылал к тамошним игуменам и попам грамоту об отправлении в установленное время молебнов и крестных ходов 171 . Царь Иван 4-й потерял было Балтийское прибрежье, но в 1591 году часть Корелии отнята у Шведов и восстановлено православие: города Ямь, Копорье и Иван–город «очищались от еллинских богомерских гнусов». Чрез четыре года, когда была отнята остальная часть Корелии, сюда были посланы из Москвы бояре, которые по повелению царя «разоряли языческие капища, сокрушали идолы, воздвигали святые церкви и пречистые великия обители устроили». Для больших успехов православия в 1598 г. при Борисе Годунове была учреждена даже особая Корельская архиерейская кафедра 172 . Но при появлении самозванцев этому краю пришлось не только потерпеть сильный ущерб благосостоянию, но и на долго быть отторгнутым от России (Корельская кафедра закрылась 1611). Царь Михаил Феодорович по Столбовскому договору 1617 года был вынужден уступить Швеции большую часть Водьской пятины с крепостями: Ивангородом, Ямбургом, Копорьем, Орешком и Кексгольмом. Относительно туземных христиан тогда было постановлено, как уже упомянуто выше, чтобы священники и пашенные люди остались на своих местах; а в дальнейших переговорах Шведское правительство соглашалось чрез посольство (Густава Стенбука с товарищами), «чтобы Михаил Феодорович, всея Русии Самодержец, велел поволити из городов, которые преж того были Российского царствия, а ныне для христианского покою поступлены в вельможного государя Свейского сторону из Иван-города, и из Корелы, и из Орешка, и из Копорья, и из Ямы-города, и тех городов из уездов православные веры греческого закона игуменом, и попом, и дьяконом для поставленья и благословенья приезжати к Новгородскому митрополиту, а митрополиту их приимати и благословляти и разрешати в духовных делех по прежнему»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Придел преподобного Никона был построен в 1548 и перестроен в 1623 г. Реставрирован в 1930-х-1950-х гг. И.В. Трофимовым и В.И. Балдиным. Маленький кирпичный храмик, до половины высоты стен облицованный белым камнем, принадлежит к типу бесстолпных одноглавых одноапсидных церквей. Его четверик с поясом килевидных нишек вверху завершен ярусом кокошников и луковичной главой. Крупный полукруглый алтарь, а также западный фасад украшены аркатурой на тонких колонках с бусинами. Придел перекрыт коробовым сводом с распалубкой, прорезанной отверстием светового барабана. " Сепапионова палатка " построена по преданию, на месте келии преподобного Сергия, в которой он сподобился видения Пресвятой Богородицы с апостолами. В память об этом на западной стене установлен образ " Явление Божией Матери преподобному Сергию " . Палатка полностью перестроена в 1829 г. В 1950 г. расписана " под старину " . Здесь также погребены другие бывшие архимандриты обители - Святителя Митрополита Иоасафа (Скрипицына) (ск. 1555), преподобного Дионисия (Зобнинского) (ск. 1633), который вместе с троицким келарем Авраамием Палицыным в 1611-1612 гг. писал и рассылал патриотические послания, поднимавшие русский народ на борьбу с польско-литовскими захватчиками. Также палатка является хранилищем монастырских святынь, среди которых правая рука первомученика архидиакона Стефана (ск. 34). Западная паперть, впервые упомянутая в 1584 г., в 1642 г. перекрыта вспарушенным сводом. Здесь сохранились фрагменты росписей XVI в. Под западным притвором собора - усыпальница князей Трубецких и Одоевских с белокаменными надгробиями. " Собор Троицкий и " Серапионова палатка " (отдельно) в комплексе " Монастырь Троице-Сергиева лавра " являются объектами культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Источники: Каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. - М., Строийздат, 1999 г. Материалы официального сайта Троице-Сергиеврй лавры " Дом Живоначальной Троицы " . Демидов С.В. " По Троицкой дороге " Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005 г.

http://sobory.ru/article/?object=03960

о степенях игуменов); “Дополн. к Акт. истор.», I, 162 (Приговор 1611 г.; подписал игум. Геннадий); Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 75; “Чтения в И. Общ. Ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.235 душ крест.); 1861 г., I, Отд. 3, 20, 34 (Древ. церк. обряды в Новг.), II, Отд. 3, 26 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг); “Новгород. писцов. кн.», I, 147, 150, 514, 786; II, 284; “Полн. собр. лет.», III, 23 (постр. кам. церк. 1196 г.), 152 (в 1547 г. В. кв. Ив. Вас. слушал здесь молебны при игум. Афанасии и келаре Парфении; их следует отнести к Кириллову Белозер. м-рю, а также и известие в 1548 г.; у Строева неправильно отнесены сюда), 167 (посещ. в 1492 г. м-ря архиеп. Леонидом), 197 (о степенях м-рей 1673 г.), 217 (в 1196 г. постр. церк. Афанасия и Кирилла); IV, 18 (о том же), 94 (в 1386 г. сожжен новгородцами); VI, 213 (в 1478 г. занят войсками В. кн. Ивана Васильев. под командою царевича), 301 (пожар 1537 г. при игум. Корнилии); VIII, 191 (осада Новгор. 1478 г.); X, 23 (в 1196 г. постр. кам. церк.); XV, 286 (в 1197 г. залож. каменная церковь св. Кирилла); “Русская историческая Библиотека», II, 486, 142 (царская грамота 1627 года о кормовых и панихидных деньгах). 867. Кириллов – Белозерский – Успенский, мужской, 1-го класса (с 1764 г.), при гор. Кирилове, Новгородской губ., на берегу оз. Сиверского и при рч. Свияге. Основан преп. Кириллом, переселившимся в Белозерскую область в 1397 г. из Симонова Москов. монастыря, где он был недолгое время архимандритом. Здесь он ископал пещеру, и вскоре около него стала собираться братия, которая устроила церковь Успения. Преп. Кирилл преставился в 1427 г., 9 июня, в каковой день и чтится его память; мощи его покоятся под спудом в церкви во имя Кирилла Белозерск. Монастырь разделяется на Большой и Малый; в последнем сохраняются под каменным чехлом дерев. келия преп. Кирилла, его колодезь и крест. Из вещей преп. Кирилла уцелели: фелонь, подрясник, деревянный красный сосуд, овчинный тулуп, шерстяной колпак, костыль орехового дерева, кожаный пояс, 2 чаши, ковш, святцы, писанные рукою преподобного на пергаменте, духовное завещание, в котором он поручал свой монастырь Можайскому кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вассиан Санин 1506–1515 Иоанн IV 1520–1525 Кирилл III 1526–1538 Досифей 1539–1542 Алексий 1543–1548 Никандр 1549–1566 Корнилий 1567–1574 Иона И 1574–1576 Авраамий упом. в 1577 Давид 1578–1582 Евфимий 1583–1585 Иов 1586 Митрополиты Ростовские и Ярославские: Варлаам Рогов 1587–1603 до 1589 года архиепископ Uoha II , Думин 1603–1604 Кирилл Завидов 1605–1606 Филарет Романов 1606–1609 Кирилл Завидов, вторично 1611–1616 Варлаам Старорушин 1619–1652 Иона Сысоевич 1652–1691 Иоасаф Лазаревич 1691–1701 Димитрий Туптало 1702–1709 Епископы и архиепископы Ростовские и Ярославские: Досифей Глебов, еп. 1711–1718 Георгий Дашков 1718–1730 до 1726 года епископ Иоаким 1731–1741 Арсений Мациевич, митроп. 1742–1763 Афанасий Вольховский, еп. 1763–1776 Самуил Миславский 1776–1783 до 1777 года епископ Арсений Верещагин 1783–1799 до 1785 года епископ Архиепископы Ярославские и Ростовские: Павел Пономарев 1799–1806 Антоний Знаменский 1806–1820 Филарет Дроздов 1820–1821 Симеон Крылов-Платонов 1821–1824 Авраамий Шумилин 1824–1836 Филарет Амфитеатров 1836–1837 Евгений Казанцев 1837–1853 Нил Исаакович 1853–1874 Димитрий Муретов 1874–1876 Леонид Краснопевков 1876 Ионафан Руднев 1877 с 1863 года архиепископ Горийское викариатство Учреждено в 1811 году. 89 Епископы (в Тифлисе): Досифей Пицхелаури 1812–1814 Гервасий Мачаварани 1814–1817 Стефан, князь Джорджазе, архиеп. 1819–1639 Никифор, князь Джорджазе 1842–1851 Киевская епархия. 90 Митрополиты Киевские и всея России (в Киеве): Михаил I, св. Грек 988–991 Леон (Лев I), грек 991–1007 Иоанн I, грек. 1008–1035 Феопемпт, грек 1035–1049 Кирилл I 1050 Иларион, первый из русских 1051–1054 Ефрем I 1055 Георгий I, грек 1067–1077 Иоанн II, грек, св. 1077–1089 Иоанн III, грек. 1089–1091 Ефрем II, грек. 1092–1097 Николай, грек. 1097–1102 Никифор I, грек 1103–1121 Никита, грек. 1122–1126 Михаил II, грек 1127–1145 Климент Смолятич, русский 1147–1154 Константин I, грек 1155–1159 Феодор, грек. 1161–1163 Иоанн IV, грек. 1164–1166 Константин II, грек. 1167–1177 Никифор II Пупомин, грек 1182–1198

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В известных же доселе чинах действа Ваий не находится подтверждения такому мнению. И в других городах, например в Новгороде, в том же XVI столетии, шествие на осле было не около церквей, а из собора во Входо-Иерусалимскую церковь и оттуда обратно в собор. Так, в 1548 г. водили под архиепископом осла от Софеи Премудрости до Иерусалима, також и назад (Извест. Имп. Арх. Общ. Т. III, стр. 48). И в Москве, в самом начале XVII столетия, было хождение не около церквей Кремля, а из собора во Входо-Иерусалимскую церковь и обратно. Об этом сказано у современников – иностранцев. Датский герцог Ганс младший писал, что в 1603 году шествие патриарха на осле было из Кремля в Иерусалимскую церковь. Там, пробыв полчаса, он затем ехал обратно в Успенский собор (Чтен. Имп. Общ. ист. и древн. 1867, кн. 4, отдел. IV, стр. 38–42). Маржерет в 1606 году, описывая шествие патриарха на осле (коне покрытом) в Вербное воскресение, говорит: «Царь ведет осла за повод из Кремля до церкви, именуемой Иерусалим, оттуда в храм Богоматери» (Сказан. соврем. о Дмитрие Самозван. Устрялова. Изд. III. 1859, ч. I, стр. 260). В дневнике Маскевича, 1611 года, сказано, что в Вербное воскресенье патриарх совершает торжественное шествие к церкви (св. Троицы, стоящей на рву к Кремлевской стороне) на осле, или на белом коне, от храма Пречистой Богородицы (Устрялов. Сказан. современ. о Дмитрие Самозванце. Спб., изд. III, ч. II, стр. 59). Петрей в сочинении о России, изданном в 1615 году, рассказывает, что в Вербное воскресение великий князь со всеми своими боярами, князьями и всеми придворными отправляется из своих покоев в церковь Девы Марии и слушает там обедню. После обедни, великий князь идет из этой церкви в другую, находящуюся вне Кремля и называемую Иерусалимом. На переходе туда он должен вести осла, на котором сидит патриарх (Чтен. в Имп. Общ. истор. и древн. 1867, кн. II, стр. 442). В «Сказании действенных чинов», бывших в 1627 году, в Успенском Московском соборе, говорится: «Патриарх ездит перед обеднею на осляти (из собора) к Троице на ров, и паки поедет в собор» (Вифл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010