В списке святых нашего собора, подобно тому, как и в списке святых собора 1547-го года, один признается сомнительным. 182 Это – Нифонт, архиепископ Новгородский, имя которого вместе с именем епископа Никиты, как мы сказали, читается только в одном из двух известных списков жития митр. Ионы и при том не в самом тексте, а приписанным на поле. Но существуют некоторые указания, которые говорят за вероятность относить его канонизацию к вашему собору 1549-го года. Житие Нифонта написано известным Псковским клириком Василием, в монашестве Варлаамом, когда ему – Нифонту уже установлено было празднование, о чем прямо говорится в житии. Но в заключение жития автор его обращается к Нифонту с молитвою о митр. Макарии, который установил ему празднование, и об архиепископе Новгородском «имярек» 183 . Это «имярек» со всею вероятностью должно быть понимаемо так, что когда Василий писал житие Нифонта, кафедра Новгородская оставалась праздною по причине смены архиепископа, почему имя архиепископа и оставалось неизвестным (что значит «имярек»). Но кафедра Новгородская оставалась праздною с 21-го Декабря 1550-го года, когда низведен Феодосий, до 14-го Июня 1551-го года, когда поставлен был Серапион Курцов, и потом с 29-го Октября 1552-го года, когда умер Серапион, до 22-го Ноября того же года, когда поставлен был Пимин. О деятельности собора 1549-го года, как мы указывали выше, сообщает сведения царь Иван Васильевич в своей речи к Стоглавому собору. Царь говорит, что по окончании собора 1547-го года он обращался с молением к святителям Российского царствия, – к митрополиту, архиепископам и епископам, да койждо их во своих проделах, порученных им, – во градех и в монастырях и в пустынях и во весех, известно пытает и обыскивает о великих новых чудотворцех священными соборы и игумены и священники и иноки и пустынники и князми и боляры и богобоязнивыми людми, где которые чудотворцы прославилися великими чудесы и знамении, от коликих времен и в каковы лета, – и что святители вскоре исполнили его – царя поручение с радостию духовною и с вожделением сердечным 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Казаки от 1547 до 1552 года Вместе с нравом Иоанна переменилось и все его окружавшее. На Кремлевской площади уже не слышны были крики людей, бежавших от злых медведей; в комнатах дворца уже не раздавался хохот шутов и скоморохов , которых там было множество в то время, когда Иоанн занимался только забавами. Нет! Теперь занятия его были совсем другого рода: каждый час употреблял он на что-нибудь полезное, каждую минуту думал о том, чтобы восполнить недостаток своего воспитания. Во время же отдыха от трудов наслаждением его были не прежние жестокие забавы, а приятное общество его добродетельной и прелестной супруги и умного друга — Адашева. Благочестивая, кроткая, прекрасная душа первой утверждала молодого царя во всех его добрых намерениях и молилась об их продолжении; а проницательный, твердый, деятельный ум второго помогал ему отыскивать несправедливость и защищать слабых от притеснения сильных. Великие способности Иоанна Васильевича с каждым днем более и более удивляли его счастливых подданных. Как быстро образ жизни его переменился, несмотря на множество различных и трудных занятий, несмотря на чрезвычайную его молодость! Он принялся за дело, самое важное для государства, — законодательство. Вместе с умнейшими боярами он рассмотрел все прежние законы великих князей и последнее уложение Ин. 3 и, дополнив его новыми постановлениями, издал в 1550 году книгу законов: Судебник, или вторую Русскую правду. Для лучшего образования юношества, готовившегося к духовному званию, молодой, попечительный государь приказал открыть училища в Москве и в других городах. Он хотел просветить не только духовенство, но и весь свой народ и для этого поручил Саксонцу Шлитту, который жил в Москве, вывезти из Немецкой земли разных ремесленников, художников, лекарей, аптекарей, типографщиков и других искусных людей. Это благодетельное намерение молодого государя не исполнилось: Шлитт, хотя и отправился в Германию и уже набрал там 120 человек, но Литовские рыцари, боясь, что вместе с просвещением России могущество и слава ее еще больше увеличатся, не допустили в Москву умных Немцев и самого Шлитта посадили в темницу. Однако некоторые из них пробрались потом в Россию и были полезны для наших предков своими знаниями.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

L., 1986; Azcona J. M. Bibliografía de San Francisco de Javier. Pamplona, 1952; Brodrick J. Saint Francis Xavier (1506-1552). L., 1952; Grasso D. Il pensiero di S. Francesco Saverio sulla salvezza degli antichi pagani//Studia Missionalia. 1953. T. 7. P. 109-123; L é on-Dufour X. Saint François Xavier: Itinéraire mystique de l " apôtre. P., 1953; Wicki G., Raggi A. M. Francesco Saverio//BiblSS. Vol. 5. Col. 1226-1238; Elizalde I. San Francisco Xavier en la literatura española. Madrid, 1961; S. Francisco de Xavier, apóstolo das Indias. Lisboa, 1963; Aoyama P. Die Missionstätigkeit des hl. Franz Xaver in Japan aus japanischer Sicht. St. Augustin, 1967; Recondo Iribarren J. M. Francés de Xavier. Pamplona, 1970; idem. San Francisco Javier. Madrid, 1999; Aubert R., Bernard-Maitre H., Gilmont J.-F. François de Xavier (Saint)//DHGE. T. 28. Col. 773-791; Neill S. A History of Christianity in India. Camb., 1984. Vol. 1: The Beginnings to AD 1707; Bourdon L. La Compagnie de Jésus et le Japon: La fondation de la mission japonaise par François Xavier (1547-1551) et les premiers résultats de la prédication chrétienne sous le supériorat de Cosme de Torres (1551-1570). P., 1993; O " Malley J. W. The First Jesuits. Camb. (Mass.), 1993; Alonso Romo E. J. Los escritos portugueses de San Francisco Javier. Braga, 2000; Bermejo L. M. Unto the Indies: Life of St. Francis Xavier. Anand, 2000; Franz Xaver - Patron der Missionen: FS zum 450. Todestag/Hrsg. R. Haub, J. Oswald. Regensburg, 2002; Lacouture J. Dialog in Yamaguchi: Weitreichende Ansätze in Franz Xavers Mission. Mannheim, 2002; Osswald M. C. The Iconography and Cult of Francis Xavier, 1552-1640//AHSI. 2002. T. 71. N 142. P. 259-277; Oswald J. Ignatius Loyola and Francis Xavier//Ibid. P. 231-247; Garcia Guti é rrez F. San Francisco Javier en el arte de España y Oriente. Sevilla, 2005; S. Francisco Xavier: 450 anos da sua morte (1552-2002). Braga, 2005; upanov I. G. Missionary Tropics: The Catholic Frontier in India (16th-17th Cent.).

http://pravenc.ru/text/2462095.html

Tsar Ivan IV the Terrible (r. 1533–1584) established his reign on the foundation of the “Third Rome” ideology. He was crowned tsar in January of 1547. One month later he married Anastasia Romanova. As long as she lived, she had a salutary influence upon her impetuous, emotionally unstable husband. She bore him six children, but only two of them survived to adulthood. Later in 1547, a huge fire in Moscow destroyed much of the city. To help in the rebuilding process, Ivan invited numerous technicians, printers, and physicians from the West. In 1550 a National Assembly was called, which approved a new legal code, allowing for extensive local self-government. Three major local Church councils were held between 1547 and 1551. At the first two, forty-five saints from throughout Russia were glorified. And at the third one, known as the Council of One Hundred Chapters (Stoglav), many necessary reforms were instituted. This council proclaimed the ritual practices of the Russian Church to be superior to those of the other Orthodox Churches. In 1552, Tsar Ivan conquered the Tatar Khannate of Kazan. In celebration of this victory, the great church on Red Square in Moscow, dedicated to Saint Basil the Blessed Fool for Christ, was built, with Oriental influence in its architecture. It became a national symbol of Russia. In 1555 the missionary archdiocese of Kazan was established. According to Dimitry Pospielovsky in The Orthodox Church in the History of Russia, “Ivan’s missionary guidelines for the conquered Tatar kingdoms of Kazan and Astrakhan stipulated that conversions were to be only voluntary, by education and conviction, not by coercion.” Saint Gury (or Gurias; d. 1563), the bishop of Kazan, was influential in missionary outreach. In these years Ivan accepted the guidance of a humble, country parish priest named Father Sylvester, who composed a tremendously popular practical guidebook for Christian family life called Domostroi (The Home-Builder). Tragically, these “thirteen good years” came to an end in 1560. Ominously, one year before, having fallen under the influence of his courtiers who resented the high standing held by Father Sylvester, the simple country priest, Ivan ordered him to leave Moscow. The next year, on August 7, 1560, his beloved young wife suddenly died. He suspected that she had been poisoned.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

Об успехах в солеварении свидетельствует грамота царя Иоанна IV Васильевича, выданная в дек. 1547 г. По ней К. м. был освобожден от уплаты пошлин на провоз 4 тыс. пудов соли в Вологду и на закупленный после продажи соли монастырский «запас». В 1551 г. состоялся пересмотр жалованных грамот, когда привилегии мн. обителей были сокращены, но грамота 1547 г. подтверждена. В целом царская власть оказывала поддержку сев. обители, существовавшей в непростых условиях. В XVI-XVII вв. К. м. получил ок. 100 царских грамот с разрешением беспошлинного ввоза и продажи соли. Мон-рь имел собственные суда и подворья в Москве, Холмогорах, Вологде, Вел. Устюге, Архангельске. Грамота от 17 мая 1551 г. свидетельствует о материальном состоянии К. м., находившегося на далекой окраине в неблагоприятных климатических условиях («в том манастыре полтретьятцать братов и со строителем, а пашенка деи у того манастыря невелика и прокормитися им не чем»), и о пожаре, случившемся ок. 1547 г. (АИ. Т. 1. 156. С. 280-281). В отписи К. м. от 1 окт. 1551 г. строителю старцу Кириаку впервые упоминается помимо холодной Никольской ц. еще и теплая ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (Опись. 1841. С. 284). Возможно, строитель Кириак, постриженик Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря , был назначен в К. м. для восстановления его после пожара. О положении мон-ря в сер. XVI в. свидетельствует сотная из писцовых книг 1552-1553 гг. (Сб. грамот. 1922. 138), в которой упомянуто о сильном запустении монастырских владений. По сотной выписи из писцовых книг от 2 марта 1554 г., во владениях К. м. насчитывалось 12 деревень, мн. дворы были пусты. В хозяйстве К. м., как и др. сев. монастырей, важную роль играли промыслы, в частности солеварение (Там же. 139, 141, 155). В 1578 г. царь Иоанн IV Грозный дал обители грамоту на соленые варницы в Нёноксе, Уне, Варзуге и Солзе, на рыбные ловли в р. Малокурье, во всех ее притоках и в Кудьмозерской тоне. Во 2-й пол. XVI в. владения К. м. увеличились за счет вкладов и покупок.

http://pravenc.ru/text/2057250.html

—194— В списке святых собора, подобно тому, как и в списке святых собора 1547-го года, один признается сомнительным. Это – Нифонт, архиепископ Новгородский, имя которого вместе с именем епископа Никиты, как мы сказали, в рукописи жития митр. Ионы приписано на поле. Но существуют некоторые указания, которые говорят за вероятность относить его канонизацию к нашему Собору 1549-го года. Житие Нифонта написано известным Псковским клириком Василием, в монашестве Варлаамом, когда ему – Нифонту уже уставлено было празднование, о чем прямо говорится в житии. Но в заключение жития автор его обращается к Нифонту с молитвою о митр. Макарии, который уставил ему празднование, и об архиепископе Новгородском «имярек». 1382 Это «имярек» со всею вероятностью должно быть понимаемо так, что когда Василий писал житие Нифонта, кафедра Новгородская оставалась праздною по причине смены архиепископа, почему имя архиепископа и оставалось неизвестным (что значит «имярек»). Но кафедра Новгородская оставалась праздною с 21-го Декабря 1550-го года, когда низведен Феодосий, до 14-го Июня 1551-го года, когда поставлен был Серапион Курцов, и потом с 29-го Октября 1552-го года, когда умер Серапион, до 22-го Ноября того же года, когда поставлен был Пимин. О деятельности собора 1549-го года, как мы указывали выше, сообщает сведения царь Иван Васильевич в своей речи к Стоглавому собору. Царь говорит, что по окончании собора 1547-го года он обращался с молением к святителям Российского царствия, – к митрополиту, архиепископам и епископам, да койждо их во своих пределах, порученных им, – во градех и в монастырях и в пустынях и во весех, известно пытает и обыскивает о великих новых чудотворцех священными соборы и игумены и священники и иноки и пустынники и князми и боляры и богобоязнивыми людми, где которые чудотворцы прославилися великими чудесы и знамении, от коликих времен и в каковы лета, – и что —195— святители вскоре исполнили его-царя поручение с радостью духовною и с вожделением сердечным. 1383 На собор 1547-го года епископы явились с доказательствами прав на канонизацию, как чудотворцев, известного количества святых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Суздальский агиограф составил службу и Похвальное слово «новым чудотворцам» - Собору русских святых, пополнившемуся после канонизаций в 1547 и 1549 гг. Служба и Похвальное слово содержатся в рукописи кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. В нек-рых списках службы хронологически последним именем является имя св. Василия Блаженного († 1557). В докладе Поместному Собору Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. Б. А. Тураев отметил, что служба «новым чудотворцам» составлена Г. «по образцу службы всем преподобным, положенной на службу сырную, с прямыми заимствованиями с нее (например, седален по первом стихословии)» (цит. по: Афанасий (Сахаров). О празднике. С. 93). В службе «новым чудотворцам», где прославляются не только канонизированные святые, но и подвижники благочестия, представлен более полный, чем в Похвальном слове, список имен. Несмотря на то что составленная Г. служба «новым чудотворцам» не получила широкого распространения в рус. литургической традиции, она явилась прототипом более поздних редакций служб Собору русских святых вплоть до «Службы всем святым, в земли Российстей просиявшим», утвержденной на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Служба Г. была опубликована старообрядцами в 1786 г., затем единоверцами в нач. XX в. (Служба всем святым Российским Чюдотворцем. М., 1911. Л. 1 - 23 об.), Похвальное слово в этих изданиях принадлежит не Г., а С. Денисову (см. Денисовы ). В качестве образца для Похвального слова Г. использовал «Слово о преподобных отцах в Сырную субботу» митр. Григория Цамблака, дополненное сюжетами из Киево-Печерского Патерика , др. древнерус. житий. От произведения Григория Цамблака Похвальное слово Г. отличается большей конкретностью в описании жизни святых, выраженной гражданской позицией, патриотизмом. Трудно согласиться с Дмитриевой, датировавшей Похвальное слово ок. 1547 г. Исследовательница обосновывает свою т. зр. тем, что Г. «отмечает как современник работу владимирских иноков Рождественского монастыря над «Повестью о житии Александра Невского»» ( Дмитриева. С. 170). Г. упоминает в сочинении, по-видимому, Похвальное слово (3-ю редакцию Жития св. Александра Невского), написанное по поручению митр. Макария во владимирском Рождественском мон-ре между 1547 и 1552 гг., однако суздальский агиограф пишет об этом труде в прошедшем времени («владимерстии иноцы написаша достойно добродетели его» - цит. по: Макарий (Веретенников). С. 141). Несмотря на то что Г. в Похвальном слове повествует о святых с разной степенью подробности и мн. имен не упоминает, этот труд является первым памятником соборного прославления рус. святых.

http://pravenc.ru/text/166628.html

принцип оправдания верой. Положения «Десяти статей» были повторены в т. н. Книге епископов (1537) («Bishops Book», или «Institution of a Christian Man»). «Шесть статей» , появившиеся в 1539 г., продемонстрировали возврат Генриха VIII к Римско-католической Церкви: признавалась транссубстанциация в таинстве Евхаристии; причащение мирян под одним видом (только хлебом); целибат для клириков; подтверждалась законность таинства исповеди и частных месс. После принятия этого статута епископы-протестанты Латимер и Шекстон вышли в отставку, и начались гонения на протестантов, не признававших нового закона. «Королевская книга» (1543) подтвердила и дополнила положения «Шести статей». При кор. Эдуарде VI (1547-1553) «Шесть статей» были отменены. В 1548 г. по всей стране прошла визитация храмов. Предписания, подготовленные архиеп. Т. Кранмером, предлагали устранить из церквей все изображения святых (в т. ч. и витражи). Запрещались воскресные процессии, колокольный звон, свечи в храме (за исключением 2 перед алтарем). Запрет на чтение Библии был снят, священникам также предписывалось произносить проповеди, используя сборник «Гомилий» (1547), составленный Кранмером. В кон. 1547 г. было конфисковано имущество всех часовен и распущены основавшие их братства мирян. В 1549 г. первый «Акт о единообразии» предписал ввести на всей территории страны новую литургию на основании «Книги общих молитв» (1549; 2-я ред. в 1552), где были окончательно закреплены 2 таинства, Крещение и Евхаристия, а также символическая трактовка Евхаристии и ежедневное совершение лишь одной литургии в приходе. Из праздников были оставлены Рождество Христово, Пасха и Св. Троица, а также дни поминовения тех святых, к-рые были упомянуты в Евангелии (апостолов и евангелистов, св. Иоанна Крестителя, св. Марии Магдалины). Священникам было также разрешено жениться, чем воспользовалось от 1/3 до 1/10 приходских священников в зависимости от диоцеза. Введение новой литургии (на Троицу в 1549) вызвало серьезное недовольство. Нек-рые миряне-католики и монахи эмигрировали в Лувен (совр.

http://pravenc.ru/text/150119.html

На первом этапе преобразования не затрагивали вероучения Церкви, что определялось позицией Генриха VIII, отрицательно относившегося к лютеранству. Среди англиканских богословов большой вес имела группа епископов во главе со Стефаном Гардинером, стремившаяся сохранить в неприкосновенности католическое вероучение. Им противостояло крыло духовенства, возглавляемое архиепископом Кентерберийским Томасом Кранмером, главным идеологом английской Реформации в первой половине XVI в. В 1536 г. Комитет Реформации под председательством Кранмера, поддерживавший тесные связи с немецкими протестантскими богословами Ф. Меланхтоном, М. Буцером и другими, сформулировал основные принципы англиканского вероисповедания — «Десять статей» , закреплявших, несмотря на их компромиссный характер, разрыв с римско-католической доктриной, поскольку в них признавались лишь три Таинства — крещение, Евхаристия и покаяние, а также декларировался протестантский принцип оправдания верой. Под влиянием Кранмера и его единомышленников Генрих VIII разрешил в конце 30-х годов XVI в. издавать и распространять английские переводы Библии; в 1539 г. вышло первое издание так называемой Большой Библии (Greate Bible), но в результате победы традиционалистов, издавших в 1539 г. «Шестистатейный статут», возвращавший Церковь Англии к римско-католической доктрине, Генрих VIII ввел ограничения на чтение и толкование Библии для мирян (1543). Сторонников кальвинизма, распространившегося в 30—40-е годы XVI в. в Англии, не удовлетворял умеренный характер церковной реформы. Восшествие на престол короля Эдуарда VI (1547—1553) ознаменовало начало нового, более радикального этапа реформации Церкви Англии. Были отменены «Шесть статей», сняты ограничения на чтение Библии и создана комиссия для выработки англиканского Символа веры. В 1547 г. под редакцией Томаса Кранмера была издана «Книга гомилий», сыгравшая важную роль в истории англиканского богословия. Важнейшим шагом в английской Реформации стало издание «Книги общих молитв» (1549, 2-я редакция — 1552), окончательно закреплявшей признание только двух Таинств и трактовку символического характера Евхаристии. Введение «Книги общих молитв» сопровождалось «Актами о единообразии», унифицировавшими литургическую практику англиканства. В 1552 г. комиссия Кранмера завершила работу над 42 статьями, утвержденными Эдуардом VI в качестве официального вероисповедания Англиканской Церкви, однако смерть короля и восшествие на престол Марии Тюдор (1553—1558) прервали развитие английской Реформации. Ее правление было отмечено восстановлением католичества, возрождением монашеских орденов, реституцией церковных земель, преследованием протестантов и эмиграцией многих из них в Германию и Швейцарию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Составитель Жития преподобного Кириака, монах Лавры преподобного Евфимия Кирилл, был свидетелем того, как преподобный предсказал близкую смерть ересеначальников Нона и Леонтия, что вскоре и свершилось, и ересь перестала распространяться. Сама Пресвятая Богородица призывала преподобного Кириака блюсти в чистоте Православное учение: явившись ему во сне со святыми Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом , Она отказалась войти в келлию преподобного, потому что в ней находилась книга со словами еретика Нестория. " У тебя в келлии - Мой враг " ,- сказала Она (память явления Пресвятой Богородицы преподобному Кириаку 8 июня). На 99-м году жизни преподобный Кириак опять удалился в Сусаким и там жил со своим учеником Иоанном. В пустыне преподобному Кириаку служил огромный лев, который охранял его от разбойников, но не трогал приходивших братий и ел из рук преподобного. Однажды в летнюю жару высохла вся вода в яме, куда зимой пустынники собирали воду, а другого источника воды не было. Преподобный Кириак помолился, и тут же в пустыне пролился обильный дождь, наполнивший яму водой. За два года до смерти преподобный Кириак вернулся в монастырь и вновь поселился в пещере преподобного Харитона. До конца жизни праведный старец сохранял бодрость, с усердием пел стоя, никогда не бывал без дела: или молился, или работал. Перед смертью преподобный Кириак призвал братию, благословил всех и с молитвой тихо отошел ко Господу, прожив 109 лет. Иконописный подлинник Афон. 1547. Прп. Кириак. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г. Константинополь. 985. Прп. Кириак. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Дечани. Ок. 1350. Свв. Харитон Исповедние (28 сентября), Кириак Отшельник (29 сентября), Григорий Армянский (30 сентября). Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года. Афон. XV. Прп. Кириак. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Афон. XV. Прп. Кириак. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Афон. 1552. Прпп. Кириак Отшельник и Нил Синайский. Фреска монастыря св. Павла. Афон. 1552 г. Греция. XVII (?). Прп. и прп. Кириак. Икона. Греция. XVII (?) в. Русь. XVII. Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 29 сентября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913980.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010