Начало этой книги восходит к Византии, откуда прибыли художники расписывать Киево–Печерский храм в XI веке. Они и ввели у нас в употребление книгу Подлинник, которая время от времени менялась в связи с прибавлением новых святых Русской Церкви. Византийский Лицевой подлинник известен с Х века. Он был распространен по приказу императора Василия Болгаробойцы. Автор же его, живший около 980 года, остался неизвестным. В недавнее время открыты греческие списки Подлинника в Афонской библиотеке. Некоторые из них были изданы на французском языке, все они были составлены не ранее XVbeka. Русский Подлинник не принадлежит к Афонской редакции, текст дан в переводе, изображения же – в позднейших копиях. Развитие Подлинника шло под наблюдением духовной власти, охранявшей церковные предания. Русский иконописец учился у мастера-грека и передавал свои познания в записанном и зарисованном виде ближайшим помощникам и преемникам, те –своим ученикам и т.д. В первые времена русский иконописный Подлинник имел довольно обширный объем и отвечал на все вопросы своего предназначения. Он состоял из трех книг. 1. .Лицевой подлинник – изображения святых. 2. Правила иконописания. 3. Те же правила, относящиеся к стенописи. С привнесением в Месяцеслов имен новых российских святых росло и содержание Подлинника. Более полным он стал при митрополите Московском Макарии (архиепископ Новгородский в 1526–1542 гг. и митрополит Московский в 1542–1563 гг.). Митрополит Макарий сам был иконописец – «бе бо иконному писанию навычен» (Никоновская  летопись. С. 254). В 1547 и 1549 годах были созваны Соборы, на которых канонизированы русские святые, подвизавшиеся до середины XVI века. Поэтому списки русских иконописных Подлинников несколько расходятся друг с другом в численности имен святых. Стоглавый Собор 1551 года не упоминает о Подлиннике, а ссылается на работы преподобного Андрея Рублева, так как Подлинники в то время были достоянием весьма ограниченного круга иконников и знатоков. В постановлении Собора читаем: «Писати живописцем иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

Помимо сохранившихся лицевых покровов и пелен в Успенском соборе по опубликованным письменным источникам известны др. произведения царских мастерских с образом И. В книгах «верхнего относа» (выдача материалов для дворцовых мастерских) под 15 дек. 1616 г. указан «покров Ионы митр., камка куфтерь багрова, около шит тропарь: «ото юности своея» серебром, образ его назнаменан белилы, подкладка холст бел» ( Забелин. 2003. С. 634). Вероятно, работа над этим покровом была начата еще до Смуты. Поскольку покров был передан в хоромы царицы-инокини Марфы Ивановны, можно предположить, что окружение молодого царя Михаила Феодоровича по завершении шитья фигуры И. в среднике надеялось на покровительство святого. В 1642 г. мастер Марк знаменил 6 дней на убрусе «по тафте жолтой» деисусную композицию с изображением святителей Петра, Алексия и И., а также свт. Феогноста. Этот шитый приклад предназначался, возможно, для одной из икон дворцовой ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы «что на сенях» (Там же. С. 726). Обретение мощей свт. Ионы, митр. Киевского и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70 е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 34) Обретение мощей свт. Ионы, митр. Киевского и всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70 е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 34) Появление образа «нового чудотворца» И. в произведениях 2-й пол. XVI в. прославляло благодатность Русской Церкви, давшей многочисленных святых и подвижников. В росписях Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551) фигура И. в молении включена в композицию «Поклонение Жертве» в нижнем ярусе центральной алтарной апсиды. Со святителями Филиппом, Петром и Алексием И. изображен в алтарной части Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1685, артель Гурия Никитина). В стенописи собора Успенского мон-ря в Свияжске (сер.- 2-я пол. XVI в.; по датировке А. С. Преображенского, кон. XVI - нач. XVII в.) И. помещен в центральном регистре на сев. стороне сев. столпа, располагающегося в алтарной части здания. Святитель представлен в полном облачении, с поднятой высоко вверх благословляющей рукой.

http://pravenc.ru/text/578250.html

порфира (плащ), обычно прикрывающая одно плечо, на ногах - сафьяновые сапоги, на голове - корона, под к-рой белый плат, причем если у имп. Елены плат нередко опускается на плечи, оставляя открытой шею, то у О. он иногда закрывает шею, плечи и частично грудь (напр., в росписи ц. Св. Троицы в Б. Вязёмах, 1598-1600). Изображения короны различались: это могла быть и византийская корона-камилавка (напр., в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, ок. 1547-1551), чаще городчатый венец с концами (с 7, 5 или 3) в виде лучей (напр., на иконах «Походная церковь», 70-е гг. или 3-я четв. XVI в., ТОКГ; «Равноап. кнг. Ольга и вмч. Георгий», нач. XVIII в., ГИМ)) или в виде лепестков (напр., на миниатюре в Степенной книге списка 1670 г.- РГБ. Ф. 178. 4288. Л. 10 об.; на иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в., УИХМ), в т. ч. 3-частных (напр., в росписи «Родословное древо Рюриковичей» на своде юж. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря, 1689). В Строгановском лицевом подлиннике (1-я четв. XVII в.; возможно, является списком кон. XVIII в. с подлинника кон. XVI - нач. XVII в.) О. изображена в городчатом венце поверх плата и в шубе с длинными рукавами поверх далматики с оплечьем. Изображение О. в шубе встречается в монументальной живописи Ярославля XVII в. (росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина), 1640, Крестовоздвиженского собора в Романове (ныне Тутаев), ок. 1676). Со 2-й пол. XVIII в. одежды и головной убор О. меняются: почти на всех иконах далматика становится короткой, появляется больше вариантов короны, иногда ее заменяет кокошник (большой или в виде диадемы), на к-рый нередко накинут белый плат (напр., на иконах кон. XIX в. с единоличным изображением О. в молении к Спасителю - 2 иконы в частном собрании). Вопрос о наиболее ранних изображениях О. остается дискуссионным. К таковым С. А. Высоцкий относил сцены в росписи лестничных башен собора Св. Софии в Киеве. Их сквозной темой он считал изображение пребывания княгини в К-поле и считал, что «фрески башен выполнялись теми же мастерами, которые расписывали центральную часть собора» ( Высоцкий.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Из Соборов этой эпохи особую историческую значимость имели следующие: 1492 г., когда решён был нелёгкий ввиду широкого распространения апокалиптических настроений вопрос о составлении пасхалии на 8-е тысячелетие от сотворения мира; 1503 г., подтвердивший право монастырей на владение населённой землёй; 1504 г., осудивший ересь «жидовствующих»; 1547 и 1549 гг., совершившие канонизации многих русских святых; 1551 г., издавший «Стоглав» — разделённый на 100 глав свод законов об устроении церковного порядка (название сборника перенесено было и на сам Собор). В 1589 г. на Руси было учреждено патриаршество. От восточных патриархов русский Первосвятитель отличался прежде всего тем, что при нём не было постоянного собора-синода, какой в то время уже состоял при патриархах на Востоке. Освященные Соборы и при патриархах оставались высшей инстанцией власти в Русской Церкви. Самыми значительными по своим последствиям были состоявшиеся в первый патриарший период Соборы: 1620 г., подтвердивший сложившийся к тому времени на Руси обычай перекрещивать католиков и протестантов при их присоединении к православию; 1654 г., отменивший это решение Собора 1620 г. и начавший по инициативе Патриарха Никона исправление церковных книг; Большой Московский 1666–1667 гг. с участием Восточных патриархов, подтвердивший осуждение старых обрядов и низложивший Патриарха Никона; 1682 г., принявший решение о значительном увеличении числа епархий Русской Церкви. Порядок управления в Русской Церкви претерпел кардинальную реформу в связи с упразднением патриаршества и учреждением Святейшего Синода в 1721 г. Проект реформы церковного управления под названием «Духовный регламент» был написан еп. Феофаном (Прокоповичем). После утверждения его Сенатом и Освященным Собором, который оказался последним (Соборы с тех пор не созывались вплоть до 1917 г.), после сбора подписей под ним епископов и архимандритов и игуменов «степенных монастырей» 14 февр. 1721 г. состоялось открытие Духовной коллегии, на первом заседании которой она была переименована в Святейший Правительствующий Синод — постоянно действующий малый собор.

http://bogoslov.ru/article/6174896

Таверна (osteria – итал.) 11 Целий – один из семи римских холмов. 12 Келлер Г. Люди из Зельдвилы. Сказка «Кошечка Зеркало». 13 От нем. edel – благородный. 14 Букв.: «Славь, язык» (лат.) – начальные слова гимна, написанного ок. 565 г. Венантом Фортунатом или гимна, приписываемого Фоме Аквинскому. 15 Вселенский собор Католической церкви; заседал в 1545–1547, 1551–1552 и 1562–1563 гг. в городе Тренто (лат. Tridentum). 16 Малышка (фр.). 17 Энцио – итальянская транслитерация немецкого имени Heinz. Побочный сын императора Фридриха II Гогенштауфена, короля Неаполя и Сицилии, представителя германских королей и императоров Священной Римской Империи в 1138-1254 гг. 18 Георге Стефан (1836–1933) – немецкий поэт-символист. 19 В Древнем Риме Палатин был средоточием исторических святынь: здесь показывали пещеру римской волчицы, хижину Ромула и т. д. В эпоху Империи на нем строились императорские дворцы. 20 Разграбление Рима (sacco – мешок (ит.)). 21 «Одно я понял и постиг душой: пусть жизнь – не высшее из благ, но худшее из бед людских – вина» (Ф. Шиллер. Мессинская невеста. Пер. Н. Н. Вильмонта). 22 Храм Антонина и Фаустины на римском Форуме. Был построен в честь умершей в 141 г. н. э. жены императора Антонина Пия. Антонин вскоре скончался и храм посвятили также и ему. 23 Пять форумов, построенных рядом с римским форумом (первый – при Юлии Цезаре, последний – при Траяне. 24 В классической архитектуре вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры. 25 Камень для кладки стен, отесанный в виде правильного параллепипеда. 26 Декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения. Мотив аканта широко использовался в античном искусстве. 27 Церковь Сан Джованни ин Латерано, главный кафедральный собор Рима. 28 Траттория – постоялый двор; fuori le mura – букв.: «за стенами» (ит.) – за стенами Рима, в его окрестностях. 29 Артишоки (ит.). 30 Священная лестница (по преданию, из дворца Пилата в Иерусалиме) из 28 мраморных ступеней, по которым поднимался Иисус Христос, была в 1589 г. по велению Папы Римского Сикста V из Латеранского дворца перенесена в соседнюю капеллу Санкта Санкторум. Подниматься по ней можно было только на коленях. 31

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

2. Церковное управление Отношение митрополита к патриарху и к московским государям. Митрополиты при Uoahhe III и Василии. Митрополиты в малолетство Грозного. Митрополит Макарий. Митрополит святой Фuлunn II. Митрополиты при царе Феодоре. Епархии московской митрополии. Органы епархиального управления. Устройство церковного суда. Состояние белого духовенства. Сборы с духовенства. Содержание белого духовенства. Перехожие и крестцовые попы. Меры к улучшению нравов белого духовенства. 3. Богослужение и христианская жизнь. Нестроения в церковном богослужении. Испорченность богослужебных книг, указанная Максимом Греком, и неудовольствия на него. Определение о богослужебных книгах собора 1551 года. Устройство типографии в Москве, первые печатные книги и судьба печатников. Новые храмы. Судьба местных святынь. Соборы 1547 и 1549 годов. Новые праздники и обряды. Святые иконы. Дело Висковатого. Обрядовый характер благочестия русских людей. Домострой. Состояние монашества. Преподобный Нил Сорский. Преподобный Иосиф Волоцкий (1440-1515 гг.). Другие подвижники и обители XV—XVI веков. Распоряжения правительства о церковных вотчинах. Недостатки монастырской жизни. 4. Учение и духовное просвещение. Печальное состояние просвещения в XVI веке. Недостаток школ и других просветительных средств. Ересь жидовствующих. Борьба с ересью архиепископа Геннадия и преподобного Иосифа Волоцкого. Просветительная деятельность святителя Геннадия и преподобного Иосифа. Возбужденные ересью вопросы и спор о них иосифлян и белозерских старцев. Отношение к спору иосифлян с белозерцами митрополита Даниила. Максим Грек и его просветительная деятельность. Участие Максима в споре иосифлян с их противниками. Судьба Максима. Труды митрополита Макария. Ереси Башкина и Косого. Зиновий Отенский. Отношения православных к протестанству и католичеству. 5. Киевская митрополия до присоединения Малороссии к Москве. Общий обзор состояния православия в Литве. Положение Киевской митрополии по отделении ее от Московской. Отношение митрополитов к константинопольскому патриарху и внутреннее управление митрополии. Участие мирян в церковных делах. Состояние православия при Александре и Сигизмунде. Виленский собор 1509 года. Состояние церкви при Curuзмyhдe II. Распространение в Польше и Литве протестанства, появление и деятельность иезуитов. Виленская иезуитская академия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

( Cormack. 1985. P. 51-52). В таком случае это портреты живых исторических лиц. Начиная с мозаик VIII в., заказанных папой Иоанном VII для оратория базилики Сан-Пьетро-ин-Ватикано (650-707, фрагменты сохр. в ватиканских гротах), в зап. искусстве квадратные нимбы всегда связаны с изображением живых персон (напр., папы Захария и Феодота, заказчика капеллы, в росписи капеллы св. Феодота в рим. ц. Санта-Мария-Антиква, 741-752; папы Пасхалия I и его матери Феодоры в капелле Сан-Дзено римской ц. Санта-Прасседе, 817-824). Этот факт подтверждается письменными источниками. Так, Иоанн Диакон сообщает, что прямоугольный Н.- это атрибут живых («circa verticem vero tabulae similitudinem, quod viventis insigne est, praferens, non coronam» - Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 84). Данный иконографический мотив имел широкое распространение в искусстве Запада: Золотой алтарь базилики Сант-Амброджо в Милане (IX в.), фрески IX в. крипты Епифания в мон-ре Сан-Винченцо-аль-Вольтурно и ц. Сан-Бенедетто в Маллес-Веноста, миниатюра из манускрипта из мон-ря Нонантола, кон. X в. (Vercelli. Bibl. Capitolare. CXLVIII), крест Ариберта (1-я пол. XI в., Музей собора, Милан), фреска в апсиде базилики в Аквилее (кон. XII в.), миниатюра кон. X в. из Псалтири архиеп. Эгберта из Трира (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриуле. Cod. CXXXVI. Fol. 17). Нек-рые исследователи связывали происхождение прямоугольной формы Н. с изображениями на егип. мумиях. В позднем византийском и поствизант. и древнерус. искусстве начиная с XVI в. в монументальной, станковой живописи и других видах изобразительного искусства для изображения Первого Лица Св. Троицы в композиции «Троица Новозаветная, или Отечество», Господа Саваофа или Христа Ветхого Денми использовали Н. с одним или 2 пересекающимися ромбами красного и синего цвета: напр., икона «Христос Ветхий Денми» ок. 1330 г. в нартексе ц. св. Апостолов в Печской Патриархии, Косово и Метохия; «Четырехчастная» икона 1547-1551 гг. из Благовещенского собора Московского Кремля; икона «Отечество» 1653 г.

http://pravenc.ru/text/2577657.html

Такой художественный прием находит свое обоснование в желании Василия Дмитриевича получить царское звание, и с другой стороны, суть его – стремление следовать константинопольским традициям – можно видеть почти в каждом памятнике культурной жизни времени пребывания на Руси греческих митрополитов Киприана и Фотия, в литературе и изобразительном искусстве периода, который принято называть «вторым южнославянским влиянием». Множество аналогичных «ускользающих» сопоставлений сюжетного действия с библейскими или новозаветными событиями, создаваемых с помощью вплетенных в текст цитат общеизвестных текстов, символических названий, загадок, можно найти в литературных произведениях этой поры. Интересно отметить, что подобные приемы часто используются в текстах весьма актуального содержания, повествующих об исторических событиях или излагающих житийные повести, то есть открывающих перед нами реалии своего времени. Такими же реалиями были и портретные изображения в гимнографических композициях XIV в., как бы ни интерпретировал их художник. Лик князя Василия Дмитриевича на иконе Успенского собора наделен целым рядом индивидуальных черт, которые можно отметить и в других его изображениях: на саккосе митрополита Фотия, на северной грани северо-западного столба Благовещенского собора (1547–1551 гг.), на южной стене Архангельского собора над его гробницей (1666 г.): длинное узкое лицо с прямым лбом, тонкий изогнутый нос, близко и глубоко расположенные глаза, темно-русая короткая борода, образующая внизу раздвоенный клин. Дмитрий Донской, изображенный на фресках московских соборов рядом со своим сыном, отличается от него более широким лицом, круглым лбом, прямым носом и более густой, круглой бородой. 116 Трехчетвертной поворот фигуры Василия I во фресковых композициях Благовещенского и Архангельского соборов в значительной степени напоминает изображение на иконе, и нельзя исключить возможности, что икона была их источником. Существует еще одно обстоятельство, свидетельствующее о возникновении иконы в Москве в княжение Василия Дмитриевича: это – ее надписи, которые, правда, сохранились очень неполно.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Тем более характерны его жизненные варианты, создавшиеся здесь под влиянием условий среды и момента. Бледные сведения о соборах домонгольского времени скорее дают представление о соборах только епископского состава. Но вот, напр., собор в Переяславле Залесском в 1309 г. по спорному вопросу о ставленных пошлинах и обвинении св. митр. Петра в симонии. На соборе участвует множество низших клириков и мирских людей. Дело доходит чуть не до вооруженного столкновения между разными княжескими партиями. Явно, что вопрос, касавшийся рядового священства и мирян-патронов множества церквей, и решался на соборе с участием депутатов от этих заинтересованных кругов. Эта форма соборности — назовем ее условно — типа деМократического. А вот обратный тип, автократический, Мирно-консервативную Русь в 1437 году озадачивают греки вовлечением во Флорентийскую унию. Великий князь московский Василий Васильевич, сознающий себя теократическим светским главой русского православия по подобию греческих царей, ни о каком соборе своих епископов и не задумывается. Он просто сам решает послать навязанного нам митрополита грека Исидора на собор в Италию. А когда тот возвращается в Москву с актом унии, то соборная мысль русских епископов цепенеет и впадает в паралич от этой ошеломляющей неожиданности: «вси епискупи рустии умолчаша и воздремаша и уснуша». Тогда сам великий князь единоличным волевым решением отверг унию. Вслед затем «вси епископии рустии возбудишася и начаша именовати Исидора еретиком». Это был момент кристаллизации московской теократии, когда психологически фокус русского религиозного самоопределения сошелся в сердце московского единодержавца. Эта была, если можно так выразиться, соборность свернувшаяся, собравшаяся в одну точку, но именно соборность, а не личный произвол. Ибо, исходя вновь из того центра, в котором она собралась, она принята была и епископатом и клиром и всем народом, как подлинная соборная мысль всех. Так Дух дышит, где хочет.    Обычный состав соборов московского времени 1490, 1503, 1504,1547, 1549, 1551, 1553 гг., слагается, кроме епископов, также из архимандритов, игуменов, старцев, протопопов и уполномоченных великого князя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Более подробно вопрос о льготах обители рассматривает Л. И. Ивина, которая отмечает, что «в области иммунитета вторая половина 40-х гг. XVI в. ознаменовалась для Симонова монастыря главным образом поощрением его торговли и перевоза товаров без пошлин» 854 . Время Митрополита Макария характеризуется интенсивной соборной жизнью. Участие в работе Соборов будущего иерарха началось со времени настоятельства в Симоновом монастыре. 24 февраля 1549 года в Москве проходил Собор, осудивший бывшего Чудовского архимандрита «Исака Собаку» 855 . Этим же временем датируется второй Макарьевский Собор, канонизовавший русских святых, в работе которого мог принимать участие Симоновский архимандрит Трифон 856 . В декабре 1547 года Митрополит Макарий, ходатайствуя пред царем, подписал с Собором духовенства крестоцеловальную запись И. И. Турунтая-Пронского на верность царю и неотъезд его в Литву, Польшу 857 . Среди духовенства в записи назван и Симоновский архимандрит Трифон. Вкладные записи свидетельствуют о монашеских постригах при архимандрите Симоне. «При нем в монастырь были пострижены Василий Брехов (Васьян) и Федор Рябчиков» 858 . После пятилетнего пребывания в Симоновой обители он был поставлен в Суздальские епископы, а настоятелем на Симонове стал его брат архимандрит Алексий (Ступишин; 1550–1555) 859 . Епископская хиротония нового иерарха была совершена 10 марта 1549 года в первую неделю Великого Поста 860 . Этим временем датируется второй Макарьевский Собор, канонизировавший русских святых, на котором был канонизован преподобный Евфимий Суздальский 861 . 17 марта из игуменов Троице-Сергиева монастыря был поставлен Ростовский архиепископ Никандр 862 . В его хиротонии, несомненно, участвовал новопосталенный Суздальский владыка. Суздальский владыка участвовал в заседаниях Стоглавого Собора в 1551 году 863 , а затем в последовавших соборных приговорах об ограничении церковных владений, о церковных пошлинах в Великом Новгороде 864 . 15 декабря 1550 года он дал жалованную грамоту Спасо-Евфимьеву монастырю при архимандрите Савве 865 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010