Его руки подняты в молении, но смотрит он не на святых, а на молящегося коленопреклоненно пожилого князя в богато расшитых одеждах. Эти лица часто отождествляют с М. и вел. кн. Василием III Иоанновичем, хотя икона была написана спустя 14 лет после смерти вел. князя. В такой же позе, как на «Четырехчастной» иконе, вел. кн. Василий Иоаннович изображен на миниатюре Лицевого летописного свода, в повествовании о посещении вел. князем зимой 7035/36 (1526/27) г. Тихвина для «богомолья» - поклонения чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери. В этой композиции в коленопреклоненном архиерее уверенно опознаётся М., занимавший в тот период кафедру Новгородского архиепископа, а потому изображенного в мантии с «источниками» и в белом клобуке. Очевидно, именно моление перед Тихвинской иконой Божией Матери сыграло особую роль в формировании композиции «соборного моления» народа Русской земли во главе с вел. князем и Новгородским архипастырем, а позднее - митрополитом. В 50-60-х гг. XVI в. были написаны неск. больших храмовых образов с изводом Тихвинской иконы Божией Матери в окружении клейм со Сказанием о ней. Наиболее ранней является икона в местном ряду Благовещенского собора Московского Кремля (между 1547 и 1551 гг.). На нижнем поле иконы расположена пространная композиция, включающая моление Пресв. Богородице мирян и духовенства на пейзажном фоне. Моление неколенопреклоненное, это, возможно, связано с тем, что композиция иллюстрирует иной текст, нежели клеймо «Четырехчастной иконы». Группу духовенства возглавляет митрополит в узорчатом зеленом саккосе, с белым омофором, в шапке. Борода без седины, недлинная и округлая, широкая. Повторением этого извода сцены является Тихвинская икона Божией Матери со Сказанием из Успенского собора в Дмитрове (60-е гг. XVI в.; ныне в ЦМиАР; на М. крещатый саккос). В другом варианте эта же сцена представлена еще на одной ранней Тихвинской иконе Божией Матери со Сказанием из Большого Тихвинского мон-ря (НГОМЗ; согласно Э. А. Гордиенко, клейма датируются 60-ми гг.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Лекция 20 Преподобный Максим Грек, его происхождение, образование, деятельность в Италии и на Афоне. Переводческие труды преп. Максима на Руси. Взаимоотношения с митрополитом Варлаамом. Конфликт Максима Грека с митрополитом Даниилом. Суды над преп. Максимом в 1525 и 1531 гг. и его последующее заточение. Взаимоотношения преп. Максима и Вассиана Патрикеева. Литературные труды Максима Грека. Преп. Максим в период правления св. митрополита Макария. Митрополит Московский и всея Руси Иоасаф (Скрипицын). Продолжение боярской смуты. Низложение Иоасафа. Лекция 21 Митрополит Московский и всея Руси св. Макарий, его происхождение и начало церковной деятельности. Св. Макарий в бытность его Новгородским архиепископом. Поставление св. Макария на митрополию и его взаимоотношения с Шуйскими. Первые годы княжения Иоанна IV, влияние боярской смуты на его характер. Роль св. Макария в воспитании государя. Начало самостоятельного правления Иоанна IV, его венчание на царство. Начало преобразований в церковной жизни и государственно-политической системе. Протопоп Сильвестр и «Избранная Рада». Канонизационные Соборы 1547 и 1549 гг. Земский Собор 1550 г. Стоглавый Собор 1551 г. и его значение для церковной и государственной жизни. Окончание работы св. Макария над «Четьими-Минеями». Лекция 22 «Собор на еретиков» 1553-1554 гг. Обнаружение новой ереси. Дело Матвея Башкина. Осуждение старца Артемия, архимандрита Феодорита и проч. Феодосий Косой и его еретические убеждения. Дело дьяка Висковатого. Взятие Казани Иоанном Грозным. Собор 1555 г., образование Казанской архиепископии. Св. Гурий и Герман Казанские и св. Варсонофий Тверской, их миссионерские труды. Покорение Астрахани и ее христианизация. Русская духовная литература середины XVI в., Ермолай-Еразм, Зиновий Отенский, протопоп Сильвестр и др. Начало книгопечатания в Московском государстве. Диакон Иоанн Федоров и его ученики. Лекция 23 Причины перемен в характере царя Иоанна Грозного, обусловившие переход к тираническому правлению и массовому террору. Начало Опричнины. Русская Церковь во время опричного террора. Митрополит Афанасий. Попытка поставления св. Германа Казанского на митрополию. Подвиг святителя Филиппа (Колычева). Митрополит Кирилл III. Поход Иоанна Грозного на Новгород. Митрополит Антоний и Соборы 1573 и 1580 гг. по вопросу о церковном землевладении. Митрополит Дионисий. Кончина Иоанна Грозного и воцарение Феодора Иоанновича.

http://sedmitza.ru/lib/text/436227/

В соответствии с идеями эпохи царя Иоанна IV, прежде всего актуализацией темы святости государей и их родословия, изображения В. С. и его ближайших св. сродников стали обязательными в убранстве домовых храмов и палат Кремлевского дворца в Москве сер. XVI в., подчеркивая генеалогическую связь московских правителей со св. князьями киевского периода и избранность правящего рода Рюриковичей. В галерее изображений рус. князей на столпах Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551) В. С. представлен вместе с кнг. Ольгой, их изображения сопоставлены с др. царственными поборниками Православия: имп. Константином и имп. Еленой, восстановителями иконопочитания имп. Михаилом и имп. Феодорой, а также с киевскими, владимирскими и московскими князьями-потомками В. С. ( Самойлова. 2003. С. 32). В росписи 1652-1666 гг. Архангельского собора Московского Кремля, повторявшей программу 1564-1565 гг., напротив В. С. (отличительная черта этого образа - воздетые руки, символизирующие молитву князя о новообращенных людях и о всей Русской земле) - кнг. Ольга, по соседству находятся изображения Бориса и Глеба. Образы В. С., Ольги, Бориса и Глеба, открывающих историю рус. княжеской святости, присутствуют и в росписи лоджии Архангельского собора ( Самойлова. 2002), соседствуя с серией композиций, посвященных Крещению Руси. Сходный цикл, дополненный сценами получения царских регалий кн. Владимиром Мономахом, фигурой В. С. у царского места, присутствовал в несохранившейся росписи Золотой палаты Кремлевского дворца (50-е гг. XVI в.), известной по описанию 1672 г. (см.: Забелин. 2000. Т. 1. С. 175, 177). Традиция включения сцен из жизни В. С. в декор парадных дворцовых залов была продолжена при царе Феодоре Иоанновиче в росписи Грановитой палаты, где В. С. изображен раздающим города своим сыновьям (Там же. С. 183; композиция повторена в сохранившейся росписи 80-х гг. XIX в., выполненной палешанами Белоусовыми). Изображения В. С. неоднократно встречаются в произведениях, являвшихся личными вкладами царя Иоанна IV: полуфигура на кайме шитой катапетасмы для мон-ря Хиландар на Афоне, 1555 г. (в паре с имп. Константином); поясные изображения В. С., Бориса и Глеба на нижнем поле оклада Евангелия 1568 г. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК), где также представлены почитавшиеся в царской семье прп. Никита Переяславский и вмц. Анастасия. В качестве небесного покровителя кн. Владимира Андреевича Старицкого В. С. изображен на кайме плащаницы 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, вышитой в мастерской кн. Евфросинии (Евдокии) Старицкой (с 1812 находится в Успенском соборе Смоленска), без сыновей, в паре с прп. Евфросинией, покровительницей матери старицкого князя; на иконе, упомянутой в описи старицкого Успенского мон-ря (Описные книги старицкого Успенского монастыря 7111-1605 г. Старица, 1912. С. 16),- рядом с мч. Андреем Стратилатом, тезоименным кн. Андрею Старицкому.

http://pravenc.ru/text/159104.html

8) «Заповедь св. отец ко исповедующимся сыном и дщерем», иначе называемая уставом белеческим (т. е. для бельцов – мирян, а не для чернецовмонахов). Этот компилятивный свод правил о покаянии и о епитимьях, составившийся из разных греческих источников и из переведенной с латинского «заповеди св. отец», носит имя митроп. Георгия, упоминаемого в летописях под 1072 и 1073 гг. 9) Статьи, относящиеся к порядку совершения церковных священнодействий и к разным другим сторонам церковной дисциплины, в связи с нравами тогдашнего времени и остатками язычества, как напр. правило митрополита Uoahha II (1080–1089), вопросы Кирика с ответами Нифонта и др. лиц (1130–1156), поучение архиепископа новгородского Илии (в монашестве Иоанна) 1165–1186 г. 10) Правило Кирилла II на соборе владимирском 1274 г. об определении на церковные должности, об искоренении дурных народных обычаев и проч. 11) Послание владимирского епископа к местному князю, падающее на конец XII в. и замечательное в том отношении, что в нем кратко излагается то, что позднее составило содержание устава Владимира, без приписания этого устава Владимиру. 12) Нравственно поучительные или распорядительные, в порядке управления, правила и послания митрополитов Максима, Киприана, Фотия и друг. Б. История источников церковного права в московском государстве и в современной ему юго-западной Руси § 66. Источники национального церковного права в московском государстве. С конца XV в. возле личности московского государя, как центра, сосредоточиваются церковные соборы, созвание которых, не только для суда над отдельными лицами и для осуждения ереси и раскола, но и для установления законных норм, становится явлением весьма нередким. Таковы соборы: 1491 г. о продолжении пасхалии на восьмую тысячу лет, 1503 г. о несовместности монастырского землевладения с истинным понятием монашества (см. ниже § 116),-соборы 1547 и 1549 гг., на которых канонизован был целый ряд русских святых, 1551 г. или стоглавый, предпринявший сложное и систематическое законодательство по устроению церковного порядка, соборы 1562, 1573 и 1580 гг., шедшие по пути, проложенному собором 1503 г. и более и более ограничивавшие церковное землевладение, собор 1564 г. о предоставлении московскому митрополиту права носить белый клобук, каковое отличие до тех пор принадлежало только архиепископу новгородскому, собор 1620 г., подтвердивший сложившееся на Руси путем обычая правило о перекрещивании латинян, в случае обращения их в православие, московский собор 1666–1667 г., низложивший патриарха Никона , отделивший раскольников от церкви, осудивший постановления стоглавого собора о двуперстии и сугубой аллилуии, отменивший постановление собора 1620 г. о перекрещивании латинян и постановивший довольно много церковно-дисциплинарных определений, часть которых внесена в полное собрание законов Российской империи, собор 1681 г., на котором было отклонено предложение о подчинении епископов митрополитам и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Новгородского. Изображая одного и того же святого, мастер-знаменщик не копирует образ, а рисует его заново; его почерк, творческая манера иконописца вполне узнаваемы. Ранее считавшаяся вкладом Настасьи Овиновой хоругвь с образом «Чудо Георгия о змие» на лицевой стороне и с фигурами святых на обороте (свт. Николай Чудотворец, ап. Иоанн Богослов и свт. Евфимий II, архиеп. Вяжицкий) - произведение той же мастерской, которое также может быть датировано 50-ми гг. XVI в. Искусству мастеров этой мастерской принадлежат: покров прп. Арсения Коневского (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия), вложенный в 1551 г. «детьми боярскими Михаилом Козминым сыном Бровцыным и Григорием Якимовым сыном Щетининым»; хоругвь из Вяжищского мон-ря (НГОМЗ), на 2 сторонах к-рой вышиты «Чудо Георгия о змие» и святые (свт. Николай Чудотворец, ап. Иоанн Богослов и архиеп. Евфимий II), а также небольшие пелены «Свт. Никита Новгородский и митр. Петр» (ГИМ), «Свт. Иоанн Новгородский» (ГММК), фрагменты шитья с изображениями святителей Никиты и Иоанна Новгородских (НГОМЗ). Изготовление этих пелен можно отнести ко времени канонизации Иоанна и Никиты Новгородских (1547 и 1558). На всех изделиях свт. Никита без бороды, что присуще тем изображениям, к-рые были выполнены вскоре после обретения его мощей (1558), когда эта черта его внешности была подробно описана в послании к свт. Макарию, митр. Московскому, Новгородским архиеп. Пименом. Кон. 40-х - нач. 60-х гг. XVI в. может быть датирована пелена «Александр Свирский в молении перед Богоматерью», согласно вкладной надписи, шитая В. А. Брусиловой, женой Третьяка Пешкова. В 50-60-х гг. XVI в. были созданы: пелены «Прп. Симеон Столпник» из Соловецкого мон-ря (ГРМ), «Чудо Георгия о змие» из Коневского мон-ря (ГРМ), «Моление вмц. Екатерины о народе», переданная из новгородского Софийского собора в Хутынский мон-рь в XIX в. (НГОМЗ), «Собор арх. Гавриила» (ГИМ), покровец «Агнец Божий» из Хутынского мон-ря (НГОМЗ). К тому же кругу памятников относятся пелены «Положение во гроб» 1558 г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Раннее изображение Д. И. в монументальной живописи сохранилось в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, к-рая, согласно летописной записи, была исполнена в 1508 г. мастером Феодосием , сыном Дионисия; после реставрации 80-х гг. XX в. время создания живописного ансамбля отнесено к 1547-1551 гг. (использована первоначальная система росписи), когда в Кремле выполнялись восстановительные работы после большого московского пожара ( Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля. М., 1990. С. 21). Д. И. представлен в молении, как и на иконах,- в синем кафтане и красном охабне с длинными рукавами, с непокрытой головой, в нижнем ярусе на сев. грани северо-зап. столпа вместе с сыном кн. Василием I. В этом ярусе росписи также изображены рус. князья Владимир Всеволодович Мономах, Ярослав Всеволодович, блгв. кн. Александр Ярославич Невский и Иоанн I Даниилович Калита; на зап. столпах собора - визант. государи: равноапостольные Константин и Елена, восстановители иконопочитания - имп. Михаил III и имп. св. Феодора, а также равноапостольные кн. Владимир и кнг. Ольга. Изображение визант. императоров и праведных правителей Руси в домовой церкви московских государей связывают с идеей обоснования законности царской власти Московского царствующего дома (Там же. С. 33). В соответствии с визант. традицией Д. И., как и все цари, изображен с нимбом. Наиболее полно эта идея была воплощена в росписи 1561 г. средней Золотой палаты царского дворца в Московском Кремле (не сохр.), известной благодаря подробному описанию царского иконописца Симона Ушакова 1672 г. ( Забелин И. Е. Опись стенописных изображений Государева Дворца, сост. в 1672 г.// Он же. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 1238-1255; он же. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 19184. Т. 1: Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. С. 157, 175-178). В основу сложной символической программы росписи, включавшей фигуры рус. князей от равноап. Владимира до Василия III Иоанновича, в т. ч. всех князей Московского дома, было положено «Сказание о князьях Владимирских», созданное в 10-х гг. XVI в. ( Подобедова О. И. Моск. школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 59-68). Образ Д. И. находился в откосе окна, слева от царского места.

http://pravenc.ru/text/178205.html

60 Хвольсон Орест Данилович (1852–1934) – физик, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук, почетный член Академии наук СССР. Составил пятитомный Курс физики, долгое время являвшийся основным учебным пособием в советских вузах. 62 Патриарх Никон (в миру – Никита Минов; 1605–1681) занимал Патриарший престол в 1652–1666 гг.; имел также титул Великого Государя. Провел реформы, в результате которых в Церкви произошел раскол. Противников никоновских реформ, которых возглавил протопоп Аввакум, стали называть раскольниками или старообрядцами. Осложнение отношений между царем Алексеем Михайловичем Романовым и Патриархом привело к тому, что Большой Московский Собор, проходивший в 1666 г., лишил Никона не только патриаршего, но и епископского сана. В Соборе участвовали Патриарх Александрийский Паисий и Патриарх Антиохийский Макарий. Патриарх Никон был сослан в Ферапонтов монастырь. Государь Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича, добился возвращения Никону сана Патриарха, но уже посмертно. 68 Петражицкий Лев Иосифович (1867–1931) – ученый, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы. В 1898–1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Санкт-Петербургском у ниверситете. 69 Ле Дантек Феликс (1869–1917) – французский биолог, философ, приверженец теории материалистического монизма. С 1899 г. – профессор общей эмбриологии в Сорбонне. 72 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы//Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 10. Ч. 4. С. 149–150,156–157. 74 Свт. Макарий, митрополит Московский († 1563), – выдающийся иерарх Русской Православной Церкви. Составил «Четьи-Минеи», которые впоследствии стали называть Макариевскими. При свт. Макарии впервые на Руси начинается печатание книг. В 1547 и 1549 гг. митрополит Макарий созвал Поместные Соборы Русской Церкви, на которых решался вопрос канонизации святых. Было установлено общецерковное почитание угодников Божиих (ранее прославление происходило по благословению местного архиерея, и святые почитались только в тех краях, где они подвизались). Макарьевские Соборы открывают новый период в жизни Православной Церкви – «эпоху новых чудотворцев», поскольку на Соборах были канонизированы многие подвижники. В 1551 г. свт. Макарий созвал Собор, который впоследствии был назван Стоглавым, так как его постановления были изложены в ста главах. Предметом рассмотрения Собора стали различные аспекты церковной жизни: от правил поведения христианина до вопросов духовного просвещения. Память святителя Макария – 30 декабря/12 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Из Соборов этой эпохи особую историческую значимость имели следующие: 1492 г., когда решен был нелегкий ввиду широкого распространения апокалиптических настроений вопрос о составлении пасхалии на 8-е тыс. от сотворения мира; 1503 г., подтвердивший право мон-рей на владение населенной землей; 1504 г., осудивший ересь жидовствующих; 1547 и 1549 гг., совершившие канонизации мн. рус. святых; 1551 г., издавший «Стоглав» , свод законов об устроении церковного порядка (название сборника перенесено было и на сам Собор). В 1589 г. на Руси было учреждено Патриаршество (см. Патриаршество в России ). От вост. Патриархов рус. Первосвятитель отличался прежде всего тем, что при нем не было постоянного собора-синода, какой в то время уже состоял при Патриархах на Востоке. Освященные Соборы и при Патриархах оставались высшей инстанцией власти в Русской Церкви. Самыми значительными по своим последствиям были Соборы: 1620 г., подтвердивший сложившийся к тому времени на Руси обычай перекрещивать католиков и протестантов при их присоединении к Православию ; 1654 г., отменивший это решение Собора 1620 г. и начавший по инициативе Патриарха Никона исправление церковных книг; Большой Московский 1666-1667 гг. с участием вост. Патриархов, подтвердивший осуждение старых обрядов и низложивший Патриарха Никона; 1682 г., принявший решение о значительном увеличении числа епархий Русской Церкви. Порядок управления в Русской Церкви претерпел кардинальную реформу в связи с упразднением Патриаршества и учреждением Святейшего Синода в 1721 г. Проект реформы церковного управления под названием «Духовный регламент» был написан еп. Феофаном (Прокоповичем) к февр. 1720 г. После утверждения его Сенатом и Освященным Собором, к-рый оказался последним (Соборы с тех пор не созывались вплоть до 1917 г.), после сбора подписей под ним епископов и архимандритов и игуменов «степенных монастырей» 14 февр. 1721 г. состоялось открытие Духовной коллегии, на первом заседании к-рой она была переименована в Святейший Правительствующий Синод .

http://pravenc.ru/text/Архиерейский ...

князя en face в овальной раме. В. И. в княжеском двухрядном кафтане и остроконечной шапке, у него длинные борода и усы, глаза расположены неск. асимметрично, лицо прорезают характерные морщины. В изображении вел. князя в кн. А. Теве ( Thevet A. Vrais Portraits et vies des hommes illustres… [P.], 1584), к-рое гравировал Й. Рабель, подчеркнут орлиный профиль В. И. сидящего вполоборота на троне со свитком в приподнятой правой руке; он одет в шубу, на голове шапка с меховой оторочкой. Погрудный портрет В. И. в Царском Титулярнике (1672), где он представлен без головного убора, отражает влияние гравированных портретов XVI в. Целый ряд изображений вел. князя сохранился в памятниках церковного искусства. На пелене «Церковная процессия с иконой Одигитрии» кон. XV в. (ок. 1498?, ГИМ), по предположению М. В. Щепкиной и Н. А. Маясовой, В. И. изображен в числе участников крестного хода на Вербное воскресенье вместе со своими родителями вел. кн. Иоанном III и вел. кнг. Софией Палеолог, племянником Димитрием. В Архангельском соборе, где был погребен В. И., находилась надгробная икона вел. князя 50-60-х гг. XVI в. (ныне в ГИМ) «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении Богоматери Знамение». В. И. изображен в рост в чине великосхимника. Облачен в светлый хитон, коричневую мантию; темно-зеленая схима с киноварными крестами и аналав перехвачены поясом, куколь лежит на плечах. Лицо князя, написанное чрезвычайно живо, имеет характерные родовые палеологовские черты: длинный крючковатый нос, полные губы, глаза немного навыкате. Возможно, сначала икона была помещена в местный ряд иконостаса, непосредственно над гробницей В. И., находящейся на солее собора, позднее перемещена на юж. стену храма. Очевидно, именно эта икона стоит у истоков традиции создания надгробных портретов иконного типа, к-рая существовала при царском дворе в XVI-XVII вв. Сходный образ В. И.-инока воспроизведен на фреске зап. галереи Благовещенского собора, где он представлен в молении Св. Троице (собор расписан в 1547-1551 гг.; в XIX в.

http://pravenc.ru/text/Василий III ...

Наиболее раннее изображение И. в рукописной книге встречается в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 120) в иллюстрации освящения ц. арх. Михаила «монастыря Всеволожа» (Выдубицкого) в Киеве (1088). Несмотря на именование епископов в тексте, на миниатюре фигуры в архиерейском облачении не персонифицированы и условны, имеют нимбы. В лицевой рукописи Ростовского патерика 1762 г. (РНБ ОР. Тит. 43 (Ф. 775). Л. 27 об.), принадлежавшей ростовскому купцу И. С. Рахманову, собраны жития большинства местных чудотворцев. На миниатюре И. изображен в рост, в повороте влево, перед образом Божией Матери (Богоматерь с Младенцем на коленях восседает на престоле, в Ее правой руке - скипетр, на голове - корона; подпись: «     U  ()      ()    ()     # »). И. в бордовой фелони и охристом омофоре, на голове белый клобук, правая рука возле груди, левая раскрыта ладонью, борода седая средней величины. К ранним изображениям И. в монументальной живописи относится его образ в росписи 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля ( Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990. Ил. 47). В центральной апсиде алтаря в медальонах, выделенных цветом, помещены поясные изображения рус. святых: в центре - свт. Леонтий Ростовский, справа от него - И. в белом клобуке, с заостренной внизу бородой, в небольшом повороте влево, правая рука вытянута вперед в благословляющем жесте, покровенной левой прижимает к груди Евангелие. В росписи сев. фасада Успенского собора Московского Кремля (первоначальная живопись неоднократно поновлялась в XVII-XIX вв.) между колонками изображены в рост 6 святых: прп. Пафнутий Боровский, Ростовские святители И., Леонтий и Игнатий, преподобные Димитрий Прилуцкий и Сергий Радонежский ( Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 35). И. изображен также в росписи 1563-1564 гг. Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле, которую выполнили «мастеры московские Ларион Леонтьев сын, да Третьяк, да Федор Никитины дети, ярославцы Афонасий и Дементей Сидоровы дети» ( Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 38, 95, 100. Табл. 9). Благословляющий И. представлен в рост (руки разведены, в левой - Евангелие) вверху на юж. грани сев.-вост. столба собора, у него длинная седая борода. В главной апсиде алтаря ярославской ц. прор. Илии, расписанной в 1680 г. артелью костромских и ярославских мастеров во главе с Гурием Никитиным, И. написан в ряду с Московскими и Ростовскими святителями ( Бусева-Давыдова И. Л., Рутман Т. А. Церковь Ильи пророка в Ярославле. М., 2002. С. 89, 95. Табл. 3). В росписи 1684 г. Троицкого собора костромского Ипатиевского мон-ря его образ помещен в диаконнике среди Ростовских и Новгородских святителей ( Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря. М., 2008. Т. 1. С. 156-157).

http://pravenc.ru/text/674806.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010