Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИНДАЛ Гриндал [англ. Grindal] Эдмунд (ок. 1519, Сент-Бис, совр. графство Камбрия, Великобритания,- 6.07.1583, Кентербери), архиеп. Кентерберийский. Г. получил образование в Кембридже (Модлин-колледж, Крайст-колледж и Пембрук-Холл). В 1538 г. Г. стал бакалавром, а в 1541 г.- магистром искусств; в 1544 г. был рукоположен во диакона. Пользовался покровительством Н. Ридли , ректора Пембрук-Холла, позднее еп. Лондонского, к-рый сделал Г. одним из своих капелланов и регентом хора собора св. Павла. Спустя нек-рое время Г. стал капелланом кор. Эдуарда VI (1547-1553) и пребендарием Вестминстерского собора; в окт. 1552 г. принял участие в теологической экспертизе «Сорока двух статей» перед утверждением их Тайным советом. В 1553 г. выступил с осуждением дворцовых нравов и предсказал, что после смерти Эдуарда VI для Англии начнутся тяжелые времена. Пророчество исполнилось после восшествия на престол католички Марии Тюдор (1553-1558), к-рая начала гонения на протестантов. Г. покинул страну и отправился в Страсбург. Там он передал рукописи своего друга и учителя протестант. теолога М. Буцера (1491-1551), преподававшего в 1549-1551 гг. в Пембрук-Холле, его секретарю К. Хуберту для дальнейшей публикации; в Базеле Г. помогал Дж. Фоксу в создании «Книги мучеников» (The Воок of Martyrs), где были собраны свидетельства о протестантах, пострадавших за веру в годы правления «Марии Кровавой». Г., имевший большую корреспондентскую сеть в Англии, постоянно сообщал Фоксу новые факты, пополнявшие книгу. Во Франкфурте Г. принял участие в литургическом диспуте между т. н. коксианцами (по имени еп. Р. Кокса), защищавшими «Книгу общих молитв» 1552 г., и ноксианцами (по имени шотл. пастора Дж. Нокса ), требовавшими еще большего упрощения богослужения. В янв. 1559 г., после того как трон перешел к Елизавете I (1558-1603), Г. вернулся в Англию; в том же году он был избран ректором Пембрук-Холла и назначен епископом Лондонским (по нек-рым данным, Г.

http://pravenc.ru/text/168141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАПРАЧА [Серб. муж. монастырь в честь Благовещения Пресв. Богородицы Зворникско-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в с. Папрача, в 20 км от г. Зворник (Республика Сербская, Босния и Герцеговина). Согласно легендам, П. была основана в правление серб. кор. Драгутина (нач. 50-х гг. XIII в.- 1316; см. Феоктист , прп.), но в письменных источниках она впервые упоминается в XVI в.- в турецкой описи 1528/30 г. сообщается, что в с. Папрача живет правосл. свящ. Радица; в описи 1540/42 г. говорится о 2 объектах, к-рые содержатся за счет жителей церкви (т. е. монахов), выплачивающих ежегодно по 180 аспри; по описи 1547 г., мон-рь выплачивал ежегодно 250 акчи. В сер. XVI в. храм был расписан. Благовещенский мон-рь в с. Папрача. Фотография. 2012 г. Фото: Sonjabgd//ru.wikimedia.org. Благовещенский мон-рь в с. Папрача. Фотография. 2012 г. Фото: Sonjabgd//ru.wikimedia.org. Братия П. неоднократно приезжала в Россию за милостыней: из первой известной по документам поездки, состоявшейся при игум. Григории в 1551 г., монахи привезли Четвероевангелие, полученное в дар от старца Иосифа из Чудова мон-ря. По дороге в Москву в апр. 1551 г. посланцы получили от житомирского старосты кн. Димитрия Федоровича Сангушко (внука серб. деспота св. Иоанна (Бранковича) , сына его дочери Анны) роскошное Евангелие, переписанное дьяком Михаилом. В 1585 г. рус. царь Феодор Иоаннович дал грамоту игум. Захарии с разрешением представителям П. приезжать за милостыней. В 1588 г. рус. царь Феодор Иоаннович послал архим. Иоасафу 60 р. и новое разрешение на получение милостыни. Игум. Лонгин дважды приезжал подтверждать последнюю грамоту: 15 окт. 1591 г. и 3 июля 1607 г. Некоторые делегации П. получали милостыню в Путивле и возвращались обратно без посещения Москвы - в 1628 г. архим. Анания и в 1630 г. игум. Даниил с 3 священниками и диаконом. В 1645 г. в Москве побывала делегация П. в составе игум. Симеона, келаря Тодора, иером. Василия и диак. Иосифа и получила от царя Алексея Михайловича разрешение приезжать за милостыней каждый 8-й год. Но в следующий раз братия П. прибыла в Москву за милостыней только в 1683 г. В 1688 г. от П. в Москву прибыла делегация во главе с епископом Енопольским Иоанном, 25 янв. 1689 г. была получена грамота, позволявшая монахам каждый 8-й год приезжать за милостыней.

http://pravenc.ru/text/2578941.html

Очевидно, Новгородский архиепископ Феодосий представил на этот Собор материалы, благодаря которым был прославлен святитель Новгородский Иона. На Соборе могла «свидетельствоваться» Служба ему, автором которой, как неоднократно указывал историк- литургист Ф. Г. Спасский, является инок Зиновий 1513 . В службе Святитель прославляется за духовные подвиги, добродетельную жизнь, храмоздательную деятельность в епархии вообще и в Отенской обители в частности. Деятельность архиепископа Ионы, «теплейшего» почитателя святых, была созвучна эпохе Соборов 1547, 1549 гг., что и подчеркнул в Службе ему отенский писатель-гимнограф. Во втором седальне Службы Святителю Ионе говорится: «Любовь твоя Божественная возведе тя, пастыря изрядна, словесному множеству: всею бо душею к Божественной любви прилепился еси святым честныя храмы создал еси, и лепоту сим священными иконами утворяя, Божественному Предтечи и пресветлым учителем Василию, Григорию и Иоанну с мудрым Николаем, преподобному Онуфрию и Сергию чудотворцу, песньми же похваляя чудеснаго Варлаама и Савву, Евфимия же со Ионою Митрополитом» 1514 . Есть у инока Зиновия и агиографические творения. Кроме Похвальных слов святителям Новгородским Ионе и Никите, в последнее время было опубликовано еще Похвальное слово святителю Ипатию Гангрскому (†326; пам. 31 мар.), подвизавшемуся в Малой Азии. Все Похвальные слова объединяет общая направленность – обличение возникшей в Русской Церкви ереси. Обнаруженная последней похвала святому Ипатию является хронологически первым трудом агиографического жанра трудолюбивого отенского писателя. Издатель Похвального слова, ссылаясь на летописное известие, говорит, что в 1551 году в новгородском храме в честь святителя «Ипатия на Рогатой улице произошел пожар, во время которого сгорели все иконы. Не исключено, что этот пожар был делом рук еретиков, выступавших против почитания святых и икон По-видимому, в связи с пожаром 1551 года в церкви Ипатия и было составлено Зиновием публикуемое «Слово об Ипатии " » 1515 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В лето 7059 (1551) году, февраля в 17 день государь царь Иоанн Василиевич и пресвятейший Макарий митрополит Московский собраша Собор росийских святителей о церковных чинех и на еретиков: святый Макарий митрополит, Феодосий архиепископ Новгородский, Никандр архиепископ Ростовский, епископ Трифон Суздальский, епископ Гурий Смоленский, епископ Касиян Рязаньский, святый Акакий епископ Тферский, епископ Феодосий Коломенский, епископ Сава Сарский и Подонский, епископ Киприян Вологодский и архимандриты и игумены и весь освященный Собор о многоразличных церковных чинех и о честных иконах и на мятежников и на еретика на Матфея Башкина, да на старца Соловецкаго острова пустынника на Исака Белобаева и на побарателя его епископа Касияна Рязанскаго, хулящаго книгу преподобнаго Иосифа Волоцкого чудотворца, якоже о том Соборе свидетельствует книга именуема Стоглав. В лето ж 7068 (1559) году октября в 1 день освящена бысть церковь Покрова Пресвятыя Богородицы с пределами на рву святым Макарием митрополитом на здании чюдном ради взятия Казанскаго царства. И ина многа исправления о Церкви Божий показа и о святей непорочней вере велми подвизася. И приуготови предивно душу свою Господеви и в недуг телесный впаде и мало поболев телесне душею крепкий и причастися святых Пречистых Тайн и предаде дух свой о Господе успе с миром в лето 7072 (1563) году, месяца декабря в 31 день. Пас Церковь Божию 21 лето и пол 10 месяца и погребен бысть в соборней церкви Успения Пречистыя Богородицы на Москве генваря 1 день. А на погребении его сам был государь царь Иванн Василиевич и брат его князь Владимир Андреевич и прочии князи и боляре святители: Никандр архиепископ Ростовский, Афанасий епископ Суздальский, Филофей епископ Рязанский, Варлаам епископ Коломенский, Матфей епископ Сарский и архимариты и игумены и весь освященный Собор 528 . Всероссийский митрополит Афанасий (1564–1566) Жизнь и деятельность Всероссийского митрополита Афанасия, преемника по кафедре выдающегося первоиерарха Русской Церкви XVI в. святителя Макария, освещена весьма незначительно в трудах по истории Русской Церкви 529 . Это вполне понятно, так как он был на митрополичьей кафедре всего около двух лет, т. е. в десять раз меньше своего предшественника. Кроме того, при нем не было Соборов, подобных тем, которые были в 1547, 1549, 1551 гг.; наконец, он не занимался собиранием Великих Четьих Миней. Поэтому митрополит Афанасий оказался в некоторой степени затененным святителем Макарием. Между тем, его личность и деятельность заслуживают, несомненно, внимания и изучения вообще, сами по себе и по отношению к митрополиту Макарию как его предшественнику, в частности. Этому способствует накопившийся обширный источниковедческий и историографический материал по отечественной истории XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Близки в жанровом отношении к первому труду инока другие его послания, адресованные “ко мнихом, бывшим в заточении в Соловецком острове, Гурию Заболоцкому, и Касияну и брату его Гурию Коровиным”, а также “к некоим, вопросившим его о питии” 20 . Эти послания датируются серединой 50 х годов. Инок Зиновий утешает заключенных, приводит им различные спасительные примеры из Житий святых и Священного Писания . “Кто бо когда упова на Господа и постыдеся коли, или кто воззва и не услышан бысть?” 21 , -пишет он. Как и его современники преподобный Максим Грек , Ермолай – Еразм, так и инок Зиновий осуждал “пьянственное питие”. В своих посланиях ученый инок часто цитирует Священное Писание , творения Святых отцов Церкви. В 1547 г. 1 и 2 22 февраля проходили заседания Собора, на котором решался только один вопрос – прославление русских святых. О принятых решениях Митрополит Макарий сообщил Новгородскому архиепископу Феодосию (1542–1551; †1563), отсутствовавшему на Соборе 23 . При этом, как явствует из речи царя на Стоглавом Соборе в 1551 г., было повелено “обыски­вати о великих новых чудотворцах”. И в 1549 г. “архиепис­копы и епископы и честныя архимариты и игумены соби­раются в царствующий сей град Каноны новых Чудо­творцев и Жития их и чудеса на Соборе полагают и свиде­тельствуют” 24 . Очевидно, Новгородский архиепископ Феодосий представил на этот Собор материалы, благодаря которым был прославлен святитель Новгородский Иона. На Соборе могла “свидетельствоваться” Служба ему, автором которой, как неоднократно указывал историк-литургист Ф. Г. Спасский, является инок Зиновий 25 . В службе Святитель прославляется за духовные подвиги, добродетельную жизнь, храмоздательную деятельность в епархии вообще и в Отенской обители в частности. Деятельность архиепископа Ионы, “теплейшего” почитателя святых, была созвучна эпохе Соборов 1547, 1549 гг., что и подчеркнул в Службе ему отенский писатель-гимнограф. Во втором седальне Службы Святителю Ионе говорится: “Любовь твоя Божественная возведе тя, пастыря изрядна, словесному множеству: всею бо душею к Божественной любви прилепился еси святым честныя храмы создал еси, и лепоту сим священными иконами утворяя, Божественному Предтечи и пресветлым учителем Василию, Григорию и Иоанну с мудрым Николаем, преподобному Онуфрию и Сергию чудотворцу, песньми же похваляя чудеснаго Варлаама и Савву, Евфимия же со Ионою Митрополитом” 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Все это дает основание для проведения параллели между нынешними событиями и событиями середины XVI века. В 1547 г. в Москве состоялся Собор, на котором “уставили… праздновати новым чудотворцам в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими различными чудесы и знаменми, и не бе им доднесь соборного пения, мы же установиша на том Соборе праздновати по преждеуложенному уставу святых отец…” 2 . Разъехавшись, участники Собора стали собирать материалы для последующей канонизации русских святых. Об этом говорит царь Иоанн Грозный в своей речи на Стоглавом Соборе в 1551 г.: “Мы же о сем молим святители всего нашего Российского царствия… койждо во всяких пределах порученных им… известно пытати и обыскивати… где которые чудотворцы прославилися великими чудесы и знамении от коликих времен и в каковы лета, святителие же убо от радости духовныя от вожделения сердечнаго и от начинания и повеления нашего моления вскоре собирают каноны и жития и чудеса тех великих святых новых чудотворцев… И в 19 лето возраста моего по нашему наказу архиепископы и честныя архимандриты и игумены собиратися в царствующий сей град к нам ко отцу нашему Макарию Митрополиту” 3 . Так состоялся второй Макарьевский Собор 1549 г., на котором был прославлен новый лик русских святых 4 . После Соборов 1547, 1549 гг. Русский Месяцеслов значительно пополняется праздниками в честь русских святых. В это время было написано много служб и житий русским подвижникам. Вместо существовавших старых житий создаются новые редакции, составляются похвальные слова. Среди книг появляются рукописные сборники “новых чюдотворцев”, содержащие службы новопрославленным святым и их жития. Инициатором этих Соборов был выдающийся Первоиерарх Русской Церкви – Митрополит Московский Макарий , под руководством которого была проделана большая работа по собиранию и систематизации письменного и агиографического наследия. При нем в Русской Церкви началось печатание богослужебных книг. Это был выдающийся деятель русской культуры, духовный объединитель Русской земли. Агиограф-совре­менник называет Святителя “Мучениколюбцем” и говорит: “Изрядно же дело его день и нощь, яко пчеле сладость отвсюду приносити, поискати святых жития… Многи от святых забвению предани быша… сих убо Святитель под спудом не скрывает, но на свещнице добродетели возлагает” 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Кроме вышеприведенных посланий архиеп. Феодосия, известны еще три послания его же к царю Ивану Васильевичу, писанные в 1545, 1546 и 1547 гг. и два послания к каким-то неизвестным боярам. Первые два послания к царю писаны по поводу уведомления его царем о своем намерении идти на Казань. В том и другом послании Феодосий пишет государю, что все богомольцы его в Новгороде, все духовенство день и ночь молят Бога о его государевом многодетном здравии и спасении, и о даровании ему победы, и одоления над супостатами; и при этом преподает государю прощение и разрешение во всех его грехах и призывает на него милость Господа Бога, по молитвам Богородицы и всех святых 299 . В третьем послании, которое написано по дошедшим слухам о намерении Ивана Васильевича венчаться на царство и вступить в брак, Феодосий спрашивает государя, не будет ли от него по этому случаю каких-либо приказаний 300 . Послания к боярам оба благодарственные. В одном владыка, называя боярина своим духовным сыном, благодарит его за любовь, за присланное письмо и особенно за извещение о том, что государь освободил боярских детей новгородского владыки от участия в походе на Казань 301 . В другом также благодарит неизвестного боярина и духовного своего сына за любовь и за письмо, о котором отзывается, что оно «Омеровым именем подтверждено и афинейским мудрованием украшено», желает боярину всех благ душевных и телесных, а по смерти – вечно-блаженной жизни. «Да благословляю тебя, прибавляет владыка, великого господина и сына своего, что к нашему смиренью о Христе свою безмерную любовь имеешь и поминки великие посылаешь таковы, якож и в странах наших не обретается» 302 . Имея великую веру к святителю и чудотворцу Иоанну, архиеп. Феодосий в 1547 г. установил в церкви Иоанна Предтечи в темнице, где почивают мощи угодника Б., ежедневную службу, обязав софийских священников совершать оную поседмично; а в след. 1548 г. возобновил, расширил и украсил эту придельную церковь , пристроенную к северо-западной стене Софийского собора. Обновление и украшение сего придела, по описанию летописца, состояло в том, что «подпоры деревянные из церкви выметал да своды каменные доспел, да над гробом чюдотворцевым доспел каменной теремец, да церковь всю выбелил, да двери пробил на северную страну противо чюдотворцева гроба, да икон в церкви и в олтари прибавил, да иконами и свещами и книгами церковь украсил, а чюдотворца Ивана написал да и сребром всю икону обложил, да и позлатил, да и гривны златые и сребряны ко образу чюдотворцеву приложил.... и у гроба чюдотворцова свещу неугасимую поставил» 303 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Равным образом, хотя после Собора 1547 г. описаны были и житие и чудеса святого Александра Невского по поручению Макария, чрез несколько времени псковский пресвитер Василий составил новое житие этого князя без чудес, крайне неудачное, исказив здесь древнюю известную повесть о нем своим многословием и особенно своими заимствованиями то из Пахомиева сказания о князе Михаиле Черниговском, то из Антониева жития князя Феодора Ярославского, вовсе не относящимися к святому Александру . В 1555 г. тот же пресвитер Василий по просьбе братии Крыпецкого монастыря описал жизнь преподобного Саввы Крыпецкого, а также открытие его мощей, бывшее в предшествовавшем году, и многие чудеса его на основании рассказов свидетелей-очевидцев . Около того же времени или немного прежде игумен Покровского чухломского монастыря Протасий (упоминается в одной грамоте 1551 г.), будучи сам свидетелем чудес, совершавшихся от мощей преподобного Авраамия Чухломского, составил житие этого преподобного, воспользовавшись какими-то «ветхими и издранными» записками о нем, отыскавшимися в обители. В 1548 г. житие Соловецких чудотворцев дополнено при игумене Филиппе описанием целого ряда новых чудес, совершенных ими, а чрез десять лет (в 1558 г.) точно так же дополнено Пахомиево житие преподобного Сергия Радонежского описанием новых его чудес. При таком общем настроении к жизнеописаниям святых, при множестве появлявшихся частных биографий угодников Божиих были попытки и более общего характера. Племянник преподобного Иосифа Волоколамского, написавший ему надгробное Слово, инок Досифей составил около половины XVI в. опыт Патерика, как сам называет свое сочинение, в котором соединил повести, рассказы, изречения и беседы Пафнутия Боровского, Иосифа Волоколамского и их учеников или вообще то, что слышал от них и сам видел в их обителях . А инок суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий написал похвальное Слово «на память всех святых русских, новых чудотворцев» — попытка, очевидно вызванная Соборами 1547–1549 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/436011/

Выпускник Московского университета (1900). Некоторое время преподавал в народном университете в Нижнем Новгороде. Академик АН БССР (1931), член-корреспондент АН СССР по отделению истории и философии; автор работ по истории религии, истории Древнего Востока. Филолог, специалист по семитским языкам и клинописи. 11 Макарий, митрополит (в миру – Михаил) (ок. 1482–1563) – митрополит Московский и всея Руси (с 1542 года). Он венчал на царство Иоанна Грозного в 1547 году. В 1547 и 1549 годах созвал в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. В связи с прославлением новых святых под руководством митрополита была проделана большая работа по составлении житий. При нём, в 1551 году, состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской православной церкви. Сочувствуя иосифлянам, митрополит Макарий не допустил принятия закона о секуляризации монастырских земель, предложенного протопопом Сильвестром . Немало усилий святитель Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нём была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг. Канонизирован Русской церковью в 1988 году. 13 Приселков Михаил Дмитриевич (1881–1941) – русский советский историк. В 1903 окончил Петербургский университет, с 1918 года профессор этого университета; в 20-х гг. работал в историко-бытовом отделе Русского музея. В 1936–41 профессор Ленинградского университета. Основные труды по политической истории Древней Руси на основе критического исследования летописных источников. 14 Шахматов Алексей Александрович (1864–1920) – лингвист, текстолог, историк древних славянских литератур и языков, организатор науки действительный член Императорской Академии наук (1899), впоследствии – Российской академии наук. Под руководством Шахматова Отделение русского языка и словесности Академии наук стало центром отечественной филологии. По инициативе Шахматова Академия наук издала монографии, словари, материалы и исследования по кашубскому, полабскому, лужицкому, польскому, сербскому, словенскому языкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В храмовых росписях изображение А. ч. Б. обычно представлено в нартексах в ряду преподобных, аскетов и подвижников, напр. в ц. Вознесения в Милешевском мон-ре (Сербия), 30-е гг. XIII в.,- поясное изображение во 2-м ярусе на юж. стене, рядом с прп. Иоанном Кущником; в ц. Богородицы мон-ря Студеница (Сербия), 1208-1209 гг. (обновлены в 1568),- в рост в нижней зоне стенописи нартекса (Неманьина припрата); в ц. св. Петра близ Беренде (Болгария), XIV в. Нередко А. ч. Б. изображается в календарных циклах росписей, к-рые также располагаются в нартексе, но встречаются и в основном объеме храма, напр. ц. Успения мон-ря Трескавац (Македония), между 1334 и 1343 гг.; ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. На Руси одно из ранних изображений А. ч. Б. имелось в росписи конхи жертвенника ц. Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где А. ч. Б. и неизвестный святой представлены в молении по сторонам Эдесского образа Божией Матери «Воплощение»; во фресках 1378 г. Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине А. ч. Б. представлен в рост в помещении жертвенника на вост. грани сев.-вост. столпа; в ц. Успения на Волотовом поле, 80-е гг. XIV в.,- в диаконнике на вост. грани юго-вост. пилона. Святой изображался в охряной тунике до колен, с обнаженными по локоть руками перед грудью или, как в ц. Спаса на Ильине, с отведенной в сторону правой рукой с раскрытой вверх ладонью. На воздухе «Спас на убрусе с предстоящими», 1389 г. (ГИМ), он представлен в ряду избранных святых, под деисусом. Святой изображен по пояс с разведенными в стороны руками. Образ А. ч. Б. у сев. стены открывает ряд из 25 преподобных, изображенных полуфигурно на алтарной преграде (предалтарной стенке) Успенского собора Московского Кремля (роспись 1482 или 1514-1515), над входом в Петропавловский придел написан образ Спасителя « Благое молчание » с руками, скрещенными на груди, этот жест повторяется в фигуре А. ч. Б.; рядом с А. ч. Б. представлены изображения преподобных Парфения Лампсакийского, Иоанна Лествичника, Иоанна Кущника. В стенописи 1547–1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля (сохранившей программу первоначальной росписи 1508) ростовой образ А. ч. Б. на сев. грани юго-вост. столпа также включен в ряд изображений святых, располагавшийся на алтарной преграде, примыкавших к ней участках стен и алтарных столпах; рядом, на сев. стене вимы, представлен свт. Алексий, митр. Московский.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010