И крепость их да сокрушится. И прочая вся нечестивыя языкы, хотящая бранем, да разрушит Господь, да сокрушит Господь 1531 . И рог православнаго царя нашего да возвысит, л.126. и вся супротивныя враги да покорит под нозе ему, и многолетнаго здравия и радости да исполнит со всею державою его, яко да 1532 и мы, в тишине их мирно, и немятежно, и богоугодно живуще 1533 , радостотворно всегда воспрославляем Животодарную Троицу: Отца и Сына и Святаго Духа, и Пречистую Богородицу, и всех святых, от века угодивших Богу». И некогда в нощи сия ж[е] во уме имущу ему, и 1534 абие в сон сведен быс[ть], и видит себе яко во обители Данилове. Самого ж[е] Данила зрит на манастыре 1535 ег[о], яко на некоем на горнем месте об. седяща, и окрест его необычным мужем предстоящим. Себе ж[е] зрит, яко мало вдале прямо подножию Данилову приседяща и святую манатию 1536 на себе имуща. И о сем со удивлением недоумевашес[я], и помышляше, яко наяве коим обычаем 1537 обретеся на нем манатия. И к Данилу як[о] стыдяшес[я] приступити и о сих вопросити. Предстоящии ж[е] окрест Данила мужие рокоша к Данилу: «что повелевавши о сем, на немже манатия, яко 1538 супруга и чада имат?» Преподобный же Данил реч[е]: «хощет Бог сему, да л.127. пощадися» 1539 . И абие возбну трепеща от видения. Мняше, ако наяве манатия на нем, и рукою 1540 осязашеся 1541 повсюду, ища манатни, ея же яве не ощути, и неосязам 1542 бо ес[ть] чювьствено 1543 Божия благодати покров и молитвы святых всегда пребывающь 1544 на всех, уповающих 1545 на Бога. И абие быс[ть] радостен цервовник 1546 , яко велику надежу 1547 спасения 1548 , 1549 и помощи получи 1550 , еяж[е] об. чаяше и о них [же] 1551 моляшес[я]. И откры оконце храмины, еще нощи глубоце 1552 сущи, и видит явьствено 1553 , а не во сне, над градом Казанию свет необычен; и разливашес[я] свет по всему граду, и во свете мнози столпи пресветлии, яко огнени 1554 блещахуся, и яко свещи к небеси 1555 воспалахуся 1556 . Возбуди же ту 1557 некоег[о] велможу 1558 , спяща, уязвлена стрелою на брани, иже ближнии у благочестиваг[о] царя, як[о] да и той 1559 видит таковый чюдный свет над градом и во граде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Имп. Павла об увольнении в м-рь на покой Новгор. митр. Гавриила); 1861 г., III, смесь, 223 (Письмо 1782 г. архим. Амвросия Москов. митроп.); 1862 г., II, Отд. 1, 108 (архим. Варсонофий Чертков, с 1671 г. еписк. Смолен.), 120 (архим. Нифонт, с 1485 г. еписк. Суздаль.), 125 (архим. Трифон Ступишин, с 1549 г. епис. Суздаль.); 1863 г., II, Отд. 1, 104 (архим. Сергий Азаков, с 1423 г. еписк. Рязан.), 105 (архим. Филофей, с 1563 г. еписк. Рязан.); 1864 г. Отд. I, 121, 124 (игум. Феодор), 142 (митроп. Иона); 1865 г., III, смесь, 32 (в 1731 г. дано при погреб. цар. Евдокии архим. Иоакиму 7 р. 90 к.); 1871 г., IV, Отд. 1, 10, 19 (Купчая XV ст. на село Верзневское; архим. Иван), 20 (Ж. гр. 1504 г. на села Верзнев. и Татищево; архим. Васьян), 21 (Ж. гр. 1534 г. о недозвол. посторонн. лицам пользоват. лесом м-ря; архим. Филофей), 22 (Ж. гр. XVI ст. об освобожд. монаст. крестьян от пошлин; архим. Варлаам), 22 (Сошная грам. 1562 г. на села), 30 (Крепост. акт на куплен. у Лопотова дер. Михаиловскую; архим. Антоний), 31 (Данная 1568 г. Саввы Безсона Кузмина на треть дер. Михалкиной; архим. Феоктист), 33 (Выпись из описн. книг 1593 г. о пустоше Татищевой), 33 (Сошпая гр. 1562 г. на вотчины в Ижевском стану), 51 (Москов. собор 1677 г. о мощах св. кн. Анны Кашин.; архим. Пахомий); 1874 г., I, смесь, 58 (архим. Павел Понамарев 1783–85 г.), 185 (в 1787 г. погреб. архим. Сергий), 187 (Иоанникий постригся в м-ре 1770 г., с 1776 г. казначей Тр. Серг. лавры), III, смесь, 78 (погреб. архиеп. Москов. Платона 1754 г.; архим. Гавриил); 1876 г., I, смесь, 216 (архим. Феодор 1380 г.); 1878 г., IV, ист. опис. Тр. Серг. лавры, 72 (в 1524 г. заключен Максим Грек ); 1883 г., IV, Отд. 1, 899 (архим. Левкий, с 1634 г. еп. Псков.); “Полн. собр. лет”, I, 233 (игум. Феодор 1382 г.); II, 360 (архим. Зосима 1491 г.), 336 (архим. Варлаам 1511 г.); III, 165 (архим. Иов 1571 г.); V, 239 (игум. Феодосий 1384 г.); VI, 38 (архим. Зосима, с 1491 г. митроп.), 51 (архим. Вассьян, с 1506 г. архиеп. Ростов.); VII, 122 (житие преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

По Светога Писма Бог небо и 1525 ; небо престо а ногама 1526 ; Он све држи силе 1527 ; све оживотворава 1528 ; очински се стара о свима заповеда своме сунцу те и зле и добре, и дажд и праведнима и неправеднима 1529 ; од постанка света Он непрестано дела у свету 1530 ; све се држи 1531 ; у руци душа свих и дух свакога човека 1532 ; од зависи и и живот, и покрет: jep у живимо, и се, и 1533 ; Он место и време за живот створова 1534 , и им све што потребно за Он свима живот и и све 1535 ; без ни длака с главе не пада 1536 ; Он надгледа и залива покрива небо облацима, дажд, производи траву, храну стоци и птицама, заодева пшеницом; Он све храни, све одржава, све надгледа 1537 ; нема ничега што без иван од икроз и у све 1538 ; Он створио небо, небеса над небесима и сву и све што на мора и све што у и Он све то 1539 ; Он сам надгледа све што под небом, шта на све што створи 1540 . У Бог брине бригу свих створова, и и 1541 ; Он храни птице небеске, и одева их,анекмоли 1542 ; Он силе у те расту и се красотом неисказаном 1543 . са молитвеним о свеопштем и многобрижном промислу премудри Соломон се овако Богу: Ти сва и не гнушаш се ничега што си створио; када би нешто мрзео, Ти га не би створио. Како би пак ишта када Ти не би хтео? или како би се сачувало нешто што Ти ниси позвао (у 1544 Уопште, промисао тако очигледно откривен у Светом Писму, вели Климент Александриски, да то не треба ни доказивати, треба изобличавати и онога мисли да промисла нема 1545 . Очигледно да свети догмат о промислу свом садржином извире из Светога Писма. По Светог промисао природна и логична последица Бог зато што Творац; у о свету продужено на известан начин, стваралаштво у свету, по речи Отецъ мой доселе делаетъ (εργζεται), и азъ делаю (κγ εργζομαι) 1546 . Осим тога и сама Богом створеног света захтева промисла о свету. Ако свет има Богом онда мора промисао, би тога 1547 . Промисао непотребан ако свет нема Створивши свет из Бог га промислом кроз води ка а да се твар усавршена са Творцем, да Бог буде све у свему 1548 . Пошто Бог из и по доброти створио свет, не може се не бринути о свету. Многобрижно о свету да Он из створио свет и да Он и вечито добар. Васцело Свето Писмо, како у целини тако и у свима стварни летопис о свету. Створивши свет, Бог остао у свету и са светом, ма да и над светом; Он увек бди над и промислом га божанском 1549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

с приказн. дел Спас. Прилуц. м-ря, 130 (архим. Гавриил 1696 г.); 1856 г., XXIV, Чиновн. патр. Иоакима 1675 г., 49 (архим. Павел переведен в Чудов м-рь, а из Хутынск. м-ря архим. Пахомий в Симонов); “Сборник Муханова”, 203, 134 (Гр. 1600 г. ц. Бориса Годунова архим. Ионе на пошлины в селе Весьегонском); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, I, 98, 31 (Ж. льгот. гр. 1447 г. людям, живущим на земле м-ря; архим. Геронтий), 103, 31 (Ж. льгот. гр. 1462 г. людям, живущ. на Бежецких землях м-ря; архим. Афанасий, а в 1492 г. архим. Варлаам), 105, 31 (Ж. льгот. гр. 1464 г. людям, живущ. в Волоцких селах м-ря; архим. Евсевий), 109, 31 (Ж. льгот. гр. 1470 г. людям живущ. в сел. Берендеевских с деревн.; архим. Досифей), 114, 31 (Ж. льгот. гр. 1498 г. людям, живущ. на монаст. земляхъ взамен положен. на них оброка; архим. Феогност), 163, 52 (Правая грам. 1464 г. по спорн. делу между м-рем и крестьян. Пехорской вол.; 1464 г. архим. Евсевий, 1507 г. архим. Варлаам, 1534 г. архим. Филофей), 169, 52 (Правая гр. 1462–1505 г. по спорн. делу о пахатн. землях), 279, 55 (Грам. 1666 г. Белозер. воеводе о езах на р. Шексне), 445, 63 (Данная 1456 г. на солян. варницу; архим. Геронтий), 450, 63 (Данная 1549 г. на село Кузминское; архим. Трифон), 552, 82 (Духовная 1460 г. старца Андриана Ярлыка; архим. Афанасий); II, 338, 147 (Купчая 1490 г. на село Титовское; архим. Зосим); III, 97, 301 (Розвод 1491 г. между землями монаст. села Черницкого и Ив. Осоки); Горчаков, “Монаст. Приказ”, прилож. документ., 23, 29 (Челобит. крестьян 1706 г. вотчины м-ря села Веси Егонской о земле), 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих в м-ре положено 87), 70, 17 (Ведом. 1702–1703 г. вотчинам, розданн. разным лицам); “Чтения в И. 06щ. ист.”, 1858 г., IV, Отд. 2, 38 (Нашеств. франц. 1812 г.; архим. Герман); 1859 г., I, смесь, 65 (Сборн. снимков с печатей; 1499 г. архим. Феогност); 1860 г., III, Отд. I, 141 (в 1744 г. имел 12.146 душ крест.), смесь, 144 (Письмо 1795 г. гр. Плат. Зубова с препровожд. указа о возобновлении м-ря), 147 (Письмо 1800 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Савва крыпецкий 28 авг. 1495. Макарий митроп. киевский 1 мая 1497. Моисей прозорливый 23 фев. Елеазар Назарий олон. 4 июня 16 век Тихон луховский 16 июня 1503. Паисий угл. 6 июня 1504. Кассиан учмен. 4 окт. 1504. Геннадий арх. новгородский 4 дек. 1505 Нил сорский 7 апр. 1508. Евфимий и Харитон санж. 11 апр. 1509. Лаврентий калуж. 1 авг. 1515. Иосиф волоколамский 9 сент. 1515. Геннадий важеоз. 8 янв., 9 фев. 1516. Серапион арх. новгород. 16 мар. 1516. Аврамий и Коприй 4 фев. 1517. Давид серпух. 18 окт. 1520. Преподоб Иннокентий 19 мар. 1521. Онуфрий и Авксентий 12 июня 1521. Праведная Гликерия 13 мая 1522. Кн. Иоанн–Игнатий угл. 19 мая 1523. Филипп ирапский 14 нояб. 1527. Иоанн м. казанский 24 янв. 1529. Кирилл новоезерский 4 фев. 1532. Александр свирский 30 авг. 1533. Иона клим. 6 июня 1534. Корнилий ком. 19 мая 1537. Логгин кораж. 10 фев. 1540. Даниил пер. 7 мар. 1540. Стефан озер. 12 июня 1542. Иродион илоз. 28 сент. 1542 Княгиня София 16 дек. 1542. Севастиан пошехон. 18 дек. 1542. Иаков боровский 23 окт. 1543. Артемий веркольский 23 июня 1545. Арсений ком. 24 авг. 1549. Никифор важеоз. 9 фев. 1550. Зосима ворбоз. 4 апр. 1550. Адриан ондрусовский 26 авг. 1550. Стефан и Петр муч. каз. 24 мар. 1552. Василий юродивый м. 2 авг. 1552. Герасим. болдинский 1 мая 1554. Нил столбенский 7 дек. 1554. Иоасаф м. м. 25 июля 1555. Максим грек 21 янв. 1556. Антоний сийский 7 дек. 1556. Иоаким. опоц. 9 сент. 1560. Вассиан и Иона 12 июня 1561. Иоанн и Логгин 3 июля 1561. Симон сойгинский 24 нояб. 1562. Гурий архиеп. казанск. 4 дек. 1563. Геннадий любимский 23 янв. 1565. Герман архиеп. казанск. 6 нояб. 1567. Феодосий тотемский 28 янв. 1568. Филипп м. м. 9 янв. 1570. Корнилий псковский 20 фев. 1570. Арсений новгородский 12 июля 1570. Николай юродивый п. 28 фев. 1576. Варсонофий еписк. твер. 11 апр. 1576. Иоанн ростовский 3 сент. 1580. Анания новгородский 17 июня 1581. Никандр псковский 25 сент. 1581. Трифон коль. 15 дек. 1583. Агапит марк. 21 мая 1584. Симон юрьевский 4 нояб. 1584. Сергий малопинеж. 16 нояб. 1585.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1527 Милоть (греч. μηλωτ – овчина, как пишет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» (то же – у Вейсмана в «Греческо-русском словаре»), В милоти, то есть в одежде из овчины мехом наружу, обычно изображают Иоанна Предтечу. Вульгата для слова милоть употребляет pallium. 1529 «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху»: 1542 «Причины греха суть: вино, женщины, богатство, телесное здравие; впрочем – не потому, что это суть грехи по самому естеству, но потому, что природа удобно склоняется этим в греховные страсти. ...Если всегда будешь памятовать немощь свою, то не преступишь предела осторожности» ( Исаак Сирин , преподобный. Слово 57. С. 292; ср.: Феодор Едесский. Главы, 61–62/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 612). 1543 См.: Марк Подвижник. О законе, 100/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 51, со ссылкой на 1Тим. 6, 10 ; Петр Дамаскин, I/Там же. Т. 2. С. 23, 117; Евагрий. Главы о различии, 1/Там же. Т. 1, 506. Лествица, степень 16; 17, 14. 1547 Марк Подвижник. О законе, 100–101, 103–104/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 51; Евагрий. Главы о различии, 1/Там же. С. 506; Петр Дамаскин, I/Там же. Т. 2. С. 23; Никита Стифат. Вторая сотница, 60/Там же, 418. 1548 «Мечтанием лживым присно бесове приводят нас на согрешение. Ибо мечтанием сребролюбия и прибытка, окаяннаго Иуду уготоваша предати Господа и Бога всех» (Исихий Пресвитер. К Феодулу, 118/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 280). 1549 В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 117; разрядка наша. – иг. Ф.). 1565 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

1539 Честертон Г. К. Пролог к сборнику «Пять праведных преступников».//Избранные произведения в 4-х томах. Т. 4. – М., 1994, с. 255. 1540 Носков О. Н. Черное в белом. Эссе об озверевших богах.//Ориентация. – Новосибирск, 1993, вып. 1, с. 32. 1541 Флуссер Д. Иисус. – М., 1992, сс. 82-83. 1542 Единственное исключение – устная ссылка ап. Павла на слова Спасителя – «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20,35). 1543 Керигма (букв. – «проповедание») – формула проповеди, краткое и емкое изложение сути вероучения, «символ веры». 1544 Принцип в основных чертах. Четвертый уровень. – Pinkafeld, Austria. 1990, p. 880. 1545 Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. – Сергиев Посад, 1908, с. 85. 1546 Св. Григорий Нисский. Творения. – М., 1868. Ч. 7, с. 127. 1547 Св. Григорий Нисский. сс. 127-128. 1548 Болотов В. В. История древней Церкви. – СПб., 1917, т. 4, с. 480. 1549 Гарнак А. Сущность христианства. – М., 1907, с. 168. 1550 Паскаль Б. Мысли о религии. – М., 1905, с. 265. 1551 Замечательно, что обычай предписывал читать минимум три стиха. Но Христос остановился на середине второго и не стал читать его продолжения – «и день мщения Бога нашего». 1552 Напомню, что по толкованию Климента Александрийского в этом слове Христа речь идет о том, чтобы быть готовым отказаться от следования общественным предрассудкам (естественно, даже в том случае, если эти предрассудки побуждают родителей воспитывать сына в духе противления Евангелию). 1553 Против этого толкования специально предупреждает библейский автор: «Сын мой! не живи жизнью нищенскою; лучше умереть, нежели просить милостыни. Кто засматривается на чужой стол, того жизнь – не жизнь, – он унижает душу свою чужими яствами; но человек разумный и благовоспитанный предостережет тебя от того. В устах бесстыдного сладким покажется прошение милостыни, но в утробе его огонь разгорится» (Сир. 40,29-32). 1554 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Изд. А. П. Лопухина. Т. 8. – СПб., 1911, с. 82. 1555 Лев Ж. Великие учители молитвы. – Брюссель, 1986, с. 76.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1549 В этом своем проявлении сребролюбие «насмеяния достойнейше ... зане человецы соделавшии с великим трудом от металла земнаго сребренницы, паки их праздных в землю полагают» ( Петр Дамаскин , I/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 117; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1550 Зигабен на Пс. 7:10. 1551 Феофилакт Болгарский на Деян. 5:1—6. 1552 4 Цар. 15:1—5. 1553 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 9, 10, 3—4. Т. 1. С. 493—494. 1554 Феофилакт Болгарский на Мф. 17:19—21. 1555 Феофилакт Болгарский на Лк. 11:33—36. 1556 Иосиф Флавий . Иудейские древноети. 10, 7, 4. Т. 2. С. 20. 1557 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1558 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 7, 5. Т. 2. С. 20. 1559 Иосиф Флавий . Иудейские древности. 10, 8, 2. Т. 2. С. 22—23. 1560 Там же. 10, 8, 3. Т. 2. С. 23. 1561 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1562 Феофилакт Болгарский на Лк. 6:20—26. 1563 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:11—12. 1564 Феофилакт Болгарский на Мф. 5:10. 1565 «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня»: 1566 Феофилакт Болгарский на Лк. 17:5—10. 1567 Так — по-церковнославянски (греч. συνεχφη ). То же — и у Юнгерова: «И о печалился Иона великою печалью и смутился» (Книги Ветхого Завета в переводе П.А. Юнгерова. Пророк Даниил. Малые пророки. С. 187). В Синодальном переводе: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен»: 1568 Иустин (Попович), преподобный . Экклесиология. С. 78. 1569 Там же. С. 166—167. 1570 Уже в силу того, что человеческий ум есть среда, непостоянная в самом своем существе: «непостоянство свойственно нашему уму» ( Лествица . 28, 17; разрядка наша. — иг. Ф. ). 1571 В молитвах по Святом Причащении молитва 1-я, « Благодарю Тя, Господи Боже мой ».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

—21— Блаженный Августин относительно последнего гонения на Церковь , имеющего быть от антихриста, говорит: «Обыкновенно спрашивают: когда это будет?» По мнению Августина, это «вопрос совершенно неуместный». «Если бы нам нужно было, рассуждает он, знать об этом, то кому лучше, как не самому Богу – Наставнику, сказать бы о том спрашивавшим Его ученикам?.. Но Он сказал им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян.1:7 ). Не о часе, конечно, или дне, или годе, а о времени спрашивали они, когда получили этот ответ 1549 . Таким образом, мы напрасно стали бы рассчитывать и определять года, которые еще остаются сему веку, когда из уст Истины слышим, что знать это не наше дело. Некоторые, впрочем, говорили, что от вознесения Господа до Его последнего пришествия может пройти четыреста, другие – пятьсот, а иные – даже и тысяча лет. А как каждый из них обосновывает свое мнение – разъяснять это и долго, и нет надобности. Ибо они пользуются человеческими догадками, а не указывают что-либо несомненное из авторитета канонического Писания. Поистине всем им, рассчитывающим этот предмет по пальцам, развязывает пальцы и повелеваеъ успокоиться Тот, Кто говорит: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» 1550 . Слова Апостола о тайне беззакония, об удерживающем и о держай Блаженный Августин признает столь темными, что не решается и толковать их. «Но, говорит он, не скрою, однако же, человеческих догадок, какие мне пришлось слышать, или читать». «Некоторые думают, продолжает он, что в этом случае речь шла о Римской империи 1551 и что Апостол Павел не хотел писать об этом —22— открыто из опасения подвергнуться клевете, будто он недоброжелательно относится к этой империи, в которой надеялись видеть царство вечное, так что, говоря: тайна беззакония уже в действии, он подразумевал будто бы Нерона, действия которого казались уже действиями антихриста. Поэтому иные делали предположения, что Нерон воскреснет и будет антихристом. А другие полагали, что он и не убит, а скорее скрыт, чтобы считали его убитым; и что в то самое время, как считается убитым, он скрывается живым в цвете тех же самых лет, какие имел, пока в свое время откроется и восстановится на царство. Но такого рода предположения, – делает оценку их Августин, – мне кажутся слишком странными».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(581, 1348) Не следует также забывать: хотя Священное Писание придает делам такую ценность, что Христос обещает тому, кто поднесет стакан свежей воды одному из малых сих, что он не потеряет награды своей [ Мф 10, 42 ]; и хотя Апостол свидетельствует, что «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» [ 2Кор 4, 17 ]; да не будет ни один христианин доверять самому себе и гордиться сам в себе, а не в Господе [ 1Кор 1, 31 ; 2Кор 10, 17 ], Чья доброта ко всем людям столь велика, что Он хочет, чтобы Его Собственные дары были их заслугами [ХВ 614]. (1549) И поскольку «все мы много согрешаем» [ Иак 3, 2 ], [ХВ 605], каждый перед глазами должен иметь как милосердие и доброту Божию, так и Его строгость и суд, и не судить себя самого, даже если он не признает за собой вины. Ибо жизнь человеческая должна и судиться, и одобряться не судом человеческим, а судом Божиим, который «и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» [ 1Кор 4, 4–5 ], Который, как написано, воздаст каждому по делам его [ср. Рим 2, 6 ] (562, 1550) К изложению католического учения об оправдании [ХВ 615], которое каждый, чтобы быть оправданным, должен верно и с твердостью принять, Святому Собору угодно было добавить следующие каноны, для того чтобы все знали не только чего они должны придерживаться и чему следовать, но и чего избегать. Каноны об оправдании (583, 1551) 1. Если кто говорит, что человек может быть оправдан перед Богом своими делами, совершенными силами его природы или учением Закона, без благодати, исходящей от Иисуса Христа, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 555]. (584, 1552) 2. Если кто говорит, что благодать дается Иисусом Христом единственно с целью облегчить человеку жизнь в праведности и заслугу вечной жизни, как если бы он сам, без благодати, своей свободной волей был способен и к первому, и ко второму, хотя и с трудностью и мукой, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 557, 579, 580]. (585, 1553) 3. Если кто говорит, что без предшествующего вдохновения Святого Духа и без Его содействия человек может верить, надеяться, любить или раскаиваться, как это должно, чтобы ему дана была благодать оправдания, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 559].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010