И сам образ человека в эпоху Возрождения приобрел новые черты. Искусство в это время становится по существу языческим. Исчезает средневековая суровость и сдержанность красок и форм, воспеваются нагота и чувственность. Увлечение языческим пантеоном античности было бы невинным, если бы не свидетельствовало о том, что взоры европейцев устремились за пределы христианства. Мысль западного человека привлекает идеализированный образ мудрой античности – как языческой, так и христианской, поскольку данный интерес включает также идеализированное представление о ранней, доконстантиновой Церкви, украшенной всеми возможными добродетелями. Как на пример языческого возрождения можно указать на Падуанскую неоаристотелевскую школу. Университет в Падуе еще в Средние века заслужил славу оплота инакомыслия, достигшую апогея благодаря Пьетро Помпонацци (1462–1525), который в 1516 г. открыто усомнился в бессмертии души и чудесах и защищал, с целью не допустить растворения науки в богословии, теорию «двойственной истины», известную по латинскому аверроизму XIII в. (Иоанн Дунс Скот, Сигер Брабантский и др.). Эта теория исходила из предположения о принципиальной возможности интеллектуальной ситуации, в которой научное положение (тезис) может одновременно выступать как истинное и как ложное – в зависимости от контекста. Рассуждая далее, сторонники этой теории выдвигали тезис, что философия и теология представляют собой два аспекта единой истины (или являются двумя самостоятельными истинами), поскольку имеют собственные объекты познания и самостоятельные пути постижения истины: ученые обретают истину посредством разума, а богословы – с опорой на веру. Даже в дебатах об индейцах в Вальядолиде (ок. 1550 г.) между доминиканцем Бартоломе де Лас Касасом и каноником из Кордовы Хуаном Хинесом де Сепульведой, учившимся у Помпонацци, доводы черпались из античных философов: философ-аристотелик Сепульведа считал индейцев «рабами по природе», а миссионер Лас Касас основывался на тезисе о достоинстве любого человека и следовал утверждению папы Павла III (1534–1549) в булле Sublimus Deus от 2 июня 1537 г. о том, что Вышний Бог в числе всего человечества искупил и американских индейцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый опубликовал комментарий на Библию, 5 томов, in-f., Лион, 1639, в котором он поддерживает несколько своеобразных и мало согласных со строгим православием мнений; второй, казалось, всю свою жизнь колебался между католицизмом и зародившимся протестантизмом, показывал себя слишком расположенным к этому последнему в своем латинском переводе и в своих парафразах Нового Завета; третий опубликовал комментарии на Евангелия и Псалмы и Psalterium quintuplex, gallicum, romanum, hebraicum, vetus, conciliatum, Париж, 1509, наполненные произвольными и ложными толкованиями· четвертый был искусный гебраист, но он поддался увлечению кабалистическими заблуждениями, De arte cabalistica libri tres. 3 . Одною из самых характеристических черт этого бурного периода было умножение переводов Ветхого и Нового Завета, сделанных с большою смелостию и без всякого почтения к преданию. Это движение могло быть полезным, если бы оно держалось в должных границах, но, к сожалению, оно доходило часто до крайностей. С другой стороны, и католическая церковь слишком резко противодействовала этому движению и подвергла строгому преследованию даже добрые начинания его. Критические труды Еразма и других гуманистов были осуждены Римом почти бсзусловно Тридентский собор, санкционировавший Вульгату, запретил делать новые латинские переводы Писания и включил в свой индекс некоторые из переводов Библии и сочинений гуманистов, как например Севастиана Мюнстера (1480–1552), Biblia hebraica cum latina planeque nova translatione, adjectis insuper e Rabbinorum commentariis annotationibus, 2 in-f., Bale, 1534–1535; Фагия, Fagius (1503–1549), Translationum praecipuarum Veteris Testamenti inter se variantium collatio, Isny, 1543. 4 . Между протестантами Лютер (1483–1546), 730 своим переводом Библии на немецкий язык, положил начало так называемому свободному исследованию св. книг; но этот протестантский принцип, по которому каждый имеет право по своему произволу толковать св. Писание, способствовал развитию рационализма и незаметно привел к утрате религиозного чувства у большинства протестантов нашего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Высшее наблюдение за конклавом возлагается на светские власти города, в котором происходят выборы папы, под клятвой, что порядок будет соблюден, а в противном случае и сами эти власти, и их город будут подвержены интердикту. Всякий, кто не уважал законы конклава, оказывался отлученным от церкви ipso facto. Папа Григорий X утвердил этот порядок апостольской конституцией Ubi periculum («Где опасность»), где метод конклава был указан как единственно возможный порядок избрания понтифика. Такие жесткие правила не нравились кардиналам, и папа Адриан V (11 июля – 18 августа 1276 r.), второй преемник Григория X, избранный после 18 дней sede vacante, в самый день своего избрания собрал в Латеране консисторию и отменил постановление о конклаве, сославшись на излишнюю строгость и неясность введенных им правил. Следующий папа Иоанн XXI (XX) 74 (1276–1277) коронационной буллой Licet felicis recordationis от 20 сентября 1276 г. подтвердил отмену правил о конклаве, обещав заменить их новыми, так что следующие пять пап (Николай III, Мартин IV, Гонорий IV, Николай IV и Целестин V) были избраны без конклава и с проволочками, причем период sede vacante перед выборами Целестина V длился два года и три месяца. Только известный своей набожностью Пьетро Анджелари дель Мурроне смог уговорить кардиналов изменить свою позицию. В 1294 г. он был избран папой, принял имя Целестина V (5 июля – 13 декабря 1294 г.), издал три буллы (Quia in futurum от 29 сентября, Pridem от 27 октября и Constitutionem от 10 декабря 1294 г.), которые восстановили правила Григория X, отрекся от престола, своим преемником Бонифацием VIII был заключен в крепость, где и скончался в 1296 г., а в 1313 г. был канонизирован. Бонифаций VIII закрепил положение о конклаве в своде канонического права (Liber sextus), и с этого времени все епископы Рима избираются конклавом. Папа Григорий XI (1371–1378) незадолго до кончины дал кардиналам право выбрать его преемника вне конклава, однако кардиналы этим правом не воспользовались. Констанцский собор после смерти папы Григория XII (1406–1415), последовавшей до окончания соборных деяний, и длительного периода sede vacante в 1417 г. сделал дополнения к правилам о конклаве: в конклаве должны участвовать кардиналы трех степеней (кардиналы-епископы, кардиналы-пресвитеры, кардиналы-диаконы) и 6 прелатов от так называемых «католических наций» (Англии, Германии, Франции, Италии, Испании). Имея в виду этот прецедент участия в конклаве не только кардиналов, папы Юлий II (1503–1513), Павел III (1534–1549), Пий IV (1560–1565) и Пий IX (1846–1878) настаивали на том, что в случае смерти понтифика во время Вселенского собора выборами должна заниматься только коллегия кардиналов, а не участники собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ион , 1749. 87 Андозерский (в Становищах) пустыни [III, 93.] Строитель Феодосий , 1615–20. Игум. Иоасаф 1643. Приписан к Кирилло-Новоезерскому 8 июля 1647. 88 Воронина Успенская пустынь, от Череповца в 13 верстах, основана в 1529 г.; упразднена 1792. Была домовая патриаршая. [III, 611.] Игумены Марк Ворона , основатель, строитель, 20 янв. 1529. Ферапонт , 1534. Мисаил , 1539. Кассиан , 1549. Строители Александр , 1623–42. Иоасаф Канищев , 1646–62. Дионисий (игум.) 1672–75. Герасим , в апр. 1676. Дорофей , 1677–81. Дионисий , 1681–1701. [ Филарет , в февр. 1697] Иродион определён 4 нояб. 1722, 1727, бежал. Киприан определён 27 мар. 1727–31. Герасим , 1731–33. Киприан , в февр. 1734. Игнатий , 1749. Геннадий , 1753. 89 Филиппоирапская Троицкая пустынь, от Череповца в 45 верстах, основана преподобным Филиппом в 1517 г. (Заштатная). В дек. 1638г. приписана к Череповецкому. [VI, 594.] Строители Св. Филипп † 14 нояб. 1538. Герасим , 1562. Логгин , 1581. Феодосий , в нояб. 1667. Гурий , 1672–89, дек. Иона , в нояб. 1693. Феодосий , 1695 и 96. Филарет , 1699. Иона , 1728–35. Серафим , 1810. Строит. Ириней , 1855. – Феофан , 1856 и 57. – Владимир , 1858 и 59. Ириней , архим., 1860 и 61. Строит. Вениамин , 1862. – Арсений , 1863–66; игум. 1868, 69. 90 Синозерская [Троицкая?] Благовещенская (sic) пустынь, от Устюжны в 60 верстах, основана св. Евфросином в 1603 г.; упразднена 1764. [VI, 108.] Строители Св. Евфросин убит 20 мар. 1612. Моисей , 1636. Иона определён 2 нояб. 1653. Сергий определён 16 окт. 1658. Фаддей определён 14 сент. 1662, 1665–91. Григорий , 1734. Евфимий , 1763. 91 Ковженский или Курьюжский Николаевский [в Бадожской волости, на реке Ковже, на Курьюги] Введенский, Николаевский, от Белозерска в 40 верстах, основан в 1553 г.; 30 июня 1663 был приписан к Кирилло-Белоезерскому. Упразднён 1764. [IV, 548, 880.] Игумены Тихон , 1564–66. Ефрем , 1573–86. Строители Иов , 1616. Кирилл , 1625. Геласий , 1633. Герасим , 1663. Феодосий , 1674. Макарий , 1688. Дионисий , 1703. 92

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1-й период (1-я – 8-я сессии): декабрь 1545 г. – март 1547 г. Болонский период (9-я – 10-я сессии): март 1547 г. – сентябрь 1549 г. 2-й период (11-я – 16-я сессии): май 1551 г. – апрель 1552 г. 3-й период (17-я – 25-я сессии): январь 1562 г. – декабрь 1563 г. Декрет о принятии священных книг и предания После трех подготовительных сессий Собор обнародовал два первых вероучительных текста. Первый и самый важный рассматривает источники веры и канон Священных Писаний. Дело в том, что протестанты отказались от Предания как от подлинного источника веры. Тщательно потрудившись, Собор попытался уточнить это понятие. Внешние традиции (посты, ритуалы покаяния, обряды и т. п.) были исключены как не имеющие непосредственного значения для жизни веры. Таким образом, в декрете речь идет только о вероучительном Предании, касающемся непосредственно веры и нравов, которое могло быть передано устно или письменно с Апостольских времен. Собор решительно отказался предоставить список истин, переданных таким образом, ограничиваясь принципиальным утверждением [ХВ 148–149]. Что касается Писания, уже гуманисты, как, например, Эразм Роттердамский (1467–1536) и кардинал Каэтан (1469–1534), выразили сомнение относительно подлинности некоторых стихов Нового Завета, в частности, некоторых Посланий. Со своей стороны, Мартин Лютер (1483–1546), исходя из религиозных соображений, различал внутри традиционного канона три группы Писаний, нисходящих по значению: 1) «привилегированные»: Евангелие от Иоанна, Послания Римлянам, Галатам, Ефесянам, 1 Петра, 1 Иоанна); 2) «ординарные» (Евангелия от Матфея, Марка, Луки, остальные Послания Павла, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна); 3) «презираемые» (Евреям, Лука, Иуда, Откровение, многие Книги Ветхого Завета). По этой причине Собор составляет список канонических текстов [ХВ 150–152]; он отличается от списка Флорентийского Собора только деталями формулировки [ХВ 147/1]. (148, 1501) Святой Вселенский и Всеобщий Тридентский Собор, законно собравшийся в Духе Святом, всегда хранит замысел соблюсти в Церкви, устранив все ошибки, чистоту Евангелия, которое, будучи ранее обещано пророками в Священном Писании , было возвещено устами Самого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, Который затем повелел Апостолам Своим «проповедовать Евангелие всякой твари» [ Мк 16, 15 ], как источник всякой спасительной истины и всякого нравственного закона. Явственно видя, что эта истина и этот закон содержатся в писаных Книгах и в неписаных Преданиях, которые, будучи получены через Апостолов из уст Самого Христа или переданы Апостолами из рук в руки под наитием Святого Духа, дошли до нас, (149, 1501) Святой Собор, следуя примеру правоверных Отцов, принимает и почитает с одинаковым благочестием и одинаковым уважением все Книги, как Ветхого, так и Нового Завета, ибо Бог – единый Создатель того и другого, так же, как и Преданий, касающихся веры или нравов, ибо они исходят из уст Самого Христа или внушены Святым Духом и сохранены Вселенской Церковью в непрерывной преемственности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

преступлениях были, вероятно, преувеличены противниками папы. Его преемник Юлий II прославился воинственностью, проявлявшейся не только в защите интересов его семьи, но и в деле восстановления власти католич. Церкви. Представители рода Медичи на Римском престоле - папы Лев Х и Климент VII - покровительствовали искусствам, но были слабыми политиками, при них в Европе широко распространились реформационные учения. В И. реформационные идеи не получили широкого распространения, но все же имели немало последователей. Идеи реформы Церкви в духе умеренных требований Эразма Роттердамского находили отклик в среде гуманистически образованной аристократии. Основными центрами протестант. учений были Венеция, Пьемонт, Тоскана, Феррара, Болонья и Неаполь. В неаполитанском кружке Хуана де Вальдеса , куда входили многие знатные люди, в т. ч. герц. Джулия Гонзага, реформа Церкви представлялась как постепенное ее обновление путем просвещения, убеждения, примера. Папе Павлу III (1534-1549) пришлось отказаться от политики терпимости, присущей его предшественникам на Римской кафедре, и приступить к церковным преобразованиям (подробнее см. ст. Контрреформация ). Впрочем, принятые им меры были непоследовательными. Реформы не затронули организационные и догматические основы католицизма, папа пытался усилить дисциплину, искоренить злоупотребления и выработать общие жесткие правила. Был учрежден орден иезуитов (1540), основана Римская инквизиция (1542), созван Тридентский Собор (1545-1563). Влиятельным деятелем Контрреформации во 2-й пол. XVI в., при папах Римских Пии IV (1559-1565) и Пии V (1566-1572), был кард. Карло Борромео (1538-1584), архиеп. Милана, поборник строгой церковной дисциплины (впосл. канонизирован Римско-католической Церковью). По инициативе Борромео в Миланском герц-стве, а затем и в др. гос-вах на севере И. были проведены преобразования церковной жизни в соответствии с решениями Тридентского Собора (реорганизация архиеп-ств и еп-ств, усиление власти правящего епископа над приходами, открытие новых семинарий).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В соответствии с буллой «Initio nostri» от 22 мая 1542 г. новым местом созыва объединительного Собора был объявлен г. Тренто (лат. Tridentum) - центр церковного княжества в составе Свящ. Римской империи. Однако в том же году возобновились столкновения между французскими и императорскими войсками. После заключения при посредничестве П. мира в Крепи (осень 1544) Собор наконец начал работу (13 дек. 1545). При этом сторонники Реформации отказались принять в нем участие. Из-за разногласий между теми, кто поддерживали императора и хотели реформировать католич. Церковь, и партией папы Римского, которая стремилась отмежеваться от протестантов и укрепить позиции Рима, заседания под предлогом начавшейся эпидемии были перенесены в 1547 г. в Болонью, где продолжались до 1549 г., когда П. скончался. По настоянию имп. Карла V, не согласившегося с переносом Собора, часть епископов оставалась в Тренто. Одной из главных целей политики П. в Италии было закрепление за своими потомками герц-ства Парма и Пьяченца, к-рое до 1512 г. входило в состав Миланского герц-ства, затем - в состав Папской обл. Когда после примирения с Францией в 1544 г. имп. Карл V начал войну с протестантами в Германии, в обмен на помощь папы он согласился на передачу герцогства сыну П.- Пьетро Луиджи Фарнезе. Однако в 1547 г. тот был убит заговорщиками; права на герцогство предъявили его сын Оттавио, женатый на Маргарите, внебрачной дочери имп. Карла V, и наместник императора, правитель Милана Ферранте Гонзага; сам П. решил вернуть эти владения под управление Папского престола. П. пытался придерживаться нейтралитета между кор. Франциском I и имп. Карлом V, противоречия между к-рыми позволяли Папскому престолу вести независимую политику. В 1538 г. папа заключил союз с Венецией, Мальтийским орденом и Свящ. Римской империей против Османской империи , но в том же году объединенный союзный флот был разбит в сражении у Превезы. На основе рекомендаций Б. де Лас Касаса и др. католич. миссионеров, работавших в Новом Свете, П. издал буллу «Sublimus Deus» (от 2 июня 1537), согласно к-рой амер. индейцы признавались полноправными людьми, обращение их в рабство осуждалось, а также бреве «Pastorale Officium», предписывавшее автоматическое отлучение от Церкви любого, кто обращал индейцев в рабство. Эти решения вызвали протест Испании, и вскоре бреве было аннулировано. Для упорядочения управления церковными архивами и б-кой П. учредил должность протектора б-ки (впосл. кардинала-библиотекаря) Римской Церкви (см. ст . Ватиканская библиотека ). В 1534 г. по решению папы возобновил деятельность ун-т Сапиенца. В Риме в преддверии юбилейного года (1550; см. «Annus sanctus» ), до к-рого он не дожил, П. установил твердые цены на аренду жилья. В столкновениях с местной знатью папе удалось ослабить семейство Колонна. В 1540 г. он ввел в оборот новую монету с повышенным содержанием серебра, равную 2 гроссо и получившую название «паоло».

http://pravenc.ru/text/2578527.html

217 . Лев Х (Джованни Медичи) (11/19 марта 1513 – 1 декабря 1521) 218 . Адриан VI (Адриан Флоренс) (9 января/31 августа 1522 – 14 сентября 1523) 219 . Климент VII (Джулио Медичи) (19/26 ноября 1523 – 25 сентября 1534) 220 . Павел III (Алессандро Фарнезе) (13 октября/3 ноября 1534 – 10 ноября 1549) 8. Папы Реформации и Контрреформации 221 . Юлий III (Джованни Мария Чокки дель Монте) (7/22 февраля 1550 – 23 марта 1555) 222 . Марцелл II (Марчелло Червини) (9/10 апреля – 1 мая 1555) 223 . Павел IV (Джанпьетро Караффа) (23/26 мая 1555 – 18 августа 1559) 224 . Пий IV (Джованни Анджело Медичи) (25 декабря 1559/6 января 1560 – 9 декабря 1565) 225 . Пий V (Антонио Микеле Гислиери) (7/17 января 1566 – 1 мая 1572) 226 . Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи) (13/25 мая 1572 – 10 апреля 1585) 227 . Сикст V (Феличе Перетти) (24 апреля/1 мая 1585 – 27 августа 1590) 228 . Урбан VII (Джамбаттиста Кастанья) (15–27 сентября 1590) 229 . Григорий XIV (Никколо Сфондрати) (5/8 декабря 1590 – 16 октября 1591) 230 . Иннокентий IX (Джованни Антонио Факкинетти) (29 октября/3 ноября – 30 декабря 1591) 231 . Климент VIII (Ипполито Альдобрандини) (30 января/9 февраля 1592 – 3 марта 1605) 232 . Лeb XI (Алессандро Медичи) (1/10 апреля – 27 апреля 1605) 233 . Павел V (Камилло Боргезе) (16/29 мая 1605 – 28 января 1621) 234 . Григорий XV (Алессандро Людовизи) (9/14 февраля 1621 – 8 июля 1623) 235 . Урбан VIII (Маффео Барберини) (6 августа/29 сентября 1623 – 29 июля 1644) 9. Упадок Папства. Эпоха Просвещения и буржуазных революций 236 . Иннокентий X (Джамбаттиста Памфили) (15 сентября/4 октября 1644 – 7 января 1655) 237 . Александр VII (Фабио Киджи) (7/18 апреля 1655 – 22 мая 1667) 238 . Климент IX (Джулио Роспильози) (20/26 июня 1667 – 9 декабря 1669) 239 . Климент X (Эмилио Альтьери) (29 апреля/11 мая 1670 – 22 июля 1676) 240 . Иннокентий XI (Бенедетто Одескальки) (21 сентября/4 октября 1676 – 12 августа 1689) 241 . Александр VIII (Пьетро Оттобони) (6/16 октября 1689 – 1 февраля 1691) 242 . Иннокентий XII (Антонио Пиньятелли) (12/15 июля 1691 – 27 сентября 1700)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

1533 Отрывок из какой-то неизвестной комедии: Adesp. 341 Kock CAF III. 1534 Menander, Deisidaimon, fr. 97 Koerte. 1535 Antiphon, test. 8 DK. 1536 Cf. Theophrastus, Characteres XVI; Cicero, De divinatione II 27, 59. 1537 Diogenes, fr. 282 Mullach (Антология кинизма. Издание подгот. И.М. Нахов. М., 1996. С. 140). Cf. Plutarch., Moralia 224 e; Cicero, De divinatione II 28, 62. 1538 Homer., Odyssea, II 181—182. 1539 Philemon, fr. 100 CAF; Theodoret., Gr. aff. cur. VI 16. 1540 Diogenes, fr. 21; 118 Mullach. 1541 Diphilos, fr. 126 CAF. 1542 Menander, Phasma, 50 Koerte. 1543 Euripides, Orestes, 395—6. 1544 Epicharm, fr. 26 DK. 1545 Plato, Leg. VII, 803 c; cf. X 889 c-e. 1546 Pherecrates, Automoloi, fr. 23 CAF. Текст испорчен, поэтому дается в прозаическом переводе. 1547 Eubulos, fr. 130 CAF; Semele, fr. 95 CAF. 1548 Menander, Dyskolos 451—453. 1549 Hesiod., Opera et dies, 540—542; 556—557. 1550 Cf. Psellos PeriU e)nergei a» daimo nwn, cap. IX PG 122, 841; Galen., De causis respirationis, v. IV p. 466 Kuhn. 1551 Xenocrates, fr. 100 Heinze. 1552 Plato, )Eortai» fr. 28 CAF. 1553 Cleanthes, fr. 516 SVF; Cicero, De nat. deor. II 160; Porphyr., De abstinentia III 20. 1554 Plutarch., Quest. conviv. IV 5. 1555 Androcydes in: Holk, De acusm. sive symb. Pyth., p. 43; Plutarch., Moralia, 472 b. 1556 Cf. Chrysippus, fr. phys. 721 SVF. 1557 Cf. Theophrast. in Porphyr., De abstinentia, II 19. 1558 Cf. Exod., 30: 34—36; Eph. 4: 13. 1559 Cf. Hebr. 4: 12; cf. Is. 43: 2. 1560 Cf. I Petr. 2: 9; Ps. 118: 164. 1561 Cf. Chrysippus, fr. phys. 1058 SVF; 1562 Plutarch., Mor. 589 c. 1563 Cf. Prov. 20: 27. 1564 Cf. Chrysippus, fr. mor. 176 SVF. 1565 Cf. I Regn. 1: 13. 1566 Cf. Plato, Phaedrus, 246 b-c. 1567 Cf. Rom. 7: 23. 1568 Cf. I Io. 4: 17. 1569 Mete xonto» St. meti sxonto» L. 1570 Cf. Rom. 8: 26. 1571 Cf. Chrysippus, fr. mor. 20 SVF. 1572 Cf. Sextus Emp., Adv. math. VII 43. 1573 Cf. I Cor. 4: 15. 1574 Cf. Mt. 13: 12. 1575 Cf. Mt. 5: 8. 1576 Cf. I Cor. 12: 13. 1577 Cf. Lk. 20: 36. 1578 Cf. Strom V 106, 2—4; Excerpta ex Theodoto 63, 1; Strom. I 163, 6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

Гавриил Огинский произведён из префектов Александро-Невской семинарии 16 янв. 1762; † 26 янв. 1779. Парфений Петров произведён 30 мая 1779, а 26 мая 1790 перев. в Александро-Свирский. Аполлос Терешкеевич в 1790 перев. из Ошевенского, а 9 мар. 1803 – в Курский Знаменский. Августин Сахаров в 1803 перев. из Рязанского Троицкого, а в февр. 1804 – в Петергофскую Сергиеву пустынь. Кирилл Киприанов 12 февр. 1804 перев. из Архангельского, а 13 июня 1806 – в Крестный. Феофан Татарский в 1806 перев. из Архангельского, а 31 янв. 1810 – в Вяжицкий. Амвросий Черноруцкий в 1810 перев. из Архангельского, а 11 окт. 1817 – в Крестный. Павел Павлов (Морев) 14 окт. 1817 перев. из Архангельского, а 5 апр. 1820 – в Крестный. Вениамин Смирнов в 1820 перев. из Архангельского, а 1839 перев. в Крестный. Анастасий Ключарев 24 дек. 1824 перев. из Архангельского, а 21 дек. 1828 – в Трегуляев. Платон 1839 перев. из Архангельского; до 1843. Анастасий Ключарев , бывший епископ Екатеринославский, управлял мнтрём с 12 мая 1843; † 22 мар. 1851. (В 1852–55 вакансия). Мельхиседек , 1856–69. 4 Архангельский (Архангела Михаила), в Архангельске, основан в начале XV века. Ныне 3-го класса. [III, 299.] Игумены Лука , около 1400. Акакий . Стефан . Адриан .      В XV веке упом. в списках Харатейных грамот, без лет. Иоанн . Афанасий . Феодосий , 1534–47. Алексий , 26 янв. 1549. Герман , 12 апр. 1556. Сергий , 1558–63. Иоасаф , 1567–84. Евфимий , 1585–89. Лаврентий , 1589–96. Феодор , 1598–1602. Сергий , 1603–5. Варсонофий , 22 янв. 1608. Митрофан , в авг. и сент. 1613. Варлаам , в янв., нояб. 1614. Кириак , 1616–18. Митрофан , 1619 и 20. Христофор , строит., в февр. 1621. Матфей , 20 апр. 1624. Варсонофий , 1628 и 29. Матфей , 1629, 1630. Варсонофий , 1632 и 33. Павел , 1635–42. Филарет , 22 февр. 1644. Антоний , 1649–53, 54, мая (sic). Павел , с 1654; бывший упом. в февр. 1661. Филарет , 1660. Каллиник перев. из Сийского, 1662–1664 (sic?). Арсений , 1667. Порфирий , 1672. Иоасаф , 1676–83. Кирилл , 1684, сменён.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010