Как знаток вост. вопроса К. привлекался к переговорам с послами Священной Римской империи С. Герберштейном (1517 и 1526), Франческо да Колло и Антонием да Конти (1518). В ходе переговоров помимо условий перемирия с Польско-Литовским гос-вом обсуждалось участие России в антитур. коалиции. В июле 1518 г. в кремлевской Набережной палате К. давал ответ на пространную речь Франческо да Колло о мире. Для участия в вооруженной борьбе в составе коалиции Россия в тот период не располагала достаточными силами, но в ответе рус. дипломата выражено осознание миссии России в деле борьбы с Османской империей. В 1526 и 1529 гг. К. принимал участие в переговорах с литов. послами. В 1527 г. К. был одним из поручителей за кн. М. Л. Глинского (СГГД. Ч. 1. 155. С. 429). Долгое время дипломат не имел думного чина. Лишь в авг. 1538 г. он впервые упомянут в «Крымских делах» с думным чином окольничего, и далее он неизменно называется с этим чином вплоть до последнего упоминания 20 окт. 1539 г. (РГАДА. Крымские дела. Кн. 8. Л. 525, 650 об., 654 об.). После смерти в 1537 г. брата Никиты Ивановича К. получил также дворцовый чин оружничего. По предположению А. А. Зимина , К. владел землями в Старицком у. ( Зимин. 1988. С. 265-266). С дипломатической деятельностью К. связаны знакомство и начало переписки с прп. Максимом Греком. Предложения о вхождении России в антитур. коалицию сопровождались призывами со стороны Рима к возобновлению Флорентийской унии (см. Ферраро-Флорентийский Собор ). К. обращался к прп. Максиму как к опытному правосл. богослову за информацией и консультациями по поводу различий между Православием и католичеством. Сохранились 7 посланий прп. Максима к К. и 2 послания рус. дипломата к прп. Максиму (1518-1519), хотя число их было значительно больше; сведения о них имеются в ответных посланиях афонского монаха, к-рый был инициатором их знакомства. Непосредственным поводом к переписке К. и прп. Максима Грека послужила католич. пропаганда немца Николая Булева (Бюлова), к-рую он вел в Москве и в др.

http://pravenc.ru/text/1681151.html

В февр. 1526 г. сложил с себя монашеские обеты и уехал в Цюрих, где стал профессором греч. и евр. языков и ВЗ в теологической школе, основанной Цвингли (Schola Tigurina), занимал этот пост до конца жизни. В том же году женился на Анне Фриз († 1536), сестре сподвижника Цвингли И. Фриза (1505-1565), тоже бывш. францисканца. В браке родились сын и дочь. Овдовев, П. в 1537 г. женился на своей бывш. служанке Эльзе Кальб. С 1541 г. был гражданином Цюриха. П. участвовал в подготовке издания Цюрихской Библии (1524-1529) - нового перевода Библии на нем. язык, отчасти основанного на переводе Лютера (см. в ст. Библия ). Единственный из всех теологов-реформаторов П. написал (на лат. языке) комментарий практически ко всем библейским книгам, кроме Откровения Иоанна Богослова (опубл. в 1532-1539 в 7 томах). Для комментария П. характерно стремление к научной текстологии и филологической точности в противовес типологическим толкованиям. П. оставался верным сторонником реформационных идей Цвингли и его преемника Г. Буллингера , но воздерживался от участия в публичных богословских дискуссиях. С 1544 г. работал над автобиографическим соч. «Chronicon», служащим важным источником по истории нем. Реформации. C 1532 по 1551 г. П. также служил хранителем б-ки «Schola Tigurina», основу к-рой составили б-ка упраздненной коллегиальной церкви Гроссмюнстер и личная б-ка Цвингли (первоначально 473 тома, к концу службы П. фонд вырос до 771 тома). П. составил и содержал в порядке ее рукописный каталог (ныне Zentralbibl. Zürich, Handschriftenabteilung. Ms. Car. XII 4), упорядочил процесс хранения книг, разработал систему условных обозначений и метод библиографических описаний, усовершенствованный впосл. его учеником П. К. Геснером (1516-1565). П. считается одним из основоположников библиотечного дела в Европе ( Germann. 1994). Соч.: Commentaria Bibliorum. Tiguri, 1532-1539, 7 vol.; Conradi Pellicani de modo legendi et intelligendi Hebraeum: Deutschlands erstes Lehr-, Lese- und Worterbuch der hebraischen Sprache/Hrsg. E. Nestle. Tüb., 1877; Das Chronikon des Konrad Pellikan/Hrsg. B. Riggenbach. Basel, 1877 (нем. пер.: Die Hauschronik Konrad Pellikans von Rufach: Ein Lebensbild aus der Reformationszeit/Übers. Jh. Dulpinus. Strassburg, 1892).

http://pravenc.ru/text/2579934.html

Таким образом, митр. Каллист обращает наше внимание на то, что Бог не просто и не только «личностен, но и меж-личностен» 1524 , «личностен и троичен» одновременно. «Бог – не просто одна Личность, ограниченная собственным бытием, но Троица Лиц» 1525 , «триединство Личностей, любящих Друг Друга», и в этой взаимной любви Личности всецело «объединены», хотя при этом они не утрачивают отличающей их «индивидуальности» 1526 . Каждая из Личностей Троицы «пребывает в двух Других силою вечного движения любви. Бог – не просто единство, но единение» 1527 , «взаимообщение, сообщество» 1528 . Он «является общностью Личностей, которые через любовь соучаствуют Друг в Друге» 1529 . В Боге «существует как подлинное многообразие, так и особое единство» 1530 . Причем «отличие трех Личностей необходимо рассматривать как вечное различение, существующее в природе самого Бога… Они являются тремя равными Друг Другу и одинаково вечными Личностями» 1531 . Поэтому можно говорить о внутреннем для Бога «вневременном диалоге» Личностей, о Его «соборности» 1532 . Анализируя попытки отождествления в Боге понятий «личности» и «тропоса существования», происходящие от сомнений в адекватности применения понятия «личность» в богословии, владыка Каллист отмечает невозможность такого отождествления: «Когда в Евангелии говорится о том, что Иисус молится Отцу и Отец отвечает, без сомнения, речь идет о чем-то большем, чем о совмещении двух «способов существования». И когда в четвертом Евангелии отношение между Отцом и Сыном истолковывается в терминах взаимной любви, не следует ли, читая об этом, вспомнить ту истину, что только личности способны к такой любви» 1533 ? «“Движения” или “образы бытия” не любят и не могут любить друг друга… И если парадигма взаимной любви, будучи доведена до крайности, содержит в себе опасность тритеизма, то разве у таких богословов, как Барт, Ранер и Макуорри, мы не сталкиваемся с обратной тенденцией к модализму» 1534 ? На этом пути возникает «серьезный риск деперсонализации Троицы» 1535 . И хотя можно говорить о некотором «триедином способе» 1536 бытия Троицы, однако Личности в Боге не сводятся ни к Их взаимным отношениям 1537 , ни к тропосам Их совместного существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

23 Вальсамон был сначала диаконом, номофилаксом и хартофилаксом (т. е. хранителем патриаршего архива, грамот, указов и различного рода церковных деловых бумаг) константинопольской церкви и потом – номинальным патриархом антиохийским. Он жил в правление Мануила Комнена u Исаака Ангела (с половины XII стол. до конца), славился своим просвещением, в особенности же известен был как искусный церковный и гражданский законовед. 24 Пособие: «Чтение в Общ. люб. дух. просв. 1883 г. Июль, Август и Ноябрь, ст. Никольского: «Греческая Кормчая Книга (Пидалион) ». 25 В греческом Пидалионе, для объяснения названия его, приложено изображение корабля со множеством путников, управляемого Самим Иисусом Христом. Корабль этот, по согласованию самих издателей Пидалиона, изображает Кафолическую Церковь Христову; основание корабля –православную веру в св. Троицу; брусья и доски – догматы веры и предания; мачта – Крест; парус – надежду и любовь; Кормчий – Христа; гребцы и корабельщики – апостолов, преемников их и всех клириков; путники – всех православных христиан; море – настоящую жизнь; зефиры –благодатное веяние Св. Духа; ветер – искушение; корма, которою корабль управляется в небесную пристань, самую эту книгу (Пидалион) божественных правил. 26 Они пишутся в форме: а) булл, изготовляемых в апостолической канцелярии на твердом и темном пергаменте старым латинским шрифтом, без знаков препинания, с привесною печатью из свинца или золота, с изображением голов апостолов Петра и Павла и начинаются именем папы; б) бреве на тонком и белом пергаменте, новым шрифтом, с восковою печатью в форме кольца; на печати изображение апостола Петра в рыбачьей лодке. 27 Таковы y лютеран: аугсбургское исповедание (1530 г.), апология (1531 г.), шмалькальденские члены (1537 г.), катехизис Лютера (1528 к 1529 r.); и y реформатов: гайдельбергский катехизис (1563 г.), галликанское исповедание (1559 г.) и др. 28 Уставы: св. Владимира и Ярослава I не дошли до нас в своем первоначальном виде, но сохранились в нескольких поздних и разнообразных списках.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

1521 Старец Паисий Величковский. Крины сельные. Слово 33. С. 48. 1522 Св. Климент, еп. Римский. Первое послание к Коринф. Гл. 46. 1523 Еп. Игнатий Брянчанинов. Творения. T. I. С. 30. 1524 Св. Григорий Богослов. Творения. T. V, изд. 3-е. М., 1889. С. 35—36. 1525 Преп. Марк Подвижник. Слово 1. § 174; свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. I. С. 105—106; преп. Варсонофий Великий. Отв. 619. 1526 Иером. Арсений. Маргарит. С. 163. 1527 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. V. С. 130—131. 1528 Преп. Исаак Сирин. Слово 35. С. 152—153. 1529 Свт. Василий Великий. Творения. Ч. I. М., 1853. С. 341—342. 1530 Преп. Макарий Великий. Слово 93. 1531 Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий (2Тим.3:12). С. 600—601. 1532 Св. Климент, еп. Римский. Первое послание к Коринф., гл. 45//Писания мужей апостольских. С. 146. 1533 Преп. Исаак Сирин. Слово 49. С. 219—220. 1534 Преп. Иоанн Кассиан. Собесед. 6, гл. 11. 1535 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 1-я о статуях. Творения. T. II. С. 13—24. Бесед. 16 на Деян. Толков. 26 на 2Кор.; свт. Василий Вел. Простран. подвижнич. прав. Отв. 55; преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 13, 19 и 92. С. 192—195, 198—199, 262; преп. авва Дорофей. Поучение 7. С. 33—94; преп. Варсонофий Вел. Отв. 619; сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 70. 1536 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3, п. 12. С. 192. 1537 Массильон, еп. Клермонский. Избр. слова. T. I. СПб., 1845. С. 265—266. 1538 Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 6; ср.: преп. Исаак Сирин. Слово 35. С. 151—152. 1539 Свт. Григорий Богослов. Творения. Ч. V. М., 1889. С. 18. 1540 См.: Алфавитный Патерик. 1541 Преп. Исаия. Слово 27. 1542 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. СПб., 1866. С. 448—451. 1543 Старец Симеон Благоговейный. Подвижническое слово, § 14//Добротолюбие. V. С. 69. 1544 Сщмч. Киприан Карфагенский. Творения. T. II. С. 244—245. 1545 Преп. Варсонофий Вел. Отв. 130. 1546 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. V. С. 129—130. 1547 Преп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы, гл. 114//Добротол. Т. V. С. 41.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

в нем также жили нек-рые его родственники, друзья и помощники со своими семьями (см.: Brecht. 1990. Vol. 2. P. 195-204). Во время общих трапез Л. часто отвечал на вопросы присутствующих, делился воспоминаниями, откликался на сообщения об актуальных событиях европ. церковной и политической жизни, давал оценку взглядам и сочинениям единомышленников и оппонентов, предлагал краткие комментарии и наставления религиозного характера. С 30-х гг. XVI в. помощники Л. и студенты записывали его высказывания; эти записи образуют корпус «Застольных бесед» (Tischreden; научное изд.: Luther M. WA: TR. 6 Bde; частичный рус. перевод: Лютер М. Застольные беседы. 2011), к-рые являются наиболее важным источником сведений о позднем периоде жизни Л. и о его взглядах по самому широкому кругу вопросов. В Виттенберге Л. регулярно произносил проповеди и читал лекции в ун-те; он также трудился над переводом Библии, создавал многочисленные полемические, экзегетические и вероучительные сочинения, вел оживленную переписку с политическими покровителями лютеранства, единомышленниками и друзьями. Л. как проповедник и преподаватель В 20-30-х гг. XVI в. Л. обычно проповедовал в городской церкви Виттенберга по воскресным и праздничным дням дважды: на утреннем богослужении он произносил проповедь, посвященную полагающемуся на этот день по церковному уставу евангельскому или апостольскому чтению; в 12 часов дня он читал проповеди из тематических циклов, посвященные последовательному истолкованию к.-л. книги Свящ. Писания. В 40-х гг. XVI в. из-за ухудшения состояния здоровья Л. проповедовал нерегулярно, однако по возможности продолжал исполнять обязанности проповедника; последняя из произнесенных им в Виттенберге публичных проповедей датируется 17 янв. 1546 г. К числу наиболее крупных и богословски значимых циклов проповедей по библейским книгам относятся проповеди по Первому и Второму Посланиям Петра (1522-1533; опубл.: Luther M. WA. Bd. 12, 14), по кн. Бытие (1523-1524; опубл.: Ibid. Bd. 14, 24), по отдельным главам из Евангелия от Матфея и Евангелия от Иоанна (1528-1529, 1530-1532, 1537-1540; опубл.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2561088.html

2 Кор. 11:14. 1518 2 Кор И, 14. 1519 2 Кор. 11:15. (В тексте Писания: и служителие его преобразуются (μετασχηματζονται) яко служители правды ). 1520 Рим. 16:18. 1521 Синезий Птолемаидский, De insomniis, 5 — PG 66, 1293D. 1522 Здесь игра слов: «δαιμνιον — εδαμονας». 1523 Этот и следующий параграфы почти дословно повторяют находящиеся в Первом письме к Варлааму, 46–47. 1524 Порфирий. О жизни Плотина, 22 — Brehier, v. 1, p. 24. 1525 Там же, р. 25. 1526 У Плотина, как и вообще у античных авторов, термин «δαιμνιος» не несет отрицательной коннотации, и его следовало бы скорее переводить как «божественный» (как переводит это место и М. Л. Гасиаров: «из гробницы исторгнув Божию душу свою, устремляешься в вышние сонмы Светлых богов»), но, следуя контексту Паламы, мы сочли необходимым перевести его как «демонический». 1527 Там же, р. 25–26. 1528 Маврикий. Жизнь Прокла, 23 — J. F. Boissonade (ed.), Paris, 1862, p. 162–163. 1529 Там же, 18 — p. 160. 1530 Григорий Богослов, Слово 39, 5 — PG 36, 340А. 1531 Кол. 3:3. 1532 Откр. 20:5, 6. 1533 «λυδα», — чаще «λυδα λθος», — кремнистый камень, первоначально открытый в Лидии (область в Малой Азии) и использовавшийся для химического анализа золота. 1534 Буквально: «то, чего надлежит избегать». 1535 Прем. 7:23. 1536 Еф. 1:19. 1537 Ср.: 3–й тропарь канона на утрене в Неделю торжества православия; 1–я молитва Обручения в чине браковенчания. 1538 Аристотель, Никомахова этика, 9, 10. 1539 Быт. 2:24. Ср.: Еф. 5:31; Мф. 19:5. 1540 Прем. Сол. 7:23. 1541 Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5 — PG 29, 713А. 1542 1 Кор. 6:17. 1543 Пс. 39:17. 1544 Макарий Великий, Слово 4 (О терпении и рассудительности), 13 — PG 34, 876D. 1545 2 Кор. 11:14. 1546 Диадох Фотикийский, Главы, 40 — Е. Des Places, Sources Chrétienne, v. 5, p. 108. 1547 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrütienne, v. 5, p. 149. 1548 Ср.: Пс. 45:11. 1549 Мф. 6:6. 1550 Пс. 50:12. 1551 Пс. 118:103. Изложение в этом параграфе в основном следует «Лествице» Иоанна Синайского. 1552

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1529 Юрочкин В.И. Древнейшие изображения Креста Господня/Православные древности Таврики: (Сб. мат–лов по церк. археологии)/Ред. В.И. Юрочкин. Киев, 2002. С. 24, 31. Рис. 4, 12. 1530 Kennedy С.А. Early Christians and the Anchor/The Biblical Archaelogist. 1975. Vol. 38. 3–4. P. 115–124. 1531 Skubiszewski P. Croce/Enciclopedia delParte medievale. 1994. Vol. 5. P. 493–521. Капитальная работа о формах креста в доиконоборческий период: Dinkier Е., Dinkier von Schubert Е. Kreuz I (vorikonoklastisch)/Reallexikon zur Byzantinische Kunst. 1995. Bd. 5. Sp. 1–219. 1533 Khroushkova L. Les monuments chretiens de la Cote orientale de la mer Noire. P. 103, 140, 154. 1534 Pierbon–Benoit R. La croce come elemento decorativo о simbolo cristiano negli oggetti di uso commune in Oriente (1–8)/La Croce: Iconografia e interpretazione (secoli 1 – inizio 16)/A cura di Ulianich B. con la col. di Parente U. Atti del convegno intemazionale di studi (Napoli, 6–10 dicembre 1999). Napoli, 2007. Vol. 1. P. 307–374. 1535 Rotili M. Croci in lamina d’oro di eta langobarda/Rendiconti dell’Accademia di Archeologia, Lettere e Belle Arti in Napoli. 2003. Vol. 72. P. 13–68. 1537 Thierry N. La Cappadoce de l’Antiquite au Moyen Age. Tumhout, 2002. P. 135–142 [Bibliotheque de l’Antiquite Tardive, 4]. 1539 « Forma crucis templum est, templum uictoria Christi»: Brenk B. Der Kultort, seine Zuganglichkeit und seine Busucher/Akten des 12. Intemationalen Kongresses fur christliche Archaologie. S. 84–85. 1542 Frolow A. Larelique de la Vraie Croix. Paris, 1961; idem. Les reliquaires de la Vraie Croix. Paris, 1965. 1544 Krause К. Darstellungen der Kreuzesverehrung auf palastinischen Pilgerampullen/Mitteilungen zur spatantiken Archaologie und byzantinischen Kunstgeschichte. 2000. Bd. 2. S. 9–37. 1545 Стерлигов И.А. Кресты напрестольные или воздвизальные (кат. 7–10)/Декоративно–прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл 11–15 веков. М., 1996. С. 129–148. 1546 Каталог крестов, составленный Брижиттой Питаракис, включает 671 предмет. Автор в число византийских включила некоторые древнерусские кресты: Pitarakis В. Les croix–reliquaires pectorales byzantines en bronze. Paris, 2006 [Collection Bibliotheque des Cahiers Archeologiques, 16].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Специальным источником права протестантских церквей являются символические книги: «Аугсбургское исповедание» (1530 г.), «Шмалькалденские члены» (1537 г.), два «Катехизиса» Мартина Лютера (1528 и 1529 гг.) — у лютеран; «Гейдельбергский катехизис» (1562 г.) и «Галликанское исповедание» (1551 г.) — у реформаторов-кальвинистов.    Отдельные национальные протестантские церкви имеют свой уставы или регламенты (по-немецки — Kirchenordnungen). Вступление в церковь. Состав церкви Члены Церкви    Церковь, по авторитетному определению «Пространного Катехизиса» митрополита Филарета, является «Богом установленным обществом человеков, соединенных между собою Православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами».    Основатель Церкви Иисус Христос всем апостолам дал одинаковую власть в ней, удержав за Собой верховное главенство, называя Себя «Пастырем добрым» (Ин. 10:14). Подобно тому, как между апостолами, по заповеди Христа, не было первенства власти, так нет его и не может быть среди епископов; какую бы кафедру каждый из них ни занимал, все епископы равны в достоинстве и сакраментальной власти.    Церковь, являясь Телом Христовым, имея своей Главою самого Спасителя, состоит из членов — братьев, равных между собою пред лицом правды Божией, имеющих одинаковую надежду на Царство Небесное. Народ Божий, по слову апостола Петра, «Род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9).    Члены Церкви связаны между собою не общностью национальности, языка, сословия, а иной общностью, более высокой — единством веры и единством духовной жизни. Таинство Крещения    Вступление в благодатный живой организм Церкви начинается Таинством Крещения. «В области церковного права, — писал А.С. Павлов, — крещение имеет такое же значение, как рождение в сфере права гражданского. Поэтому оно в наших источниках и называется вторым, или духовным рождением. Но как родится человек однажды, так и креститься действительным образом он может только однажды».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Но главная новинка – описание посмертных чудес Сергия (кончается чудом в Латинских странах) – это самое первое, самое подробное Сказание о чудесах Преподобного Сергия Радонежского. Составление Третьей редакции следует датировать временем около 1442 года, так как в заключительной похвале Сергию делается акцент на его чудесной способности примирять враждующих «православных царей» (в 1442 г. произошло примирение Василия Темного с Дмитрием Шемякой в Троице-Сергиевом монастыре). В тексте самой редакции превозносятся добродетели князя Юрия Дмитриевича (отца Шемяки), подчеркивается его роль в построении Троицкого каменного собора. В то же время автор не обошел похвалами «благоразумного» и «великодержавного русского царя» Василия Васильевича. Заголовок по списку F.I.306: «Месяца септевриа в 25 день. Житье и жизнь преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергиа», а на верхнем поле дописано: «в нем же имат от божественых чюдес его; списася от священоинока Пахомия от Святыя Горы и Епифа(ния) священои-нока, духовника, ученик быв и послушник святого Сергиа». Заголовок по списку Виф.92: «Житие преподобнаго отца нашего Сергиа, сказании божественных чюдес его». 1) РНБ, F.I.306 (л. 74–123 об.) – сборник составлен в Ростове, в 1529 г. 2) РГБ, ф. 556 (Собр. Вифанской духовной семинарии), 92 (л. 204–303) – 30-е годы XVI в. Сборник составной. Особым почерком писаны л. 145–360 об.; бумага этой части имеет филиграни: Перчатка под короной с 8 фестонами – Брике, 10949 (1526 г), 10955 (1536, 1537 гг.); Рука в рукавчике – Брике, 11405 (1520 г.). Третья редакция, продолженная описанием чудес, случившихся в 1448 и 1449 гг. 1) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 277 (л. 31 об. – 85 об.) – нач. XVII в. Основной писец сборника, на что обратил наше внимание А. А. Турилов, является писцом также рукописей: Ярославский музей-заповедник, 14982; Ярославский музей-заповедник, 15230; РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского) , 1094. Филиграни: Кувшин с двумя ручками под розеткой, на тулове дата «1600» – Лихачев, 4103–4105 (1601 г); Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове литеры PG – Дианова (Кувшины), 60 (1600 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010