Блаж. Феодорит Кирский «понимает будущее, прославленное состояние человека, подобно Иисусу, усыновленному Богом. Вообще же антиохийцы считают «усыновление» и «бессмертие» синонимами. Тогда человек снова становится «связкою вселенной " » 1524 . Леонтий Византийский считает, что «Спасти человека Бог может всякими путями, и даже одною Своею божественною волею, но Он благоволил это сделать, показав человеку Свою благость и Свое правосудие» 1525 . «Поэтому вочеловечение Слова в глазах Леонтия приобретает узко сотериологический оттенок. Христос Спаситель Своим искупительным подвигом дает нам возможность и нравственного Ему подражания, и исцеляет нашу греховную язву, и подает нам источник таинственной, благодатной жизни в церковных таинствах. Самый акт искупления определяется, как уплата долга. Кому? И кто же получает выкуп? Это неясно из слов самого писателя» 1526 . Василий Селевкийский пишет, что « " Желая очистить образ и обессмертить плоть Он облекается плотью, сродным исцеляя сродное. Он становится во всем совершенным человеком, чтобы совершенно спасти того человека, которого Он создал». К испорченному образу Своему Бог посылает Творца этого образа, чтобы обновить его черты красками благости. Ради этого Тот, Кто во образе Божием, принял образ раба, чтобы, освободив рабов от греха, возвести их в первобытное благородство и показать сынами Отца Небесного тех, кто вновь сделались сообразными Ему». Воплощение не разделило Св. Троицу» 1527 . Для спасения необходимы таинства Церкви: «Крещение есть всех благ основание, мира очищение, естества обновление, стремительное избавление, лекарство легко переносимое; влага, грехи сожигающая; губка, совесть очищающая; одежда, не ветшающая со временем; чрево, бесстрастно зачинающее; погребение, возрождающее погребенных; пучина, грехи потопляющая; стихия, служащая могилой диавола; печать того, кто получает утверждение; надежный заступник пред Судией; струя, погашающая геенну; благодать, гостеприимно принимающая на вечери Владыки; Таинство древнее и новое, при Моисее предначертанное» 1528 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Первая, судя по географическому положению г. Галича, должна была занимать земли, лежавшие к юго-востоку по верховьям р. Днестра, территорию второй составляли земли к северо-западу по бассейну р. Сана. Из несколько поздней (1526 г.) и неполной окружной грамоты киевского митрополита Иосифа галицко-русскому духовенству по случаю назначения наместником Галицкой митрополии архимандрита Исаакия видно, что в состав Галицкой епархии входили поветы – Галицкий, Львовский, Каменецкий, Межибужский, Коломыйский, Жидачевский и некоторые другие 47 . По разделении митрополий Галицкая и Перемышльская епархии вошли в состав территории Киевской митрополии и, будучи объединены вместе с последней под властью литовско-польского короля Казимира, расширили общую территорию собственно литовских епархий. В обозначенных границах в состав образовавшегося в XIV и пол. XV вв. вел. Польско-Литовского княжества и зап.-рус. епархий из русских земель вошли: Волыно-Галицкая, Киевская, Переяславская, Полоцкая, Смоленская, Чернигово-Северская с городами одоевских, новосильских, белевских и других князей. Проще, в состав тогдашнего Польско-Литовского княжества вошли все нынешние русские земли по бассейну Днепра, к северу от правого и левого притоков его рр. Ворсклы и Роси, а также места по бассейну верховьев Оки, составляющие части нынешних Калужской, Тульской и Орловской губерний 48 . Дальше этого территория Литовского княжества не распространялась. Она оставалась почти неизменной до конца XV века, когда начало проходить время расцвета Литвы, когда Литва была вынуждена возвратить Москве некоторые свои примыслы, а пограничные с Москвой князья, служившие Литве, лишенные своих вотчин и гонимые за веру, стали переходить служить к московскому государю 49 . Все, что лежало к северо-востоку от литовской границы, принадлежало северо-восточной Руси и составляло территорию Московской митрополии с включением области сарайского епископа, жившего в орде. В татарии затеривались юго-восточные границы Московской митрополии в момент отделения её от Киевской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Весть об этом чрезвычайно опечалила Новгородцев; «архиеп. же Макарий со всем городским духовенством повседневно совершал молебны, и прилежно молил Господа, пречистую Его Матерь и великих чудотворцев о устроении земском и о тишине, и о государеве здравии великого князя Ивана Васильевича всеа Русии» и особенно о том, чтобы «послал Господь Бог милость Свою, возвратил гнев Свой, избавил богоспасаемый преименитый град Москву и В. Новгород и вся грады и страны христианские от междуусобныя брани». В это же время наместники Новгородские – князь Борис Горбатой и дьяки Яков Шишкин и Фуник Курцов, по слову государеву и по благословению владыки Макария, начали обносить торговую сторону города деревянною стеною, чтобы в случае нападения можно было обороняться. Работа производилась с неимоверной быстротой, так что кругом всей торговой стороны поставлена была стена в рост человека, в пять дней 226 . В этот раз, как и при ограждении Софийской стороны деревянною стеною, архиеп. Макарий и, по примеру его, духовенство принимали самое деятельное участие. Прежде в укреплении города участвовала вся область, а в эти разы строили укрепления одни граждане Новгородские, «и на самого архиепископа Макария урок учиниша, такоже и на весь священный лик, на церковные соборы урок учиниша» 227 . Не лишним считаем упомянуть здесь о нижеследующем предприятии архиеп. Макария, которое, хотя не увенчалось успехом, тем не менее, свидетельствует о великом его усердии н желании украсить Новгород в период своего святительства. В 1528 г. (7036) явился в Новгород из Пскова какой-то хитрец и, посмотрев на р. Волхов, начал говорить: «аще бы мне кто повелел, сделал бы есми на сей реце мельницу». Эти речи переданы были владыке, и он «болши хотя украсити В. Новгород при своем честнем святительстве, повеле делати мельницу, где пригоже, дабы и сия вещь, еже из начала града не бывала, принадлежала к дому святей Софии». Место для постройки мельницы избрал мастер на Софийской стороне, где стояла баня «на рельке», которую «изначала звали Крюк», и на которой «прежде жили нарочитые дворяне владычня двора» 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Макария, он начал внушать игуменам и священникам, чтобы они утешили народ и сам, совершая молебствия в храме св. Софии с омовением св. мощей, посылал св. воду во Псков и по всему Новгороду. И в. князь, услышав об этом бедствии, прислал также из Москвы св. воду, «на освящение православным Христианом». «И оттоле, замечает летописец, нача милосердие Божие быти во Пскове, по мале и поветрие преста» 219 . И в Новгороде в этот раз умерло от прыщей более 1000 человек 220 . Но в Новгороде это поветрие повторилось в октябре следующего (7041) 1533 г. и начало свирепствовать с большей, чем прежде, силой. «Нача являтися, говорит летописец, на человецех вред, яко прыщ, и тем начаша мнози человецы умирати, и бысть поветрее не малое» 221 . Одновременно с этим бедствием посетила Новгород и другая небесная кара. От июня до сентября во всей Новгородской области не выпало ни одной капли дождя. Источники, ручьи и болота пересохли; скот по селам гибнул от жажды, леса горели, а с ними вместе горели и звери, и птицы; от дыму и мрака в городе сделался нестерпимый смрад, солнце тусклое, багровое скрывалось за два часа до захождения; люди днем не могли распознавать друг друга в лице и задыхались от смрада, путешественники и плаватели не распознавали пути, птицы не могли парить в воздухе 222 . В обоих этих случаях владыка Макарий явил себя пастырем, добре правящим словесное стадо. Твердо веруя и всегда памятуя, что все в мире совершается по премудрой и всеблагой воле Творца, что испытания посылаются небом для вразумления и исправления грешного человека, он старался внушить те же мысли и чувствования и своим пасомым. Первым его делом и первою заботою было расположить бедствующих граждан, чтобы они обратили все внимание на исправление своей жизни и поведения. Собрав духовенство и народ, он всех убеждал к покаянию, поучал пребывать в посте, молитвах и во всяких добродетелях; «повеле, замечено у летописца, архиеп. Макарий, всем православным Христианом поститися, от мала и до велика, две недели, от мяса и млека, но единою днем ясти».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

33 Вульгата (Vulgata – лат.) – латинский перевод Библии, признанный католической церковью подлинным. – Примеч. ред. 34 Аннаты – единовременные сборы в пользу папской казны с лиц, получавших вакантные церковные должности и связанные с ними статьи доходов. – Примеч. ред. 35 Речь идет о знаменитой Сикстинской капелле, в росписи которой позднее принял участие и Микеланджело (потолок, люнеты, распалубки и алтарная стена). Сейчас капелла превращена в музей, но в ней до сих пор проводятся конклавы. – Примеч. ред. 39 Мохач – небольшой город на юге Венгрии. В 1526 году в битве под Мохачом венгерские войска потерпели сокрушительное поражение от турок. – Примеч. ред. 40 Cuius regio, eius religio (лат.) – чье государство (регион), того и религия (тот и определяет религию). 43 Нунциатура – постоянное представительство Ватикана в странах, с которыми он поддерживает дипломатические отношения. Возглавляет нунциатуру – нунций (от лат. nuntius – вестник), посол, который кроме дипломатических функций осуществляет также наблюдение за деятельностью католической церкви в стране пребывания. В ряде стран нунций является дуайеном (старшиной дипломатического корпуса). – Примеч. ред. 44 Папский Григорианский университет (Pontificia Universita gregoriana) был создан в 1552 г. Игнатием Лойолой с одобрения папы Юлия III. Григорий XIII окружил университет заботливой опекой, выделил ему в 1582 г. из папской казны крупную дотацию и отдал ряд зданий. Задачей «Григорианума» является подготовка квалифицированных кадров для центральных и периферийных церковных учреждений. – Примеч. ред. 45 Гугенотами назывались во Франции последователи кальвинизма, среди которых преобладали представители провинциальной буржуазии и ремесленников, но к ним примкнула и часть дворянства Юга и Юго-Запада Франции, недовольная централизаторской политикой королевской власти. Преследования гугенотов со стороны государственной власти прекратились лишь после Великой французской революции. – Примеч. ред. Читать далее Источник: Приводится по изданию: Гергей Е. История папства: (Пер. с венгр.). М.: Республика, 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Лютер предложил пасторам самостоятельно решать, все ли примут Тело Христово после благословения хлеба, а затем - Кровь Христову после благословения чаши, или оба дара будут освящены до причастия. Однако он признавал, что раздельное преподание Тела и Крови представляло собой нововведение, которое требовало изменения молитв. Здесь Лютер впервые дал конкретные указания относительно использования мессы. Он применил на практике те принципы, которые сформулировал ранее, и провел четкое различие между тем, что имеет принципиальное значение, и тем, что не имеет такового. «Формула мессы» использовалась как основа богослужения в Виттенберге и в других местах как на лат. языке, так и в нем. переводе. Из этого чина был заимствован материал для Нюрнбергской нем. мессы 1525 г. Она также стала основой для прусского церковного устава «Порядок церемоний и других церковных установлений» (Artikel der ceremonien und anderer kirchen ordnung, 1525) и для «Краткого порядка церковного богослужения» (Kurtz Ordnung des Kirchendiensts, 1530), составленного в Риге. Лютер ценил латынь как литургический язык и не хотел создавать богослужебное последование полностью на нем. языке. Помимо Нюрнбергской и Прусской месс Т. Шварц ввел нем. службу в Страсбурге в 1524 г., а в 1525 г. Бренц начал совершать полную немецкую службу в Швебиш-Халле. Эти службы в большей или меньшей степени испытали влияние «Формулы мессы» Лютера. Только в 1525-1526 гг. Лютер признал необходимость создания мессы полностью на нем. языке и составил устав «Немецкая месса и порядок богослужения» (Deutsche Messe und Ordnung des Gottesdiensts). Первоначально этот чин предназначался для богослужения там, где прихожане не знали латынь, т. е. гл. обр. в сельских приходах. Лютер не был доволен созданными на тот момент нем. мессами. Нем. язык звучал плохо: переводы были неловкими или проникнутыми сентиментальным духом. Лютер стремился создать службу, в к-рой бы ощущалась связь с прошлым и сохранялся дух лат. оригиналов, притом что служить надо было на нем.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Превращение В. в крупную морскую державу требовало создания продовольственной и сырьевой баз на континенте (терраферме, terra ferma), привлечения значительных людских ресурсов для флота, войска, ремесла. Не ограничиваясь владениями в Истрии, Албании и Далмации, В. перешла к более активной политике присоединения территорий в Италии. Ведя успешные войны против североитал. сеньоров, в 1339 г. она присоединила Тревизо, в 1404-1405 гг.- Падую, Виченцу и Верону, в 1420 г.- Фриуль, ликвидировав гос-во Аквилейского Патриархата, в 1425-1454 гг.- Брешию, Бергамо, Крему, Равенну. Укрепив владения на терраферме, В. стала могущественным континентальным гос-вом. Мирный договор с Миланом, заключенный в 1454 г. в Лоди, установил границу 2 гос-в по р. Адда. С XV в. основной угрозой владениям и интересам В. являлась экспансия турок-османов в Анатолии и на Балканах. Они захватили Фессалонику (1430), К-поль (1453), Морею (1460), Эвбею (1470), Тану (1475), Модон и Корон (1499-1500). В 1463-1479 гг. В. вела тяжелую войну с Турцией, опираясь на поддержку Римских пап и союз с шахом Персии и Ак-Коюнлу Узун-Хасаном. Уступив ряд островных владений, республика по миру 1479 г. на условии уплаты дани сохранила основные владения в Эгеиде и Адриатике. На первом этапе Итальянских войн (1494-1513) В. использовала разгром Неаполитанского королевства для захвата портов Апулии: Трани, Бриндизи и Отранто. После поражения Миланского герц-ства В. приобрела новые области Ломбардии с Кремоной, присоединила ряд городов Романьи. Успехи В. объединили против нее Папский престол, Францию, Испанию и герм. империю Габсбургов , и в 1508 г. оформилась антивенецианская Камбрейская лига. Несмотря на поддержку населения и городов Сев. Италии, героическую оборону Падуи (1509), крестьянские восстания против немцев и французов, В. потерпела поражение, но, используя искусную дипломатию, разъединила врагов, отказавшись от территорий в Романье в пользу папы Римского и в Юж. Италии в пользу Испании. На 2-м этапе войн (1515-1559) В. выступила под лозунгом объединения итал. гос-в против иностранных захватчиков и заключила союз с папством, Миланом, Флоренцией и Францией, создав в 1526 г. Коньякскую лигу. Лига потерпела поражение в войне с Испанией, но В. сумела сохранить независимость и свои владения. Наемные армии кондотьеров в XV в. играли все большую роль в защите республики и, отмечая их заслуги, им воздвигли конные статуи Э. Гаттамелате в Падуе и Б. Коллеони - в В.

http://pravenc.ru/text/150247.html

В XVII-XVIII вв. усилиями гуманистов был создан необходимый для критической работы с евр. текстом ВЗ инструментарий: издания, грамматики и словари. К вышедшим ранее полиглоттам и раввинским Библиям прибавились Парижская (1629-1645) и самая полная Лондонская (1654-1657) полиглотты. Кроме того, появилось множество справочных изданий масоретского текста (MT): Й. Буксторфа -старшего (Biblia sacra hebraica et chaldaica/Stud. J. Buxtorfi. Basileae, 1611; 1618-1619. 4 vol.), И. Атиаса (1661), И. Леусдена (1667), Д. Э. Яблонского (1699), Э. ван дер Гута (1705), И. Г. Михаэлиса (1720) (см. ст. Библия , разд. «Рукописи и издания»). Грамматики евр. языка издали В. Ф. Капито (1525), С. Пагнинус (1526). Грамматика Буксторфа-старшего (1609, 1651), знатока раввинистической лит-ры, отличалась тщательностью изложения и отношением к библейскому языку как к священному. В грамматике А. Данца (1686) евр. язык был описан вне его связи с раввинистической традицией. Было признано значение др. семит. языков для понимания древнеевр. текста, что вызвало публикацию грамматик араб. (Г. Постель. 1527), арам., или халдейского (Мюнстер. 1527), и сир. языков (П. Видманштад. 1555; А. Мазиус. 1571). Неск. позже в поле зрения ориенталистов попали эфиоп. язык и самаританский диалект арам. Комплютенская полиглотта содержала словарь Vocabularium hebraicum totius Veteris Testamentis (Еврейский словарь всего Ветхого Завета). Большим авторитетом пользовался Lexicon Chaldaicum Talmudicum et Rabbinicum (Халдейский талмудический и раввинистический словарь), издававшийся 3 поколениями семейства Буксторфов (впервые в 1607). Для XVII в. характерно издание многоязычных словарей семит. языков: пятиязычный словарь В. Шиндлера (1612) и семиязычный - Э. Кастеллуса (1669). Долгое время евр. язык считался матерью всех языков, священным языком, от к-рого произошли остальные, но, начиная с работ А. Шультенса (1733), он оценивается наравне с др. семит. языками, а главное место в этой языковой семье отводится араб. Распространению идей Шультенса способствовал И. Д. Михаэлис .

http://pravenc.ru/text/149119.html

Наконец, в противоположность же католичеству он отверг Священное Предание, которым так злоупотребляла Римская Церковь , и единственным источником вероучения признал одно Священное Писание, предоставив толкование его и понимание лично каждому верующему. Такого рода начала распространяли реформаторы, и на этих началах Лютер основал новое религиозное общество, получившее от его имени название лютеранского 337 . § 35. История Реформации в Германии до Вестфальского мира (1658 г.) До 1526 года дело Реформации в Германии находилось в руках восставших против Римской Церкви немецких богословов; с этого же года оно переходит в руки германских князей. Последних привлекали к Реформации богатые церковные имения, с установлением новых церковных порядков поступавшие в их распоряжение, а также сосредоточение в их руках высшей церковной власти. Таким образом, Реформация была для них делом не церковным только, но и государственным. Поэтому, взяв его в свои руки, германские князья принимают все зависящие от них меры, чтобы довести его до конца. В 1526 году, ввиду возникшего по стараниям папских легатов в Австрии и Южной Германии стремления подавить реформационное движение, курфюрст саксонский Иоанн Постоянный (преемник Фридриха Мудрого) и гессенский ландграф Филипп заключили между собою союз в Торгау для защиты Реформации; к союзу постепенно примкнули и другие северогерманские князья и некоторые из вольных городов. Деятельность союзников в пользу Реформации началась в том же 1526 году. На имперском сейме в Шпейере, воспользовавшись отсутствием императора, а равно возникшим между ним и папой раздором, они успели провести постановление, которым всем сословиям предоставлялось в делах религии поступать так, как требует того ответственность пред Богом и императором. Этим постановлением косвенно признавалась законность Реформации. Основываясь на нем, германские князья и управления вольных городов, бывшие на стороне реформы, начали в своих владениях устраивать церковные дела на началах лютеранства. Прежде всего лютеранское церковное устройство введено было в Саксонии, а потом и в других местах. Меланхтон своей инструкцией для визитации церквей организовал надзор за лютеранскими общинами при посредстве суперинтендентов или инспекторов, а Лютер издал для народа большой и малый катехизисы. Со времени Шпейерского сейма 1526 года в среде германских владетелей резко обозначились две партии – католическая и реформаторская. Император Карл V, по политическим соображениям не желавший религиозного разделения, принадлежал к партии католической. Борьба между обеими партиями была неизбежна, и так как император при своем нежелании религиозного разделения признавал необходимость улучшений в Церкви и этим, между прочим, путем стремился предупредить разделение, то борьба партий по временам принимала характер мирных переговоров, а по временам сопровождалась насильственными действиями. Главные моменты этой борьбы следующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В «Дневнике...» есть свидетельства интереса Д. к идеям Реформации: в мае 1521 г. он писал о М. Лютере как о «святом человеке», обличавшем «нехристей пап» и осудившем порядки, при к-рых «у нас грабят плоды нашей крови и нашего пота, так бессовестно пожираемые бездельниками», и обращался с призывом к Эразму Роттердамскому поднять голос в защиту правого дела. Среди последних немногочисленных работ мастера - портреты нюрнбергских советников Я. Муффеля и И. Хольцшуэра, близкого друга Д. (оба - 1526, Гос. музеи Берлина), Иоганна Клебергера (1526, Музей истории искусств, Вена), «Мадонна с грушей» (1526, Галерея Уффици, Флоренция). Он также выполнил неск. портретов в технике резцовой гравюры на меди (портреты В. Пиркгеймера, 1524; Фридриха Мудрого («Великий кардинал»; 1524), Ф. Меланхтона, ок. 1525; Эразма Роттердамского, 1526). Последний живописный шедевр Д. «Четыре апостола (Иоанн, Петр, Павел, Марк)» (Старая пинакотека, Мюнхен) был предназначен в дар Городскому совету Нюрнберга. Нюрнбергский каллиграф И. Нойдёрфер, выполнявший по просьбе Д. надписи на картине, утверждал, что художник изобразил в этом произведении 4 человеческих темперамента. Интеллектуальное напряжение аскетических образов, отражающее мучительный поиск ответа на некий вопрос, свидетельствует о переломе в мировоззрении Д., о его духовных исканиях, вызванных знакомством с Лютером и идеями Реформации. В нижней части картины помещен текст из Евангелия, предостерегающий правителей от принятия «за божественное слово человеческих заблуждений», что свидетельствует об осведомленности Д. в делах церковной жизни Германии (неск. учеников Д. были изгнаны из города за свои взгляды). Последние годы жизни Д. посвятил теоретическому труду: ему принадлежат трактат «Руководство к измерению циркулем и линейкой» («Руководство для художника», 1525), включающий геометрию для художников, дополненную размышлениями о перспективе, «4 книги о пропорциях человека» (изд. с посвящением Пиркгеймеру 31 окт. 1528), «Руководство по укреплению городов, замков и крепостей» (1527). Итал. живописец и теоретик искусства Дж. П. Ломаццо (1538-1600) утверждал, что сведения о перспективе Д. заимствовал из трудов живописца В. Фоппа и живописца и архит. Брамантино (Бартоломео Суарди), однако их сочинения неизвестны.

http://pravenc.ru/text/180832.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010