Для ислама внешний немусульманский мир официально является Землей войны, Дар-аль-харб. Через несколько лет после Родоса джихад появился в Венгрии. На этот раз у турок появился союзник: Его Христианнейшее Величество король Франции Франсуа I, которому не терпелось увидеть австрийскую армию своего врага Карла V втянутой в войну против турок, как лучшую защиту Франции на опасной шахматной доске международной дипломатии. Франсуа I попал в плен в бою к австрийскому императору и умолял султана о помощи. Сулейман покровительственно заверил короля Франции, что теперь, «когда тот подал прошение трону, который является убежищем для всего мира, ему больше не нужно бояться врага, угрожавшему и разорившему его владения и взявшему его в плен.» Первой целью турок стала католическая Венгрия, которой правил союзник Карла V Людовик II, король-плейбой. «Сулейман Великолепный отправился из Стамбула с армией в 300 тысяч, чтобы завоевать мир», – написал Золтан Бодолай, словами, столь же по-своему великолепными, как и слова Сулеймана. Возможно, Франсуа I приказал спеть величественное «Te Deum» в Соборе Парижской Богоматери, услышав, что великое турецкое войско двинулось в путь, чтобы сразиться со его врагом. Князья и политики, увы, иногда пренебрегают религией. В Венгрии, раздираемой распрями, с крестьянством, осужденным на вечное рабство и отчужденным от собственной страны, король Людовик II со своей гвардией из четырех тысяч человек отправился навстречу врагу. Иоанн Заполяй, богатейший владыка королевства, с личной армией в 40 тысяч человек, устранился от грядущих событий. Королю Людовику удалось собрать вокруг себя еще 22 тысячи человек, и с этим войском он встретил Сулеймана на поле Мохача, недалеко от Дуная, 29 августа 1526 года. Генрих VIII в Англии был слишком занят подготовкой к разводу с Екатериной Арагонской, чтобы думать о далеких венграх, столкнувшихся с исламским врагом. Король франков Франсуа I молился о победе мусульман, потому что поражение венгров от турок значительно ослабило бы его врага Карла V, союзника венгров.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Он получил религиозный титул, главный в мусульманской иерархии, от последнего Аббасида, чьи предки нашли убежище в Каире после резни багдадских халифов монголами двести лет назад. С этого времени османские султаны пользовались религиозной властью, которую давал им титул халифа над мусульманами во всем мире, а не только в пределах Турецкой империи. Но Селим еще более непривлекателен, чем Магомет II. Султаны, по крайней мере большинство из них, казалось, имели сильную склонность к садизму. У Селима Мрачного эта черта, оказалась особенно хорошо развита. Он упивался убийствами, и его правление состояло из сплошного кровопролития. Когда он пришел к власти, то сразу задушил пятерых своих племянников в возрасте от семи до двадцати лет, хотя младшие умоляли сохранить им жизнь. И, так же, двух своих братьев: Ахмеда и Коркона. Он душил своих визирей в среднем одного за несколько месяцев. Глубоко верующий, он ненавидел шиитов, которых считал еретиками, и провел перепись их в владениях. Их насчитали 70 тысяч, и 40 тысяч обезглавили палачи, разосланные по всей стране. Остальные попали в тюрьму. Ему не понравилось послание, доставленное от персидского шаха, и он приказал разорвать посла на куски. В битве у Тебриза он разгромил персидскую армию, и приказал казнить всех пленных шиитов на месте. Когда один из его генералов, Хемдар-паша, указал на трудности похода через пустыню, ему немедленно отрубили голову. Он казнил на месте несколько сотен пленных мамелюков в Египте, сдавшихся под обещание сохранить им жизнь. Когда он взял Каир и стал халифом, то казнил 50 тысяч жителей города, не забыв о 153 чиновниках казначейства, которых приказал казнить за некомпетентность, но, всё-таки, смягчился, когда храбрый муфтий заступился за них. К концу своей жизни он понял, что всех христиан в Турции следует предать смерти, и только заступничество муфтия, в очередной раз, предотвратило приведение приговора в исполнение бандами бродячих палачей. Когда он умер в 1520 году, все мужчины, женщины и дети в империи, мусульмане, христиане и евреи, вздохнули с облегчением. Его сын Сулейман стал султаном и халифом. И вошёл в историю как Сулейман Великолепный. Именно во время его правления Османская империя достигла своего апогея и стала сильнейшей военной и экономической державой в Европе. Красный Дунай. Мохачи 1526

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Naturalia [природные вещи] у Майстера Экхарта суть образы высших реальностей. Перед нами мир Аристотеля, который утратил свою непрозрачность и, будучи сведен к «вторичному», «формальному» бытию вещей в более обширной доктринальной перспективе, вновь стал прозрачным для богословских аналогий, подобно миру платонизирующих богословов XII в. 1523 . Экзегеза Майстера Экхарта именно потому открывает в текстах Писания «природные» истины о структуре вещей этого мира 1524 – истины о возникновении и изменении, о форме и материи, о субстанции и акциденции, – что низшее объясняется через высшее, от которого зависит, а «духовное» и «божественное», то есть истина о рождении и об исхождении божественных Лиц, отраженная во всей лестнице порождений naturae et artis [природы и искусства] 1525 , иллюстрируется более или менее красноречивыми примерами в низшей области. Например, во всяком действии naturae, moris et artis [природы, нрава и искусства] обнаруживается троичность рождающего, рожденного и их взаимной любви. Но рождение субстанциальной формы имеет целью бытие рожденного, в коем рожденный находит свой совершенный образ, по ту сторону становления, в котором деятель всегда видит нечто неподобное, что устраняется через изменение. Стало быть, «троичность» характеризует принятое бытие, тогда как двоичность деятеля и претерпевающего присуща исключительно становлению, которое предшествует рождению. Исходя из этой «естественной» истины, можно подняться к «божественной» истине о Троице и творении, сопоставляя высшее с низшим: «Accidentia, proprietates naturales et omnia forinseca habent se sicut creatio seu creaturarum productio ad trinitatem patris, filii et spiritus sancti, ad generationem et spirationem in divinis» [«Акциденции, природные свойства и все, что вовне, так относятся , как творение, или произведение тварей, – к троичности Отца, Сына и Святого Духа, к рождению и к исхождению в Боге»] 1526 . Эта метафорическая «аналогия пропорциональности» у Майстера Экхарта предполагает универсальное соответствие, позволяющее всему быть иллюстрацией всего, причем без отождествления различных уровней в плане бытия и даже без подведения их под одну и ту же метафизическую интерпретацию 1527 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Решительным для распространения Реформации в Швейцарии событием была победа, которую одержала в Берне проникнутая реформатскими идеями демократическая партия над господствовавшей олигархией. Религиозные споры вывели здесь массы из привычного пассивного состояния. При выборах 1527 г. реформированные одержали верх и получили власть в свои руки. Они назначили на 1528 г. религиозный диспут, на котором учение Цвингли одержало решительную победу. После этого Реформация распространилась в большинстве кантонов. В четырех лечных кантонах (Швиц, Ури, Унтервальден, Цуг) и в соседнем с ними Люцерне Реформация, однако, не имела успеха. Малоплодородие почвы заставляло молодежь наниматься в солдаты. Поэтому местное население было злейшими врагами Цвингли и держалось старых порядков. Уже в 1526 г. здесь был публично сожжен один реформатский проповедник. В 1529 г. древние кантоны заключили союз с Габсбургским домом в надежде на то, что император покончит с протестантизмом не только у себя в империи, но и в Швейцарии. Еще до этого католические кантоны образовали защитительный против реформации союз (1527). В ответ на это протестантские кантоны также объединились в оборонительный союз (1528). После заключения католиками союза с императором протестанты заключили таковой же с единомысленными с ними верхненемецкими князьями. Когда Цвингли узнал в сентябре 1529 г. о замыслах императора Карла V и его брата Фердинанда, намеревавшихся силой оружия возвратить Германию в лоно Римской Церкви, а затем так же поступить со Швейцарией, он сразу оценил серьезность этой опасности. Политик в нем теперь пересилил реформатора, а прежняя осторожность сменилась нетерпеливостью в достижении целей. В противоположность Лютеру, избегавшему политики, он, привыкший принимать участие во всех делах своего народа, считал возможным прибегать для торжества своего дела и к внешним средствам. Вместе с ландсграфом Гессенским Филиппом он обдумывал смелый проект образования коалиции из швейцарских кантонов, Франции, Венеции и Гессена, которую можно было бы противопоставить могуществу императора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

352  Ссылка на это указание состоит всего из трёх слов: «καλν πως διαταχθ» («хорошо, как было указано»). 363  Там же. С. 115–116. Наш Типикон св. Саввы называет это песнопение тропарём, а не кондаком: см. Типикон Моск. 2002, ч. 1, гл. 55. С. 1083–1084. 379  См., например, С 1602. Л. 99 и С 1646 в: Meyendorff. Russia, Ritual, and Reform. P. 154–155. 388  БЛ Д. Дуки 1526, БЛ С.Ч.Д. 1644 ( И , «πρτη κδοσις»), БЛ С.Ч.Д. 1645 ( В , «κεμενον πρτον»), БЛ А. Вортоли 1775 и др. 390  Как было замечено выше, в некоторых храмах диакон возглашает: «Господу помолимся», а хор отвечает: «Господи, помилуй». Однако вне Москвы такой практики, по всей вероятности, нет. 402  В С 1604 (Стрятин) и в киевские Служебники 1629 и 1639 гг. (Meyendorff. Russia, Ritual, and Reform. P. 156). 406  Нужно заметить, что в С 2001 (издательства Московской Патриархии) «Господи, спаси благочестивый...» вообще отсутствует. 412  Первый «Ирмологий» без «Силы» не имеет начала в собрании Отдела редких книг Российской Государственной библиотеки, но датируется 1721–1730 гг. 413  При соборном служении по русскому чину Евангелие диакону подаёт второй священник, а по греческому – первый (старший). 414  Хотя в Служебнике нет указания о целовании руки священника, на практике это совершается и в русской традиции. 415  Так в ИЕР 2004. В Служебнике стоит: «Людие», но в практике это поёт хор. См. также Георгиевский. Чинопоследование литургии. С. 54. 426  Несмотря на это, современные греческие Минеи продолжают приводить начальные слова стихов «на Аллилуиа» для Господских и Богородичных праздников. 428  Например, «Типикон» лавры св. Саввы в Иерусалиме XV b. (см. Красносельцев. Материалы. С. 88–89). 430  Στθης. Κυριακ λληλουρια. Σ. 17. Следует иметь в виду, что в греческом православном мире соблюдается монофония (одноголосие), причём чаще всего песнопение исполняется одним из певчих, а остальные лишь помогают ему. Это совершенно не препятствует конкуренции между «основными» певчими и их стремлению выделиться чем-то особенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В греческой же практике во время возгласа молитвы об оглашенных священник делает крест по антиминсу Евангелием, которое до этого лежит на антиминсе. Это предусматривается указанием XI II .1.Б . Сам антиминс, в соответствии с XI II .1.Б , раскрывается от начала до конца после возгласа. Дальнейшие действия с губкой и антиминсом идентичны совершаемым по русскому чину. Молитвами об оглашенных и их отпустом («Оглашеннии, изыдите») завершается первая часть Божественной литургии, литургия Слова. Со следующими за ними молитвами верных начинается непосредственная подготовка к таинству Евхаристии. 279  В греческом тексте: «ν ερν», что буквально значит: «В мире». И во всех остальных ектениях Божественной литургии выражению «миром» славянского текста соответствует «в мире» греческого. 281  О византийских богослужебных процессиях см. Тафт. Византийский церковный обряд. С. 33–39, и библиографию там же. 282  Κογκολης, Οκονμου, Σκαλτσς. Θεα Λειτουργα. Σ. 129; Φουντολης. παντσεις, τ. Δ´. Σ. 37. 284  Taft. Там же; Κογκολης, Οκονμου, Σκαλτσς. Θεα Λειτουργα. Σ. 145. См. также: Φουντολης. παντσεις, τ. Δ´. Σ. 234–235. 288  Κογκολης, Οκονμου, Σκαλτσς. Θεα Λειτουργα. Σ. 144–145; Κουμαριανς Θ. Σημεισις. Σ. 49; Taft. How Liturgies Grow. P. 172. 290  См., к примеру, издания БЛ И.П. Пинелло 1634, БЛ С.Ч.Д. 1644 (И, «τρα κδοσις»), БЛ Н. Сарос 1686 и др.; Евхологии ЕВХ 1566, ЕВХ 1620, ЕВХ 1662, ЕВХ Н. Сарос 1692 и др. 291  Например, в: БЛ Д. Дуки 1526, БЛ Рим. 1601 , БЛ С.Ч.Д. 1644 (И, «πρτη κδοσις»), БЛ С.Ч.Д. 1645 (В, «κεμενον πρτον»). Однако, как указано выше, БЛ С.Ч.Д. 1644 (И, «τρα κδοσις»), также как и БЛ С.Ч.Д. 1645 (В, «σντομος κδοσις»), опускают «беды». 294  Παρασκευπουλος. ρμηνευτικ πιστασα. Σ. 72–73; Τσιρπουλος.Μυστικς δεπνος. Σ. 23; Γρηγριος ερομ. Θεα Λειτουργα. Σ. 173–174. 300  Cp., однако, с древнейшей сохранившейся формой этого прошения, находящейся в ектенье литургии «Апостольских постановлений» конца IV b.: «Друг о друге помолимся, яко да соблюдёт и сохранит нас Господь благодатию Своею в конец и освободит нас от лукавого и от всех соблазн делающих беззаконие, и упасёт нас в пренебесное царствие Своё». ПА VIII, 10. С. 180 (SC 336. Р. 170, 172).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Большую заслугу в этом отношений признает за преосв. Макарием и историк Литовской духовной семинарии 1526 . Преосв. Макарий весьма внимательно относился и к постановке воспитательного дела в духовно-учебных заведениях Литовской епархии. Так, напр., когда ему были представлены при журнале семинарского правления от 7 сентября 1870 года «правила семинарской жизни и деятельности», – составленные инспектором иеромонахом Иустином и одобренные педагогическим собранием, то преосв. Макарий утвердил их, предварительно исправив их собственноручно в некоторых местах 1527 . Отношения преосв. Макария собственно к воспитанникам духовно-учебных заведений были проникнуты духом глубокой гуманности. Так, на журнале педагогического семинарского правления за 5 марта 1875 года, где в ст. IV было решено, между прочим, учеников, не приготовивших уроков по лености, оставлять в классе по окончании занятий не свыше двух часов, преосв. Макарий 20 марта 1875 года положил следующую замечательную резолюцию: «исполнить. Но, по ст. VI, меру, принимаемую в пункте 4-м, без указания оснований, предлагаю подвергнуть новому рассмотрению. Заставлять учеников учить свои уроки в такое время, когда, просидев несколько классов и выслушав несколько лекций сряду, ученики утомились и телом и душею и когда тело обыкло требовать пищи – хорошо-ли это и можно-ли ожидать успеха от такой меры?» 1528 . В числе других нерешенных дел, преосв. Макарий получил в Литве от своего предшественника весьма важное дело об открытии высшего училища при Литовской духовной семинарии. Вопрос об учреждении в северо-западном крае высшего духовного учебного заведения был возбужден очень рано, на заре духовного возрождения этого издревле православно-русского края. Еще в 1828 году Иосиф Семашко думал об учреждении духовной Академии в Полоцке, которая, по его мысли, имела сделаться очагом воссоединения Литовской русско-униатской паствы с православною церковью. Боязнь остаться беспомощным в крае, в котором тогда были еще слишком скудны православно-русские силы, заставила Иосифа Семашко отказаться от осуществления своего проекта.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

8 Об этой церкви современный летописец говорит, что она была вельми чудна высотою и красотою, и светлостью, какой дотоле не бывало на Руси. 9 В 1762 г. Екатерина II, вступив на престол, прибыла в Москву и обратила внимание на живописные развалины Коломенского дворца·, осмотрев их, она 1 Октября поручила гофмейстеру кн. Б. А. Куракину возобновить их. Постройка была поручена плотничьим мастерам Эриху и Арнольду, под руководством архитектора Ив. Мичурина·, но постройка эта, почему-то, не состоялась, и вскоре затем Екатерина II приказала сломать старый дворец, построить новый, который и был окончен в 1767 г. 13 В 1689 г. подъячий Шошкин, имевший сходство с Львом Кирилловичем, одевшись в боярское платье, производил со своими сообщниками разные бесчинства над стрельцами, крича: «я боярин Лев Кириллович!» И Л. К., от ярости стрельцов, долженъ был скрываться в отдаленной деревне, в одежде крестьянина. 14 По историку Миллеру, род Нарышкиных происходит от выходца из Крыма, татарина Нарыша. Другие же писатели производят род Нарышкиных от древнего чешского, т. е. славянского племени, которое имело во владении город Хеб-Эгер. Последнее отчасти подтверждается гербом этого города, сходным с гербом Нарышкиных. 16 Сигизмунд барон Герберштейн, Нейперг и Гютенгат, автор «Записок о Московии» (Rerum commentarii). родился в I486 г. в Крайне. Окончил курс наук в высшей виленской школе с званием бакалавра. Обративший своею храбростью в войне с венецианцами внимание на себя императора Максимилиана I Герберштейн был возведен в рыцарское достоинство и принят на службу ко двору, где скоро выдвинулся из толпы придворных. В 1316 г. он был назначен послом в Москву, для примирения велик, кн. Василия Ивановича, с польским королем Сигизмундом, и вторично в 1526 г. для той-же цели. В последнее посольство в Москву Герберштейну сопутствовал граф Нугароль. Первое посольство было от имени римского императора Максимилиана, второе от императора Карла V и его. Брата, эрцгерцога Фердинанда, которому Герберштейн и посвятил издание своих записок (в 1549 г. в Вене; в 1551 и 1556 – два издания в Базеле, на латинск. языке, и в 1557 – немецкий перевод самого Герберштейна). Герберштейн, зная два славянских языка – вендский и чешский, –по прибытии в Москву, легко освоился с русским. В этом его преимущество пред другими иностранцами, посещавшими Россию до него. Зная русский язык, он мог сам вступать в разговоры, расспрашивать обо всем интересующем его; таким образом, он мог справедливее относиться к наблюдаемым им явлениям, чем иностранцы, незнакомые с русским языком... И его записки превосходят все, что существовало в европейской литературе до их появления....

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Packer, O.R. Johnson. Old Tappan (NJ), 1957. Лютеров пер. Библии: Luther M. D. Martin Luthers Werke, kritische Gesamtausgabe: Die Deutsche Bibel. 12 Bde. Weimar, 1906–1961; Die Luther–Bibel von 1534. Kolorierte Faksimileausgabe. 2 Bde und Begleitband (v. Stephan Fiissel). Taschen Verlag, 2002; Biblia Germanica: Luther–Ubersetzung 1545, Ausgabe letzter Hand. Faksimilierte Handausgabe nach dem im Besitz der Deutschen Bibelgesellschaft befindlichen Originaldruck; einspaltig. Mit zahlreichen Initialen und Holzschnitten des Meisters MS, an deren Gestalung Luther selbst mitgewirkt hat. Deutsche Bibelgesellschaft, 1967; D. Martin Luther. Die gantze Heilige Schriffi: Der komplette Originaltext von 1545 in modemem Schriftbild/Hrsg. von H. Volz unter Mitarbeit von H. Blanke; Textredaktion Fr. Kur. Munchen, 1972 (Neuausgabe: Bonn, 2004); Die Luther–Bihel: Originalausgabe 1545 und revidierte Fassung 1912 (CD–ROM), Digitale Bibliothek 29, Berlin, 2002. Избр. рус. пер.: Лютер М. Время молчания прошло: Избр. произв. 1520–1526. Харьков, 1994; Лютер М. Избр. произв. СПб., 1997; Лютер М. 95 тезисов. СПб., 2002. См. также: Bainton R.H. Here I Stand: A Life of Martin Luther. New York, 1950. 745 Биографию Меланхтона написал его друг Иоахим Камерарий; Verzeichnifi der Schriften Melanchthons составил Ротермунд (Бремен, 1814). Наиболее полное собрание сочинений Меланхтона издали Бретшнейдер и Биндсейль в Corpus reformatorum (28 т., Брауншвейг, 1834–1860); Биндсейль напечатал также Melanchtonis epistolae, judicia, consilia etc. (Галле, 1874); дополнением к Corpus reformatorum служит изданная Хартфельдером Melanchthoniana paedagogica (Лейпциг, 1892). 746 Меланхтон выступает с рядом политико-богословских трактатов, имевших большое значение в ходе Реформации: Epitome doctrinae christianae (1524); написанное по просьбе пфальцского курфюрста Людвига V заключение о 12 крестьянских статьях, отвергавшее требования крестьян (1525); Unterricht der Visitationen an die Pfarrherm fur Kurfurstentum Sachsen (1527) – инструкция для предпринятой курфюрстом Иоганном визитации саксонских церквей, явившаяся первым церковным и школьным уставом евангелической церкви Германии; окончательная редакция знаменитого Аугсбургского вероисповедания – самого раннего из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющегося нормой для лютеран; « Апология « Аугсбургского вероисповедания»» (см.: Меланхтон Ф. Апология Аугсбургского исповедания. М., 1996) и Repetitio confessionis augustanae saxonica; трактат Depotestatepapae (1537), написанный по поручению Шмалькальденского союза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мудрование плотское — вражда на Бога: Закону бо Божию не покоряется, ниже бо может. Мудрование плотское — смерть [ 1521 ]. Святой Дух заповедует отвержение мудрости земной для того, кто хочет приступить к Богу и соделаться причастником духовной мудрости [ 1522 ]. Апостол Павел замечает, что немногие из ученых приняли веру христианскую [ 1523 ]; напротив того, для этих мнимых и напыщенных мудрецов показалась безумием духовная мудрость, всеобильно и всесовершенно заключающаяся во Христе [ 1524 ]. Философы и художники были величайшими поборниками идолопоклонства и врагами истинного Богопознания. По водворении веры христианской в мире ученость родила бесчисленные ереси и ими старалась ниспровергнуть святую Веру. Величайшее злодеяние — убийство Богочеловека — совершено учеными во имя мудрости их и во имя закона их [ 1525 ]. В наше время ученость возвращает язычников, принявших христианство, к язычеству и, отвергая христианство, вводит снова идолопоклонство и служение сатане, изменив формы для удобнейшего обольщения человечества. Редкий, весьма редкий книжник научается Царствию Небесному и износит новое учение Духа пред общество собратий своих, облекая это учение в ветхие рубища учености человеческой для того, чтоб оно было удобнее принято любящими более ветхое, нежели новое [ 1526 ]. Смерть и ад По падении первого человека и отвержении его Богом, а в нем и всего рода человеческого, все человеки, окончив смертию тела свое земное странствование, нисходили душами в преисподние темницы ада. Ад находится в недрах земли [ 1527 ]. Там пылает огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его [ 1528 ], которые, следовательно, падением своим предварили сотворение вещественного мира. Там тьма кромешная, там тартар, там скрежет зубов, там червь неусыпающий, там плач без утешения, непрерывающийся и напрасный. Там разнообразные муки по разнообразию грехов; там различные степени мук соответственно различной степени греховности. Смерть душевная, смерть существенная, поразившая человеческий род в его родоначальниках, выражающая власть свою и над телом земного странника во время его земного странствования недугами и другими бесчисленными страданиями, при окончании земного странствования выражает эту власть самым страшным явлением: разлучением души от тела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010