краткая и расширенная нем. версии, а также расширенная лат. версия и чеш. перевод; тексты см.: MüntzKGA. Bd. 1. S. 411-440. N 12; рус. пер. краткой нем. версии: Мюнцер. Пражское воззвание. 1989. С. 333-335). Источники не позволяют с надежностью установить, что послужило поводом к написанию этого документа. Краткая нем. версия (сохр. в автографе) датирована 1 нояб. 1521 г., пространная - 21 дек. 1521 г., лат. версия (сохр. в автографе) датирована только годом. Хотя в лит-ре встречается мнение, что М. вывесил «Пражское воззвание» на одной из городских церквей, это предположение не находит подтверждения в хрониках и основывается лишь на формате сохранившегося нем. автографа. Документ не был напечатан и распространялся в списках, вероятнее всего, среди единомышленников М. «Пражское воззвание» открывается прямым обращением М. «ко всей Церкви избранных и ко всему миру»; он заявляет, что хочет представить всем свое исповедание веры. Однако основной текст имеет не положительный, а преимущественно критический характер. Во вводном разделе М. описывает собственный опыт общения с «учителями» и «священниками»; по-видимому, его критика обращена гл. обр. против католич. духовенства, однако нек-рые высказывания отражают его полемику с Эграном и предвещают те упреки, к-рые он впосл. высказывал в адрес лютеран. теологов. М. выделяет неск. принципиальных религ. истин, отмечая, что за всю его жизнь никто не смог его им научить: 1) для истинной веры необходимо перенесение внутренних страданий и испытаний, внушающих человеку страх Божий; 2) избранные получают «семикратные» дары Св. Духа, без к-рых человек не может слышать и понимать Бога; 3) весь «порядок» (ordo) Бога и творения должен познаваться не путем познания частей, но через познание Бога как «целого» и «совершенного», поскольку только целое задает «меру для познания природы частей» (см.: MüntzKGA. Bd. 1. S. 436). Последняя мысль, заимствованная из сочинений католич. мистиков и внешне имеющая абстрактно-философский характер, у М. понимается практически и становится основанием для нового подхода к богословию и интерпретации христ.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

От философского гуманизма к евангелизму (1480-1521) Ок. 1480 г. Л. д " Э. стал магистром свободных искусств (документальное подтверждение этого в актах ун-та не сохр., однако впосл. Л. д " Э. неоднократно упоминается как магистр; см. по указателю: Farge. 2006); возможно, в это же время он был рукоположен в сан пресвитера (точная дата не известна). Писатели кон. XV-XVI в. упоминают, что Л. д " Э. имел возможность получить церковную должность и бенефиций , однако предпочел занятия науками (см.: Bedouelle. 1976. P. 7-8). После завершения философского образования он не стал продолжать обучение на теологическом фак-те, а начал преподавать на фак-те искусств; впосл. во время богословских дискуссий оппоненты нередко упрекали его в том, что он толкует Свящ. Писание и рассуждает о теологических проблемах, не имея богословского образования и степени д-ра теологии. Вероятно, нежелание Л. д " Э. изучать схоластическую теологию связано с его негативным отношением к ней, сформировавшимся вслед. влияния на него идей спиритуализма и гуманизма. Впоследствии он выделял как своих учителей и единомышленников нескольких гуманистов, живших и преподававших в Париже в 80-90-х гг. XV в.: греков Георгия Эрмонима ( между 1508 и 1516) и Ианоса Ласкариса ( 1534), у к-рых брал уроки древнегреч. языка, лит-ры и философии; итальянцев Джованни Джокондо ( 1515), Фаусто Андрелини ( 1518) и Паоло Эмилио ( 1529). С нач. 80-х гг. XV в. до 1508 г. основным занятием Л. д " Э. было преподавание философии и др. свободных искусств в Парижском ун-те, преимущественно в коллеже Кардинала Лемуана. О его преподавательской деятельности известно не много, однако отзывы современников свидетельствуют, что Л. д " Э. пользовался значительным авторитетом и всеобщим уважением на факультете. Состоявший в переписке с Л. д " Э. лионский медик, гуманист и теософ Симфорьен Шампье (ок. 1471-1538), приводя в 1507 г. список произведений и изданий Л. д " Э. в соч. «О галльских писателях» (De gallorum scriptoribus), отзывался о нем так: «Это человек всесторонне образованный, диалектик, философ, математик... по всеобщему мнению наиболее выдающийся, поистине превосходящий других ученых, причем не только нашего времени, но и древности... он неустанно преподает, пишет и издает ради всеобщей пользы» (см.: [ Symphorien Ch.] Liber de quadruplici vita... Lugduni, 1507. P. также опубл.: Rice, ed. 1972. P. 174-176. N 58). Современники Л. д " Э. из числа гуманистов считали, что его философские лекции и публикации способствовали восстановлению во Франции «истинной философии Аристотеля» и освобождению аристотелизма от средневек. схоластических искажений; подобную оценку деятельности Л. д " Э. давали Томас Мор (1478-1535), Иоганн Рейхлин (1455-1522), Марио Эквикола (ок. 1470-1525), Ульрих фон Гуттен (1488-1523) и др. (см.: Rice. 1970. P. 132-133; Bedouelle. 1976. P. 28-29).

http://pravenc.ru/text/2463619.html

было выплачено все причитающееся жалованье (сохр. его собственноручная расписка; см.: MüntzKGA. Bd. 3. S. 95. N 50). Сообщения источников о дальнейших событиях во многом противоречивы. Бесспорным является подтверждаемый всеми источниками факт: ок. 50-60 последователей М., гл. обр. представители цеха суконщиков, собрались с оружием в одной из городских башен, где затем были арестованы городскими властями. Цели собравшихся интерпретируются в источниках по-разному: 1) негативно настроенные по отношению к М. авторы сообщают, что М. намеревался устроить в городе бунт и свергнуть городской совет; 2) сам М. в позднейшем письме к Лютеру отрицает участие в заговоре собравшихся, однако замечает, что те могли бы за ночь перебить весь городской совет, если бы он их не остановил; т. о., он косвенно подтверждает, что цели собравшихся не были мирными (мат-лы источников см.: Ibid. S. 90-95. N 44-51). Среди объяснений, предлагаемых совр. исследователями, наиболее удачно согласующимся с сообщениями источников выглядит следующее: М. не собирался устраивать бунт, поскольку в это время его мысли уже были заняты запланированной поездкой в Чехию. Собрание сторонников М. было спонтанным и связано с дошедшим до них известием о его отставке с места проповедника. Вероятно, сторонники М. не знали о его договоренности с городскими властями и намеревались силой защищать его. Однако М. было невыгодно обострение конфликта, поэтому он уговорил всех собравшихся сложить оружие и сдаться властям. Поскольку никаких серьезных претензий у городского совета к сторонникам М. не было, на следующий день все они были освобождены. Едва ли заслуживает доверия встречающееся у враждебно настроенных по отношению к М. авторов утверждение, что он бросил своих сторонников, когда понял, что бунт не удался, ночью бежал из города и затем скрывался в его окрестностях. Вероятнее всего, М. действительно покинул Цвиккау поздним вечером 16 апр. 1521 г., однако у городских властей к нему не было претензий, и он знал, что его сторонникам не грозит ничего, кроме проведения одной ночи под арестом (подробнее о деятельности М.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

P. 138-150; idem. The Jesuit Missionary as Translator: 1603-1632//Ethiopia and the Missions: Historical and Anthropological Insights/Ed. V. Böll. B., 2005. P. 7-30; Chernetsov S. Ethiopian Theological Response to European Missionary Proselytizing in the 17th - 19th Cent.//Ibid. P. 53-62; Martínez d " Alòs-Moner A. Paul and the Other: The Portuguese Debate on the Circumcision of the Ethiopians//Ibid. P. 31-52; The Indigenous and the Foreign in Christian Ethiopian Art: On Portuguese-Ethiopian Contacts in the 16th - 17th Cent./Ed. M. J. Ramos, I. Boavida. Aldershot, 2004; Alonso Romo E. J. Andrés de Oviedo, patriarca de Etiopía//Península: Revista de estudos ibéricos. Porto, 2006. N 3. P. 213-232. В Конго Начало католич. миссии в Африке южнее Сахары связано с колониальной экспансией Португалии, чьи интересы в этом регионе были признаны др. европ. державами по Тордесильясскому договору (1494). В 1491 г. принял крещение правитель Конго Нзинга а Нкуву. Утверждение христианства в качестве гос. религии Конго произошло при его преемнике Афонсу I Мвемба а Нзинга (1506-1543). Препятствием для распространения христианства был недостаток духовенства. Правитель послал в Португалию для обучения сына Энрике, к-рый в 1521 г. был рукоположен во епископа. По возвращении в Конго епископ скончался, его преемник назначен не был. По мнению исследователей, христианство в Конго оставалось скорее офиц. религией правителя и знати, регулярные богослужения проводились только в столице государства Мбанза-Конго и в ставках вождей. В 1546 г. Бернарду да Крус, еп. Сан-Томе, посетил Конго и рукоположил 1-го католич. пресвитера из местных уроженцев Диогу Гомиша, впосл. он вступил в орден И. В 50-х гг. XVI в. Гомиш составил катехизис на языке киконго (не сохр.). В 1571 г. учреждена семинария в Сан-Томе, в 1575 г. основано португальское укрепление Сан-Паулу-ди-Луанда (ныне Луанда), вскоре там была организована резиденция И. В 1583 г. правитель Конго Алвару I Ними а Лукени направил в Рим посольство во главе с Дуарте Лопишем, которое потерпело кораблекрушение и достигло Рима лишь в 1588 г.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Большинство настоятелей XIX в. исполняли должность ректора Тверской ДС. Игум. Палладий (Роговский), бывш. крепостной М. К. м., с 1700 г. служил настоятелем Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя московского монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. Он стал 1-м рус. доктором философии и богословия, получившим ученую степень в Зап. Европе. Архитектурный комплекс Троицкий собор. 1521–1523 гг., перестроен в 1634–1655 гг. Фотография. 1900 г. Троицкий собор. 1521–1523 гг., перестроен в 1634–1655 гг. Фотография. 1900 г. Каменное строительство в М. К. м. началось в 20-х гг. XVI в. В 1521 г. на средства дмитровского купца М. Г. Воронкова вместо деревянного храма построен и в июне 1523 г. Тверским еп. Акакием освящен 5-главый каменный Троицкий собор. В него были перенесены и положены в каменную гробницу мощи основателя (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 519). В 1525-1530 гг. была построена трапезная (не сохр.) - самая ранняя из подобного вида гражданских построек в тверском зодчестве. Основу здания с высоким квадратным подклетом составлял большой квадратный зал, своды к-рого поддерживал свод в центре. К 1530 г. на средства дмитровского кн. Юрия Ивановича на верхнем этаже трапезной была устроена ц. во имя св. князей Бориса и Глеба. В 1610 г. монастырь был разорен, с 1633 г. по приказу царя Михаила Феодоровича отстраивался. На территории мон-ря сложился уникальный архитектурный ансамбль. Руководство работами осуществляли московские зодчие отец и сын М. И. и И. М. Шарутины, имена которых были запечатлены в тексте закладных досок на главной воротной башне, также в них участвовал местный мастер А. Мокеев, впосл. крупнейший рус. зодчий. В 1636 г. между собором и трапезной возвели колокольню, ставшую вертикальной доминантой комплекса. В 1641 г. были сооружены 2 двухэтажных корпуса - настоятельские покои и братские кельи. Троицкий собор, пострадавший во время польско-литовского разорения, после пребывания в монастыре царя Алексея Михайловича был восстановлен и перестроен в 1634-1655 гг. Кроме царских вкладов средства на строительство выделил старец Леонид (Высоцкий). К собору были пристроены сев. придел и закрытая галерея-паперть, опоясавшая храм с запада, севера и юга. В 5-главом соборе имелись 2 престола: теплый юж. в честь Нерукотворного образа Спасителя (перестроен в 1866; иконостас 1762 г.; новый - 1812 г.) и северный в честь Рождества Пресв. Богородицы (перестроен в 1870; иконостас 1770 г.). В 1654 г. собор был расписан артелью «кормовых государевых живописцев» во главе с Симеоном Авраамовым. Фрески занимали 1 тыс. кв. м. В 1847 г. в росписи собора принимал участие А. Г. Венецианов . В кон. XIX в. фрески были переписаны мастерами под рук. акад. П. П. Покрышкина. Чугунные плиты пола Троицкого храма - вклад тестя царя Алексея Михайловича боярина И. Д. Милославского.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

Пражское воззвание. Автограф Т. Мюнцера. 1 нояб. 1521 г. (Гос. архив, Дрезден) Пражское воззвание. Автограф Т. Мюнцера. 1 нояб. 1521 г. (Гос. архив, Дрезден) Источники не содержат существенных подробностей о пребывании М. в Праге летом и осенью 1521 г. По-видимому, он имел возможность проповедовать в ряде городских церквей, принадлежавших разным фракциям гуситского движения, однако о содержании его проповедей и о реакции на них чеш. братьев ничего не известно (см.: Ibid. S. 134). В свободное от проповедей и переговоров с единомышленниками время М. внимательно изучал приобретенные им новые издания трудов лат. церковных писателей сщмч. Киприана, еп. Карфагенского († 258), и Тертуллиана (II-III вв.). Эти книги с пометками М. на полях в выполненном по его заказу в Праге общем переплете были найдены в XIX в. и ныне хранятся в б-ке Дрездена. Заметки М. (текст см.: MüntzKGA. Bd. 1. S. 492-520. N 40) свидетельствуют о его полном отказе от следования гуманистическому идеалу рациональной веры: он критически отзывается не только об издателе Тертуллиана гуманисте Беате Ренане (1485-1547), но и о попытках самого Тертуллиана победить еретика Маркиона с помощью приведения цитат из Свящ. Писания и их рационального объяснения. Однако М. были очень близки характерная для Тертуллиана уверенность в правоте собственного религ. выбора, рассуждения о превышающей всякую рациональность духовной силе христианства, а также ригористические призывы преобразовать всю жизнь в соответствии с христ. идеалом, соединенные с критикой языческих нравов и противостоящего христианству мировоззрения. В сочинениях сщмч. Киприана внимание М. привлекали схожие мотивы: призывы к сохранению Церкви святой и свободной от порока и личная готовность следовать за Христом и терпеть все испытания вплоть до мученичества (подробнее см.: Matheson. 1990; также ср.: Br ä uer, Vogler. 2016. S. 137-142). Заключительный период жизни М. в Праге тесно связан с обнародованием его 1-го сочинения-манифеста - «Пражского воззвания» (сохр.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

деятельности в регионе был каменец-подольский во имя Св. Троицы муж. мон-рь . В нач. XVII в. в ходе борьбы против унии в Подолье были учреждены новые обители: в частности, в 1616 г. в Виннице был создан Преображенский муж. мон-рь. К нач. XX в. в Подолье сохранялись древнейшие правосл. храмы: Иоанно-Предтеченская (кон. XVI в.) и Петропавловская (1580, сохр. до наст. времени) церкви в Каменце-Подольском, Покровская ц. (кон. XV в., сохр. до наст. времени) в с. Сутковцы совр. Ярмолинецкого р-на Хмельницкой обл., Троицкая ц. (1521) в мест. Зиньков (ныне село Виньковецкого р-на Хмельницкой обл.), Иоанно-Богословская ц. (1659) в с. Щедрова (ныне пос. Летичев Хмельницкой обл.), ц. вмц. Параскевы (1675) в с. Паланка (ныне Томашпольского р-на Винницкой обл.). Не позднее 1618 г. в унию перешли правосл. священники Матфей и Андрей из Шаргорода, грамоту с осуждением деятельности к-рых 30 сент. этого года издал Львовский еп. Иеремия (Тиссаровский) . В авг. 1621 г. казаки убили шаргородского униатского протопопа Матфея, после его смерти униат. протопопия продолжала существовать. В 1626 г. в Шаргороде служил протопоп-униат Андрей Копытинский, тогда же в городе жили 2 правосл. священника, так что полного отпадения Шаргородской протопопии в унию не было, хотя униатам покровительствовал местный магнат Т. Замойский, который грамотой от 3 авг. 1622 г. освободил принявших унию жителей Шаргорода от всех налогов и повинностей. В др. частях Подолья священники и прихожане исповедовали Православие. Митр. Иов (Борецкий) , управлявший церквами Брацлавщины, 9 нояб. 1626 г. учредил Воскресенское братство в Немирове. В XVII в. в Каменце были известны правосл. братства: при кафедральной Троицкой ц. (с 1603), при Иоанно-Предтеченской ц. (с 1606), при Покровской ц. (с 1672). 2 апр. 1635 г. кор. Владислав IV Ваза дал грамоту шляхтичу М. Кропивницкому на основание в Виннице правосл. Благовещенского жен. мон-ря. При обители была учреждена школа, к-рая в 1639 г. была выведена из Винницы по требованию иезуитов.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Сводные житийные циклы И. П., как наиболее развернутые, включали сюжеты от зачатия до погребения И. П. или обретения его главы, напр. фресковые циклы: в южной апсиде собора Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря (1125), насчитывавший первоначально 15-17 эпизодов ( Сарабьянов. 2003. С. 76); 10 сцен в жертвеннике Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (ок. 1140; Там же. С. 75-84); более чем из 20 сцен в диаконнике ц. Благовещения на Мячине (1189; Царевская. 1999. С. 76-90); не менее чем из 9 сцен в диаконнике ц. Спаса на Нередице (1199, не сохр.; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. СПб., 2002); росписи ц. св. Апостолов в Фессалонике (1310-1314); цикл в диаконнике ц. Пресв. Богородицы Одигитрии в Пече, Сербия (ок. 1330); в нартексе кафоликона монастыря св. Иоанна Предтечи близ Серр (Сереса, Греция) (между 1333 и 1345); в жертвеннике ц. свт. Николая в Куртя-де-Арджеш в Румынии (сер. XIV в.); в ц. св. Фанурия (Валсамонеру) на Крите (1408, 1425), и мн. др., в т. ч. в иконописи, напр. синайская икона «Св. Иоанн Предтеча, с 15 клеймами жития» (нач. XIII в.). Св. Иоанн Предтеча. Роспись барабана ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде. 1378 г. Св. Иоанн Предтеча. Роспись барабана ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде. 1378 г. Крещение народа. Клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием». Ок. 1551 г. (ЯМЗ) Крещение народа. Клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием». Ок. 1551 г. (ЯМЗ) Житийный цикл И. П. постоянно расширялся за счет включения новых композиций и к сер. XV в., времени падения Византии, насчитывал в общей сложности более 40 эпизодов, к-рые варьировались в составе различных памятников. В поствизант. искусстве повествовательный цикл И. П. не стал менее популярным: росписи притворов храмов мон-ря Хиландар (XVI в.); фресковые циклы в больничных храмах в Бистрице (1521) и в мон-ре Козия в Румынии (1549); икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с 13 клеймами жития» из с. Желёво (ныне Андартико, Греция) (1595, ГИМ). На Руси в XVI - 1-й пол. XVII в. житийные циклы И. П. переживали период расцвета. Восприятие роли И. П. как Предтечи Христа, предварившего Его Первое пришествие, было актуальным в атмосфере эсхатологических ожиданий в правление Иоанна IV ( Даен. 1970. С. 221). Так, в росписи жертвенника собора Рождества Богородицы на Возмище в Волоколамске (ок. 1540) расположено 8 сцен жития И. П.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Вид на Никитский собор и ограду мон-ря. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Вид на Никитский собор и ограду мон-ря. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Первоначальные деревянные постройки П.-З. Н. м. не сохранились. К их числу относились, напр., обетная ц. во имя св. Никиты Столпника и крест, поставленные ок. 1515-1521 гг. переславским диак. Евстафием (позднее игумен переславского Борисоглебского мон-ря) после исцеления у мощей преподобного. В 1528 г. по указу вел. кн. Василия III Иоанновича в обители начинается строительство на месте деревянной ц. вмч. Никиты каменного храма. При Иоанне IV после удачного похода на Казань был возведен большой, 4-столпный собор. Прежний храм (1528) был включен в его композицию в виде юж. придела прп. Никиты Столпника. На освящении собора 14 мая 1564 г. присутствовали царь, его 2-я жена, царица Мария Темрюковна Черкасская, царевич Иоанн Иоаннович и митр. Афанасий, семья удельных князей Старицких - родственников государя. Это событие описано в «Повести о свершении церкви большия» и в Житии прп. Никиты Столпника ( Тихомиров. 1958. С. 252-255). Впосл. Никитский собор неоднократно перестраивался, в результате чего получил обходные галереи, 8-скатная крыша была заменена 4-скатной (XVIII в.), стесаны дуги закомар. Каменная теплая 5-главая ц. Благовещения Пресв. Богородицы с шатровой колокольней и трапезной палатой была построена в сер. XVI в. и перестроена в XVII в. В 1768 г. к Благовещенской ц. был пристроен придел во имя свт. Николая Чудотворца. В 50-60-х гг. XVI в. вместо деревянной ограды возвели каменные стены и башни, к-рые превратили П.-З. Н. м. в хорошо укрепленную крепость. Над св. воротами была поставлена каменная шатровая ц. архангелов Михаила и Гавриила (не сохр.). В 1-й пол.- сер. XVII в. каменные стены и башни частично перестраивались. В 1702 г. за пределами мон-ря, на месте встречи прп. Никиты Столпника и исцеленного им Черниговского вел. кн. св. Михаила Всеволодовича , была воздвигнута каменная часовня. К XVIII в. также относится строительство каменной часовни над столпом прп. Никиты Столпника, а также служебных корпусов. В 1831 г. вместо обветшавшей надвратной церкви была построена каменная 3-ярусная колокольня. Книжность

http://pravenc.ru/text/2579996.html

Карлштадт (1486-1541), к-рый до сер. 10-х гг. XVI в. пытался совместить в теологии и в философии томистские и скотистские концепции. М. Лютер. Портрет в одеянии августинца. 1520 г. Худож. Л. Кранах Старший М. Лютер. Портрет в одеянии августинца. 1520 г. Худож. Л. Кранах Старший В Виттенберге Л. поселился в монастыре августинцев-еремитов, в котором он также с 1512 г. исполнял обязанности супериора и руководителя учебных занятий монахов (studium generale). Вместе с Л. в Виттенберг из эрфуртского мон-ря переселился его друг Ланг, к этому времени зарекомендовавший себя как видный гуманист; Ланг был постоянным собеседником Л., обучал его греческому языку и способствовал его приобщению к гуманистической учености. Дружеские отношения сложились у Л. также с приором монастыря В. Линком (1483-1547), впоследствии поддержавшим Реформацию. Уже через год после приезда в Виттенберг, в окт. 1512 г., Л. получил степень доктора теологии. Инициатива привлечения Л. к преподаванию богословия в ун-те принадлежала Штаупицу, которого в этот период Л. рассматривал как своего учителя и духовного руководителя; Л. регулярно обсуждал с ним устно и в переписке богословские вопросы и делился собственными религ. переживаниями и сомнениями. После получения Л. докторской степени Штаупиц уступил ему свое место лектора в Виттенбергском ун-те. С 1513 г. Л. стал читать курсы лекций по Свящ. Писанию; значительная часть лекций сохранилась в виде предварительных набросков Л. или записей слушателей. Прочитанные Л. до разрыва с католической Церковью и вызванного этим перерыва в преподавательской деятельности курсы распределяются следующим образом: 1513-1515 гг.- Псалтирь (опубл.: Luther M. WA. Bd. 3-4; Bd. 55. Tl. 1-2); 1515-1516 гг.- Послание к Римлянам (опубл.: Ibid. Bd. 56; Bd. 57. S. 3-232); 1516-1517 гг.- Послание к Галатам (опубл.: Ibid. Bd. 57. S. A5-A108); 1517-1518 гг.- Послание к Евреям (опубл.: Ibid. Bd. 57. S. B3-B238), Послание к Титу (записей не сохр.); 1518-1521 гг.- Псалтирь (опубл.: Ibid. Bd.

http://pravenc.ru/text/2561088.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010