Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1520-1526) (см. ст. Московский Симонов монастырь ), писец-каллиграф. Принадлежал к старомосковскому боярскому роду. В нач. XVI в. являлся монахом Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . По-видимому, принял постриг в зрелом возрасте, т. к. по родословцам известно, что ранее он был женат и имел сына Даниила (ВОИДР. Т. 10. С. 105, 172). Впервые упомянут в послании прп. Иосифа Волоцкого окольничему Б. В. Кутузову в связи с событиями ок. 1506-1508 гг., когда волоцкий кн. Федор Борисович, притесняя волоколамских монахов, покушался на их имущество. Среди прочего князь хотел завладеть принадлежавшим Г. «деисусом мастерского писма», получил отказ, после чего Г. «отослал свои иконы на Симоново» (Послания Иосифа Волоцкого. С. 212, 276-277). Возможно, в связи с этими событиями Г. перешел в столичный Симонов Новый мон-рь, находившийся под покровительством вел. кн. Василия III Иоанновича . В числе др. монастырских властей Г. подписал меновую грамоту Симонова мон-ря с детьми боярскими Квашниными на земли в Соснинском стане Московского у., 1508-1511 гг. (при архим. Варлааме), в списке монастырских старцев в грамоте Г. назван первым (грамота дошла в списке XVII в.; опубл.: АФЗХ. 2. С. 8; Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси кон. XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 143). Позднее Г. жил в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Вкладная запись 1519 г. в рукописи, содержащей Лествицу прп. Иоанна Лествичника и Паренесис прп. Ефрема Сирина, сообщает, что книгу «дал инок Герасим Замытской ис Кирилова монастыря в дом Святыя и Живоначальныя Троица Сергиева мон-ря» (РГБ. Ф. 304/I. 162). В 1520 г. Г. стал архимандритом Симонова мон-ря. В период настоятельства Г. обитель получила от вел. кн. Василия III неск. значительных земельных пожалований. 29 февр. 1522 г. по челобитью настоятеля и братии Василий III выдал льготную грамоту на земли Симонова мон-ря в Жданском, Терентьевом, Шаховом, Соснинском станах Московского у. По этой грамоте разграбленные крымскими татарами монастырские владения на 5 лет были освобождены от налогов. 3 янв. 1524 г. Г. получил льготную грамоту на принадлежавшие Симонову мон-рю села в Бежецком Верхе и в Угличском у. Их население было освобождено от всех налогов, «оприч церковных пошлин», грамота утвердила подсудность крестьян симоновскому архимандриту. В 1524-1526 гг. Г. купил «в Прьчистие дом Симонова монастира» ряд деревень и земельных угодий, преимущественно в Бежецком Верхе (возможно, приобретения связаны с тем, что в этом регионе находились вотчины родственников Г. Замыцких и Застолбских) (АФЗХ. 17. С. 24; 18. С. 25-26; 20, 23. С. 27-30; 25. С. 31).

http://pravenc.ru/text/164577.html

(1501 - 20.02.1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых Эстонской земли), игум. Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , иконописец, писатель. Основными источниками сведений о жизни К. являются псковские летописи и разные редакции Повести о Псково-Печерском мон-ре, в т. ч. Повесть, составленная самим К. в 1531 г. (о редакциях Повести см.: Охотникова. 1989. С. 269-271). Вкладная книга Псково-Печерского мон-ря 1558 г. сохранила имена родителей К.: «Месяца февраля… в 20 день преставление Печерскаго игумена Корнилия, с ним же поминаем отца его Стефана да матерь его Марию» ( Апухтин. 1914. С. 14-15). В многочисленных биографических очерках о К. повествуется о его воспитании в стенах псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , о влиянии на формирование личности К. псковского дьяка М. Г. Мунехина, однако письменных подтверждений этим сведениям нет. В Повести о Псково-Печерском мон-ре К. описывал как очевидец монастырскую жизнь при игуменах Дорофее (1520(?)-1526) и Герасиме (1526-1529), следов., он пришел в обитель в нач. 20-х гг. XVI в. Вместе со всеми переносил лишения и трудности монастырской жизни. «Многажды же и не обрташеся что ясти, и еже обрташеся, отколе что Богъ пошлет или от жита или овса, то своима руками измилаху и в том хлбы себ творяху, такых же хлбов и яз застах в том монастыр» ( Серебрянский. 1908. С. 548). В 1529 г., в возрасте 28 лет, он был поставлен игуменом и возглавлял обитель 41 год вплоть до своей мученической кончины. Назначение К. игуменом в столь молодом возрасте исследователи объясняют его происхождением (Н. Н. Масленникова), промосковскими взглядами (Н. Е. Андреев), поддержкой свт. Макария , архиеп. Новгородского и Псковского (впосл. митрополит Московский), заинтересованного в продвижении образованных и деятельных представителей духовенства ( Малков. 1993. С. 96).

http://pravenc.ru/text/2458689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРКЕР М. Паркер, архиеп. Кентерберийский. Скульптура капеллы Корпус-Кристи-колледжа, Кембридж. 1827 г. Фото: John T Simm М. Паркер, архиеп. Кентерберийский. Скульптура капеллы Корпус-Кристи-колледжа, Кембридж. 1827 г. Фото: John T Simm [Англ. Parker] Мэтью (6.08.1504, Норидж - 17.05.1575, Лондон), английский церковный деятель; архиепископ Кентерберийский (1559-1575), родоначальник англикан. епископской иерархии. П. рано потерял отца (бывшего, по одним данным ткачом, по другим - торговцем шерстью) и воспитывался отчимом - представителем джентри. В 1520 г. он поступил в Кембриджский университет, став студентом колледжа «Тело Христово». В 1525 г. получил степень бакалавра искусств, в кон. 1526 г.- должность субдиакона в Норидже, что стало началом его карьеры, в апр. 1527 г. был рукоположен во диакона, в июне того же года - во священника. После получения степени магистра искусств в 1527 г. стал работать в колледже, отвергнув при этом предложение архиепископа Йоркского, кард. Томаса Вулси (Уолси), канцлера Английского королевства, к-рый приглашал П. в основанный им в 1528 г. Кардинальский колледж (ныне Крайст-Черч-колледж) Оксфордского ун-та. П. находился к тому времени под влиянием реформационных настроений, получивших распространение среди профессуры Кембриджа, а потому не разделял консервативных позиций Вулси. В 1533 г. началась активная гомилетическая деятельность П. Его церковная карьера стала активно развиваться после того, как он был назначен капелланом Анны Болейн (1501-1536), 2-й супруги англ. кор. Генриха VIII (1491-1547). При поддержке Анны Болейн П. был избран в 1535 г. деканом коллегии св. Иоанна Крестителя (Сток-колледжа) в Сток-бай-Клэр. В том же году он получил степень магистра богословия. Руководя Сток-колледжем, П. проявил себя как деятельный администратор: по его инициативе были отреставрированы принадлежащие коллегии здания, учреждена школа для жителей города, введен новый статут, предписывавший регулярные проповеди каноников в коллегии и принадлежавших ей приходах и т.

http://pravenc.ru/text/2579037.html

Глава 10. Анализ представлений о личности у Х. Яннараса Истина личности подытоживает в себе онтологию и этику церковной философии. 1500 Онтология личности у Яннараса и патристика В своей попытке «современного прочтения древ­него патристического наследия», 1515 опираясь на отцов Церкви, 1516 Яннарас считает «онтологию личности», как «синтез апофа­тизма с бытийными началами инаковости и свободы», 1517 естественным следствием святоотеческой мысли. Согласно Яннарасу, «для греческой философской мысли ранне- и среднехристианского периодов отправным пунктом для приближения к подлинному бытию служит реальность личности». 1518 Он черпает определение «ипос­таси» как «своеобразия», «инаковости» у отцов Каппадокийцев, 1519 которые совершили, по его убеждению, «радикальный переворот» «в отождествлении ипостаси и личности (греч. πρσωπον)»: «личность есть ипостась бытия». 1520 Однако далеко « не вся­кий патролог согласился бы» с предлагаемым Яннарасом прочтением отцов Церкви, 1521 поскольку его «энтузиазм» часто ведет его к приписыванию отцам таких идей, «которых они не имели». 1522 С большой смелостью « Христос Яннарас использует хайдеггеровскую экзистенциальную философию для актуализации значимости святоотеческого наследия в настоящее время». 1523 Он находит основания для признания наличия богословского понятия человеческой личности у отцов Церкви в использовании ими в антропологии таких понятий, как «разумное», «самовластное», «начальное» и др., 1524 т. е. увязывает свободу произволения и разумность человека с его личностностью. Однако Яннарас признает, что «почти невозможно дать исчерпывающее определение того неуловимого «нечто», что лежит в основе личности», 1525 как, впрочем, и в основе понятий сущности и энергии. Поэтому Яннарас называет «знаками сущего: природу и личность, сущность и ипостась, инаковость и энергии». 1526 Бог – Троица Личностей и Откровение Согласно терминологии Яннараса, Бог есть «Троица Личностей» 1527 и «полнота личного общения». 1528 «В новозаветном тексте сам способ выражения неоспоримо указывает на три разные Личнос­ти, Три Божественных Лица, которые в то же время не существуют отдельно друг от друга». Отец «есть Личность не толь­ко по отношению к человеку, но и в самом Своем Бы­тии: Личность по отношению к Сыну и Духу». 1529 «Бытие Бога осуществляется как со-бытие, как лю­бовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей». 1530

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Предисловие Введение Священная война, которой нет Часть I. Дни пророка Начало Мекка, 570–622 Джибрил приходит. Медина, 622–632 Первые сражения Человек с непростым характером Когда прекратятся убийства Человек своего времени Из костей и камней Рай для воинов Часть II. За пределами Аравии Вперед мусульманские солдаты. Византия и Персия 632–640 Кампании на островах. Кипр, Родос и Крит 649–668 Шах и мат на Босфоре: Константинополь 668–673 Часть III. Иберийское предприятие Толедская блудница. Испания 710 Гора Тарика. Испания 711 Судьба завоевателя. Медина, 711–715 Часть IV. Ислам разворачивается Забытый исавриец. Константинополь 717–718 Зимми: Дар-аль-ислам с седьмого века и далее Набеги во Францию. Лангедок 718–732 Молот франков. Тур, 732–759. Захват Омейядов. Испания, 756–852 Долгое сопротивление. Сицилия, 827–902 Кампания на Французской Ривьере. Сен-Тропе, 898–973. Мой скромный долг Испании. Трупы Симанкаса. Любовник Авроры. Сантьяго-де-Компостела, 967–1002 Изгнать Омейядов. Испания 1085 Воин пустыни. Залакка, 1085–1086 Мио Сид. Валенсия, 1080–1108 Часть VI. Отклонение на юг Освобождение в Лузитании. Португалия, 1079–1147 Греки и норманны. Сицилия, 1025–1091. Африканское поглощение. Испания, 1104–1212 Решительный год. Лас-Навас-де-Толоса 1212 Разгром мусульман. Испания, 1212–1250 Последние пять городов. Андалусия 1230–1248 Часть VII. Натиск с востока Османское нашествие: Турция в середине 1200-х годов Монгольская орда. Русь 1340–1480 Янычары. Фракия 130–1353 Бунт геев. Фракия 1376–1388. Поле черных дроздов. Косово 1389 Дикие рыцари Франции. Никополь 1396 Венгерский герой. Варна 1444 Последняя агония. Константинополь 1453 Дорога в Рим. Белград 1456 Часть VIII. На суше и на море Голос мавра. Гранада 1492 Османская империя. Селим Мрачный 1512–1520 Красный Дунай. Мохачи 1526 Нетронутый капитал. Вена 1529 Моряки, работорговцы и пираты. Средиземноморье 1504–1546 Всегда с оружием в руках и готовыми к бою. Мальта 1565 Рапсодия смерти. Венгрия 1566 Восстание Альпухарр. Испания, 1568–1570 Страдания Брагадино. Фамагуста 1571 Прекрасный день, чтобы умереть. Лепанто 1572. Колониализм в мусульманском стиле. Восточная Европа 1574–1681 Часть IX. Угасание священной войны Блестящая победа. Вена 1683 Крах джихада. Греция и Венгрия 1685–1699. Могильщики. Центральная и Юго-Восточная Европа 1716–1770 Дуэт Орлова и Суворова. Средиземноморье и Крым, 1770–1792 Часть X. Европейский натиск К берегам Триполи. Северная Африка 1798–1830 Потомки Перикла. Греция 1821–1827 Море войн. Балканы 1828–1878 Часть XI. Возвращение джихада Войны XX века. Дар-аль-харб 1912–1945 Терроризм. Запад 1980–1990 годов Эпилог. Блестящая дружба Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИНЕУС [латиниз. Grynaeus] (наст. фамилия Гринер) Симон (ок. 1493, Ферингендорф, ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия - 1.08.1541, Базель, Швейцария), нем. реформатский теолог, кальвинист. Сын крестьянина. Учился с Ф. Меланхтоном в школе г. Пфорцхайма. С окт. 1511 г. в ун-те г. Вены изучал медицину, математику, естествознание, философию. В 1515 г. получил степень магистра искусств и магистра философии. В ун-те познакомился с гуманистом Иоахимом Вадианом. С 1520 г. Г. заведовал лат. школой для переселенцев из Германии в г. Офене (Буде, ныне Будапешт). Помимо чтения лекций по лат. и греч. лит-ре Г. знакомил учеников со взглядами М. Лютера , в связи с чем доминиканцы обвинили его в ереси и поместили в тюрьму. Благодаря знакомствам в среде местной аристократии Г. был освобожден и переехал в г. Виттенберг (в 1523), где встретился с Меланхтоном и познакомился с Лютером. В 1524-1529 гг. Г.- профессор греч. языка в ун-те г. Гейдельберга, в связи с финансовыми трудностями он преподавал также арифметику, музыку, геометрию, астрономию. После встречи с А. Карлштадтом (в 1524) Г. пересмотрел свой взгляд на Евхаристию (склонился к версии У. Цвингли ). В 1524 г. он познакомился с И. Эколампадием , Т. Мюнстером . Через год состоялся диспут между Й. Бренцем и Г. относительно его изменившихся взглядов. В 1526 г. Г. получил должность профессора латыни, помимо преподавания в ун-те он изучал труды Аристотеля и Галена. В 1527 г. в б-ке аббатства Лорш Г. обнаружил 5 неизвестных книг Тита Ливия (из «Ab urbe condita»), к-рые затем включил в полное собрание сочинений и переиздал в 1530 г. с предисловием Эразма Роттердамского. Во время визита в Шпайер, где в 1529 г. был созван рейхстаг, Г. попытался вступить в спор с Й. Фабером (Венский епископ с 1531), противником Реформации. Фабер повелел арестовать Г., но с помощью Меланхтона ему удалось бежать. В мае 1529 г. по рекомендации Эколампадия Г. был приглашен в ун-т г.

http://pravenc.ru/text/168145.html

" Семь голов Мартина Лютера " . Гравюра на титульном листе кн.: Cochläus J. Sieben Köpffe M. Luthers (Lpz., 1529) [Лат. Cochlaeus, Cochleus, наст. фамилия Добнек; Dobneck] Иоганн (10.01.1479, Вендельштайн, близ Нюрнберга - 11.01. 1552, Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), свящ., нем. ученый-гуманист, католич. теолог-публицист, критик Реформации. Род. в бедной крестьянской семье, начальное образование получил под рук. гуманиста Г. Гринингера. В 1504-1507 гг. учился в Кёльнском ун-те, где состоял в кружке гуманистов с участием У. фон Гуттена . По обычаю гуманистов того времени перевел часть названия родного селения на латынь и взял это слово за основу своего псевдонима. С мая 1510 г. в Нюрнберге руководил школой; написал неск. учебных пособий, к-рые пользовались признанием. В 1515-1519 г. путешествовал по Италии как наставник 3 молодых аристократов. В 1515 г. в Болонье присутствовал на диспуте, на к-ром И. Экк защищал ростовщичество, и в письмах выразил возмущение его позицией. В 1517 г. К. учился в Феррарском ун-те, где получил степень д-ра теологии. Вскоре в Риме был ординирован во священника. Выступление М. Лютера против злоупотреблений индульгенциями от 31 окт. 1517 г. К. одобрил, однако дальнейшую критику Лютером католических традиций осудил. В 1520 г. был деканом ц. Пресв. Девы Марии во Франкфурте-на-Майне. Как теологический советник архиепископа Трира присутствовал на рейхстаге в Вормсе в 1521 г., где от Лютера потребовали отречься от своих сочинений. После отказа Лютера К. 24 апр. 1521 г. наедине увещевал его и предложил устроить публичный диспут, к-рый, однако, власти не разрешили провести. С 1522 г. публиковал полемические сочинения против Реформации. Его манера спорить отличалась крайней грубостью, за что его порицали и нек-рые католики. С 1526 г. К.- каноник собора св. Виктора в Майнце. С 1529 г. секретарь Георга, герц. Саксонского; служил в Лейпциге и Майсене. В 1530 г. на рейхстаге в Аугсбурге был одним из католич. теологов, кому вместе с Экком было поручено написать опровержение провозглашенного там лютеранского Аугсбургского исповедания . Впоследствии текст был отвергнут имп. Карлом V из-за крайней резкости и чрезмерного многословия, но, вероятно, использован Экком при составлении «Конфутации». После смерти герц. Георга в мае 1539 г. К. был вынужден покинуть Лейпциг, в сент. 1539 г. был назначен каноником в Бреслау и в этой должности служил до кончины.

http://pravenc.ru/text/2458905.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.). Монашество АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВЕНЕДИКТ (Буторин; посл. четв. XVII в.), инок Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец

http://pravenc.ru/rubrics/121764.html

Библиография К Оглавлению Ранний период феодализма 1. Источники 1. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. 2. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. 3. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993. 4. Григорий Турский. История франков. М., 1987. 5. Песнь о Роланде. Песнь о Сиде.//Библиотека всемирной литературы. М., 1976. 6. Песнь о Нибелунгах. Старшая Эдда.//Библиотека всемирной литературы. М., 1975. 7. Иордан. О происхождении и деянии гетов. Спб., 1997. 8. Эйнгард. Жизнь Карла Великого. В кн.: Левандовский А. Через империю к Европе. М., 1995. 9. Смерть короля Артура. М., 1975. 2. Литература 10. История средних веков. Под ред. С.П.Карпова. Т. 1. М., 1997. И. История средних веков. Под ред. Н.Ф.Колесницкого. М., 1986. 12. История Византии. Т. 1-2. М., 1967. 13. Культура Византии. Т. 1-2. М., 1984-1989. 14. История Европы. Т. 2. М., 1992. 15. Васильев А.А. Лекции по истории Византии. Т. 1. Петроград, 1917. 16. Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и южных славян. Спб., 1998. 17. Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984. 18. Чекалова А.А. Константинополь и восстание «Ника». 19. Буданова В.П. Готы. Спб., 1999. Классический и поздний периоды феодализма 1. Источники 20. Средневековье в его памятниках. Под ред. Д.Н.Егорова. М., 1913. 21. История средних веков в ее писателях и исследованиях. Под ред. М.Стасюлевича. Т. I-III. М., 1914-1917. 22. Книга для чтения по истории средних веков. Под ред. И.Г.Виноградова. Т. I-IV. М., 1896-1899. 23. Абеляр Пьер. Теологические трактаты. М., 1995. 24. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. 25. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995. 26. Анна Комнина. Алексиада. М., 1965. 27. Итальянские гуманисты о Церкви и религии. М., 1963. 28. Лютер. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1994. 2. Литература 29. История Европы. Т. III. M., 1993. 30. Стоклицкая -Терешкович. Основные проблемы средневекового города X-XV вв. М., 1960.

http://sedmitza.ru/lib/text/441109/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛОСС Борис Михайлович (род. 19.12.1932, Москва), историк, источниковед, исследователь древнерус. летописания и агиографии, палеограф. Кандидат физико-математических наук (1960), д-р исторических наук (1989), почетный д-р Европейского ун-та в С.-Петербурге (2003), член Американской ассоциации древнеслав. исследований (The Early Slavic Studies Associamion, 1992). Род. в семье военнослужащего. Окончил среднюю школу с золотой медалью (1951). В 1951-1956 гг. учился на механико-математическом фак-те МГУ, по окончании к-рого поступил в аспирантуру. В 1958 г. начал работать младшим научным сотрудником Ин-та автоматики АН СССР (с 1962 старший научный сотрудник). Автор работ по предельным теоремам теории вероятностей, топологическим группам, математическим вопросам кибернетики, теории сложностей алгоритмов. Б. М. Клосс. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Б. М. Клосс. Фотография. 90-е гг. ХХ в. В 1971 г. К. был приглашен заниматься исследованием текстов исторических источников с применением математических методов и стал старшим научным сотрудником Ин-та истории СССР АН СССР (с 1989 ведущий научный сотрудник Ин-та истории СССР (с 1992 ИРИ РАН, Центр истории религии и церкви)). В 80-90-х гг. XX в. К. преподавал в МГУ, МГИАИ, МФТИ. В 1980 г. была издана 1-я монография К.- «Никоновский свод и русские летописи», являющаяся итогом его десятилетних исследований. Автор определил время и место создания данного летописного свода, игравшего важную роль в построениях историков XVIII-XIX вв., его источники и оригинал, которым являлась первая, до 1520 г., часть «списка Оболенского» (РГАДА. Ф. 201. 163). По мнению К., Никоновская летопись была составлена в 1526-1530 гг. при московском митрополичьем дворе под рук. митр. всея Руси Даниила (1522-1539), автографы которого К. обнаружил в списках памятника. В одной из глав К. исследовал памятники митрополичьего скриптория того времени. Он подтвердил высказанное ранее мнение (в частности, А. А. Шахматовым ) о том, что сообщения более ранних сводов Никоновской летописи подвергались переосмыслению и дополнялись ранее не встречающимися сведениями. Одной из основных тенденций этого свода стало обоснование права Церкви на земельные владения. В последних главах монографии К. исследовал использование Никоновской летописи при составлении памятников царского летописания 2-й пол. XVI в., в т. ч. летописного свода Иоанна IV Васильевича Грозного, изучил редакции и списки памятника XVII-XVIII вв., его влияние на летописание Троице-Сергиева монастыря и патриарший свод 70-х гг. XVII в. Монография К. была высоко оценена учеными и не потеряла научного значения до наст. времени (см., напр.: Кистерев С. Н . Вехи в историографии рус. летописания//Очерки феод. России: Сб. ст. Вып. 7: К 70-летию Б. М. Клосса/Ред. С. Н. Кистерев. М., 2003. С. 24-28).

http://pravenc.ru/text/1841459.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010