А те ангелы, которые обитают там, это те, как мне представляется, кто несет первую стражу у Дома Божиего 1515 . Они находятся там, словно у первых врат знания 1516 . Тогда божественный ум, который видит их в этом месте, испытывает сильное волнение и страх, говоря: «Это Дом Божий, здесь я буду жить вечно, там я пребуду в роды родов» 1517 . И он думает об этих ангелах, что это те, кто исполнились совершенного созерцания, и что в них также содержится, божественно и возвышенно, совершенная полнота, наполняющая все. Тогда те ангелы подвигаются к тому, чтобы передать уму тайну духовного созерцания и раскрыть ему, таинственно и божественно, значение 1518 их стражи и исполнение ими их первого священства 1519 . Большая усталость и труд [предстоят] умам на пути восхождения. Но в них крепнет некое природное желание, которое хочет обрести полноту, и их поддерживает и им помогает та сущность, которая их встречает, с помощью духовной пищи, которую она дает им. Поэтому они все 1520 собираются, славно и свято, к уму в необычной тайне. Итак, то, что [пребывает] в них [в сущностях], подвигается к тому, чтобы свято и божественно [прийти] к уму и поклониться ему. Тайна 1521 же этого поклонения такова. Когда те ангелы видят сущность ума, тогда они понимают, таинственно и божественно, что та сущность выше, чем у них 1522 . Ибо они совершенно убеждены и знают, что каждой из сущностей надлежит оказывать честь той сущности, которая выше ее 1523 , поскольку от нее она [низшая сущность] также, таинственно и божественно, получает помощь, очищение и освящение, а также через нее возрастает к созерцанию, которое выше ее, и к раскрытиям тайн 1524 . Они также исполняют для сущностей, которые над ними, назначение посланцев Дома Божиего 1525 . Тогда собираются славные и святые главы священства 1526 к уму, чтобы возрадоваться и возликовать вместе с ним как с тем, кто был воскрешен из Шеола 1527 . Об этом же говорит Господь наш: «У ангелов, что на небе, бывает великая радость даже об одном вернувшемся грешнике» 1528 . Говоря же таинственно и божественно: «об уме, который возносится».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

33) РНБ, Софийское собр., 1317 (л. 372 об. — 373) — 30–е годы XVI в. (Софийский список Великих Миней–Четьих). 34) РНБ, собр. М. П. Погодина, 872 (л. 52—56 об.) — 30–е годы XVI в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции Смешанного вида. 35) РГБ, ф. 556 (Собр. Вифанской духовной семинарии), 92 (л. 303 об. — 309) — 30–е годы XVI в. Описание см. в разделе Третьей Пахомиевской редакции. 36) ГИМ, Синодальное собр., 986 (л. 647 об. — 649) конец 30–х— начало 40–х годов XVI в. (Успенский список Великих Миней–Четьих). 37) Государственный архив Ярославской области, 418 (л. 349—354 об.; со стихом) — 30–е — начало 40–х годов XVI в. Филиграни: Рука в рукавчике — Лихачев, 1509 (1520 г.); Рука под короной — Брике, 11391 (1535—1544 гг.); Голова быка — Брике, 14993 (1528 г.); Литера Р — Брике, 8541 (1516—1526 гг.); Литера Р под розеткой — Брике, 8647 (1542 г.); Единорог — Брике, 10111 (1531 г.). 39) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 287 (4°) (л. 109 об. — 116) — вторая четверть XVI в. Филиграни: Рука под звездой — типа Брике, 11364 (1542 г.); Рука в рукавчике под трилистником — Брике, 11463 (1524—1527 гг.). 39) РГБ, ф. 138 (Костромское собр.), 16 (52 об. — 55) — вторая четверть XVI в. Филигрань: Розетка. 40) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 618 (л. 137 об. — 142) — вторая четверть XVI в. 41) РНБ, собр. М. П. Погодина, 947 (л. 657—658 об.) — вторая четверть XVI в. 42) РНБ, собр. М. П. Погодина, 802 (л. 381—384 об.; б.с.) — вторая четверть XVI в. По нижнему полю первых листов вкладная запись 1553 г. 43) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1448 (л. 125—130) — 30—40–е годы XVI в. Филиграни: Единорог — Брике, 10348 (1537 г.); Гербовый щит под короной с тремя лилиями — Брике, 1050 (1530—1545 гг.). 44) РНБ, Софийское собр., 1419 (л. 49—52; со стихом) — 30—40–е годы XVI в. Филигрань: Голова быка под стержнем, обвитым змеей — Брике, 15457 (1535—1543 гг.). 45) ГИМ, Чудовское собр., 334 (л. 151—158) — 30—40–е годы XVI b. Филиграни: Рука под цветком — Брике, 11348 (1546 г.); Гербовый щит с тремя лилиями и двумя полосами — Брике, 1050 (1530—1545 гг.); Кувшин с одной ручкой — Лихачев, 1723, 1724 (1547 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

В 1402 году в Ангорской битве Баязид был разбит Тимуром и взят в плен. Султан Мухаммед (Мехмет II; 1451—1480) смог сделать то, что не удалось Мураду в 1393 и Баязиду в 1422 годах: он в 1453 году взял Константинополь. При нем Сербия в 1459 году перестала существовать как самостоятельное княжество, она стала частью Османской империи. Умер он в итальянском походе в 1480 году. В правление султана Сулеймана (1520—1566) Османская империя достигла максимальных размеров и мощи. В 1526 году он захватил даже Венгрию, а осажденная им в 1529 году Вена спаслась только чудом. В исламской историографии имена этих султанов употребляются с устоявшимися эпитетами: Баязид Молниеносный, Мехмед Завоеватель, Сулейман Великолепный. Сербов же, напротив, не перестает восхищать подвиг Милоша Обилича: «Все черногорцы древней Черной Горы считают Милоша Обилича своим духовным предком, и не только думают о нем и восхищаются им, но даже видят его во сне» ( J., И . О балканским психичким типовима. С. 185). У них «над всем прочим преобладают два чувства: слава и честь племени и национальное сознание, или “вера Обилича”, главного косовского юнака. Черногорцы исполнены “верой Обилича”, как ветхозаветные евреи верой в Иегову. Главная духовная пища их — это предания о Косове и Сербской державе Неманичей, и эти предания знают даже женщины и дети» (Там же. С. 39). 134 Зенана — в Индии и Иране так называется часть дома, отведенная для женщин. 135 Яшмак — женский головной убор, покрывало. Обычай затворничества индийских женщин, возникший и утвердившийся среди них после распространения там ислама, назывался парда . 136 Махадеви (санскр. «великая богиня») — под этим словом могут подразумеваться богиня, великая богиня или шакти . 137 Сарасвати (санскр. «относящаяся к воде, изящная») — главная для индийских ариев река и ее богиня. В качестве жены Брахмы почитается как покровительница искусств и наук, красноречия и мудрости, изобретательница санскрита. Она красива, бела, проста и изящна. Впрочем, в Ведах она поочередно фигурирует и как жена Сарасвата, Агни, Индры и других лиц.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

п.). Все Патриархи были греч. происхождения, в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. среди них преобладали выходцы с Крита. Многие из них до вступления на Александрийский престол занимали архиерейские кафедры в К-польском Патриархате. Избрание очередного Патриарха осуществлялось, как правило, по указанию его предшественника, с согласия егип. клира и паствы; рукоположение происходило в Египте или в одном из соседних Патриархатов. Миряне принимали активное участие в жизни АПЦ. Они были объединены в торгово-ремесленные корпорации, возглавлявшиеся старейшинами греч. и араб. происхождения (архонтами, шейхами). Верхушка правосл. общины поддерживала духовенство материально и в свою очередь влияла на церковные дела и избрание Патриархов. Внутренняя жизнь АПЦ обычно не омрачалась конфликтами, связанными с борьбой за Патриарший престол, и была самой спокойной по сравнению с др. поместными Церквами Востока. Исключение составили 10-е гг. XVIII в., когда оспаривали власть Патриарх Самуил и митр. Клавдиупольский Косма, буд. Патриарх Косма III (II) (1723-1736). От покорителя Палестины и Египта султана Селима I (1512-1520) Патриарх Иоаким получил фирман, утверждавший его Патриаршие привилегии и защищавший от произвола гражданских властей. Хотя этот документ не сохранился, о его содержании можно судить на основании древнейшего из дошедших до нас фирманов, данного Александрийскому Патриарху Матфею Псалту (1746-1766). Патриарх имел абсолютную власть над всеми клириками и монахами, поставлял, а в случае необходимости удалял из Египта архиереев, был хозяином храмов и мон-рей, имел право решать бракоразводные, наследственные и прочие споры своей паствы (причем тур. власти не имели права вмешиваться в эти дела). По политическим мотивам Высокая Порта запрещала лат. пропаганду среди православных. Патриарх Иоаким пользовался правом беспрепятственного передвижения не только по территории Египта, но и за его пределами. В 1526 г. он присутствовал в Иерусалиме на Соборе под председательством Вселенского Патриарха Иеремии I , на к-ром был осужден митр.

http://pravenc.ru/text/82070.html

1514 Ср.: Исх. 20:5. 1515 См.: Ис. 29:14. 1516 См.: Ис. 45:3. 1517 См.: Ис. 44:25. 1518 См.: Ис. 49:6. 1519 Ср.: Лк. 10:22. 1520 Конъектура Кройманна. В рукописи: «приходящий». 1521 Конъектура Кройманна. В рукописи: «имеет». 1522 Конъектура Кройманна. В рукописи: «свое, которое «всё " " . 1523 См.: Мф. 11:27. 1524 Интерполяция. 1525 См. Лк. 10:22. 1526 Ср. Рим. 1:19—20. 1527 См. Ис. 1:3. 1528 См. Ис. 55:5 (?) 1529 Ср. Ис. 40:15. 1530 Ср. Ис. 1:8. 1531 Конъектура Кройманна. В рукописи: «просвещение». 1532 Ср.: Ис. 49:6. 1533 См.: Лк. 10:23—24. 1534 Слова «если они не сподобились узреть то, что никогда не предсказывали?» Кройманн помещает здесь. В рукописи они находятся ниже, после слов: «[то, которое другие заслуженно увидеть не могли]». 1535 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1536 Корссен так восстанавливает текст: «В чем же было счастье тех (т. е. учеников), которые тогда увидели то, что другие (т. е. пророки) по справедливости увидеть не могли, раз не достигли лицезрения того, что никогда не было предсказано, разве только это те, которые могли увидеть деяния своего Бога, однако, не видели , даже если предсказали?» 1537 См.: Ис. 29:14. 1538 См.: Лк. 10:25. 1539 Ср.: Исх. 20:12. 1540 См.: Лк. 10:27; Втор. 6:5. 1541 Конъектура Кройманна. В рукописи: «о законе жизни». 1542 Кройманн предполагает здесь лакуну: «сомневающийся». 1543 Конъектура Кройманна. В рукописи: «достигает». 1544 Конъектура Кройманна. В рукописи: «твоему». 1545 Конъектура Кройманна. В рукописи: «поскольку должны использоваться одни и те же требования той и другой жизни». 1546 Конъектура Кройманна. В рукописи: «нужно, чтобы и Христос даровал то, чему учит Творец: любить Его». 1547 Т. е. ортодоксальные христиане. 1548 Ср:.Лк. 11:1. 1549 Там же. 1550 Ср:.Лк. 11:2. 1551 В тексте Евангелия, искаженного Маркионом, были слова: «Пусть придет Святой Дух Твой на нас и очистит нас». 1552 Ср.: 1 Кор. 2:12. 1553 Ср.: Пс. 104 103:4; Tert. Adv. Marc., II, 8,2; III, 9, 7. 1554 Ср.: Быт. 1:2. 1555 Ср.: Лк. 11:2. 1556 Ср., напр.: Пс. 24 23:7—10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Насколько могут быть состоятельны основания второго рода и каких тщательных справок требуют они от исследователя прежде, чем он станет опираться на них, попытаемся показать это на примерах, на тех самых приписках, которые в качестве аргументов привлекает и наш автор. Доказывая, вслед за архим. Амфилохием, тенденциозную поправку свидетельства Нила Курлятевых о митр. Киприане, что он «по гречески гораздо не разумел и нашего языка довольно не знал», о. Иаков ссылается на жившего в XV веке переписчика, который, списывая свою Псалтирь с Киприановой, «отметил верность перевода» последней в такого рода приписке: «Жалтыр Денисья Лупина, письмо Пищулино, перевод добр» (Рукоп. Волокол. м., а ныне Моск. Епарх. библ. 159). Кто были и когда собственно жили Дионисий Лупа и писец Иван Пищуля, откуда видно, что оригиналом для последнего служила Киприанова именно Псалтирь и кем в действительности сделан отзыв, – этих и подобных им вопросов наш автор не рассматривает. Продолжая доказывать правильность и авторитетность Киприанова перевода Псалтири в представлении древнерусских книжников, он приводит потом из другой Волоколамской рукописи (ныне нашей б-ки 57–152) такого рода еще приписку: «Псалтыря Киприанов перевод, а писмо Герасима Замытского, а по келиам ея не дают, а держат ея на свидетельство». Помимо раскрываемой мысли, он видит здесь не только «прямое указание на подлинную Киприанову Псалтирь, но и перифраз имеющейся в ней следующей пометы: «Псалтыр митрополичя Киприанова писма; без игуменсково благосло- вениа не давати ея никому инших монастырей пострижеником». Герасим Замыцкий – постриженик (но не игумен, как утверждает о. Горохов) Волоколамского монастыря, некоторое время был архимандритом Московского Симонова (1520–1526) и умер на покое в Иосифовой же обители. Отнесшись вдумчивее только к этим голым биографическим данным, о. Иаков, быть может, иначе взглянул бы на обе приписки и их взаимное отношение и задался бы мыслью: каким способом постриженик одной обители мог списывать книги с добрых и дорогих «переводов» другой, мало доступных для пользования даже своих иноков? А давши себе труд ознакомиться несколько с приписками на рукописях Волоколамского и Троицкого монастырей и древнейшими описями (XVI–XVII вв.) их книгохранилищ, он наверное от некоторых своих выводов отказался бы, иные изменил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 10. Анализ представлений о личности у Х. Яннараса Истина личности подытоживает в себе онтологию и этику церковной философии. 1500 Онтология личности у Яннараса и патристика В своей попытке «современного прочтения древ­него патристического наследия», 1515 опираясь на отцов Церкви, 1516 Яннарас считает «онтологию личности», как «синтез апофа­тизма с бытийными началами инаковости и свободы», 1517 естественным следствием святоотеческой мысли. Согласно Яннарасу, «для греческой философской мысли ранне- и среднехристианского периодов отправным пунктом для приближения к подлинному бытию служит реальность личности». 1518 Он черпает определение «ипос­таси» как «своеобразия», «инаковости» у отцов Каппадокийцев, 1519 которые совершили, по его убеждению, «радикальный переворот» «в отождествлении ипостаси и личности (греч. πρσωπον)»: «личность есть ипостась бытия». 1520 Однако далеко « не вся­кий патролог согласился бы» с предлагаемым Яннарасом прочтением отцов Церкви, 1521 поскольку его «энтузиазм» часто ведет его к приписыванию отцам таких идей, «которых они не имели». 1522 С большой смелостью « Христос Яннарас использует хайдеггеровскую экзистенциальную философию для актуализации значимости святоотеческого наследия в настоящее время». 1523 Он находит основания для признания наличия богословского понятия человеческой личности у отцов Церкви в использовании ими в антропологии таких понятий, как «разумное», «самовластное», «начальное» и др., 1524 т. е. увязывает свободу произволения и разумность человека с его личностностью. Однако Яннарас признает, что «почти невозможно дать исчерпывающее определение того неуловимого «нечто», что лежит в основе личности», 1525 как, впрочем, и в основе понятий сущности и энергии. Поэтому Яннарас называет «знаками сущего: природу и личность, сущность и ипостась, инаковость и энергии». 1526 Бог – Троица Личностей и Откровение Согласно терминологии Яннараса, Бог есть «Троица Личностей» 1527 и «полнота личного общения». 1528 «В новозаветном тексте сам способ выражения неоспоримо указывает на три разные Личнос­ти, Три Божественных Лица, которые в то же время не существуют отдельно друг от друга». Отец «есть Личность не толь­ко по отношению к человеку, но и в самом Своем Бы­тии: Личность по отношению к Сыну и Духу». 1529 «Бытие Бога осуществляется как со-бытие, как лю­бовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей». 1530

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Но назначением на Могилевскую кафедру нового епископа – преосвященного Афанасия 1518 обер-прокурор св. синода Мусин-Пушкин воспользовался, чтобы дать остановившемуся делу ход. 12 марта Мусин-Пушкин написал графу Безбородко письмо с просьбой выслать ему для отдачи в печать, находившуюся у Безбородко «призывающую к возсоединению грамату» 1519 . Дело в том, что в тексте грамоты 1794 года были сделаны для Могилёвской епархии некоторые изменения, и так как грамота публиковалась с высочайшего соизволения, то и изменения текста были представлены на высочайшее одобрение. Безбородко немедленно отослал Мусину-Пушкину грамоту, уже удостоившуюся в своих изменениях высочайшего одобрения 1520 , и она была пущена в ход 1521 . К удивлению, ей с первых же шагов пришлось натолкнуться на подводные камни. «До сих пор», – писал обер-прокурору новый Могилёвский епископ Афанасий 30 июня: «избранные светские стряпчие и заседатели для опубликования ея императорскаго величества рескрипта и граматы не едут» 1522 . Они отказывались «неназначением казенных подвод». Преосвященный обратился за разъяснением к губернатору, но тот ответил: «Успеем еще» 1523 . – «Здесь,истинно, спустярукаваза дела принимаются», – жаловался обер-прокурору полный энергии преосвященный на флегматика-губернатора. Губернатор, Михаил Петрович Лопатин был, впрочем, своеобразный администратор и мог давать серьёзные поводы к жалобам. Получив, например, высочайший указ об обнародовании грамоты, призывающей к воссоединению, он предписал всем униатским священникам своей губернии явиться к нему, – чтобы «преподать им убедительный совет» присоединиться к православию. А между тем о своём распоряжении Лопатин написал и униатскому архиепископу Лисовскому, прося его благословения униатским священникам на переход их в православие 1524 . Результат наивной тактики угадать нетрудно. Лисовский поспешил собрать униатское духовенство к себе и «всеми силами увещевалих, дабы крепко стояли и никто не помыслил от унии отстать» 1525 . Когда эти самые священники явились через некоторое время к губернатору, то на его «убедительный совет», приправленный, впрочем, заверением, что «скипетр ея императорскаго величества покровительствует и другия религии», – «вольностию таковою утвердясь, сии попы, ни един из них согласился быть православным» 1526 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1481 Дух бодр, плоть же немощна. Если где, то в гонениях особенно христианин должен слабую плоть покорять силе духа и таким образом достигать торжества духа над плотью (Ibid. 8). 1500 Смерть Авеля, мученическая смерть Исаии, Иеремии, мучения трех отроков, страдания других пророков, своею кровью запечатлевших проповедуемое ими уче­ние и т. д. Ibid. 8. 1504 Scorp. 10. Ввиду возражения еретиков, – этих скорпионов, уязвляющих христиан и своими льстивыми речами отклоняющих их от исповедания веры, – что исповедание веры имеет место не здесь, на земле, а там, на небе, Тертуллиан посвящает целую главу своего сочинения «scorpiace» доказательству того, что исповедание это должно быть именно здесь, где человек живет во плоти и где проявились первые гонения на Господа и Его апостолов. 1509 Non vides alienos deos, non uragmibus eorum incurris, non solemnes nationum dies ipsa commixtione participas, non nicoribus spurcis verberaris, non clamoribus spectacuforum, atrocitate, vel furore, vel impudicitia celebrantium caederis. Ibid. 2. 1514 Guillon, Bibliothéque choisie des péres del’eglise grecque et latine, ou cours d’eloquence sacrée, II, 468. 1518 Traditio tibi praetendetur auctrix, consuetudo confirmatrix, et fides observatrix. Perseverantia observationis – idonea testis. Ibid. 3. 4. 1519 Consuetudo in civilibus rebus pro lege suscipitur, cum deficit lex… Porre, si ratione lex constat, lex erit omne jam quod ratione constituerit, a quocumque productum… Ibid. 4. 1520 De cor. milit. 5. Tam contra naturam esse florem capite sectari, quam sonum nare. Omae autem, quod contra naturam est, monstri meretur notam penes omnes, penes nos vero etiam elogium sacrilegi in Deum, naturae Dominum et Auctorem. 1524 De cor. mil. 10. Fugite… non jam idolatria quasi ab officio, sed ab ipsa effigie eorum (idolorum). 1526 Ibid. Последним выражением Тертуллиан намекает на увенчивание в язычестве мертвых: et mortuorum est ita coronari. – Плиний пишет, coronas sepulcrorum et manium honorem fuisse. Vid, comment, in 10 c. de cor. mil. in Curs. compl, patrolog.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

1520 Имеется в виду, что в плане онтологии это смешение души с телом по установлению Божию имело место в связи с погружением в чувственное (хотя, очевидно, не произошло бы, если бы такого погружения не было). – Прим. перев. 1524 Ср.: Atb 41,1305В13 ff, где подробно говорится о роли человека как центра и средства единения целого творения. В обоих отрывках встречаются одинаковые фразы, см. 1092С4–6 и 1305В15-С2; текст Atb 7 должен быть исправлен согласно указаниям ЕА. Р. 24. 1526 Как я говорил в ЕА. Р. 170 (в наст, издании см.: Гл. IV. Раздел «Первое объяснение учения о Логосе». – Прим. перев.), πρθεσις обычно относится к логосу и творению, хотя может относиться и к пророческому слову. Здесь это слово скорее употребляется во втором смысле. 1528 Об этом различии см.: ЕЛ. Р. 164–166 (в наст. изд. см.: Гл. IV. Раздел «Максим и логос-тропос». – Прим. перев.). 1531 Фон Бальтазар (Balthazar Н., von. Presence et Pensee. Paris, 1952. P. 52) различает четыре ступени в мысли Григория о человеке: 1) чисто возможное состояние (человек без греха, размножающийся каким-то ангельским способом); 2) реальное, хотя и идеальное творение человечества (конкретная универсалия? Ср.: ЕА. Р. 209 (в наст. изд. см.: Гл. IV. Раздел «Максим и логос-тропоо. – Прим. перев.)) 3) человек в земном Раю, разделенный на полы; 4) состояние грешного человека. У Максима мы определенно имеем (3) и (4) состояние. Но различены ли у него (1) и (2)? Ведь σκοπς προηγουμνως исключает разделение полов (первая ступень по фон Бальтазару) и завершается в едином человеке (вторая ступень конкретной универсалии). Итак, Максим, рассматривая вещи с высоты цели Бога (ср.: ЕА. Р. 177 (Гл. IV. Раздел «Максим и логос-тропоск – Прим. перев.)), соединяет в одно то, что должно быть различено для понимания Григория. 1533 Atb 7,1093С6 f; также 1092А1. (В оригинале ссылка дана с опечаткой. Следуя чтению трех греческих рукописей и перевода Эриугены, приведенному Шервудом в ЕА. Р. 24, это место следовало бы перевести следующим образом: »...привнесенное за счет преступления в нашу жизнь после ее возникновения бедствие», что не вписывается в предлагаемую Шервудом в этой статье трактовку позиции св. Максима. – Прим. перев.).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010