В 1541 году Сигизмунд вынужден был дать особое постановление как для Польши, так и для Литвы, которым запрещалось приглашать учителей из Германии, а молодежи посещать университеты и школы немецкие 213 . Наконец, реформационные идеи распространялись через сочинения Лютера и других реформаторов. В 1520 году правительство вынуждено было издать особое постановление против продажи сочинений Лютера; оно, именно, запретило „под страхом конфискации всего имения и вечнаго изгнания ввозить, продавать и употреблять книги Лютера“ 214 . Такими-то путями реформационные идеи проникали в Польшу и Литву. Лютеранство и кальвинизм вскоре после своего появления на западе сделались известными в Польше и Литве. В 1525 году приняли лютеранское исповедание соседи Литвы и Жмуди – восточные Пруссы со своим магистром Альбертом I. Отсюда оно распространилось в Польше и Литве и здесь нашло себе большое сочувствие. По словам универсала, изданного Сигизмундом в 1526 году, „католическия церемонии были отменены во всех костелах города (Данцига) и окружающих его местечек... древния молитвы... заменены... вновь составленными... Многие незаконно занимали кафедры (архиерейския) и под предлогом сеяния пшеницы сеяли куколь. Многие монахи и монахини, ксендзы и другия, принадлежащия к клиру, лица оставили свое звание и отложились от церкви“ 215 . В 1535 году Сигизмунд приказал опубликовать в Вяльве строгий декрет против еретиков. В 1530 году здесь явился из среды уже самих Литовцев проповедник лютеранства, – Авраам Кульва. Получив образование в Германии, он поселился в Вильне, где открыл школу и начал проповедовать лютеранство. Проповедь его имела такой успех, что устрашила католическое духовенство, которое в лице Виленского епископа обратилось за помощью к Сигизмунду I. Король выдал постановление, по которому Кульва был обязан явиться пред духовным судом, объясниться в своей вине и покориться каноническим наказаниям; в противном случае ему грозило изгнание и лишение имущества 216 . Тот же король в 1541 распространил на Литву постановление, изданное для Польши, по которому всякий, заразившийся ересью, терял дворянство, и по которому запрещалось приглашать учителей из Германии и молодежи посещать университеты и школы немецкие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРАНМЕР Томас (2.07.1489, Аслоктон, близ Ноттингема, Англия - 21.03.1556, Оксфорд, там же), англ. религ. деятель, архиеп. Кентерберийский, один из главных идеологов англ. Реформации. К. был вторым из 3 сыновей Томаса Кранмера, ноттингемширского джентльмена. Несмотря на древность рода, известного с нач. XIV в., семья не была богатой и знатной. После смерти отца в 1501 г. его владения унаследовал старший сын Джон, Томасу и его младшему брату Эдмунду было назначено скромное содержание. О детстве К. известно мало: предположительно он получил начальное образование в своем приходе, затем был направлен отцом в грамматическую школу, в Саутуэлле или в графстве Линкольншир. Томас Кранмер. 1545 г. Худож. Г. Флике. (Национальная портретная галерея, Лондон) Томас Кранмер. 1545 г. Худож. Г. Флике. (Национальная портретная галерея, Лондон) В 1503 г. К. учился в Кембриджском ун-те в Колледже Иисуса. В 1511 или 1512 г. он получил степень бакалавра искусств, а в 1515 г.- магистра. Примерно в то же время он, не имея еще духовного сана, был избран членом Колледжа Иисуса, однако ненадолго, т. к. был исключен из-за женитьбы. К. был вынужден устроиться на работу в Бакингем-колледж, однако после того как его жена вскоре умерла при родах, был восстановлен в качестве члена Колледжа Иисуса. С 1515 г. он изучал богословие, в 1520 г. был рукоположен во священники, в 1526 г. получил степень д-ра богословия. О его деятельности в университетские годы известно мало. Согласно новым исследованиям, К. весьма высоко ценил Эразма Роттердамского , однако критически относился к идеям М. Лютера , придерживаясь католич. взглядов. По всей видимости, одной из главных областей его академических интересов было изучение Библии. В 1525 г. лорд-канцлер кард. Томас Уолси пригласил его в недавно созданный в Оксфорде Кардинал-колледж (ныне Крайст-Черч-колледж), однако К. отказался. В кон. 1525 г. он вошел в состав посольства в Испанию; после возвращения в Англию летом 1527 г. получил получасовую аудиенцию у кор. Генриха VIII (1509-1547), скорее всего это была их первая личная встреча.

http://pravenc.ru/text/2458929.html

1515 Ср.: Иез. 40, 45 . В иудейской эллинистической литературе обозначение «стражи» часто встречается применительно к ангелам. В эфиопской «Книге Еноха» (1 Енох) главный герой попадает на небеса, после того как он «был скрыт», к «стражам» (эфиоп, teguhdn), которые просят его заступиться за них (см.: Charles R. Н. The Ethiopic Version of the Book of Enoch. Oxford, 1906. P. 32). В арамейских фрагментах 1 Еноха используется определение уту «бодрствующие» (ср. в греч. переводе γργοροι), которое встречается впервые в книге Даниила для обозначения ангелов (ср.: 4, 13; 17; 23 [в МТ 4, 10; 14; 20]). 1516 Евагрий пишет о том, что то «место», в котором пребывают ангелы, наделено подлинным «знанием», см.: Гностические главы 1.62, 65: 46, 47 (Guillaumont). 1520 Т. е. все те, кто относится к данной «сущности». Речь идет об ангелах, которые находятся на определенных уровнях иерархической лестницы («небесной иерархии»). 1526 Имеется в виду небесное священство, которое служит своего рода первообразом для видимой церковной иерархии, см.: Там же (особенно 4.4–5). 1527 Сир. syol, восходит к евр. Viku;, которое в Ветхом Завете служит обозначением подземного мира, куда сходят все души умерших (как праведников, так и грешников). В Новом Завете и раннем христианстве это понятие передается греч. αδης «ад», которое относится прежде всего к месту пребывания нечестивых. 1529 Таким образом, главы ангельских чинов исполняют функцию проводников и помощников тем, кто возносится на небеса. В книге Даниила пророку объясняет видения и рассказывает о событиях последних дней архангел Гавриил. В иудейской эллинистической литературе проводниками в путешествии пророков по небу выступают: Уриил и Рафаил в 1 (эфиопской) книге Еноха; Метатрон (­Мельхиседек) во 2 (еврейской) книге Еноха; «ангел сил» в 3 (греческой) книге Варуха и т. д. 1532 Т. е. очистившийся ум получает способность давать очищение другим. Ср.: Там же 1.1 (CD II, 63–64). 1533 В и Н: «тайне». Возложение рук выступает первой «тайной», после которой следует «тайна» Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Северного Возрождения, как правило, подразумеваются страны, расположенные к северу от Альп Франция, Германия и Нидерланды. А.Н. Немилов с некоторыми оговорками относит к данной территории Чехию, Польшу и Англию. 117 Дезидерий Эразм Роттердамский, настоящее имя Герхард Герхарде (1466/691536). В спорах между «космополитическим» и «националистическим» гуманизмом Эразм выступал как космополит. Он считал себя «гражданином мира», для него родина не имела границ. Языком объединенной Европы должна была стать латынь Цицерона. 118 Лютер стоял на позиции христианского детерминизма, и, следуя Августину Аврелию , утверждал, что человек может совершать добрые дела только под воздействием Божественной благодати. Эразм Роттердамский, склоняясь к пелагианству, был близок к отрицанию необходимости действия благодати вообще. Публичную дискуссию по вопросу воли начал Эразм. В сентябре 1524 г. в Базеле (затем в том же месяце в Антверпене и в Кельне) вышла из печати его «Диатриба, или рассуждение о свободе воли». Ответ Лютера на «Диатрибу», его сочинение «О рабстве воли», было опубликовано в декабре 1525 г. на латыни. Немецкий перевод появился в январе 1526 г. Взгляды Лютера ни данную проблему излагались им и в более ранних произведениях, в частности, в Гейдельбергских тезисах (1518), в «Утверждении всех пунктов, осужденных буллой Льва» (1520), в комментариях к псалмам (15191521). 119 Этот период времени в научной литературе называют «эпохой религиозного раскола», и все чаще «конфессиональной эпохой». Ее исследователи предлагают различные концептуальные и методологические интерпретации данного явления. Общее направление развития Европы переходного периода определялось конфессиональной борьбой между двумя религиозными лагерями и внутри каждого из них. Вместе с тем церковные преобразования давали мощный импульс для перестройки всех сфер жизни западноевропейского общества. Историографию вопроса о хронологических рамках конфессиональной эпохи, ее содержании и этапах развития см. в работе А.Ю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Воздержание есть древо святое, К нему же Господь вся ны приглашает, яко то ползу многу содевает, Душу бо от ков 1520 врага соблюдает, ум светло чистит, живот продолжает, Здравие хранит, в нищету не вводит, заслуги многи пред Господем родит, И тако жизни сподобляет вечны, купно радости в небе безконечны. Второе древо есть пресыщение, к нему же демон деет глашение, Желая злых нам, все бо родит злое людем грешным то древо проклятое. Ум помрачает, болезни раждает и нуждных жизни имений лишает. На всяку злобу приводит дерзати, душу лишает 1521 жизни благодати. Врагу пленит ю, тако вечно губит. Кто убо мудрый древо то возлюбит? Аз увещаю пост святый хранити, от пищ и питий превоздержну быти, Не множеством пищ плоть сластных питати, Не 1522 многим вином 1523 стомах исполняти. 2 Здравия мати есть воздержание; вина болезней – чрева наткание. Без мяс и вина похоть угасает, вино и мясо ону возжигает. 3 Воздержание от брашн малу ползу деет 1524 , аще друга своего снедати кто смеет. 4 Воздержанием тонку плоть свою имети, душею же надменно пред други кичети, Кая есть полза? Или от вина не пити что ползует, пьяну 1525 же 1526 ненавистми быти? 5 Воздержанием не плоть, но страсти мертвити подобает, да Богу возможем служити. 6 Воздержанием часто согрешаем, егда не злобы, но плоть истребляем; Страсти во плоти нужда умертвити, плоть же питати, грети и щадити. 7 Многия пищи вреда тым не деют, иже воздержно ясти я умеют. Единым брашном Исав согрешил есть, яко несытно оно потребил есть. 8 Воздержание аще безмерно храниши, множицею души ти вред велий твориши. Плоти бо изнемогшей ум не добр 1527 бывает, разсуждение в меру вся да устрояет. 9 Аще не тщится игрец натягати струны во гуслех, та не может дати Сладкаго гласа; тако силы тела невоздержанна не дают весела Богови гласа. Убо сохраните воздержание, тем Богу служите. 10 Адам и Евва невоздержна быста, весь мир единым яблоком вредиста. 11 Воздержание тогда не хранится, аще ястия 1528 время 1529 предварится. Иоанафан тако согрешил есть, прежде времене от меда вкусил есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

1 приспособляемости; адаптации к жизни (англ.). 1513 2 плохой приспособляемости, слабой адаптации (особенно к окружающей обстановке) (англ.). 1514 3 " Он легко сходится с людьми " (англ.). 1515 1 язык, дискурс (фр.). 1516 1 ядерным оружием (англ.). 1517 2 лучше быть красным, чем мертвым (англ.). 1518 1 " неудачника " (англ.). 1519 2 " …и я хочу подчеркнуть, Отче, что личное знакомство с Вами, после того как я Вас уже много читал, доставило мне огромное удовольствие… Пророческий аспект, если я осмелюсь так высказаться, большей части Ваших выступлений на наших собраниях, а также глубокое значение важности ближайшего будущего Православия, которые я ощутил в Вашем докладе… " (Фр.). 1520 3 Ну вот, игра сыграна. Случилось, что должно было случиться (фр.). 1521 1 Определенно (фр.). 1522 2 " Только несколько строк благодарности за то, чем Вы делитесь с нами в ваших писаниях Я уже прочитала несколько Ваших книг, и у меня нет других слов, чтобы выразить мою благодарность, кроме очень сердечного спасибо… Возможно, я никогда не встречусь с Вами лично, но я могу образовывать себя в духе Христа и в Вашем, читая Ваши слова. Да сохранит Вас Бог и даст Вам долгую жизнь и крепкое здоровье для продолжения Его дела… " (англ.). 1523 3 Наконец-то! (фр.). 1524 4 порочный круг (фр.). 1525 5 См.. 3Цар.19.12. 1526 1 инвестиционного банка (англ.). 1527 2 " Деньги к деньгам " (англ.). 1528 3 " Что нам здесь нужно – так это монашество " (англ.). 1529 1 Стихотворение Г.Иванова. Правильно: " Это звон бубенцов издалека,/Это тройки широкий разбег,/Это черная музыка Блока/На сияющий падает снег " . 1530 1 жители богатых пригородных районов (англ.). 1531 2 " Вера и сомнение у Достоевского " (англ.). 1532 1 Национальную картинную галерею 1533 2 " После смерти " (лат.), аутопсия, вскрытие трупа. 1534 1 заблуждении, мании (англ.). 1535 2 солярия (англ.). 1536 3 1Ин.2:16. 1537 1 технические неполадки (англ.). 1538 2 не так все просто! (фр.). 1539 1 " Возвращение Бога " (фр.). 1540 2 верю, ибо это нелепо (лат.). 1541

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

124 Джен(араб. «дженне») — название рая в исламе. 125 Сахибили саиб, сагиб (араб. «господин») — первоначально так называли всех мусульман, затем в средние века в Индии — богатых людей, а в более поздние времена — европейцев. 126 Едрен(болг. Одрин) — город Адрианополь, основанный императором Адрианом (117–138). Завоеван турками в 1361 году и с 1365 года до взятия ими Константинополя в 1453 году был их столицей. В 1920–1923 Адрианополь входил в состав Греции, в настоящее время является турецким и называется Эдирне. 127 Турецкий султан Мурат(Мурад I) напал на Сербию в 1389 году, и сербские войска встретили его на Косовом поле. Перед самым началом Косовской битвы отважнейший Милош Обилич, зять князя Лазаря, хитростью пробрался в стан турок. Когда турецкий султан Мурад протянул ему ногу для целования, Милош выхватил спрятанный кинжал и распорол султана по самое горло. В отместку сын Мурада Баязит(Баязет, Баязид I; 1354 или 1360–1402 или 1403) приказал казнить Милоша вместе с плененным князем Лазарем. Им отрубили головы. Несмотря на все просьбы сербов, даже по прошествии веков голова князя Лазаря так и не была им возвращена. Баязид за время своего правления Османской империей (1389–1402) покорил огромные территории на Балканах и в Малой Азии. В Никопольской битве в 1396 году его 200-тысячная армия разбила крестоносцев, предводимых Сигизмундом I. В 1402 году в Ангорской битве Баязид был разбит Тимуром и взят в плен. Султан Мухаммед(Мехмет II; 1451–1480) смог сделать то, что не удалось Мураду в 1393 и Баязиду в 1422 годах: он в 1453 году взял Константинополь. При нем Сербия в 1459 году перестала существовать как самостоятельное княжество, она стала частью Османской империи. Умер он в итальянском походе в 1480 году. В правление султана Сулеймана(1520–1566) Османская империя достигла максимальных размеров и мощи. В 1526 году он захватил даже Венгрию, а осажденная им в 1529 году Вена спаслась только чудом. В исламской историографии имена этих султанов употребляются с устоявшимися эпитетами: Баязид Молниеносный, Мехмед Завоеватель, Сулейман Великолепный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

В 1530-е гг. фискальные выплаты в пользу короны осуществляло уже все духовенство Швеции. Сюда входили налоги епископов (например, 2000 шведских марок со Стренгнесского епископа, 1500 с Линчепингского, 900 со Скарского), кафедральных соборов (Стренгнесского – 400 марок, Линчепингского – 600 марок, и т.п.), приходского духовенства (в Стренгнесском диоцезе совокупно – 400 марок, в Линчепингском – 900 и т.п.). Епископские крестьяне-арендаторы – ландбу, также платили короне денежный налог (в Стренгнесском диоцезе совокупно 75 марок, в Линчепингском – 170 и т.п.), а кроме того, выполняли продуктовую повинность. Ежегодный денежный налог – от 60 до 300 марок, платили также монастыри. По оценкам X. Форселля, общая сумма налога с духовенства за 1533 г. составила 36900 марок 460 . Таким образом, из посильных выплат духовенства складывалась сумма, значительно пополнявшая бюджет короны, крупная по шведским и вообще скандинавским меркам 461 . Значительным практическим результатом Вестеросского риксдага 1527 г. был переход к короне всех церковных штрафов, а также епископского фудринга – права на постой и кормление конной вооруженной свиты у церковных ландбу. Эта повинность могла выкупаться в виде «кормильной» подати. Сбор штрафов, взимавшихся ранее епископами с крестьян епархии, не являвшихся церковными ландбу, перешел в ведение королевских фогдов. А для получения штрафов и повинностей с церковных ландбу была введена должность специальных чиновников – «епископских фогдов» («biskopsfogdar»). В начале 30-х гг. XVI в. в Швеции насчитывалось около десяти таких чиновников. Они объезжали довольно большие районы. В Упланде было два «епископских фогда», в Вестеръётланде – четыре, в Сёдерманланде – один. Значительная часть собранных средств отсылалась в Стокгольм, в королевскую казну. Что касается секуляризации церковных поместий и ленов 462 , то она началась еще до Вестеросского риксдага 1527 г. Уже в 1520-е гг. Густав Васа вернул короне некоторые ленные пожалования, находившиеся в руках епископов. Так, у Ханса Браска были отобраны в 1523 г. херады – сотенные округа Аска и Буберг. Херад Окер в Седерманланде – владение епископа Стренгнесского, отошел к короне в 1526 г. 463

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1520-1526) (см. ст. Московский Симонов монастырь ), писец-каллиграф. Принадлежал к старомосковскому боярскому роду. В нач. XVI в. являлся монахом Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . По-видимому, принял постриг в зрелом возрасте, т. к. по родословцам известно, что ранее он был женат и имел сына Даниила (ВОИДР. Т. 10. С. 105, 172). Впервые упомянут в послании прп. Иосифа Волоцкого окольничему Б. В. Кутузову в связи с событиями ок. 1506-1508 гг., когда волоцкий кн. Федор Борисович, притесняя волоколамских монахов, покушался на их имущество. Среди прочего князь хотел завладеть принадлежавшим Г. «деисусом мастерского писма», получил отказ, после чего Г. «отослал свои иконы на Симоново» (Послания Иосифа Волоцкого. С. 212, 276-277). Возможно, в связи с этими событиями Г. перешел в столичный Симонов Новый мон-рь, находившийся под покровительством вел. кн. Василия III Иоанновича . В числе др. монастырских властей Г. подписал меновую грамоту Симонова мон-ря с детьми боярскими Квашниными на земли в Соснинском стане Московского у., 1508-1511 гг. (при архим. Варлааме), в списке монастырских старцев в грамоте Г. назван первым (грамота дошла в списке XVII в.; опубл.: АФЗХ. 2. С. 8; Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси кон. XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 143). Позднее Г. жил в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Вкладная запись 1519 г. в рукописи, содержащей Лествицу прп. Иоанна Лествичника и Паренесис прп. Ефрема Сирина, сообщает, что книгу «дал инок Герасим Замытской ис Кирилова монастыря в дом Святыя и Живоначальныя Троица Сергиева мон-ря» (РГБ. Ф. 304/I. 162). В 1520 г. Г. стал архимандритом Симонова мон-ря. В период настоятельства Г. обитель получила от вел. кн. Василия III неск. значительных земельных пожалований. 29 февр. 1522 г. по челобитью настоятеля и братии Василий III выдал льготную грамоту на земли Симонова мон-ря в Жданском, Терентьевом, Шаховом, Соснинском станах Московского у. По этой грамоте разграбленные крымскими татарами монастырские владения на 5 лет были освобождены от налогов. 3 янв. 1524 г. Г. получил льготную грамоту на принадлежавшие Симонову мон-рю села в Бежецком Верхе и в Угличском у. Их население было освобождено от всех налогов, «оприч церковных пошлин», грамота утвердила подсудность крестьян симоновскому архимандриту. В 1524-1526 гг. Г. купил «в Прьчистие дом Симонова монастира» ряд деревень и земельных угодий, преимущественно в Бежецком Верхе (возможно, приобретения связаны с тем, что в этом регионе находились вотчины родственников Г. Замыцких и Застолбских) (АФЗХ. 17. С. 24; 18. С. 25-26; 20, 23. С. 27-30; 25. С. 31).

http://pravenc.ru/text/164577.html

И в землях, уже принявших реформацию, происходила реакция, направлявшаяся главным образом против анабаптизма . Лютер , сам говоривший в 1520 — 1521 гг. революционным языком не только о папе, но и о светских властях, а в начале крестьянского восстания находивший, что оно вызвано угнетением князей и господ, к концу восстания с яростью громил мятежных крестьян, приглашал колоть их, бить, убивать, как изменников, грабителей и людей, которые, прикрывая свои дела Евангелием, служат на самом деле черту. В 1526 г. Карл V , незадолго перед тем победивший Франциска I, потребовал от сейма в Шпейере исполнения вормского эдикта ; но, пользуясь возобновлением войны, сейм постановил, что в религиозном вопросе каждый имперский чин будет, до разрешения спора на вселенском соборе, действовать так, как сочтет это нужным, чтобы быть правым перед Богом и императорским величеством. Одинаковое право с князьями получали и имперские города, и даже имперские рыцари. Этим постановлением своим имперский сейм предоставлял светским властям, хотя и временно, решать религиозный вопрос по собственному усмотрению; церковь как бы ставилась в зависимость от государства, и государственной власти давалось право производить церковные преобразования. Собственно говоря, только после шпейерского сейма 1526 г. новая церковная организация начала прочно утверждаться в княжествах и имперских городах, принявших реформацию (курфюршество Саксония , Гессен , Ангальт , Франкония , Люненбург , В. Фрисландия , Шлезвиг-Гольштейн , Нюрнберг , Аугсбург , Ульм , Страсбург и др.). К 1526 г. у Лютера окончательно сложилось убеждение, что епископская власть в церкви должна быть передана государям. Лютеранские князья сделались верховными правителями (summi episcopi) церквей в своих землях. Они поручили надзор за церковной жизнью особым суперинтендантам, а в середине 30-х годов учредили консистории, с административной и судебной властью над духовенством. Введение нового богослужения и церковного устройства сопровождалось секуляризацией собственности церквей и монастырей. Лютер хлопотал о том, чтобы хоть часть доходов с секуляризованных имений шла на содержание храмов и священников, школ и учителей, а также благотворительных учреждений и бедных; но лишь в отдельных случаях эти доходы получали такое назначение. В большинстве случаев бывшие духовные имения обращались князьями в личную пользу или раздавались их приближенным. Католические князья следовали примеру лютеранских и равным образом производили у себя конфискацию церковных имений, что дало повод Лютеру шутить над их лютеранским усердием, превосходившим усердие самих лютеран.

http://drevo-info.ru/articles/4705.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010