Особенности природы и историческую перспективу Откровения блаженный Феодорит определяет более ясно при помощи исследования пророческого дарования в Ветхом Завете. Феномен пророчества является излюбленной и ключевой темой антиохийских экзегетов. Блаженный Феодорит по обыкновению относит к пророчеству не только собственно пророческие книги, но и все обетования Ветхого Завета, прежде всего, Пятикнижия и Псалмов 1514 . Как и предшествующие антиохийцы, он признает тройной смысл пророчества, распространяющийся на прошлое, открывающий таинственный смысл настоящего и предвозвещающий будущее 1515 . Согласно данному взгляду пророчество – это не только слово о будущем, оно содержит в себе душеполезное учение 1516 , догматические истины и нравственные увещания 1517 , то есть наставляет во всем должном и совершенном 1518 . Прочем, у самого Феодорита основной акцент делается на будущем исполнении пророчеств. В плане будущего своего исполнения пророческие свидетельства Ветхого Завета, как правило, предлагают загадочное, образное и приточное учение, которое не может быть понято само по себе, в отличие от евангельской и апостольской проповеди 1519 . В них много намеков, прообразов, предсказаний и теней, но еще нет самой истины. «Иным языком он называет приточное и прообразовательное учение пророков» 1520 . Отсюда следует, что буква приточного пророческого слова нуждается в «развитии» 1521 , «приспособлении» 1522 , т.е. в «прояснении» 1523 . Это развитие заключается в преодолении внешней буквы и «погружении» в сокровенное богатство смысла. Если этого не происходит, другими словами, если бы каждый с легкостью мог изъяснять пророческую проповедь, то такое общедоступное толкование было бы совершенно никому не нужно 1524 . Итак, ветхозаветные пророчества о будущем по самой своей природе неясны при буквальном их прочтении. Неясность пророчеств является излюбленной темой всех антиохийских экзегетов. Блаженный Феодорит подробно разбирает ее во введении к толкованию на пророка Иезекииля. Вначале он упоминает о тех, кто обвиняет Писание, и прежде всего пророков, в том, что они скрываются за неясностью выражений. Обвинение это, по мысли Феодорита, падает не на Божественное учение Писания, но на самих обвинителей, которые «произвольно слепотствуют» 1525 . Им следовало бы знать, что дорогие вещи вообще достаются нелегко, они подобны жемчугу, скрывающемуся в глубине моря, или золотым и серебряным жилам в недрах земли. Если драгоценное достается легко, оно легко и презирается, но когда на его приобретение затрачено много сил, тогда оно становится вожделенным и тщательно оберегается 1526 . Следовательно, неясность пророческого слова имеет чисто педагогическую цель, поскольку «слушатели, став более внимательными, лучше уразумеют Божественные пророчества» 1527 . Кроме того, эта неясность побуждает толкователя искать таинственное богатство в словах Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Бысть, егда благочестивый царь и 1502 великий князь Иван Васильевич, всея Росии самодержець, божественую ревность восприим, упование имый на Всесплнаг[о]Бога, и на Пречистую Богородицу, и на молитвы святых всех, побарая по православию отчьсваг[о] си достояния, богодерзновенно подвижеся сам со множеством храбрапобедителнаг[о] своего воинства 1503 на своих изменников, на богомерскых 1504 Татар казанскых за их неисправление и [за] 1505 всегдашнее клятвопреступление, наипач[е] же за об. церковное разорение, и за премног[о] кровопролитие, и за пленение 1506 християнское, иже не 1507 токмо не хотяху под игом Росиискаг[о] царствия быти, яко ж всегда обещевахус[я] 1508 и правду даяху, еяже и преступаху, но и беды многы християнству содеваху 1509 . И сего ради третие 1510 прииде благочестивый царь в землю их татарьску и обстояху 1511 град Казан[ь]. Казанци 1512 же имяху тогда у себе царя Едигира, и мног[о] супротивляхус[я], непрестанно брань 1513 съдевающе. Благочестивый же царь неотложну надежу на Бога имея 1514 , еяж[е] и 1515 не погреши. Быс[ть] же тогда с 1516 л.125. вославным царем некто церковник 1517 , иже бе 1518 знаем был преподобному Данилу 1519 . И той 1520 всегда преподобнаго Данила 1521 на молитву призываше к Богу, сице глаголя: «вем, преподобне, яко имаши дерзновение к Боту, егда был еси 1522 в жизни сей, мнозем во скорбех помощник был еси 1523 ; некогда ж[е] и мене грешнаго милостивыи Бог молитвами твоими единем призыванием имени твоего из самых рук многих злых разбойник невредима исторгну и от обнажна 1524 оружия и убийства 1525 внезапу избави. Тако и ныне, преподобне, молитвами ти 1526 к Богу стани в помощ христолюбивому царю об. нашему Ивану, егож[е] еси свящеыныма рукама 1527 от святыя кулели восприял, яко да укрепит Бог воинство его и невредны везде от супротивных 1528 да съхранит, а супротивных нам да смирит Бог, иже всегда преступают мирный завет. И да престанет кровопролитие, и да посрамятся, по божественому Давиду, вси являющеи 1529 рабом Твоим злая 1530 , верующим в Тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

программа виттенбергских реформаторов была почти полностью реализована в Л. (за исключением борьбы с изображениями и церковной музыкой). Л. в Свящ. Римской империи (1521-1555) Уже в 1-й пол. 20-х гг. XVI в. Виттенберг перестал быть единственным центром лютеран. Реформации в Свящ. Римской империи. Наиболее широкое распространение лютеран. идеи получили на севере империи, тогда как юг преимущественно продолжал оставаться католическим. Имп. Карл V (1519-1556) до 30-х гг. XVI в. не проявлял значительного интереса к внутригерм. делам; хотя он всегда оставался убежденным сторонником католицизма, он предоставлял в этот период герм. князьям полную свободу в религ. вопросах в обмен на политическую поддержку, в которой он нуждался из-за затяжной войны с Францией и с Папским престолом за территории в Италии, а также вслед. постоянного военного противостояния с Османской империей в Вост. и Юж. Европе. Итал. войны значительно подорвали могущество Римских пап; папы Римские Адриан VI (1522-1523) и Климент VII (1523-1534) были вынуждены заниматься защитой принадлежавших им земель и решением др. политических задач. Серьезного противодействия распространению Л. на севере Европы они оказать не могли, поэтому ограничивались лишь формальным осуждением его как опаснейшей ереси и поддержкой разного рода антилютеран. мер, принимаемых сохранившими верность католицизму князьями и епископами. Распространение Л. в герм. государствах и княжествах Свящ. Римской Империи в 1-й пол. XVI в. проходило по 2 основным схемам, которые могут быть условно названы «реформация снизу» и «реформация сверху». В 1-м случае инициатива реформирования церковной жизни исходила от лютеран. проповедников, которые заручались поддержкой влиятельных граждан и народных масс; нередко в этом случае реформация принимала радикальные формы и сопровождалась народными волнениями, уничтожением религ. изображений, изгнанием католич. священников и монахов и т. п. Во многих случаях подобные реформационные движения пресекались светскими властями и сформировавшиеся лютеран.

http://pravenc.ru/text/лютеранства.html

д " Э. в недружественном отношении, Эразм предлагал расширенное обоснование своей позиции, не отказываясь ни от одного из ранее озвученных положений. Последовательно разбирая доводы Л. д " Э., он обосновывал богословскую корректность перевода «по сравнению с ангелами», связывая его прежде всего с учением о страданиях Иисуса Христа; рассматривал найденные им случаи употребления слова βραχ во временном значении; отмечал, что сомнения в подлинности Послания к Евреям встречаются уже у отцов Церкви и никак не связаны с ересями и нечестием. В заключительной части сочинения Эразм приводил ряд примеров некорректного перевода Л. д " Э. греч. текста НЗ на лат. язык в издании Посланий ап. Павла, тем самым прозрачно намекая на слабость познаний Л. д " Э. в греч. языке. В 1517-1522 гг. Эразм выпустил 5 изданий «Апологии», всякий раз дополняя и исправляя текст. Хотя из его писем друзьям известно, что он в личной переписке обращался к Л. д " Э. с просьбой либо признать собственную неправоту и завершить дискуссию, либо составить ответное сочинение, Л. д " Э. уклонился от к.-л. ответа. В 1519 г. Эразм составил обзор полемики с Л. д " Э. (текст см.: Ibid. P. 225-239. Append. 5), который впосл. неоднократно публиковался в составе его «Примечаний к Новому Завету». Поскольку никакой реакции со стороны Л. д " Э. на «Апологию» Эразма не последовало, невозможно достоверно определить, насколько убедительными он посчитал аргументы Эразма. Во всех публикациях Посланий ап. Павла с комментариями Л. д " Э. после 1517 г. «Возражение» перепечатывалось, а текст комментария к Евр 2. 7 не подвергался изменениям; однако в подготовленных Л. д " Э. новых изданиях Псалтири (см., напр.: Psalterium David, Argumentis fronti cuiuslibet psalmi adjectis. Parisiis, 1524), а также во франц. переводах Псалтири (1523/24) и Послания к Евреям (1523, 1529) используется традиц. вариант «по сравнению с ангелами» (подробнее об истории и о доктринальном содержании полемики см.: Steenbeek. 1996). Несмотря на богословские разногласия, Эразм продолжал считать Л.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

Ап. Павла, Аполлоний Тианский и Псевдогераклит самым главным и существенным пороком в ефесском обществе выставляют его чрезмерную роскошь, неумеренное пользование земными благами. Так Аполлоний, придя в Ефес, в своей речи к ефесянам, произнесенной с портика храма, порицал их за «беспечность» и «дикую роскошь», какую он нашел у них 1518 . Ефесянами, читается дальше в жизнеописании Аполлония , «завладели танцовщики и так как они сами были расположены к пляскам, то все было полно шума» 1519 . Обильные и изысканные трапезы ефесян, всегда приправленные в достаточном количестве знаменитым ефесским вином, получившим историческую известность 1520 , подали повод Аполлонию сравнивать ефесян с откармливаемыми птицами, упитываемыми в теплом помещении до тех пор, пока они не лопнут от жира 1521 . Псевдогераклит исходным пунктом своих нравообличительных писем поставляет то богатство и обилие всех земных благ и удовольствий, которыми, по его мнению, недостойно пользуется преступный Ефес 1522 , у которого «нет недостатка в счастье». Мрачного автора писем возмущают головные уборы и расчесанные бороды ефесян, которые требуют для себя много времени; ему мерзки умащения и натирания; он сильно возмущается всеобщей нравственной распущенностью: молодые девицы, еще не достигшие половой зрелости, однако предаются половым наслаждениям; замужние женщины, преступно пользующиеся половыми сношениями вне брака, вытравляют ядом плоды своей незаконной любви; юноши имеют любовниц чуть не по всему городу; часто жены похищаются от мужей; молодые люди проматывают отцовское достояние в веселых пирушках; общество изощряет свой ум на играх и зрелищах 1523 . Замечательно, что в существенном те же самые недостатки замечал и св. Ап. Павел в ефесянах-христианах. Так, в своем Послании к ним он обличает их в любостяжании; любостяжание, пишет он, не должно даже именоваться у вас, как прилично святым 1524 . В Послании к Тимофею св. Апостол говорит об ефесской роскоши, особенно у женщин 1525 ; обличает и предотвращает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

I. Пастырь, будь он приходский священник или наместник его, или как-бы он ни назывался, обязан: 1) Постоянно жить в своей общине, не имея права ни под каким предлогом самовольно удаляться из нее, особенно когда в этом месте бывает какая-нибудь эпидемическая болезнь, или когда вообще его приход подвергается какой-нибудь опасности 1510 . Если же он имеет надобность оставить приход на некоторое время, то может сделать это только с письменного разрешения со стороны подлежащей власти 1511 ; в противном случае он подлежит наказанию 1512 . 2) Обязан обращать строгое внимание на свое поведение, как в обществе, так и у себя дома, и потому должен всегда носить одежду, приличную его сану 1513 , не заниматься мирскими делами 1514 и вообще чем либо несоответствующим его положению 1515 , не посещать общественных увеселений, неприличных его сану 1516 , или оставаться на увеселениях в домах своих прихожан сверх того, сколько требуют его священнические обязанности 1517 , а дом его, равно как и все домашние, должны быть во всем образцом благочиния и благочестия 1518 . 3) Обязан всегда читать Св. Писание и творения св. отцов, часто пересматривать богословские науки, которые изучал в учебном заведении, читать духовные журналы, заниматься составлением проповедей, а по возможности, и каких-либо сочинений по богословским наукам и пастырской практике 1519 . 4) Обязан ежедневно служить утреню и вечерню, по воскресным же дням и праздникам, а в великий пост еще по средам и пятницам, должен, кроме утрени и вечерни, служить литургию 1520 ; 5) в предписанные церковным уставом времена должен совершать установленные общественные священнодействия 1521 ; 6) по требованию своих прихожан отправлять тотчас и безотлагательно всякое священнодействие 1522 ; 7) смотреть за чистотой и благолепием, как церкви, так и всех предметов, относящихся к богослужению 1523 ; 8) наблюдать за сохранением церковной дисциплины и нравственности общины, делать замечания и выговоры упорным 1524 ; 9) вести точную запись окружных архиерейских посланий, консисторских постановлений и руководственных указаний благочинных и чаще прочитывать их 1525 ; 10) заботиться о сиротах и извещать о них подлежащую власть 1526 ; 11) вести в особой книге летопись своего прихода, записывая в ней все важнейшие приходские события 1527 ; 12) заботиться о порядке в церковно-общинной библиотеке, о пополнении ее нужными религиозными и нравственными книгами и о том, чтоб этими книгами как можно более пользовались его прихожане 1528 ; 13) объявлять в церкви народу о праздничных днях, которые должно соблюдать 1529 и 14) при всяком сомнении, являющемся в его служении, должен обращаться за разъяснением к благочинному или через него же в епархиальную консисторию 1530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Подобное путешествие приведено лишь как возможное, но в этом направлении полного путешествия не сделано; однако же между изложенными пунктами существуют постоянные международные сообщения, разумеется, с некоторыми уклонениями, т.е. объездами. Полное же кругосветное путешествие в первый раз совершил португалец Фернанд Магеллан. Он отправился с берегов Европы в 1519 году на запад, а в 1522 году корабли его, возвратившись в Испанию, «привезли, говорит Фольгер, важное известие: доказательство шарообразности Земли». 90 После этого весь ученый мир положительно убедился, что земля наша действительно есть шар. Убедившись, что земля действительно есть шар или сфероид, новейшие ученые стали стремиться к открытию, из чего сотворена или, проще сказать, составлена Земля. Путешествия по разным частям света с ученою целью показали, что Земля наша состоит из весьма немногих основных горных пород, о которых Шодлер говорит так: «Земная оболочка состоит из относительно не большего числа различных каменных пород. Эти каменные породы совершенно подобны одна другой на различнейших точках земли, как по составу, так и наслоению». 91 Гранит Южной Америки, по его словам, и каменные массы отдаленного севера совершенно одинаковы. Такое однообразие пород земли, без сомнения, еще древних должно было убедить, что Земля наша сложена из немногих веществ, но из каких именно, они дать ответа не могли, не имея возможности разлагать тела химически, как в настоящее время. Впоследствии некоторым пришла мысль открыть секрет, из каких веществ составлено золото и нет ли возможности делать его искусственным образом. Первому открывшему такой секрет предстояло быть обладателем огромных богатств и завидная, в довольстве и роскоши, жизнь; а потому едва явилась эта мысль, как нашла себе много последователей, которые начали неутомимо трудиться над сложением и разложением всех тел, и в недавнее только время пришли к убеждению, что сделать золото искусственным образом невозможно, потому что оно есть вещество не сложное, а простое однородное, т.е. каким оно сотворено Богом, таким отложилось и в земле. Хотя, таким образом, для отыскания секрета делать золото многие трудились и напрасно, но труды их для науки – принесли огромную пользу тем, что положили прочное основание науке – химии, которая теперь стала знать из чего составлены земля, вода и воздух и что такое есть огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1520 г.) и опустошительного набега крымских татар на Русь в 1521 г. 596 Итак, «Сказание о Мамаевом побоище» создано в период 1519–1522 гг. Существует другой признак, позволяющий датировать «Сказание о Мамаевом побоище» точно 1521 г. В тексте памятника упоминаются несколько дат, сопровождающихся указанием на день недели: 18 августа (воскресенье), 27 августа (четверг), 28 августа (суббота), 8 сентября (пятница) 597 . Эти числа не только не соответствуют действительным дням 1380 г., но и не согласованы даже между собой. Очевидно, при календарных расчетах автор испытывал определенные трудности. Тогда возникает преположение: одну из дат Митрофан сопроводил указанием на день недели, исходя из текущей реальности, а остальные попытался вычислить самостоятельно (при этом – неудачно). Так вот: ни одна из перечисленных дат не могла состояться в 1519–1522 гг., кроме исходной – 18 августа падает на воскресенье в 1521 г.! Если епископ Митрофан писал «Сказание о Мамаевом побоище» в 1521 г., то это был год печального по своим последствиям набега крымского хана Мухаммед-Гирея, и поэтому понятен патриотический пафос «Сказания», посвященного славной победе русского оружия над Ордой. Но автор уже усвоил теорию, что Русь становится центром православного христианства, и соответствующая терминология насытила ткань повествования. Поэтому для Митрофана «православное христианство » и «Русская земля» – неразделимые понятия (О(25)), великий князь Дмитрий Иванович выступает со «всеми православными христианами» (О(25)); Владимирская церковь златоверхая теперь определяется как «вселенская» (О(25), У(л. 238 об.)); Дмитрий Иванович молится у гробов «православных князей, прародителей своих» и обращается к ним: «истиннии хранители … православным веры» (О(32)). О чудотворной иконе Владимирской Богоматери сообщается – «юже Лука евангелист, жыв сый, написа» (О(32), У(л. 360)), и прослеженная в Главе II эволюция текста Повести о Темир-Аксаке подтверждает, что «Сказание о Мамаевом побоище» написано в любом случае не ранее 80-х годов XV века, когда утвердилось понимание «вселенской» значимости главной Русской святыни. Таким образом, «Сказание о Мамаевом побоище» органично включается в круг памятников письменности, в которых утверждалось мировое значение Русского государства. В связи с этим нельзя не провести параллели с одновременным (1522 г.!) высказыванием составителя Русского хронографа о том, что все благочестивые христианские царства пали, а Российская земля «младеет и возвышается».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1506 г. папа Римский Юлий II (1503-1513) отправил Дж. П. Караффу легатом ко двору кор. Фердинанда V (II) Арагонского в Неаполе: король Неаполя как вассал папы Римского должен был принести понтифику оммаж, а папа в свою очередь совершить инвеституру короля, однако папскому легату не удалось добиться согласия короля на проведение этих церемоний. В июне 1507 г. Караффа приехал в Кьети. Конфликт с испан. властями (территория еп-ства входила в состав Неаполитанского королевства) усугубил характерную для всего его семейства антииспан. ориентированность молодого епископа. В своем диоцезе он начал проводить церковные реформы, направленные на укрепление епископской власти, регламентацию образа жизни клириков, упрочение дисциплины в мон-рях, строгое выполнение предписаний, связанных с соблюдением постов, праздничных дней, совершением богослужений и т. п. В нач. 1513 г. приехал в Рим для участия в работе Латеранского V Собора (1512-1517). В 1513-1519 гг. выполнял дипломатические поручения папы Римского Льва X (1513-1521) в Англии, Нидерландах и Испании. В Испании он был близок к кружку сторонников церковных реформ во главе с кард. Франсиско Хименесом де Сиснеросом , познакомился с Адрианом Флоренсзоном Буенсом (папа Римский Адриан VI в 1522-1523), воспитателем будущего имп. Карла V Габсбурга (король Испании Карл I в 1516-1556, император с 1519). Верный своим антииспан. пристрастиям, Караффа выступал против поддержки папой Львом X кандидатуры Карла Габсбурга на имперских выборах. И хотя в дек. 1518 г. король утвердил его на архиепископской кафедре Бриндизи, после избрания Габсбурга императором (28 июня 1519) Караффа покинул Испанию. Приехав в 1520 г. в Рим, Караффа принимал участие в деятельности оратория Божественной любви - добровольного объединения клириков и мирян, выступавших за проведение реформы католич. Церкви путем возрождения молитвенных практик, в т. ч. совместных, утверждения благочестивого образа жизни католиков, оказания помощи больным и нуждающимся ( Paschini P.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ИОНА (СОБИНА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иона (Собина) (+ после 1547), епископ Суздальский и Тарусский Первое летописное упоминание об Ионе как об архимандрите московского Чудова монастыря относится к 1518 - 1519 годам, когда в кремлевской обители произошло несколько исцелений у гроба свт. Алексия, митр. Московского и всея Руси . " Тоя же обители Иона архимандрит възвести таа чюдеса святейшему Варлааму митрополиту и великому государю Василью " . В 1535 году архим. Иона участвовал вместе с сонмом духовенства в переложении мощей свт. Алексия в Чудовом монастыре в серебряную раку. При Ионе в монастырь были сделаны земельные вклады, но главным образом земельные владения монастыря приумножились благодаря приобретению имений, о чем сообщается в купчих грамотах начиная с 1519/20 г. Акты свидетельствуют о том, что Иона, более 20 лет возглавлявший Чудов монастырь, был превосходным хозяином . При этом, по-видимому, в монастыре строго соблюдался устав. В 1578 году царь Иоанн Грозный в послании в Кириллов Белозерский мужской монастырь с похвалой отзывался об обители, когда ею управлял архим. Иона: " У Чюда быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака… и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей " . А. А. Зимин назвал чудовского настоятеля " одним из ближайших сподвижников " митр. Даниила . В 1522 году по благословению новопоставленного предстоятеля Русской Церкви архим. Иона был послан для освидетельствования мощей прп. Макария Калязинского , открытых 26 мая 1521 года. По предположению Г. С. Гадаловой , автором " канона и сказания об обретении мощей прп. Макария Колязинского, вероятно, был кто-то из московских (возможно, чудовских) иноков " . В сказании об обретении мощей прп. Макария сообщается, что архим. Иона передал вел. кн. Василию III Иоанновичу " от князя Георгиа достойное поклонение к старейшему брату " и доложил вел. князю и митр. Даниилу, что " виде святаго Макариа чюдно и преславно, паче ума человечя " .

http://drevo-info.ru/articles/13678594.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010