Иосиф так и поступал. Князья Рюриковичи и Гедиминовичи, притесняемые за православие, оставляли Литву и переходили к московскому князю. Александр за послабление фанатизму поплатился Москве восточными владениями по Днепр. Король Сигизмунд не раз (1509, 1511 и 1522 г.) подтверждал свободу православия. Митрополиты, преемники Иосифа, и особенно Uoha II (1519–1525 г.), ревностно охраняли православие. Кампензе в 1525 г. писал: «Россия, находящаяся под властью польского короля, равно как Львов, и вся часть Польши, простирающаяся на север и северо-восток от гор Сарматских (Поднепровье и Подолия), непоколебимо держится греческого закона и признает над собой власть константинопольского патриарха». Раздраженные неудачами в Литве прелаты успели было в том, что в Галиции Сигизмунд дал латинскому архиепископу Львова право определять митрополичьего наместника, с тем, как писали православные, «дабы скорее принудить нас к принятию латинской веры». Но и эта попытка не удалась. С большими трудами и пожертвованиями, но православные освободились от ига латинского, и даже выпросили себе особого епископа. Таким образом в половине XVI века, в самой Вильне, столице литовской, гораздо больше было православных Церквей, чем римских костелов. Не говорим о русских фамилиях; литовские фамилии Сангушек, Коривутовичей, 3баражских, Огинских, Сапег, Кырдеев, Тышкевичей и пр. принадлежали православию, а не папе. Сами поляки, поселившиеся в русских городах, принимали греческое исповедание. Власть папы стала распространяться на Русских в литовской митрополии не прежде как с 1569 г., когда соединилась Литва с Польшей. Латинское духовенство в начале XVI века едва успело посадить в великокняжескую Раду одного бискупа; в половине XVI века оно уже имело там четырех бискупов. По соединении Литвы с Польшей перевес власти в Литве перешел вместе с польскими магнатами на сторону папы, хотя Сигизмунд Август и выдавал православным привилегии, уравнивавшие их в правах с папистами. Баторий не любил делиться властью с кем-нибудь, а еще менее с ксензами; но он имел неосторожность пустить в Литву иезуитов, основавшихся в Польше с 1566 г., притом и политика его в отношении к русским не слишком была правдивой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но т. к. среди стольких и таких мужей ни один не жил совершенно безгрешно и не мог исправить известную ошибку прародителей, я излечить язву корня рода человеческого..., то Бог... избрал со временем... то, из чего вышла замечательная отрасль (т. e Деву Марию), из Которой опять таки вырос цвет, от Коего должно было совершиться спасительное домостроительство» 1515 . Поэтому «не ангел, не человек, но Сам Господь благоволил нас так спасти и воссоздать, Сам оставаясь неизменно Богом, пришел и совершенным как мы человеком» 1516 . У Бога, конечно, по Его всемогуществу были и другие способы нас спасти. «Сын Божий мог всячески, и без Своего воплощения освободить человека от смерти и от рабства диаволу... Но более ос ответственный для нашего естества и немощи и более приличный для действующего Слова Божия, был этот способ, т. е: вочеловечение Слева, как несущее с собою праведность, без которой Богом ничего не совершается» 1517 . Эта мысль не нова. Ее в свое время развивали: Св. Афанасий Великий : «Бог мог только сказать слово, и таким образом разрушить клятву» 1518 ; св. Григорий Богослов : «Спаситель мог, как Бог, спасти одним изволением» 1519 ; св. Григорий Нисский : «Тот, Кто все составил Своим волением и несущее утвердил одним движением Своего хотения, не мог ли божественною Своею властью восстановить человека?» 1520 ; блаж. Феодорит: «Весьма легко было для Бога и без воплощения совершить спасение людей, и одною волею разрушить владычество смерти, и совершенно потребить источник смерти – нечестие... Но Он восхотел показать не могущество Свое, но правду промышления» 1521 . Сам Палама, развивая последнюю мысль блаж. еп. Кирского, посвящает ей целую беседу, сказанную в Великую Субботу (бес. 16-я). Воплощение предполагает такую чистоту и совершенное превосходство плоти, которое бы позволило ей стать сосудом, храмом Божества. Человеческое тело должно быть к этому способно и предназначено. Если бы оно было этого недостойно, то воплощение не смогло бы совершиться. «Бог воспринимает человеческое естество, чтобы показать, что оно настолько свободно от греха и настолько чисто, что м. б. соединено с Ним по Ипостаси и нераздельно пребывает с Ним в вечности» 1522 . «Сын Божий стал человеком... чтобы показать, что естество человеческое, в отличие от всех тварей, создано по образу Божию, что оно настолько сродно Богу, что может с Ним соединиться в одной Ипостаси» 1523 . «Господь дает Самого Себя и делает уверовавших сосудами, способными принять Его Божество» 1524 . «Бог украсил наше естество, как Свою будущую оболочку, в которую Он восхотел облечься» 1525 . «Так оправдывается человеческое естество, ибо оно само по себе не зло. Оправдывается и Бог, т. к. Он не виновник и не творец никакого зла» 1526 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

А те ангелы, которые обитают там, это те, как мне представляется, кто несет первую стражу у Дома Божиего 1515 . Они находятся там, словно у первых врат знания 1516 . Тогда божественный ум, который видит их в этом месте, испытывает сильное волнение и страх, говоря: «Это Дом Божий, здесь я буду жить вечно, там я пребуду в роды родов» 1517 . И он думает об этих ангелах, что это те, кто исполнились совершенного созерцания, и что в них также содержится, божественно и возвышенно, совершенная полнота, наполняющая все. Тогда те ангелы подвигаются к тому, чтобы передать уму тайну духовного созерцания и раскрыть ему, таинственно и божественно, значение 1518 их стражи и исполнение ими их первого священства 1519 . Большая усталость и труд [предстоят] умам на пути восхождения. Но в них крепнет некое природное желание, которое хочет обрести полноту, и их поддерживает и им помогает та сущность, которая их встречает, с помощью духовной пищи, которую она дает им. Поэтому они все 1520 собираются, славно и свято, к уму в необычной тайне. Итак, то, что [пребывает] в них [в сущностях], подвигается к тому, чтобы свято и божественно [прийти] к уму и поклониться ему. Тайна 1521 же этого поклонения такова. Когда те ангелы видят сущность ума, тогда они понимают, таинственно и божественно, что та сущность выше, чем у них 1522 . Ибо они совершенно убеждены и знают, что каждой из сущностей надлежит оказывать честь той сущности, которая выше ее 1523 , поскольку от нее она [низшая сущность] также, таинственно и божественно, получает помощь, очищение и освящение, а также через нее возрастает к созерцанию, которое выше ее, и к раскрытиям тайн 1524 . Они также исполняют для сущностей, которые над ними, назначение посланцев Дома Божиего 1525 . Тогда собираются славные и святые главы священства 1526 к уму, чтобы возрадоваться и возликовать вместе с ним как с тем, кто был воскрешен из Шеола 1527 . Об этом же говорит Господь наш: «У ангелов, что на небе, бывает великая радость даже об одном вернувшемся грешнике» 1528 . Говоря же таинственно и божественно: «об уме, который возносится».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Достаточно сильным в ун-те было влияние Карлштадта, к-рый в этот период настаивал на необходимости отмены традиц. системы образования, отказа от присвоения ученых степеней и превращения ун-та в христ. школу, в к-рой вместо бесполезных для христиан наук читались бы исключительно экзегетические лекции по Свящ. Писанию. Соглашаясь с европ. гуманистами, которые в сочинениях и письмах упрекали виттенбергских проповедников в том, что они подрывают основы христ. учености и невольно способствуют погружению Германии во тьму невежества, М. пересмотрел то негативное отношение к философии и систематической теологии, которое он выражал в некоторых сочинениях 1519-1521 гг. Продолжая считать, что университетское образование должно быть освобождено от схоластики, М. в получившем впосл. широкую известность письме эрфуртскому гуманисту Г. Э. Гессу (1488-1540) от 29 марта 1523 г. (см.: Melanchthon Ph. BW: Texte. Bd. 2. S. 63-64. N 273) и в произнесенной в Виттенбергском ун-те в это же время программной речи о пользе изучения риторики (Encomion eloquentiae; текст см.: CR. Vol. 11. Col. 50-66) открыто признавал необходимость для любого христ. теолога получения базового классического и философского образования; такое образование является предварительным этапом для серьезного и глубокого изучения Свящ. Писания, поэтому отказывающиеся от него могут стать лишь «псевдотеологами» (см.: Scheible. 2016. S. 42-46). С 1522 г. М. при поддержке Лютера занимался постепенным преобразованием организации учебного процесса в Виттенбергском ун-те. Одним из первых шагов, реализованных в период ректорства М. в зимний семестр 1523/24 г., стало введение института наставничества, в рамках которого каждому студенту назначался специальный педагог, разрабатывавший для него индивидуальную программу лекционных курсов и наблюдавший за его успехами. Сохранив традиц. университетские диспуты, М. ввел новую форму обязательного отчета о прослушанном предмете - декламации (declamatio), построенные по риторическим правилам речи, в к-рых студент высказывал и обосновывал собственную позицию по некоему вопросу (см.: Ibid.

http://pravenc.ru/text/2562808.html

Кор. Кастилии Хуана Безумная. 1496–1500 гг. Худож. Хуан де Фландес (Музей истории искусств, Вена) В 1492 г. Фердинанд и Изабелла приняли проект путешествия в Индию зап. путем генуэзского мореплавателя Христофора Колумба. После открытия им Америки началась колонизация нового континента, были заложены основы испан. колониальной империи. С 1503 г. основные направления колониальной политики разрабатывала созданная в Севилье Торговая палата. Соперничество с Португалией за сферы влияния в Атлантике, а затем и на Востоке урегулировали неск. 2-сторонних соглашений. Договор в Алкасоваше (Алваковасе) (1479) решил спорные вопросы, возникшие в результате гражданской войны в Кастилии (1474-1479) и португ. участия в ней, а также установил границу сфер влияния И. и Португалии в Атлантике. Португалия признала права Кастилии на Канарские о-ва, но воды к югу от параллели Канарских о-вов вошли в сферу влияния Португалии, у которой появилось, т. о., исключительное право колонизовать Зап. Африку и искать вокруг нее морской путь в страны Востока. После возвращения Колумба из 1-го плавания (март 1493) стало очевидно, что Алкасовашский договор в отношении сфер влияния в Атлантике невыгоден И., поскольку не обеспечивает ее права на земли, открытые за океаном. На начавшиеся вскоре в г. Тордесильяс испано-португ. переговоры повлияла благоприятная для И. позиция папы Римского Александра VI, к-рый в 1493 г. закрепил за И. право на открытые ею земли в неск. буллах: «Inter cetera (I)», «Eximie devotionis», «Inter cetera (II)», «Piis fidelium», «Dudum siquidem» (Colección documental del descubrimiento (1470-1506). Madrid, 1994. T. 1. P. 290-309, 432-434, 491-492). Португалия не согласилась с игнорированием ее прав на открытия в Атлантике. Согласно Тордесильясскому договору (1494), И. была вынуждена пойти на нек-рые уступки по сравнению с условиями, изложенными в папских буллах. Устанавливалась новая разграничительная линия, к-рая делила Атлантику от Северного полюса к Южному полюсу по меридиану, проходившему в 370 лигах к западу от самого западного из Канарских о-вов. Тем самым за И. были закреплены права на Новый Свет (за исключением тогда еще не открытой Бразилии, оказавшейся в сфере влияния Португалии). После путешествия Фернана Магеллана (1519-1522) колониальные интересы И. и Португалии столкнулись на Молуккских о-вах, высоко ценившихся как место сбора лучших пряностей (в Тордесильясском договоре не предусматривалась возможность такого конфликта). В 1529 г. в Сарагосе был подписан новый договор, дополнивший Тордесильясский. И. за большую денежную компенсацию согласилась на такую линию раздела, к-рая оставляла Молуккские о-ва Португалии. Однако открытые испанцами Филиппинские о-ва, хотя и находились в зоне португ. влияния, принадлежали И.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Окончив лат. школу в Аугсбурге, Г. поступил в ун-т Фрайбурга (май 1503), где изучал философию и теологию под рук. И. Экка (впосл. ярый противник Реформации). В 1507 г. из-за отсутствия средств Г. был вынужден работать учителем в Шаффхаузене. В 1508 г. вернулся в ун-т, через 3 года получил степень магистра теологии и вслед за Экком переехал в Ингольштадт. В 1512 г. получил степень доктора теологии в ун-те Ингольштадта, а в 1515 г. стал его вице-ректором. С 1516 г. 5 лет служил священником в Регенсбурге, где был известен как проповедник и непримиримый борец с иудаизмом. В 1519 г., во время Великого поста, Г. стал инициатором изгнания евреев из города. На месте разрушенной синагоги была построена ц. Св. Девы, и Г. был назначен ее капелланом. Благодаря распространившимся слухам о происходивших там чудесах храм превратился в центр паломничества и приносил большой доход городской казне. В том же году вышла папская булла о том, что паломникам, посетившим святыню, на 100 дней сокращался срок пребывания в чистилище. С 1521 г. по приглашению городского совета г. Вальдсхут (ныне Вальдсхут-Тинген, земля Баден-Вюртемберг, Германия) Г. 2 года служил там приходским священником. Он вступил в переписку с гуманистами Эразмом Роттердамским и И. Эколампадием , начал изучение посланий ап. Павла и работ теологов Виттенбергского ун-та, в т. ч. писем М. Лютера . С осени 1522 до марта 1523 г. в Регенсбурге Г. много времени проводил в группе сторонников Лютера, появившихся в городе, и, вернувшись в Вальдсхут, стал открыто проповедовать идеи Реформации . Он познакомился с У. Цвингли и И. Вадианом и впосл. вспоминал, что во время их бесед в мае 1523 г. Цвингли соглашался с ним, что практика крещения младенцев не имеет подтверждения в Свящ. Писании и крещение должно совершаться не раньше, чем ребенок будет способен воспринять «уроки веры». Г. принял участие в т. н. Втором цюрихском диспуте (26-28 окт. 1523), где выступил против католич. богослужения и иконопочитания. В дек. 1523 г. представители гос. власти прибыли в Вальдсхут и потребовали передать Г. в руки еп. Констанца как примкнувшего к «Лютеровой секте» и ложно истолковавшего Свящ. Писание. Городской совет отказался выдать Г. и отправил офиц. послание, в к-ром говорилось, что Г. «толкует Писание просто и понятно». В апр. 1524 г. Г. представил городскому совету «18 тезисов» с изложением своих богословских взглядов. Он назвал Свящ. Писание единственным авторитетом в вероучении и христ. жизни, утверждал, что крещение можно совершать только по вере и оправдание возможно только верой. С т. зр. Г., использование св. воды, свечей и священных изображений в церкви не имеет смысла, так же как и паломничества, а целибат клира может быть даже опасен; месса не жертвоприношение, а воспоминание о жертве Христовой, и она должна совершаться на родном языке прихожан (Г. использовал термин «Kirchgenossen» - товарищи по церкви). Заканчивается работа фразой, к-рая стала девизом Г.: «Истина бессмертна».

http://pravenc.ru/text/168231.html

Филиппом Добрым (1419-1467)). Мать К. после внезапной смерти мужа в 1506 г. была признана недееспособной и не участвовала в управлении гос-вом и в воспитании сына; до его совершеннолетия Кастилией управлял кор. Фердинанд Арагонский. Образованием и духовным воспитанием К. занимался ректор и канцлер Лувенского ун-та богослов Адриан Флоренц, еп. Утрехта (впосл. папа Римский Адриан VI (1522-1523)). Полученное буд. императором образование в целом соответствовало традиции сословного и семейно-духовного наставничества монарха (хотя у К. были и значительные пробелы в знаниях: напр., из языков он знал только французский, кастельяно и нем. язык выучил позднее). В юности К. познакомился с идеями «нового благочестия» (см. Devotio moderna ), христ. гуманизма ; интересовался творчеством Эразма Роттердамского , который в свою очередь надеялся на воплощение молодым государем христ. гармонии в империи. Став императором Свящ. Римской империи (1519), К. видел своей целью поддержание единства католич. Церкви и христ. Европы. Король Испании В марте 1516 г., после смерти деда, кор. Фердинанда Арагонского, К. был провозглашен в Брюсселе королем Кастилии и Арагона. Архиеп. Толедский кард. Франсиско Хименес де Сиснерос предупреждал об опасности такого шага: в Испании многие сочли этот акт незаконным, поскольку официально королевой оставалась Хуана Безумная, и при ее жизни К. мог быть лишь регентом. К тому же К., выросший в Нидерландах, не знал языка и обычаев Испании, и общественное мнение было настроено скорее в пользу его младшего брата Фердинанда (впосл. имп. Фердинанд I (1556-1564)), к-рый род. и вырос в Испании. Осенью 1517 г. К. прибыл в Испанию. Высокомерное поведение королевской свиты (мн. придворные были фламандцами по происхождению) сразу настроило против К. его новых подданных. После смерти архиеп. Хименеса де Сиснероса (8 нояб. 1517) К. способствовал назначению Гильома де Круа, 19-летнего племянника своего фаворита Г. де Круа де Шьевра, администратором Толедской архиепископской кафедры.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Эта отличающая житийные тексты особенность – подвижность, уходит корнями в особенность «биографической» памяти, включающей не только жизнь, понимаемую в биологическом смысле, но и жизнь после смерти, т. е. длительное «присутствие» святого в исторической действительности, выражаемое в приписываемой его мощам чудотворной силе (virtus). Всё вместе это вело к почитанию святого и возведению его в пример, а также ради усиления авторитета к установлению института принадлежности ему (патроната) 1518 . Цели и формы использования агиографического письма менялись, приспосабливаясь к новым религиозным требованиям развивающегося общества. Эти преобразования касаются облика самого святого, достаточно вспомнить трансформации агиографического образа знаменитых святых: например, такого несомненно исторического святого, как Иероним 1519 , или такого исторически сомнительного персонажа, как Мария Магдалина 1520 . Касаются они и обновлений в части чудес, приписываемых мощам. Интерес к агиографическим текстам, составившим основу болландианских сводов (Biblioteca Hagiographica Latina, Greca, Orientalis), порождает различные начинания: достаточно вспомнить «Typologie des sources du Moyen Age», «Hagiographies» под руководством Л. Женико (L. Genicot), электронные своды, подготовленные П. Бертраном (P. Bertrand) и М. Тригале (M. Trigalet), «Итальянскую агиографическую библиотеку» («Biblioteca Agiografica Italiana»), свод текстов на итальянском языке, подготовленный Ж. Далару (J. Dalarun) и Л. Леонарди 1521 . Агиография и общественные науки Непрерывное внимание к письменным текстам в последние десятилетия сочеталось с новыми историографическими интересами, которые пересекаются с новыми дисциплинами, особенно из области общественных наук, создавая новые подходы к теме поклонения святым и расширяя круг привлекаемых свидетельств. Выражение «агиографический текст» обогащается при этом множеством новых значений. Среди них – литургия, изображения (с целой гаммой типологий), предметы культа, вотивные предметы, устные и фольклорные свидетельства, музыка, вплоть до всеобъемлющего понимания, предложенного Жаном-Клодом Шмиттом 1522 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не входя в детальный разбор вопросов критики Соборных посланий Иоанна, скажем вкратце лишь об одном вопросе, относящемся к отрывку Первого Соборного послания Иоанна 5, 7–8 , известного как Comma Johanneum: «Ибо три свидетельствуют, Дух, вода и кровь; и сии три об одном». В некоторых рукописях после слова «свидетельствуют» добавлено: «…на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле». Этого добавления нет ни в одной греческой рукописи Нового Завета, и сам этот текст неизвестен греческим отцам, хотя во время тринитарных споров ссылка на это важнейшее свидетельство должна была бы стоять на первом месте, если бы этот отрывок действительно был в тексте послания. Лишь в четырех поздних минускульных греческих рукописях (одной XII в., второй XV, третьей и четвертой XVI в.) содержится это добавление, под влиянием латинских рукописей, где указанный текст засвидетельствован гораздо раньше. В рукописях Вульгаты он встречается с IX века и позднее, но ещё до этого засвидетельствован в испанских рукописях древнелатинского перевода (Vetus Latina). Самое раннее упоминание Comma Johanneum находится у еретика Прискиллиана (t 385) и, может быть, еще у Тертуллиана в Северной Африке. Таким образом, вероятной родиной добавления считается Северная Африка, откуда оно попало в Испанию и затем было включено в текст Вульгаты. Очень много споров об этом отрывке Первого Соборного послания Иоанна было в XVI веке, когда Эразм, не напечатавший его в первых двух изданиях Нового Завета (1516, 1519), включил его в третье издание (1522), последовав в этом Комплютенской Полиглотте, где этот текст уже был. В патриархийном Константинопольском тексте Нового Завета издания 1904 года отрывок напечатан другим шрифтом со следующим примечанием В. Антониадиса в прологе: «Этот текст даже в виде исключения не следовало бы приводить здесь, как не имеющий за собою никакого свидетельства… в греческих рукописях, не испытавших на себе влияния Вульгаты, где содержится это маленькое добавление. Печатается по решению Священного Синода». В настоящее время никто из исследователей текста Нового Завета не признаёт подлинности этого добавления. 29. Апокалипсис Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Милосердый государь царь и великий князь Алексй Михайлович всеа Русии, пожалуй меня, богомолца своего, вели, государь, на т суды прибавить гребцов другую тритцать человк, чтоб за гребцами мне, богомолцу твоему, в дороге мотчания нигд не было. Рис. 10. Челобитная новгородского митрополита Никона царю Алексею Михайловичу об увеличении количества гребцов (до 6 апреля 1652 г). РГАДА, ф. 153, оп. 1, д. 20, ч. 33, л. 1. Рис. 11. Оборотная сторона столбца челобитной новгородского митрополита Никона царю Алексею Михайловичу об увеличении количества гребцов (до 6 апреля 1652 г.) с пометами о распоряжении государя, об адресате и дате доставки документа. РГАДА, ф. 153, оп. 1, д. 20, ч. 33, л. 1об. 5 . Челобитная новгородского митрополита Никона царю (после 27 марта) Время челобитной установлено по дате, указанной в тексте. Текст изл. по ркп. РНБ, ОСРК, F. I.337, л. 10–11об.: Лобачёв 2003, 353–354 (датир. после 27 марта 1652 г) Севастьянова 2004, 318–320. (л. 6об.) Государю царю и великому князю Алексю Михайловичу всея Росии! Богомолецъ твой 1513 , государевъ, Никонъ, митрополитъ Новгородский и Великолуцский, Бога молю и челомъ бью. В нынешнем, государь 1514 160 (1652)-м году марта в 27–й день, приехав на Вологду, приходилъ ко мн, богомольцу твоему, и сказывалъ, что онъ по твоему, государеву, цареву и великого князя Алекся Михайловича всея России, указу посланъ на Новую землю для сыску серебреные руды. И я, богомолцъ твой, слыша отъ него, Романа, о такомъ великомъ дле твое, царское, взыскание, о твоемъ, царском, многолтномъ здравии соборне и келйне Бога молю 1515 , чтобъ всякого добра датель Господь теб, великому государю 1516 , в пространство твоего преславнаго царьствия далъ то великое дло совершено видеть. А въ прошлыхъ, государь, годхъ, какъ я, богомолецъ твой, игуменомъ в Кожеозерскомъ и, будучи, государь, в томъ монастыр, слышалъ отъ старцовъ, которые в Кожеозерскомъ монастыре 1517 живутъ пострижены 1518 лтъ по пятидесять и по шестидесять 1519 и больше, есть, де, государь, въ Каргопольскомъ уезде//(л. 7) меж волостки 1520 Шуйка и межъ волостки 1521 Кушъ реки отъ моря сухимъ путем в гору верстъ з дватцать зовома гора Золотуха. И в той, де, государь, гор напередъ сего блаженныя памяти великомъ государе царе и великомъ княз Феодоре Ивановиче 1522 всея длано золото. А здлано, де, государь, тово золота было фунтовъ з десять и больши. А длали то золото из руды нмцы, а копали руду тою 1523 из горы Золотухи сошные люди. А сошныхъ, де 1524 , людй от тово мста, гд длана золотая руда, збирали 1525 въ Каргопольскомъ узде верстъ за сто, и за двсти, и за триста, и больше. И здланы, государь, были под тою Золотою горою заводы болшие, острожок и анбары, и избы многие, и дровъ было изготовлено, и в т анбары и руда кладна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010