Т. е. христианской Церкви. 1486 Сл. 18, 6; 992=1.264–265. 1487 Леонтию Каппадокийскому. 1488 Сл. 18, 13; 1001=1.269. 1489 Сл. 18, 18; 1005–1008=1.271–272. 1490 Сл. 18, 19–24; 1008–1013=1.272–275. 1491 Сл. 18, 27; 1017=1.277. 1492 Пс. 57:5 (по LXX). 1493 Сл. 18, 25–26; 1013–1016=1.275–276. 1494 Сл. 18, 28–29; 1017–1021=1.277–279. 1495 Сл. 18, 30; 1021–1024=1.279–280. 1496 Сл. 18, 31; 1024–1025=1.280. 1497 Ср. Иов 42:17. 1498 Сл. 18, 38; 1036–1037=1.286. 1499 Термин plasma обычно указывает на скульптурное изображение. 1500 Сл. 18, 39; 1037=1.286–287. 1501 Ср. Hauser-Meury. Prosopographie, 134–135. 1502 " В духе " " , т. е. в христианской вере; " на престоле " " — в сане епископа. В другом месте Григорий говорит, что его отец был епископом в течение сорока пяти лет (см. Сл. 18, 38; PG 35, 1036=1.286). Если Григорий–старший принял Крещение около 325 г., он провел в христианской вере около 50 лет. 1503 PG 38, 38–39=2.327. 1504 PG 38, 43=2.328. Эпитафия написана от лица Григория–отца и обращена к Григорию–сыну. Этот текст лег в основу тропаря св. Григория Богослова в Православной Церкви: " Пастырская свирель богословия твоего риторов победи трубы; якоже бо глубины духа изыскавшу и доброты вещания приложишася тебе… " . 1505 PG 38, 54=2.332. 1506 Т. е. подняв другую руку в молитвенном жесте. 1507 PG 38, 56=2.333. 1508 Т. е. астрологии. 1509 Сл.7,7,11–27; SC 405,194–196=1.162–163. 1510 Термин kalokagathia происходит от прилагательных kalos (красивый, прекрасный) и agathos (добрый, благой): он заимствован из античной философии и встречается в сочинениях Климента Александрийского и Оригена, где обозначает благородство христианина в сравнении с язычником. Ср. Lampe. Lexicon, 698. 1511 Сл. 7, 9, 22; 200–206=1.164–166. 1512 Сл. 7, 12, 1–13, 22; 208–212=1.166–167. 1513 Сл. 7, 14, 1–5; 212=1.167. 1514 Сл. 7, 15, 18–23; 216=1.168. 1515 Сл. 7, 20, 28–40; 232=1.172–173. 1516 PG 38, 16=2.325. Эта эпитафия написана от лица Григория–старшего. 1517 PG 38, 17=2.326. 1518 PG 38, 18=2.326. 1519

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

На украинском театре военно-гибридных действий задействована концепция «серой зоны», включающая в себя и прокси-войну, и кибервойну, и информационное пространство. США рассматривают эту войну как экзистенциальную. Они могли проиграть во Вьетнаме, но не на Украине. И России нельзя никак ограничиться полумерами, паллиативами – ибо ей объявлена война на уничтожение. Коллективный . Запад играет ва-банк, поскольку не верит, что Россия в качестве «ответки» решится на применение ядерного оружия (коль даже утрачена наступательная инициатива в СВО). Ведь она многие годы играет по правилам Запада, ведя мягкотелую на грани предательства внешнюю политику и имея в своём тылу влиятельную «пятую колонну». Хронически «слабая сила» – это стратегическое самопоражение. Остаётся уповать, что Россия выглядит не как есть на самом деле: лишь кажется «колоссом на глиняных ногах». Но она « никогда не бывает такой слабой, как нам хочется» (фраза приписывается Отто фон Бисмарку). Её трудно одолеть, ибо « молитва разит мечом» (из благословения от философа Ивана Ильина). Судя по обложке рецензируемой книги, в видении Леонида Савина истуканом на глиняных ногах скорее предстаёт цивилизационный англосаксонский антипод России – это нео- Вавилонское гибнущее царство. Гротескно аллегоричен обложечный триптих Иеронима Босха «Воз сена» (1515). З а возом сена, влекомого демонами, – кавалькада алчных расхватывателей его. А над мирской суетой в золотом сиянии вознёсся Христос, с печалью взирающий на падший мир. Эта визуальная история зла – намёк на «башню Евровавилона» (ЕС – в нынешнем контексте). Башня, «высотой до небес», стала символом той части человечества, которая, будучи ослеплена гордыней, бросает вызов Всевышнему. Актуализированный лейтмотив: оплот онтологического зла – плутократический олигархат Вавилон, с вызовом самому Господу от бесовской «постправды» – должен быть разрушен, как Карфаген. Допускаю: в этом императиве и заключается смысловой пафос центральной идеологемы Леонида Савина, относящейся и к освещению им аспекта «гибридная война»/«серая зона».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/27/gi...

04. Учение Карпократа и Епифания, к сожалению, не сохранилось до нас в полноте. В теогонии, космогонии, сотериологии – повсюду большие пробелы. Климент Алекс. 1511 характеризует учение Карпократа и Епифания, как γνσις μοναδικ. Во главе бытия стоит один бог, называемый Ingenitus у Иринея, γνωστος у св. Епифания. Но, как справедливо замечает В. Меллер 1512 , этим не исключается существование, согласно платоновской философии, безóбразного бытия μ , которое затем развивается в мировое множество. Стоящая во главе монада делается принципом эманации – сначала существ духовных и высших, а потом, значительно ниже – ангелов и сил, которые создали мир 1513 . Мир высших эманаций – должно думать – обнимается в понятии – περιφορ το γνστου Πατρóς – сферы нерожденного отца 1514 . Амелино 1515 высказывает весьма вероятное предположение, что под этою «сферою неведомаго отца“ нужно понимать длинную цепь эманации, может быть все 365 небес Василида.– По аналогии с другими гностическими системами, нужно полагать, что ангелы-демиурги, γγελοι κοσμοποοι – были разсматриваемы Карпократом, как тираны, которые, вопреки воле бога, подчинили себе людей и наложили на них тяжелое ярмо. Отсюда явилась необходимость божественного посредничества для низвержения этого ярма и избавления людей. 05. Дело божеств. миссии возлагается на Иисуса 1516 . Иисус не бог. Он, подобно всем людям, родился от семени Иосифа и Марии; но только отличался от прочих справедливостью и честностью в жизни 1517 , а также имел душу «твердую и чистую“, которая хорошо помнила о том, что она видела в «сфере нерожденнаго отца 1518 “. Как иудей по происхождению, Иисус был воспитан в иудейских обычаях и подчинялся общечеловеческим установлениям и порядкам. Но душе Иисуса была послана от бога сила, благодаря чему он презирал иудейские законы и разрушал все установления мироздателей 1519 . Вследствие этого душа Иисуса освободилась от мироздателей и вознеслась опять в сферу неведомого отца 1520 . Тело же Иисуса снизошло в землю, ибо тела не могут воскресать, т.е. спасаться 1521 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

протестантов-эмигрантов, жителей неиспан. владений испан. короны (Сицилии, Неаполя, Нидерландов, Англии при Марии Тюдор, к-рая была супругой кор. Филиппа II Испанского), возмущавшихся введением в своих странах И. или опасавшихся такового. Просветители XVIII в. выступали с критикой в адрес И., видя в ней воплощение средневек. предрассудков, обскурантизма, диктата католич. Церкви. Сами испанцы в кон. XIX в. были склонны объяснять экономический и политический упадок своей страны грехами И., которая якобы уничтожила городскую буржуазию в лице конверсо и морисков, испортила отношения с протестант. странами и т. д. Совр. исследователи (напр., Г. Камен) опровергают распространенные мифы об И.: о ее насилии над испан. народом, о ее всесилии, о том, что инквизиционная цензура душила испан. культуру. Португ. И. была учреждена по примеру испанской. С 1515 г. португ. монархи пытались добиться от Папского престола буллы на введение И. в стране, мотивируя запрос присутствием в католич. стране многочисленной общины конверсо, очевидно сохранивших приверженность своей прежней религии. Эта община образовалась в результате насильственного крещения в 1497 г. всех евреев, оставшихся в стране после изгнания евреев из Португалии в 1496 г., в т. ч. эмигрантов из Испании. Посланцы этой общины информировали Римский престол о факте насильственного крещения. Получив эти сведения и обнаружив активное сопротивление конверсо введению И., папы медлили с изданием соответствующей буллы. Хотя 1-е аутодафе в Лиссабоне прошло в 1540 г., только в 1547 г. была обнародована папская булла, согласно к-рой в Португалии создавался инквизиционный трибунал по испан. модели с определенной независимостью от Рима: генеральный инквизитор, назначающий инквизиторов на местах и являющийся высшей апелляционной инстанцией по приговорам локальных трибуналов, был ограничен в своих полномочиях Верховным советом св. службы (Conselho Geral do Santo Oficio), члены которого назначались королем. Время от времени португ. конверсо удавалось с помощью крупных взяток смягчать инквизиционную политику: в 1605 г.

http://pravenc.ru/text/1788153.html

Не много прошло времени с тех пор, как в Московских церквах возносились смиренные вопли молитвы фабричных и вообще простых русских людей о России, и вот у самого подножия престола послышались громкие и мужественные голоса истинно русских передовых людей. Со всех сторон понеслись в Петербург к подножию престола адресы и заявления с выражением патриотических чувств, с просьбою достойно покарать мятежников и с негодованием отвергнуть несправедливые требования предъявивших ноты держав, при чем выражалась и готовность жертвовать всем для борьбы с внутренними и внешними врагами. «Да узнают враги России, говорилось, например, в одном из этих адресов, что, жив еще в нас могучий дух предков, коим создано государственное единство нашего любезного отечества». 1515 Естественно было ожидать адреса и от духовенства, и мысль о том была уже высказываема, хотя, и отклонена такими мудрыми архипастырями, как святитель Московский Филарет. На основании соображений весьма веских. «Вопрос, писал в конце апреля 1863 года святитель Московский, не должно ли и духовенство изъявить государю императору чувствования, возбуждаемые в сердцах верноподданных настоящими обстоятельствами отечества, но болезнь не допустила меня сделать сие благовременно. И думаю, что это был бы шаг весьма сомнительный. Не видно сего со стороны духовенства в таких государствах, в которых оно более сближено с политикою, и где адресы народа или сословий давно обычны. Трудно слову церковному вступить в политическую сферу, не соступя с поприща духовного. Но вступивши на сей путь однажды, окажется некоторая необходимость продолжать идти по нем, и могут даже повлечь, куда неудобно следовать. В войну 1806 или 1807 годов Святейший Синод, думая сильно поддержать правительство, назвал Наполеона антихристом, а потом с антихристом заключил мир. Адрес Святейшего Синода был бы выступ из ряда, потому что и Государственный Совет, и Сенат не пишут адресов, что касается до меня, я сказал мое маленькое слово, когда государь император и государыня императрица удостоили приветствовать меня чрез телеграмму, и я отвечал всеподданнейшим письмом». 1516

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Сказали же все: итак, Ты – Сын Бога»? Он же им сказал: вы говорите, что это – Я». Для «шипящей змеи» этого было довольно. Обвиняемый открыл уста Свои, произнес несколько слов. Остальное сделает коварный «змей», он вложит в эти слова желанный смысл. " Тогда архиерей разорвал одежды свои, говоря: Он богохульствовал, – что еще за надобность имеем в свидетелях (Син. свидетельствах)? вот теперь слышали вы богохульство (др. приб: Его). Что вам кажется (думается)?« Лука вообще о судьях, так как Каиафа в данном случае является представителем и выразителем всего синедриона. »Они же сказали: какую еще имеем в свидетелях надобность? Сами вот услыхали мы от уст Его». Итак, нескольких первых же слов Господа было довольно для того, чтобы немедленно же обвинить Говорившего в смертной вине – «богохульстве» – киддуф. Однако ж, если смотреть на ответ Христа не по существу (т. е. не иметь в виду того значения, какое соединял с ним Сам Господь и которое было недоступно пониманию судей, именно ипостасное сыновство Божие), а только с формально юридической точки зрения самого синедрионского суда, – никакого богохульства в нем не было. «Богохульник, гласит закон, отвечает (подлежит обвинению) лишь тогда, если полностью назовет Имя». Хотя р. Меир распространяет эту заповедь на все имена Божии, но по общему мнению мудрецов смертью наказуется только собственное имя, а за остальные имена делается лишь предостережение (Синедр. Мишна VII, 5 и Сифра к Лев. 24:15–16 Переф. 287 Ugol. Thes. XIV. 1515 и Вавил. Синедр. 60а Gold. 255 сл. Moed katan 26а Gold. 3, 763 сл. Флав. Antiq. IV. 8, 6 Мф 9:3 и пар.). В словах Господа не было этого имени. В своем ответе Господь только словами и образами известного мессианского видения Даниила (7 гл.) высказал, что Он есть тот Мессия – Сын Человеческий и Сын Божий или Сын Вышнего, что видел пророк Даниил грядущим на облаках небесных и кого предрекли пророки (ср. Пс. 2:7; 109:1 др.), хотя Сам Господь соединял с этими именами, повторим, совсем другой смысл, чем синедрионалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Непосредственным следствием такого движения разума является некоторая парализация всех сил души и тела. В частности, блокируется перцептивная сфера. В таком состоянии человек не может видеть окружающие его предметы, воспринимать звуки, чувствовать прикосновения и даже удары. Он забывает обо всем земном и чувственном, забывает не только о пищи и питии, 1515 но и о способах дискурсивного своего мышления и даже о своем существовании. Как свидетельствует один из испытавших подобное: «Я увидел нечто дивное, ибо се воссиял мысленно во мне великий свет и взял к себе весь мой ум и всю душу. Изумился я такому чуду внезапному и стал как вне себя, забыв и место, в котором стоял, и что такое я и где я». 1516 Это состояние сравнивается с состоянием опьянения или безумия вследствие возникшего изумления. Такое необычное состояние человеческой природы связано с непривычностью и неприспособленностью еще ее к подобного рода действиям благодати. Из-за этого человек может, не вынося видения Божественного света, упасть на землю в изнеможении, начать кричать 1517 и вопиять «в ужасе и великом страхе, как увидевший и испытавший нечто такое, что выше естества». 1518 Но мало помалу душа и тело, изменяясь, приспосабливаются к такому сверхъестественному состоянию разума, который, в свою очередь, как бы привыкает к постоянному, непосредственному видению умного света, считает уже это обычным для него делом и созерцает оный и блага сущие в нем, не так импульсивно, восторженно, чтобы терять при этом самосознание и чувствительность. На такой стадии человек, созерцая сверхъестественным для него способом уже не приходит в то состояние исступления, которое с ним было поначалу, но «видит и себя самого и то, что окрест его». 1519 Мнение о том, что в сверхъестественном состоянии человек лишится своих низших способностей и забудет как себя, так и все что он знал и видел, святыми Отцами всегда оспаривалось, потому что, как они говорили, «омрачение человеческого ума в исступлении под действием энергии Св. Духа было бы противно обетованию Божия пришествия». 1520 В самом деле, как может стать безрассудным тот, кто соединяется с самой Божественной Премудростью. Разве апостолы в час внезапного сошествия на них Духа Святого в виде огненных языков были лишены ума или чувств? Ведь они не только видели окружавший их народ и слышали реплики в свой адрес, но и помнили время дня и отвечали на едкие замечания по поводу произошедшей с ними перемены ( Деян. 2:15 ). Возможно, что их восторженное состояние от действия в них Духа Святого, опьянявшего их сознание и было поводом к соответствующим насмешкам ( Деян. 2:13 ), но это не может послужить доводом в пользу того мнения, что состояние омрачения свойственно естеству с Богом единящимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Превращение В. в крупную морскую державу требовало создания продовольственной и сырьевой баз на континенте (терраферме, terra ferma), привлечения значительных людских ресурсов для флота, войска, ремесла. Не ограничиваясь владениями в Истрии, Албании и Далмации, В. перешла к более активной политике присоединения территорий в Италии. Ведя успешные войны против североитал. сеньоров, в 1339 г. она присоединила Тревизо, в 1404-1405 гг.- Падую, Виченцу и Верону, в 1420 г.- Фриуль, ликвидировав гос-во Аквилейского Патриархата, в 1425-1454 гг.- Брешию, Бергамо, Крему, Равенну. Укрепив владения на терраферме, В. стала могущественным континентальным гос-вом. Мирный договор с Миланом, заключенный в 1454 г. в Лоди, установил границу 2 гос-в по р. Адда. С XV в. основной угрозой владениям и интересам В. являлась экспансия турок-османов в Анатолии и на Балканах. Они захватили Фессалонику (1430), К-поль (1453), Морею (1460), Эвбею (1470), Тану (1475), Модон и Корон (1499-1500). В 1463-1479 гг. В. вела тяжелую войну с Турцией, опираясь на поддержку Римских пап и союз с шахом Персии и Ак-Коюнлу Узун-Хасаном. Уступив ряд островных владений, республика по миру 1479 г. на условии уплаты дани сохранила основные владения в Эгеиде и Адриатике. На первом этапе Итальянских войн (1494-1513) В. использовала разгром Неаполитанского королевства для захвата портов Апулии: Трани, Бриндизи и Отранто. После поражения Миланского герц-ства В. приобрела новые области Ломбардии с Кремоной, присоединила ряд городов Романьи. Успехи В. объединили против нее Папский престол, Францию, Испанию и герм. империю Габсбургов , и в 1508 г. оформилась антивенецианская Камбрейская лига. Несмотря на поддержку населения и городов Сев. Италии, героическую оборону Падуи (1509), крестьянские восстания против немцев и французов, В. потерпела поражение, но, используя искусную дипломатию, разъединила врагов, отказавшись от территорий в Романье в пользу папы Римского и в Юж. Италии в пользу Испании. На 2-м этапе войн (1515-1559) В. выступила под лозунгом объединения итал. гос-в против иностранных захватчиков и заключила союз с папством, Миланом, Флоренцией и Францией, создав в 1526 г. Коньякскую лигу. Лига потерпела поражение в войне с Испанией, но В. сумела сохранить независимость и свои владения. Наемные армии кондотьеров в XV в. играли все большую роль в защите республики и, отмечая их заслуги, им воздвигли конные статуи Э. Гаттамелате в Падуе и Б. Коллеони - в В.

http://pravenc.ru/text/150247.html

Прославление личностей и семей, внесших вклад в жизнь В., способствует частому обращению к мемориальным темам и мотивам античного искусства, напр., получает распространение тип конной статуи, его высшее выражение - памятник кондотьеру Б. Коллеони (начат А. Верроккьо в 1479, завершен А. Леопарди в 1496) на Пьяцца Санти-Джованни э Паоло. Скульптура того времени, напр., А. Риццо (3 алтаря для ц. Сан-Марко по заказу дожа К. Моро, 1465; Адам и Ева на арке Фоскари, ныне Музей истории создания Дворца дожей; надгробия в ц. Санта-Мария деи Фрари и ц. Санти-Джованни э Паоло, 70-е гг. XV в.; работы по украшению Дворца дожей, в т. ч. лестница гигантов, ок. 1485) создавалась под сильным влиянием живописцев, вдохновлявшихся античностью, таких как А. Мантенья, с подчеркнутым интересом к мускулатуре и анатомии, сочетанию драматических движений и идеального облика персонажей. Мастера того периода, уроженцы В., напр. Алевиз Новый , оказали влияние на развитие рус. архитектуры кон. XV - нач. XVI в. в связи со строительством Архангельского собора Московского Кремля . Со 2-й пол. XV в. В. играет особую роль в сохранении визант. художественного наследия, иконописцы обширной греч. колонии работают в традициях визант. живописи (см. ст. Византийская империя . Поствизант. живопись). Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо. Кон. XV — нач. XVI в. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция). Фрагмент Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо. Кон. XV — нач. XVI в. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция). Фрагмент Влияние Мантеньи сказалось и на живописи В. (1450-1515), особенно в творчестве старшего поколения мастеров из семейства Беллини ; среди др. живописцев В. знамениты В. Карпаччо, мастер алтарных образов и циклов, как, напр., «Жизнь св. Урсулы» (1490-1495, Галерея Академии), Чима да Конельяно, молодые Джорджоне и Тициан. живописную школу В. отличает особая любовь к цвету, умение сочетать изысканные оттенки, передавать сложные эффекты света. После 1527 г. В. стала одним из крупнейших центров гуманистической культуры в Италии, центром книгопечатания европ.

http://pravenc.ru/text/150247.html

XVI в. проявляются черты, свойственные новгородской архитектуре 2-й пол. XV в. Так, напр., церкви св. Климента (1519) и свт. Николая в Папоротне (вероятно, 1522) имеют деревянные перекрытия подцерковья, объемно-пространственное решение этих построек и детали декоративного убранства также напоминают новгородские храмы XIV-XV вв. Если облик ц. св. Климента был во многом задан особенностями храма-предшественника, то храм в Папоротне сознательно ориентирован на архитектуру сер.- 2-й пол. XV в.: это 2-этажная постройка с доминирующей вертикальной осью и фасадами, богато украшенными орнаментальными поясами. Новгородские черты преобладают и в храмах ап. Филиппа и свт. Николая на Нутной ул. (1526), Успения Колмова мон-ря (1527-1528), свт. Николая Медведского мон-ря в Нов. Ладоге (вероятно, 20-е гг. XVI в.). Т. о., новгородская архитектурная школа, развитие к-рой было прервано в 70-х гг. XV в., и в следующем столетии продолжала служить источником, откуда зодчие заимствовали определенные архитектурные формы. Подцерковье, ставшее отличительной особенностью новгородской архитектуры XV в., в XVI в. появилось в большинстве построек, при этом летописи свидетельствуют о том, что в нек-рых случаях новгородцы не перестраивали храмы целиком, а устраивали перекрытие подцерковья в построенной ранее церкви. Иной характер имеют монастырские соборы - Спасо-Преображенский в Хутынском мон-ре (1515) и Успенский в Тихвине (1507-1515), а также Успенская ц. в Ивангороде (вероятно, 1507-1508). В отношении тихвинского собора летописец прямо свидетельствует о работе итальянского мастера, не называя его имени; собор в Хутынском монастыре и Успенская ц. в Ивангороде могут быть связаны с работой итал. зодчих, что было отмечено в ходе анализа архитектурных форм и конструктивных особенностей. Спасо-Преображенский собор в Варлаамиевом Хутынском мон-ре. 1515 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Спасо-Преображенский собор в Варлаамиевом Хутынском мон-ре. 1515 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Спасо-Преображенский собор в Хутынском мон-ре, 5-главый 6-столпный 3-апсидный с повышенными подпружными арками, построен мастерами, к-рые в 1508-1512 гг.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010