Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛАВРЕНТИЙ КАЛУЖСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блаж. Лаврентий Калужский С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил он зимой и летом босой, в рубашке и овчинном кожухе. В доме у князя жил только некоторое время, а больше - там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь, в полуверсте от города его времени (ныне - городище на левом берегу р. Ячейки), на. вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединённый храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из неё на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания Богослужения прокопан был у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: " Святой праведный Лаврентий, иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставися в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день " , причём произошло это в день его рождения . На месте его подвигов, вероятно, князем Симеоном устроен монастырь . Мощи святого почивали в под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: " Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый " . Из этого видно, что начало церковного почитания святого относится к XVI веку - времени царствования Иоанна Грозного . Прав. Лаврентий Калужский, Христа ради юродивый. Икона Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (Истомине) (игумен-настоятель с 1697, архимандрит с 1708; +1722). Первое из чудес относится к 1621 году. Это - исцеление парализованного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия.

http://drevo-info.ru/articles/4557.html

В 1515 году в монастырь был принудительно пострижен старец Вассиан Косой (Патрикеев). В 1610 году в Чудовом монастыре так же насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. А спустя два года там погиб от голода Патриарх Гермоген, ввергнутый в подклеть монастыря поляками. Он даже из заточения рассылал по всей Руси грамоты с призывом бороться за Отечество с врагами, был идейным вдохновителем русского ополчения. «Благословляю воинов на смерть за веру и на защиту Отечества», - говорил он польским интервентам, принуждавшим его благословить на русское царство польского королевича Владислава. В 1666 году в Чудовом монастыре Собором патриархов и епископов был низложен знаменитый Патриарх Московский Никон. Вселенские патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский сняли с него патриарший сан, клобук и панагию. «Возьмите жемчуг себе», - язвительно молвил Никон. В монастыре покоились мощи не только митрополита Алексия. Здесь были похоронены митрополиты московские Феодосий и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (умер в 1565 году), известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий - «муж многоученый, аще кто ни таков во времени сем, не только грамматики и риторики, но и философии и самыя теологии известный бысть испытатель и искуснейший разсудитель, и опасный протолковник еллинскаго, славянскаго и польскаго языков». В монастыре покоились представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И.И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы. В 1905 году в подклете Алексеевской церкви упокоился великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Иваном Каляевым. Останки великого князя были случайно обнаружены во время земляных работ в 1985 году, спустя десять лет их перенесли в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре. Во время Отечественной войны 1812 года Чудов монастырь был поруган и сильно пострадал - здесь находился штаб Наполеона. Архивные документы духовной консистории и Сената французы спустили в выгребные ямы. Мощи святителя Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда архистратига Михаила устроили спальню для маршала Даву...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Князь благосклонно принял афонцев и сербов и снова послал с ними значительные пожертвования 299 . В 1515 году Василий Иоаннович дал афонским монастырям жалованную грамоту на свободный приезд их иноков в Россию для сбора милостыни. После этого афонские старцы постоянно посещали Россию и повсеместно производили сборы. Можно сказать не преувеличивая, что афонские монастыри с этого времени поддерживали свое существование единственно благодаря пожертвованиям русских. В 1516 году к московскому великому князю и митрополиту обращался за помощью Константинопольский патриарх Феолепт I, для чего прислал с грамотою одного из своих митрополитов. Посланный возвратился из Москвы с щедрыми дарами. Даже отдаленная Синайская обитель присылала к Василию Иоанновичу за милостыней своего старца. На Синай послано вещами, соболями, белками, лисицами и рыбьим зубом на 600 зо­лотых. Еще чаще являются в Москву за милостыней посланные с Востока в царствование Иоанна Васильевича Грозного (1533–1584 гг.). И Грозный рассылал свои пожертвования по всему Востоку с истинно царской щедростью. Все четыре восточных патриарха пользовались милостыней царя, все четыре присылали ему грамоты, в которых благодарили за дары и просили вновь о вспомоществовании. Например, в 1557 году Константинопольский патриарх Дионисий прислал своего митрополита и просил о пожертвовании на постройку каменной ограды вокруг патриархии. Царь послал ему на этот предмет соболями на 1000 золотых. В 1565 году последовала от царя новая милостыня Константинопольскому патриарху, а также митрополитам и епископам патриархата в размере 1570 рублей. Такие же богатые дары получали и другие патриархи. В 1559 году послано Александрийскому патриарху разной рухляди на 1000 золотых, Иерусалимскому на 1000 же золотых, Антиохийскому на 200 золотых и так далее. Как дороги были для Востока милости царя, видно, между прочим, из того, что Константинопольский патриарх в одной из своих грамот называл Грозного ктитором патриархии, а Александрийский впоследствии писал Фе­одору Иоанновичу, что, если бы Грозный не присылал милостыни, Александрийская патриархия разорилась бы до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1515 году, 10 августа, праведный Лаврентий преставился и был погребен в храме Рождества Христова; вероятно, князь Симеон Иоаннович в благодарность за сохранение своей жизни и за спасение Калуги от разорения устроил иноческую обитель, посвященную его имени, где мощи его почивают под спудом, в приделе его имени. В 1565 году царь Иоанн писал в своей жалованной грамоте монастырю: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый». Отсюда понятно, что и тогда уже местно чтили праведного 448 . На древних иконах, хранящихся в церквах и домах Калужской области, праведный Лаврентий изображается в рубахе и овчине, босой, с секирою, насаженною на длинное топорище; темно-русые и долгие волосы раскинуты по плечам, длинная борода раздвояется на персях 449 . Память его местно празднуется 10 августа, в день его кончины, по особой рукописной службе 450 . В рукописном житии праведника, – говорит преосвещенный Филарет, – записано несколько посмертных чудес. Так, в 1621 году молитвами блаженного Лаврентия совершилось исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Этот больной не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею крестное знамение, потом встал, подошел к раке и приложился к ней. По окончании молебна он уже свободно стал говорить и сделался совершенно здоровым. В 1-й день июня 1622 года праведный Лаврентий исцелил бесноватого жителя города Калуги именем Стефана. В одно время родные вели Стефана в обитель помолиться праведному Лаврентию, но бесноватый, устрашаемый злыми духами в виде лютых зверей, устремлявшихся растерзать его, сопротивлялся им. Близ церкви Богоявления Господня внезапно явился страждущему Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел ему идти в монастырь Рождества Христова к своему гробу. Стефан исполнил повеление угодника Божия, пришел в монастырь, приложился ко гробу святого и, по выслушании молебна, возвратился в дом свой здравым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но это было последнее известие о Калужском князе. Скончался он 26 июня 1518 года. В более поздних свидетельствах князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и, в свою очередь, получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и схватив (топор) ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь». В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощию побеждены враги, напавшие на Калугу. С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и в овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше — там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь, в полуверсте от города его времени (ныне — городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания Богослужения прокопан был у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставися в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день». На месте подвигов его, вероятно, князем Симеоном, устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия. В монастыре хранилось Евангелие 1686 года с подписью: «Царевна Татиана Михайловна пожаловала в обитель преподобного Лаврентия чудотворца». Благочестивая сестра царя Алексея Михайловича известна также тем, что была сторонницей реформ Святейшего Патриарха Никона (U 1681). В монастыре было 3 церкви, колокольня, настоятельские и братские кельи, а вокруг монастыря — каменная стена с башнями.

http://pravicon.com/info-2754

При Льве X сохранился индекс запрещения книг. Но причиной этого была не идея сохранения достоинства Церкви, а то, что авторитет папства должен сохраниться ради него самого. При Льве X проходил еще один Вселенский Католический собор (XVIII-й). Начался он еще в 1512 г. и длился до 1518 г. Целью собора было упорядочение церковной жизни. Многие указывали папам, что практика индульгенций вредна, но этот V Латеранский собор ничего не предпринял. Когда архиепископ Магдебургский Альберт стал по совместительству еще и архиепископом города Майница, то вынужден был заплатить за это 29000 дукатов. Папа Лев X 31 марта 1515 г. особой буллой организовал в епархии этого архиепископа 5-летнюю продажу полных индульгенций. 1/4 вырученных средств от их продажи должны были идти на строительство собора Святого Петра в Риме (в современном его виде), а часть — императору Максимилиану. В 1517 г. в Виттенберг прибыл доминиканский монах Тецель с этими индульгенциями. Он был поэтичным человеком и составил особую песенку об индульгенциях: «Как только монета упадет в ящик, душа тотчас выпрыгивает из огня». Это услышал Лютер, прибивший затем к дверям храма табличку с 95-ю тезисами. Так 1517 г. положил начало реформации. Лютер начал с борьбы с индульгенциями, а кончил ее отрицанием папы (как слугу антихриста), отрицания РКЦ как Церкви. За 100 лет с начала реформации от РКЦ отошло около 90 млн. чел. - большая часть Германии, Голландии, Швейцарии, Англии, Шотландии, часть Франции (гугеноты), Скандинавские страны, часть Чехии. За РКЦ остались лишь южная Европа и Франция. Стало ясно, что если не принять каких-либо мер, то РКЦ может развалиться. И меры были приняты - решения Тридентского собора и образование ордена Иезуитов. Тридентский собор, XIX Католический (1545-1563 гг.) За время работы собора сменились папы: Павел III (+ 1549 г.), Юлий IX (+ 1555 г.), Марцелин (+ 1555г.), Пий IV (+ 1565 г.). Первые шаги предпринял Павел III в 1536 г., издав специальную буллу. Но были расхождения между испанско-германским императором Карлом V и Французским королем Франциском I.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

249 Сикст V (1521–1590) – папа римский с 1585 г. В миру – Феличе Перетти. Был монахом-францисканцем. Прославился как проповедник. С 1560 г. преподавал в Римском университете и был консультантом инквизиции. В 1566 г. стал викарием своего ордена, а в 1570 г. – кардиналом. Он способствовал антианглийской политике Филиппа II Испанского, но не поддержал его вмешательства во французские дела после убийства Генриха III. В 1588 г. провел реформу курии, доведя число конгрегаций до 15, а кардиналов – до 70. В 1590 г. по его приказу был издан унифицированный текст Вульгаты. Вел в Риме активное строительство. 250 В связи с этим один мой знакомый католический богослов называл даже Ватиканскую формулу «духовной magna Charta libertatis» для католика! Великая хартия свободы (лат.). 251 Индульгенция (от лат. indulgentia – милость) – папская грамота, свидетельство об отпущении или смягчения наказания (епитимии) за совершенные грехи, выдававшаяся за деньги или за особые заслуги перед Католической Церковью. Индульгенция обосновывалась богословами тем, что Католическая Церковь обладает запасом добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Девой Марией и святыми, которыми можно покрывать грехи людей. 252 Н. Busenbaum. Medulla Theologiae moralis... Coloniae, 1634. Liber Ш, Tractatus IV, caput I, Dub. III. Respons.c. 7. 253 «Institutiones morales Alphonsianae seu doctoris ecclesiae S. Alphonsi Mariae de Ligorio Doctrine Moralis ad usum scholarum, accomodate cura P. Clementis Marc». Editio XV. Romae. 1917. 254 Срв. особенно след. пример: Adultera a marito interrogata potest aequivoce asserere, se non fregisse matrimonium, quod vere persistit. Et si adulterium sacramentaliter confessa sit, potest respondere: «Innocens sum ab hoc crimine», quia per confessionem jam est ablatum. 255 Тереза Испанская (или Авильская), Тереза де Авила, или Тереза де Хесус (1515–1582) – религиозная подвижница, испанская писательница, мистик. Родилась в Авила (Испания). Известна как реформатор ордена кармелитов. В 1534 г. вступила в кармелитский монастырь «Воплощения» в Авиле. В 1565 г. основала первый монастырь строгих и простых правил – босоногих кармелиток. Литературную и богословскую славу снискала сочинениями «Книга о моей жизни», «Путь к совершенству», «Книга о жилищах, или Внутренний дворец», в которых излагается ее учение о духовной жизни человека и путях самосовершенствования. Канонизирована в 1622 г. Покровительница Испании, учитель Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Избрание было практически единодушным к радости римлян, для к-рых новый папа был земляком, первым за 100 с лишним лет (после папы Мартина V (1417-1431)) уроженцем Лацио на Папском престоле. Ожидалось, что П. позаботится о Риме, разоренном в мае 1527 г. нем. наемниками на службе имп. Карла V (1519-1556). 3 нояб. 1534 г. состоялась папская коронация. К тому времени у П. было 4 взрослых детей от вдовы Сильвии Руффини: дочь Костанца (ок. 1500 - 1545), сыновья Пьетро Луиджи (1503-1547), Паоло (1504-1512) и Рануччо (1509-1528), все они в разное время были узаконены. На 1-й консистории (18 дек. 1534) новый папа возвел в кардинальское достоинство 2 внуков: Алессандро Фарнезе (1520-1589) и Гвидо Асканио Сфорца (1518-1564). В 1545 г. П. сделал кардиналом еще одного внука - Рануччо Фарнезе (1530-1565). Всего П. возвел в кардинальское достоинство 71 чел. на 12 консисториях. П. предпринимал неоднократные попытки созвать Собор католич. Церкви; сначала местом его проведения была назначена Мантуя (булла «Ad Dominici gregis curam» от 4 июня 1536), где заседания должны были открыться 23 мая 1537 г., но этому помешало очередное столкновение между франц. кор. Франциском I (1515-1547) и имп. Карлом V. Осенью 1537 г. было решено созвать Собор в Виченце, но в 1539 г. этот проект был отложен на неопределенный срок, в т. ч. из-за конфликта между имп. Карлом V и Шмалькальденским союзом германских протестантов. Подготовкой к Собору занималась созданная в 1536 г. комиссия из 9 наиболее уважаемых кардиналов во главе с Г. Контарини , к-рая подготовила «Совет о реформировании Церкви» (Consilium de emendanda Ecclesia), содержавший критику нек-рых злоупотреблений Римских понтификов, а также предлагавший ряд мер по укреплению церковной дисциплины (повышение образовательного уровня клириков, более строгий контроль над приходским духовенством и др.). Однако эти рекомендации не были реализованы П. на практике. Работа продолжилась в виде коллоквиумов при участии католических и протестантских богословов, в частности на встречах в Регенсбурге (1541), которые, однако, не привели к значимым результатам, несмотря на усилия Контарини, главы умеренной партии при Римской курии, готового идти на определенные уступки в вопросе об оправдании верой.

http://pravenc.ru/text/2578527.html

84 Эрм, или Ерм – раннехристианский автор сочинения «Пастырь», содержащего мистические откровения, или видения. Время написания книги точно не известно (вероятно, конец II в.). Монтан (Montanus) (II в.) – основатель раннехристианской секты монтанистов, получившей распространение в Малой Азии, Африке, Риме, Галлии и на Балканах. Монтанисты выступали против самовластия епископов; во главе их общин стояли «пророки» и «пророчицы». Ожидая скорого второго пришествия Христа, призывали к усмирению плоти и отказу от собственности. Секта просуществовала, несмотря на преследования, до VIII в. Исихазм (от греч. συχα – покой, безмолвие, отрешенность) – мистическое течение в Византии и на Руси; своей целью исихасты полагали «обожение», единение человека с Богом через «очищение сердца» и духовное самососредоточение; испытало расцвет в конце XIII–XIV века ( Григорий Синаит , Нил Сорский , Григорий Палама ), центром исихастского движения долгое время был православный монастырь на Афоне. 85 Симеон Новый Богослов (949–1022) – византийский духовный писатель, поэт, философ-мистик; развивал тему самоуглубления и просветления личности; в своих трудах пытался приблизить поэтический язык к живым речевым нормам. 86 Тереза Авильская (Teresa de Avila), Тереза Иисусова (1515–1582) – испанский мистик, монахиня-кармелитка с 1533 г.; в 1562 г. ушла из монастыря и основала новую обитель, что привело в 1580 г. к выделению ордена так называемых «босых кармелиток» (а также, кармелитов во главе с Хуаном де ла Крусом). В 1960-х гг. причислена Католической Церковью к учителям Церкви. Основные сочинения – «Книга о моей жизни» (1562–1565), «Путь к совершенству» (1562–1564), «Внутренний замок, или Обители души» (1577). 87 «Повесть об Антихристе» является частью последнего крупного сочинения Владимира Соловьева «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1899–1900). По мнению Флоровского, в этом сочинении Соловьев расстался с утопическими идеалами своей философии и признал ложность ее основных принципов и целей; см.: Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 466.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Харитона Сянжемскаго (†1509) Иосифа Волоколамскаго (†1515) Герасима Чернаго (XV †XVI), Кассиана Босаго († 1532) и Фотия старца (†1554), Волоколамских Пахомия (†ок. 1515) и Пафнутия (†1515) Кенских Геннадия Важеозерскаго (†1516) Давида Серпуховскаго (†1520) Иннокентия Комельскаго (†1521) Владимира Белопесоцкаго, Серпуховскаго (†ок. 1522) Евфимия Архангелогородскаго (†ок. 1523) Игнатия Прилуцкаго (†1523) Филиппа Ирапскаго (†1527) Феогноста Перемышльскаго (†1530) Кирилла Новоезерскаго (†1532) Онуфрия Катромскаго (†ок. 1532) Макария Оредежскаго (†1532) Александра Свирскаго (†1533) Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия Островских (XVI) Ионы Клименецкаго (†1534) Корнилия (†1537), Кассиана (†1537), и Лаврентия (†1548) Комельских Лонгина Коряжемскаго (†1540) Даниила Переяславскаго (†1540) Иродиона Илоезерскаго (†1541) Стефана Озерскаго, Комельскаго (†1542) Иоанна и Лонгина Яренгских (†ок. 1544 †1545) Леонида Пошехонскаго (†1549) Киприана Тропскаго, Ярославскаго (сер. XVI) Зосимы Ворбозомскаго (†ок. 1550) Арсения Комельскаго (†1550) Иоакима Опочскаго (†ок. 1550) Нифонта Телеговскаго, Устюжскаго (†1553) Герасима Болдинскаго (†1554) Аркадия Дорогобужскаго (XVI) Нила Столобенскаго (†1554) Максима Грека (†1556) Антония Сийскаго (†1556) Александра, Иоакима и Илии Сийских (XVI) Никифора Важеозерскаго (†1557) Вассиана и Ионы Пертоминских (†1561) Симона Сойгинскаго (†1562) Ионы и Нектария Казанских (†после 1563) Геннадия Костромскаго и Любимоградскаго († 1565) Нифонта Кожеезерскаго (†1565) Иоасафа, затворника Нижегородскаго (†1567) Димитрия инока, Нижегородскаго Феодосия Тотемскаго (†1568) Зиновия Отенскаго (†1568) Арсения Новгородскаго (†1570) Феодорита, просветителя Кольскаго (†1571) Христофора Сольвычегодскаго (†ок. 1572 †1582) Кирилла Астраханскаго (†ок. 1576) Афанасия Сянжемскаго (†после 1577) Анании иконописца, Новгородскаго (†1581) Никона и Дионисия Новгородских Никандра Псковскаго (†1581) Трифона Печенгскаго, просветителя Кольскаго († 1583) Варлаама, игумена Махрищскаго, епископа Суждальскаго (†1585)

http://pravoslavie.ru/2368.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010