Собор Троицы Живоначальной в Вязьме постановлением Совета Министров РСФСР 1327 от 30.08.1960 г. является объектом исторического и культурного наследия федерального значения (код памятника 6710051000). По материалам сайта rustemple.narod.ru Недалеко от Аркадиевского монастыря стоит городской собор во имя Живоначальной Троицы с приделами св. Сергия Радонежского и Николая чудотв.; он занимает видное место в городе, над рекою Вязьмою. О существовании собора в Вязьме упоминается еще во время жизни преп. Аркадия: камень, на котором молился преподобный, как сказано в житии его, находился близ собора. Под каким именем он существовал и когда был выстроен – неизвестно. В 1300 г. в этом соборе вел. князь Андрей Владимирович испрашивал помощи у Бога, идя на Дорогобуж, осажденный смолянами; в нем было погребено в 1407 г. тело убитого в Торжке князя вяземского Симеона Мстиславича. Здесь вел. княжна Елена, невеста князя литовского Александра в 1495 г. слушала напутственный молебен; в нем царь Василий Иоаннович в 1515 г. благодарил Бога за взятие Смоленска. Потом царь Иоанн Грозный, перед войною с Польшей в 1565 г., посетив Вяземский собор, оставил в нем синодик с именами убитых им мужей, жен и детей, приказав молиться о них, как о невинных страдальцах. В 1596 г. Борис Годунов снабдил собор, как редкостью в тогдашнее время, печатными богослужебными книгами, и на счет государственных сумм обновил его, пристроив к главному Николаевскому престолу два придела: во имя Сергия Радонежского и новоустановленных тогда трех святителей московских Петра, Алексия и Ионы. Старанием того же Годунова построен при нем теплый придел во имя Рождества Господня. Эти сведения основаны на указаниях писцовых книг князя Волконского. В первый раз собор получил название Троицкого в 1635 г., когда по повелению царя Михаила Федоровича он был вновь переделан. Дальнейшее улучшение собора зависело от пребывания царского семейства в Вязьме. В 1655 г. открылась зараза в Москве; тогда патриарх Никон, прибыв в Вязьму с царским семейством, устроил в ней помещение для него и прожил здесь с августейшими особами больше года, с октября 1654 по 16 декабря 1655 гг. В это время он несколько раз служил в соборе и оставил собственноручное расписание крестных ходов, в котором соборная церковь названа Всеградскою, вероятно, по той причине, что ей, как бесприходной, дозволено было пользоваться доходами всего города.

http://sobory.ru/article/?object=00465

Савва крыпецкий 28 авг. 1495. Макарий митроп. киевский 1 мая 1497. Моисей прозорливый 23 фев. Елеазар Назарий олон. 4 июня 16 век Тихон луховский 16 июня 1503. Паисий угл. 6 июня 1504. Кассиан учмен. 4 окт. 1504. Геннадий арх. новгородский 4 дек. 1505 Нил сорский 7 апр. 1508. Евфимий и Харитон санж. 11 апр. 1509. Лаврентий калуж. 1 авг. 1515. Иосиф волоколамский 9 сент. 1515. Геннадий важеоз. 8 янв., 9 фев. 1516. Серапион арх. новгород. 16 мар. 1516. Аврамий и Коприй 4 фев. 1517. Давид серпух. 18 окт. 1520. Преподоб Иннокентий 19 мар. 1521. Онуфрий и Авксентий 12 июня 1521. Праведная Гликерия 13 мая 1522. Кн. Иоанн–Игнатий угл. 19 мая 1523. Филипп ирапский 14 нояб. 1527. Иоанн м. казанский 24 янв. 1529. Кирилл новоезерский 4 фев. 1532. Александр свирский 30 авг. 1533. Иона клим. 6 июня 1534. Корнилий ком. 19 мая 1537. Логгин кораж. 10 фев. 1540. Даниил пер. 7 мар. 1540. Стефан озер. 12 июня 1542. Иродион илоз. 28 сент. 1542 Княгиня София 16 дек. 1542. Севастиан пошехон. 18 дек. 1542. Иаков боровский 23 окт. 1543. Артемий веркольский 23 июня 1545. Арсений ком. 24 авг. 1549. Никифор важеоз. 9 фев. 1550. Зосима ворбоз. 4 апр. 1550. Адриан ондрусовский 26 авг. 1550. Стефан и Петр муч. каз. 24 мар. 1552. Василий юродивый м. 2 авг. 1552. Герасим. болдинский 1 мая 1554. Нил столбенский 7 дек. 1554. Иоасаф м. м. 25 июля 1555. Максим грек 21 янв. 1556. Антоний сийский 7 дек. 1556. Иоаким. опоц. 9 сент. 1560. Вассиан и Иона 12 июня 1561. Иоанн и Логгин 3 июля 1561. Симон сойгинский 24 нояб. 1562. Гурий архиеп. казанск. 4 дек. 1563. Геннадий любимский 23 янв. 1565. Герман архиеп. казанск. 6 нояб. 1567. Феодосий тотемский 28 янв. 1568. Филипп м. м. 9 янв. 1570. Корнилий псковский 20 фев. 1570. Арсений новгородский 12 июля 1570. Николай юродивый п. 28 фев. 1576. Варсонофий еписк. твер. 11 апр. 1576. Иоанн ростовский 3 сент. 1580. Анания новгородский 17 июня 1581. Никандр псковский 25 сент. 1581. Трифон коль. 15 дек. 1583. Агапит марк. 21 мая 1584. Симон юрьевский 4 нояб. 1584. Сергий малопинеж. 16 нояб. 1585.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

12 . ФЕОДОР, Святой, переведён из Брянских и Черниговских в 1473 году. 13 . НИФОНТ, хиротонисан в 1485 году, Декабря 9, из Архимандритов Московских Симоновских. В 1508 году, Марта 8, скончался. 14 . СИМЕОН хиротонисан в 1509 году, Августа 21, из Архимандритов Андроньевских. В 1515 году, Ноября 12, скончался. 15 . ГЕННАДИЙ хиротонисан в 1517 году, Февраля 1, из Архимандритов Владимирского Рождественского монастыря. Скончался в 1531 году, Марта 23. 16 . ФЕРАПОНТ хиротонисан в 1533 году из Игуменов Ферапонтовских. Скончался в 1543 году. 17 . ИОНА Собина хиротонисан в 1544 году, Февраля 21, из Архимандритов Чудовских. 18 . ТРИФОН хиротонисан в 1549 году, Марта 10, из Симоновских Архимандритов. Оставил Епархию. 19 . АФАНАСИЙ хиротонисан в 1551 году, Июня 18, из Игуменов Кириллова Белоезерского монастыря. Был по 1564 год. 20 . ЕЛЕВФЕРИЙ. Около 1565 года. 21 . ПАФНУТИЙ хиротонисан в 1565 году и упоминается в 1568 году. 22 . ВАРЛААМ. С 1571 года. 23 . АРСЕНИЙ определён из Греческих Галусинских Епископов в 1584 году. Некоторые полагают, что он после был Архиепископом. В) Архиепископы Суздальские и Тарусские 24 . ИОВ, хиротонисан сперва в Епископа в 1589 году. В том же году пожалован Архиепископом. 25 . ГАЛАКТИОН хиротонисан в 1593 году. 26 . ТРИФОН. Около 1601 года. 27 . СИМЕОН хиротонисан в 1607 году. Скончался в изгнании от Поляков. 28 . АРСЕНИЙ хиротонисан в 1613 году. 29 . ИОСИФ. Около 1624 года. 30 . СЕРАПИОН. С 1634 года. 31 . ГЕРАСИМ хиротонисан в 1637 году. 32 . ИОСИФ. С 1640 года. Потом сослан в Казанский Зилантов, а по другим – Сийский Архангельский монастырь. 33 . СТЕФАН. Упоминается в 1648 году и был при Архангельском Московском Соборе. 34 . СОФРОНИЙ хиротонисан в 1653 году. Скончался в Москве в моровое поветрие. Г) Архиепископы Суздальские и Юрьевские 35 . ИОСИФ хиротонисан в 1654 году. 36 . ФИЛАРЕТ хиротонисан в 1663 году. В 1667 году переведён в Смоленск. Стефан, бывший прежде Суздальскими и определённый к Архангельскому Собору, переведён опять в Суздаль в 1667 году, но после соборно отлучён и заточён в Новгородский Лисицкий, а оттуда переведён в Волоколамский Иосифов монастырь и там скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

А)      Игумены Рождествена монастыря Первоначальной записи (до 1665 года): 1) Иже Христа ради Юродивый Лаврентий. Записан первым в списке Настоятелей, как первоначальник сей обители, его ради основанной и в честь его название свое получившей. Преставился, как известно, в 1515 году. Преподобный Тихон Игумен Схимник. Мы полагаем, что это записан основатель Калужской Тихоновой Пустыни, как современник и спостник Праведного Лаврентия. Скончался в 1498 году. Сергий Схимник, 4) Серапион Схимник, 5) Иосиф Схимник, 6) Тимофей Схимник, 7) Варлаам Схимник, 8) Пимен Схимник, 9) Пафнутий Схимник, 10) Феодосий Схимник. В грамоте 7129 (1621) года марта 16 дня упоминается Игумен Сергий, который в 1565 году исходатайствовал у Царя Ивана Васильевича возобновление Грамматы, данной дедом Его Иваном Васильевичем, но сгоревшей при монастырском пожаре в шестьдесятом году, на вотчины, принадлежавшие монастырю, и на право неподсудности оного и людей монастырских всем Калужским Наместникам и Волостным. Надобно полагать, что это одно и тоже лицо с записанным в синодике под номер 3 Игумен Сергий Схимник. б)      Второй записи (от 1665–1708 года). 11) Игумен Иона Схимник; 12) Игумен Матфий, упоминается в надписи на кадиле под 1677 годом; 13) Священно-Игумен Никодим; 14) Игумен Корнилий Схимник; 15) Священно-Игумен Схимник Варлаам; 16) Игумен Иона Схимник, назван в синодике Тарусским; 17) Священно-Игумен Авраамий убиенный. По монастырскому преданию убит вотчинными того монастыря людьми. В деле 1675 года упоминается ещё Игумен Даниил, в деле 1686 года – Игумен Лазарь, а в деле 1697 г. Игумен Иоасаф. Б)      Архимандриты: (1708–1799) Священно-Архимандрит Каргон (1698–1722) произведен в сан Архимандрита из Игуменов того же монастыря в 1708 году, управлял обителью в сане Архимандрита 14 лет, почил мирно о Господе в 1722 году, погребен в притворе нижней церкви; 19) Священно-Архимандрит Авраамий Схимник (в синодике); 20) Священно-Архимандрит Иоасаф (в синодике); 21) Священно-Архимандрит Киприан, упоминается в синодике без лет, но в помяннике его рода назван Кармазинским, в надписи же на раке Праведного Лаврентия, упоминается под 1750 годом; 22) Архимандрит Варлаам, упоминается в монастырских бумагах 1763 и 1765 годов; 23) Архимандрит Никодим, упоминается в монастырских бумагах в 1780–1786 годах, перемещен Настоятелем же в Лихвинский Покровский Добрый монастырь; 24) Архимандрит Феофан (1786–1799), сперва управлял монастырём в сане Игумена, а 25 сентября 1798 года возведен в сан Архимандрита Платоном Митрополитом Московским и Калужским, за труды и попечение о благоустройстве вверенной ему обители и рачительное управление, учреждённой при ней в 1776 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

I. Дo переведения оного на новое место, называемое Васильевский стан были АРХИМАНДРИТЫ: 1. UOAHH I с 1330 по 1346 годы; потом Епископ Ростовский. 2. UOAHH II Непейца в 1374 году оставив Архимандрию, отошёл на безмолвие. 3. МИХАИЛ Митяй, с 1375 по 1377 годы, потом избран в Митрополиты Всероссийские. 4. СИМЕОН убит в 1382 году. 5. CEPГUЙ I 1389 год. 6. ТРИФОН по 1462 год. Потом Архиепископ Ростовский. II. No переведению монастыря из Дворца на новое место, или с того времени, как начал именоваться Новоспасским. 7. ВАССИАН Рыло, по 1468 год; потом Архиепископ Ростовский. 8. ЕЛИСЕЙ упоминается в 1488 году. 9. AФAHACUЙ I Щедрый, упоминается в 1496, 1506 и 1515 годах. 10. ФЕОДОСИЙ по 1645 год. 11. HUФOHT I по 1554 год; потом Епископ Крутицкий. 12. НИКИФОР упоминается в 1555 году. 13. AФAHACUЙ II по 1564 год. Потом хиротонисан в Митрополита Всероссийского. 14. ГАЛАКТИОН по 1565 год. 15. BACCUAH II упоминается в 1572 году. 16. ИОВ упоминается в 1581 году. 17. CEPГUЙ II упоминается в 1589 и 1606 годах. Он посылан был в город Углич с Митрополитом Филаретом Никитичем Романовым для перенесения в Москву Св. мощей Царевича Димитрия в 1606 году. 18. UOCUФ I упоминается в 1619 году. 19. HUФOHT II упоминается в 1623 году. 20. МИТРОФАН упоминается в 1629 году. 21. ИОНА Арзамасский упоминается в 1640 и 1645 годах. 22. HUKOH I по 1648 год, потом Митрополит Новгородский. 23. HUKOH II упоминается в 1654 году. 24. ПИТИРИМ по 1657 год. 25. UOCUФ II упоминается в 1659 году. 26. ПРОХОР скончался в 1665 году. 27. UOCUФ III с 1665 года, Декабря 22, из Тихвинских Архимандритов по 1674 год. Потом Митрополит Рязанский. 28. МАКАРИЙ Коширец, упоминается в 1680 и 1681 годах. 29. ГABPUUЛ I С 1685 года, Сентября 8, хиротонисан в Архиепископа Вологодского. 30. ИГНАТИЙ Римский-Корсаков, упоминается в 1685 году. В 1692 году хиротонисан в Митрополита Тобольского. 31. ТИХОН упоминается в 1691 году. В 1695 году хиротонисан в Митрополита Сарского. 32. ТРИФИЛИЙ Инихов, с 1695 по 1697 годы. Потом Митрополит Нижегородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Иосиф волоцкий, 9 сен. 1515. Св. 1646. В 5591 году установлено собором всецерковное празднование. Иоанн, в иноч. Игнатий, князь вологодский, 19 мая 1523 г. Св. 1646. Рук. служба XVI в. Кирилл, пр. новоезерский 4 февр. 1532 г. Святцы и минеи 1646 г. По Голуб. др. 93 празднов. после 1648 г., но по святцам и минеям ранее. Корнилий, пр. комельский, 19 мая 1537 г. Св. 1646. Празднование установлено грамотою патр. Иова 21 февр. 1600 г. Александр, игумен куштский, 9 июня 1437 г. Св. 1646. Время канониз. неизвестно. Голуб. 146. Василий и Константин Всеволодовичи, князья ярославские, 3 июля XIII в., Св. 1648 июня 8. Мощи открыты в 1501 г. и после того празднов. Евфросиния, княжна полоцкая, 1173 мая 23. Св. 1648 и 1659. Мак. В службе Григория. Исаакий, затворцик печерский, 14 февр. XII в. Св. 1659. Житие описано Нестором летописцем. Дионисий, архиеп. суздальский, 26 июня 1384 г. Св 1659 г. Рукоп. св. XVI в. Синодик нижегор. печ. мон. 1552 г. Филипп, митроп. москов. 9 янв. 1569 г. Прол. 1659. Общецерковное празднов. с 1652 г. Нил, пр. столбенский, 7 дек. 1554 г. Пролог 1661. Житие писано в 1559 г. Празднов. с конда XVI в. Подтверждено в 1667 г. Барсук. Геннадий, пр. костромской, 23 янв. 1565 г. Прол. 1661. Житие писано учеником и представлено царю Феодору Иоанновичу, но празднов. установлено в 1644 г. Игорь, князь черниговский и киевский, 5 июня 1147. Пролог 1662 г. Сокр. Мин. XIII в. Сборн. XV в. празднов., вероятно, вскоре после кончины. Барсук. Василько, князь ростовский, 4 марта 1238 г. Прол. 1662. Начало празднов. неизвестно. Даниил, князь москов., 4 мар. 1303 г. Прол. 1662. Празднование, вероятно, установлено патр. Иовом 1589–1605 г. Феогност, митроп. киевский, 14 марта 1353 г. Прол. 1662. Аврамий, пр. галицкий, 20 июля 1375 г. Прол. 1662. Канонизован в 1553 и 1621 г. Евфросиния, в мире Евдокия, в. княгиня москов. 7 июля 1407 г. Прол. 1662. Начало празднов. неизвестно. Ферапонт, пр. белозерский, 27 мая 1426 г. Прол. 1662. Канонизован вскоре после собора 1549 г. Тихон, пр. луховский, 16 июня 1503 г. Прол. 1662. Празднование с 1569 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1566(1558) ЛУЦКАЯ ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 1654(1655?) ВОЛОГОДСКАЯ 17.10.1708 18.01.1716 ВОРОНЕЖСКАЯ 31.10.1725 27.12.1726 Иосиф I КОЛОМЕНСКАЯ (XV в.) Иосиф II КОЛОМЕНСКАЯ 18.03.1565 11.1569 Иосиф III КОЛОМЕНСКАЯ 27.01.1615 Иосиф IV КОЛОМЕНСКАЯ (Иосиф КОЛОМЕНСКАЯ, обн.) ЛЬВОВСКАЯ (1292) в/у ЛЬВОВСКАЯ ПСКОВСКАЯ 10.1610 1613(?) Иосиф I РЯЗАНСКАЯ Иосиф II РЯЗАНСКАЯ (1340) Иосиф III РЯЗАНСКАЯ 10.01.1619 30.04.1620 Иосиф IV РЯЗАНСКАЯ 09.08.1674 21.09.1681 СЕРБСКАЯ и АРХАНГЕЛЬСКАЯ 29.07.1681 СМОЛЕНСКАЯ 15.02.1515 22.06.1532 ТЕМНИКОВСКАЯ (1935?) Иосиф Баженов БАЛТСКАЯ 30.12.1884 23.01.1886 Иосиф Балабанов в/у УГЛИЧСКАЯ 15(28)12.1998 18(31)01.1999 УГЛИЧСКАЯ 18(31)01.1999 24.09(07.10)2002 БИРОБИДЖАНСКАЯ 24.09(07.10)2002 Иосиф Бобрикович-Копоть Анехожский МОГИЛЕВСКАЯ 01.10.1633 07.04.1635 в/у ПОЛОЦКАЯ 01.10.1633 07.04.1635 Иосиф Богословский ДМИТРОВСКАЯ 27.12.1842 20.11.1849 ОРЕНБУРГСКАЯ 20.11.1849 27.08.1853 ВОРОНЕЖСКАЯ 27.08.1853 14.11.1864 Иосиф Болгаринович СМОЛЕНСКАЯ 10.05.1500 в/у КИЕВСКАЯ 30.05.1498 10.05.1500 КИЕВСКАЯ 10.05.1500 Иосиф Величковский АРХАНГЕЛЬСКАЯ 09.11.1819 03.07.1821 СМОЛЕНСКАЯ 03.07.1821 17.02.1834 Иосиф Волчанский МОГИЛЕВСКАЯ 08.01.1735 01.09.1742 МОСКОВСКАЯ 01.09.1742 10.06.1745 (Иосиф Гошовский в/у ЛЬВОВСКАЯ Иосиф Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 12.1240 Иосиф Дроздов КОВНЕНСКАЯ 11.09.1868 07.12.1874 СМОЛЕНСКАЯ 07.12.1874 28.09.1881 Иосиф Дьяков ВСЕРОССИЙСКАЯ 27.03.1642 15.04.1652 Иосиф Золотой (Золотов) ВОЛОГОДСКАЯ 16.12.1761 25.12.1774 Иосиф Кононович-Горбацкий МОГИЛЕВСКАЯ 02.05.1650 25.02.1653 в/у ПОЛОЦКАЯ 02.05.1650 25.02.1653 Иосиф Кречетович ИЗЮМСКАЯ, обн. 29.12.1923 (11.01.1924) 30.11(13.12)1924 ПОЛТАВСКАЯ, обн. 30.11(13.12)1924 11(24)01.1925 ИЗЮМСКАЯ, обн., паки 11(24)01.1925 11(24)02.1926 МОГИЛЕВСКАЯ, обн. 11(24)02.1926 02.1927 МИНСКАЯ, обн. 02.1927 09(22)03.1928 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ, обн. 09(22)03.1928 30.05(12.06)1933 Иосиф Македонов в/у ШАЦКАЯ 04(17)07.1998 26.08(08.09)1998 ШАЦКАЯ 26.08(08.09)1998 06(19)07. 2006 ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ 06(19)07.2006

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. Маури Виджевани XVI в. Дать лаконичную и обобщающую характеристику христ. муз. культуры И. XVI в.- задача непростая по неск. причинам: 1) муз. культуре Европы этого времени был присущ интернациональный характер, обусловленный не только распространением репертуара, но и миграцией композиторов и исполнителей; 2) рассматриваемый период относительно однороден в стилевом отношении, но при этом в нем сосуществуют традиц. (напр., canto piano, canto fratto, простая полифония) и новые (вокальные и инструментальные сочинения с использованием 2 и более хоров, начало развития стиля concertato) элементы, бытование к-рых выходит за рамки XVI в.; 3) взаимодействие, часто недооцененное, между церковной и духовной музыкой, с одной стороны, и светской и церемониальной - с другой (искусственное разделение этих сфер создает риск неверной оценки рассматриваемого периода). На протяжении XVI в., начало к-рого ознаменовано достижениями франко-фламанд. школы (композиторов поколения Жоскена Депре; см. Нидерландская школа ), предпринимались стилистические эксперименты различного рода: постоянное развитие искусства контрапункта и одновременно освоение гоморитмического письма, призванного обеспечить ясность пропеваемого текста (напр., в произведениях Гаспаро Альберти (де Альбертиса; ок. 1489 - ок. 1560), Винченцо Руффо (ок. 1508-1587), Томаса Луиса де Виктории (ок. 1548-1611)); практика cori spezzati (деление хора на неск. групп) в Сев. Италии и различные воплощения идеи многохорности; прием выразительного чтения текста (напр., в мотетах Луки Маренцио (1553/54-1599)), близкого к строгому формульному речитативу библейских чтений. Canto fratto: «Credo». «Conceptionis» в Кириале-Градуале. 1599–1600 гг. (Trento. Fondazione Bibl. S. Bernardino. 327) Canto fratto: «Credo». «Conceptionis» в Кириале-Градуале. 1599–1600 гг. (Trento. Fondazione Bibl. S. Bernardino. 327) Существует обширная лит-ра о деятельности отдельных центров и институтов, об истории форм композиции, о жизни и творчестве итал. и иностранных композиторов, работавших в И. в этот период: Костанцо Фесты (ок. 1485/90-1545), Андреа Габриели (1532/33(?)-1585), Адриана Вилларта (ок. 1490-1562), Кристобаля де Моралеса (ок. 1500-1553), Франческо Кортеччи (1502-1571), Якоба Аркадельта (1507(?)-1568), Чиприано де Роре (1515/16-1565), Джованни Анимуччи (ок. 1520-1571), Виктории, Маренцио и др. В данном разделе рассмотрены наиболее характерные аспекты итал. церковной музыки этого времени.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Тропаревский Леонид,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1868 гг.). Отец: Константин Васильев, священник; Москва, Пречистенский сорок, Ржевская на Пречистенке церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 6 об., 7). Тупталов Алексей,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец: Василий Васильев († до 1864 г.), священник; Московская губерния, Коломна, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 6). Тупталов Илья,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Василий уезд, г. Коломна, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 5 об., 6). Уаров Сергей,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Иаков Уаров, священник; Москва, Ивановский сорок, Калитниковское кладбище, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 6 об., 7). Усовский Николай,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Николай Андреев († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Модиново, Царе-Константиновская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 328; Оп. 3. Д. 20. Л. 16 об., 17). Успенский Алексей,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Николай Михайлов, дьячок; Москва, Пречистенский сорок, Знаменская в Зубове церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 15 об., 16; Оп. 1. Д. 1492. Л. 317). Успенский Алексей,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Димитрий Николаев († до 1867 г.), диакон; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Середнее, Тихвинская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 12 об., 13). Успенский Василий,родился около 1840 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Павел Васильев, священник; Московская губерния, Клинский уезд, погост Николаевский, что на Железовке, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 5 об.). Успенский Евгений,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Петр Успенский († до 1867 г.), священник, бывший наставник Иркутской семинарии; Иркутск, градо-Иркутская Покровская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 3 об., 4).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

XVI в. проявляются черты, свойственные новгородской архитектуре 2-й пол. XV в. Так, напр., церкви св. Климента (1519) и свт. Николая в Папоротне (вероятно, 1522) имеют деревянные перекрытия подцерковья, объемно-пространственное решение этих построек и детали декоративного убранства также напоминают новгородские храмы XIV-XV вв. Если облик ц. св. Климента был во многом задан особенностями храма-предшественника, то храм в Папоротне сознательно ориентирован на архитектуру сер.- 2-й пол. XV в.: это 2-этажная постройка с доминирующей вертикальной осью и фасадами, богато украшенными орнаментальными поясами. Новгородские черты преобладают и в храмах ап. Филиппа и свт. Николая на Нутной ул. (1526), Успения Колмова мон-ря (1527-1528), свт. Николая Медведского мон-ря в Нов. Ладоге (вероятно, 20-е гг. XVI в.). Т. о., новгородская архитектурная школа, развитие к-рой было прервано в 70-х гг. XV в., и в следующем столетии продолжала служить источником, откуда зодчие заимствовали определенные архитектурные формы. Подцерковье, ставшее отличительной особенностью новгородской архитектуры XV в., в XVI в. появилось в большинстве построек, при этом летописи свидетельствуют о том, что в нек-рых случаях новгородцы не перестраивали храмы целиком, а устраивали перекрытие подцерковья в построенной ранее церкви. Иной характер имеют монастырские соборы - Спасо-Преображенский в Хутынском мон-ре (1515) и Успенский в Тихвине (1507-1515), а также Успенская ц. в Ивангороде (вероятно, 1507-1508). В отношении тихвинского собора летописец прямо свидетельствует о работе итальянского мастера, не называя его имени; собор в Хутынском монастыре и Успенская ц. в Ивангороде могут быть связаны с работой итал. зодчих, что было отмечено в ходе анализа архитектурных форм и конструктивных особенностей. Спасо-Преображенский собор в Варлаамиевом Хутынском мон-ре. 1515 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Спасо-Преображенский собор в Варлаамиевом Хутынском мон-ре. 1515 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Спасо-Преображенский собор в Хутынском мон-ре, 5-главый 6-столпный 3-апсидный с повышенными подпружными арками, построен мастерами, к-рые в 1508-1512 гг.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010