Поскольку в тот год ничего не случилось, еретики подвергли резкой критике веру вообще во «второе пришествие», а заодно и писавших на данную тему церковных авторов, в частности св. Ефрема Сирина . 29 Преподобный Иосиф Волоцкий здесь и далее воспроизводи текст Священного Писания не вполне точно (ср. С «Острожской Библией» С ним он вообще, подобно другим древнерусским писателям, обращается довольно свободно, смело изменяя по необходимости его структуру – как грамматико-синтаксически, так и лексико-семантически (разновидность самостоятельного литературного творчества). При переводе таких библейских цитат переводчик, следуя тексту, заданному преподобным Иосифом, конечно же, учитывал опыт синодального русского перевода Библии. 31 Успенский собор в Кремле. Основан в 1326 г. московским князем Иваном Калитой. В 1479 г. заново построен по образцу Владимирского Успенского собора мастером из Венеции Аристотелем Фиораванти. Здесь хранились главные государственные святыни, покоились мощи русских первосвятителей. 32 Архангельский собор в Кремле. Основан в 1333 г. Иваном Калитой. В 1508 г. перестроен «фрязином» Алевизом Новым. Служил усыпальницей московских великих князей и царей. 33 Иван Черный – московский писец. Сохранилось несколько переписанных им и при его участии книг: «Летописец Еллинский и Римский», «Лествица» Иоанна Синайского, «Библейский сборник». Игнат Зубов – купец. Оба были связаны с еретиками и, боясь наказания, бежали между 1487 и 1490 гг. в Литву. Там и тот и другой вскоре умерли, еще до начала церковного собора на еретиков 1490 г. 2. 1:393–394]. 34 Святитель Геннадий (Гонозов). Окормлял Новгородскую епархию с 1484 до 1504 г. Первым обнаружил ересь и начал борьбу с еретиками. К этому же в ряде посланий 80–90-х гг. XV в. призывал наиболее видных русских иерархов, причем был сторонником жестких мер. Опасаясь распространения еретических умонастроений в обществе, заботился о просвещении и повышении уровня образованности духовенства. С этой целью собирал и изучал бывшую в ходу у еретиков литературу, создал в Новгороде литературный кружок, силами которого были написаны несколько антиеретических сочинений (это прежде всего послания самого Геннадия 1487–1490 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Все это преимущественно подтверждает высоту прп. Исаака Сирина . Все последующие за ним отцы подвижники ссылаются на него как на святого Исаака, как подлинного учителя аскетической жизни, как опытного подвижника и учителя ведения брани против дьявола и страстей, как пробный камень с помощью которого испытывается опыт подвижников, от Бога он или от дьявола. На него 29 (!) раз ссылается в своих трудах прп. Петр Дамаскин (IX в.), которые опубликованы в Добротолюбии, прп. Никифор монах, учитель свт. Григория Паламы в Слове о трезвении и хранении сердца (Λγο περ νψεως κα φυλακς καρδας), прп. Григорий Синаит , который рекомендует исихастам изучение Слов прп. Исаака, ставя его среди прп. Иоанна Лествичника и прп. Максима Исповедника , святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов (26 ссылок). У св. Каллиста Катафигиота он называется «наставником вершины исихии». Свт. Григорий Палама пишет: «... святой Исаак плодом своей молитвы стяжал просвещение, глаголю же, чистоты ума, поскольку во время молитвы он излучает свет Святой Троицы, и тогда ум становится выше молитвы и не видит доброты этой молитвы, но порождение чистой молитвы, через Духа нисходящий и вновь молитва есть чистый ум, которая только от света Святой Троицы с изумлением исходит» и он его называет «созерцателем и писателем таинственного созерцания». В житии прп. Саввы Ватопедского о прп. Исааке сообщает жизнеописатель св. Филофей, как о «страдальце и учителе Сирийском (то есть во Христе изменения, просвещения и обожения), который славен безмолвием и созерцанием». Великий российский исихаст прп. Нил Сорский (1433–1508) в его аскетических сочинениях 37 раз ссылается на нашего Святого. Прп. Никодим Святогорец его называет «мой богоносный философ святой Исаак». Отец Иустин Попович пишет: «Между святыми этими философами (то есть Святыми Отцами) одно из первых мест принадлежит великому аскету и святому Исааку Сирину . В своих трудах св. Исаак с редким опытным познанием следует и описывает законы излечивания и очищения человеческих органов познания».

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/pr...

С Кирилло-Белозерским монастырем связано имя преподобного Нила Сор-ского (t 1508). Он родом был русский. Жил сначала в Кирилло-Белозерском монастыре, потом предпринял путешествие по Востоку вместе со своим учеником Иннокентием, долгое время жил на Афоне. В это время он познакомился с творениями представителей исихазма: преподобных Исихия Иерусалимского , Исаака Сирина , Варсонофия, Иоанна Лествичника , Симеона Нового Богослова , Петра Дамаскина , Григория, Нила и Филофея Синайских и других отцов. Но ему было недостаточно знать об этих подвижниках только по рукописям, он и сам последовал опыту своих наставников. Возвратившись на родину в 1490 году, он построил себе келью на реке Сора; здесь он продолжал изучать писания исихастов, в то же время устрояя по ним свою жизнь. Разделяя их идеи со своими учениками, преподобный Нил Сорский передал им извлеченные из святоотеческих писаний и из собственного опыта правила духовной жизни. Это «Предание ученикам о скитской жизни» представляет собой свод мнений отцов и учителей Церкви, но общая идея и систематизация принадлежит преподобному Нилу Сорскому . В своем труде преподобный Нил чаще всего ссылается на преподобного Григория Синаита (XIV в.), который «в приличное время возраста был хорошо образован во внешнем любомудрии» и «был весьма искусен в каллиграфии», которая составляла одно из важнейших занятий монахов в средние века, благодаря чему сохранились многие творения святых отцов 29 . Составляя устав скитской жини, преподобный Нил Сорский ссылался на личное изучение им устава в афонских монастырях. «… Якоже и самовидцы быхом во Святей Горе Афонстей и в странах Царяграда»,– писал преподобный Нил Сорский 30 . И если преподобного Антония Печерского называют основоположником иночества на Руси, то преподобного Нила по праву можно назвать зачинателем скитского подвижничества, введенного им на Руси по примеру афонских пустынников. Москва – «третий Рим». Освобождение Руси от татаро-монгольского ига (1380) облегчило поездки афонских подвижников в Москву. В княжение святого благоверного князя Димитрия Донского (1359–1389) в Москву прибыл свято-горский инок Дионисий. Получив от Великого князя Кубенский Спасокамен-ский монастырь, он строгой жизнью привлек к себе множество иноков; ввел в своей обители устав Святой Горы, украсил церковь иконами и библиотеку -книгами. Из его обители вышли потом основатели новых монастырей: преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский. Во время правления Великого князя Василия Димитриевича (1389–1425) Дионисий был возведен на Ростовскую кафедру, которую и занимал около 7 лет (1418–1425) 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

490. Василий Романович, князь ярославский, третий из шести сыновей Романа Васильевича, князя ярославского, основателя города Романова ). – Именуется только в родословных, из которых видно, что он жил в исходе XIV в. н оставил сына Василия, князя Ярославского, не бывшего уже удельным. 491. Василий Святославич 491. Василий Святославич, князь смоленский, младший из шести сыновей Святослава Ивановича, князя смоленского ), от брака с неизвестной, – Именуется только в родословных, из которых видно, что он лишился отца, убитого Литовцами, под Мстиславлем, на берегах р. Вехри, 29 апреля 1386 г., по взятии Смоленска Витовтом, великим князем литовским, сделался подручником Литвы, в 1404 г., и оставил единственного сына. Дмитрия, прозванием Кропотка князя Смоленского, но уже не удельного, родоначальника князей Кропоткиных . 492. Василий Семенович 492. Василий Семенович, княжич московский, старший из двух сыновей Симеона Ивановича Гордого, в иночестве Созонта, великого князя московского 176), от первого брака с Анастасией Гедиминовной, до принятия св. крещения Айгустой, княжной литовской 16). – Род. – быть может, в Можайске или Коломне, князем которых считался его отец, ещё не сидевший на великом княжении, – 12 апреля 1337 г.; ум., также неизвестно где, в 1338 г. Место погребения тела его – не указывается. 493. Василий Семенович 493. Василий Семенович, князь пинский, единственный сын князя Семена Олельковича (Александровича), по отцу, праправнук Ольгерда, великого князя литовского, и внук Анастасии Васильевны княгини киевской 278), сестры Василия Васильевича Тёмного, великого князя московского 44). – Именуется только в летописной родословной князей литовских, из которой видно, что он жил в исходе XV и ум. в начале XVI в., бездетным. 494. Василий Семенович 494. Василий Семенович, князь стародубский (Стародуба-северского, в нынешней черниговской губернии), единственный сын Семёна Ивановича, князя стародубского ), младший из двух внуков и, Ивана Андреевича, князя можайского ), бежавшего в Литву в 1454 г., праправнук Дмитрия Ивановича Донского, великого князя московского 71). – Именуется летописно однажды, в числе «служебных» князей, которые по мирному договору между Василием Ивановичем, великим князем московским 46), и Сигизмундом I, королём польским, перешли, и с вотчинами, от стороны литовской на московскую, 19 сентября 1508 г. – Был женат на дочери боярина Юрия (Георгия) Константиновича Сабурова, неизвестной по имени, родиой сестре Соломонии Юрьевны (Георгиевны), в иночестве Софии, великой княгини московской 178), первой, ; разведен ой, жены великого князя Василия (см. выше). – Потомства его, в родословных, не видно. 495. Василий Семенович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Во всю жизнь оставаясь ревнителем крайней нищеты и смирения, преподобный Нил пред смертью своей, последовавшей в 1508 г., писал о себе: «Молю вас, повергните тело мое в пустыни, – пусть съедят его звери и птицы; понеже согрешило есть и погребения к Богу недостойно есть. Аще ли сице не сотворите, и вы ископавше ров на месте, идеже живем, со всяким бесчестием погребите мя». – В 1569 г. царь Иоанн IV, посетив скит преподобного Нила, повелел было вместо деревянной церкви построить каменную. Но преподобный Нил в сонном видении потребовал, чтобы отменено было повеление. На земле и на небе Нил любит простоту отшельника. § 29. Общежитие в XVI веке Устройство многих обителей потребовало в XVI веке преобразования. Тогда как многие из московских монастырей, по учреждению святителя Алексия и преподобного Сергия, сохраняли чин общежития, почти все новгородские монастыри, в том числе и Антониев, до 1527 года не имели сего чина. «Каждый, говорит летопись, в своей келье имел трапезу, все отягчались житейскими печалями». При таком устройстве, в лучших из сих обителей было «по 6 и 7 братий, а в прочих по два и по три». Некоторые имели у себя приходы наравне с церквами приходскими. В 1528 г. архиепископ Макарий собрал к себе игуменов обителей новгородских и предложил им принять устав строгого общежития. Из 18 обителей, бывших без сего устава в Новгороде и близ него, только две отказались принять сей устав: «в том бесчинии обыкоша жити». Иначе во всей епархии стали вводить строгое общежитие. Следствия сего скоро замечены. «Когда устроились общежития, продолжает летопись, тогда начала умножаться благодать Божия, благочиние усилилось, число братий увеличилось: где было 2 и 3 брата, там явилось 12 и 15; где было 6 или 7, там – 20 и 30, а в иных 40 и более». Тогда же архиепископ, следуя строгому наставлению митрополита Фотия назначил для инокинь особые монастыри, поставив над ними игумений, а игуменов, дотоле заведовавших женскими обителями, вывел в мужские обители. Тем монастырям, которые изъявляли желание принять строгое общежитие, архиепископ давал от себя грамоту благословения, с объяснением чина общежития.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

319 Архиеп. Смарагд управлять Тульскими делами после перевода (29 августа 1860 г.) преосвящ. Алексия (Ржаницына) на освободившуюся за смертию († 31 мая 1860 г.) Таврическую кафедру архиеп. Елпидифора (Бенедиктова: см. выше стр. 1369, в). Тульской Консистории по делам, касающимся архиерейского рассмотрения, постановлением Св. Синода от 3–8 сентября 1860 г. было предписано обращаться к Преосвященному Рязанскому (см. дело Архива Св. Синода 1860 г. 1.063) – впредь до назначения Тульского епископа, каким был Никандр (Покровский), определённый в Тулу 22 октября 1860 г. 320 В Ряз. ред. опущено всё после слова «молитвы», а в Киевской 2 1 / 3 строки первоначального текста, точно воспроизводившего подлинные выражения Смарагдова письма, зачёркнуты до неразборчивости, и сверху поставлено «(в) сильно болезненное состояние душевное». Напечатанные в тексте курсивом слова восстановлены нами по Киевской редакции при участии библиотекаря СПб. Духовной Академии Александра Платоновича Кроткова. 321 Вышеупомянутой Игуменьи Павлы [см. письмо 58 на стр. 1369, 7 ], которую защитить Архипастырь просит по случаю возведённых на неё доносов о неустройстве Монастыря. Помощь не состояла в моей власти особенно потому, что едва только начал я следствие, и в конце года в бдагочинническом репорте косвенно донёс о состоянии этого дела по Брянскому женскому Монастырю, как Преосвященный [Поликарп) лично уже удалил эту старицу от должности до окончания следствия и без суда. – О. Иерофей. 323 К чему и это Владыка пишет о скорбях и терпении? Не пророчественно ли? Ибо у нас было покойно и в порядке до Мая месяца 1861 года. – О. Иерофей. 329 См. о сем и у о. Иерофея, Брянский Свенский Успенский монастырь, изд. 2-е (Орёл 1895), стр. 130. 332 В Киев. ред. «ваша A...» Это, конечно, игумения (1862–1866 гг.) Брянского Петропавловского монастыря Амфилохия, заместившая игуменью Павлу (ср. письма 58 и 69 на стр. 110, 4 . 111, 4 ) о чём см. письмо 63 на стр. 117, 5 . 333 Выдержки из сего письма приведены в «Воспоминаниях» о. Иерофея л. 92 об. – 93 Киев. ред. и л. 94 об. – 95 Ряз. ред., где они предваряются словами, что «теперь от 12 ноября того же года [Смарагд] пишет собственно о наших Свенских делах, о коих, кажется, предузнавал, ещё в 1860 году, как заметил я» [см. письмо 59 на стр. 1508].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Необходимо упомянуть и про предшественника Киприана – святителя Алексия, который пользовался поддержкой Патриарха Константинопольского Филофея, и разделял с ним паламитские взгляды. Алексий был возведен им в сан митрополита. Необходимо указать и на духовное единение между митрополитом Алексием и прп. Сергием Радонежским – пребывая в близких отношениях с Патриархом Филофеем, митрополит Алексий указывал Патриарху на прп. Сергия как на своего друга и единомышленника. «Эти два великих исихаста, – пишет Концевич, – митрополит Алексий и преп. Сергий, с которыми никто из современников не мог равняться, явились родоначальниками новой эпохи духовного возрождения и восстановления ослабевшего, а может быть, и забытого, из-за нашествия татар, внутреннего делания; и расцвет монашеской жизни в северо-восточной Руси является плодом сотрудничества этих двух светильников нашей Церкви: главы ее – святителя Алексия и великого старца земли Русской – преподобного Сергия» 28 . Из среды учеников прп. Сергия Радонежского можно выделить ярких представителей созерцательного подвижничества – Сильвестра и Павла Обнорских, прп. Савву Сторожевского. Но к прп. Сергию также притекают за словом назидания уже умудренные долголетним опытом созерцательные подвижники, такие как Сергий Нуромский, прибывший с Афона, Евфимий Суздальский, Дмитрий Прилуцкий, Стефан Махрищевский и другие, – они именуются «Сергиевыми собеседниками» 29 . Необходимо отметить прп. Кирилла Белозерского († 1427), создателя прославленного Кириллова монастыря на берегу Белого озера, – «яркую звезду в этом созвездии основателей монастырей», как называет его Смолич И.К. Прп. Кирилл Белозерский стал духовным отцом особо строгих подвижников, из которых в конце XV – начале XVI в., сформировалось особое течение монашества той эпохи – заволжское старчество, связанное через св. Нила Сорского со святогорской и исихастской мистикой 30 . Как уже отмечалось выше, многие русские монахи отправлялись на Афон для обучения умному деланию у опытных наставников. Одним из таких паломников был Нил Майков (1433–1508), постриженик Кириллова Белозерского монастыря. Нил долго жил на Афоне, наблюдая местную монашескую жизнь, которая сделала Нила приверженцем исихии 31 . И в дальнейшей своей жизни прп. Нил искал уединения и тишины, чтобы, как пишет Смолич И.К. : «опытно пережить то, чему научился на Афоне, – красоту мистического погружения в умную молитву, «хранение сердца» и «трезвение души», чтобы взбираясь по этой «лествице в рай», достичь цели христианской жизни и исихии – сподобиться «обожения» 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В 1829 году на основании «дела об обретении мощей» (записей рассказов о чудесах) была написана служба. Пахомий Кенский, преподобный Преподобный Пахомий был основатель Спасо-Преображенского Кенского монастыря, который возник не позднее начала XVI столетия, а может быть, и в конце предшествующего века. В 1508 году в Кенской обители принял иноческое пострижение преподобный Антоний Сийский († 1556; память 7/20 декабря) и подвизался первоначально под руководством преподобного Пахомия. Антоний пробыл здесь, вероятно, значительное время, потому что был удостоен священного сана. А потом по благословению своего наставника он оставил Кенскую обитель и отправился в пустынное уединение с двумя другими учениками преподобного Пахомия. Скончался прп. Пахомий около 1515 года. Память его празднуется местно в первую субботу после праздника Крещения Господня. Лаврентий затворник, в Дальних пещерах почивающий Преподобный Лаврентий подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIV веке (не смешивать с одноименным затворником Киево-Печерским, епископом Туровским, подвизавшимся в XII b., память которого совершается 29 января/11 февраля). Сведений о преподобном Лаврентии почти не сохранилось. Возненавидев красоту и суету мира, восхотел преподобный жить в темной пещере, чтобы в ней постом и непрестанной молитвой прогонять тьму страстей, достигнуть общения со светом Божиим. Этого он и достиг, переселившись душою на небо, а нетленное свое тело оставив в пещере. И доныне мощи его почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Память его совершается 20 января/2 февраля. Общая память преподобного Лаврентия вместе с другими преподобными отцами Киево-Печерскими, в Дальних пещерах преподобного Феодосия почивающими, 28 августа/10 сентября и во 2-ю неделю Великого поста. Январь, 22 Анастасий, диакон Печерский, преподобный Преподобномученик Анастасий, диакон Печерский, подвизался в Ближних пещерах. Иеромонах Афанасий Кальпофийский называет его братом прп. Тита пресвитера († не ранее 1190; память 27 февраля/11 марта). В рукописных святцах он называется диаконом. В службе Собору отцов Ближних пещер о преподобномученике Анастасии говорится, что он имел такое дерзновение к Богу, что получал все просимое. Память его празднуется также 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста. Макарий Жабынский, преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Желая предаться более строгим подвигам, святой сложил с себя настоятельство и перешел в Троице-Сергиеву лавру, в которой в 1495 г. стал игуменом. 29 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. Святитель Серапион родился в подмосковном селе Пехорке и с юных лет стремился к иночеству. По воле родителей он вступил в брак, принял сан священства, но через год овдовел и принял пострижение в Дубенском Успенском монастыре. За добродетельную жизнь был избран игуменом обители и так много потрудился для нее, что впоследствии она стала называться его именем — Серапионовой пустынью. Желая предаться более строгим подвигам, святой сложил с себя настоятельство и перешел в Троице-Сергиеву лавру, в которой в 1495 г. стал игуменом. Святой пользовался большим уважением великого князя Иоанна Васильевича, и известно, что по его ходатайству он помиловал трех осужденных на смертную казнь боярынь. Присутствуя на Соборе (1504 г.), святитель горячо отстаивал церковные и монастырские имения, как средство благотворительности. В 1506 г. хиротонисан в архиепископа Новгородского. Во время большого пожара в Новгороде, в 1508 г., святитель своими слезными молитвами умолил Господа о его прекращении. Много бед перенес святитель Серапион: в 1509 г. он был лишен кафедры и сослан в Московский Андроников монастырь. В 1511 г. св. Серапион переселяется в Троице-Сергиеву лавру, где в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы проводит последние годы жизни, сподобившись от Господа дара прозорливости и чудотворения. Приняв схиму, святитель мирно скончался 16 марта 1516 г. Нетленные мощи его были обретены 7 апреля 1517 г. и доныне почивают под спудом в Серапионовой палате, у Троицкого собора, в Троице-Сергиевой лавре. Господь прославил своего угодника даром чудотворения как при жизни, так и по смерти: однажды в праздник Успения святитель исцелил хромого, который много лет ползал на ногах и руках, опираясь на деревяшки. В 1608 г., во время осады лавры поляками, многие иноки и миряне видели его в святительском облачении, пришедшего в храм помолиться о своей обители.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010