Пер.: Jehuda ibn Tibbon. Sefer torat Hovot va-levavot/Ed. A. Jellinek. Lpz., 1846 (на араб. и евр. яз.). Лит.: Cohen M. The Qimhi Family//Hebrew Bible, Old Testament: The History of Its Interpretation/Ed. M. Saebø. Gött., 2000. Vol. 1/2. P. 390-395; EncJud. Vol. 12. P. 157-158; Вассерман Ц., Кац А. Еврейские мудрецы: со времен Мишны и до наших дней. Иерусалим, 2008 2. С. 62. Моше (акроним - Рамак («рабби Моше Кимхи»); 1120, Нарбон - ок. 1190, там же), сын Йосефа, грамматик и комментатор Библии. Как экзегет, он продолжил направление, разработанное его отцом, занимаясь преимущественно установлением букв. смысла текста. Его интересовали книги, не пользовавшиеся популярностью у комментаторов,- Ездры первая книга , Неемии книга , Книга Притчей Соломоновых и Иова книга . Моше уделял большое внимание композиции библейских книг. Так, он разделил Книгу Притчей Соломоновых на 5 разделов, исходя из стилистических критериев. Первые 3 раздела имеют заглавие «Притчи Соломона» (Притч 1. 1 - 9. 18; 10. 1 - 24. 34; 25. 1 - 29. 27), 4-й раздел открывается фразой «слова Агура» (Притч 30. 1), а 5-й - «слова Лемуила царя» (Притч 31. 1). Каждую из выделенных частей Моше разделяет на смысловые единства (от 2 до 11 стихов) и показывает логическую связь между стихами в группе ( Cohen. 2000. P. 396). В Книге Иова, большая часть которой имеет диалогическую структуру, он исследует грамматические и стилистические особенности речи каждого из собеседников (Ibidem). Комментарии Моше получили широкое признание и распространение, однако нередко, именно в силу их качества и популярности, приписывались Аврахаму Ибн Эзре. Как грамматист, Моше оказал большое влияние на европ. гебраистику - вероятно, даже большее, чем его брат Давид К. В отличие от последнего Моше мало интересовался фонологией и основное внимание уделял морфологии глагола. Именно Моше предложил классифицировать формы древнеевр. глагола в соответствии со структурными моделями - бинъянами (букв.- «здание», в лингвистической лит-ре в настоящее время чаще используется термин «порода») (EncJud. Vol. 12. P. 158; Вассерман, Кац. 2008. С. 63). Этот принцип, равно как и сама последовательность бинъянов, предложенная им, до сих пор остается общепринятым. Грамматика Моше, озаглавленная «Махалах швилей ха-даат» (Ход тропинок знания), была издана в 1508 г., и уже в 1520 г. последовало ее издание на лат. языке в переводе Себастьяна Мюнстера, пользовавшееся популярностью у европ. филологов XVI в.

http://pravenc.ru/text/Кимхи.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

После того как Констанцский Собор (1414-1418) положил конец церковной схизме (1417), началось восстановление адм. структур П. о. Были выделены территории, непосредственно подчиненные папе Римскому (immediate subjectae) и подчиненные ему опосредованно (mediate subjectae). Управление владениями, непосредственно подчиненными папе Римскому, было поручено папским представителям (ректорам), параллельно с к-рыми действовали коммунальные органы с разной степенью автономии. Владения, подчиненные папе Римскому опосредованно, управлялись апостольскими викариями или сеньорами, полностью самостоятельными в своей политике, как, напр., представители династий Эсте в Ферраре и Монтефельтро в Урбино. Часто папы Римские стремились укрепить свою власть с помощью своих родственников. Так, при поддержке папы Римского Александра VI (1492-1503) его сын Чезаре Борджа захватил ряд городов в Романье (Римини, Фаэнцу, Урбино и др.), рассчитывая создать там собственное гос-во. Папа Юлий II (1503-1513) лишил Чезаре Борджа всех владений, поставив их в непосредственное подчинение Папскому престолу. Присоединившись к направленной против Венеции Камбрейской лиге (1508-1510), а затем организовав антифранц. Святейшую лигу (1511-1513), папа Юлий II смог установить контроль над Перуджей, Болоньей, Пармой, Пьяченцей и Реджо-нель-Эмилией. Опасаясь чрезмерного усиления власти имп. Карла V (1519-1556), папа Климент VII (1523-1534) присоединился к антигабсбургской Коньякской лиге, что привело к разграблению Рима нем. наемниками, состоявшими на службе у императора (май 1527). Центробежным тенденциям способствовала политика непотизма : папа Юлий II передал своим родственникам из семьи делла Ровере герц-ство Урбино (1508), папа Павел III (1534-1549) выделил из П. о. для своих родственников из семьи Фарнезе герц-ство Кастро (1537) и герц-ство Парма и Пьяченца (1545). Практику отчуждения территорий окончательно запретил папа Римский Пий V буллой «Admonet nos» (29 марта 1567). Поражение папы Павла IV (1555-1559) в войне против Испании (1557) и заключение мира в Като-Камбрези (1559) закрепили испан. господство в Италии и зависимость папства от Габсбургов .

http://pravenc.ru/text/2578947.html

Известно также, что Сигизмунд I дал преемнику Евфимия, архиеп. Иосифу, три «службы» людей в Полоцком повете (РГАДА. Ф. 389 (Лит. митр.). Кн. 9. Л. 187–187 об.; Ярушевич. Ревнитель православия. С. 178). В 1516 г. Сигизмунд I подтвердил пожалования Свидригайло Владимирской кафедре по просьбе епископа Пафнутия (РГАДА. Ф. 389. Кн. 9. Л. 148 об.; Ярушевич. Ревнитель православия. С. 178). О судебных спорах еп. Вассиана см.: Теодорович. Город Владимир. С. 47. О пожалованиях Федора Ивановича Ярославича и Константина Ивановича Острожского Турово-Пинской кафедре см. подробнее: Грушевский. Пинское Полесье. С. 5, 29–30, 105, 107, а также прил. 11, 15, 27. В этой части работы митр. Макария совсем отсутствуют сведения о Перемышльских и Холмских епископах 1-й четв. XVI в., очевидно потому, что он не имел доступа к соответствующим архивным источникам, которые в то время не были опубликованы. Данные о Перемышльских епископах первых десятилетий XVI в. содержатся в работе: Добрянский. История епископов. С. 32–37. О Холмских епископах того же времени см.: Площанский. Прошлое Холмской Руси. Т. 1. С. 100–115. Б?ольшая часть использованных в этих работах источников — это документы, свидетельствующие о поземельных сделках и спорах, которые вели епископы. Однако, некоторые документы касаются вопроса о положении Церкви в обществе и ее отношениях с государственной властью и представляют более общий интерес. Это прежде всего документы, связанные с переменами на Холмской кафедре в 1504–1508 гг. 24 октября 1504 г. Александр Ягеллончик пожаловал вакантную Холмскую кафедру своему «русскому писарю» Ивану Сосновскому. Новый епископ не только был светским лицом, но и состоял в браке и, получив сан, не торопился расторгнуть брак и принять монашеский обет. 27 октября 1507 г. по просьбе жителей Холмской епархии он был отстранен и кафедра передана архим. Филарету. Сосновский не хотел покидать кафедры, и король 12 февраля 1508 г. повторил свое распоряжение, ссылаясь на то, что Сосновский «не принял священства по русскому обряду и вовсе не исполнял должности своего звания» (Акты Виленской археографической комиссии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Календарь Материалы 29 сентября 2008 г. [Интернет-журнал/Общество] Сергей Мудров «Организовывать во Франции Поместную Церковь только на основе бывших приходов Русской Церкви – это абсурд, – с горечью говорит протоиерей Анатолий Ракович, настоятель парижского Александро-Невского собора, что в юрисдикции Константинопольского Патриархата. – А французские приходы экзархата еще не освоились, не окрепли, не укоренились, они еще очень слабые. И хотя большинство наших священников не русского происхождения, нам нельзя откалываться от Матери – Русской Церкви». [Встреча с Православием/Святые и святыни] Василий Писаревский Примечательно, что открытие реконструированного придела преподобного Александра Свирского в храме Покрова на Рву (собор Василия Блаженного) пришлось именно на нынешний год, когда отмечаются три даты, связанные с именем глубоко почитаемого русского святого и чудотворца: 560-летие его рождения (15 июня 1448), 500-летие явления преподобному Святой Троицы (1508) и 475-летие со дня его преставления (30 августа 1533). [Встреча с Православием/Православная библиотека] Двадцать столетий прошло от величайшего события голгофской крестной жертвы Спасителя, когда Христос во славе вознесся на небо. Крест же остался на земле, продолжая делать великое дело, начатое на Голгофе. И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть. Наступает осень – «унылая пора», время сезонного обострения у психически нестабильных людей. Является ли депрессия грехом? А почему самоубийство грех, если суицид – симптом душевной болезни? Можно ли быть истериком в одиночестве? Надо ли вести сумасшедшего на отчитку, особенно, если он «видит духов»? Обо всем этом – беседа с известным врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Дмитрием Авдеевым. Екатерина Корнеева Когда дети умыты, красиво одеты и молчат, нас недолюбливают еще сильнее. Вот три совершенно типичных иллюстрации того, как реагируют незнакомые люди на мое появление с тремя детьми, собранные за прошлую неделю. Реакция первая – «Иждивенцы явились». Реакция вторая – «Все план Путина перевыполняем?» Реакция третья – «Плодите нищету потихоньку». Новости 29 сентября 2008 г.

http://pravoslavie.ru/archive/080929

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Много было в Новгороде церквей и так называемых обетных или обыденных, построенных по обещанию всего города в отвращение смертоносной язвы, глада, труса и болезни. Из числа их, по порядку времени, укажем на обетную церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских , построенную в 1390 году за софийским собором архиепископом Иоанном II в прекращение мора 27 . Другая обетная церковь св. Анастасии построена в 1417 году по случаю моровой язвы, известной под именем Анастасиинского мора, и вместе с нею построены обетные церкви св. Пророка Илии в конце Прусской улицы и св. Афанасия, из коих первая построена Новгородцами из остаточных материалов от Анастасиинской церкви, а вторая Новоторжцами 28 . После этого, в том же столетии, 1424 года построена обыденная церковь Происхождения Честных Древ за Софийским собором по случаю также моровой язвы 29 . Б 1467 году поставлена обетная церковь св. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре, по случаю моровой язвы от железы 30 . Подобным образом и в XVI веке устроены были обетные церкви: евангелиста Луки на Лубянице, Похвалы пресвятой Богородицы заветная от мору в 1508 году на площади у Софийского собора 31 . Покровская также в кремле за алтарем Входоиерусалимской церкви в 1527 году 32 , евангелиста Марка в 1533 году, Кирилла Белоезерского и мученика Христофора на Семен день в 1553 году 33 . Все сии церкви назывались обетными потому, что строены по обету всего города, а обыденными потому, что строились в один день. Кроме того, в 1421 году упоминаются две церкви – Богоявленская и Спасская построенными не целым городом, а двумя братьями, впрочем по великом чудеси, что Бог избавил Великий Новград от великого труса и потопа и каменной тучи 34 . Особенными поводами к построению обетных церквей служили у Новгородцев нападения врагов и победы над врагами, особенные какие-либо события, которых память хотели увековечить построением храмов в честь праздника или угодника Божия, день коего ознаменован событием. Так, напр., о церкви св. Воскресения на кремлевских западных воротах, построенной в 1296 году при архиепископе Клименте, известно, что она сооружена по случаю одержанной победы над Шведами 35 . В 1381 году построена великим князем Димитрем Иоанновичем Донским каменная церковь св. Димитрия Солунского на Славкове, в возблагодарение Господу Богу за победу, одержанную над Мамаем на Куликове поле 36 . А самая добыча, приобретенная Новгородцами на войне, была употребляема на украшение храмов; как напр., ореховским серебром была поновлена в 1350 году каменная кремлевская церковь Бориса и Глеба, построенная на месте первого деревянного Софийского собора 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Скончался он в 1508 г., достигнув 75-летняго возраста. Мощи его в его обители (см. Новгор. еп.). Грузин. – Пр. Іоанна Зедазнийского, начальника 12 (по иным, 13) Сирийских отцов и учеников его: Исе, епископа Цилианского (2 дек.), Авива , епископа Некресского (29 нояб.), Iocuфa, епископа Алавердского (15 сент.), Шio Мгвимского (9 мая), Давида Гареджийского (в четверток 7 нед. по Пасхе), Ahmohiя Марткобского столпника (19 янв.), Фаддея Степанцминдского, Пирра Бретского, Зенона Икалтского, Михаила Улумбийского, Исидора Самтавийского, Стефана Хирского. Пр. Иоанн сиял подвигами в Антиохии Сирской в начале VI в. В это время Грузия была обуреваема огнепоклонниками. По повелению Богоматери, явившейся в сонном видении пр. Иоанну, он, вместе с 12 своими учениками, избранными по жребию, пришел в Грузию и там все они много потрудились над распространением и утверждением веры Христовой. Сначала св. Иоанн был в Мцхете и здесь ревностно утверждал народ в вере Христовой. Затем чрез три года, по указанию свыше, поселившись на горе Заден (или Зедадзен, в 8 верстах от Мцхета на северо-восток), он, как это было ему указано в видении Божьей Матерью, одну половину своих учеников послал в Карталинию, а другую – в Кахетию, а сам остался подвизаться на горе, наблюдая за подвигами посланных им проповедников и руководя ими. Свв. ученики пр. Иоанна покрыли Грузию сетью монастырей и свв. подвижниками. В то же время великие подвиги, чудеса, знамения и исцеления отовсюду привлекали к пр. Иоанну множество народа. Тогда огнепоклонство и другие лжеучения начали быстро искореняться в Грузии, Церковь Христова стала на незыблемом основании и благодать Божья воссияла в ней. Утешенный обильной жатвой своих трудов и подвигов и свыше извещенный о времени своего отшествия в вечную жизнь, пр. Иоанн мирно скончался между 557–560 г. (или вообще во второй половине VI в.), по завещанию, был погребен на г. Заден (см. Груз. еп.) и вскоре был причислен к лику святых. Ему есть особая бденная служба. К воспоминаемым ныне 12 ученикам пр. Иоанна присоединяют еще 13-го – Илію диакона, постоянного его сотрудника. 8 . Е. Св. славного, всехвального апостола и евангелиста, наперсника возлюбленного, девственника, Іанна Богослова. «Начальник богословия», «зритель неизреченных откровений и сказатель вышних таин», св. апостол и евангелист Иоанн (см. 26 сент.), предузнав приближение своей кончины, повелел приготовить для себя гробницу, сам вошел в нее и почил в мире. Вскоре после кончины святого апостола, честные мощи его не были уже находимы в гробе посещавшими оный, но только некоторый тонкий прах истекал от гроба, который и подавал благодатные исцелениия. 81 Ныне и празднуется св. Церковью воспоминание целебного праха (манны), чудесно исходившая от гроба св. Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Подводя итог различным высказываниям по данному вопросу и учитывая, что в последние годы пребывания инока Макария в Пафнутиевом монастыре там велись строительные работы, а его святительская деятельность в Новгороде и Пскове также отмечена особой активностью в области храмостроительства, можно предположить, что Митрополит Макарий имел отношение к возведению собора в Лужецком монастыре. Однако следует повторить, что отсутствие прямых исторических свидетельств времени его настоятельства не позволяет судить об этом бесспорно. Ко времени пребывания в монастыре архимандрита Макария относится начало ведения здесь Вкладной книги 26 и установление соборного поминовения почившей братии обители: “В 15 день генваря ежегодно творить поминовение «о всех настоятелях и братиях сего монастыря преставльшихся " ” 27 . Более того, основываясь на представлении о двадцатилетнем периоде настоятельства Святителя в монастыре, архимандрит Дионисий высказывает следующее предположение: “Да и самый капитальный труд его – составление Четьих-Миней – вероятно, начался в Лужецком, по крайней мере, должно быть здесь созрел у Макария план его, а на новгородской кафедре он мог сей план привести к исполнению – при умножении средств материальных у Макария и при возможности привлечь к тому труду большое количество оригиналов” 28 . По данным более позднего времени в Лужецком монастыре в период настоятельства архимандрита Макария было 75 человек братии 29 . Преемником Святителя в обители стал архимандрит Феодосий. Согласно грамоте, данной монастырю великим Московским князем Василием III в 1508 году, во владении Лужецкой обители были: слобода на реке на Москве, “да слободка за рекою Москвою, да слободка на Всполье, да что их села и деревни в Можайском уезде в Ужецком стану село Костентиновское, да сельцо Григорьевское с деревнями, да в Зарецком стану сельца на Мелком броду с деревнями, да в волости в Подрелье село Мышкино с деревнями и с починки, да в Калужском уезде в Городцком стану сельцо у Юрия святаго, да в Можайском же уезде в Зарецком стану деревня Румянцева” 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010