Поэтому причислить Достоевского к какой-либо определенной партии или направлению нельзя. Одно только можно сказать определенно, что лица, называющие Достоевского реакционером, злоупотребляют этим термином. Реакционером можно назвать лицо, проповедующее движение назад, подлинный регресс, состоящий в отказе от осуществленных уже положительных ценностей общественной жизни и возврате к прежнему худшему строю ее. Никаких следов реакционности и ретроградности в развитии Достоевского не было. Он был защитником самодержавия и в этом отношении консерватором. Но в то же время, подобно старшим славянофилам, он был горячим сторонником гражданских свобод и противником административной опеки над народом в хозяйственной и духовной жизни. В заключение нужно сказать несколько слов о происхождении Достоевского. Дочь Достоевского Любовь написала о своем отце книгу: Aimee Dostojewsky. Vie de Dostojewsky par sa fille в которой говорит, что русский народ не обладает никакими хорошими нравственными качествами, а отец ее был человек с возвышенным нравственным характером и объясняется это тем, что он – не русский, а литовец. Заявление это – голословное, но, к сожалению, многие иностранцы и даже русские поверили ему. К счастью, мы имеем теперь точные сведения о происхождении Достоевского благодаря книге М. В. Волоцкого «Хроника рода Достоевского» (Москва, Кооперативное издательство «Север», 1933). Документальные сведения о роде Достоевских имеются, начиная с 1506 г. В этом году пинский князь Федор Иванович Ярославич выдал своему боярину Иртищевичу (по другим документам Иртищу) жалованную грамоту на владение несколькими селами, в том числе частью села Достоево (в Пинском уезде Минской губернии). После этого потомки боярина Иртища стали называться Достоевскими. Князь Федор Иванович Ярославич «принадлежал к московской ветви Рюриковичей»; отец его князь Иван Васильевич «бежал в Литву в княжение Василия Темного в 1456 г. Боярин Данило Иванович Иртищ мог быть или из местных уроженцев, или не исключена возможность, что он или его отец эмигрировали в Литву из Московского государства, может быть, в свите своего князя». «Прозвище родоначальника Достоевских – Ртищевич, Иртищ, Артищевич напоминает великорусский род Ртищевых» (24). Итак, родоначальник Достоевских или великоросс или белорусе, т.е. русский. Некоторые из потомков его приняли католичество и стали подписываться по-польски, другие продолжали подписываться по-русски.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/dos...

Язычники чувствовали себя победителями Бога иудейского, были убеждены в Его бессилии; – Даниил открывает им славу и могущество этого Бога, а вместе с тем и ничтожество других богов. Даниил мудростью превосходит всех мудрецов языческих и мудрость свою приписывает Богу, «сущему на небесах» 1505 ; и царей он приводит к сознанию, что Бог иудейский есть «Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны» 1506 ; Навуходоносор сам испытал на себе силу и могущество Иеговы, и просветленное сознание его свидетельствует, что «велики знамения» Всевышнего, «могущественны чудеса Его», что Он «силен смирить» гордых 1507 ; спасение отроков в печи, Даниила во рву львином – заставляет языческих царей исповедать, что «Бог Даниилов» есть «Бог живый и присносущий», всемогущий Владыка неба и земли, что нет иного кроме Него 1508 ; сокрушение Даниилом Вила и дракона убеждает язычников в совершенном ничтожестве почитаемых ими богов и приводит к познанию того же Бога истинного 1509 . И обаяние, какое производила высокая личность самого Даниила на его современников, было необыкновенно сильно. О силе впечатления его на иудеев прекрасно говорит разобранный уже нами отзыв о нем пророка Иезекииля 1510 ; а разного рода саги, окружающие светлый образ пророка, указывают на впечатление, какое он производил и на языческое население – не только современное ему, но, по преданию, даже и последующее. Некоторые восточные писатели приписывают пророку Даниилу изобретение «геомантии» (землегадания) 1511 . Из письменных трудов, кроме нашей богодухновенной книги Данииловой, известны с именем этого пророка и другие сочинения, несомненно подложные и апокрифические, составленные другими лицами, но выдаваемые за произведения самого пророка. Такова, напр., «онирокритика» или снотолкователь Даниила, известный на востоке под заглавием «Ossoul al Tâbir» (т. е. основы онирокритики) 1512 , а на западе в различных редакциях и под разными названиями (somnialia, conjectorium и др.) на нескольких языках 1513 . Другое оригинальное произведение, изданное с именем пророка Даниила, – это «prognosticon» или сборник предсказаний на каждый год (на сирском языке) 1514 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

и евр. языкам (см. также ст. Библеистика ). Наряду с этим пробуждался интерес к критике текста. Вульгата блж. Иеронима, обладавшая абсолютным авторитетом как основной церковный текст, теперь подвергалась сопоставлению с евр. и греч. рукописями, что также вызывало существенно более сильный, чем раньше, интерес к букв. смыслу библейского текста. Несмотря на это, ведущие гуманисты (Л. Валла , М. Фичино , Дж. Колет, Ж. Лефевр д " Этапль и др.) в основном оставались в рамках сложившейся ранее парадигмы церковной герменевтики, поэтому речь скорее может идти о попытке гуманистической реформы уже известного учения о толковании, а не о начале новой герменевтики ( Ganoczy, Scheld. Hermeneutik. 1983. S. 23-43). Мартин Лютер. Миниатюра Лукаса Кранаха Старшего. Сер. XVI в. (Berolin. SB. Libr. in membr. impr. Fol. 12) Мартин Лютер. Миниатюра Лукаса Кранаха Старшего. Сер. XVI в. (Berolin. SB. Libr. in membr. impr. Fol. 12) Одним из первых опытов критической работы над библейским текстом стало рукописное изд. «Сопоставления Нового Завета» итал. гуманиста Лоренцо Валлы (1407-1457), основанное на строгом филологическом сравнении текста Вульгаты с неск. греч. рукописями НЗ. Валла отмечает в переводе блж. Иеронима грамматические ошибки, ошибки перевода отдельных слов и целых фраз, идущие от недостаточного знания греч. текста, и предлагает многочисленные исправления. В 1505 г. работа Валлы была издана Эразмом Роттердамским ( Valla L. In latinam Novi Testamenti interpretationem ex collatione Graecorum exemplarium adnotationes), впосл. он использовал ее в качестве источника для собственного издания НЗ. В нач. XVI в. были созданы важные для становления филологического исследования ВЗ руководства по евр. языку К. Пелликануса (De modo legendi et intelligendi. Hebrala [Strassburg], 1503) и И. Рейхлина (De rudimentis Hebraicis. Phorcae, 1506). Толкование 7 покаянных псалмов (Пс 6, 32, 38, 51, 102, 130, 143), изданное в 1512 г. Рейхлином, содержало филологические примечания к евр. тексту псалмов и, кроме того, рекомендации по изучению евр.

http://pravenc.ru/text/164827.html

В том же 1869 году преосв. Макарий принял меры к правильному, основанному на законе, распределению доходов между членами причта, чем, в свою очередь, поднималось положение псаломщиков в глазах духовенства и прихожан. На прошении церковнослужителей сокальского благочиния сделать распоряжение о законном и правильном разделе земельного и других доходов между членами причта преосв. Макарий 16 августа 1869 года положил такую резолюцию: «так как подобные жалобы я уже неоднократно слышал, особенно при обозрении мною епархии, то предлагаю консистории, в предотвращение их, немедленно составить подробные правила о справедливейшем распределении как земли, так и доходов между членами причтов по всей епархии и при этом иметь в виду, что отселе причетниками, или псаломщиками приходских церквей имеют быть назначаемы, по новому указу, окончившие курс семинарского учения». Согласно этому предложению, Литовская духовная консистория 2 сентября 1869 года составила, а 9 октября того же года преосв. Макарий утвердил правила о распределении доходов между членами причтов приходских церквей 1506 . Не смотря на то, что это распоряжение епархиального начальства было, видимо, неприятно для священников, которые впоследствии пытались было даже изменить его в свою пользу, однако же благодаря настойчивости преосв. Макария и состоявшемуся скоро общему законоположению на этот счет, оно со временем вошло в силу в Литовской епархии 1507 . Заботился преосв. Макарий об улучшении материального положения и всего вообще духовенства Литовской епархии. Приходское духовенство Литовской епархии было довольно хорошо обеспечено сравнительно с духовенством епархий центральной России. Об этом согласно свидетельствуют отзывы и самого преосв. Макария и викариев Литовской епархии. Помимо прочих доходов, духовенство Литовской епархии пользовалось еще казенным жалованьем. Не смотря на это, приходское духовенство Литовской епархии не переставало жаловаться на недостаточность своего материального обеспечения. Эти жалобы в некоторых случаях, благодаря исключительному положению Литовского духовенства, особенно находившегося в приходах из новообращенных в православие, да и вообще жившего и действовавшего рядом с католическим духовенством, сравнительно весьма хорошо обеспеченным, были справедливы.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

В 1499 г. вместе с кард. Джованни Медичи прибыл в Венецию. Неоднократно пытался восстановить власть Медичи во Флоренции. Стремясь найти союзников среди европ. правителей, ок. 1499-1500 гг. Джулио Медичи и его брат кард. Джованни Медичи в сопровождении юношей, близких к семье Медичи, отправились на герм. земли. В г. Ульм городские власти арестовали их и отправили в Вену к имп. Максимилиану I Габсбургу (1508-1519), к-рый освободил всех из-под ареста. Нек-рое время братья жили при дворе сына императора, Филиппа Красивого, герц. Бургундии (1482-1506); возможно, они планировали отправиться в Англию, но в Руане были вновь арестованы и освобождены только после личного вмешательства главы семьи Медичи, Пьеро II Невезучего, находившегося в Венеции. В 1500 г. Джулио вернулся в Италию. Способствовал заключению брака банкира и флорентийского кондотьера Филиппо Строцци и дочери Пьеро, Клариче Медичи (1508), надеясь, что Строцци помогут Медичи вернуться во Флоренцию. Во время военных действий, к-рые вела против Франции организованная папой Римским Юлием II Священная лига (1511-1513), объединившая ряд североитал. городов и Испанию, Джулио Медичи сопровождал брата, кард. Джованни Медичи, назначенного легатом папской армии в Романье. В битве при Равенне (11 апр. 1512) войска лиги потерпели поражение, а кардинал попал в плен. Французы потребовали, чтобы остававшийся на свободе Джулио Медичи отправился в Рим и изложил папе Римскому условия, на к-рых мог быть заключен мирный договор. Джулио прибыл к папскому двору и активно участвовал в многосторонних мирных переговорах (так, по поручению папы он встречался в Милане с кардиналами, участвовавшими в работе созванного по инициативе франц. кор. Людовика XII Пизанского Собора (май 1511 - июнь 1512; заседания проходили в Милане, Пизе, Асти, Лионе, см. в ст. Пизанские Соборы )); результатом этих переговоров среди прочего стало восстановление власти Медичи во Флоренции (сент. 1512). Папа настоял на скорейшем созыве Латеранского V Собора (открылся в мае 1512), где участники Пизанского Собора были объявлены еретиками и схизматиками.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

В 1425 г. герц. Брабантский Иоанн IV основал первый на территории Б. ун-т в г. Лувен (фламанд. Лёвен). В нач. XVI в. благодаря преподавательской деятельности Эразма Роттердамского здесь укоренились традиции христ. гуманистического богословия. XV в. ознаменовался оживлением духовной жизни на основе движения «devotio moderna» Г. Грооте . К сер. века в рамках этого движения на территории Б. появились новые конгрегации: «братья общинной жизни», «сестры общинной жизни», каноники Вильдесхайма. Под влиянием «devotio moderna» находились также мехеленские францисканцы - аскетические писатели Я. Бругман ( 1473) и Г. Харпиус ( 1477). Большое значение приобретает в Б. орден картузианцев ; сильное влияние на монашество Б. оказал Дионисий Картузианец . В XV в. епископы в Б. стали назначаться герцогами Бургундскими и лишь утверждались папами. Имели место столкновения с франц. королями, стремившимся сохранить за собой право назначать епископов Турне, что привело к схизме в 1483-1505 гг., когда на эту кафедру было назначено сразу 2 епископа. Все епископы XV - нач. XVI в. были тесно связаны с бургундским двором, являлись родственниками герцогов, вели придворную жизнь, не появляясь в своих еп-ствах. При Габсбургах это явление стало распространенным, причем мн. епископы занимали одновременно неск. кафедр. Расцвет светской ренессансной культуры и одновременно упадок местной церковной жизни способствовали быстрому распространению идей Реформации и протестантизма в Б. с 20-х гг. XVI в. Реформация и Нидерландская революция (XVI - 1-я пол. XVII в.) Территория Б. вошла в состав владений дома Габсбургов в 1482 г. в результате династического брака имп. Максимилиана Габсбурга и Марии Бургундской, наследницы части владений герц. Карла Смелого. Вместе с совр. территорией Б. в Римско-Германскую империю вошли также почти все совр. Нидерланды, юж. часть Фландрии, графство Артуа (совр. территория Франции) и Люксембург, к-рые впосл. составили особый наследственный габсбургский округ, не подлежащий разделению. В нач. XVI в. после женитьбы герц. Филиппа Бургундского (король Испании 1504-1506) на Хуане Испанской Нидерланды перешли под контроль испан. короны. В 1555 г. имп. Карлом V Габсбургом, объединившим под своей властью австр. и испан. владения, был проведен раздел империи, и Нидерланды отошли под власть кор. Испании Филиппа II .

http://pravenc.ru/text/77978.html

На почве семиотики, с одной стороны, и психологии, с др., возник метод анализа читательского восприятия (reader-response criticism), к-рый вскрывает целый ряд новых возможностей понимания библейского текста, обусловленных совр. социальным опытом. Лит.: Исторические предпосылки и становление Б.: Pellicanus C. De modo legendi et intelligendi Hebraea. [Strassburg], 1503; Reuchlin J. De rudimentis Hebraicis, lib. I–III. Phorce, 1506. Hildesheim, 1974r; Capito W. F. Institutiones hebraicarum. Lib. II. Argentorati,1525; Pagnini S. Hebraicae institutiones. Lugduni, 1526, 16492; Postell W. Grammaticae arabicae rudimenta. P., 1527; Münster S. Chaldaica Grammatica. Basileae, 1527; Widmanstetter J. A. Syriacae Linguae prima Elementa... Viennae, 1555 Masius A. Grammatica linguae Syricae. [S. l.], 1571; Buxtorf J. Thesaurus grammaticus linguae sanctae Hebraeae. Basileae, 1609, 1651. Hildesheim, 1981 r; Schindler V. Lexicon Pentaglotton, Hebraicum, Chaldaicum, Syriacum, Talmudico-Rabbinicum, Arabicum. [S. l.], 1612; Cappellus L. Arcanum punctationis revelatum... Lugd. Batav., 1624; idem. Critica sacra: sive De variis quae in ... Veteris Testamenti libris occurunt lectionibus. [Р.], 1650; Morinus J. Exertationes biblicae. Lutetiae, 1633; Grotius H. Annotata ad Vetus Testamentum. Lutetiae, 1644. 3 t.; Camerarius J. Commentarius in Novum Foedus: In quo et figurae sermonis, et verborum singnificacatio, et orationis sententia, ad illius Foederis, intelligentiam certiorem, tractantur. Camb., 1645; Lightfoot J. Horae Hebraicae et Talmudicae in Quattuor Evangelistas... Lpz., 1648; Castellus E. Lexicon heptaglotton. [S. l.], 1669. Graz, 1970 r. 2 vol.; Danz A. Nucifragibulum, sanctam scripturae V. T. linguam ebraicam enucleans. [S. l.], 1686; Turretini J. A. Über die Methode der Auslegung der Heiligen Schrift. Lpz., 1728; Schultens A. Clavis mutationis elementorum, quae dialecti linguae ac praesertim//Erpenii Arabische Grammatik. Gött., 1733; Ernesti J. A. Institutio interpretis Novi Testamenti.

http://pravenc.ru/text/149119.html

Предстоятели Русской Церкви Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) Деятельность второго Первосвятителя Русской Церкви XVI века мало изучена в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV века. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 290 . Подвизаясь на Белоозере, будущий Митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским (†1508; память 7 мая). В 1506 году Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником по Симонову монастырю в 1506–1511 годах стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен Митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 года «Варлаам взят на Москву на Симоново» 291 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 году, вскоре после своего возведения в архимандриты. Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во глава с Митрополитом Симоном в ходатайстве пред Московским Великим князем за К. И. Острожского 292 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 293 , то есть дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 294 . 27 апреля 1507 года Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 295 , во Владимирском уезде 296 , Коломенском уезде 297 , на Белоозере 298 и Переславском 299 . В 1510 году Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 300 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 301 . В 1510 году в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 302 , который освящал Митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Господа священноначалники повелели вдовцем чистым дияконом причащатися во всем сану, а попом вдовым чистым причащатися во единой патрахели. Господа! Разсудите сами, достоит ли попу чисту и нескверну, отдав дух свой Богови, во едином патрахели погребену быти? И Господь рече: Горе человеку тому, им же соблазн в мир приходит ( Мф.18:7 ), лучше бы ему жерновой камень, навязав на его выю ввержену бьти в море ( Мф.18:6 ), неже соблазнити единого. Писано в Правилех: Аще епископ кого изобидит не по Правилом, ино митрополит отомстит, а митрополит кого изобидит не по Правилом, ино патриарх разсудит их по Правилом и отомстит виноватому. Аще ли патриарх с Собором изобидит кого не по Правилом, ино царь разсудит их по Правилом святых отец и отмстит виноватому. Господа и Братия! Егда седете за трапезою ясти и пити, и не глаголите скверных словес, со благодарением славите Бога, давшаго нам пищу и мир всем, и любовь душевную о Христе. А минъ 157 . Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; † 1533) Деятельность второго первосвятителя Русской Церкви XVI в. является малоизученной в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV в. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 158 . Подвизаясь на Белоозере, будущий митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским († 1508; пам. 7 мая). В 1506 г. Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником в Симоновом монастыре в 1506–1511 гг. стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 г. старец «Варлаам взят на Москву на Симоново» 159 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 г., вскоре после своего возведения в архимандриты, Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во главе с митрополитом Симоном в ходатайстве-печаловании пред Московским Великим князем за К.И. Острожского 160 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 161 , т. е. дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 162 . 27 апреля 1507 г. Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 163 , Владимирском уезде 164 , Коломенском уезде 165 , на Белоозере 166 и Переславском 167 . В 1510 г. Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 168 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 169 . В 1510 г. в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 170 , который освящал митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Всероссийский Митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 4 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 Деятельность второго Первосвятителя Русской Церкви XVI века мало изучена в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV века. Он “был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря” 1 . Подвизаясь на Белоозере, будущий Митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сор­ским (†1508; память 7 мая). В 1506 году Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого, был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником по Симонову монастырю в 1506–1511 годах стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен Митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 года “Вар­ла­ам взят на Москву на Симоново” 2 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 году, вскоре после своего возведения в архимандриты, Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во главе с Митрополитом Симоном в ходатайстве пред Московским Великим князем за К. И. Острожского 3 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности “Фео­до­сей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы” 4 , то есть дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 5 . 27 апреля 1507 года Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 6 , во Владимирском уезде 7 , Коломенском уезде 8 , на Белоозере 9 и Переславском 10 . В 1510 году Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 11 . Еще одну жалованную грамоту Васи­лий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 12 . В 1510 году в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы “при архимандритстве Варламове” 13 , который освящал Митрополит Симон.

http://pravmir.ru/vserossiyskiy-mitropol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010