Смарагд Крыжановский 1828... перев. из Киево-Выдубицкого монастыря, а 23 авг. – в Киево-Братский. Анастасий , ректор Пензенской семинарии, перев. в 1828, а 1830 уволен в Боголюбов, на покой. Гавриил 28 мар. 1830 перев. из Московского Знаменского монастыря, а 22 сент. 1845– в Спасо-Андрониев. Евсевий Орлинский 5 окт. 1845 перев. из Московского Богоявленского монастыря; 9 мар. 1847 хирот. в еписк. Винницкого (викария Подольской епархии). Филофей Успенский , в июне 1847, из Златоустова [Харьковского Спасск. Преображ.?] 18 дек. 1849 хирот. в викария Московской епархии. Евгений Сахаров-Платонов , из Златоустова, 19 дек. 1849, а 6 окт. 1857 хирот. в викария Московской епархии. Сергий Лапидевский , с 1857 (??), 1 янв. 1861 хирот. в еписк. Курского. Иоанникий Холуйский из Богоявленского перев. 10 авг. 1859, а 2 мар. 1861 – в Заиконоспасский. Архиереи Савва Тихомиров , еписк. Можайский, управлял мнтрём с 4 нояб. 1862 по 17 июня 1866. Игнатий Рождественский , еписк. Можайский, с 7 авг. 1866; в окт. 1873 перемещён в Богоявленский. Архим. Григорий Воинев в сент. 1873 перев. из Златоустова. 11 Богоявленский, за Торгом, в Москве, в Китай-городе; основан, как полагают, в начале XIV столетия, Стефаном, братом св. Сергия Радонежского. Ныне второклассный. [III, 402.] Игумены Стефан , основатель ... Прохор , 1455. Арсений , около 1460. Антоний , 1467. Киприан , 1482. Трифон Дубина 14 июля 1499 хирот. в еписк. Сарского. Герасим Поповка , † в 1503. Нил , Грек, 1506, а 24 авг. 1509 хирот. в еписк. Тверского. Геннадий , в 1510–12. Феофил , в 1525–32. Киприан , 1542, а 30 янв. 1547 хирот. в еписк. Вологодского. Исаакий , 1548. Антоний , 1551. Варлаам , 1554 и 55. Феодосий , 1557–66. Герман , 1567 и 68. Феодосий , 1571 и 72. Авраамий , 1576–81; † … Досифей , 1581. Сильвестр , 1584. Иосиф , 1589–96. Иов , 1598–1604. Симон , 1613–16. Боголеп , 1618 и 19. Иосиф , в июле, окт. 1620. Илия , 1621–31. Варлаам определён 7 окт. 1634 и в 1635. Гурий , 1638, в апр. уволен. Иона , с 1638; 4 дек. 1642 хирот. в архиеп. Тверского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И сего ради по утверждению в память вечную даём сию нашу Патриаршескую крепостную грамоту, наших рук утверждённую подписанием, в лето от создания мира 7175, от воплощения же Бога Слова 1667, индикта 5, месяца Мая в 8 день, на память и праздник иже во святых Отца нашего Алексия, Митрополита Московского и всея России Чудотворца». В 1744 году по Именному Высочайшему Указу положено в монастыре сем быть Кафедре Московских Архиереев. До состояния Духовных 1764 года Штатов было за ним 18.681 душа крестьян. Список Архимандритов Чудовского монастыря 1. ЕЛИССЕЙ Чечетка, упоминается в 1379 году. 2. ФЕОФАН, 1432 год. 3. ФEOДOCUЙ I Бывальцев. В 1454 году, Июня 23, хиротонисан в Архиепископа Ростовского. 4. ФEOДOCUЙ II. В 1472 году хиротонисан в Епископа Рязанского. 5. ГEHHAДUЙ I с 1480 по 1484 годы. Потом Архиепископ Велико-Новгородский. 6. ДИОНИСИЙ. 7. ДИМИТРИЙ. 8. КАССИАН. 9. ФЕОГНОСТ упоминается в 1506 году. 10. UOCUФ I. В 1515 году хиротонисан в Епископа Смоленского. 11. UOHA I Собина, упоминается в 1530 году. В 1544 году хиротонисан в Епископа Суздальского. 12. ИОАНН упоминается в 1544 году. 13. МИХАИЛ. В 1548 хиротонисан в Епископа Рязанского. 14. ЛЕВКИЙ. В 1555 году упоминается на поставлении Гурия, Архиепископа Казанского. 15. ЛЕОНИД с 1570 по 1573 годы. Потом Архиепископ Велико-Новгородский. 16. EBФUMUЙ I с 1572 года. 17. ФЕОКТИСТ. 18. ХРИСТОФОР упоминается в 1586 году. 19. ФEOДOCUЙ III упоминается в 1589 году. 20. BAPЛAAM I в 1592 году хиротонисан в Митрополита Велико-Новгородского. 21. ГEHHAДUЙ II в 1595 году хиротонисан в Епископа Псковского. 22. ПАФНУТИЙ упоминается в 1599 году. 23. АВРААМИЙ. 1613 год. 24. UOCUФ II. 1621 год. 25. ГEHHAДUЙ III. 1623 год. 26. ФEOДOCUЙ IV. 1628 год. 27. КИРИЛЛ. 1635 год. 28. ФEPANOHT I. 1649 год. 29. UOCUФ I был по 1650 год. 30 ФEPANOHT II упоминается в 1684 году. 31. NABEЛ I был по 1656 год. 32. UOHA II был по 1657 год. 33. UOCUФ I упоминается в 1657 году. 34. NABEЛ II был с 1659 по 1664 годы. Потом Митрополит Крутицкий. 35. ИОАКИМ Савелов, с 1664 по 1673 годы. Потом Митрополит Велико-Новгородский. Наконец Патриарх всей России. 36. ВАРНАВА переведён во Владимиро-Рождественский монастырь. 37. NABEЛ III с 1673 по 1678 годы. Потом Митрополит Тобольский. 38. АДРИАН с 1678 по 1686 годы. Потом Митрополит Казанский, и наконец, Патриарх всей России. 39. EBФUMUЙ II в 1686 году, в неделю Ваий, переведён из Архимандритов же Калязина монастыря, и был по 1688 год; а потом хиротонисан в Митрополита Крутицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1539. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения вокруг святейшего Имени Божия. — Прибавления к Церковным ведомостям 34, 1913. С. 1504–1505. 1540. Т. е. имяславцев. 1541. Никон, архиепископ. Плоды великого искушения вокруг святейшего имени Божия. С. 1506. 1542. Т. е. противников имяславия. 1543. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон и плоды»великого искушения». Цит. по: Мои дневники. С. 144–148. Статья»Моя поездка на Старый Афон»является почти дословным воспроизведением статьи»Плоды великого искушения»из Прибавлений к Церковным ведомостям 34,1913, однако содержит некоторые уточнения и дополнения. В дальнейшем мы ссылаемся на обе версии статьи. 1544. Забытые страницы русского имяславия. С. 55–56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). Другие источники датируют прибытие»Донца»на Афон 4–м июля. 1545. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 150. 1546. Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой. СПб., 1914. С. 9. 1547. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151. 1548. Помещение для приема гостей. 1549. Православная Церковь о почитании Имени Божия. С. 9. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1550. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151. 1551. Одну такую депутацию из десяти иноков архиепископ Никон принял 6 июля. Подойдя к архиепископу под благословение, иноки вместо благословения услышали от него:«Я не могу вас благословлять, потому что вы противитесь Святому Патриарху и Св. Синоду, и отвергаете Церковь». Диспут имяславцев с архиепископом закончился тем, что пришедший в каюту владыки генеральный консул Щебу–нин выгнал их с корабля. Подробнее об этом см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 56–58 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1552. Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151–153; Православная Церковь о почитании Имени Божия. С. 10–12. 1553. Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 183–184 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41. Л. 15–29об.).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Признавая несомненным соответствие государственной территории с церковной, можно в общих чертах определить раздельную границу Московской митрополии с Киевской в начале XVI в. При преемнике Александра Сигизмунде (1506–1548) известен случай, когда при дипломатических сношениях с крымским ханом Менгли Гиреем (1510 г.) польско-литовские дьяки могли принять ханских послов только на русской границе, лежавшей, как видно из наказа Сигизмунда, между Киевом и Черниговом.... Равно и русские не смели провожать их за границу. А граница эта шла изогнутой линией по среднему и верхнему бассейну Западной Двины мимо Полоцка, Витебска, Смоленска, а по взятии Смоленска русскими (1514 г.), – мимо Орши, Мстиславля на Киев. Киев, Канев и Черкасы принадлежали Литве. Русские, служившие в Можайске, Стародубье, Гомее (Гомеле) и Чернигове, целыми отрядами нападали на пограничные литовские владения близь Свислочей, Бобруйска и Любошан и пуще татар донимали их. Польско-литовский король Сигизмунд не раз жаловался на русских грабителей. Разумеется, литовцы платили тем же. Пограничные беспокойства часто заставляли собираться депутатов той и другой стороны 64 . Знак, что государственная граница была неприкосновенной и церковь в этом случае не составляла исключения. Охранение русско-литовской границы было предметом особых забот и входило в интересы не одних литовцев, но и ливонских немцев. Во время смоленского похода радные литовские князья, склоняя на свою сторону магистра Ливонского ордена Плеттенберга, писали: «если он, т. е. московский князь и московские люди успеют овладеть нашими крепостями – Смоленском, Полоцком, Витебском, Мстиславлем и Оршей, то и вы не можете быть безопасны, так как по мнению полочан пределы их страны простирались по Двине вплоть до самого моря, и что ваш г. Рига построен на их земле» 65 . Приведенных фактов достаточно, чтобы при взгляде на карту сразу определить русско-литовскую границу, а с ней границу Московской и Киевской митрополии в начале XVI в., когда пограничная с Литвой территория Смоленской епархии, растянутая от Смоленска до Чернигова 66 , разделяла Московскую и Киевскую митрополии соответственно государственной границе и территории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Никон, архиепископ. Плоды великого искушения вокруг святейшего Имени Божия. — Прибавления к Церковным ведомостям 34, 1913. С. 1504–1505. 1540 Т. е. имяславцев. 1541 Никон, архиепископ. Плоды великого искушения вокруг святейшего имени Божия. С. 1506. 1542 Т. е. противников имяславия. 1543 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон и плоды»великого искушения». Цит. по: Мои дневники. С. 144–148. Статья»Моя поездка на Старый Афон»является почти дословным воспроизведением статьи»Плоды великого искушения»из Прибавлений к Церковным ведомостям 34,1913, однако содержит некоторые уточнения и дополнения. В дальнейшем мы ссылаемся на обе версии статьи. 1544 Забытые страницы русского имяславия. С. 55–56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). Другие источники датируют прибытие»Донца»на Афон 4–м июля. 1545 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 150. 1546 Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой. СПб., 1914. С. 9. 1547 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151. 1548 Помещение для приема гостей. 1549 Православная Церковь о почитании Имени Божия. С. 9. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1550 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151. 1551 Одну такую депутацию из десяти иноков архиепископ Никон принял 6 июля. Подойдя к архиепископу под благословение, иноки вместо благословения услышали от него:«Я не могу вас благословлять, потому что вы противитесь Святому Патриарху и Св. Синоду, и отвергаете Церковь». Диспут имяславцев с архиепископом закончился тем, что пришедший в каюту владыки генеральный консул Щебу–нин выгнал их с корабля. Подробнее об этом см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 56–58 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29). 1552 Никон, архиепископ. Моя поездка на Старый Афон. С. 151–153; Православная Церковь о почитании Имени Божия. С. 10–12. 1553 Забытые страницы русского имяславия. С. 56 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29); Там же. С. 183–184 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 41. Л. 15–29об.). 1554

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

К случайным и незначительным источникам архиерейского содержания принадлежали: а) доходы от продажи некоторых движимых вещей архиерейской экономии, например, из экономии новгородского архиерейского дома продавались: лен, иногда в немалом количестве, мед десятками и даже сотнями пудов, дрожжи, высевки, овчины, смушки, опойки и пр.; б) вознаграждения, какие получали архиереи за совершенные ими по приглашению церковные службы, особенно в дни праздников: так, Новгородскому владыке за священнослужение на храмовой праздник в придворной или княжеской церкви святого Иоанна Предтечи на Опоках ежегодно отпускалось казенной руги 2 рубля 5 алтын и 2 деньги. Сам митрополит, нередко совершавший по желанию великого князя праздничные службы в придворных и других кремлевских церквах, получал от него каждый раз довольно ценные подарки. Для содержания монастырей источниками были: 1 . Доходы с их недвижимых имуществ – источник главный и нам уже известный. 2 . Денежные вклады и пожертвования за поминовение живых и умерших. Этого рода вклады в монастыри хотя не были так обыкновенны и многочисленны, как вклады землями, селами и вообще недвижимыми имуществами, но в некоторых монастырях достигали значительной величины. Самые большие денежные вклады поступали в монастыри от великих князей или, точнее, от великого князя Ивана Васильевича IV в продолжительный период его царствования. Например, в Троице-Сергиев монастырь от Ивана Васильевича III вовсе не было денежных вкладов, как и земельных; сын его Василий Иванович в 1506 г. пожаловал вкладу по отце своем 60 рублей и в 1519 г. по брате своем Семене Ивановиче 30 рублей; а великий князь Иван IV пожаловал в 1534 г. по отце своем 500 рублей, в 1548 г. чрез Алексея Адашева – 7000 рублей, в 1562 г. по царице своей Анастасии 1000 рублей, в 1564 г. по брате своем Юрии Васильевиче 1000 рублей, в 1570 г. по царице своей Марии 1800 рублей, в 1572 г. по царице своей Марфе 700 рублей, в 1582 г. по сыне своем Иване 5000 рублей, в 1584 г. по самом себе 5000 рублей и в разные годы по разных лицах: родственниках, князьях, боярах, дьяках то по 100, то по 200, то по 300, по 400 и по 500 рублей, так что всех денежных вкладов этого государя в Сергиев монастырь насчитывается до 25157 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но такой открытый фанатизм правительства стоил Литве очень дорого: на защиту православия в литовских владениях выступил сильный великий князь московский, и поднялась тяжелая война с Москвой, кончившаяся для Литвы потерей нескольких православных княжеских родов с их землями. Потери эти продолжались и при следующем короле Curuзмyhдe I (1506-1548) — в 1514 году к Москве отошел от Литвы Смоленск. Может быть, вследствие таких тяжких потерь правление Сигизмунда было одним из самых терпимых для православия в Литве. Но зато этот король слишком усердно, более всех предшественников, пользовался во вред православию своим правом продавания духовных должностей. Ему деятельно помогала в этом корыстолюбивая королева Бона, наперебой с королем бравшая взятки с разных искателей «духовных хлебов». Важнейшие духовные места замещались людьми недостойными, которые только унижали и обессиливали православную иерархию. В Галиции, непосредственно связанной с Польшей, где давно уже упразднилась бывшая Галицкая епархия, церковными делами и имениями управлял «справца» или наместник киевского митрополита. В 1509 году король отдал право назначать этого наместника львовскому католическому архиепископу. Галичане воспротивились этому, выбрали своего справца, и из-за этой должности возникла долгая тридцатилетняя борьба между католиками и православными посредством взяток королю и королеве. Восторжествовал православный справца Макарий Тучапский, поставленный в 1539 году в епископа восстановленной Галицкой епархии; в том же году он издал грамоту о восстановлении клироса в своей епархии, замечательную по изображению прав и обязанностей членов этого клироса, состоявшего из соборных и некоторых приходских священников города. На первых порах правления Сигизмунда, при митрополите Иосифе Солтане, православные, составив в декабре 1509 года собор в Вильне, провели было на нем несколько определений, рассчитанных на то, чтобы дать православной церкви в Литве более свободы от вмешательства в ее дела мирян, в том числе и короля; но определения эти мало имели силы на практике.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Последние годы своей жизни, вторично удалившись на покой в обитель преподобного Кирилла, архиепископ Афанасий молитвенно готовился к переходу в иной мир. Дата его кончины неизвестна, а о месте его погребения вместе с Казанским владыкой (1581–1583), бывшем Кирилловским игуменом (1572–1581), читаем: “Полоцкой архиепискуп Афонасей, да Казанской архиепискуп Козма лежат у большие церкви Успения Пречистые Богородицы в паперте у полунощных дверей” 110 . Имя владыки Афанасия было внесено в монастырский поминальный Синодик 111 . Список сокращений ААЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Россий­­ской империи Археографическою экспеди­циею АН. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Акты феодального землепользования и хозяйства XIV–XVI веков. Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846–1875. 12 т. Журнал Московской Патриархии. Книжные центры Древней Руси. Общество любителей древней письменности Полное собрание русских летописей. Русская историческая библиотека. Собрание государственных грамот и договоров. СПб., 1828. Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом). Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1 См. о нем: Титов А. А. Суздальская иерархия. Материалы для истории Русской Церкви. Вып. 4. М., 1892. С. 55–56. 24. 2 КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности/Отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1991. С. 125. 4 Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 216; Калайдович К. Ф. Историческое описание мужского общежительного монастыря святого Чудотворца Николая, что на Пешноше. Изд. 3. М., 1880. С. 102. 5 ААЭ. Т. 1: (1294–1598). СПб., 1836. С. 176–177; Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского. М., 2002. С. 360–361. 7 АФЗХ: Акты московского Симонова монастыря (1506–1613)/Составитель Л. И. Ивина. Л., 1983. С. 92–93. 79. 12 Там же. С. 94. 81. В 1548 году царь дает аналогичное указание нижегородским воеводам и ключникам, охраняя рыболовные интересы монастыря (Там же. С. 100–101. 88).

http://pravmir.ru/russkaya-ierarhiya-xvi...

960 . Таким образом, на первых порах своего пребывания в Москве Максим Грек застал весьма оживленные сношения москов. правительства с Римом. Если он мог с сочувствием относиться к изгнанию турок и восстановлению Греции, то, как истинный последователь Марка Ефесского , он не шел по следам тех, которые примирялись достижением этой цели принятием флорентийской унии. Полемика М.Грека против латинян вполне подтверждает высказанную нами мысль. Близкий в то время ко двору вел. князя, он, быть может, содействовал перед последним выяснению опасности предложений, сделанных папой, и помешал появлению в Москве Николая Шонберга. § X Как видно, сторонником соединения церквей является собственно Николай, наз. обыкновенно «Немчином», но подобное прозвание относится не к нему одному, а прилагалось ко всякому выходцу из Ливонии и Германии. Некоторые смешивают его с Николаем Немчином, прибывшим в Россию с цесарским посольством Делатора или фон-Турна, в 1491 г. 961 и полагают, что о нем-то хлопотали цесарь и маркграф бранденбургский, чтобы вел. князь отпустил его на родину «по старости» 962 . Действительно об этом Николае Немчине говорится, что он прибыл в Россию в 1491 г., но если он уже в 1519 г. (Франц. да-Колло) находился в преклонной старости, то к нему никак не может относиться показание о смерти в 1548 г. как говорится о Николае Люеве 963 , и даже известие о присутствии в 1533 г. при кончине вел. кн. Василия Ивановича, когда он, по-видимому, был еще достаточной крепости, сопутствуя вел. князю 964 . Притом, в том же известии внуков его брата говорится о прибытии Николая в 1508 г., что подтверждается и беседой вел. князя с Николаем, из которой следует, что последний прибыл в начале царств. Василия Ивановича, как равно и сказанием о Николае (Булеве), помещенном при соч. Максима Грека 965 . Вероятно, Н.Немчин (Люев) прибыль с Андреем Траханиотовым, который ездил в Рим в 1506 г. с известием о кончине вел. кн. Ивана Васильевича, с которым приехали и набранные им мастера – «из Рима» же 966 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

In a paper entitled ‘“The Ark of Hellenism”: Mount Athos and the Greeks under Turkish Rule’ Graham Speake picks up and develops Averil Cameron’s suggestion that after 1453 the Holy Mountain was able to represent a symbol of the continuity of Orthodox culture and of divinely ordained religious authority. Rather than attempt a general survey, he takes two snapshots of Athos, in the sixteenth century and in the eighteenth century, and focuses on two pairs of parallel lives. Perhaps the clearest indicator of the continuing prosperity of the Mountain in the sixteenth century is the foundation in 1541 of the monastery of Stavronikita, accomplished with the assistance of Ecumenical Patriarch Jeremias I. Needing an artist to embellish the newly built katholikon and refectory, the Patriarch turned to Crete to commission the most celebrated iconographer of the day, Theophanes. Athos was still the place where artists’ reputations were made and as a result of his work not only at Stavronikita but also at the Lavra Theophanes found himself setting a style that became the model for Orthodox church art for the next two centuries. Scholars too were attracted to Mount Athos at this time and it was no doubt with a view to accessing the contents of its library that the learned Michael Trivolis in 1506 became a monk of Vatopedi with the name Maximos. Ten years later Maximos was invited to Moscow to translate patristic texts into Slavonic. Drawn into the controversies that divided Muscovite society and refused permission to return to Athos, Maximos fell foul of the authorities and was charged with heresy, sorcery, and treason. After spending more than twenty years in prison he was finally released in 1548 and allowed to reside in a monastery near Moscow for his remaining years. Venerated as a holy martyr and ‘Enlightener of the Russians’, he was finally canonized in 1988. Further examples of Athonite outreach may be identified in the eighteenth century when the Holy Mountain was at the centre of an intellectual and spiritual revival.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010