Киевская митрополия в XVI в. К оглавлению В 1501 г. произошло объединение польской и литовской корон и единым монархом стал Александр с титулом «короля Польского и великого князя Литовского». После смерти митрополита Иосифа (Болгариновича) митрополитом Киевским был назначен Иона II (1503—1507), бывший архимандрит Минского Вознесенского монастыря, духовник княгини Елены. Митрополит Иона был весьма активен в защите Православия, в его правление исчезли все следы унии. В конце XV — начале XVI в. между Литвой и Москвой произошли военные столкновения: первое — в 1492—1494 гг., второе — в 1499—1503 гг., третье — в 1507—1508 гг. Во время перемирия 1503—1507 гг. положение русского населения Литвы улучшилось. Король Александр, обеспокоенный отъездом православных князей из приграничных земель в Московию, решил проявить благосклонное отношение к Православию. Так, он выделил большие земельные наделы Гродненскому Борисоглебскому монастырю, Киевскому Пустынскому монастырю и другим обителям. 16 июля 1503 г. были подтверждены все права Витебска с сохранением права перехода его жителей из католичества в Православие. 1 марта 1505 г. король Александр дал жалованную грамоту Смоленску. В ней подтверждались все права города, и прежде всего непритеснение из-за православной веры и невмешательство в жизнь монастырей. Ранее, около 1500 г., православный князь Александр Иоаннович Ходкевич основал Супрасльский Благовещенский монастырь, причем сам король (а тогда — великий князь) Александр написал грамоту Патриарху Константинопольскому, испрашивая благословения на новосозданную обитель и на ее строителя. После смерти Александра в Вильно (1506) польско-литовским королем стал его родной брат Сигизмунд (1506—1548). Он не ограничивал прав юго-западной Церкви на протяжении всей своей жизни, за исключением последних лет его правления. Православной княгине Елене, вдове Александра, он дал в пожизненное владение г. Бельск. Благосклонное отношение Сигизмунда к Православной Церкви выразилось в пожертвованиях («наданьях») Спасскому и Иоанно-Богословскому монастырям в Смоленске, Киевскому Никольскому Пустынскому монастырю, в заботах о православном населении Луцка. Сигизмунд пожаловал защитнику Православия князю Константину Иоанновичу Острожскому богатый Жидичинский монастырь в Гродно и ряд других поместий, в том числе и замок в Дубне.

http://sedmitza.ru/lib/text/436366/

Безусловно, решающим моментом в истории взаимоотношений католицизма и православия в украинско-белорусских землях было заключение в 1385–1386 гг. политической унии Литвы и Польши и обретение католицизмом статуса государственной религии Великого княжества Литовского. В конце XIV – начале XV в., после заключения Кревской унии и «крещения» Литвы, православная церковь и православное население Великого княжества Литовского, в том числе и знать, были дискриминированы в правах по сравнению с католиками. Было запрещено строить новые православные храмы, заключать браки между православными и католиками, если православный супруг (супруга) не соглашается перейти в католицизм и, более того, перекреститься. Акт Городельской унии (1413) наделял литовскую знать теми же привилегиями, какие имели к тому времени польская шляхта и магнаты. Однако на православных князей и бояр эти привилегии не распространялись. В частности, православным закрывался доступ в состав высшего органа государственного управления Литовско-Русского государства – «раду» (совет) великого князя. В еще большей степени оказывались дискриминированными православные епископы. Городельские ограничения и вся прокатолическая политика Владислава Ягеллы, осложняемая традиционным соперничеством восточнославянской и польско-литовской шляхты, породила острый социально-политический конфликт – выступление знати Великого княжества во главе с братом Владислава Ягеллы Свидригайлой против Польши. В результате Владислав должен был пойти на уступки: в 1432–1434 гг. православная знать Великого княжества была наделена теми же правами, что и католическая шляхта, за исключением, правда, права заседать в великокняжеском совете-раде. Это дискриминационное предписание, однако, соблюдалось не слишком строго, так что отношения между католиками и православными в дворянской среде во второй половине XV–XVI в. были вполне терпимыми, если не сказать больше. Никаких попыток принудить Киевскую митрополию и ее паству к принятию Флорентийской унии польские правители не предпринимали. При Сигизмунде Старом (1506–1548), политика государства в отношении православия отличалась широкой и последовательной терпимостью 1111 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Георгий Зотов: «Пьяные, злые и порочные» 30.07.2021 14:56:38 …Как-то раз много лет назад в штаб-квартире НАТО в Брюсселе я пил пиво с одним человеком из Восточной Европы, прекрасно говорившим по-русски. «Ты понимаешь, вы слишком большая страна, – говорил он. – Поэтому инстинктивно вас всегда будут бояться. И убеждать других – абсолютно не стоит с вами связываться. Сегодня у России хорошие отношения с Западом, а завтра плохие… и что тогда? Францию и Германию вы уже как-то под орех разделали. Вам будут улыбаться и жутко опасаться на подсознательном уровне». Это уж точно. Термин «русофобия» (то бишь «боязнь России») впервые появился в 1837 году в баварском издании Nurnberger Zeitung и далее разошёлся по миру. Если заглянуть и в дальнее прошлое, легко увидеть – ещё в XVI веке наши соседи горячо заверяли Европу, что с нами дел иметь не следует: мы неприятны, агрессивны и несём европейской культуре такую же опасность, как безжалостные кочевники и янычары. …Польский король и великий князь Литвы Сигизмунд I, правивший в 1506-1548 гг., отчаянно старался предотвратить любые союзы между Россией и западными монархами. Аки бешеный принтер, парень строчил письма, заверяя: «московиты», жестокие варвары родом из Азии, тайно сговорились с турками и татарами уничтожить весь христианский мир. Это была откровенная ложь – ни Василий III, ни его сын Иван Грозный не собирались завоёвывать Священную Римскую империю, Францию или Англию, однако со стороны Польши на Запад лились тонны пропаганды под ярлыками – русские чудовища, звери, порождения тьмы. Срочно помогите нам баблом и оружием, иначе они и вас захватят. Под возвышенными страданиями, струившимися из уст политиков, писателей и священников Речи Посполитой, скрывалось в общем-то одно: желание оторвать от России спорные земли. Иностранцы, посещавшие в XVI-XVII веках Москву, тоже в подавляющем большинстве высказывались о нас негативно. Как замечает датский славист Меллер, «тогдашние нравы и обычаи русских узнавались в Западной Европе зачастую с ужасом».

http://radonezh.ru/2021/07/30/georgiy-zo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III Иоанн III, кор. Швеции. Портрет. Худож. И. Б. ван Утер. 1582 г. (Национальный музей в Стокгольме, Швеция) Иоанн III, кор. Швеции. Портрет. Худож. И. Б. ван Утер. 1582 г. (Национальный музей в Стокгольме, Швеция) [Юхан, Йохан; швед. Johan; фин. Juhani] (20.12.1537, замок Стегеборг, близ Сёдерчёпинга - 17.11.1592, Стокгольм), кор. Швеции в 1568/69-1592 гг., с 1577 или 1581 г. вел. князь Финляндский, церковный реформатор. И. был сыном кор. Густава I Вазы (1523-1560) от 2-го брака (с Маргаретой Лейонхувуд). С 1556 г. И. стал герц. Финляндским, управлял своими владениями практически независимо. 4 окт. 1562 г. женился в Вильно на Екатерине Ягеллонке, дочери польск. кор. Сигизмунда I Старого (1506-1548), что стало одной из причин проводившейся впосл. И. политики сближения с Польшей. И. не получил разрешения на брак от своего сводного брата Эрика XIV, ставшего к тому времени королем Швеции (1560-1568). Попытки И. проводить самостоятельную политику, в частности утвердиться в Ливонии, вызвали недовольство Эрика, войска к-рого осадили в 1563 г. резиденцию И., замок Або (Турку). 12 авг. осажденные капитулировали. И. и его супруга были захвачены в плен и заключены в замок Грипсхольм в Швеции. Они находились там до 1568 г.; за это время Екатерина родила И. 3 детей, в т. ч. буд. швед. и польск. кор. Сигизмунда III (1566). Эрик XIV страдал прогрессировавшей душевной болезнью и из-за этого не мог проводить последовательную политику; кроме того, он сблизился с рус. царем Иоанном IV Васильевичем , что вызывало недовольство в Швеции. Оказавшись на свободе, И. объединил вокруг себя оппозицию, опираясь на поддержку дяди по материнской линии Стена Лейонхувуда. В 1568 г. И. сверг Эрика и объявил себя королем. Эрик провел остаток жизни в заключении и скончался в 1577 г. в замке Эрбюхус (вероятно, был отравлен). В янв. 1569 г. И. был признан королем (тем же риксдагом, к-рый низложил Эрика XIV). Для этого И. пришлось подтвердить и расширить права и привилегии дворянства; в частности, он подтвердил наследственные права на герцогство своего брата Карла.

http://pravenc.ru/text/469788.html

обряды, чтобы католики не требовали их повторного крещения. Папа заявил, что не может признать Иосифа, поставленного К-польским Патриархом, настоящим митрополитом, и потребовал, чтобы тот явился в Рим для повторного возведения в сан. «Лествица» прп. Иоанна Лествичника из Супрасльского мон-ря. 1530 г. (Ath. Chil.) «Лествица» прп. Иоанна Лествичника из Супрасльского мон-ря. 1530 г. (Ath. Chil.) Гонения на Православие во время правления Александра Казимировича вызвали серьезные политические осложнения в ВКЛ, важнейшим из к-рых стал отъезд рус. правосл. князей на службу к вел. кн. московскому, что в итоге привело к войне между двумя гос-вами в 1500-1503 гг. Внутриполитические противоречия, а затем и военные неудачи заставили Александра оградить права Западнорус. Церкви рядом грамот, основной из к-рых была грамота (1499), подтверждавшая «Свиток Ярослава» и гарантировавшая неприкосновенность святительского суда, ограждавшая имущественные права правосл. духовенства Западнорусской митрополии (АЗР. Т. 1. 174). Православные получили возможность свободно исповедовать свою веру, ставить храмы и мон-ри. В кон. XV - нач. XVI в. на белорус. землях были построены: в 1496 г. Пустынский Богородичный мон-рь в Мстиславле, в 1497 г. Спасский мон-рь в Кобрине, в 1498 г. мон-рь в Городке, в 1500 г. перенесенный в Супрасль, в 1499 г. Вознесенский мон-рь в Минске, ок. 1500 г. Рождество-Богородичная ц. в Минском замке и Троицкий мон-рь в Дрогичине, в 1502 г. Ильинская ц. в с. Саковщина (совр. Ошмянский р-н), Никитская ц. в Здитове и Збироговская ц. (совр. Гродненская обл.), в 1507 г. соборная Димитриевская ц. в Пинске и церкви в честь Рождества Богородицы в Вильно и Бельске. Миролюбивая по отношению к Православию политика проводилась при королях Сигизмунде I Старом (1506-1548) и Сигизмунде II Августе (1548-1572). В 1563 г. вся шляхта «веры христианской» была уравнена в правах, отмена Городельского привилея еще раз была подтверждена в 1568 г. Основные положения о веротерпимости в отношении православных зафиксированы в «Акте Варшавской конфедерации» 1573 г.

http://pravenc.ru/text/77856.html

И в 1542 г., от лица своего сейма в Петрокове, просило короля: – «закрыть русское галицкое епископство; запретить русским строить новые церкви, звонить в колокола, совершать крестные ходы и чтобы тех, кто возвратился в православие, вновь вернуть и снова крестить!» Вот свидетельство о распространенности в римо-католичестве мысли о законности перекрещивания. К счастью, ходатайство это король оставил без последствий. Активная роль мирян около Львовского викариатства продолжала возрастать. Кроме старого Успенского братства во Львове, епископ Макарий утвердил еще учреждение в 1542 г. церковного братства при Благовещенской церкви и в 1544 г. при церкви Никольской. Общая характеристика положения православной церкви за первую половину XVI века: правление Сигизмунда I (1506–1548 гг.) Лишь в Галичине православным русским приходилось терпеть грубые нажимы со стороны латинства и польщины. В литовско-русских частях королевства Сигизмунда I соблюдались начала свободы и равенства в правах церквей и национальностей. Со времени митрополита Иосифа Солтана исчезают случаи предательства православия в пользу унии в лице самих митрополитов. Православие устоялось на верхах. В низах оно было вообще твердо. Итальянец Кампензе писал около 1524 г. папе Клименту VIÏ «Россия, находящаяся ныне во власти польского короля, равно, как и город Львов и вся часть Польши, простирающаяся на север и северо-восток от Сарматских гор, следует с непоколебимостью греческому закону и признает над собой власть КПльского патриарха». Но процесс полонизации и латинизации развивался неизбежно в атмосфере первенства короны польской и веры римской. Процесс родства через браки с католическими фамилиями поглощал часть русского общества в латинство. Территории православных епархий покрывались поместьями умножавшихся католических фамилий. И король, ускоряя этот процесс латинизации, изымал олатинившиеся части православных епархиальных территорий и передавал их в управление уже латинских епископов. Так было с передачей имений Холмского православного епископа местному латинскому епископу в 1533 г. В своем указе при этом король Сигизмунд формулировал эти операции так: «почти все подданные в Холмском дистрикте, особенно знатнейшие из военных, перешли от обряда греческого и славянского к соединению с римской церковью». И все же пока большая часть литовских русских вельмож принадлежала еще к церкви православной. Так свидетельствует польский посланник в Москве, Юрий Тышкевич, который сам был православным и испрашивал благословения у московского митрополита Макария. На основе конституционной свободы православная церковь продолжала развиваться. Об этом говорит уже одна статистика церкви. Монастырей в это время числилось у русского православия 50, т. е. 20 новых в добавку к прежним 30. Число храмов в столице Вильне и окрестностях возросло до 20. В Пинске было – 12, в Овруче – 8, в Полоцке – 7, кроме монастырских. В Гродно – 6, во Львове – 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Царствование Сигизмунда I (1506–1548 гг.) ознаменовалось в Европе началом реформации, проникшей в 20-х годах сначала в Польшу, а в 30-х и в Литву из Пруссии. Западная Пруссия была частью польской короны, а восточная была в ленной зависимости от Польши. Проводниками реформации были учившиеся во множестве в немецких университетах, особенно в Лейпцигском, юноши из Польши и Литвы. В Кенигсберге был основан университет специально для воздействия протестантства на Польшу. Гроссмейстер Тевтонского Ордена, Альберт, учредил там несколько кафедр на польском и литовском языках со стипендиями для поляков и литовцев. В Кенигсберге же печаталась и протестантская литература для Польши и Литвы. Римо-католическая иерархия и клир, равно, как и русские, были на довольно низкой ступени богословской подготовки. Все были из людей, путем угодничества добивавшихся кормления у разных светских патронов. Всех их реформация застала врасплох. Сигизмунд I разразился запретительными мерами: запрет ездить учиться в протестантские университеты; запрет ввозить книги; всех совратившихся подвергать действию законов об еретиках. Законы грозили смертной казнью и потому явно были неисполнимы по массе увлекшихся. Но... все это разбивалось о факт, что его собственный сын, Сигизмунд II Август, сам увлекся протестантством. Сигизмунд II Август вел. князь Литовский с 1544 г. и король польский с 1548 по 1572 гг. Он собирал протестантскую библиотеку и своим придворным проповедникам позволял проповедовать в протестантском духе. Для высшего общества это было знаком заразительной моды. Наступила фактически свобода для протестантского вероисповедания. Среди немецкого населения Польши распространялось лютеранство, а среди поляков, литовских и русских фамилий другая, не – немецкая форма протестантизма, а именно кальвинизм. Лютеранство несло идею господства государя. А польское общество жило идеями аристократической олигархии. Ему ближе был кальвинизм, как склонный к теократическому самоуправлению общин и к республиканизму.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

503 ...и держа царство, три лета мирно владея Казанью. – Правление Шах-Али в Казани, согласно русским источникам, продолжалось два с небольшим года (по весну 1521 г.). 504 ...ко царю Менди-Гирею... – Крымский хан Менгли-Гирей, сын основателя Крымского ханства Хаджи-Гирея, умер в 1515 г. В 1521 г., к которому относится посольство казанцев, крымским ханом был сын Менгли-Гирея – Мухаммед-Гирей. 505 ...и оттуду приведоша царя... именем Сап-Кирея. – Сахыб (Сагиб, Саип)-Гирей, сын Менгли-Гирея. Занял в 1521 г. престол, опираясь на вооруженную помощь крымцев и поддержку Турции. В 1524 г., не чувствуя прочной основы своей власти, бежал в Турцию, уступив казанский престол своему племяннику Сафа-Гирею (см. сноску 5). В 1532–1551 гг. Сахыб-Гирей – крымский хан. Убит во время похода на Казань старшим сыном Сафа-Гирея Булюк-Гиреем. 506 Бе бо царь Шигалей по роду... от колена Тактамышева... – Род Шах-Али происходил не от Тохтамыша, а от хана Тимура-Кутлу. Родословная хана Сахыб-Гирея восходила к брату Тимура-Кутлу, Таш-Тимуру. 507 И неверный варвар паче наших верных сотвори. – Шах-Али идеализирован автором «Казанской истории». Из летописных источников известно, что Шах-Али принимал участие в заговоре против Василия III, за что попал в опалу и был сослан на Белоозеро, где провел иесколько лет (с 1533 по 1536 г). В 1536 г. был возвращен в Москву как претендент на казанский престол. 508 И потом молча долго князь великий, 11 лет не могий управилшся с казанцы... – Т. е. с весны 1521 г. (воцарение Сахыб-Гирея) до 1532 г. (первое изгнание из Казани Сафа-Гирея). 509 ...брань... имяше с полским королем, з Жигимонтом... – Жигимонт – Сигизмунд I (1467–1548). Король польский и великий князь литовский с 1506 г. С 1507 г. вел неудачную войну с русским государством, в ходе которой Русь возвратила себе некоторые западные земли и г. Смоленск (1514 г.). 511 Воеводам же началным бе имена: князь Иоан Бельский... – Иван Федорович Бельский (ок. 1490–1542), князь, боярин. С 1522 г. – один из ближайших бояр царя Василия III. Участник походов на Казань 1524, 1530, 1532 гг. После смерти Василия III был брошен в темницу из-за побега брата Семена Федоровича в Литву, но в 1538 г. освобожден. После смерти Елены Глинской и И. Ф. Овчины-Оболенского – фактически правитель государства. В 1542 г. был свергнут Шуйскими и сослан на Белоозеро, где и умер насильственной смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лицевая сторона (аверс): в середине – внутри малой окружности (ободка) из «слипающихся» точек – герб «Королевской Пруссии» (изображение обращённого влево одноглавого орла с расправленными крыльями и раскрытым клювом, с короной на шее и поднимающейся с правого плеча рукой в латах – с мечом, воздетым над головой), между малой и большой окружностями (ободками) – частично сокращённая круговая латинская надпись («легенда») «SIGIS/I/REX/PO/DO/TOCT/PRVS» («СИГИЗМУНД I КОРОЛЬ ПОЛЬШИ ПОВЕЛИТЕЛЬ ВСЕЙ ПРУССИИ») (слова разделены: вверху – большой пятиконечной контурной «цветочной розеткой» с точкой в центре, по сторонам – шестью маленькими пятиконечными звёздочками). Обратная сторона (реверс): в середине – внутри малой окружности (ободка) из «слипающихся» точек – изображение герба г. Эльбинга (разделённого на две части украшенного щита с двумя равнобедренными крестами – по одному в каждой части: вверху и внизу), между малой и большой окружностями (ободками) – частично сокращённая круговая латинская надпись («легенда») «GROSSVS/CIVIT/ELBINGK/1534» («GROSSVS/CIVIT[ATIS]/ELBINGK/1534») («ГРОШ ГОРОДА ЭЛЬБИНГ 1534») (слова разделены: вверху – большой пятиконечной контурной «цветочной розеткой» с точкой в центре, по сторонам – тремя маленькими пятиконечными звёздочками). Описание данной монеты (типа монет) и соответствующая прорисовка содержатся, в частности, в вышеозначенном исследовании Э. Копицкого – под 7081 (раздел «6. MONETY MIAST/6.1 MONETY MIAST POLSKICH/6.10 ELBLG/Zygmunt I Stary 15061548»). s. 318; 14, s. 2] Выводы Описанные выше монеты определённо представляют общеисторический и краеведческий интерес, как материальные свидетельства Ливонской войны 1558 – 1583 гг. и последующих вооружённых конфликтов Русского царства с Королевством Швеция. Причём, подводя итог вышеизложенному, помимо всего прочего, необходимо обратить внимание на два следующие немаловажные обстоятельства: во-первых, на то, что большинство выявленных и описанных нумизматических памятников – это монеты мелких номиналов, выполненные из некачественных сплавов (биллона), во-вторых, на преимущественное использование таковых в качестве элементов украшений (главным образом, традиционных монист), на что указывают характерные отверстия.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/10/...

На серадском съезде 1383 г. дело долго колебалось между соперниками и, наконец, решено было в пользу Ядвиги, признанной королевой Польши. После избрания ее на престол, снова начались волнения из-за искания руки царственной девицы различными владетельными князьями. Претендентами были: Владислав опольский и Земовит мазовецкий; но к сердцу Ядвиги ближе всех был Вильгельм, сын Леопольда австрийского, обрученный с ней еще в детстве. Между тем в Краков явились послы от великого князя литовского просить руки Ядвиги, с обещанием, что, в случае согласия ее, весь народ литовский примет христианскую веру. Юная королева, ревностная католичка, и дальновидная мать ее Елисавета, решили в пользу Ягайла. В 1386 году он прибыл в Краков, принял крещение и, женившись на Ядвиге, сделался королем польским. – Галицкая земля, остававшаяся под властью венгерской королевы Марии, в 1387 году признала над собой власть Польши, но с сохранением всех своих прав и привилегий. В это время она еще не была присоединена к Польше и управлялась русскими старостами. Часть ее, земля Жидачевская, находилась в 1421–1430 гг. во владении князя Федора Любартовича, бывшего наследником владимирско-луцкого княжества. 54 Но в 1432 (или 1434) году Галиция окончательно присоединена к Польше и получила устройство по образцу прочих польских провинций. – Таким образом, Червонная или Галицкая Русь первая из русских земель подпала под владычество Польши. Судьба ее была в высшей степени печальна. Короли не защищали своего отдаленного владения. Между тем, не говоря уже об уграх и волохах, крымские татары и турки постоянно делали на нее набеги, разоряя и сжигая города и уводя множество пленных. В одном 1498 г. бусурмане – а это был 15-й их набег на Русь с 1442 года – пленили более 100000 душ, так что Фракия, Македония, Скифия и Азия наполнены были русскими невольниками. В 1506 году (20-й набег) крымские татары увели с собой также до 100.000 пленных 55 . – В сорокалетнее царствование Сигизмунда I (1509–1548) множество польских панов осело в Галицкой Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010