Оба эти течения имели своих выдающихся представителей в лице старцев монахов Иосифа Волоцкого (1440–1515) и Нила Сорского (1433–1508); оба они впоследствии были причислены к лику святых. Эти старцы были даровитыми писателями и их сочинения оставили глубокий след на всем дальнейшим развитии русской религиозной мысли. Победа стяжателей Великий Князь московский Иван Васильевич III († 1505) поддерживал добрые отношения с обеими партиями. Его сын Василий Иванович III († 1533) вначале следовал по стопам своего отца. Но вскоре произошло событие, которое заставило Великого Князя встать всецело на сторону «стяжателей». Василий не имел детей от своей супруги Соломонии. После долгих колебаний он решился развестись с женой, чтобы жениться вновь. Московский Митрополит Варлаам († 1521), сторонник нестяжателей, и другие представители этого направления, инок Вассиан Патрикеев († 1531) и просвещенный пришелец из Афона Максим Грек 31 ), († 1556), единодушно встали на защиту Соломонии, считая беззаконным развод с нею. Не таково было, однако, отношение иосифлян. Игумен Даниил († 1539), ученик и преемник Иосифа Волоцкого , встал на сторону Великого Князя, говоря, что никто не смеет возражать против его самодержавной воли. Василий III удалил митрополита Варлаама из Москвы, добился поставления Даниила митрополитом и был обвенчан им с Еленой Глинской (в 1523 г.), после того, как Соломония была насильственно пострижена тем же митрополитом Даниилом. За эту услугу иосифляне потребовали вознаграждения, дозволения начать преследования своих противников – нестяжателей. Великий Князь был принужден согласиться на это. В 1525 году смелый грек Максим, не боявшийся обличать и князей, и епископов за их неправосудие, корыстолюбие и произвол, был предан суду иосифлян, осужден и сослан. В 1531 году та же участь постигла инока Вассиана, обличителя стяжателей. Вассиан вскоре умер от бесчеловеческого обращения с ним иосифлян-монахов, а Максим Грек в течение долгих лет должен был расплачиваться за свою попытку просветить членов русской Церкви и познакомить их с лучшими преданиями Православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Арсений Комельский. Русская икона (2-я пол. XVII в. 32×26,5 см.) из Казанской церкви с. Порошино Вологодской обл. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Арсений Комельский (+ 1550 ), игумен , преподобный Память 24 августа , в Соборах Вологодских и Радонежских святых Родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости он принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре . Там он занимался книгописанием. Известно Евангелие , переписанное им в 1506 году. В 1525 - 1527 годах преподобный был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Часто он удалялся в уединенный Махрищский монастырь . Великий князь Василий IV ( 1505 - 1533 ), посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами. Братия объяснила, что преподобный Арсений желает удалиться в пустынь. Отойдя вместе со своим келейным старцем в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды , преподобный Арсений сделал большой деревянный крест и с этим крестом на плечах отправился через лес искать место будущей пустынной обители. Проходя болотистое место по трясине, преподобный споткнулся под тяжестью креста и упал. Небесный луч, озаривший в ту же минуту подвижника, заставил его остановиться на этом месте. Он водрузил крест и поставил первую келью. Местные жители, приходившие сюда для звериной ловли, убили келейника преподобного Арсения, а его самого вынудили удалиться в Шилегонский лес. Вскоре в его новую пустынь собралось несколько иноков, а затем в ней поселились бежавшие от татарского набега окрестные жители. Преподобный Арсений, ища безмолвия, пожелал жить в более глухом месте. В 1530 году великий князь Василий выдал ему грамоту на землю в Комельском лесу на реке Кохтыше. Со своим учеником Герасимом преподобный начал расчищать здесь лес. Молитвой святой приручал зверей. Когда к нему собралось несколько иноков, он поставил храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Посещая Шилегонскую пустынь, преподобный поучал крестьян, которые поселились в окрестностях монастыря. Он заповедовал им свято чтить праздники и воскресные дни. Когда однажды крестьяне ослушались его и стали работать в праздник, внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы.

http://drevo-info.ru/articles/6803.html

Варвара, святая великомученица, по преданию, дочь язычника из Никомедии, была казнена около 306 г. в Гелиополе (Илиополе) Финикийском при августе Галерии и цезаре Максимине Дазе (управлявшем частью Римской империи от Египта до Сирии) 103,128,129,159 Варфоломей, один из апостолов, упоминается в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13). Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, Индии, Армении (Армянская Церковь почитает его как своего покровителя). Был казнен в городе Великой Армении Альбане 56 Василий III, 1479–1533, великий князь Московский, государь всея Руси с 1505 г. Сын великого князя Uoahha III и Софьи Палеолог. Добился строгого подчинения удельных князей. Отказался от ограничения церковного и монастырского землевладения 153 Вебер М., 1864–1920, социолог, экономист, историк 15 Велес, у древних славян-язычников божество – покровитель домашнего скота и бог богатства 128 Венера, в римской мифологии богиня весны и произрастания, в греческой – Афродита. Поклонение ей приобрело особенное значение при Цезаре и Августе, ибо тогда развернулась пропаганда древнего происхождения римлян от троянцев. Бежавший от греков из Трои Эней, по легенде, был сыном богини Венеры и родственника троянского царя Анхиза. К высадившемуся в устье Тибра герою Энею римляне возводили родословную Ромула и Рема, Юла (от которого пошел род Юлиев – род Юлия Цезаря и усыновленного им Октавиана Августа) 89 Вера, Надежда, Любовь , святые мученицы, были казнены за исповедание христовой веры и отказ принести жертвы богине Диане (Артемиде) при правлении римского императора Адриана (117–138 гг.). Тела мучениц были отданы их матери Софии, которая скончалась на третий день своих непрерывных молитв 4,134,177 Вертинский Александр Николаевич, 1889–1957, русский артист, певец, композитор, актер 176 Веспасиан Тит Флавий, 9–79 н. э., римский император с 69 г. н. э., основатель династии Флавиев. Правление Веспасиана было направлено на установление порядка и стабильности в Римской империи, подорванных во время Нерона и последующих междоусобиц 37

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII веках находившихся близ монастыря на реке Ишне. По преданию, Варницкий монастырь основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского . В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно " бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова " . В примечаниях А. А. Титова к " Летописцу о Ростовских архиереях " свт. Димитрия Ростовского сказано, что Варницкий монастырь был заложен 5 июля 1427 года Ростовским еп. Ефремом ) на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании Варницкого монастыря на родине прп. Сергия " совсем новым " и не могущим претендовать " на особую достоверность " . Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII века престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ « Ростовский Кремль » сохранился Синодик Варницкого монастыря конца XIX века, в котором перечислены родственники прп. Сергия . Впервые Варницкий монастырь упоминается в тарханной грамоте монастырю 1614 года царя Михаила Феодоровича , в которой говорится о существовании обители при великом князе Василии III Иоанновиче (1505-1533) . В 1609 году монастырь был разорен польскими и литовскими отрядами и шайками разбойников; восстановлен по инициативе Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) , в дозорной книге 1619 года упомянут " Троецкого монастыря от варниц поп Овдоким " , участвовавший в дозоре. В переписной книге 1678 года монастырь назван Троицким Сергиевым , в писцовой книге 1685 года перечислены постройки Варницкого монастыря: деревянные Троицкий храм, шатровая церковь прп. Сергия Радонежского, две надвратные церкви - свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана, колокольня с часами, ограда, игуменская и братские кельи, помимо игумена и казначея в обители в то время жили четыре монаха. В конце XVI века в обители подвизался блж. Стефан Ростовский (+ после 1592), в начале XVIII в.- блж. Стефан (+ после 1718), родственник Ростовского еп. Досифея (Глебова) , предсказавший последнему архиерейское служение и казнь.

http://drevo-info.ru/articles/13678131.h...

В целях организации и непосредственного проведения духовно-нравственного воспитания в русской армии и на флоте существовало специальное военно-духовное ведомство, именуемое ведомством военного и морского духовенства. Однако возникло оно не сразу. История военного духовенства уходит своими корнями в эпоху зарождения и развития войска в младохристианской Руси. С 988 года Иисус Христос , как известно, стал для русского народа олицетворением высшей Божественной власти, а для войска – основным вдохновителем и защитником в сражениях и походах. Со времён крещения Руси в Киевской купели Днепровских вод православный духовник обретает статус члена военной корпорации, учителем нравственности и законопослушания. В мирное время основные духовные потребности воинов решал местный приходской священник, ходивший в военные походы дружин наряду с княжескими либо царскими духовниками. Первые церковные службы в полках. Мысль об образовании на Руси постоянного войска принадлежала Ивану III (1462–1505 гг.). Великий князь, раздав поместья дворянам, обязал их постоянно являться на службу с определённым числом ратников. Одновременно при нём был создан небольшой отряд в две тысячи человек из иностранцев, которым за службу князь платил жалованье. Такое постоянное малочисленное войско, вероятно, не нуждалось в специально подобранных военных священниках. Решение же задач по исправлению богослужения и треб в воинских формированиях как в мирное, так и в военное время находилось в компетенции придворного духовенства. Так, в эпоху Ивана IV (1533–1584 гг.), при взятии Казани, в царском стане находился благовещенский протопоп Андрей, государев духовник. По окончании взятия Казани русскими войсками царь, воздав хвалу Богу, послал за протопопом Андреем, который с животворящим крестом и псалмопением со всем собором пришёл к государю. С воцарением Михаила Фёдоровича Романова (1613–1645 гг.) преобразование войска сделалось необходимым. Государь приступил к набору регулярного войска и сформировал шесть солдатских полков. В царствование его сына – Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) количество регулярных полков ещё более возросло.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. Сумароков выделяет особый раздел, посвященный автокефальным предстоятелям Русской Церкви – «Митрополиты Московские и всея Руси». После пунктов «Митрополит Иона» (т. 1, с. 266–273), «Митрополит Феодосий» (т. 1, с. 273–276), «Митрополит Филипп 1-й» (т. 1, с. 276–281) и «Митрополит Геронтий» (т. 1, с. 281–289) освещена тема гражданской истории: «Возвышение Московского княжества в XIV и XV веках» (т. 1, с. 289–297). Автор кратко говорит о деятельности князей, показывает возвышение Москвы, заканчивая временем Василия III (1505–1533). Описав созидательную деятельность московских князей, Е. Н. Сумароков посвящает следующий параграф важной теме: «Москва – третий Рим» (т. 1, с. 297–299). Ранее, заканчивая говорить о митрополите-кардинале Исидоре, автор отметил новое значение Московской Руси, как хранительницы чистоты православия, т. е. высказал идеи псковского старца Филофея, не называя его по имени (т. 1, с. 263). Теперь же он говорит о начавшемся после Куликовской победы подъеме, что нашло отражение в памятниках письменности последующего времени на Руси. Автор называет при этом Сказание о Мамаевом побоище, Задонщину, Слово о житии Димитрия Донского, или же, не упоминая названия, имеет в виду: Повесть Симеона 90 Суздальского об осьмом Флорентийском Соборе, повествование «о пребывании на Руси апостола Андрея Первозванного» (т. 1, с. 298), «Сказание о князьях Владимирских», «Повесть о Белом клобуке». Наконец, он цитирует знаменитое послание старца Филофея, адресованное московскому князю Василию III, в котором древнерусский автор говорит об ответственности Русской державы в вопросе сохранения чистоты православия. Эта идея «стала руководить московскою политикою и привела московскую власть к решимости сделать Московское княжество “царством” через официальное усвоение Московскому князю титула “цезаря” – “царя” (1547 год). Немного позднее (1589) и московский митрополит получил высший церковный титул Патриарха и таким образом Московская Церковь стала на ту же высоту, как и старейшие Восточные Церкви» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

174 Мощи преп. Саввы Сторожевского обретены были 19-го Января 1652-го года, см. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря С. Смирнова, М. 1846, стр. 26 нач. 175 Мощи Максима, юродивого Московского, будто бы обретенные нетленными в 1547-м году, до 1698-го года находились под спудом (sic); вскрытые или открытые в последнем году, они сгорели в пожаре 1737-го года, так что в настоящее время они представляют из себя некоторое количество костей, которые хранятся в кипарисном ковчеге длиною около аршина, шириною до трех четвертей. См. книгу свящ. Ио. Ковалевского: Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви, М. 1895, стр. 207 sqq. 176 Встретили мы известие как будто местное Муромское, что в 1552-м году царь Иван Васильевич повелел праздновать Петру и Февронии Муромским повсеместно; но до какой степени мало веры заслуживает uзbecmue, cfr bmopoe дополнение в стр. 261 (в Июле 1552-го года, в походе на Казань, царь был в Муроме и здесь между прочим молился и у гробов Петра и Февронии, как говорят Никоновская летопись, – VII, 130, в Царственная книга, – стр. 237, но чтобы при семь он повелел праздновать Петру и Февронии повсеместно, этого летопись и книга вовсе не говорят). В приложениях к IV книге Трудов Владимирской Ученой Архивной Комиссии, напечатанной в настоящем 1902-м году, помещена статья г. Титова, сообщенная г. Добрыниным: «Историческое обозрение города Мурома», из неясных речей в которой первого и примечания к которой второго как будто следует, что мощи Петра и Февронии не под спудом (как утверждают напр. Семенов в Географическо-статистическом словаре под ри. Муром и гр. Толстой в Книге глаголемой, 438), а на вскрытии, ибо хотя не говорится прямо, что они на вскрытии, но говорится о перенесении их с одного места на другое, – стр. 25. На вскрытии или под спудом мощи находятся в Муромском Благовещенском соборе. 178 По одним спискам жития Иоанн скончался в лето 7002 (1494), по другим-в лето 7020 (1512), и если справедливо то, что он скончался при вел. кн. Василии Ивановиче (1505–1533) и Ростовском архиепископе Вассиане (1506–1515), то ошибку должно видеть в первых списках.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

102 .  Макарий Глушицкий, третий игумен Дионисиева Глушицкого монастыря, скончавшийся около 1480-го года. О начале местного празднования (12-го Октября) ничего не может быть сказано 318 . 103 .  Косма Яхромский или Яхренский, основатель Космина Успенского монастыря, который находится в Юрьевском уезде Владимирской губернии, в равном расстоянии 40-ка верст от Юрьева и от Владимира, скончавшийся 18-го Февраля 1492-го года. О начале местного празднования ему ничего не может быть сказано. 104 и 105. Отроки Иаков и Иоанн Менюжские или Менюшские, скончавшиеся (вероятно: смертью мучеников) около 1570-го года, мощи которых, обретенные нетленными в конце XVII века 319 , почивают под спудом в церкви упраздненного Троицкого Менюжского или Менющского монастыря, находившегося в 40 верстах к юго-западу от Новгорода: в церкви этой, теперь приходской села Менюж или Менюш, с неизвестного времени был придел в честь отроков 320 . 106 .  Онуфрий Мальский, основатель упраздненного Мальского Рождественского монастыря, который находился в 4-х верстах от посада Изборска Псковской губернии, скончавшийся 12-го Июня 1492-го года. О начале местного празднования ему ничего не может быть сказано. Одна из двух приходских церквей, остающихся от его бывшего монастыря, посвящена его имени 321 . 107 .  Тихон Калужский (прежде – Медынский), основатель Тихоновской пустыни, которая находится в Калужском (прежде находилась в Медынском) уезде Калужской губернии, живший во второй половине XV века. Местное празднование (16-го Июня) установлено как будто не позднее времени Грозного (1533–1584) 322 . 108 .  Андрей, князь Смоленский, живший в правление вел. кн. Ивана Васильевича III (1462–1505). Выше мы говорили о неудачной попытке преп. Даниила Переяславского установить ему празднование. Но когда-то впоследствии (после 1539-го года, к которому относится попытка Даниилова) местное празднование (27-го Октября) было ему установлено. Неизвестно когда установленное местное празднование князю Андрею, во всяком случае уже совершалось до 1749-го года, ибо указом Переяславской Консистории от 14-го Августа сего года предписывается во всей Переяславской епархии поминать на божественных службах, – на литиях и отпусках, преподобных отец Переяславских чудотворцев: Никиту столпника, Даниила игумена и святого благоверного князя Андрея, см. Описание Переяславского Никитского монастыря свящ. А. Свирелина , М. 1878, стр. 71 fin.  XVI века:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Экспед.», т. I, 42, с. 32). Грамота великого князя Ивана Васильевича игумену Вассиану (1455–1465), в подтверждение грамоты великого князя Василия Васильевича (1425–1433, 1434–1446, 1447–1462), которою предоставляется монастырю, чтобы два его павозка (паузка), ходящих на Угру (реку Калужской губернии, впадающую в Оку в 15 верстах выше Калуги) по соль ему, и два его павозка, ходящих на Белоозеро по рыбу, ходили по соль и по рыбу торговлею, со всяким товаром, и чтобы оба пути – туда и обратно – совершали они совершенно беспошлинно, а также чтобы беспошлинно ходила на Шексну по рыбу к праздникам Троицы и памяти преподобного Сергия набойная лодка, («Акт. Экспед., т. I, 77, с. 56); относительно Белоозера грамота подтверждена Иваном Васильевичем в 1486 году, причем говорится, что ходят не два павозка, а павозок с подвозком («Акт. Экспед.», т. I, 117, с. 88). Грамота тому же игумену Вассиану Тверского великого князя Михаила Борисовича (1461–1486) о беспошлинном пропуске через Тверское княжение летом павозка с подвозком, а зимой ста возов, идущих в Новгород и из Новгорода («Акт. Экспед.», т. I, 78, III, с. 57). Грамота тому же игумену Вассиану Дмитровского князя Юрия Васильевича о беспошлинном пропуске через Дмитровское княжество 300 возов, идущих в Новгород и из Новгорода, – у Мейчика в исследовании «Грамоты XIV и XV вв. Московского Архива Министерства Юстиции» (с. 139, § 136). Грамота Угличского князя Андрея Васильевича игумену Макарию (1483– 1487) о беспошлинном пропуске через Угличское княжение двух паузков, ходящих на Белоозеро, и лодки на Шексну («Акт. Юридич.» Калачова, т. I, 33, col. 123). Грамота великого князя Василия Ивановича (1505–1533), которою предоставляется монастырю беспошлинно ходить с Вологды на Двину и на Холмогоры и за море на четырех насадах с подвозками, а с Вологды везти на тех на четырех насадах с подвозками хлеб всякой, и мед, и хмель, и всякой товар и продавать и купить соль на Холмогорах и на Двине, да купить сто возов рыбы, а с Двины везти соль и рыбу с (до) Вологды (и) до монастыря и до Москвы, на сколько возов подымутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В V в. икона из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. 9 июля. ПРАВМИР. Православная Церковь празднует память иконы Божией Матери Тихвинской. Тихвинская икона Божией Матери, по преданию была написана святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. икона из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. Усердием великого князя Василия Ивановича (15051533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 — 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010