«В вере воздерживаются некоторые или через обетование, или через страх, но такое воздержание – основание гносису, некоторый путь к лучшему, стремление к более совершенному» 1498 . О пище. «Другие люди живут, чтобы есть, как неразумные животные, для которых вся жизнь – в чреве, нам же Педагог предписывает есть, чтобы жить. Не должны быть ни занятием для нас пища, ни целью – удовольствие, но пища должна только поддерживать наше пребывание здесь – на земле, которое Логос воспитывает в нетление» 1499 . Сообразен такому назначению пищи должен быть и выбор её. Он определяется удовлетворением необходимой потребности, и в таком случае самой пригодной является пища лёгкая и простая, которая вместе с тем полезна не только для здоровья и силы телесной, но и для души. Употребляющие простую пищу не только сильнее, но и разумнее людей, привыкших к лакомству, как, например, философы разумнее богачей, потому что они не зарывают ум пищей и не обольщают его удовольствиями 1500 . Лакомая пища, возбуждающая аппетит, когда и есть не хочется 1501 , – только воспитывает страсти; теми, кто ей предаётся, руководит демон чрева, злейший из демонов 1502 , она делает тело нездоровым, а душу слабой и недеятельной; развивает похоти, порождает пороки; прожорливость, жадность до пищи, объедение, ненасытность 1503 . Обед наш должен быть простой, удобоваримый и годный к жизни бодрой и бдительной. В нём не должно быть разнообразия лакомых блюд 1504 , лучше всего употреблять пищу, которая даётся самой природой и приготовляется без огня, – если же и приготовляемую с огнём, то во всяком случае простую 1505 . Климент сочувственно относится к пифагорейскому запрещению мяса и вина, потому что употребление последних «скорее свойственно зверям, и испарения от них затемняют душу», однако не видит греха и в употреблении их, только «с воздержанием» 1506 . Обед нам должен определяться удовлетворением необходимых потребностей, которое размеряет пищу в нормальном количестве, полезном для тела, – и даёт возможность уделять от себя кое-что и нуждающимся из ближних 1507 . Вообще «не нужно нам, как бы живя распутно, подобно евангельскому богатому сыну ( Лк.15:11 ), злоупотреблять дарами Отца, но подобно властителям, пользоваться ими без всякого пристрастия; ибо мы назначены царствовать и господствовать над яствами, а не рабствовать им. Итак, самый лучший для нас удел заключается в том, чтобы, устремив очи к истине, быть причастными этой высшей божественной пищи и исполняться поистине неисчерпаемого созерцания, вкушая постоянно пребывающее и чистое удовольствие» 1508 . «Нам, стремящимся к небесной пище нужно господствовать над земным чревом и ещё более над тем, что ому любезно и что Бог упразднит по Апостолу ( 1Кор.6:23 )» 1509 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

1502. В книге Бытия сказано, что Рувим желал избавить его от смерти и возвра­тить отцу, а Иуда предложил продать его (Быт. 37. 26–27), но свт. Амвросий объясняет предложение Иуды его благим намерением. — Примеч. ред. 1503. См.: Быт. 49. 10–11, где в благословении Иуде содержатся предсказания о Спасителе. Омовение одежды в вине было прообразом страдания Спа­сителя, так же и образом таинства причащения. — Примеч. ред. 1504. В благословении Асиру также необходимо видеть пророчество о Хрис­те как Хлебе, сходящем с неба (Ин. 6. 50–51). 1505. Ср.: patr. II. 52. 1506. Под обетованиями здесь также надо понимать благословение Иакова Иосифу, потому что благословение Иосифу превосходит благословение другим патриархам. 1507. Ученик Спасителя Иуда продал Господа первосвященникам, а те, ку­пив Христа, поступили еще хуже, потому что отдали Его Пилату на рас­пятие. — Примеч. ред. 1508. Ср.: Еф. 5. 2: См. также: Быт. 37. 25. 1509. См.: Быт. 37. 26–27. 1510. См.: Быт. 37. 27. В Септуагинте и Vetus Latina указывается, что Иосиф был продан за 20 золотых монет, в Вульгате и масоретской версии — за 20 сребреников. В некоторых древних латинских рукописях указано, что Иосиф был продан за 30 сребреников. По мнению Паллы, исправление было сделано, чтобы подчеркнуть аналогию Иосифа со Христом (Palla. Р. 355. n. 14). — Примеч. ред. 1511. См.: Лк. 7. 38. 1512. Свт. Амвросий следует Клименту Александрийскому в толковании числа «300»: «Форма числа триста является знаком Спасителя» (Clemens Alexandrinus, strom. 6. 84. I), так как в греческом я зыке цифра 300 обозначалась буквой Т, которая воспринималась как символ крес­та. Это толкование встречается у свт. Амвросия несколько раз, см.: spir. s. 3. 17. 127; exp. Luc. 6. 30; Noc 33, 123 (см.: Palla. Р. 357, п. 16). 1513. Здесь, вероятно, свт. Амвросием заимствована филоновская символи­ка числа 10: «десятка есть совершеннейший предел чисел от единицы» (Philo Iudaeus. congr. 90). 1514. Юбилейный год, по Моисееву законодательству, завершал семь суббот­них годов, т. е. был 50–м по счету (Лев. 25.8–10). Число 25, таким образом, является исходным, умноженное на два, оно дает число 50, время отпуще­ния долгов. В 14. 84 свт. Амвросий называет еще число 75, так как это го же число 25, умноженное на три. На этих замысловатых рассуждениях лежит явная печать Филона и вообще александрийской школы. Термины, упот­ребляемые здесь (perfectio и portio), могут указывать на Новый и Ветхий За­веты в смысле совершенства первого, о чем говорится в cpist. 74, 5.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

В Св. Писании встречается указание на шесть действий, для выражения молитвенного настроения молящегося: возведение очей на небо 1486 , наклонение главы 1487 , наклонение до земли или падение ниц 1488 , преклонение колен 1489 , биение в перси 1490 и воздеяние или поднятие рук 1491 . Все эти действия имеют свое значение и каждое отвечает, преимущественно, тому или другому чувству молящегося. Поднятие рук в молитве есть обычай древний и общечеловеческий. Не только те, которые были озарены Духом Святым – Моисей 1492 , Давид 1493 , Соломон 1494 – молились с воздетыми руками 1495 , но и язычники, руководимые в молитве разумом и природой, с молитвой простирали к небу свои руки 1496 . Молитва с воздетыми руками показывает живую веру в Бога, – в этом смысле Давид говорит: воздвигните руки ваши к святилищу 1497 , показывает чувство зависимости от Бога и упование на Промысел, – в этом отношении было обыкновение и в клятве простирать руки к небу 1498 . Христианин, поднятием рук, показывает веру во Христа, вознесшегося на небо и снова имеющего придти судить живых и мертвых 1499 , и поднятие рук служит, таким образом, знамением креста и выражением того, что молящийся уповает не на достоинство своих молитв, но на заслуги Спасителя. В общественной молитве это поднятие рук служит руководительным знаком для молящихся. Предстоятель, воздевая руки к небу, этим дает знать участвующим с ним в молитве, чтобы они возбудили в душе благоговение, разверзли глубины своего сердца и вознесли бы к Богу «дыхание своего духа» 1500 . Руки, как орудие внешней деятельности, означают внешние дела. Чистые руки – σους χερας 1501 означают не только избежание злодеяний – убийства 1502 , мздоимства 1503 и прочих грехов, которыми оскверняется все тело 1504 , но и тщательное исполнение заповедей Божиих 1505 , а по Златоусту 1506 и Икумению 1507 – благотворение и милостыню. «Ты скажешь, – пишет Златоуст, – как могу быть уверен в том, что получу просимое? Если ты не просишь ни о чем несогласным с тем, что Бог готов дать тебе..., если имеешь, чистые, преподобные руки, а преподобные руки те, которые творят милостыню, если, таким образом, приступаешь, то, во всяком случае, получишь просимое 1508 . Поэтому, одной внешней чистоты рук недостаточно для молитвы. Для нее, именно, для достижения главнейшей цели молитвы – спасения, необходима и внутренняя чистота молящегося, любовь к ближнему 1509 и искренняя вера в Бога 1510 . Первое выражает Апостол понятием ργς, второе – понятием διαλογισμο.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Η. Н. Глубоковского . Блаж. Феодорит т. II, стр. 339 и дал. 97 Joannes Kunze, De historiae gnosticicmi fonitibus novae quaestiones criticae. Lipsiae. MDCCCXCIV (1894), p. 1–18. 101 Massuet. Dissertationes praeviae in lrenaei libros. Dissertatio (prior) de haereticis, quos libro primo recenses Irenaeus eorumque actibus, scriptis et doctrina. Paris. 1712. 102 Moshemius. Institutio historiae christianae. Helmstadt. 1730. De rebus christianis commentarii. 1758. 103 Aug. Neander Genetische Enlwickelung der vornemsten gnostischen Systeme. Berlin. 1818. Derselbe. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. II Band. Hamburg. 1843. SS. 632... 108 Lipsius. Gnosticismus. J.S. Ersch und J.G. Gruber. Allgemeine Encyklopädie der Wissenschaften und Künste. Erste Section. A-G. Leipzig. 1860, ss. 223–305. 112 Имеем в виду Гаккеншмида, Вайнгартена, Кофмана и др., см. о них ниже, гл. 2, раздел «Сущность гностицизма», п. 26. 113 См. А. Dieterich. Abrachas. Studien zur Religionsgeschichte des spätern Altertums. Leipzig 1891.– W. Brand. Die Mandaische Religion. Leipzig. 1889. R. Reitzenstein. Poimondres Studien zur griechich-ägyptischen und frühchristlichen Literatur. Leipzig. 1904. Derselbe. Zwei religionsgeschichtliche Fragen. Strassburg. 1901 и др. См. ниже, гл. 2, раздел «Языческий гносис». 114 W. Bousset. Hauptprobleme der Gnosis. Göttingen. 1907 и Pauly’s Real Encyklopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung, begründet von G. Wissowa. Stuttgart. 1910, 98. art Gnosis, ss. 1503. Und – Gnostiker – ss. 1534. См. особ, ss. 1507... 115 Handbuch der Klassischen Altertums-Wissenschaft... herausgegeben von Dr. Iwau von Müller. В. V. Abt. 2. Griechische Mythologie und Religionsgeschichte von Dr. O. Gruppe. В. II. München. 1906. 118 W. Köhler. Religionsgeschichtliehte Volksbücher. IV. Reihe. 16 Heft. Die Gnosis. Tübingen. 1911. 124 Die Keilinschriften und das Alte Testament vou Eb. Schrader. Dritte Auflage, neu bearbeitet von Dr. H. Zimmern und Dr. H. Winkler. Berlin. 1903. I. Geschichte und Geographie von Hugo Winckler. s. 1, 5 13, 121–123. II. Religion und Sprache von Henrich Zimmerm. ss. 349–351; 361–362; 367–374; 615; 619–624. 125 W. Schultz. Dokumente der Gnosis. Jena. 1910. К сожалению, В. Шульц дает документы лишь в немецком переводе и без указания сведений и цитат, откуда они заимствованы. 126 Reitzenstein. Zwei hellenistische Hymnen (Archiv für Religionswiesenschaft. Bd. VIII) и др. его сочинения – см. примеч. 113. Читать далее Источник: Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним/М.Э. Поснов, эк.-орд. проф. Киев. духов. акад. и прив.-доц. Ун-та св. Владимира. - Киев : тип. АО " Петр Барский в Киеве " , 1917. - LVI с., 825, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

VII. В § 2 предисловия к I книге «Против ересей» Ириней пишет: «Для этого (опровержения еретиков), сколько могу, кратко и ясно изложу мнения... последователей Птолемея и вместе представлю средства к их опровержению ( πρς νατρπειν ατν)». 1501 А в предисловии ко II книге стоит: «В настоящей книге я опровергну во многих главах все их (гностиков) учение (omnem ipsorum regulam)». 1502 Судя по этим словам, можно думать, что первоначально Ириней имел целью написать своему другу лишь две книги. В одной должно было быть « λεγχος " ­­ изложение учения еретиков, в другой – всестороннее его опровержение ( νατροπ). Однако, заканчивая вторую книгу, св. отец признал необходимым присоединить к ней еще третью, дополнительную, так как той одной, по его мнению, не вполне достаточно было для опровержения. Там он оперировал более с данными разума. Здесь же желает привести доказательства из Св. Писания и разобрать места, какие неправильно толковались гностиками. 1503 Но и в этой книге не все уместилось. Ввиду массы материала Ириней счел нужным написать последовательно еще две новых: одну для разбора изречений Господа, 1504 другую – для изложения учения ап, Павла в связи с его гностическими перетолкованиями. 1505 Говоря об этом, св. отец определенно называет свои книги: «первая», «вторая», «третья» и т. д. 1506 Отсюда ясно, что деление всего труда на книги установлено им самим. Что же касается деления на главы и отделы, то оно позднейшего происхождения. На это указывает разница, какая существует в данном отношении между главными рукописными кодексами (в чем можно убедиться через простое сравнение изданий Массюета, Грабе и Гарвея). 1507 Очевидно, первоначально даже в древнелатинском переводе его не было, и внесено оно было переписчиками, вероятно, одновременно с первыми списками двух основных фамилий рукописей. 2. Содержание «Против ересей» Книга первая . В начале первой книги св. Ириней указывает причины появления в свет своего настоящего труда. Некоторые (гностики), говорит он, отвергая истину, стали вводить ложные учения и «суетные родословия», которые, по выражению апостола, «производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1 Тим, 1, 4). Эти люди искажают изречения Господа, по своему истолковывают Св. Писание и под предлогом знания ( γνσεως) совращают многих и отвращают от Творца и Украсителя вселенной. Их лжеучение тем более опасно, что распространяется среди простых, неопытных людей, не способных самостоятельно отличить ложь от истины. Кроме того, еретики предлагают свои взгляды в привлекательной форме, так что заблуждение их, нарядившись в заманчивую одежду, «по своему внешнему виду для неопытных представляется истиннее самой истины».

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Вы же, священнический и иноческий 1492 чин, пристойно церквами всякому правилу церковному, и пойте по всем дням молебны за православное христианство , а детей своих духовных учите к церкви Божьи прибегать, а приходящие посты честно и чисто держать. А который священник иметь пить до обеда, быть ему без риз. Α которые не по закону живут с женами, без благословения поповского понялись, учите их и приводите и[х] к православию: с 1493 благословением бы поимали жены; а не с благословением восхотят жить, ино их разлучать. И 1494 вы, попове, не приимайте их, ни их приношение 1495 , ни доры им не давайте, ни Богородичного хлеба. Α которые вас послушают, давали бы вам по себе поруку, что им вас и 1496 потом слушать. А на пиру кому лучится, которые имут пить до обеда, не давайте им Богородичного хлеба. Темже сице хочу вам божественным писанием рещи, еже отбежать пагубу четвертого брачества 1497 и яже от крови браков и отлученные от священных и божественных правил. Того бо ради в многоразличные 1498 печали на всякий день и час упражняюсь 1499 и христианского ради общего пользования неусыпающ ум имею. И сего ради собравшу ми от божественного писания и от божественных Отцов наших, явленно вам творю. Паки убо божественного учения и божественных и священных Апостолов правила 1500 и иже по сих святых Отцов вселенских семи соборов, никакими 1501 же божественными узами отвсуду верных оградишь. Священный убо Василие, иже глубины духовные испытав, по Богословцеву 1502 гласу, егоже язык закон бысть церкви, и глаголов его вещание 1503 – богонаписанные скрижали, начертанные Богу, о беззаконном и необычном 1504 браку беседуему, предельного и узаконенного разума подавает. В восьмидесятом же его 1505 правиле «многобрачество святые Отцы», рече, «неявленного покрыша мрака, якоже скотского, и человеческого обычая необычная» 1506 : яко третий брак убо закону познаваем есть 1507 , четвертый же брак и законные правила возбраняют. Блудяй убо в себе едином 1508 неправду сию имеет; а иже четвертого брака, яко рекше, себе смесив, поругается убо сим возбраняющим божественным и священным правилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Природные формы перестают служить нейтральным фоном, но, будучи неразрывно связаны с фигурой человека, уравновешивают ее и становятся полноценным элементом иконографической программы. Образ человека воспринимается как центр и смысловое ядро мирового ландшафта. С формальной т. зр. Л. да В. демонстрирует в этой работе стремление к тональному колориту, на фоне которого выделяется лишь сияющий желтый отворот покрывала Богоматери. Лондонская версия «Мадонны в скалах» была выполнена к 1508 г. при участии учеников Л. да В. (вероятно, взамен оригинала); она обнаруживает стилистические признаки, характерные для живописи Л. да В. 90-х гг. XV в., и несколько проще с т. зр. иконографии, а также менее выразительна в художественном отношении. К теме генеалогии Христа Л. да В. еще раз обратился по возвращении во Флоренцию, в процессе создания алтаря «Мадонна с Младенцем и св. Анной» (1503-1507, Лувр, Париж) для ц. Сантиссима-Аннунциата. В нем он предложил оригинальное иконографическое решение, соединив 2 жен. фигуры в компактную, будто спаянную группу и поместив эту монументальную и устойчивую пирамидальную композицию на фоне далекого пейзажа. Пристальный интерес к природе, о котором свидетельствуют ботанические штудии Л. да В. и детально проработанные растительные мотивы в «Мадонне в скалах», отчетливо проявился во фресках Л. да В. в Зале гербов (Sala delle Asse) в Кастелло-Сфорцеско. Росписи, начатые в 1498 г. (значительно переписаны в 1901), имитируют зеленую беседку; на ветвях деревьев помещены гербы Лодовико Сфорцы и его супруги Беатриче д " Эсте. Тайная вечеря. Роспись трапезной ц. Санта-Мария-делле-Грацие, Милан. Между 1495 и 1497 гг. Между 1495 и 1497 гг. Л. да В. исполнил свое главное произведение 1-го миланского периода - «Тайную вечерю» на стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Из-за применения экспериментальной техники, более подходящей для живописи на доске (роспись выполнена «жирной» темперой поверх сухого грунта и тонкого слоя свинцовых белил, к-рые были призваны усилить световые эффекты), она начала тускнеть уже через неск.

http://pravenc.ru/text/2463395.html

II Фабрика расположена на берегу речки Рузы, в 1½ верстах от города того же имени и от станции Шелковка 1495 Моск(овско)-Брестской ж(елезной) д(ороги) в 20 верстах и близь села Брынкова. 1496 Дорога к станции была еще 1497 сносная только в хорошую зимнюю и сухую летнюю погоду, а в иную пору почти непроездной вследствие многочисленных ухабов. Фабрика вырабатывала одну оберточную бумагу желтоватого цвета и толстую. Н(икита) П(етрович) победил желтый цвет усиленной отбелкой хлором, но с толщиной, требующей очень 1498 много тряпья, справиться было невозможно при истертых валах, и бумага для газеты такой плотности обходилась помимо провоза дороже покупной. Древесной массы прибавлять к тряпью можно было самое незначительное количество из-за плохих валов, настолько тесно прилегавших один к другому, как было нужно для давления на массу из дерева. Н(икита) П(етрович) в своей маленькой лаборатории стал заниматься опытами над суррогатами тряпки: иглами хвойных деревьев, листьями лопуха, конского щавеля, крапивой и проч. Затративши на покупку фабрики наличный капитал 25 тысяч и 30 тысяч взятых взаймы, Н(икита) П(етрович) запутался в делах вскоре: а) пришлось тряпки покупать в кредит; б) или продавать оберточную бумагу себе в убыток, или обменивать на газетную. 1499 Цены на 1500 обертку громадные фабрики сбили, и тягаться «Брынковской писчебумажной фабрике» с допот(оп)ной конструкцией машинами 1501 было не возможно; в) газетная бумага покупалась в кредит. Фабрика поглощала всю прибыль от газеты. В довершение всех благ 1502 Н(икита) П(етрович) задумал переделывать плотину без помощи инженера. Управляющий фабрикой старик, служивший лет 20 у Шумова, 1503 отказался от должности; Н(икита) П(етрович) по просьбе одной дальней родственницы принял на фабрику взамен старика – бывшего 1504 надзирателем за мальчишками 1505 в духовном 1506 училище некоего «Михайлу» Маркова, человека, ни бельмеса не понимающего в писчебумажном деле, зато весьма льстивого 1507 и понимающего много в коплении на черный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Желания благоговейная Не смышлиша разумети сия вся да восприимут во грядущее время. Второзакония глава 32, стих 29 Что жалостнее и ужаснее помыслити возможно, яко «идите»? И что приятнее изрещи яко «приидите»? Два глаголы сия, от нихже ничтоже страшливее перваго и ничтоже сладчае втораго слышатися может. Св. Августин в Единоглаголствии, гл.3 Оле! мысль людска потоль слепа пребывает – Дондеже 1498 не узрит бед, сих быти не чает. Настоящая токмо знает разумети, О грядущих бедствиях несть ея радети. Пред гласом трубным воин мечь свой изощряет, Слышащ трубу, ко брани себе устремляет; Предзрит навклир 1499 , откуду ветров грядет сила, Потому котвы решит 1500 и ставить ветрила 1501 ; Земледелец, готовящ своя на зябль 1502 нивы, Кий плод с них приимет в лето – предвесть прозорливый; Предвидя зиму тожде пекущийся мравий 1503 Носит корм за времени 1504 в мравник свой диравый. Что твориши, о роде! несведущ будущих Времен оных лютейшых, конца не имущих? Что ти ся мнит? Тебе ли не должно умрети? Мниш креплши над адамант 1505 жизни твоей сети? Ох, лстишися 1506 ! Кому смерть дасться ублагати 1507 ? Ей свойственно еже есть живот пресекати. Не мниш ли, яко вечным миром сопряженны Смерть и живот друг другу верно сприсяжены? Ах, лстишися излишше миром сим притворным, Смерть и жизнь Пребывают случаем подзорным 1508 , – Яко снег легким варом 1509 егда исчезаеть, А водою талою и огнь погашает. Прежде мир свой содержать нощь дни, день же нощи, Пожрут волки со агнцы от своих вражд тощи. Вся сущая под солнцем повинна суть смерти: Лук медян мышцам его как его отперти? Стрелы ея вредныя кого не пронзают? Всех выи язвы 1510 в себе от сих ощущают. Улучает смерть детищ в матерней утробе, Иных от сосц отемля полагает в гробе, Умерщвляет младенцы обоего рода – От смерти несть юношам, ни старым исхода. Славных вождов и простых воинов вдруг трупы. Стрелы смертны смешают вместо 1511 – суть не скупы. Не в златой песок и Крез богат претворися, Не лучший прах Ревекки прекрасной 1512 явися; Царие, самодержцы, князи и владыки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помимо монографий 1500 и научно–популярных руководств 1501 , в настоящее время по саркофагам Рима и Италии изданы каталоги. Старые издания были обновлены и переработаны Хуго Бранденбургом и Юттой Дрескен–Вайланд 1502 . Авторы новых работ занимаются не только иконографией и ее связью с христианской догматикой, как это делал в свое время монсеньор Й. Вильперт. Новое поколение исследователей стремится изучить первоначальное положение саркофагов в архитектурном контексте, в разных странах и регионах, вопросы социального статуса погребенных, обращения в христианство мужчин и женщин (по надписям) и даже экономическую сторону, например, вопрос цены саркофагов 1503 . Помимо Рима и Италии, немало саркофагов было найдено на юге Франции. Их много в Музее древнего Арля 1504 , группа римских и раннехристианских саркофагов хранится в Лувре 1505 . Своеобразием стиля и иконографии отличаются саркофаги местного производства в Испании 1506 . Особую группу составляют саркофаги Равенны. В стиле некоторых из них видно влияние Константинополя. Значительная коллекция саркофагов собрана в базилике Сант’Аполлинаре ин Классе 1507 . В самой византийской столице христианских саркофагов известно немного, поскольку кладбища этого города мало изучены. Небольшая, но ценная коллекция христианских саркофагов Стамбульского археологического музея – результат в основном случайных находок. Саркофаги хранятся и в других городских музеях Турции (в Анкаре, Эфесе, Анталье). Глава 4. Хризма и крест. Распятие § 1. Христианская монограмма Сложная система символов, аллегорий и типологически–прообразовательных сопоставлений Ветхого и Нового заветов была основой изобразительного языка первых христиан 1508 . Среди множества символов особое место занимают христологические символы, монограммы имени Христа и креста. Монограммы – особые знаки, образованные сочетанием букв одного или нескольких слов, – были широко распространены в эпоху поздней античности и Средних веков. Они использовались в погребальных надписях, на элементах архитектурного декора и предметах литургической утвари, на печатях, кольцах и других предметах, обозначая обычно имена усопших, донаторов, основателей, строителей, владельцев. Раннехристианские монограммы служили заменой изображения креста и одновременно – сокращением имени Христа. Обе эти функции были тесно связаны между собой 1509 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010