На этом основании он высказывает предположение, что эпитет Zida означал руку Ану бога, олицетворяющего хаос и источник жизни, которая дает из себя кабиров или богов планет. Ibid. р. 385. 1501 Сравнивают этот пирамидально-возвышавшийся храм с египетскими пирамидами. Некоторые сопоставляют его также с лествицей, виденной Иаковом, в которой символически представлена связь человека с Богом, посредствуемая целым рядом высших существ, или – ступени разумной духовной жизни во вселенной от Бога до человека. В общем действительно можно находить такую аналогию и на её основании сделать вывод к общности символических представлений у всех семитов касательно откровений человеку неприступного божества, безмерно возвышенного над миром. Но символика храма Бэла в Вавилоне уже непосредственно связана с мыслью об откровениях божества в жизни планет и вообще в звездном мире. 1502 Камни в Сирии и Финикии были предметом поклонения. Некоторые из них считались ниспавшими чудесно с неба и вестниками воли богов. На них находили таинственные письмена, служившие откровением божественного слова. И этот факт ставят в связь с библейским сказанием о том, что Иаков богоборец, в ночь своего единоборства с Богом, спал на камне, который после назван Beth-il, Вефиль, т. е. дом Божий. 1503 Chwolsohn. Die Ssabier. II, Dimeschqi. t. III, § 7. В. II. S. 395. Предварительно его лишали рассудка, заставляя пить вино. «Мы пришли к тебе», говорили богу, «с человеком, который так же, как и ты, умен и подобен твоему существу; прими его от нас благосклонно». 1507 Так было и в Сирии, и в Финикии. Жрец восходил на эти посвященные богине плодородия огромные каменные фаллы, иногда имевшие вид высокой башни, и, оставаясь на них в продолжение нескольких дней, изрекал благословения приходившим к подножию чудовищного фалла и давал предсказания. Другие такого же рода идолы были из золота, серебра и дерева. 1508 Chwolsohn. Üeber die Ueberreste d. altbabyl. Liter. S. 156. Последователи этой религии, или секты одевались в грубую черную одежду из шерсти, уклонялись от удовольствий жизни и в пище ограничивались самым необходимым. В стране, отличавшейся жесткостью чувства, были и проповедники нравственного учения, проникнутого особенной мягкостью и напоминающего буддийскую мораль. «Религия Юпитера» требовала кротости и мягкости ко всем, даже к животным. Ibid. S. 160.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Прибыв вместе с самодержцем в место, лежащее...1503, которое местные жители называют Гаита 1504, они сразу же отправились вперед, а Алексей выступил оттуда со всем войском и подошел к мосту около Пифика. Затем в три дня он прошел через Арменокастр и так называемые Левки 1505 и прибыл на равнину Дорилея. Видя, что ее площадь достаточна для построения боевых порядков, он, желая осмотреть все войско и оценить его мощь, расположился на этой равнине лагерем и, воспользовавшись удобным случаем, выстроил воинов тем самым строем, который давно изобрел и часто рисовал на листах, чертя расположение боевых порядков (ведь он не был несведущ в элиановой тактике) 1506. Из своего немалого опыта император знал, что боевой порядок турок строится не так, как у других народов, не как у Гомера «щит со щитом, шишак с шишаком, человек с человеком» 1507, а правый, левый фланги и центр турецкого строя расположены на определенном расстоянии друг от друга, и фаланги стоят как бы разорванно. Если враг нападает на правый или левый фланг, на него обрушивается центр и часть строя, расположенная за ним, и они, как ураган, сметают противника. Что же касается вооружения, то турки, не в пример кельтам, мало пользуются копьями, а стараются окружить врага со всех сторон и обстрелять его из луков; защищаться турки предпочитают издали. Когда турок преследует, он захватывает свою жертву при помощи лука; когда его преследуют самого, одолевает врага при помощи стрел; турок мечет стрелу, и стрела на своем лету поражает коня или всадника; пущенная сильной рукой, она пронзает тело насквозь. Вот какие искусные лучники турки 1508. Многоопытный император принял это во внимание и потому, сам расположив боевые порядки, построил фаланги таким образом, что турки должны были стрелять с правой стороны – туда, где воины защищены щитами; наши же могли метать стрелы слева 1509 – туда, где тело открыто. Император решил, что его боевые порядки непобедимы; он был восхищен их силой и считал, что идея такого строя внушена ему богом, а боевые порядки выстроены ангелами. Все кругом были восхищены, обрадованы и вдохновлены изобретением самодержца 1510. Он же, думая о своем войске и равнинах, через которые оно должно было пройти, размышляя о силе и крепости боевых порядков, черпал из дум благие надежды и молил бога осуществить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 . Приходское устройство в Буковинско-Далматинской митрополии особое для Буковины и особое для далматинских епархий. а) В Буковине учреждение приходов последовало в 1843 году; помимо дополнительных узаконений, на тех же основаниях они существуют и в настоящее время. При каждой приходской церкви состоит самостоятельный приходский священник, которого назначает епархиальный епископ, осведомившись о нем у консистории 1499 , и по выдержании им установленного испытания 1500 . Состоит также, как и в Русской церкви, постоянный псаломщик, который, кроме помощи при богослужении, оказывает приходскому священнику помощь и по ведению приходского делопроизводства 1501 . В больших приходах существует и приходский помощник, который, однако, во всем зависит от приходского священника 1502 . В меньшие церкви на место приходского священника определяются наместники. Содержание приходское духовенство получает из богатого православного буковинского церковного фонда 1503 . Ради помощи приходскому священнику в деле поддержания церковной дисциплины и нравственности, в благолепном совершении богослужения, в сохранении в должном виде церкви и зданий, принадлежащих церковной общине, в снабжении всем нужным сирот и вдов, а также в управлении церковным имуществом, существует в каждом приходе советь из 6–12 уважаемых прихожан, избранных народом, под председательством приходского священника. Совет выбирает из своей среды двух епитропов, обязанность которых состоит в заведывании текущими делами приходского управления. Он созывает в определенное время церковную скупщину, которой дает отчет в своих действиях, и которая имеет право выбирать и самый совет 1504 . б) В Далматинских епархиях приходы учреждены в 1853 году. Приходского священника назначает, как и в Буковине, епархиальный епископ, осведомившись о мнении консистории 1505 . Временное установление о вознаграждении приходского духовенства издано в декабре 1887 г. и вошло в силу в январе 1888 г. 1506 . Вознаграждение это получается из государственной казны, так как в Далмации нет никакого православного церковного фонда. Управлением церковным имуществом в приходах заведуют старосты, представляющие отчет консистории 1507 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

резко прервал, а также в 1501 г. получил от Флорентийской республики заказ на изготовление монументальной статуи Давида для фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Галерея Академии, Флоренция). М. Б. был передан в работу мраморный блок, ранее оставленный Агостино ди Дуччо из-за имевшейся в нем трещины; этот дефект и большая высота глыбы определили особенности композиции скульптуры. М. Б. придал ветхозаветному образу, имевшему во Флоренции статус республиканского символа, новое прочтение. Отказавшись от повествовательных элементов (изображений доспеха, меча, головы Голиафа), он выбрал момент, предшествующий поединку, и сосредоточил внимание на самой идее победы, к-рую раскрыл через классический мотив героической наготы. Библейский персонаж уподоблен античному атлету, чье крепкое, сильное тело с напряженными мускулами, преувеличенные размеры рук, спокойно взвешивающих камень и придерживающих пращу, грозный и гордый взгляд не только выражают физическую мощь, но и указывают на духовное превосходство над противником. В 1504 г. комиссия, включавшая ведущих флорентийских художников, учитывая совершенство статуи, приняла решение установить ее у стен Палаццо-делла-Синьория. М. Б. выполнил также модель для бронзовой скульптуры Давида (отливка была сделана лишь в 1508, в отсутствие М. Б., и не сохр.). В 1503 г. М. Б. получил заказ на изготовление статуй 12 апостолов для флорентийского собора (осталась незаконченной статуя св. Матфея; Галерея Академии, Флоренция), а в 1504-1507 гг. по заказу правительства Пьеро Содерини М. Б. начал работу над картоном для фрески «Битва при Кашине», к-рая должна была составить пару «Битве при Ангиари» Леонардо да Винчи в Зале Большого совета в Палаццо-делла-Синьория. Живописная версия не была исполнена, но картон М. Б. и неск. его подготовительных рисунков пользовались большой популярностью среди современников; картон известен лишь по фрагментарной копии Бастиано да Сангалло (Холкем-Холл, графство Норфолк), на к-рой воспроизведена сцена купания флорентийских солдат в Арно.

http://pravenc.ru/text/2563178.html

После этого [то есть после возвращения в метаторий по Великом входе] государи выходят снова таким же образом для лобзания мира, и патриарх стоит внутри алтарного ограждения в правой стороне алтаря, обратившись к метаторию и государям, стоящим вне алтарной ограды; дают поцелуй прежде всего патриарху, тогда после него синкеллу, и всем митрополитам и архиепископам, и протопопу Великой Церкви, и сановникам патриарха. Всем, кому дают лобзание мира императоры, референдарий подводит рукой. Тогда императоры снова дают лобзание мира патриарху, затем спускаясь немного от алтарного ограждения, они дают лобзание мира всем из сената, которых церемониймейстер подводит рукой. И после приветствия патриарха суверены отбывают в метаторий. 1503 Позже в трактате «О службах» Псевдо-Кодина (ок. 13501360 гг.) нет вообще никакого упоминания об участии императора в целовании мира на евхаристической литургии, потому что к тому времени обычай, скорее всего, отошел. II. Символ веры Сегодня так называемый Никео-Константинопольский символ веры используется в той или иной форме почти во всех традиционных евхаристических обрядах как восточного, так и западного христианского мира. 1504 Не будем вдаваться в спорный вопрос о его происхождении. 1505 Он впервые появляется в деяниях Халкидонского собора (450 г.) как символ «150 святых отцов, собравшихся в Константинополе», 1506 и, как считалось, выразил веру, исповеданную на двух первых вселенских соборах в Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.). Но никаких источников до Халкидона, в т. ч. и актов I Константинопольского собора, не сохранились, что делает невозможной ясную и бесспорную ссылку на изложение исповедания веры отцами упомянутого собора. Таким образом, некоторые придерживаются мнения, что константинопольские отцы вообще не сложили никакого символа, а просто подтвердили никейскую веру. 1507 Тогда откуда произошел текст ныне существующего символа? Прежде Халкидона были в употреблении многочисленные местные крещальные символы, и наш Никео-Константинопольский, с небольшим количеством несущественных вариаций, можно встретить в «Панарии» («Анкорате») Епифания Критского (374 г.) 1508 Отсюда предположение, что халкидонские отцы просто ратифицировали символ, который специальные уполномоченные императора предложили им как веру 150 константинопольских отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таковы, например, были все дела о выдаче паспортов приезжавшим в Петербург лицам синодального ведомства из епархий. Из Синода выдавались паспорта отъезжавшим из Петербурга или Москвы: иеромонахам, вкладчикам и служителям монастырским, приезжавшим по церковным делам 1500 , ревельскому протопопу для проезда по делам службы из Петербурга в Москву 1501 , поповским детям 1502 , дворецкому архиерейского дома, приезжавшему для приискания места 1503 , боярскому сыну с конюхом, приезжавшему по делам архиерея 1504 , служителям архиерейских домов, бывшим на службе в столицах при архиерейских подворьях 1505 или приезжавшим по делам временно 1506 , служителям монастырским 1507 , крестьянам церковных вотчин, высылаемым за отсутствием у них разрешения на отлучку с места жительства 1508 или возвращавшимся на родину после службы в столице, после заработка 1509 , после временного пребывания по какому-нибудь делу 1510 , также паспорта на временное пребывание в столице 1511 . Таковы же были все дела с допросами беспаспортных церковных крестьян, захваченных в столице полицейскими властями и препровождаемых обыкновенно в Синод. Затем, Синод был обременен и своими «епархиальными» делами. Правда, для московской, бывшей патриаршей области с самого начала учреждено было архиерейское управление и существовали приказы, а потом учреждена была московская духовная дикастерия, но петербургский край оставался в непосредственном управлении Синода. Синод здесь давал указы об освящении церквей 1512 , о перестройке 1513 , устраивал дело обучения церковнических детей в Петербурге 1514 . К Синоду обращался главный магистрат с просьбою о приводе к присяге магистратского ратсгера, и Синод поручил привести к присяге Успенскому протопопу 1515 . Священник котлинского собора просит о даче собору утвари и богослужебных книг 1516 . Начальство петербургского корабельного строения просило о назначении священника для отправления треб рабочим вместо заболевшего 1517 . Приходское духовенство просит о выдаче паспортов 1518 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1498 Как и заблуждений в триадологии; не секрет, что учение о Боге Григоры весьма напоминает савеллианское (ср.: Balfour D. Palamas’ Reply...). Эту линию борьбы с эссенциализмом и схоластичностью, характерных, в частности, и для тогдашнего латинского богословия, затем продолжит св. Марк Эфесский . 1499 Т. е. сообщение, хотя грамматически это слово может относиться и к восприятию. Предпочтительнее первый перевод, поскольку речь здесь идет о двух ступенях сообщения человека с Богом, из которых вторая священнодействует и усовершает собой первую. 1500 Ср. у преп. Никифора: «Итак, станем бороться, братие, по силам нашим, и поможет [нам] Господь по изобилию милости Своей» (Nicephori Monachi Tractatus de sobrietate//PG. 147. 956В). 1501 Τ παθητικν по-латыни переведено несколько односторонне – «concupiscentium», что значит «вожделевательное». На самом деле имеется в виду, очевидно, объединение всех низших, неразумных сил души – в их оппозиции к разуму. 1502 Здесь хорошо показано единство процессов очищения и самособирания ума и привлечения к нему озарения свыше, образующих – соответственно – второй и третий этапы духовного делания. Ср.: 225С. 1503 Γνεται δ τ νιαον το νο τρισσν μνον νιαον... (1120Α). Ср. эту формулировку с той, что нам встретилась в начале абзаца: τ νιαον το νο γνηται τρισσν, μνον νιαον (1117С). Различие – только в залоге. 1504 τρησς στιν. Термин в аналогичном контексте употребляется св. Никифором Исихастом, ср.: το νος τρησις (Ntcephori Monachi Tractatus de sobrietate... 952A); ср.: το νος φυλακ (953Α). О необходимости «возвратиться к себе» [ πρς αυτος... πανλθωμεν, μλλον εσλθωμεν] говорится там же, в 947А. 1507 У Паламы здесь игра словами χρηστς («благой, добрый») и Χριστς. Последняя часть фразы выглядит так: ... τι Χριστς Κριος. 1508 Переведено по смыслу. Глагол πανχω отсутствует в словарях Дворецкого, Лэмпа, Лидделл–Скотта. 1510 Имеется в виду молитва Иисусова. Ср.: Киприан (Керн), архим. Антропология... С. 419; Мейендорф И. Ф. Жизнь и труды... С. 199; Mantzarides G. I. The Deification of Man, P. 80,87,89; Rigo A. La Preghiera di Gesù... P. 272; Макаров Д. И. Учение Григория Паламы об очищении человека... ; и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В начале 15 века Ровно или иначе – Ровное было ещё селом, которое вместе с другими соседними сёлами принадлежало роду земянина Луцкого Дычка. Один из потомков этого Дычка в 1461 году продал это имение князю Семёну Васильевичу Несвицкому или Несвизскому 5 . Спустя 20 лет после этого князь Семён Несвизский умер, оставив после себя жену Марию, а также дочь Анастасию, которая ещё при жизни отца была выдана замуж за князя Семёна Гольшанского. Князь Несвизский завещал своей жене и дочери всё своё имение, в том числе Ровно и Степань. После смерти мужа княгиня Мария поселилась в Грудке вблизи Ровна, а в самом Ровне начала строить замок и заселять это поселение, предназначая сделать его городом. В это время Казимир, король польский, пожаловал для Ровна магдебургское право, возведшее его на положение города. Когда замок в Ровне был окончен, княгиня Мария перенесла туда свою резиденцию и с тех пор стала называться княжною Ровенскою. Вскоре затем она испросила у короля Александра привилегию на ярмарку для своего новоустроенного города, а Сигизмунд I, грамотою от 11 июня 1507 года, подтвердил все привилегии, раньше дарованные Ровну. Этот замок Ровенский скоро сгорел, но княжна Мария начала строить новый. Она самолично распоряжалась в обширных имениях, оставшихся после её мужа, потому что зять её князь Семён Юрьевич Гольшанский, староста Луцкий, занят был государственными делами. Это был знаменитый полководец, разбивший в 1490 году под Заславом татар и, спустя 5 лет, поразивший вблизи Корца сына Менгли-Гирея (См. Карамзина – Ист. Гос. Рос., т. 6, прим. 629, стр. 101). Он умер в 1503 году. От него осталась дочь Анна-Татьяна, которая ещё при жизни бабки своей княжны Марии Ровенской вышла замуж за Константина Ивановича, князя Острожского, гетмана великого княжества Литовского. По смерти зятя княжна Мария испытала немало хлопот и неприятностей. Соседи её – Волынские земяне Дзевшицы – Игнат, Богдан и Ивашко начали с нею судебный процесс об имениях её, находившихся в окрестностях Ровна. Имениями этими были сёла: Квасилов, Коршин, Колодне, Бережаны, Башов, Став, Славне и Авесков; они были куплены князем Семёном Несвизским у земянина Ванька Кирдеевича за тысячу коп широких грошей ещё до женитьбы его на княжне Марии, которая после смерти своего мужа, бесспорно владела ими. Дзевшицы беспокоили короля и сеймы своими жалобами. Наконец – король Сигизмунд I, решением своим от 21 июля 1515 года – признал претензию Дзевшицов неосновательною, а княжне Марии позволил владеть теми имениями спокойно. В старости она посвятила себя благотворениям: раздавала милостыню и делала большие пожертвования Киево-Печерской Лавре и другим церквам, управление же имениями она передала единственной внучке своей – княгине Анне-Татьяне Острожской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Двор мон-ря Кастамонит Ок. 1474 г. кастамонитский игум. Онуфрий, эконом Онуфрий и 2 неизвестных монаха принимали участие в работе комиссии (эпитропии) старейших монахов из Портареи, определившей границы между К. и Дионисия преподобного мон-рем (Actes de Dionysiou. 1968. N 32). В дек. 1478 г. мон-рь, названный Козмни (Кастамонит), указом Дауда ибн Абдаллаха (бейлербея Румелии с резиденцией в Скопье) получил подтверждение своих прав на некое владение (неопубликованный тур. акт от 16-25 дек. 1478). В 1483 г. произошла тяжба между Великой Лаврой и К. из-за границ между К. и Ксирокастром, собственностью Лавры. К. захватил часть земель Великой Лавры и даже выстроил на них башню. Решение собрания в Карее, принятое 15 июня 1483 г., определило границу по «реке», отделяющей в наст. время земли К. от владений Зографа (Actes de Kastamonitou. 1978. Append 3). В 1491 г. в тур. суде в Фессалонике решался спор К. с Кутлумушем, где К. представлял мон. Исаия: предметом тяжбы стала мельница обители Скамандрину, которую К. «давно» приобрел за 600 аспр (неизданные тур. акты от 4-13 нояб. и 24 нояб.- 3 дек. 1491). Исаия также подписал акт Карейского собрания между 1494 и 1496 гг. (Actes de Dionysiou. 1968. N 38). В 1493/94, 1496, 1501, 1504/05, 1507 гг. К. представлял в Карейском собрании старец Иосиф, подписывавший акты по-славянски (Ibid. N 36, 39; Actes de Docheiariou. 1984. N 62; Actes du Pantocrator. 1991. N 29; неопубликованные акты мон-рей Дохиар и Ватопед - Παυλικινωφ. 2002. Σ. 54), как и др. представитель К., Пахомий, в 1503 г. (Actes de Dionysiou. 1968. N 42). Согласно неопубликованным тур. актам, в 1494 и 1504 гг. мон-рь получил еще неск. дарений, в 1511 г. имел тяжбу с соседями по поводу своих владений в г. Эзева (Эзова, Эзивы). В мае 1513 г. прот Савва установил новую границу между К. и Зографом после спора мон-рей, вызванного приобретением зографскими монахами Ксирокастра; признавая решение прота, кастамонитский игум. Нестор поставил слав. подпись на акте, отправленном в Зограф (Actes de Zographou. 1911. N 56; Oikonomid è s. 1978. P. 8; Actes de Kastamonitou. 1978. Append 3). 16 июня 1513 г. у К. уже был др. игумен, от чьего имени известен только первый слог «Фео» (Actes de Dionysiou. 1968. P. 215), а в сент. 1515 г. новый кастамонитский игум. Иоанникий подписал по-гречески акт Карейского собрания (неизданный акт Великой Лавры). Славянские подписи кастамонитских монахов (среди к-рых были как сербы, так и болгары) встречаются до 1541 г. ( Παυλικινωφ. 2002. Σ. 56-57).

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Напротив, Гиббон, ссылаясь на то, что между изданными Валентом законами нет ни одного, который был бы направлен против никейцев и имел бы какое-либо сходство с тем, который был впоследствии издан Феодосием против ариан 1503 , не находит возможным считаться со всеми показаниями историков 1504 . И это вполне справедливо. Правда, Валент в 365 году издал эдикт, по которому повелевалось изгонять из городов епископов, низверженных при Констанции и восстановленных при Юлиане, но полное применение на практике этот эдикт едва ли встретил. Точные исторические данные насчитывают имена только четырех епископов, подвергнувшихся ссылке, а именно: Мелетия Антиохийского, Пелагия Лаодикийского, Евсевия Самосатского и Варсы Эдесского 1505 . Некоторые епископы просто отделывались денежными штрафами 1506 . Больше того, главы никейцев – Афанасий В., за исключением непродолжительной его ссылки, и Василий В. – пользовались глубоким уважением Валента 1507 , который вообще пасовал перед сильною волею или громкою известностью 1508 . Все эти факты наглядно показывают, как плохо жилось в правление Валента вообще всем догматическим партиям. Если же церковные историки и рисуют кровавые ужасы 1509 , то в этом естественнее видеть характеристику нравов того времени, а не личности Валента 1510 . Последний же мало был склонен к религиозному фанатизму, и в его политике отсутствовала строгая систематичность и вмешательство во внутренние догматические споры 1511 . Если же и можно говорить о гонениях в правление Валента, то только в том смысле, что Валент преследовал определенную религиозную политику. Вступление на престол Грациана знаменует собою возврат к политике Константина В. до начала антиникейской реакции и представляет новую эру в отношениях к еретикам, завершенную Феодосием В. Теперь толерантная политика некоторых императоров, как ненадежное средство привести религиозные партии к монизму, сменяется политикой репресий, а общий поворот симпатий в пользу никейства, начавшийся еще с царствования Юлиана, приводит к тому, что «никейство» становится мерилом православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010