В качестве положительного примера автор книги Деяний рассказывает об ап. Варнаве (гл. 4). Он пожертвовал все свое имущество на нужды общины и заслуженно пользовался всеобщим уважением (см. 15. 26). Самоотречению Варнавы противопоставляется двоедушие Анании и Сапфиры (гл. 5). Их жертва не имела внутреннего достоинства, она была вдохновлена не любовью, а суетным желанием славы. Грех Анании оценивается ап. Петром как «ложь Духу Святому» (5. 3). Также осужден был и Симон – волхв, пожелавший «дар Божий получить за деньги» (8. 20). Знаменательным явлением апостольского века было и то, что христиане из язычников собирали пожертвования для иерусалимских христиан (11. 27–29 и 24. 17). Ап. Павел в своих посланиях много пишет об этом сборе как о важнейшем деле церковного единства и общения верующих Приложение 4. Вознесение Господне 1. Богословие Вознесения в Новом Завете Описывая Вознесение в книге Деяний, ап. Лука «упоминает об облаке, скрывшем Иисуса от глаз учеников (1. 9). Таким образом, Вознесение предстает как теофания, явление Христа во славе, предваряя Его Второе Пришествие (1. 11). Далее Лука сообщает, каким образом в ранней Церкви понималось прославление Сына на небе Отцом: так, в Деян. читаем, что Бог воскресил, «соделал Господом и Христом Сего Иисуса», Которого иудеи распяли ( Деян. 2.36 ; ср. Флп 2. 10 ); мы читаем, что «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя» (5. 31), и что воскресший Иисус есть «определенный от Бога Судия живых и мертвых» (10. 42). Позже, в конце первого века, Иоанн дополнил богословие Луки, утверждая, что слава, которой Иисус прославлен от Отца, та же, которую Он имел «прежде бытия мира» ( Ин 17. 5 ; ср. 17. 24; 6.62 и др.). Апостол Павел утверждает, что и мы тоже воскресли и уже сидим одесную Бога: «нас... воскресил и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф 2.6 ; та же мысль – в Кол 3. 1 ). Утверждая, что мы уже воскресли, апостол хочет сказать, что мы не только призваны к новой жизни в будущем веке, но что мы уже являемся «новой тварью» ( Гал 6, 14 ; 2Кор 5, 17 ), сынами Божьими в Духе ( Рим 8 ; Гал 4 ), призванными к обожению... Выражая общее церковное сознание в последующие времена, отцы Церкви и авторы богослужебных текстов любят подчеркивать, что Христос был вознесен к Отцу вместе с телом и, следовательно, наша человеческая природа вознесена и прославлена» (Куломзин Н., прот. Экклезиология апостола Павла. М.: ПСТГУ, 2006. С. 14–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?» (1Кор. 9, 13. Ср. Втор. 18, 1–8; 25, 4). Право «достойно начальствующих пресвитеров» (особенно трудящихся «в слове и учении») на материальное обеспечение со стороны общины апостол Павел прямо утверждает в послании к Тимофею: Писал апостол и о необходимости помогать нищим и бедным общинам (1Кор. 16, 1; Гал. 2, 10). После Пятидесятницы христианские общины в рассеянии (в Риме, Антиохии, Македонии, Ахайе, Галатии и др.) собирали добровольную («по расположению сердца… не с принуждением» Кор. 9, 7]) и посильную (сколько «позволит состояние» 16, 2]) милостыню для передачи Иерусалимской Церкви, о чем неоднократно сообщается в Апостоле (Деян. 11, 27–30; 24, 17; Рим. 15, 25–28; 1Кор. 16, 1–4; 2 Кор. 8–9; Гал. 2, 10). При этом апостол Павел полагал, что христиане из язычников – «должники» перед христианами из иудеев: «Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном» (Рим. 15, 27). Толкователи подчеркивают, что иерусалимские христиане находились в более стеснительном психологическом и материальном положении, чем верные в рассеянии, вследствие сильного давления иудейской среды на своих соплеменников-христиан, «отступивших» от «веры отцов» (а в действительности ее исполнивших). Однако в сборе милостыни со всех христианских общин Ойкумены на Иерусалимскую Церковь-Мать нельзя не увидеть и аналогии со сбором иудейской подати на Иерусалимский храм со всех евреев Палестины и рассеяния. В Новом Завете мы не находим ни отмены десятины, ни ее установления для христиан в виде фиксированного налога Таким образом, в Новом Завете мы не находим ни явной отмены установленной Законом Моисея десятины, ни ее установления для христиан в виде обязательного фиксированного налога, как это было в Ветхом Завете. В посланиях апостола Павла акцент делается на милостыне, подаваемой нуждающимся по христианской к ним любви, а для любви нет закона. Такая милостыня – не «ветхая» десятина, а дар от любящего сердца. При этом апостол не призывает кого-то к самолишению, а поощряет пожертвование на благотворительность по достатку (2 Кор. 8, 11–15), ибо «не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8, 13).

http://pravoslavie.ru/129581.html

Все воскреснем, не умрем, об этом уверяют апостолы, которые видели собственными глазами Воскресшего Господа, слышали Его собственными ушами, осязали Его язвы, раны (ср.: 1Ин.1:1 ), которые ели, пили [с Ним] и которые видели Его Возносящимся на небо и слышали отрадное утешение, что Он снова придет на землю (ср.: Деян.1:9–11 ). Апостолы были не обманщики и не обмануты. Это были люди крепкие духом, это были люди, которые за истину Воскресения Христова пострадали, претерпели страдания и мучения и своею кровью запечатлели истину Воскресения Христова. Уверяют нас в Воскресении Христовом целые пятьсот человек, которым он явился в Галилее (см.: 1Кор.15:6 ). Уверяет в Воскресении Христовом Лазарь, которого Он воскресил и который после жил еще тридцать лет и был епископом Кипрским 368 . Уверяют в Воскресении Христовом и те мертвецы, которых Он воскресил из мертвых (см.: Мф.27:52–53 ). Уверяют и те, которые видели Спасителя висевшим на Кресте и которым Он явился после, чтобы те поведали о Воскресшем Христе Спасителе 369 . Они жили и на них указывает уверовавший Савл (см.: 1Кор.15:5–8 ), это тот ненавистник Христа Спасителя, который гнал Христа, а затем апостол Павел, умирающий мученическою смертию за Христа Спасителя 370 . Это ли не чудо из чудес! Уверяет нас в Воскресении Христовом Церковь всем существом своим, благодатию, в ней пребывающею и изливающеюся во многих чудесах чрез св. иконы и чрез мощи святых, почивающих нетленно, а также и тех, которые, как звезды на небе, сияют в обителях Отца Небесного. Да возрадуется о Господе душа наша, возлюбленные братие и сестры! И радости нашея никтоже возмет от нас (ср.: Ин.16:22 ). Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь! 371 Об артосе В Субботу Святой Пасхи, 12 апреля 1914 года Сердечно приветствую вас с праздником и прошу по обычаю принять святой артос из моих рук. Напомню вам, откуда ведется этот обычай благословлять этот артос в день Святой Пасхи, что означает сей святой хлеб и для чего мы должны вкушать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

15 быть служителем... совершать священнодействие. Павел рассматривает проповедь Евангелия как средство, которым язычники будут приведены к Богу в жертву благодарения (12,1). 15:17–20 Павел, описывая свое служение, говорит о Боге как о Святой Троице (Бог Отец, ст. 17,18; Сын, ст. 17–20; Дух Святой, ст. 19; ср. ст. 16). 15 силою знамений и чудес. См. Исх. 7,3 ; Втор. 4,34; 6,22; 7,19 : Дан. 6,27 . Это выражение уходит корнями в свидетельства о том, что совершал Моисей при исходе. Бог посылал знамения и чудеса в решающие, поворотные моменты истории искупления (Исход, призвание к пророческому служению Илии и Елисея, спасение народа Божия при Данииле, служение Христа и апостолов). В Священном Писании такие явления исключительны, а не обычны и отмечают этапы истории искупления и сопутствующие им новые откровения. от Иерусалима и окрестности до Иллирика. Путешествия Павла, согласно книге Деяний, охватили пространство от Средиземноморья на востоке до Македонии на западе. Ничего не известно о том, побывал ли он в Иллирике (современные Югославия и Албания). Это не исключено, но его слова скорее подразумевают, что он дошел до Македонии. Павел не проповедовал лично в каждом селении, а основывал миссионерские центры. Возможно, из одного такого центра проповедь дошла и до Иллирика. 15:23–24 Посещение Рима теперь стало возможным по двум причинам: 1) нынешний этап служения Павла завершен; 2) предстоит новый этап, включающий путешествие в Испанию, и в этом Павел ожидает содействия от римских христиан. 15 в Испанию. Испания была западной окраиной древнего мира. Существует мнение, что Павел отождествлял Испанию с Фарсисом ( Ис. 66,19 ) и считал, что его проповедь там имеет важнейшее значение для распространения христианства ( Мф. 24,14 ; Деян. 1,8 ). как скоро наслажусь общением с вами. Букв.: «после того как буду преисполнен общения с вами». 15:25–33 В этом отрывке Павел раскрывает свои ближайшие планы: побывать в Иерусалиме и доставить туда дары, собранные церковными общинами для тамошних христиан. Иерусалим был бедным городом; христиане, находившиеся там на положении неблагонадежного меньшинства, испытывали большую нужду. Но Павел рассматривает эти дары не только как проявление любви, он видит в них более глубокое значение. Это долг (ст. 27), священная обязанность язычников ввиду преимущества, полученного ими через привитие к Божией маслине (11,17). Это отвечает общему принципу: облагодетельствованные духовными дарами должны делиться своим материальным достатком ( 1Кор. 9,3–14 ; Гал. 6,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Жизнь Апостола Павла I. Апостол Павел пред своим обращением II. Обращение III. Апостольское служение Павла Прибавление Пособия для изучения жизни Апостола Павла: О послании Святого Апостола Павла к Римлянам Время написания Цель написания Подлинность Содержание Текст послания Толкователи послания Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16     Жизнь Апостола Павла В жизни Апостола Павла нужно различать: 1) его жизнь, как иудея и фарисея, 2) его обращение и 3) его жизнь и деятельность, как христианина и апостола. I. Апостол Павел пред своим обращением Павел родился в Киликийском городе Тарсе, находившемся на границе между Сирией и Малой Азией ( Деян 21:39 ). Он был еврей из колена Вениаминова ( Рим.11:1 и Флп.3:5 ). Имя его первоначальное было Савл или Саул, и дано было ему, вероятно, в память о первом царе еврейском, происходившем из колена Вениаминова. Родители Савла принадлежали, по убеждениям, к фарисейской партии, которая отличалась строгою исполнительностью по отношению к закону Моисееву ( Деян 23:6 ; ср. Флп 3:5 ). Вероятно, за какие-нибудь заслуги отец или дед Ап. Павла получил права римского гражданина – обстоятельство, оказавшееся небесполезным для Ап. Павла во время его миссионерской деятельности Деян.16:37 и сл.; Деян. 22:25–29, 23:27 ). Язык, на котором говорили в семье Павла, был, без сомнения, общеупотребительный тогда в иудейских общинах Сирии – сиро-халдейский. Между тем несомненно, что Савл, еще будучи мальчиком, ознакомился довольно хорошо и с греческим языком, на котором говорило большинство жителей Тарса – греков 1 . Тарс, во времена Ап. Павла, был в отношении к образованности жителей соперником Афин и Александрии, и Апостол поэтому едва ли, при своей талантливости и любознательности, мог пройти мимо греческой литературы, не ознакомившись с нею. По крайней мере, на основании его посланий и речей можно заключить о его знакомстве с некоторыми греческими поэтами. Первая цитата, какую он делает из греческих поэтов, принадлежит киликийскому поэту Арату и встречается также у Клеанфа – это именно слово: «мы – Его рода!» ( Дeяh XVII,28 ). Вторая заимствована у Менандра ( 1Кор.15:33 ), третья – у критского поэта Эпименида ( Тит 1:12 ). За вероятность гипотезы о его некотором знакомстве с греческой литературой говорит и то обстоятельство, что Апостолу приходилось выступать со своими речами пред образованными афинянами, а для этого он должен был хотя несколько ознакомиться с их религиозно-философскими воззрениями, поскольку они выразились в поэтических творениях греческих мыслителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

De Tabern. 2. 7). Иное, «антиригористическое» толкование этого сюжета наиболее ярко представлено у блж. Августина: нахождение нечистых животных внутри ковчега говорит о невозможности препятствовать тому, чтобы и в Церкви могли укрыться те, кого считают «нечистыми»,- это означает не ослабление церковного вероучения или дисциплины, но проявление терпимости к ним; в частности, никто из церковных начальников не должен препятствовать, если, напр., кто-нибудь из «нечестивейших актеров» захочет принять крещение ( Aug. De fide et oper. 27. 49; Ep. 108. 34). Нахождение обоих типов животных прообразует видение сосуда с животными ап. Петру (Деян 10. 11-16) и участие как добрых, так и злых людей в таинствах Церкви. Семь пар чистых животных указывает на 7-кратные дары Св. Духа, объединяющие верных в союзе мира (Ис 11. 2-3; Еф 4. 3); 2 пары нечистых указывают на тенденцию «злых» к разделению и схизме ( Aug. Contr. Faust. XII 15). Свт. Кирилл Иерусалимский заметил, что различные животные в ковчеге символизируют волю разных народов, соединенных Христом, Который есть «истинный Ной» в Церкви, где вместе пасутся тельцы со львами и «мысленные волки с агнцами» ( Суг. Hieros. Mystag. 17. 10). Если ковчег оказывается символом вселенной, то тогда животные - образ всех народов ( Aug. In Ioan. 9. 11). По мнению свт. Кирилла Александрийского, пара нечистых животных символизирует «иудеев, т. е. убийц Господа» и тот остаток, к-рый будет из их числа спасен (Ис 10. 22; ср.: Рим 9. 27 - Суг. Alex. Glaph. in Gen. II 7). Всемирный потоп. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. Всемирный потоп. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. Свт. Кирилл Иерусалимский, как и мн. др. авторы, типологически сопоставляет рассказ о голубице, принесшей Н. оливковую ветвь (Быт 8. 11), с евангельским повествованием о Св. Духе, сошедшем на Христа в виде голубя во время крещения в Иордане ( Суг. Hieros. Сатесн. 17. 10; ср. также: Ambros. Mediol. De Myst. 4. 24). Согласно свт. Иларию Пиктавийскому, возвращение выпущенного Н.

http://pravenc.ru/text/Ной.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

О различии между кумиром или идолом и св. иконами Втор.27:15 . Страшная угроза и проклятие здесь высказывается язычникам, производящим и поклоняющимся идолам, какой бы вид они ни имели; напр.: Деян.14:11–13, 23, 24 . К св. иконам эти слова не могут относиться, так как не относились и к Ковчегу Завета, благоговейное почитание которого сопровождалось благословением Божиим: 2Цар.6:11, 12 ; 2Пар.8:11 . Между человеком и животным есть много сходства, но никакой благоразумный человек не сочтет за одно существо того и другого, потому что при этом возьмутся в рассчет отличающие человека от животного душа и совесть. Так должен рассуждать всякий и при сравнении св. икон с идолами, иначе можно навлечь на себя обличительное слово о жемчуге: Мф.7:6 . О законе христианском О христианском единении О нетлении св. мощей Из книги Иисуса Навина Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О свящ. Предании О коленопреклоненной молитве Нав.7:6, 10 . Здесь мы ясно видим – 1), что коленопреклоненную молитву И. Навина пред св. иконами (Ковчегом) Господь услышал; 2), что после данного Господом утешения грусть и коленопреклонение И. Навина были не у места и 3), что И. Навин должен был встать от коленопреклонения для немедленного действования. Посему отсюда мы должны видеть богоугодность коленопреклоненной молитвы: ср. Еф.3:14 ; Лк.22:41 . Из книги Судей Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О святых изображениях Из 1 книги Царств Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О различии между идолом или кумиром и свящ. изображением О недостойных пастырях 1Цар.10:1, 6, 10 . Саул лишился Духа Божия за свое собственное противление воле Божией, и православные пастыри, за которыми Церковь усматривает тяжкие пороки и преступления против заповедей Божиих, лишаются ею (Церковью в лице архип. суда) своих степеней священства и теряют право на совершение священнодействий. Но из этих частных случаев нельзя выводить заключения, будто Церковь может лишиться всех пастырей, что все её пастыри за свои грехи могут лишиться благодатного дара священства. Христос и апостолы уверяют, что Церковь на земле будет существовать до второго Христова пришествия: Мф.16:18; 28:20 ; Деян.20:28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010