Деян.28:7 .  Около того места были по­местья начальника острова, именем Публия; он при­нял нас и три дня дружелюбно угощал. «Начальника острова» – ο πρτος τς νσου – собственно – первый человек на острове, откуда и заключается, что это был и начальник – первый по должности. «Принял нас» – не всех спасшихся от кораблекрушения, но нас – в тесном значении слова, т. е. Павла и его спутников – Луку и Аристарха ( Деян.27:1–2 ; ср. Деян.28:10 ). Вероятно, сюда надо причислить лишь еще Юлия сотника, на охранении которого состоял Павел. Деян.28:8 .  Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, по­молил­ся и, воз­ложив на него руки свои, исцелил его. Деян.28:9 .  После сего события и про­чие на острове, имев­шие болезни, при­ходили и были исцеля­емы,: Вероятно, Павел вошел к Публию, по его приглашению, наслышавшись о чудесном спасении Павла от ехидны и надеясь получить от этого чудотворца помощь и для своего больного отца. «Исцелил его... были исцеляемы» – без сомнения – чудесным образом. Деян.28:11 .  Через три месяца мы отплыли на Александ­рийском корабле, называемом Диоскуры, зимовав­шем на том острове, «Через три месяца» – от 15 ноября 60 года до 16 февраля 61 года, следовательно, когда прошла бурная осень и большая часть зимы и дальнейшее плавание уже не представляло опасности. «На александрийском корабле» ( Деян.27:6 ), «называемом Диоскуры» (собственно помеченном Диоскурами – παραστμω Διοσκοροις – с изображением Диоскуров или именем их). «Диоскуры» – два известные в древности мифологические герои-близнецы Кастор и Поллукс, считавшиеся покровителями мореплавания. Деян.28:12 .  и, при­плыв в Сиракузы, про­были там три дня. «Сиракузы» – приморский город на юго-восточном берегу Сицилии, верстах в 125 от Мальты. Деян.28:13 .  Оттуда отплыв, при­были в Ригию; и как через день подул южный ветер, при­были на второй день в Путеол, «Ригия» – ныне Реджио, в южной Италии, против Мессины, на северовосточном углу Сицилии. «Путеол» – ныне Пуццоло, приморский город, в 7 верстах от Неаполя. Гавань Путеолы в то время была одна из самых значительных на западном берегу Италии и именно для торговли с востоком. Здесь обыкновенно разгружались торговые корабли, чтобы отсюда сухим путем доставляться в столицу тогдашнего мира – Рим. Здесь же и Юлий высадил своих узников и конвой, чтобы следовать в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.19:3 .  Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоан­ново креще­ние.: Недоуменный ответ «учеников» вызывает новый недоуменный вопрос Апостола: «во что же вы крестились?». Какое и о ком учение вы приняли и запечатлели своим крещением? Простой и краткий ответ вопрошаемых: в «Иоанново крещение» – открывает глаза апостолу, недоумевающему при виде этих странных «учеников». Они крестились в то, что составляло цель крещения Иоаннова и исповедание чего требовалось при этом крещении. Это дает повод апостолу кратко и сжато, но весьма содержательно охарактеризовать сущность крещения Иоаннова и его отношение ко Христу. Деян.19:4 .  Павел сказал: Иоанн крестил креще­нием по­каяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. «Крещение покаяния» ( Мк.1:4 ; ср. Мф.3:11 и др.) в знак доброй перемены в образе мыслей и жизни, в знак твердого намерения, по покаянии и исповедании грехов, отказаться от прежней греховной жизни и превратного образа мыслей и начать жизнь Богоугодно, в готовности вступить в Царство Мессии. По толкованию блаж. Феофилакта «Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и принявши Христа, получили оставление грехов». Почему этого крещения было недостаточно, и крестившиеся «во Иоанново крещение» вновь «крестились во имя Господа Иисуса»? Потому, что первое крещение не давало положительного содержания для духовной жизни крещаемого, а второе, сообщая благодать отпущения грехов, имело значение действительного и существенного перерождения духовной природы крещаемого. В отношении ко второму, христианскому, первое, «Иоанново» крещение имело значение приготовительное, располагая и приготовляя к вере в Господа Иисуса, крещение в Которого имело, впрочем, совершенно самостоятельное и окончательное значение. Деян.19:5 .  Услы­шав это, они крестились во имя Го­с­по­да Иисуса, «Услышав сие», – т. е. о пришествии Проповеданного Иоанном Мессии и о недостаточности Иоаннова крещения, – «они крестились» крещением христианским (см. Деян.2 и Мф.28:19 ) и, по возложении Павлом рук на них (см. к Деян.8:15–17 ), приняли Духа Святого, вследствие чего тотчас же начали «говорить иными языками» (см. к Деян.2:4, 10:14–48 ) «и пророчествовать» (см. к Деян.11:27 ; ср. Деян.13:1 ; 1Кор.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

12 Ср.: Мк. 10:35-40 ; Евсевий (Церк. Ист., II, 9) сообщает о том, что Иаков был казнен по доносу и, умирая, простил доносчика, который решил умереть вместе с ним. По мнению О. Кульмана, способ казни может указывать на политическое обвинение: О. Кульман. Многообразные течения внутри первой христианской общины (о мученичестве Иакова, сына Зеведеева). Символ, 1983, с. 82. 13 Деян. 12:13-17 . 14 Деян. 12:19-23 . Сообщение Луки вполне совпадает с данными о смерти Агриппы у Флавия (Древн., XIX, 8, 2). 15 Из Деян. 11:27-30 вытекает, что поездка с пожертвованиями была вторым посещением Павлом Иерусалима после призвания у Дамаска. Между тем в Гал. 2:1 второй поездкой апостол называет ту, что была связана со спором вокруг проблемы крещенных язычников («апостольский собор», Деян. 15 ). Многие исследователи отождествляют эти посещения, полагая, что св. Павел в Гал говорит о событиях, бывших до «собора». Однако апостол пишет в Гал, что прибыл вторично в Иерусалим через 14 лет после обращения. Исходной точкой для хронологии служит здесь надпись, найденная в Дельфах в 1905 году. Согласно этой надписи, проконсулом Ахайи был с 51 по 52 год Галлион. А из Деян. 18:11-12 ясно, что Павел прибыл в Коринф за полтора года до назначения Галлиона, т.е. около 49 года. Поскольку он приехал туда вскоре после «собора», то именно этим годом следует датировать иерусалимскую встречу, описанную в Деян. 15 . Если вычесть 14 лет, указанные апостолом в Гал, то мы придем к 35 году как году его призвания. Но здесь возможна неточность в пределах одного года. Сомнительно, чтобы св. Стефан был убит еще при Пилате (см. прим. 15 к гл. 3). Пилат был отозван из Иудеи в конце 36 или в начале 37 года. Значит, этим временем следует датировать событие у Дамаска. Биографы Павла, которые сдвигают дату его обращения к 32 году (чтобы отождествить Деян. 11:27 и Гал. 2:1 ), не учитывают, что Дамаск перешел в руки царя Ареты ( 2 Кор. 11:32 ) только после смерти Тиберия (37 год). То, что ап. Павел не упоминает в Гал. своего посещения Иудеи в 45 году во дни голода, может объясняться тем, что эта поездка не имела связи с теми вопросами, которые он обсуждал в послании. С апостолами в этот раз он мог не встречаться, поскольку в 44 году Петр (и Иоанн?) покинули Иерусалим. См.: F. Filson. A New Testament History. L., 1978, p. 278 ff.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

12 Ср.: Мк.10:35-40 ; Евсевий (Церк.Ист., II, 9) сообщает о том, что Иаков был казнен по доносу и, умирая, простил доносчика, который решил умереть вместе с ним. По мнению О.Кульмана, способ казни может указывать на политическое обвинение: О.Кульман. Многообразные течения внутри первой христианской общины (о мученичестве Иакова, сына Зеведеева). Символ, 1983, с.82. 13 Деян.12:13-17 . 14 Деян.12:19-23 . Сообщение Луки вполне совпадает с данными о смерти Агриппы у Флавия (Древн., XIX, 8, 2). 15 Из Деян.11:27-30 вытекает, что поездка с пожертвованиями была вторым посещением Павлом Иерусалима после призвания у Дамаска. Между тем в Гал.2:1 второй поездкой апостол называет ту, что была связана со спором вокруг проблемы крещенных язычников ( " апостольский собор " , Деян.15 ). Многие исследователи отождествляют эти посещения, полагая, что св.Павел в Гал говорит о событиях, бывших до " собора " . Однако апостол пишет в Гал, что прибыл вторично в Иерусалим через 14лет после обращения. Исходной точкой для хронологии служит здесь надпись, найденная в Дельфах в 1905году. Согласно этой надписи, проконсулом Ахайи был с51 по 52год Галлион. А из Деян.18:11-12 ясно, что Павел прибыл в Коринф за полтора года до назначения Галлиона, т.е. около 49года. Поскольку он приехал туда вскоре после " собора " , то именно этим годом следует датировать иерусалимскую встречу, описанную в Деян.15 . Если вычесть 14лет, указанные апостолом в Гал, то мы придем к 35году как году его призвания. Но здесь возможна неточность в пределах одного года. Сомнительно, чтобы св.Стефан был убит еще при Пилате (см. прим.15 к гл.3). Пилат был отозван из Иудеи в конце36 или в начале37 года. Значит, этим временем следует датировать событие у Дамаска. Биографы Павла, которые сдвигают дату его обращения к 32году (чтобы отождествить Деян.11:27 и Гал.2:1 ), не учитывают, что Дамаск перешел в руки царя Ареты ( 2Кор.11:32 ) только после смерти Тиберия (37год). То, что ап.Павел не упоминает в Гал. своего посещения Иудеи в 45году во дни голода, может объясняться тем, что эта поездка не имела связи с теми вопросами, которые он обсуждал в послании. С апостолами в этот раз он мог не встречаться, поскольку в 44году Петр (и Иоанн?) покинули Иерусалим. См.: F.Filson. ANew Testament History. L., 1978, p.278 ff.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2099...

15 с полным благословением благовествования Христова. Ср. Деян. 28,11–16 . 15:31 У Павла двоякая цель: 1) защититься от враждебности иудеев, которой было отмечено все его служение; 2) вызвать ответ иерусалимских христиан из иудеев на дар язычников, что явилось бы «утверждающей печатью» служения апостола. 15 Бог... мира. Ср. 16,20; 2Кор. 13,11 ; Флп. 4,9 ; 1Фес. 5,23 ; 2Фес. 3,16 . Глава 16 16:1–27 Послания Павла, как правило, заканчиваются личными известиями и приветствиями. В заключительной главе Послания к Римлянам упомянуты поименно многие собратья по вере. 16 Фиву. Вероятно, она-то и доставила послание Павла. Имя это часто встречается в мифологии и указывает на языческое происхождение его обладательницы. диакониссу. Употребленное Павлом греческое слово переводится различно: слуга, служитель ( 1Тим. 4,6 ) или диакон ( 1Тим. 3,8 ). Из слов апостола можно заключить, что Фива несла определенное служение, однако нет единодушия относительно того, указывает ли Павел, что она служила церкви именно в качестве диаконисы, или он просто говорит о служении церкви в более общем смысле слова. Кенхрейской. Гавань Коринфа в Саронском заливе (указание на то, где находился Павел, когда он отправлял Послание к Римлянам). 16 Прискиллу и Акилу. Ср. 1Кор. 16,19 ; 2Тим. 4,19 . Эта чета делала палатки (как и сам Павел, Деян. 18,3 ), у них Павел жил, находясь в Коринфе. Они покинули Рим вследствие декрета Клавдия, сопутствовали Павлу в Ефесе ( Деян. 18,18 ), там наставили в вере Аполлоса ( Деян. 18,24–26 ), а позднее возвратились в Рим. Сведений относительно их дальнейшей поддержки Павла не имеется. 16 Епенета. Имя это означает «похвальный». Очевидно, он был первым из обращенных в Асии. 16 Мариам, которая много трудилась для нас. Павел отдает должное самоотверженному служению женщин (ст. 12). Труды Мариам на пользу римской церкви известны за пределами ее церковной общины. 16 Андроника и Юнию. В некоторых рукописях второе имя имеет мужской род: Юний; однако древние толкователи считали их супружеской четой. Это были иудеи, «уверовавшие во Христа» прежде Павла. Не исключено, что они были родственниками («сродниками») апостола. Они разделили с Павлом, по меньшей мере, одно из его тюремных заключений (ср. 2Кор. 11,23 ). Они несли почетное служение особых посланников («апостолов») церквам. Однако это звание не приравнивает их к первым двенадцати ученикам Христа и Павлу ( Мф. 28,16–20 ; Ин. 20,19–23 ; 1Кор. 9,1; 15,7.8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Из этого мотива проистекают два следствия литературного порядка: 1) тема миссионерского распространения Слова влечет за собой тему препятствий, с которыми столкнулись проповедники. Следовательно, автор составил небольшие литературные единицы с миссионерским и полемическим мотивами: с одной стороны, рассказы о миссии: (2:1–41; 8:1 б –40; 9:1–31; 9:32–11:18; 13:1–14:28 и т. д.); с другой – рассказы о гонениях (3:1–4:31; 5:17–42; 6:1–8:1 а ; 12:1–23; 15:1–35; 21:1726:32). Эти небольшие литературные единицы зачастую начинаются знаменательным рассказом (2:1–13; 3:1–10; 6:1–7; 9:32–42); 2) благодаря такому организационному принципу (сначала иудеи, потом эллины) мы обретаем возможность разделить Деян на две части. Но в каком месте должна проходить граница? Одни исследователи Деян полагают начало второй части с путешествий ап. Павла – с 13-й гл., тогда мы имеем для двух частей 1–12 и 13–28 главы, другие видят эту границу после Иерусалимского собора в 15:35–36 100 . На соборе происходит последняя встреча Петра с Павлом, после чего имя Петра сходит со страниц Деян, что рассматривается этими исследователями как богословское завершение первой части Деян, обращенной к Иерусалиму. К сказанному можно добавить, что в любом случае главы 13–15 являются своеобразной пограничной полосой, по κο­τορο проходит стык двух частей книги. (б)       География Деян. Второй организационный принцип – географического порядка. Дееписатель проявляет огромное внимание к географическим этапам: сначала Иерусалим, Иудея и Самария, затем – «до края земли» ( Деян 1:8 ), начиная с 8:1  Церковь распространяется в Иудее, Галилее, Самарии, проходит через Македонию, пока наконец не достигает Рима. Очевидно, что географические критерии оказали свое влияние на группировку материалов. В этой связи можно отметить определенную параллель между Лк и Деян: вслед за служением апостолов в Палестине идут миссионерские путешествия Павла, продолжавшиеся вплоть до его взятия под стражу за «осквернение» Храма ( Деян 21:27  и след.), что несколько напоминает эпизод в Лк, где служение Иисуса Христа в Галилее завершилось входом в Иерусалим (ср. Лк. 9:51  и Деян 21:15 ), входом в Храм и взятием Его под стражу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

В ранней христианской проповеди у Иисуса было много титулов: Сын Божий ( Деян.13:33 ; Рим.1:3–4 ), Господь ( Лк.24:34 ; Деян.2:36, 10:36 ; Рим.1:4, 10:9 ; Флп.2:11 ), Христос, или Мессия ( Деян.2:36, 38, 3:18, 20, 4:10, 10:36 ; Рим.1:4 ;лп.2:11, 2Тим.2:8 ), Спаситель ( Деян.5:31, 13:23 ), Начальник ( Деян.5:31 ), Святой и Праведный ( Деян.3:14 ; ср. Деян.2:27, 13:35 ). Когда речь шла о Его сущности, Его даже называли Богом ( Флп.2:6 ). Большая часть этих фактов сообщается в вероисповедальных формулировках раннего христианства, возникших до написания Нового Завета. Другие факты признаются практически всеми исследователями – обычно потому, что связаны с этими формулировками и другими историческими данными. Следует отметить, что эти более поздние факты, имеющие большое значение, в этой главе рассматриваются не просто потому, что их признают критики, а потому, что они получили подтверждение при изучении вероисповедальных формулировок с применением тщательно продуманной исторической методологии. 398 Итак, историки, занимающиеся критическими исследованиями, не должны пренебрегать этими данными, так как они подтверждаются их собственными методами и признаются их же коллегами. Заключение и вывод В этой главе были представлены, пожалуй, самые убедительные свидетельства, относящиеся в первую очередь к смерти и Воскресению Иисуса. Объем материалов о жизни и служении Иисуса нельзя назвать огромным. Но когда речь идет о Страстной неделе, когда Иисус был распят, и о последующих событиях, ситуация резко меняется. Свидетельства смерти и Воскресения Иисуса сильные своей разносторонностью. Во-первых, материал, описанный в данной главе,– очень ранний. Эти христианские предания появились до написания Нового Завета, поэтому в них содержатся ранние сообщения о жизни Иисуса. Материал, содержащийся в 1Кор.15:3 и далее и в веро-исповедальных формулировках в Книге Деяний (и в некоторых других текстах), появился всего через несколько лет после самих событий. С этим не спорят даже критики. Во-вторых, эти вероисповедальные формулировки содержат свидетельства очевидцев. И 1Кор.15:3 и далее, и предания, отразившиеся в Книге Деяний, тоже восходят непосредственно к Апостолам, по отдельности и вместе, прежде всего благодаря свидетельству двух очевидцев – Петра и Павла. Есть и другой пример, Лк.24:34 – текст, который также можно отнести к ранней церкви и к Петру.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

К. С. постоянно пребывал в молитве и творил много милостыни народу (Деян 10. 2). Его благочестие представлено в контексте иудейской религии: под термином «народ» у евангелиста Луки обычно понимается народ Израилев ( Gaventa. 1992. P. 1154; Fitzmyer. 1998. P. 450). К. С. также именуется «боящийся Бога» (Деян 10. 2; ср. 13. 16), что указывает на язычников, почитавших Бога Израилева и воспринявших к.-л. черты иудаизма, но при этом не ставших прозелитами ( Fitzmyer. 1998. P. 500). В русскоязычной лит-ре К. С. относят к категории т. н. «квазипрозелитов» (или полупрозелитов), т. е. симпатизирующих иудаизму язычников, к-рые, не выполняя всех обрядов закона, заменяли их делами милосердия (см., напр.: Левинская. 2008. С. 104-105). Если бы К. С. стал прозелитом и обратился в иудаизм, ему бы пришлось отказаться от должности центуриона, к-рая предполагала участие в офиц. отправлении языческих культов ( Левинская. 2000. С. 220; см.: Ios. Flav. Antiq. XVIII 84). И хотя К. С., «одобряемый всем народом Иудейским» (Деян 10. 22), был благодетелем евр. общины и соблюдал отдельные ритуалы, он не являлся ее членом и оставался в глазах евреев язычником; примечательно, что спутники ап. Петра, состоящие из евреев-христиан, были обескуражены тем, что К. С., будучи язычником, удостоился дара Св. Духа (Деян 10. 45). Приглашение ап. Петра в дом К. С. и их совместная трапеза являются одними из ключевых примеров (наряду с Деян 15. 20, 29; Гал 2. 12) для разрешения вопроса о запрете принимать пищу с христианами из язычников ( Gaventa. 1992. P. 1155; Conzelmann. 1987. P. 79). Формально К. С. не был 1-м язычником, обращенным в христианство (см. рассказ об обращении эфиоп. евнуха - Деян 8. 27-39), но именно после этого события началось распространение христианства среди язычников (Деян 11. 1; Fitzmyer. 1998. P. 447). В гл. 11 Деяний св. апостолов история обращения К. С. пересказана еще раз, словами ап. Петра, тем самым автор книги ап. и евангелист Лука подчеркивает важность крещения К. С. и его домочадцев для всего дела христ. миссии.

http://pravenc.ru/text/Корнилию ...

X. А вы укажите, где сказано, что надо крестить инвалидов, стариков и прочих. Если нет запрета, и специально не сказано, что нужно из всех народов ( Мф.28:19 ) выделять и лишать благодати именно младенцев, то все эти ваши построения — не более чем извращение Откровения в угоду доводам вашего греховного и падшего разума, который вы пытаетесь сделать советником Богу. А ведь пророк говорит: «Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его?» ( Ис. 40:13 ) Но нужно заметить, что внимательный читатель увидит много прямых свидетельств, что апостолы крестили детей. Так, апостол Павел крестил весь дом Лидии ( Деян.16:15 ), темничного стража ( Деян.16:33 ), а в Коринфе — дом Криспа ( Деян.18:8 ). В первом послании к тем же коринфянам он говорил, что у верующей жены дети были нечисты, а теперь святы (7:14), а освящение, как говорится в том же послании, получает человек через Крещение (6:11). Апостол Иоанн пишет детям, «потому что прощены вам грехи ради имени Его» ( 1Ин.2:12 ), а это происходит только при Крещении и следующей за ним Литургии, когда Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ; ср. Деян.22:16 ). «Я весьма обрадовался, — говорит святой Иоанн о крещенных детях, — что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца» ( 2Ин. 4 ). То есть, православная практика введения младенцев в общение с Истиной (т. е. Христом) посредством Крещения (ведь все, во Христа Иисуса крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 )) есть прямая заповедь Отца. Так как же вы, протестанты, дерзаете отгонять от этого таинства тех, кого призвал Сам Отец. Ведь если Он почел детей достойными этой благодати, то очевидно, и мы должны следовать Его воле. Но напоследок я должен заметить, что Писание прямо говорит, что дети достойны крещения. В день Пятидесятницы апостол Петр ясно говорит: «Покайтесь (заметим, что не добавил «все», ибо дети не могут покаяться), и да крестится КАЖДЫЙ (т. е. без исключения) из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование И ДЕТЯМ ВАШИМ (яснее нельзя засвидетельствовать православное учение), и всем дальним, кого не призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2:38-39 ). Итак, Бог, несомненно, повелевает крестить младенцев по вере их восприемников, с тем чтобы, выросши, они под действием охраняющей их благодати и сами усвоили то, что дано им по чистому милосердию Создателя. К вам же я обращаюсь со словами апостола Петра: «Спасайтесь от рода сего развращенного» ( Деян.2:40 ) иначе Бог осудит вас в День Суда. Ведь противление слову Господа, в котором вы сейчас находитесь, и отпадение от Его Церкви, есть грех ереси, о котором апостол Павел засвидетельствовал, что творящие его Царства Божия не наследуют ( Гал.5:20-21 ).

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

И как настал день — указание на время (очень типичное для Луки выражение, ср. 4:42; 6:13; Деян 12:18; 23:12; 27:39) могло отражать Мк 15:1 или восходить к другому источнику. И ввели Его в свой синедрион, то есть в место, где собирался совет. Это место не могло быть резиденцией первосвященника, разве только речь идет о предварительном неформальном совещании. Лука опускает подробности о допросе свидетелей (Мк 14:56–61) и сразу переходит к вопросам о Самом Обвиняемом. Сначала Его спрашивают (по Марку — первосвященник, у Луки вопрошающий не указан) Ты ли Христос? скажи нам. Частица e„ скорее имеет условное значение, а не вопросительное (‘если Ты Христос, скажи нам’). Иисус не отвечает прямо, ср. 20:5–6 (парал­лель в Мк 11:31–32) и близкие изречения в Ин 3:12; 10:25–26. Если скажу вам, вы не поверите — ответ “да” не имел бы смысла ввиду того, как члены синедриона понимают самое слово Христос. Дальнейшие слова если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне более загадочны (опущены в маркионовой редакции). В свете 20:1–8 можно думать, что здесь говорится о бессмысленности диалога с людьми, цель которых — не установление истины, а устранение Того, Кто заранее признан врагом; ср. слова о фарисеях в Мф 15:14, которые можно понять в том смысле, что словопрения со слепыми вождями слепых бесплодны. В таком случае напрасны и вопросы, и ответы с обеих сторон. И не отпустите Меня — в многих авторитетных рукописях эти слова отсутствуют. Может быть, это возникло как примечание на полях с целью пояснить трудное место, а, может быть, это оригинальный текст, опущенный переписчиками из-за того, что в контексте придаточного условного читатель мог усмотреть нелепый смысл — то есть что Христос хотел, чтобы Его освободили, и задавал бы судьям вопросы с этой целью, если бы ожидал, что они на них ответят. Значение сказанного в том, что судебное разбирательство по существу излишне, так как приговор предрешен. Как и при исповедании Петра (9:20–22), за вопросом о Мессии следует речение о Сыне Человеческом. У Марка говорится, что судьи увидят Сына Человеческого, сидящего одесную Силы (то есть Бога [в большинстве изданий Синодального перевода дается строчная буква, что отражает неточность в понимании эвфемистического выражения — Реф.]), ср. Пс 109:1, и грядущего на облаках небесных (Мк 14:62; Дан 7:13), ср. пред­смертное видение Стефана в Деян 7:56. Для своих читателей, незнакомых с еврейскими благочестивыми эвфемизмами, Лука прибавляет тоа qeoa Божией. Отвергнувшие Мессию в Его земном уничижении предстанут перед Его грядущим судом, ср. 12:8–9.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010