По сторонам престола на вост. и зап. стенах - византийские мраморные иконы «Мадонна Аникетос» (слева), «Арх. Гавриил» (?) и рельеф «Рождество Христово» (справа). Своды украшены мозаиками XIII в. с житийным циклом ап. Марка (12 эпизодов). Именно их первыми видели верующие, входившие в базилику через парадный вход со стороны моря. Между 1504 и 1521 гг. были выполнены престол с киворием, примыкающий к юж. стене, и саркофаг со скульптурным изображением лежащей фигуры кардинала в центре капеллы. В соответствии с указаниями кард. Дж. Б. Дзена киворий напоминает киворий главного престола базилики, под ним, у юж. стены,- скульптурная группа в натуральную величину: Богоматерь на престоле с Младенцем, предстоящими ап. Петром и св. Иоанном Крестителем. В работе над украшением капеллы принимали участие несколько скульпторов и мастеров-литейщиков. Среди сохранившихся имен - скульпторы Антонио Ломбардо, Паоло Савин, Джамбаттиста Бруньо и литейщик Пьетро ди Цуанно. Ризница (La Sacrestia) базилики - образец венецианской ренессансной архитектуры, пристроена к алтарной части во времена дожа Агостино Барбариго, в 1486-1493 гг., по проекту Джорджио Спавенто. Вход в нее осуществляется через капеллу Сан-Пьетро. Потолок украшают мозаики (1524-1530), стены - деревянные панели, проход в алтарь оформлен бронзовыми дверями работы Сансовино. Ризница использовалась как место, где происходила подготовка светских церемоний и церковных богослужений, в частности связанных со службами Страстной недели, а также для приготовления Св. Даров. С этой функцией связана иконографическая программа мозаик на своде и стенах. На своде на золотом беспредметном фоне, представлены большой лат. крест с полуфигурой Христа (в центре) и 4 евангелистов (на рукавах креста) в медальонах; свободные от фигуративных изображений рукава креста заполнены растительным орнаментом, напоминающим цветочный ковер. Вокруг креста на склонах свода и в люнетах по периметру стен расположены медальоны с 12 пророками со свитками в руках (свод) и ростовые фигуры 12 апостолов (люнеты).

http://pravenc.ru/text/2562278.html

Происхождение души Св. Кирилл Александрийский не разделяет теорию предсуществования душ 1478 . Блаж. Феодорит Кирский считает, что ««Душа создана вместе с телом, и не в вещественном семени имеет начало своего создания, но изволением Творца приходит в бытие по образовании тела»» 1479 . В другом месте он говорит, что «тело создано еще прежде души» 1480 . Преп. Анастасий Синаит считает, что душа не является предсуществующей и «человек порождает человека» 1481 . «Душа произошла из уст и дыхания Бога… оттуда же произошли и все существенные свойства ее» 1482 . Преп. Максим Исповедник учит, что душа создана «ни до, ни после тела, а одновременно с ним» 1483 . Эней Газский отвергает учение о переселении душ, тем более в неразумные существа 1484 . Страсти По Св. Кириллу Александрийскому «в человеческой душе живет и нечто низшее, страсти. Они могут быть безупречными (слабость, голод, жажда, утомление) или же опасными, греховными: плотские похоти, душевные мудрования, плотские наслаждения, сладострастие» 1485 . Преп. Максим Исповедник учит, что «страсть есть неестественное движение души, или по несмысленной любви, или по безрассудной ненависти к чему-нибудь чувственному, или за что-нибудь чувственное: по несмысленной любви, или к явствам, или к женам, или к имению, или к преходящей славе, или к иному чему ни будь чувственному, или ради сего: – по ненависти несмысленной, когда ненавидят, как выше сказано, без рассуждения что-либо из вышесказаннаго, или кого-нибудь по причине того» 1486 . «Из страстей иныя суть телесныя, иныя душевныя. Телесныя от тела получают повод, а душевныя от внешних предметов. Но и те и другия отсекает любовь, и воздержание: та – душевныя, а это телесныя» 1487 . «Ум, обращаясь к видимому, естественно понимает вещи при посредстве чувств. Ни ум, ни естественное понимание вещей, ни вещи, ни чувства не суть зло: ибо то суть все Божии создания. Что же тут злое? Очевидно, что страсть, прицепляющаяся к пониманию вещей естественному» 1488 , отчего «плоть предпочитает духу наслаждение, видимое делает приятнее славы и сияния мысленных благ и приятностью чувственных наслаждений удерживает ум от божественного» 1489 . «Началом движения всякой страсти служит обыкновенно сродный с нею чувственный предмет. Ибо без такого предмета, который бы чрез посредство какого-либо чувства привлекал к себе силы души, страстное движение никогда не породилось бы; так как страсть без чувственного предмета небывает. Не будь жены, не будет блуда; не будь яств, не будет чревобесия; не будь злата, не будет златолюбия. Так всякаго страстнаго движения естественных наших сил началом служит чувственный предмет, или бес, чрез него разжигающий душу на грех» 1490 . Почти все «страсти касаются только или раздражительной части души, или вожделевательной, или же мыслительной, как, например, забвение и неведение: а уныние» охватывает все три силы, «почему оно и тяжелее всех других страстей» 1491 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Firenze, 1958. P. 153-190; idem. Portraits from the Quattrocento. N. Y., 1972. P. 55-117; idem. Rinascite e rivoluzioni: Movimenti culturali dal XIV al XVIII secolo. R.; Bari, 1975. P. 121-129; Брагина Л. М. Аргиропуло//СВ. 1968. T. 31. C. 237-255; Seigel J. E. The Teaching of Argyropulos and the Rhetoric of the First Humanists//Action and Conviction in Early Modern Europe/Ed. T. K. Rabb, J. E. Seigel. Princeton, 1969. P. 237-260; Brown V. Giovanni Argiropulo on the Agent Intellect//Essays in Honor of A. Ch. Pegis. Toronto, 1974. P. 160-175; Zakythinos D. Le despotat grec de Morée. L., 1975. Vol. 2. P. 334-336; Monfasani J. George of Trebizond. Leiden, 1976. P. 375-378; Canavet P., Oikonomides N. La comédie de Katablattas: Invective Byzantine du XVe siècle//Δπτιχα. Αθναι, 1982/1983. Τ. 3. Σ. 5-97; Manoussakas M., Staikos K. The Publishing Activity of the Greeks during the Italian Renaissance. Athens, 1987. P. 44-53; Geanakoplos D. J. Constantinople and the West. Madison, 1989. P. 91-113; Культура Византии. Т. 3; PLP, N 1267; ODB. Vol. 1. P. 164-165; Monfasani G. The Averroism of John Argyropoulos and his «Quaestio utrum intellectus humanus sit perpetuus»//I Tatti Studies: Essays in the Renaissance. Florence, 1993. Vol. 5. P. 157-208; Harris J. Greek Émigrés in the West: 1400-1520. Camberley, 1995; Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб., 19972. C. 63, 72; Mondrain B. Jean Argyropoulos professeur à Constantinople et ses auditeurs médecins, d " Andronic Éparque à Démétrios Angelos//Πολπλευρος νος: Miscellanea für P. Schreiner zu seinem 60. Geburtstag. Мüпсн.; Lpz., 2000. S. 223-250; Ganchou Th. Iôannes Argyropoulos, Géôrgios Trapézountios et le patron crétois Géôrgios Maurikas//Θησαυρσματα. Venezia, 2008. Τ. 38. Σ. 105-212. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой

http://pravenc.ru/text/469810.html

Он также исповедывал пантеизм, а человека обожествлял даже в большей степени, чем это делали оккультисты. Он считал, что Бог и Вселенная находятся в мистическом единстве. «Вселенная, отличающаяся, но не отделимая от абсолюта, представляет иерархию убывающей духовности и нарастающей телесности. В нее включены космический ум, космическая душа, подлунное или земное царство природы и бесформенное и безжизненное царство материи» 95]. 302 Все воедино якобы связывает Мировая Душа. В учении о Мировой Душе пантеизм Фичино выражается в том, что «мировая душа (Платона) – полностью бестелесная ипостась, – акцентируется даже в большей мере, чем порождающий ее Бог» 10]. 303 Идею о Мировой Душе заимствовали и разрабатывали многие философы, но особую актуальность она приобрела в оккультной философии. Такие взгляды платоников были родственны оккультным, поэтому и неудивительно, что многие из них всерьез интересовались и оккультными науками, видя в них разгадку неких тайн бытия. К их числу принадлежит и близкий друг Марселио Фичино, платоник, оккультист Пико делла Мирандола (1463–1494). Он проявил, в частности, особый интерес к каббале и родственным ей философским учениям и написал в 1486 году трактат «Философские, каббалистические и теологические выводы». Он также большое значение придавал магии, считая ее наукой познания мира, дающей большие возможности постижения с ее помощью тайн природы. В конечном итоге он признал в магии главное орудие для достижения царства человека на земле. В его философии «представления о человеке пронизаны идеями тождества человеческого микрокосмоса и божественно-природного макрокосмоса» 11]. 304 Человек, согласно его учению, является четвертым миром наряду с небесным, поднебесным и подлунным мирами. Человек – высшее существо. Все эти и подобные им философские учения явились исходным материалом для «великих посвященных» в их построении оккультной философии. Они предвосхитили, заложив прочный фундамент для построения богоборческой идеологии, появление масонских и теософских школ и учений.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Детские: (Наставление Казанскаго Высокопр. (Антония) приходским пастырям касательно исповеди детей) в Казанских, 1874, 7; Смоленских, 1874 г. 10, стр. 311–317; Калужских, 1874 г. 20, стр. 443–447; Вологодских, 1874 г. 19, стр. 318–323; Рязанских, 1874 г. 2, стр. 54–58; Вятских 1875 г. 5, стр. 158–162; (Краткая исповедь отроков архип. Антония) – Самарских, 1876 г. 4, стр. 73–75. 1474 Напр., в помянутом уже нами Архиер. Служебн., ркп. Москов. Синод. библ. 271, на л. 189 об. имеется изображение совершения т. исповеди, причем духовник представлен сидящим. 1476 В 1887 г. Херсонская Дух. Консистория, запрещая таковой обычай, называет его «странным и противным церковным правилам». (См. Руков. для сел. паст. 1887, 8, стр. 280). 1477 О нем стороною упоминается в ст. свящ. П. Орловского . Несколько практик. замеч. «об исповеди глухонемых». См. Руков. для сел. паст. 1863 г. т. I, 10, стр. 300. 1479 См. зам. «Следует ли во все время исповеди оставлять на главе кающегося епитрахиль. Руков. для сел. паст. 1870 г. т. I, стр. 164–166. 1482 Так этот вопрос и решается в современной церковно-практич. литературе. См. цит. зам. в Рук. сел. сел. паст. 1870 г., т. I, 5, стр. 166. 1483 Первое отдельное издание этого «исповедания» было, кажется, в М. в 1785 г. (См. у Сопикова т. 1, 667); в текущею столетии мы знаем его изданы – Киевское 1873 г. и С.-Петербургское 1882 г. 1484 Смолодович Даниил . Заметка духовника. См. Рук. для сел. паст., 1861 г., т. I, 8, стр. 204. 1485 Думитрашко Николай (прот.). Практич. заметки об исповеди. Полтавск. Епарх. Вед. 1873, 4, стр. 91. 1486 Замечания о некоторых случаях церковно-обрядовой практики. Руков. для сел. паст. 1861, 22, стр. 83. 1487 Ibid. стр. 82–83. В этом случае практика читать указанную молитву над простертыми ниц, а разрешение – над коленопреклоненным, благословлять же – по окончании разрешения над восставленным, – комментируется так: «лежание ниц выражает состояние человека падшаго, отягченнаго бременем грехов и связаннаго узами беззаконий; восклонение от земли – решимость и усилие сбросить это бремя и разорвать эти узы; стояние на коленах – смирение и сокрушение его, а возстание на ноги в прежнее положение – возстание падшаго после разрешения уз и снятия бремени грехов». (Ibid. стр. 83–84).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1482 Ср. J. Gloël, Der Stand im Fleisch, S. 53=Der Heilige Geist, S. 53: «Предназначенная к тому, чтобы служить человеку послушным орудием при выполнении его высшей задачи, σρξ фактически совершенно уклонилась от своего предначертания, сообразного тварной природе». 1483 С. Holsten за действительным явлением не видит основной причины, почему о нем справедливо сказано у А. Sabatier (L’Apôtre Paul, р. 265), что в своей теории он схватил лишь «ипе ombre fugitive». 1484 С этой точки зрения вполне справедливо замечание J. Gloël (Der Stand im Flesch, S. 27=Der Heilige Geist, S. 27), что это выражение не столько усиливает понятие плотяности усвоением ей положительного зла (как Н. Н. Wendt, Die Begriffe Fleisch und Geist, S. 208) сколько разъясняет его. 1485 И в иудействе было убеждение, что согрешают вместе душа и тело: J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judenthums II, S. 1253. 1256; F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 222–223=Jüdische Theologie. 231; M. Базилевский, Рабби Иегуда Ганаси, стрн. 28. 1486 Ср. Thèse par Édouard Roerich, Étude sur les principales idées morales contenues dans les Épitres de saint Paul, Strasbourg 1872, p. 9: «Elle (la chair) est non la cause, mais le siége du péché, et il fant la considérer moins comme une substance que comme un ensemble d’organes ni bons ni mauvais en eux – mêmes ( 2Cor. 8:1; 6:18 ), mais pouvant le devenir par l’usage qu’on en fera. Leur destination est d’être employés à une activité conforme à la justice selon Dieu, loí suprême de l’humanité. Or le moi étant devenu infidèle à cette justice, il s’ensuit que ses organes s’en sont détournés aussi. La chair devient l’organe et l’instrument du péché; mais, comme une arme qui échappe des mains de celui qui la tient et le blesse, elle se rotourne contre son maître: moi, qui s’étant surfait et qui avait voulu remplacer la justice selon Dieu par sa propre justice, n’est plus assez fort pour diriger ses organes et en devient l’esclave à son tour; le moyen devient but, s’érige en maître et le moi tombe sous l’esclavage de son esclave». Изображение это верно и с той стороны, что первенствующая роль во всей трагедии греховного преодоления остается за духовным началом человеческого существа (ср. прим. и к прим. 1493, а равно прим. 1502).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

е. тех философских систем, где, наряду с традициями античной философии, сказалось также сильное влияние восточных элементов, в особенности мистических. – Не отрицаю, что в деле выяснения вопроса об историческом происхождении христианства вопрос об отношении христианства к неоплатонизму и к иудео-александрийской философии имеет существенно важное значение и в последнее время приковывает к себе внимание ученых исследователей, пожалуй, даже в большей степени, чем вопрос об отношении христианства к отмеченным мною античным философским системам. Но, поставив своей задачей исследование вопроса об отношении христианской морали, именно, к античной моральной философии, я не считал себя в праве касаться в данном случае таких философских учений, которые, как неоплатонизм и иудео-александрийская философия, представляют из себя синтез традиций античной философии и религиозно-философских элементов восточных народов. Мне казалось, что, прежде чем привлекать к моему исследованию неоплатонизм и иудео-александрийскую философию, я, вслед за изложением истории развития античной философской этики, должен был бы предварительно подвергнуть детальному исследованию также историческое развитие религиозно-нравственных идей и настроений восточных народов (иудеев, персов и др.), в тех же приблизительно рамках и по тому же методу, каких я придерживался и при изложении истории античной философской этики. Но это, конечно, не только удвоило бы, но даже утроило бы размеры рамок моего сочинения и значительно усложнило бы и даже изменило бы самую задачу моего исследования. Весьма возможно, что и покойный профессор Е.П. Аквилонов, рецензировавший мое сочинение в его первой, рукописной редакции, стоял, именно, на этой же точке зрения, когда настаивал на исключении из моего сочинения главы о неоплатониках, каковая глава, в первой, рукописной редакции моего сочинения имелась. И. Чаленко Читать далее Источник: Чаленко И.Я. К вопросу об отношении этики античных философов к христианской//Христианское чтение. 1913. 12. С. 1471-1486. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

Когда ум направляется законом,, то это происходит «по природе», и с ним борются бесы той сущности, которая над солнцем, как те, чья злоба наименьшая. Когда же с ним происходит побуждение, которое «после природы», то в борьбу с ним вступают две сущности демонов. А когда ум становится достоин восхождения, тогда [все] три сущности, описанные мной, выступают против него и стремятся погубить. Ибо они желают того, чтобы вся природа Блага обратилась в их подобие, и поскольку им не приносит радости и они не желают того, чтобы кто-то избежал их власти, но – чтобы [тот] облекся в их покрывала. Ибо они знают, что когда он обращается к Господу, то покрывало снимается 1485 1486 . …божественного ума 1487 , о том противодействии, которое воздвигает на него враждебная природа, а также о поражении могущественной природы 1488 враждебных сущностей. Итак, мы говорим, что исполнением служения и полнотой труда умов [выступает] славное восхождение 1489 . Ибо Бог, благой и управляющий живущими, как разумными, так и не имеющими разума, не позволяет уму пасть, но призывает [его] обратиться, приближает и принимает [его]. Те же, кто принял в себя славные блага, утверждаются в стремлении идти к Благу. Тогда они оставляют ту работу, которая была у них, и устремляются, достойно и свято, в славный и божественный путь 1490 , чтобы достичь единства, насколько возможно, с первым Благом, которое от начала, и осторожно продвигаются вперед, не останавливаясь, чтобы находиться с ним и в нем. Тем, кто хочет возвыситься над нашим миром, необходимо объединить благую природу, которая в них, с ней самой. Ибо если они не устранят противопоставление из места [пребывания] ее, то она 1491 , видимо, будет продолжать находиться в том месте, где нет противопоставления 1492 . Знай же, что тело – дом души, а душа – облачение для ума 1493 . Поэтому душе подобает украшать свой дом, а уму – свое место. Так она сможет взойти на небо, куда ради нас взошел Христос. Если же в нас будет обнаружено нечто от князя [мира], то как будем мы достойны того, чтобы созерцать Отца? Я видел многих среди умов, которые восходили ко Кресту, но падали, поскольку их одежды были нечисты. Одеждами нечистыми я назвал тело и душу, которые не очистились. Но мы оставим эти темы для рассказа об очищении 1494 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Подрывая обаяние богатства в глазах бедных, Златоуст всячески старался возвысить бедность. И это вытекало у него не из приспособления к слушателям, не из желания просто утешить их, а из искреннего убеждения в преимуществах бедности. Эту веру в высокую ценность простой, чуждой излишеств жизни он доказал самим делом, отказавшись добровольно от богатства и роскоши. Сверх того, проповедь бедности в эпоху Златоуста звучала иначе, чем в настоящее время. Стремление освободиться от богатства каким бы то ни было путем в тогдашнем обществе было широко распространено. Лучшие люди того времени как из язычников, так и из христиан осуществляли этот идеал в жизни Отречение от собственности высоко ценилось как киниками, так и новоплатониками 1486 . Среди христиан, и особенно клириков, это было довольно обычным делом. Религиозные и нравственные основания такого отречения усиливались еще политическим гнетом, произволом властей, тяжестью повинностей. Эти условия делали пользование состоянием крайне тяжелым и держали богатого человека в вечном трепете за свою личность и имущество. Страницы сочинений Златоуста, посвященные раскрытию мысли о непрочности богатства и о беспокойстве богатых, наглядно рисуют, насколько правовое положение граждан было шатко 1487 . Вот как Григорий Богослов описывает тяжесть управления более или менее значительным имуществом: «Непрестанные и тяжкие заботы, день и ночь снедая душу и тело, низводят меня с неба к матери моей земле. Во-первых, управлять служителями – поистине сеть пагубы. Жестоких владык они всегда ненавидят, богобоязненных бесстыдно попирают, к злым не снисходительны, добрым не благопокорны, но на тех и других дышат неразумным гневом. А сверх того, надо заботиться об имуществе, всегда чувствовать на своих плечах тяжесть императора, переносить угрозы сборщика податей, потому что подать, возрастая с имением, унижает для людей цену самой свободы, а на устах лежат узы. Надо проводить время среди многолюдных собраний, близ высоких седалищ, с которых решаются человеческие распри, надобно выслушивать громкие возражения противника или по закону терпеть скорби в запутанных сетях. Вот бремя, вот труд! А злые берут преимущество перед добрыми, блюстители законов могут быть куплены той и другой стороной. Необходимо или опрометью бежать и оставить все злым, или очернять свое сердце» 1488 . При таких условиях бедность казалась истинным благом: она давала свободу. Вот именно эти-то чувства Златоуст и старается вдохнуть беднякам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Русская, православная. За это и сидела Памяти Ирины Ратушинской Оксана Гаркавенко   10:53 05.03.2018 1486 Время на чтение 23 минут «Сложно жить летучей кошке:/Натянули провода./Промахнёшься хоть немножко -/И калека навсегда!/Развели тоску такую,/Понавешали тряпьё.../Но лечу! Кто не рискует -/Тот шампанское не пьёт!/Виражи кручу я лихо,/Лучшим асам нос утру./Догоняю воробьиху,/Хоть и в рот их не беру. /Сколько рыжих, сколько серых/Стонет от моей красы!/Там такие кавалеры -/Со спины видны усы!/Март-апрель... Наверно, в мае/Буду нянчить я котят./Ни за что не отвечаю,/Если тоже полетят!». Трудно поверить, что эти веселые, озорные стихи были написаны в тюрьме киевского КГБ, где автор, 28-летняя женщина, ожидала приговора суда по абсурдному обвинению, уже имея все основания полагать, что приговор будет неправедным и жестоким. Известный поэт и прозаик, а в советские годы - узница лагерей Ирина Ратушинская отошла ко Господу 5 июля нынешнего года.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/5/russk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010