Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Организация и внутренняя жизнь Католической Церкви КОНК Конк, католич. бенедиктинский, впосл. премонстрантский мон-рь Спасителя и св. Веры (деп. Аверон, Франция) КОНСТАНТИН АФРИКАНСКИЙ (нач. XI в. - до 1098/99), бенедиктинский мон., переводчик медицинской лит-ры с арабского на лат. язык КОНТАРИНИ Гаспаро (1483-1542), итал. католич. богослов, философ, политический и церковный деятель, кардинал (с 1535) КОРВЕЙ бывш. бенедиктинский монастырь первомч. архидиак. Стефана и мч. Вита (до 1792 имперское аббатство) КОХЛЕУС [наст. фамилия Добнек] Иоганн (1479-1552), свящ., нем. ученый-гуманист, католич. теолог-публицист, критик Реформации ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРИНДИЗИ [мирское имя - Джулио Чезаре Руссо] (1559 - 1619), св. Римско-католической Церкви (пам. 21 июля), проповедник, деятель Контрреформации, учитель католич. Церкви ЛАЙНЕС Гомес де Леон Диего (1512 - 1565), испан. иезуит, 2-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса (с 1556), католич. богослов, деятель Контрреформации ЛАКОРДЕР Жан Батист Анри (монашеское имя Анри Доминик) (1802-1861), франц. католич. свящ., доминиканец, писатель-публицист, проповедник ЛАМБРУСКИНИ Эммануэле Никколо (монашеское имя Луиджи) (1776-1854), кард., гос. секретарь Папского престола при папе Римском Григории XVI (1831-1846) ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де (1782 - 1854), франц. католич. публицист, философ, богослов, общественный деятель; один из основоположников христ. социализма ЛАНГТОН Стефан (ок. 1150 - 1228), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. ЛАНФРАНК (ок. 1010 - 1089), нормандский и англ. церковный деятель, богослов; архиеп. Кентерберийский (с 1070) ЛАС КАСАС Бартоломе де (1484 (по др. данным, 1474) - 1566), монах ордена доминиканцев, испан. гуманист, общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/130118_18.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСТРОМСКОЙ БОГОЯВЛЕНСКО-АНАСТАСИИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. (Костромской и Галичской епархии), находится в г. Кострома. Первоначально мужской; по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, как сказано в монастырских синодиках, «сродником» прп. Сергия Радонежского ( Баженов. 1913. С. 4-5). С 1415 г. прп. Никита жил на покое в Высоцком Покровском мон-ре близ г. Боровска, в 20-х гг. XV в. удалился в Кострому, где основал обитель. Историки нач. XX в. предполагали, что мон-рь в Костроме был устроен «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 году в день Богоявления Господня» (Там же. С. 7). После кончины в сер. XV в. преподобный был погребен в монастырском Богоявленском соборе. Память основателя отмечалась в обители 15 сент., в день вмч. Никиты. В монастырском трапезенном уставе XVII в. записано: «Сентября в 15 день панихиды пети и обедня служити по иноке Никите строитель месту сему собором, на братию корм большой» ( Афанасий (Дроздов). 1837. С. 43). В монастырском синодике XVII в. в списке настоятелей обители первым упомянут «старец... строитель месту сему» прп. Никита (Там же). В 1456 г. Боровско-Серпуховское княжество было ликвидировано, а его последний кн. Василий Ярославич (внук боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго и шурин вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного) сослан в Углич, затем в Вологду, где умер в 1483 г. Согласно синодику монастыря нач. XVII в., сыновья кн. Василия, разделившие с отцом заключение, князья Андрей и Иван, в кон. XV - нач. XVI в. были погребены в Богоявленском соборе рядом с могилой прп. Никиты ( Баженов. 1897. С. 98). Возможно, престарелым опальным князьям разрешили поселиться в мон-ре, основанном почитаемым в их роду прп. Никитой. В кон. 20-х гг. XVII в. в ризнице Богоявленского собора хранились с надгробий «покров на благоверных князех, на князь Иоанна, да на князь Андрея, да на князь Василия Васильевичев Ярославичев Боровского, бархат червчат гладкой, три кресты» (Писцовая книга. 2004. С. 311).

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Деятели Римско-католической Церкви АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.) АНСЕЛЬ Альфред (1898-1984), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.) БОТТАРИ Джованни Гаэтано (1689 - 1775), итал. историк Церкви, историк искусства, архивист, один из основоположников музейного дела БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ВЕРГЕРИЙ Петер Пауль (Пьетро Паоло) (1498-1565), папский нунций, позже лютеран. теолог и политический деятель ВЕТТЕР Густав Андреас (1911-1991), священник-иезуит, профессор, писатель, философ, специалист по рус. философии и научному материализму ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской ВО Ролан де (1903 - 1971), католич. историк, археолог, один из выдающихся исследователей древностей Св. Земли ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма

http://pravenc.ru/rubrics/130161.html

Он был составлен профессорами теологических фак-тов Виттенберга (гл. обр. Ф. Меланхтоном ) и Лейпцига и 22 дек. 1548 г. утвержден Морицем как Лейпцигский Интерим. Пасторы, отвергшие Интеримы (ок. 400 чел.), изгонялись католиками из приходов; нек-рые были брошены в тюрьму. А. Корвин, суперинтендант Каленберг-Гёттингена, скончался после 3 лет тюремного заключения. Меланхтон в личной переписке и с кафедры Виттенбергского ун-та оправдывал Лейпцигский Интерим на том основании, что свобода проповеди Евангелия сохранилась, а навязанные отклонения от лютеран. догм и восстановление католич. обрядности относятся к вещам безразличным (адиафоре, греч.- αδιαπηορον), т. е. не предписанным Библией, но и не запрещенным ею. Центром сопротивления Интеримам стал г. Магдебург. В 1547 г. был основан Йенский ун-т, на его богословский фак-т были приглашены лютеране - противники Интеримов, считавшие себя сторонниками подлинного (gnesios) лютеранства и противниками «филиппизма». Напечатанные проповеди и памфлеты Г.-л. распространялись из Магдебурга по всей Германии, за что Магдебург был в шутку прозван «Божьей канцелярией». С весны 1549 г. признанным вождем Г.-л. стал М. Флаций Иллирик (1520-1575); заметную роль в движении играли также Н. фон Амсдорф (1483-1565) - друг и сподвижник Лютера, Н. Галл (1516-1570) - пастор из Регенсбурга, И. Вестфаль (1510-1574), проводивший Реформацию в городах Ганзейского союза, и др. Флаций отвергал заявления Меланхтона об адиафоре, указывая, что лютеран. церковь находится под сильнейшим давлением со стороны католиков, в такой обстановке христианин обязан сохранять свою веру - лютеранин естественно должен исповедовать ее по-лютерански. Флаций считал, что в обстановке, к-рая требует исповедания веры, ничто не может считаться вещью безразличной - Nihil est adiaphoron in statu confessionis. По его мнению, принципиальное значение имело публичное отстаивание христ. свободы как таковое, а не сами литургические различия. Так, в период Реформации в одних приходах Саксонии пасторы продолжали пользоваться обычными для католич.

http://pravenc.ru/text/165183.html

непосредственное влияние на его взгляды. В этот период Л. оставался глубоко верующим католическим монахом, положительно оценивавшим все дела благочестия и церковные обряды; во время пребывания в Риме он стремился посетить все его св. места, отслужить как можно больше месс, поклониться реликвиям и т. п. Если Л. и наблюдал отдельные соблазнительные явления римской церковной жизни, он не придавал им большого значения и переоценил свой опыт лишь позже, когда поменялись его церковная и богословская позиции (ср.: Brecht. 1985. Vol. 1. P. 98-104; Rogge. 1985. S. 91-94). После возвращения из Рима, где делегация не добилась никакого результата, Л. встал на сторону Штаупица и выступил в поддержку его решения. Поскольку большинство эрфуртских монахов придерживались противоположной позиции, пребывание Л. в Эрфурте стало нежелательным ни для руководства монастыря, ни для Штаупица, стремившегося избежать открытого конфликта в ордене. Вследствие этого осенью 1511 г. было принято решение о постоянном переводе Л. в виттенбергский монастырь августинцев-еремитов и о назначении его преподавателем теологии в местном ун-те. Преподавание в Виттенбергском университете (1512-1517) Виттенбергский ун-т был основан курфюрстом Саксонским Фридрихом III Мудрым (1463-1525) преимущественно по политическим причинам: курфюрст был недоволен тем, что талантливые юноши из его владений уезжают учиться в ун-ты, расположенные во владениях его политических противников (Эрфуртский, Лейпцигский, Кёльнский и др.), и пожелал создать способное конкурировать с ними учебное заведение. Разместив ун-т в Виттенберге, являвшемся его 2-й резиденцией, курфюрст пригласил в него ряд талантливых, хотя и малоизвестных преподавателей. Преподавание теологии в Виттенберге имело эклектичный характер: лекторами были убежденный томист М. Поллих (1455-1513), последователь Иоанна Дунса Скота ( 1308) Н. фон Амсдорф (1483-1565), а также Штаупиц, представитель схоластического августинизма. С 1505 г. в ун-те преподавал философию, а затем и теологию А.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

в Cod. Vat. lat. 3958, fol. 74 и впервые опубликован – см.: Zentralblatt ftir Bibliothekswesen. Leipzig, 1909–1910) и упоминал сочинения порядка 550 авторов. Естественно, в него были включены все работы Лютера, Кальвина, Цвингли, Меланхтона, Хуана Вальдеса; Аугсбургское вероисповедание 1531 г.; кроме того, в нем поименованы «Фацетии» Поджо Браччолини, работы Пьетро Аретино; все труды Абеляра; De Monarchia Данте; всё наследие Маккьявелли; большая часть работ Эразма Роттердамского, включая Colloquia familiaria («Разговоры запросто») и «Похвалу глупости», а также Лоренцо Валла; труд кельнского профессора философии и противника гуманистов Ортуина Грация (1481–1542) Fasciculus rerum expetendarum ас fugiendarum, содержащий нападки на папство; написанное в 1538 г. в адрес папы Павла III (1534–1549) представление о необходимости коренной церковной реформы Concilium de emendanda ecclesia благочестивого венецианца Гаспаро кардинала Контарини (1483–1542); Талмуд, Коран и др. Индекс запрещал также все произведения, которые осуждались папой Пием II (1458–1464), по–видимому, в булле от 26 апреля 1463 г., за поддержку концилиаризма. Цензурные принципы этого Списка оказались слишком жесткими (в него, например, был внесен 61 типограф, абсолютно все издания которых запрещались ввиду того, что «типографы эти доселе занимались печатанием еретических книг»), и после того, как Тридентский собор изменил церковное законодательство в области запрета книг, папа Пий IV (1560–1565) распространил в 1564 г. т.н. Тридентский список (Index Tridentinus), куда не вошли многие книги, включенные в Index Paulinus. Составление Списка в это время находилось в ведении Святой Конгрегации Римской инквизиции. Смысл папских Индексов состоял в запрете для всех католиков хранить, читать и перепечатывать книги, содержащиеся в Индексе, – под угрозой отлучения от Церкви. Католик, у которого находилась книга, внесенная в Индекс, был обязан доставить ее местному епископу или инквизиции, обязанной такие книги сжигать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рагоза – 1) ссора, свара, 2) сварливый человек В Псковской летописи под 1391 г.: «Смущением диаволим бысть рагоза новгородцам со псковичи». Рагозинин Ташлык [см. Ташлык] Васильевич, 1596 г., Тверь Рагозка , крестьянин, 1564 г., Обонежье Рагуил Добрынин [см. Добрыня], тысяцкий в Киеве, XI в. 72 Рагуй Иван, иконник, конец XV в., Новгород Радил , тысяцкий в Вышгороде, X в. 73 Радилов Василий, 1483 г., Москва; Радиловы, XVI–XVII вв., Можайск, Верея и Тула Радища , чернец Мирожского монастыря, около 1475 г., Псков Радищев Кунай [см. Кунай] Елизарович, 1627 г., Малый Ярославец; Радищев, 1604 г. 74 Радомские , бояре, XV в., Новгород; помещики, XVI–XVII вв., Нижегородский уезд; Юрий Федорович, 1608 г. Радостный Безносов [см. Безнос], ямщик, 1607 г., Муром Радцов Дмитрий, дьяк Стрелецкого приказа, 1614 г. Раевские Федор и Андрей Ивановичи, 1543 г. Разводов Якут, посадский человек, 1565 г., Псков Развозов см. Розвозов Раздеришин см. Роздеритин Раззевака ( Роззевака ) Василий, крестьянин, 1620 г., Белев Разум Дмитрий (Митька), крестьянин, 1627 г., Белев Ракита, Ракитины : Ракита, крестьянин, 1495 г., Новгород; Григорий Иванович Ракитин, 1551 г., Кострома Раков : Иван Михайлович Колтыря [см. Колтыря] Раков, дьяк, 1532 г., Псков; Борис Третьяков [см. Третьяк], 1562 г.; Раковский Иван, подьячий, писец, 1625 г., Тула и Крапивна Раменский Рахманин [см. Рахманин], помещик, 1590 г., Арзамасский уезд Раменьев Дубрава [см. Дуброва], землевладелец, первая половина XV в., Переяславль Рапсак Иванович Норов, крещеный татарин, 1578 г., Коломна Раскоряка Василий, крестьянин, 1500 г., Кострома Расловский Федор Тимофеевич, 1578 г., Арзамас Распопа Афанасий, посадский человек, 1580 г., Новгород Распута см. Роспута Расстрига, Расстригин ( Розстригин ): кн. Дмитрий Андреевич Расстрига Волконский, первая половина XVI в.; Василий Юрьевич Расстригин, 1580, 1592 гг., Арзамас Раст Пилюгин [см. Пилюга], помещик, конец XVI в., Арзамас Растиславль Мещерин [см. Мещерин], 1499 г., Деревская пятина Растиславские , своеземцы, XV–XVI вв., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Санта-Мария Новелла во Флоренции, мастер Гонди; 3 рельефа Л. Каппони, кон. XV в., для ц. Сан-Грегорио Маньо и фрески А. Виварини в капелле св. Варвары этой церкви, 1602). Среди сюжетов: отклонение Г. В. предложения занять Папский престол (работа последователей Фра Анджелико , коллекция Р. Джонсона, Филадельфия), обнаружение скрывавшегося в лесу Г. В. по исходящему от него свету, интронизация Г. В. и его преставление (все сцены - в ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции). Г. В. как пастор изображен в неск. сценах, основанных на Житии святого: вечери, устроенной им для 12 бедняков, к-рую посетил Христос, представляемый в виде ангела или паломника (Дж. Вазари, 1540, Пинакотека, Болонья; П. Веронезе, 1572, трапезная Монте-Берико в Виченце); молитвенного заступничества за мон. Юстуса, отлученного аббатом от причастия за спрятанные в келье 3 золотые монеты: Г. В. изображен перед алтарем, позади - объятый пламенем монах, душу к-рого возносят ангелы (Дж. Ф. Барбьери. «Заступничество Григория Великого», 1647, Сан-Паоло Маджоре в Болонье); вызволения души имп. Траяна (иллюстрация из соч. «Speculum historiale» Винцентия из Бове, 1330 или 1350; Я. Аванцо «Освобождение Траяна по молитвам Григория», 1565, Пинакотека, Болонья; фреска 1358 г. в ц. Сан-Доменико в Болонье; М. Пахер, алтарь 4 отцов церкви, ок. 1483, Старая пинакотека, Мюнхен). Согласно Кёльнской хронике 1499 г., совершать молебны за имп. Траяна Г. В. побудили рельефы триумфальной арки Траяна в Риме. Сюжет получил лит. обработку ( Данте. Божественная комедия. «Чистилище» 10. 73-94); как аллегория Справедливости этот сюжет часто соседствует с композициями «Суд царя Соломона» и «Суд прор. Даниила». Со времени Реформации изображение Г. В. нередко встречается в сценах, к-рые касаются пребывания душ в чистилище, реже - в композициях «Святое собеседование» и «Св. Семейство». Распространенными оказались и сюжеты, изложенные в «Золотой легенде» Иакова из Варацце : удостоверение посланника имп. Констанции в подлинности полученной от Г.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Сухинин Федор, помещик, конец XVI в., Белев; Власий Федорович, 1627 г., Белев Сухирин Окул [см. Окул], крестьянин, 1432 г., Радонеж Сухобоков Степан, посадский человек, 1585 г., Псков Сухоборов Игнатий, крестьянин, 1495 г., Новгород Суховерхов Захарий, крестьянин, начало XV в., Звенигород; Феодосий Суховерхов, крестьянин, 1495 г., Новгород Сухово-Кобылин Иван Александрович, конец XV в., Новгород; от него – Сухово-Кобылины [см. Кобыла] Сухой – распространено; Иван Васильевич Вельяминов, вторая половина XV в.; Иван Федорович Товарков [см. Товарко], вторая половина XV в. [см. Бурняй, Оншутин] Сухомесов Иван, посадский человек, 1664 г., Тихвин (Тотьма? – С. В.) Сухона Иван Степанов, солевар, 1502 г., Соль Галицкая; от него – Сухонины Сухонос : Яхно (?) [см. Яхно], 1498 г., Новгород; Иван царский конюх, 1573 г. Сухопаров Григорий Никитин, подключник Хлебного дворца, 1572 г. Сухоплюев Григорий Иванович, 1571 г., Москва Сухорук : кн. Михаил Константинович Оболенский, 1500 г.; кн. Иван Семенович Новосильский, 1503 г.; Кузьма Минин Сухорук, нижегородский староста, соратник кн. Д. М. Пожарского; Осип Сухоруков, посадский человек, 1623 г., Гороховец Сухорь Аверкий Григорьевич Воронцов [см. Воронец], 1544 г., Дмитров [см. Струна] Сухосвитов Останя [см. Останя] Васильев, крестьянин, 1504 г., Верея Сухотин Тимофей Васильевич, послух, 1483 г., Малый Ярославец Сухоткин Кузьма, слуга Терехова Рязанского монастыря, 1619 г. Сухочевы Игнатий и Трофим Ивановичи, 1626 г., Белев; Сухочевы, помещики, XVI–XVII вв., Белев Сухощек Еремей, посадник, казнен в 1471 г., Новгород Сучек Суш, Сушов : кн. Иван Иванович Суш Кашин [см. Каша], казнен в 1565 г. при учреждении опричнины; Борис Алексеевич Сушов, 1550 г.; Сушовы, XV–XVI вв., Владимирский уезд [см. Шаст] Суш – мелкая сушеная рыба Сушатин Фрол Иванович, начало XV в., Радонеж Сушимников Иван, крестьянин, 1612 г., Нижний Новгород Сушко, Сушков : Григорий Сушко, послух, середина XV в., Москва; Степан, Филипп и Иван Яковлевичи Сушковы, 1568 г., Ярославль; Сушковы, XVI–XVII вв., Ярославский уезд

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Несмотря на нек-рое охлаждение в отношениях М. с Буцером после совместного участия в коллоквиуме 1540-1541 г., в 1543 г. они вместе работали в Бонне над проектом церковных реформ, к-рые намеревался осуществить в своем диоцезе курфюрст и архиеп. Кёльнский Герман фон Вид (1477-1552). М. отредактировал подготовленный Буцером церковный устав, включавший в себя подробное изложение протестант. вероучения (текст см.: Einfältiges Bedenken: Entwurf einer Reformationsordnung für das Erzstift Köln von 1543// Bucer M. Deutsche Schriften. Gütersloh, 1999. Bd. 11. Tl. 1. S. 147-432); им были переписаны или написаны заново разделы о Св. Троице, о творении, об оправдании, о добрых делах, о Церкви и о покаянии (см.: Scheible. 2016. S. 165-166). После того как этот церковный устав был подвергнут критике со стороны кёльнских теологов и представителей духовенства, М. опубликовал «Ответ на сочинение неких лиц из кёльнского клира» (Responsio ad Scriptum quorundam delectorum a Clero Secundario Coloniae Agrippinae; текст см.: Melanchthon Ph. SA. Bd. 6. S. 381-421), в к-ром выступил в защиту общих принципов церковной реформации и их вероучительных оснований. Участие М. в составлении кёльнского церковного устава привело к его наиболее серьезному конфликту с Лютером. В 1544 г. Н. фон Амсдорф (1483-1565) прислал Лютеру текст устава, обвинив Буцера и М. в том, что они изложили близкое к цвинглианскому учение о Евхаристии и умолчали о реальном принятии причастниками Тела и Крови Христа. Лютер согласился с этой оценкой; в частных беседах он обвинял М. в сговоре с Буцером и швецар. протестантами, выражая намерение написать новый трактат о Евхаристии с разгромной критикой всех противников лютеран. учения. М. не был автором раздела о Евхаристии, однако молчаливо одобрил его, поэтому он считал упреки Лютера отчасти справедливыми, однако не желал отрекаться от написанного и был готов покинуть Виттенберг в случае, если Лютер подвергнет его письменной критике (см.: Idem. BW: Reg. N 3638, 3646, 3652, 3653, 3658, 3671, 3748).

http://pravenc.ru/text/2562808.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010