Одобрив далее мысль митрополита касательно клятв собора 1667 года и укоризненных выражений в печатаемых по изволению Св. Синода книгах, А. В-ч добавлял в письме: «чтобы Св. Синод удобнее мог быть приклонен к принятию предлагаемого Вашим Высокопреосвященством образа действования, не нужно ли будет представить еще на вид, что а) часто осуждения некоторых прежнего времени мероприятий оказываются несвободными от вымысла, уже обличенного учеными светскими, помимо самой церкви и б) рассмотрение дела собственно ученым путем не предрешает суждения церковного. – С другой стороны можно надеяться, что ученый разбор, основательно знакомя с предметом, искренно преданным делу церкви не даст увлечься довольно принятым в некоторых светских изданиях старанием всеми силами оправдывать раскол в его борьбе с церковью». В заключение письма А. В-ч пред- —64— лагал митрополиту учредить особое по делам раскола братство. «Состоя из членов, стоящих ближе нас к обществу раскольников, зная их образ мыслей не по книгам только, но и по живому с ними обращению, оно могло бы, – объяснял он, – быть живым посредником между двумя сторонами в сообщении ближайших потребностей одних и в направлении деятельности других. 1483 Проект митрополита, собственно говоря, был грандиозен, а по тому времени, пожалуй, и слишком смел. Это, конечно, понимал и А. В-ч, но для него спасение погибавших в отделении от церкви было дороже всего. Неизвестна судьба, постигшая в Синоде записку митрополита, но А. В-ч на всякий случай серьезно подготовлялся к делу: обозревал исторически наше богослужение, исследовал отношение наших богослужебных книг к греческим и пр., хотя ему и не пришлось поделиться с другими таким путем добытыми им сведениями. 1484 Среди разнообразных занятий своих А. В-ч не опускал из виду и проживавших, почти рядом с ним его родных: мать, сестру и её детей. На них успокаивалась его мысль, любовью к ним питалось его сердце. В последнее, впрочем, время тревожнее стал он смотреть туда, на них: мать достигла уже преклонных лет и часто начала недомогать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кардинал де Балю (1421–1491) – любимец Людobuka XI, его главный министр, вступил в тайные сношения с Карлом Бургундским и на долгие годы был заключен королем в тюрьму, пока не был освобожден по настоянию папы римского. Кардинал Уолси был главным министром короля Англии Гehpuxa VIII (1509–1547), который отличался неуравновешенным и крайне жестоким нравом; как и многие другие любимцы Генриха, был казнен по приказу короля. Великий раздатчик милостыни – придворная должность, поручаемая духовному лицу; бенефиции – церковные должности, приносящие значительный доход (обычно были связаны с владением церковными землями). Народная ненависть переименовала Оливье ле Дэна в Оливье Дьявола. Вначале он был цирюльником Людовика, а потом сделался его любимым советником. – Примеч. автора. Четки – шнурок с нанизанными бусами; читая молитвы, перебирали их. Четки служили для счета прочитанных молитв; в средние века считали, что они служат также амулетом, то есть предохраняют от болезней, опасностей, вражеских чар и т. п. Весталки – жрицы в Древнем Риме, отличавшиеся целомудрием. «Дени Монжуа!» – боевой клич французов, его смысл: «Святой Денис с нами!». (Святой Денис считался покровителем Франции.) Эдyapд IV – король Англии из династии Йорков, годы его правления (1461–1483) совпадают с годами правления во Франции Людobuka XI. Кале – город на берегу Ла-Манша. Англичане захватили его в самом начале Столетней войны, в 1347 году, и удержали в своих руках после окончания войны. Кале был возвращен Франции только в 1558 году. Герцог Бретонский – герцог Бретани, провинции на северо-западе Франции, которая в то время еще не была присоединена к владениям короля. Герцог Фpahцuck II упорно отстаивал самостоятельность Бретани при жизни Людobuka XI и после его смерти начал войну против правительницы Анны де Боже, но был разбит, и в 1491 году Бретань была подчинена власти короля. Блаженны миротворцы! (лат.) В средние века сеньор имел право выдать замуж дочь и наследницу (при отсутствии сыновей) своего вассала; иногда применялось и такое правило: сеньор должен был предложить наследнице на выбор трех претендентов на ее руку, равной с ней знатности.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

15. Западно-европейские переводы и издания Библии. Классическим немецким считается перевод Мартина Лютера (1483-1546), который был закончен в 1534 году, а английским перевод, предпринятый по инициативе короля Иакова, или Авторизованный перевод (1611). В конце XIX века Авторизованный перевод подвергся редактуре и получил название Ревизированного. Последняя редактура была проведена в 1846-1952 годах. В XX веке Библия много раз переводилась на европейские языки. В 60-х годах группа протестантских церквей создала Новую Английскую Библию. Переводчики комиссии (возглавлявшейся Ч. Доддом) стремились не к буквальности перевода, а приближению его к современному английскому литературному языку. Из современных католических переводов наиболее известные следующие: Братства Христианского Исповедания (Новая Американская Библия); Новейший перевод Библии (48 томов) на итальянском языке; Иерусалимская Библия, изданная библейской школой доминиканцев в Иерусалиме на французском языке с комментариями (это издание есть также на английском и немецком языках). По образцу Иерусалимской Библии издана и польская Библия, посвященная тысячелетию крещения Польши. В настоящее время Библия переведена на 1659 языков. Библия постоянно переиздается почти во всех странах. Только за 1973 год в мире разошлось свыше 218 миллионов экземпляров Св. Писания, в том числе более 5 миллионов, содержащих его в полном объеме. Библия выходит в виде иллюстрированных брошюр на нескольких языках; существуют молодежные, детские издания и приспособленные для слепых. Библия иллюстрируется фотографиями памятников древности, святых мест, произведениями классического искусства. Ее много раз экранизировали, записывали на пластинки; передачи о ней включают в телепрограммы. За последние тридцать лет возникли библейские общества и институты по изучению Слова Божия, специальные и популярные журналы, посвященные Библии (франц. «Библия и св. Земля», «Библейский мир», «Библейское обозрение»; англ. «Библия сегодня»; греч. «Бюллетень библейских исследований» и др.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Равным образом и в 1861 году, когда в России только что освобождены были крестьяне от крепостной зависимости и революционеры хотели воспользоваться этим обстоятельством для своих целей, а Польша, подстрекаемая ими, также стала, поднимать выше и выше голову, особенно в виду уступчивости русских властей, святитель Филарет от 4 ноября писал наместнику Лавры Антонию: «Варшавские вести печальны, но и домашние не лучше. Неблагонамеренные хитры, смелы, взаимно соединены; защитники порядка недогадливы, робки, разделены. Польша мятежная видимо связана с Венгрией, 1480 Венгрия с Италией, в Испании недавно вспыхнул было мятеж в пользу Гарибальди 1481 и Мадзини, а как далеко простираются подземные корни этих ветвей, кто видит? Европа продолжает свое помешательство на слове: свобода, не примечая, как в Америке свобода проливает кровь, изменничает и варварствует. Прусский король 1482 своим коронованием и словами поднял мысль о монархии, и уже нужным оказалось ему и министрам оговариваться и оправдываться в сем пред либеральной партией. Все заботятся о мире, и все ждут войны, и вооружаются более, нежели когда-либо. По истине, это походит на приближение годины искушения, хотящие прийти на всю вселенную». 1483 В виду всего этого, когда еще в июне того же 1861 года государь император с некоторыми членами своего семейства посетил обитель преподобного Сергия, святитель Филарет, встречая его в сей обители, в речи своей к Его Величеству, с одной стороны, говорил о преподобном Сергии, что «он как в земной жизни, после Бога и Неба, любил православную Россию и державных её, и служил благу их молитвою, советом, миротворчеством, так и в небесной жизни являет подобные расположения, с высшею небесною силою», а с другой и к самому государю обращался с такими словами: «В мире, благочестивейший государь, хранишь ты твое царство. Но мир и в мире не мирен. Есть искры под пеплом, которые он или не умеет, или не старается угасить. Он говорит о мире, и непрестанно усиливает приготовления к брани». И заключая речь, святитель-вития говорил царю: «Вниди в мире и, в общении со святым, принеси твою царственную молитву Всесвятому Господу, и с нею воздвигнется молитва твоего верного народа; и, по общей вере, да преклонится Всевышний, и благословит ненарушимым миром и возрастающим благоденствием тебя и твой дом, и твое царство». 1484

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Понятно также, что ревнители вовсе не думали мириться с тем опальным положением, на которое так для них неожиданно осудил их бывший их друг и единомышленник, понятно, что они не хотели сойти со сцены молча, не хотели без борьбы поступиться своим прежним очень видным, почетным и влиятельным положением. Ранее ревнители боролись, и довольно успешно, с патриархом Иосифом, ничто не препятствовало им вступить в борьбу и с преемни- —182— ком Иосифа. Царь по-прежнему хорошо относился к ревнителям, в самой царской семье они пользовались уважением и влиянием 1483 . Связи их с знатными боярскими домами были обширны и крепки, члены кружка были тесно сплочены и готовы всячески постоять друг за друга, во главе их по-прежнему стоял сильный и влиятельный царский духовник, во всем и вполне, казалось им, солидарный с ними. И по самому характеру своих членов кружек ревнителей не был способен остаться в спокойном, выжидательном положении, он уже ранее привык действовать, бороться, обличать, привык о всем говорить публично, всенародно. И кружек действительно заговорил по своему обычаю не стесняясь, резко и очень обидно для нового патриарха: недаром же в похвалу членам кружка ставилось то, что они говорили «не обинующася лиц сильных, по пророку Давиду, пред цари глаголюща и не стыдящася». А между тем Никон вовсе не принадлежал к числу таких лиц, которые спокойно выслушивают от других разные обличения и назидания и относятся к ним спокойно и равнодушно. Так естественно и необходимо, в силу особенностей характера Никона и ревнителей, в силу их предшествующих личных отношений, должна была между ними произойти борьба. Но если бы эта борьба происходила, как некоторые думали, только на почве одних личных отношений, если бы они боролись только из-за власти и влияния, если бы между ними только решался вопрос о том: кто будет в действительности управлять делами русской церкви: Никон или кружек ревнителей; то эта борьба не имела бы никакого особенного важного значения для всей русской церкви и всего народа, не вышла бы из границ обыкновенной придворной интриги, не перешла бы в народ, не вызвала бы раскола в русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лъв Исаврянин – византийски император-иконоборец, управлявал от 717 до 741 година. Св. архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (1877 – 1961) – светец на Руската православна църква, хирург, изповедник, празнуван на 25 май/11 юни. Виж Лука Войно-Ясенецкий . Лутерани – последователи на Мартин Лутер (1483–1546), отделили се по време на т.н. Реформация от Католическата църква и създали свои църкви първоначално в Германия и Скандинавия. Луцифер – от лат. Lucifer – «носител на светлина, светлоносец» – наименование на Сатана преди падението му, светъл като звезда. Лъжичка – свещен съд, представляващ лъжичка с дълга дръжка, с която се причастяват миряните и свещениците. Виж също: църковна (богослужебна) утвар. Слово М Маврикий – византийски император, управлявал от 582 до 602 година. Магия и чародейство (магьосничество) – опитът да се влияе върху хора и събития чрез свръхестествени или окултни средства. «Черната» магия се стреми да причини зло чрез проклятие, произнесено в единение със зли духове. «Бялата» магия се опитва да обезсили проклятията и да използва окултни сили за доброто на човека, който я прилага, или на някой друг. Несъмнено това невинаги е просто суеверие – често зад тези опити се крие духовна реалност, на която можем и трябва да се съпротивляваме, и да я надмогваме чрез силата на Бога и в името на Иисус Христос. Вж. също Библейската присъда над магиите. Магнаурска школа – висше училище (IX-XV в.) в двореца «Магнаура» в Константинопол, превърнала се в средище на научната мисъл във Византия. Магнаурската школа била създадена като частно училище от византийския учен Лъв Математик, вероятно по времето на император Теофил (829–842). В нея се изучавали всички тогава познати светски науки: граматика, геометрия, философия, риторика, астрономия, музика и др. В Магнаурската школа са учили св. Константин-Кирил Философ, цар Симеон I и др. Максимиан Галерий (Гай Галерий Валерий Максимиан, наричан също Арментарий) – римски император в източната половина на Римската империя, най-яростният гонител на християните. Като зет и съуправител на император Диоклетиан (Диоклециан), Галерий бил главен инициатор на гоненията. След оттеглянето на останалите тетрарси, през 305 г. обсебил властта. Едва месец преди смъртта си отменил жестоките гонения срещу християните в едикт от 311 г., издаден съвместно с Максимин, св. Константин Велики и Лициний. Починал в Сердика (София) от жестока болест (тялото му било покрити от язви). Извън речника: Св.равноапостол Константин. Св. Мина Св. Димитър Солунски. Св. Николай Чудотворец. Св. Варвара. Св. Евгений и Макарий изповедници. Св. Гордий. Св. Агатопод и Теодул. Св. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест . Св. Теодор Стратилат

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

3.      В скорбях, страданиях и терпении сокрыты слава и небесные блага. Образ этого мы видим в природе, где пшеничное зерно, ввергаемое в землю, и прививаемое дерево, прежде плода своего и благолепного одеяния, подвергаются загноению и бесчестию и лишь после бесчестия облекаются в красивый вид 1481 . Подобно тому, труды, скорби и искушения ради Христа, переносимые подвижниками, возрождают и укрепляют их в смысле мужества и нравственной выдержки 1482 . Господь промыслительно влагает в страдающих ради спасения своей души упокоение и небесное мудрование 1483 и укрепляет их тайно в послушании божественным заповедям 1484 . Когда же какой-либо христианин, отрекшийся от мира, высокоумно начинает думать, что он уже сделал все, тогда Господь внушает ему мысли, говоря: «Что хвалишься? Не Я ли создал тело твое и душу? Что сделано тобой? Вразумляемый же, сокрушенно исповедуя свой грех и каясь, отвечает Господу: «Все Твое, Господи! Дом, в котором живу, – Твой; одежды мои – Тебе принадлежат, Ты меня питаешь. Ты снабдеваешь меня всем потребным». На это Господь начинает говорить кающейся душе: «За твою любовь ко Мне, поскольку ты прибегла ко Мне, прими и Меня – Господа, чтобы тебе всегда веселиться и радоваться со Мною» 1485 . Много поскорбевший и испытанный в безропотном терпении являет искренность свой любви к Господу и твердость в добре, подобно обожженному в огне глиняному изделию. Чем больше кто пострадал здесь ради Христа, тем больше получит утешений благого Духа и здесь и в будущем веке удостоится славы вместе с мучениками 1486 . Божий разум ведает силу каждой души терпеть искушения и сообразно с тем попускает их, подобно горшечнику, держащему свои изделия в огне строго определенное время 1487 . Мы же считаем свои скорби слишком тяжкими по той причине, что наша мысль непостоянно прилеплена ко Христу 1488 . Заключение Рассмотрение ряда христианских подвигов в области добродетели приводит к тому выводу, что все добродетели почтенны и каждая упражняется посредством другой. Так, простота передает душу послушанию, вере, надежде, служению и смирению. У смирения принимает душу кротость и приводит ее к радости, любви и молитве. Таким образом, добродетели зависят одна от другой, взаимно связаны и в конце концов возводят христианина на желанную вершину 1489 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В этих школах мало обращали внимания на отдельные стороны картины, а смотрели больше всего на целое, и в этом обстоятельстве отразилось общее направление Западной церкви. Далее по времени обращено было большое внимание на признание прав отдельной личности, подобно тому, как это выразилось в религиозной жизни в век реформации. В конце 14-го века Западная живопись стремится уже изобразить телесную красоту, 1220 выразить элемент реалистический. Воспроизводя живые облики со всеми принадлежностями их будничного вида, она обнаруживает глубокое и тонкое понимание органической жизни человека и всего окружающего её природу, знакомит с замечательно зрелой выработкой технических приемов. Облики, изображаемые ею, отличаются красивым и правильным очертанием формации головы и линии лица, пропорциональностью в членосоставах, верным и выразительным обозначением мускулов, соразмерностью и непринужденностью в движениях, полным соответствием складок одежды формам членов и телодвижениям, очаровательным сочетанием света и тени, тонкими переходами колорита. Такое направление развилось по преимуществу в школах Ломбардской и Падуанской. В 15-м веке начинается цветущая эпоха Западной живописи, обнаружившаяся в 3-х школах: Миланской, Умбрийской и Венецианской, как это доказывают замечательные живописцы той и другой школы. В Миланской школе прославились своими бессмертными произведениями, украшающими и доселе залы всех Европейских музеев, Леонардо да Винчи (1452–1519) и Корреджио (1480–1534). Чтобы судить об искусстве Леонардо да Винчи, можно указать на его тайную вечерю, которую он обрисовал применительно к духу времени и со знанием дела о священных лицах и событиях. О Корреджио можно судить по отзыву одного ученого немца, который говорит, что он умеет изображать картины как блаженства, так и бедствий. Воздух на его картине представляется прозрачным и самая тень как бы светом. В Умбрийской школе явился даровитый художник Рафаэль Санцио (1483–1520). Сюжеты его произведений окрылены самым высоким и чистым вдохновением, его произведения дышат ясным спокойствием, чистотою и нежностью, чувством целомудрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

европейских городов. При этом О. был идеализирован как основоположник «нового пути», а его взгляды нередко представлялись в одностороннем, упрощенном или искаженном виде. Именно такой оккамизм оказал влияние на Мартина Лютера (1483-1546), получившего философское образование в Эрфуртском ун-те, где было сильно влияние последователей О. Лютер не раз заявлял, что по своим философским взглядам принадлежит к «секте оккамистов» (напр., см.: Luther M. WA. Bd. 6. S. 600; Idem. WA: TR. Bd. 5. S. 653), и даже называл О. «мой учитель» (см.: Idem. WA: TR. Bd. 2. S. 516; ср.: Idem. WA. Bd. 38. S. 160). При этом Лютер не изучал и не использовал труды О., ссылаясь лишь на мнения и высказывания его позднейших интерпретаторов. Оценивая взгляды О., Лютер повторяет популярное обвинение в пелагианстве, некорректно обосновывая его тезисом О. о том, что человек может совершать добрые дела без благодати Св. Духа. Отвергая эту позицию О. как преувеличенную оценку естественных способностей человека, Лютер вместе с тем неявно принимает и развивает учение О. о том, что спасение не зависит от объективного состояния человека и обеспечивается исключительно решением Бога. Если О., всегда подчеркивавший свою верность церковной традиции, в т. ч. исторически сложившейся католич. догматике, допускал это лишь гипотетически, «согласно абсолютной потенции» Бога, то Лютер и нек-рые др. основоположники протестантизма прямо противопоставили выводы О. традиц. католич. учению (см.: Iserloh. 1956. S. 126-133). В протестантизме популяризированный О. методологический принцип экономии оказался обращенным против самой схоластической теологии, предлагаемые к-рой концепции стали рассматриваться как лишенные необходимого основания и избыточные усложнения учения Свящ. Писания. Процесс рецепции и критического осмысления наследия О. продолжался в европ. ун-тах до нач. XVI в. Представители контрреформационной теологии (см. ст. Контрреформация ) и т. н. второй схоластики XVI-XVII вв. относились к оккамизму резко негативно как по богословским, так и по церковно-политическим причинам, видя в последователях О.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

Божественная Истина отпечатлевает свою форму в уме, как в материи. Акт познания, о котором у нас идет речь, связан, таким образом, все же с отображением Истины в воспринимающей части ума. Позволительно поэтому спросить, насколько правильно назвать его непосредственным. В телесном зрении непосредственным объектом познания служит не вещь, а образ вещи в чувстве. Отсюда можно заключить, что и в интеллектуальном познании вечного это последнее созерцается постольку, поскольку становится формой ума. Нам кажется, что если бы даже блж. Августин устанавливал полную параллель между чувственным и интеллектуальным зрением, то и в таком случае мы были бы вправе по крайней мере сказать, что ум, по его учению, созерцает Бога с такой же непосредственностью, с какой глаз видит находящиеся перед ним вещи. Это обозначало бы, что в процесс познания Бога, как и в зрительное ощущение, не вмешивается логический элемент в виде сознательного умозаключения. Там и здесь познание сводится к видению, а не к силлогизму. Но блж. Августин идет далее и признает созерцание Бога актом гораздо более интимным, чем зрительное ощущение, и приравнивает его скорее к самопознанию. Бог для нас ближе, чем материальная природа. Телесное с трудом воспринимается прежде всего чувствами, потому что многое отделено от органов восприятия пространством или непроницаемой для них преградой. Еще более удалены тела от ума, потому что, во-первых, в познающем субъекте находятся не сами вещи, а их образы, а во-вторых, между познающим и познаваемым здесь нет подобия. 1483 Бог же находится самой Своей субстанцией во внутреннейшей части ума, и, сверх того, ум подобен Ему по нематериальности своей природы. Бог присутствует в уме почти настолько же, насколько присутствует в себе самом сам ум, который в каждый данный момент может быть и не быть предметом размышления. Ум становится предметом мышления, когда обращает свою воспринимающую способность на самого себя и формируется сам собою. 1484 Конечно, ничего интимней и непосредственней такого рода самосознания нельзя себе представить, однако и здесь Августин не обходится без схемы материи и отображающейся в ней формы. В его сознании применение этой схемы к тому или другому акту познания не лишает его характера непосредственности. Если Бог Самим Своим Существом находится в познающем уме человека, то созерцается им с непосредственностью, близкой к самопознанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010