Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЙОНАС [нем. и лат. Jonas] Юстус (5.06.1493, Нордхаузен - 9.10.1555, Айсфельд), нем. гуманист, юрист, богослов; пастор, церковный деятель, один из лидеров нем. Реформации , сподвижник М. Лютера (1483-1546), переводчик его сочинений. Жизнь и сочинения Й. родился в семье Йонаса Коха в Нордхаузене, крупном имперском городе, население к-рого в нач. XVI в. составляло ок. 5 тыс. человек ( Delius. 1952. S. 7; Junghans. 2009. S. 15). Уже в юности Й. перестал использовать родовую фамилию Кох: в ранних эрфуртских документах он значится под фамилией Йонас; т. о., личное имя отца Й. сделал своим новым фамильным именем ( Kleineidam. 1985. P. 244). При рождении Й. получил нем. имя Йодокус; впосл. он, по обычаю ренессансных гуманистов, сменил его на лат. имя Юстус, однако вплоть до сер. 20-х гг. XVI в. использовал и нем. имя. По предположению исследователей, фамилия Кох может указывать на то, что первоначально отец Й. был поваром в знатных семействах, однако со временем ему удалось стать влиятельным городским советником (Ratsmeister); начиная с 70-х гг. его имя часто упоминается в офиц. городских документах, в течение неск. лет он занимал должность бургомистра Нордхаузена ( Lehmann. 1963. P. 9-10; Junghans. 2009. S. 15). Точно неизвестно, родился ли Й. от 1-го брака Йонаса Коха или от его 2-го брака с вдовой Катариной Вольфхайн ( Delius. 1952. S. 8; Junghans. 2009. S. 15). По свидетельству Й., его отец и мать скончались, когда он был еще ребенком; исследователи считают, что это произошло ок. 1504 г. ( Junghans. 2009.S. 15). От родителей Й. унаследовал значительное состояние, к-рое впосл. позволило ему в течение долгих лет заниматься науками, не думая о поиске источника доходов. Начальное образование Й. получил в городской школе в Нордхаузене ( Delius. 1952. S. 9); более подробные сведения о ранних годах жизни Й. отсутствуют. Гуманистическое образование (1506-1519) Йонас Юстус. Гравюра. 2-я пол. XVI в. Мастер Тобиас Шриммер

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Закрыть Новый этап «миссионерства» в РПЦ: духовно болящий человек работает с молодежью 15.03.2023 1483 Время на чтение 7 минут Источник: Аминь Сейчас в нашей церковной и околоцерковной среде разразился очередной скандал, на сей раз с участием ученика Кураева нетривиального «миссионера» священника Павла Островского. Православное блог-сообщество особенно возбудилось по поводу его проекта, связанного с изложением евангельских сюжетов в виде комиксов в стиле японских аниме, называемых еще «манга». Обеспокоенные православные педагоги стали аргументировано жаловаться священноначалию, будучи наивно уверенными в том, что перед нами какой-то исключительный случай. Между тем данный печальный эпизод является лишь развитием (теперь уже, к сожалению, на достаточно поздней стадии) общей тенденции, связанной с модернизмом и неообновленчеством в Церкви, о чем имеется немалая литература . Еще лет пятнадцать тому назад мы вполне внятно предупреждали, что если доминирующие тренды нашей церковной политики не изменятся (в частности, те, что связаны с внутренней миссией), то ситуация придет к примерно такому печальному итогу. Суть идеологии, лежащей в основе данного явления – представление о том, что ради миссионерского успеха в мире Церкви необходимо приспособиться к нему: снизить планку аскетических требований, сократить посты и молитвы, ослабить евхаристическую дисциплину и т.д., а для привлечения адептов, напротив, погрузиться в их специфические субкультуры. Понятно, что это приводит к выхолащиванию самой традиции, что на евангельском языке обозначается как «соль, потерявшая силу» (Мф. 5:13). К счастью, мы избавлены от необходимости подробного анализа «миссионерского творчества» о. Островского, поскольку такой анализ уже произведен до нас . Его работа с подростками – яркий образчик кураевщины, доведенной теперь уже до полного абсурда (если принять, что у него изначально были благие цели, что вовсе не факт), когда христианская миссия превращается в свою противоположность. Островский не просто использует вышеозначенную методологию, но с каким-то специфическим наслаждением продолжает главное дело своего учителя Кураева – попрание ключевых сакральных смыслов нашей веры, лишение своих несчастных подопечных самой возможности от всякого рода псевдомиссионерских суррогатов обратиться к Традиции в ее собственном, аутентичном виде.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/15/novyi_...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Мюнхене открылась выставка, посвященная Библии и истории ее печатания в Германии 12.11.2007 9 ноября в Мюнхене открылась выставка « Библия – 2007», рассказывающая об истории Библии и возникновении ее печатания в Германии . Среди выставочных экспонатов – оригинальные и редкие издания Священного Писания, выпущенные в стране в разные годы. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг из немецкого города Майнц около 1452-54 гu/изобрел книгопечатание при помощи наборного шрифта. Это изобретение положило начало норой эре в истории Библии. На выставке демонстрируются один из древних печатных станков и копия первой Библии на латинском языке, вышедшей в 1456 году из-под печатного пресса. Десять лет спустя, в Страсбурге была издана Библия на немецком языке в переводе неизвестного ученого XIV века. Немецким посетителям выставки адресованы выставочные материалы, рассказывающие о крупнейшем деятеле Реформации в Германии, основателе лютеранства — Мартине Лютере (1483 -1536), сначала ревностно изучавшем латинскую Библию, а затем создавшем (в 1522 – 1532 гг.) новый немецкий перевод Библии, обладающий высокими художественными достоинствами. Библия в переводе Лютера остается самой популярной из всех немецких Библий. Всеобщее внимание привлекло миниатюрное издание самой маленькой в мире Библии (23х30 мм), насчитывающей 1 245 страниц. Каждую ее страницу можно читать только с помощью микроскопа. Оригинально выполнена и другая книжная миниатюра (33х33 мм), содержащая тексты молитвы «Отче наш» на семи языках. На выставке также привлекает внимание простреленная пулей Библия, которая в 1922 году спасла жизнь одному молодому человеку, работавшему секретарем в Христианском молодежном обществе. По рассказу доктора Б. Кегеля, во время бандитского нападения на бюро этого Общества, Библия, находившаяся в кармане рубашки слева у сердца, остановила смертельный полет пули также на 1 245-й странице. Координатор выставки протестантский пастор Ульрих Хеес демонстрирует и так называемые «контрабандные» экземпляры Библии на русском языке, которые в годы холодной войны из Западной Европы разными путями доставляли в СССР. Среди них и так называемые миниатюрные (размером со спичечный коробок) «водонепроницаемые» экземпляры Нового Завета и Псалтири, которые арестанты могли прятать в тюрьме в самых неожиданных местах. Седмица.Ru Редакция текста от: 12.11.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3979.html

Закрыть Война у порога – пустить нельзя остановить Запятую ставить нам 13.09.2023 1483 Время на чтение 5 минут Во все эпохи люди были склонны полагать, что живут в последние времена. Поводом к такого рода суждениям, как правило, служили катастрофы в духовной или физической плоскости. В тот момент, когда человек впервые сталкивается с такой катастрофой, он судит о степени наступивших перемен, сравнивая их с мирной и спокойной жизнью, которая ещё вчера казалась незыблемой, а сегодня уже уходит из-под ног. Подобные перемены кажутся доселе невиданными. Однако, невиданными они являются только для ныне живущего поколения. Живи мы по тысяче лет и нас будет трудно чем-либо удивить. На сколько сегодня оправданы разговоры о том, что мы «несомненно живём в последние времена»? Неужели под небом происходит что-то, чего не было раньше? Или масштаб происходящего не знает примеров в истории человечества? На протяжении тысячелетий люди развязывали войны, устраивали революции, обрушивали гонения на христиан, а Господь попускал стихийные бедствия и эпидемии. Нынешняя война, недавняя пандемия, природные катаклизмы – всё это меркнет на фоне испытаний такого же рода в начале прошлого века. В этом отношении у наших предков было куда больше оснований полагать, что уж они-то живут в последние времена. Но, как мы знаем, всё обошлось. Однако, тем примечательнее нынешнее время, когда мы действительно наблюдаем события, которые происходят впервые. Если свт. Игнатий Кавказский и Ф.М. Достоевский писали о духовном упадке Европы, о процессе её отказа от религии, то сегодня становится понятно, что этот отказ уже произошёл и Европа пошла дальше. Мы наблюдаем, как Запад стал на путь богоборчества. Это следующая и последняя ступень выстраивания или, в данном случае, разрушения отношений с Богом. История помнит отдельных личностей и государства, которые дерзали бороться с Творцом. Но сегодня формируется настоящая богоборческая цивилизация, которая своей идеей объединяет континенты и народы. А вот уже это происходит впервые с момента появления христианства.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/13/vo...

Закрыть Псевдомедицинские и псевдообразовательные методики сектантских лидеров Доклад на круглом столе в Государственной Думе «Секты и деструктивные культы как вызов национальной безопасности России» 21.12.2015 1483 Время на чтение 10 минут 8 декабря 2015 года в Государственной Думе при поддержке думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций и Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) прошел круглый стол «Секты и деструктивные культы как вызов национальной безопасности России». Продолжаем публикацию прозвучавших выступлений. Одним из наиболее деструктивных признаков ряда, если не большинства, тоталитарных сект является обещание исцелений и попытка заменить своими практиками медицинскую помощь. Практики, используемые в секте, провозглашаются не только сакральными, но и целительскими, способными избавить от любого заболевания. В надежде на чудесное исцеление последователи сект отказываются от медицинской помощи, и зачастую это заканчивается трагически: человек несет деньги в секту или какому-нибудь «целителю», ждет чуда, болезнь тем временем прогрессирует, что приводит к серьезным осложнениям или даже к смерти. Стремясь избежать ответственности перед законом, сектантские лидеры используют следующие формулировки: «мы не лечим, но если вы будете соблюдать нашу методику, болезнь сама собой отступит». Разумеется, здесь секта оказывается в выигрышном положении: мол, человек якобы сам отказался от медицинской помощи, а если методика ему не помогла, значит, он сам и виноват: плохо настроился, мало жертвовал, поставил энергетические блоки, закрыл чакры и т.д. Чем же сектанты предлагают заменить медицинскую помощь? Вариантов множество: самое распространенное - «заряженной водой» или изображениями учителя, которые надо прикладывать к больному месту. Наиболее, пожалуй, многочисленным из псевдомедицинских культов по количеству последователей является культ Сергея Коновалова, который проводит свои весьма дорогостоящие «концерты» или «творческие вечера», которые по сути, на наш взгляд, можно вполне отождествить с сеансами массового целительства.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/22/...

Широко распространившаяся в Европе в эпоху позднего Средневековья и Возрождения астрология также служила движущей силой некоторых астрономических открытий того времени. Но и тогда отношение к ней среди ученых было неоднозначным. Например, принципиальный критик астрологии греческий филолог Георг Трапезундский (1395-1483) написал трактат " О шарлатанстве " и рассуждение " Почему астрологические данные по большей части ложны " . Зарабатывая свой скудный хлеб как астролог, Кеплер иногда довольно презрительно отзывался об этом ремесле: " Астрология есть такая вещь, на которую не стоит тратить времени, но люди в своем невежестве думают, что ею должен заниматься математик " . Ярмарочное звездочтение было ему не по душе. " Астрологи, - писал Кеплер, - изобрели разделение на 12 домов для того, чтобы различно отвечать на те вопросы, ответа на которые ищет человек. Но я считаю такой образ действия невозможным, суеверным, пророческим и началом арабской магии, потому что таким образом на каждый вопрос, какой только приходит человеку в голову, получается утвердительный или отрицательный ответ " . В борьбе с астрологией случались и перегибы. Так, Галилео Галилей (1564-1642) не принимал гипотезу Кеплера о влиянии Луны на морские приливы и отливы; не последнюю роль при этом играло его отрицательное отношение к астрологии, которой занимался Кеплер. (Сам Галилей для заработка организовал мастерскую по изготовлению телескопов.) " Возникновение в 16 в. гелиоцентрической системы Коперника и развитие научного естествознания в 17 и 18 вв (астрономические открытия Коперника, Галилея, Кеплера и расцвет физики Декарта и Ньютона) привели к дискредитации астрологии, первоначально в среде астрономов, а позднее в научной среде в целом. Хотя Кеплер пытался приспособить астрологию к гелиоцентрическоей системе, он потерпел неудачу. Итак, можно сказать, что развитие науки показало несостоятельность астрологии. И вместе с этим, астрология просто устарела сама, потеряв связь с реальностью. Речь идет о явлении прецессии.

http://pravmir.ru/tv1.html

Перед диспутом его участники определяли время, место и порядок обсуждения спорных проблем; соглашались относительно экспертов, которые должны были вынести заключение о правоте одного из участников; подготавливали список положений (тезисов), выносимых на обсуждение. Важную роль в организации религ. диспутов играли светские власти, к-рые обеспечивали общественный порядок во время диспутов, гарантировали личную безопасность его участникам, а также нередко в зависимости от итогов диспута принимали решение о необходимости проведения церковных реформ на подведомственных им территориях. В 10-20-х гг. XVI в. многочисленные диспуты стали одной из основных форм выявления богословских расхождений между католиками и протестантами. Важное значение для формирования протестант. вероучения и популяризации протестантизма имели проходившие при значительном стечении наблюдателей Лейпцигский диспут (1519) М. Лютера (1483-1546) и А. Карлштадта (1486-1541) с Экком, Цюрихские диспуты (1523) У. Цвингли (1484-1531) и мн. др. диспуты. В случае наличия у властей твердого желания реформировать церковную жизнь публичные диспуты оказывались удобной формой начала реформационных процессов. Однако постепенно для тех представителей светской власти, к-рые были противниками церковного разделения и были убеждены в возможности достижения компромисса между католиками и сторонниками церковных реформ, стали очевидны существенные недостатки диспута как формы обсуждения богословских проблем. Поскольку целью диспута было выявление победителя, диспуты заведомо не могли иметь примирительного характера. Учитывая это, сторонники церковного единства стремились, взяв от диспута внешнюю форму обсуждения избранных богословских тезисов, подчинить это обсуждение определенным правилам, которые были призваны гарантировать равноправие участников дискуссии и обеспечивать их совместное движение к достижению согласия. Т. о., переход от диспутов к К. с внешней стороны был вызван признанием светскими властями католиков и протестантов равноправными участниками религ.

http://pravenc.ru/text/1841762.html

Очень вероятно, что грузины, имение тогда влияние на Оттоманов, выхлопотали себе право воздвигнуть на древних развалинах обители Катамонас прочную и высокую башню и новые постройки, в которых могли бы жить грузинские монахи, при чем возобновили также и храм во имя св. Симеона Богоприимца, держась древнего предания, что на этом месте был никогда дом с семейном садом его. Как видно и эта обитель, как и многая другие, с течением времени, вследствие частых нападений тогдашних Арабов, разрушена, так как путешественник Тоблен в своих путевых заметках рассказывает следующее: „В 1483 и 1519 гг. видна была большая и высокая башня 20 метров вышины, отчасти разрушенная со многими опустевшими комнатами; но в 1542 году тот же путешественник нашел башню уже в лучшем виде " . А так как в 1527 году Грузинские цари Давид и Лев заключили союз с султаном Сулейманом против Египетских Султанов и совершенно победили их, то султан Сулейман вследствие этого даровал Грузинцам многие привилегии и места с позволением возобновлять разрушенные и близкие к разрушению монастыри. Тогда Грузинские цари возобновили много монастырей; а между ними, как видно, возобновлена и обитель Катамонас с жившими в ней Грузинскими монахами, подчиненными отстоявшему недалеко к западу монастырю Честнаго Креста, в котором многие Грузинские иеромонахи с монахами подвизались по чину общежительному. Путешественник Тоблен говорит, что в 1583 году существовала высокая и древняя башня, а в 1620 году видно было здание с виду похожее на башню, отчасти разрушенное от древности, а может быть и от нападений Арабов; помянутое здание заключало в себе более десяти жилищ для Грузинских монахов. Вероятно, что в это время пострадала обитель и опять была возобновлена Грузинскими царями. Тот же путешественник в своих заметках говорит: в 1646 году видна была башня высокая, четырехугольная, из белого камня, а в ней несколько маленьких, необитаемых жилищ; а Латинские монахи (Минориты) порою совершали там на развалинах обедню: но злые люди из ненависти к христианам изгнали и сих последних, превратив эту обитель в молельню антихристианскую.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

B качестве одной из основных образовательных наук риторика была заимствована римлянами, приспособлена к нуждам римского общества и усовершенствована как учебный предмет в сочинениях филолога Марка Теренция Варрона (116-27 до Р.Х.); оратора и государственного деятеля Марка Туллия Цицерона (106-43 до Р.Х.); но в особенности первого профессора римской риторики, создателя педагогической теории Марка Фабия Квинтилиана (35-100 от Р.Х.). После работ Квинтилиана, а позже византийских и римских ученых Гермогена Тарсийского (160–225), Аффония Антиохийского (IV в.), Либания (314–393), бл. Августина (354–430), Присциана (VI в.) и др., риторика сложилась как устойчивая система научных понятий. Особенность византийской и западноевропейской средневековой риторики в том, что главный ее предмет – проповедь и богословская полемика. Средневековая риторика занималась в основном не ораторией, а гомилетикой. Ораторская речь произносится однократно. Проповедь представляет собой ряд поучений в форме слова или беседы, предназначенных для постоянного круга лиц. Задача гомилетики – духовно-нравственное просвещение, воспитание и обучение. Гомилетика существует как в устной, так и в письменной форме (например, катехизиса), что существенно меняет организацию и содержание речи. B XVІІ-XІX веках риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы – богословия, религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа – возрастает. B результате постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений – судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т. п. Первая русская риторика, так называемая риторика архиепископа Макария, появилась, очевидно, в Москве не позже первой четверти XVII века. Она представляет собой свободный перевод риторики Филиппа Меланхтона (1497–1560), профессора греческого языка и теологии, одного из ближайших сотрудников Мартина Лютера (1483–1546). Риторика Меланхтона наряду с его сочинениями по богословию и логике была одним из самых важных идейных источников протестантизма, так как представляла собой инструмент полемики с римо-католиками.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

1 Пифом и Раамсе. Пифом, возможно, находился на территории современного Тель-эль-Ратаба или Тель-эль-Масхута, а Раамсес отождествляют с современным Кантиром. 1 горькою. О жестоком притеснении израильтян в Египте напоминают горькие травы пасхальной трапезы (12,8). 1 Евреянок. Слово «еврей» используется в ВЗ чужеземцами для обозначения израильтян. Возможно, это слово непосредственно связано с египетским «апиру» и вавилонским «хабпиру» терминами, которые являлись этнонимами семитских полукочевых племен второго тысячелетия до Р.Х. Глава 2 2 Некто. Имя отца Моисея Амрам. У Моисея были старшая сестра (ст. 4) и брат (7,7). Мать Моисея Иохаведа приходилась теткой его отцу Амраму (6,20). 2 красив. Моисей родился здоровым, красивым ребенком, и родители, несмотря на приказ фараона убивать новорожденных мальчиков, сделали все, чтобы сохранить ему жизнь. Основателю нового Израиля, Иисусу Христу, прообразом Которого стал Моисей, также угрожала опасность, когда Ирод отдал приказ умертвить всех младенцев в Вифлееме. Но родители чудом спасли Дитя ( Мф. 2,13–23 ). скрывала его три месяца. Возможно, рождение Моисея совпало с разливом Нила, продолжавшимся в течение трех месяцев и делавшим сообщение между отдельными районами страны затруднительным. Мать Моисея могла безбоязненно держать ребенка при себе в течение этого времени. 2 корзинку из тростника. Корзинка из тростника, обмазанная смолой, превращалась в некое плавучее средство ( Ис. 18,2 ; Иов 9,26 ). Моисей изображен здесь как второй Ной, поскольку то же древнееврейское слово, переведенное в данном случае как «корзинка», используется для обозначения Ноева ковчега в Быт. 7–9 . 2 дочь фараонова. Весьма вероятно, что здесь речь идет о знаменитой Хатшепсут, ставшей впоследствии первой (и единственной) в истории Египта женщиной-фараоном (1504–1483 гг. до Р.Х.). Знаменательно, что она называется дочерью фараона (естественно, она и была дочерью фараона Тутмоса I). Но дело в том, что слово «фараон» переводится как «сын бога Ра». Назвать женщину «сыном бога» было невозможно, а иного титула для женщины-фараона не существовало, поскольку кроме Хатшепсут женщин-фараонов не было. В отношении Хатшепсут употреблена парафраза: «дочь своего отца фараона, наследовавшая престол», т.е. «дочь фараона».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010