Не удалось извлечь искомое из базы (((

1474 Таким образом получался только ложный круг, который очень хорошо замечен уже Прокопием. 1475 За недостатком денег, предоставили разрушаться необходимым орудиям войны, за недостатком солдат, приходилось потом искать еще более денег, чтобы платить постоянно вновь нарождавшимся врагам. Если прибавить к этому другие бедствия, за которые Юстиниан не может считаться ответственным, но от которых не менее жестоко страдало государство 1476 , каковы: повторяющийся голод 1477 , чума, землетрясения 1478 , которые, разоряя жителем, в то же время истощали казну, вынужденную исправлять эти беды 1479 , – то легко понять, что современники, в виду такой всеобщей нищеты, с ужасом спрашивали себя, «куда девались богатства римлян» 1480 и считали, что слова бессильны передать бедствия их времени. 1481 А между тем, по мере продолжения царствования нужда в деньгах все более давала себя чувствовать: официальные документы показывают, что в 553 и в 556 гг. казна находилась в отчаянном положении и император принужден был сделать губернаторов ответственными собственным имуществом за уплату налогов. 1482 И если пожелать узнать, в каком плачевном состоянии было в конце царствования финансовое положение империи, – а моральное было еще хуже, – то потрясающий ответ на это нужно искать опять таки в законодательных актах, которых нельзя заподозрить в сгущении красок. 1483 В Новелле Юстина II от 566 г. читаем следующее: «Мы нашли казну, разоренную долгами и доведенную до крайней нищеты, и армию до такой степени расстроенную, что государство предоставлено было непрерывным нашествиям и нападениям варваров». 1484 Под тяжестью обрушившихся на них несчастий, подданные уже были не способны уплачивать налоги; число недоимщиков было громадно 1485 , а нужда такова, что вскоре размеры сборов пришлось уменьшить на одну четверть. 1486 С другой стороны, нравы чиновников, которые Юстиниан хотел реформировать, были хуже, чем когда-либо. Агенты казначейства воровали собираемые ими деньги, военные казначеи воровали жалованье, предназначавшееся для солдат 1487 , губернаторы пользовались каждым случаем для получения «постыдных барышей» 1488 , и так как они по-прежнему покупали должности, то по-прежнему вознаграждали свои расходы, эксплуатируя жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Исаака, а последний рекомендовал его безмолвникам – подвижникам, для которых многоглаголание, по их обетам, признавалось грехом. Наш автор слишком рабски отнесся к своему авторитету. Под непосредственным влиянием тех же аскетических правил автор рекомендует особое средство для целомудрия – удаление от общества людей, безмолвие и молчание, – требования, исключительно возможные для монахов и отшельников, но они тем не менее рекомендуются всем верующим и авторизуются словами Василия Великого и Петра Дамаскина 1482 . Между людьми высоконравственными и порочными не должно существовать полной изолированности. Благочестивые должны заботиться о нерадивых своих братьях, исправлять, вразумлять их и, если после всех попыток к их уврачеванию, они окажутся неисправимыми, то только в этом случае должны быть порваны связи между теми и другими. Но и эта решительная мера является как предохранительное средство в отношении людей доброй нравственности, чтобы они, вращаясь среди людей порочных, сами не увлеклись пороками. Этот отдел рассуждений об отношении к людям низкой нравственности Даниил ведет и по местам выражается даже словами св. Василия Великого . До сих пор рассматривались более отрицательные средства к целомудрию. Из положительных средств, способствующих к сохранению целомудрия, служит воздержание наше «о всех вещех и на всяк час». Невоздержание, особенно невоздержание в пище, сопровождающееся тем, что, благодаря ему, человек иногда начинает «растерзоватися и утучневати», приносит не мало нравственного и физического вреда, именно: «оно и тело оскверняет, и душевное благородие погубляет, и добродетель испражняет, и от Бога отлучает». Даниил понятие воздержания принимает в его чисто аскетическом значении, когда он, как противодействию воздержанию, рассматривает на основании слов св. Исаака даже чисто органическую сторону жизни человека, именно «здравие талесе», которое не будучи само еще грехом, но способствует тем не менее последнему, так как от него «естество удобнее уклоняется к страстям греха» 1483 . Чтобы более пристраститься к подвигам воздержания и вообще к подвигам добродетели, а отсюда само собою и добродетели целомудрия, – для того Даниил рекомендует очень педагогическое средство, это постоянное памятование дня смерти, вечных мук, второго пришествия Сына Божия на землю и Его страшного суда. Митрополит очень часто возвращается к этому предмету. Здесь подробно рисуются картины суда над праведниками и грешниками, представляется в ярких чертах счастливое положение первых и ужасное – вторых. Иногда пастырь касается и внешней обстановки страшного суда: «там течет огненная река, потребляющая землю, свивается небо, падают звезды подобно листьям дерева, там слышится скрежет зубный, виднеются изощренные трезубцы, предназначенные для мучения грешников», и т. п. При описании второго пришествия И. Христа и страшного суда Даниил пользовался рассуждениями св. Ефрема Сирина 1484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Древние люди, говорится здесь, в своем злочестии и неуважении к богам задумали построить высочайшую башню ( τρσιν λβατον), которая ныне зовется Вавилоном. Но когда они довели ее до высоты, близкой к небу, боги бурей низвергли эту постройку. Этим руинам и дано имя Вавилона. Вместе с тем произошло смешение языков у людей, до того времени говоривших одной речью. Потом открылась война Сатурна с Титаном 1482 . Правда ученые, как Ренан и другие, до последнего времени скептически относились к этому сказанию, не находя подтверждения ему в памятниках Вавилона и Ассирии, и объясняли его влиянием на Бероза еврейских сказаний. Недостоверность Берозова свидетельства о существовании в Вавилоне такого предания основывали, по преимуществу, на том, что такое же сказание передается в так называемой «халдейской сивилле», которая по всей вероятности еврейского происхождения. Возникал вопрос, не взято ли и Берозом это известие из той же сивиллы, на которую ссылается Иосиф Флавий? 1483 Не вдаваясь в спорный и трудно разрешимый вопрос о влиянии евреев на халдеев в эпоху Бероза 1484 , мы можем заметить на это, что ныне в самых памятниках Вавилона находят подтверждение этому сказанию и следы уцелевших, хотя неясных, преданий об этом событии, очень близких к библейскому рассказу, если не совершенно тождественных с ним. Во времена Геродота в Вавилоне существовал знаменитый храм Бэла, возвышавшийся над всей местностью и устроенный этажами, на верхнем из которых, как после увидим подробнее, помещалось самое святилище бога 1485 . Храм этот назывался; «вечный дом». Он был построен в честь семи главных планетных богов, и с его башни производились астрономические наблюдения. Руины его остаются доныне, привлекая к себе внимание путешественников. Известный в библейской истории Навуходоносор, или, как он называется в надписях, Набу-кудурри-усур возобновил этот храм и украсил. Уже это одно обстоятельство, само по себе, вызывает на сопоставление библейского сказания о вавилонской башне с известиями об этой древней священной башне в столице Халдеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Но среди униатского духовенства, постоянно вдохновляемого духовенством римскокатолическим, лишь немногие сочувствовали делу воссоединения и ещё меньшее число выразило своё сочувствие делом. Затруднений и врагов, словом, было больше, а деятелей и средств меньше. Едва только успели благочинные выехать на дело, как униатское духовенство рассеялось по губернии и убеждало народ твёрдо держаться унии 1482 . Униатские священники поспешили рассеевать в народе слухи, что дело воссоединения будет вовсе не от государыни, не с её воли и ведома, а оно есть «единственно змышление архиепископа Садковскаго», – и подобные речи некоторые представители униатского духовенства не стеснялись произносить и перед приехавшим в селение благочинным, рекомендуя ему уезжать обратно 1483 . Высочайший указ, назначавший оставшимся без приходов, за невоссоединением, униатским священникам ежегодную пенсию 1484 , поспешно был истолкован в самом благоприятном для унии и неблагоприятном для православия смысле. «Униатские попы сим ободрились» 1485 и, вместе с помещиками, спешили уверить народ, что «не только воспрещено присоединяться, но и жалованье неприсоединившимся определено» 1486 . Где не могли подействовать на народ такие и тому подобные толкования и убеждения, там униатское духовенство старалось произвести давление на чувство народа. Пущены были в ход слухи, что благочинные – это «антихристовы апостолы», разосланные по всему свету, что скоро наступит «кончина века», а теперь настало трудное время испытания для верущих, и т. п. 1487 . Рядом с этим не были пренебрегаемы и несколько уже запоздавшие угрозы, что возвращенные России западнорусские области снова отойдут к Польше и «Россия, как была мала (!), ещё будет меньше» 1488 . И, под влиянием всех этих уговоров, страхов и угроз, забитый и почти обезличенный народ начинал терять почву под своими ногами. Разъезжавшие по селениям благочинные иногда наталкивались на неожиданные вещи. «Успеха болеене имею», – писал благочинный Вилейской округи вслед за своим рапортом о присоединении к православию прихода в городе Вилейке: «в прочих приходах и церквах обыватели ни под каким видом присоединяться к благочестию не желают».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Мнение это вызывает против себя справедливые возражения. Толкование это признается неестественным само по себе и заставляющим подразумевать в тексте много промежуточных мыслей. Действительно только с большими натяжками можно понимать, как обозначение остальных людей. Затем, говорят, трудно допустить, чтобы Малахия считал читателя своей книги способным, без всяких пояснений, догадаться, что речь идет об Адаме и – именно со включением в понятие не только его, но и Евы, так что получает уже значение «одно», или даже совсем неестественное – «пара». Далее, подразумеваемое при подлежащее () отстоит от разбираемых слов слишком далеко (ст. 14а), отделено от них несколькими промежуточными мыслями. Наконец, и само понимание темы, допускаемое этим толкованием, не соответствует действительному предмету речи пророка. Ведь Малахия направляет свое обличение не против многоженства, а против развода с законными женами 1482 . 2) Слово понимается, как подлежащее и относится к Богу. В таком случае, при подразумевается дополнение «их» (т. е. мужа и жену), или «ее» (==жену), или, наконец, «нас». А все предложение получает вопросительный смысл: «и не Один ли сотворил их (ее, нас) и не принадлежит ли Ему остаток духа (или – «весь дух»)? Чего же ищет этот Один? – семени Божия!» Это толкование принимают бл. Иероним, Эвальд, Рейнке: к нему же близко стоит и бл. Феодорит, разумея под λλος Бога 1483 ; его же разделяют – Корн. а Ляпиде, Аллиоли, Э. Мейер, Беттхер и др. 1484 , а в новейшее время защищают Новак, Велльгаузен, Орелли, Киркпатрик 1485 и др. Различие между названными комментаторами касается двух пунктов: подразумеваемого дополнение к и понимание слов . Обоснование общего их воззрения, что – Бог, намечено Эвальдом, который ссылается на ст. 10 и на Иов.31:15 1486 . Эту аргументацию принимают и дополняют Рейнке и Велльгаузен. Рейнке еще ссылается и на ст. 14, где Бог называется свидетелем брачного союза. Кроме того, он старается отстоять за глаголом значение «творить», «создавать» (ссылками на Быт.1:7, 16; 2:2; 3:1; 5:1; 6:6 ) и за причастием – «Творец» (ср. Ис.17:7; 27:11 ; Иов.4:17; 35:10 ). Новак и Орелли никаких новых доводов не прибавили. Из этих доказательств ссылка на Мал.2:10 у Рейнке оправдывается пониманием в последнем месте под – также Бога; да иначе и быть не может, потому что, в противном случае, в ст. 15 было бы двусмысленно. Но раз мы нашли более предпочтительным иное понимание 2:10б, то и эта ссылка теряет свое доказательное значение. Относительно ссылки на ст. 14 имеют значение возражения против разобранного уже под 1 толкования. Значение, принимаемое иногда глаголом , открывает лишь возможность рассматриваемого понимания, но не делает его необходимым. Наконец, место Иов.31:15 действительно очень благоприятствует этому толкованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Прося милостыню, нищие всякий раз говорят много поучительного, обращаясь к богатому со словами «любомудрия, назидания, совета». «А каковы речи богатых? Свойственные свиньям, собакам, волкам и другим животным» 1480 . Богатство имеет обаяние. Почет, блеск, роскошь, окружающие большие состояния, ослепляют бедного и влекут его к себе с неудержимой силой. Невозможность же достигнуть желаемого превращается в жгучую зависть, разъедающую, как ржавчина, душу человеческую. Св. Иоанн Златоуст в своем стремлении отстоять внутреннюю свободу бедного ни о чем не говорит так часто, как о призрачном блеске богатства. Обращаясь к бедным, он любит повторять и объяснять слова псалма: «Не убойся, егда разбогатеет человек или егда умножится слава дому его» ( Пс. 48:17 ). Эти слова – сокровище и опора, источник внутреннего богатства и изобилия. «Ты выходишь, – обращается проповедник к бедному, – и видишь человека, гордо сидящего на златосбруйном коне и окруженного множеством копьеносцев, затем видишь человека бедного и униженного. В тебе рождается зависть к богатому и возбуждается отвращение к бедному. Но является Давид, приступает к тебе и говорит: “Не убойся, егда разбогатеет человек”. Иди с пророком и не бойся» 1481 . Богатство непрочно. Оно возбуждает к себе всеобщую ненависть. Блеск богатства не имеет никакого отношения к нравственному достоинству личности. Мраморные колонны, золотые арнизы, фонтаны, портики, ковры, великолепные спальни – «все это слава дома, а не слава человека». «Стены обложены мрамором: какое же отношение к человеку, живущему в них? Потолки в золоте: какое отношение к их владельцу? Главы колонн золотые: какое отношение к голове хозяина, оскверненной грехами? Пол чист? Но совесть не чиста» 1482 . «Если ты увидишь кого-нибудь облеченного блестящей одеждой и окруженного толпой телохранителей, то раскрой его совесть – и ты найдешь внутри его много паутины и увидишь много нечистоты» 1483 . «Не смотри на пышные одежды богатых, но раскрой их душу и вглядись, не полна ли она бесчисленных ран, не одета ли в рубище, не одинока ли она и не беззащитна ли? Какая польза в этом безумном пристрастии к внешнему? Гораздо лучше быть бедным, но жить добродетельно, чем быть царем, но порочным» 1484 . Даже тело бедного, питающееся простой и естественной пищей, чище, чем тело богача. Последнее напоминает собой печь, в которой горят мясо и кости, распространяя смрад и дым. «Таковы и утробы богатых. В них ты найдешь еще больше, чем в той печи, и смрада, и зловонных испарений, и отвратительного запаха, потому что все тело их и каждая часть его от пресыщения отзывается большой несваримостью желудка. Ведь когда естественная теплота обессилена, не может переварить всей пищи, то последняя пробивается на поверхность тела, подобно дыму, и производит отвратительный запах» 1485 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010