Примечания И твой, государев, боярин твоим, государевым, длом радет и промышляет неоплошно. – По мнению М.И. Тихомирова, медленность сыска – необходимая предосторожность, «политический расчёт»; поскольку силы князя И.Н. Хованского были очень незначительны, ему приходилось выжидать подходящего для сыска времени. По прибытии в Новгород в распоряжении И.Н. Хованского находились лишь по сотне дворян, стрельцов и слуг. Тайно собрав из пятин дворян до 2 тыс. человек, Хованский только тогда приступил к сыску: это произошло через 11 дней по вступлении в Новгород – Тихомиров 1940, 113. 6 . «Отписка» новгородского митрополита Никона царю с просьбой о скорейшем решении участи восставших (20–21 мая) РГАДА, ф. 96, оп. 1. стлб. 3, ч. 3, л. 677. Писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, 129 (1648–1649), 130 (1652). Документ изд.: Коваленко и др., 2001, 338–339 139); датирован 20–21 мая «условно по дате выезда предыдущего гонца 19 мая... и дате пометки о получении с учётом срока дороги от Новгорода до Москвы в 5–6 дней» (с. 406). 1476 Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии! Богомолецъ твой, государевъ, новгородцкой Никонъ митрополитъ Бога молю и челом бью. В нынешнемъ, государь, во 158 (1650)-м году майя 1477 въ 19–й день по твоему, государеву, указу твой, государевъ, бояринъ князь Иванъ Никитичь Хованской с стоварыщи 1478 из Великого Новагорода пошел во Псков со всми твоими, государевыми, ратными людьми. что в Великом Новгороде по сыску твоего, государева, боярина князя Ивана Никитича Хованского смутных людей сыскалось, и т по твоему, государеву, указу посажены по тюрмам 1479 до твоего, государева, указу близко трехсот человкъ. И ко мн, богомольцу твоему, приходятъ с плачем з болшимъ 1480 матери и жены, и дти их, и не дадут к твоему, государеву, богомолью к церкве пройтить, а чают тмъ всмъ седлцамъ 1481 , которые и не в болших 1482 винах, смерти. И от тово во граде всякимъ чинов людем ужас великой. А псковскому твоему, государеву, длу, что здся в Великом Новгороде смутные люди посажены по тюрьмамъ, помочи нт. А которые и были во Пскове 1483 , и от нихъ слышеть, что и во Пскове ужас велик 1484 , что здся в Великом Новгороде многие люди в тюрьмах седят. И того ради и 1485 псковичи больше крепятца, чтоб имъ твоему, государеву, боярину не здаватьца и для сыскного дла в город не

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Пример Апостолов в их отношениях к гонениям научает христиан не уклоняться от преследований, а с радостью, мужественно переносить их 1479 . Но ведь Сам же Господь иногда удалялся от насилия со стороны врагов? Правда, Он удалялся, но удалялся с той же целью и в тех же видах, в каких заповедал избегать опасности и Апостолам. Он удалялся, пока не исполнил того дела, для которого явился на землю; когда же миссия Его была выполнена, Он уже не избегал опасности, не просил у Отца небесного легионов ангелов, не искал человеческой защиты, запретил Петру поднимать меч, добровольно предал Себя, и тем самым указал нам в Себе пример для подражания. Господь взывал: Отче, аще возможно, да мимоидет от Мене чаша страданий; но тут же прибавлял: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты ( Мф. 26:39 ). Подражая Господу, и христианин может просить у Бога свободы от преследований, но не должен забывать и покорности воле Божией: обаче не якоже аз хощу, но якоже Ты: буди воля Твоя 1480 . Повелевая нам как сынам света светить миру, христианство тем самым научает не скрываться в бегстве, как сынам тьмы, а стоять в бедствиях твердо, непоколебимо, не страшиться гонений, как это свойственно слабой природе человека 1481 . Христианство проповедует любовь; а видно ли будет обнаружение любви, если человек избегает гонений, мученичества ради Того, Кто возлюбил всех нас безграничною любовью? 1482 Ссылаются на общеизвестное и, должно быть, подходящее к складу беглецов выражение языческой мудрости: ανρ φεγων κα παλιν μαχσεται 1483 . На эту ссылку Тертуллиан в шутливом тоне делает комментарий: «беглец опять будет сражаться, чтобы снова, быть может, убежать?» Прилагая это к христианам, Тертуллиан сомневается, чтобы «добрым Христовым воином был тот, кто, вполне вооруженный Апостолом, заслышав трубный звук гонения, оставил день преследования». – Так как основу для избежания гонений противники представили из языческой мудрости, то и Тертуллиан на минуту становится на ту же почву и в отпор приведенному выражению представляет другое выражение – из Энеиды Вергилия: «когда же, наконец, не жалко умирать?» 1484 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Таким образом, стоическое κατ λγον ζν, понимаемое, конечно, в христианском смысле, – вот тот непосредственно руководящий внешним христианским поведением и сообщающий ему всюду один вид поведения, достойного питомцев Логоса, – принцип. Но у стоиков κατ λγον ζν употреблялось наравне С κατ φσιν ζν – жить согласно с природой, и можно сказать, что эта мысль удержана и Климентом в наставлениях Paed. По его пониманию, это требование состоит в надлежащем, умеренном удовлетворении естественных потребностей, при котором человек не вдаётся ни в какие крайности, ни в смысле полного подавления этих потребностей, ни в смысле пресыщения и роскоши. «Что людям свойственно от природы, того не следует искоренять в них, но скорее следует применять в отношении к ним меру и приличное время» 1481 . «Мерой же должна служить естественная потребность, как нога служит мерой для обуви» 1482 . Руководясь ею, следует всюду избегать крайностей и держаться благоразумной середины: «крайности опасны, средины же полезны, а среднее есть всё, что не имеет недостатка в необходимом. Ибо согласные с природой желания определяются довольством самым необходимым» 1483 . И это правило умеренности и соответствия с природой, также как требование жить согласно с разумом, проходит все предписания Paed, и, таким образом, является тоже непосредственным принципом поведения христиан. Но оба принципа: и принцип разумности и принцип соответствия с природой объединяется в предписаниях Paed. в одной добродетели – σωφροσνη, которая и является основной добродетелью во внешнем поведении христиан по Paed 1484 . Σωφροσνη – целомудрие есть, как, мы уже видели, добродетель, которая через выбор или уклонение сохраняет суждения благоразумия 1485 . Дальнейшее разъяснение этого определения представляется тем, что с целомудрием тесно связаны две добродетели: осторожность (ελβεια), определяемая как уклонение согласное с разумом, и воздержание (γκρτεια), обуздывающее противоразумные стремления и постоянно сохраняющее душевные движения в границах, определяемых разумом 1486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Одобрив далее мысль митрополита касательно клятв собора 1667 года и укоризненных выражений в печатаемых по изволению Св. Синода книгах, А. В-ч добавлял в письме: «чтобы Св. Синод удобнее мог быть приклонен к принятию предлагаемого Вашим Высокопреосвященством образа действования, не нужно ли будет представить еще на вид, что а) часто осуждения некоторых прежнего времени мероприятий оказываются несвободными от вымысла, уже обличенного учеными светскими, помимо самой церкви и б) рассмотрение дела собственно ученым путем не предрешает суждения церковного. – С другой стороны можно надеяться, что ученый разбор, основательно знакомя с предметом, искренно преданным делу церкви не даст увлечься довольно принятым в некоторых светских изданиях старанием всеми силами оправдывать раскол в его борьбе с церковью». В заключение письма А. В-ч пред- —64— лагал митрополиту учредить особое по делам раскола братство. «Состоя из членов, стоящих ближе нас к обществу раскольников, зная их образ мыслей не по книгам только, но и по живому с ними обращению, оно могло бы, – объяснял он, – быть живым посредником между двумя сторонами в сообщении ближайших потребностей одних и в направлении деятельности других. 1483 Проект митрополита, собственно говоря, был грандиозен, а по тому времени, пожалуй, и слишком смел. Это, конечно, понимал и А. В-ч, но для него спасение погибавших в отделении от церкви было дороже всего. Неизвестна судьба, постигшая в Синоде записку митрополита, но А. В-ч на всякий случай серьезно подготовлялся к делу: обозревал исторически наше богослужение, исследовал отношение наших богослужебных книг к греческим и пр., хотя ему и не пришлось поделиться с другими таким путем добытыми им сведениями. 1484 Среди разнообразных занятий своих А. В-ч не опускал из виду и проживавших, почти рядом с ним его родных: мать, сестру и её детей. На них успокаивалась его мысль, любовью к ним питалось его сердце. В последнее, впрочем, время тревожнее стал он смотреть туда, на них: мать достигла уже преклонных лет и часто начала недомогать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Равным образом и в 1861 году, когда в России только что освобождены были крестьяне от крепостной зависимости и революционеры хотели воспользоваться этим обстоятельством для своих целей, а Польша, подстрекаемая ими, также стала, поднимать выше и выше голову, особенно в виду уступчивости русских властей, святитель Филарет от 4 ноября писал наместнику Лавры Антонию: «Варшавские вести печальны, но и домашние не лучше. Неблагонамеренные хитры, смелы, взаимно соединены; защитники порядка недогадливы, робки, разделены. Польша мятежная видимо связана с Венгрией, 1480 Венгрия с Италией, в Испании недавно вспыхнул было мятеж в пользу Гарибальди 1481 и Мадзини, а как далеко простираются подземные корни этих ветвей, кто видит? Европа продолжает свое помешательство на слове: свобода, не примечая, как в Америке свобода проливает кровь, изменничает и варварствует. Прусский король 1482 своим коронованием и словами поднял мысль о монархии, и уже нужным оказалось ему и министрам оговариваться и оправдываться в сем пред либеральной партией. Все заботятся о мире, и все ждут войны, и вооружаются более, нежели когда-либо. По истине, это походит на приближение годины искушения, хотящие прийти на всю вселенную». 1483 В виду всего этого, когда еще в июне того же 1861 года государь император с некоторыми членами своего семейства посетил обитель преподобного Сергия, святитель Филарет, встречая его в сей обители, в речи своей к Его Величеству, с одной стороны, говорил о преподобном Сергии, что «он как в земной жизни, после Бога и Неба, любил православную Россию и державных её, и служил благу их молитвою, советом, миротворчеством, так и в небесной жизни являет подобные расположения, с высшею небесною силою», а с другой и к самому государю обращался с такими словами: «В мире, благочестивейший государь, хранишь ты твое царство. Но мир и в мире не мирен. Есть искры под пеплом, которые он или не умеет, или не старается угасить. Он говорит о мире, и непрестанно усиливает приготовления к брани». И заключая речь, святитель-вития говорил царю: «Вниди в мире и, в общении со святым, принеси твою царственную молитву Всесвятому Господу, и с нею воздвигнется молитва твоего верного народа; и, по общей вере, да преклонится Всевышний, и благословит ненарушимым миром и возрастающим благоденствием тебя и твой дом, и твое царство». 1484

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

3.      В скорбях, страданиях и терпении сокрыты слава и небесные блага. Образ этого мы видим в природе, где пшеничное зерно, ввергаемое в землю, и прививаемое дерево, прежде плода своего и благолепного одеяния, подвергаются загноению и бесчестию и лишь после бесчестия облекаются в красивый вид 1481 . Подобно тому, труды, скорби и искушения ради Христа, переносимые подвижниками, возрождают и укрепляют их в смысле мужества и нравственной выдержки 1482 . Господь промыслительно влагает в страдающих ради спасения своей души упокоение и небесное мудрование 1483 и укрепляет их тайно в послушании божественным заповедям 1484 . Когда же какой-либо христианин, отрекшийся от мира, высокоумно начинает думать, что он уже сделал все, тогда Господь внушает ему мысли, говоря: «Что хвалишься? Не Я ли создал тело твое и душу? Что сделано тобой? Вразумляемый же, сокрушенно исповедуя свой грех и каясь, отвечает Господу: «Все Твое, Господи! Дом, в котором живу, – Твой; одежды мои – Тебе принадлежат, Ты меня питаешь. Ты снабдеваешь меня всем потребным». На это Господь начинает говорить кающейся душе: «За твою любовь ко Мне, поскольку ты прибегла ко Мне, прими и Меня – Господа, чтобы тебе всегда веселиться и радоваться со Мною» 1485 . Много поскорбевший и испытанный в безропотном терпении являет искренность свой любви к Господу и твердость в добре, подобно обожженному в огне глиняному изделию. Чем больше кто пострадал здесь ради Христа, тем больше получит утешений благого Духа и здесь и в будущем веке удостоится славы вместе с мучениками 1486 . Божий разум ведает силу каждой души терпеть искушения и сообразно с тем попускает их, подобно горшечнику, держащему свои изделия в огне строго определенное время 1487 . Мы же считаем свои скорби слишком тяжкими по той причине, что наша мысль непостоянно прилеплена ко Христу 1488 . Заключение Рассмотрение ряда христианских подвигов в области добродетели приводит к тому выводу, что все добродетели почтенны и каждая упражняется посредством другой. Так, простота передает душу послушанию, вере, надежде, служению и смирению. У смирения принимает душу кротость и приводит ее к радости, любви и молитве. Таким образом, добродетели зависят одна от другой, взаимно связаны и в конце концов возводят христианина на желанную вершину 1489 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Божественная Истина отпечатлевает свою форму в уме, как в материи. Акт познания, о котором у нас идет речь, связан, таким образом, все же с отображением Истины в воспринимающей части ума. Позволительно поэтому спросить, насколько правильно назвать его непосредственным. В телесном зрении непосредственным объектом познания служит не вещь, а образ вещи в чувстве. Отсюда можно заключить, что и в интеллектуальном познании вечного это последнее созерцается постольку, поскольку становится формой ума. Нам кажется, что если бы даже блж. Августин устанавливал полную параллель между чувственным и интеллектуальным зрением, то и в таком случае мы были бы вправе по крайней мере сказать, что ум, по его учению, созерцает Бога с такой же непосредственностью, с какой глаз видит находящиеся перед ним вещи. Это обозначало бы, что в процесс познания Бога, как и в зрительное ощущение, не вмешивается логический элемент в виде сознательного умозаключения. Там и здесь познание сводится к видению, а не к силлогизму. Но блж. Августин идет далее и признает созерцание Бога актом гораздо более интимным, чем зрительное ощущение, и приравнивает его скорее к самопознанию. Бог для нас ближе, чем материальная природа. Телесное с трудом воспринимается прежде всего чувствами, потому что многое отделено от органов восприятия пространством или непроницаемой для них преградой. Еще более удалены тела от ума, потому что, во-первых, в познающем субъекте находятся не сами вещи, а их образы, а во-вторых, между познающим и познаваемым здесь нет подобия. 1483 Бог же находится самой Своей субстанцией во внутреннейшей части ума, и, сверх того, ум подобен Ему по нематериальности своей природы. Бог присутствует в уме почти настолько же, насколько присутствует в себе самом сам ум, который в каждый данный момент может быть и не быть предметом размышления. Ум становится предметом мышления, когда обращает свою воспринимающую способность на самого себя и формируется сам собою. 1484 Конечно, ничего интимней и непосредственней такого рода самосознания нельзя себе представить, однако и здесь Августин не обходится без схемы материи и отображающейся в ней формы. В его сознании применение этой схемы к тому или другому акту познания не лишает его характера непосредственности. Если Бог Самим Своим Существом находится в познающем уме человека, то созерцается им с непосредственностью, близкой к самопознанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

42 Мартин Лютер (1483–1546)– нем. религиозный деятель, реформатор Западного христианства. Как идеолог Реформации (начав с критики католицизма – с отрицания власти рим. папы, с осуждения торговли индульгенциями) пришел к выводу о необходимости Причастия под обоими видами, перевода Священного Писания и богослужения на нем. язык. Но вместе с тем Лютер отвергал многие догматы и установления Вселенской Церкви, сохранявшиеся в католичестве: епископство и монашество, поклонение иконам, святым и их мощам, Таинства Миропомазания, Покаяния, Священства, Брака, Елеосвящения (признавая только Таинства Крещения и Причащения). Фактически Лютером было отвергнуто Священное Предание, а единственным источником вероучения было признано Священное Писание , толкование которого стало доступным для каждого верующего. Взглядов Лютера с некоторыми поправками придерживались все сторонники Реформации. 43 Жан Кальвин (1509–1564) – швейц. религиозный деятель, реформатор. Отличался требованиями строгой нравственности, которую предлагал поддерживать административным надзором. Основой его мировоззрения было «учение о предопределении» – об изначальном предназначении одних людей ко спасению, а других к вечной погибели, исключающее свободу человеческой воли. В отношении к литургии придерживался взглядов Цвингли, отменил для своих последователей двунадесятые праздники. Кальвинизм получил широкое распространение по всей Европе (под именем Реформатской церкви в Германии, гугенотов во Франции, пуритан в Шотландии и Англии). 44 Ульрих Цвингли (1484–1531) – швейц. религиозный деятель, реформатор. Его учение расходилось с Лютеровым в отношении к литургии, которой он придавал только символическое значение как воспоминанию об Искупительной Жертве Христа. 45 Вселенскими Соборами в истории Церкви называют собрания предстоятелей и епископов всех Поместных Церквей, созывавшиеся для утверждения догматов христианского вероучения и разрешения вопросов церковной дисциплины. Это – единственный законодательный орган Вселенской Церкви, и его постановления обязательны для всех христианских Церквей. Деяния Вселенских Соборов во всем согласны со Священным Писанием, апостольским преданием, вероучением и правилами Вселенской Церкви предшествующих веков. Вселенские Соборы происходили до отделения Римской церкви от Вселенской. Их было семь: I Никейский (325), I Константинопольский (381), Эфесский (431), Халкидонский (451), II Константинопольский (553), III Константинопольский (680–691) и II Никейский (783–787).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010