оказали влияние письма флорентийского ученого П. даль Поццо Тосканелли, к-рый считал, что самый короткий путь из Европы в Индию и Китай ведет не на восток, а на запад через Атлантику (оригиналы писем не сохр., их подлинность остается сомнительной). В своих расчетах К. произвольно комбинировал сведения из разных авторов (Марина Тирского, аль-Фергани) с домыслами и в результате сильно преуменьшил размеры земного шара и, напротив, преувеличил протяженность Евразии с запада на восток, так что морское пространство между западом Европы и ближайшими к ней землями на Востоке относилось у него к суше Евразии примерно как 1 к 6. Морской путь из Европы в Японию получился у К. почти в 4 раза короче, чем в действительности. К. планировал пересечь Атлантику на параллели Канарских о-вов, где ветры и течения наиболее благоприятствуют плаванию в зап. направлении. Будучи глубоко религиозен, в работе над проектом путешествия К. опирался на библейские пророчества и был уверен, что через океан его поведет Св. Троица ( P é rez de Tudela y Bueso. 2010. Р. 224). В кон. 1483 или в нач. 1484 г. К. предложил свой проект португ. кор. Жуану II, запросив для себя в случае успеха значительные привилегии. Расчеты К. вызвали возражения экспертов, и проект был отвергнут. В это время умерла его жена, и К. с малолетним сыном Диего в 1485 г. уехал в Кастилию (возможно, спасаясь от кредиторов). Там он нашел поддержку Антонио де Марчены, настоятеля францисканской обители Ла-Рабида (на территории совр. г. Палос-де-ла-Фронтера, близ Уэльвы, Андалусия), к-рый дал ему рекомендательные письма к своим знакомым при королевском дворе. 20 янв. 1486 г. К. получил аудиенцию у кор. Изабеллы I и кор. Фердинанда V (II) в Алькала-де-Энарес. С этого времени формально он находился под покровительством короны, ему выплачивалось небольшое денежное содержание. Была создана авторитетная комиссия для рассмотрения его проекта, к-рая после неск. заседаний отвергла проект К. (лето 1487). К этому времени он заручился поддержкой влиятельных лиц; среди них преобладали служители католической Церкви и люди, причастные к гос.

http://pravenc.ru/text/1841804.html

Согласно изданной И. булле «Summus Desiderantes Affectibus» от 5 дек. 1484 г., инквизиции позволялось преследовать людей за занятия колдовством. После обнародования этого документа доминиканцы Генрих Инститорис и Якоб Шпренгер, приобретя практический опыт в проводившихся в Германии инквизиционных трибуналах, написали и в 1487 г. издали в Кёльне соч. «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum). В рамках борьбы с вальденсами в 1487 г. И. послал в район Французских Альп инквизитора Альберта Каттанео, объявив крестовый поход против еретиков. Несмотря на то что папская политика получила поддержку франц. кор. Карла VIII (1483-1498) и боевые действия были в целом успешны, вальденская ересь так и не была искоренена. И. способствовал осуждению 900 тезисов итал. натурфилософа Пико делла Мирандолы о диалектике, морали, физике, математике и др. Папа отказался публично рассматривать тезисы и, не вдаваясь в детали, признал все сочинение еретическим (4 авг. 1486). Попытки Пико делла Мирандолы добиться оправдания своего сочинения не имели успеха. При И. папские церемониймейстеры Агостино Патрици Пикколомини и Иоанн Бурхард составили новую книгу церемоний (liber ceremonialis), в к-рой впервые были собраны, согласованы и упорядочены все публичные ритуалы папского двора, как церковные, так и светские. И. принимал меры к исправлению нравов католич. духовенства: боролся с конкубинатом, осудил на смертную казнь 2 клириков, подделывавших и продававших папские грамоты (один из них выдал норвеж. пресвитерам разрешение совершать Евхаристию без вина). Вместе с тем современники отмечали общее обмирщение и коррупцию, распространенные среди высшего духовенства. В понтификат И. проводились реставрационные работы в Латеранском соборе, была заново отстроена ц. Санта-Мария ин Виа Лата. По приказу папы в стороне от папского дворца в Ватикане была построена вилла Бельведер (от итал. Belvedere - «прекрасный вид»). Сооружение предназначалось для развлечений и отдыха и представляло собой невысокую 8-угольную башню с широкими окнами, из к-рых открывалась панорама на близлежащие сады и на Рим. Интерьер виллы украшали фрески А. Мантеньи и Пинтуриккьо. В Риме в это время работали такие живописцы, как Филиппино Липпи, А. Романо и Перуджино. А. Полициано выполнил по заказу папы перевод на латынь соч. «История от Марка Аврелия» греч. историка Геродиана.

http://pravenc.ru/text/468787.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Именно «приобретением добродетелей страсти подавляются» 1476 наиболее прочно и надежно, самым прямым и целесообразным способом. «Страсти лучше отвращать памятованием добродетелей, чем сопротивлением» 1477 , причем «каждая страсть имеет врачевством соответствующую ей заповедь» 1478 . Нападение демонов на подвижников только тогда имеют успех, когда подвижник пренебрежет какою-либо добродетелью 1479 . По учению аввы Дорофея, в человеке в отношении к борьбе со страстью можно различать три состояния: он или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет ее. Действует по страсти тот, кто приводит ее в исполнение, удовлетворяет ей. Сопротивляется ей тот, кто не действует по страсти, но и не отсекает ее, а любомудрствуя, как бы минует страсть, однако, таким образом, имеет ее в себе. А искореняет страсть тот, кто подвизается и делает противное страсти 1480 . Таким образом, в процессе религиозно-нравственного христианского совершенствования человека отрицательный момент его аскетического делания неразрывно органически связан с моментом положительным, получает свою настоящую силу и реальную значимость в духовной жизни именно вследствие преуспеяния в последнем, в меру его действительного осуществления 1481 . Момент πα’θεια связан неразрывною нитью с γα’πη; γα’πη является плодом христианской πα’θεια 1482 . Только положительный момент определяет собою как направление, метод, так и содержание, подлинную ценность отрицательного, имеющего своею целью собственно достижение свободы человека от страстей, – чистоты от всего дурного, недолжного, носящего в себе свойства «страстности», которые в своей совокупности составляют конкретное содержание «ветхого человека» 1483 , являют характеристические черты «образа Адамова» 1484 . Если безусловно справедливо это положение, то не менее непоколебима и та истина, что нравственное христианское совершенствование с положительной стороны есть не что иное, как воспитание любви к Богу и ближнему ради Бога. Будучи «вместилищем духовного и водворяясь в чистоте души» 1485 именно, «любовь раждает бесстрастие» 1486 . Приложение ко II главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

В действительности же такого строго научного определенного объяснения приводимых фактов нет 1482 . До сих пор, даже в этой области только что приведенных фактов, наука не достигла ничего определенного, проверенного, общепризнанного: все – только гипотезы, исключающие одна другую. Это обстоятельство в высокой степени характерно. Серьезных исследователей оно побуждает не выходить из пределов скромности в своих суждениях. Мы все время подчеркиваем наибольшее значение психологической школы, так как она заслуживает этого именно благодаря наибольшей согласованности своих положений сравнительно с другими школами. Как наиболее сильная, школа эта невольно отнимает оружие против себя даже у противников, заставляя и их становиться на ее сторону. Вот поэтому-то, после краткого замечания о положении вопроса, мы и даем в дальнейшем характеристику основных исходных точек зрения у представителей главным образом психологической школы. «Отец гипнотизма» Брэд определяет гипнотизм как особое состояние нервной системы 1483 . Оно вызывается внушением 1484 . Последнее Брэд объясняет взаимодействием душевных и телесных состояний. Словесное же внушение он объясняет еще более в духе психологической школы – моноидеизмом 1485 . Идея подчиняет своему владычеству все существо человека, когда его внимание устремлено на эту идею 1486 . Все дело сводится, в сущности, к состоянию духовного отвлечения и сосредоточенности внимания, так что вследствие этой исключительности внимания все другие впечатления не воспринимаются, все замирает, кроме одного 1487 . Частые упражнения в сосредоточении этого внимания упрощают дело 1488 . Впоследствии достижение моноидеизма и связанного с ним гипнотизма не представляет никакой трудности 1489 . Из этой психологической предпосылки совершенно ясно, почему в состоянии гипноза совершаются поразительные исцеления и другие чудесные явления 1490 . Карпентер еще определеннее отмечает в гипнотизме влияние внимания, которое, будучи сосредоточено на известном предмете, парализует волю для других действий и всю ее целиком направляет к осуществлению намеченной идеи, переводя последнюю, вследствие этого, в действие (идеодинамизм) 1491 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Ибо милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст, Господь не оставит без благ тех, кто поступает незлобиво. ( Пс 83:12 ) 1483 В античной философии однажды был поставлен вопрос, на который подобная формулировка дает ответ, – это ключевая проблема Платоновского диалога «Евтифрон», заключающаяся в соотношении между богоугодным и благочестивым. Библей ской мысли, конечно, в целом чуждо то, к чему клонит Платон, а именно, утверждение независимого существования мира идей. Но если принять во внимание неоплатоническую трактовку афинского классика, где весь мир идей иерархически возводится к Единому, то здесь можно видеть больше близости с Ветхим Заветом, согласно которому Бог и не назначает истину как нечто произвольно заданное, и не созерцает как нечто вне Себя сущее, а любит ее. В этом качестве истина отождествляется с мудростью: Вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Вот, Ты истину возлюбил, неявленное и сокровенное Премудрости Твоей явил мне 1484 ( Пс 50:7–8 ) В процитированных строках покаянного псалма заметны две параллели. Одна из них является противопоставлением, в ней «истина» выступает как то, что дает человеку знать его «беззакония». Вторая – развитие темы «истины», которая оказывается собственным содержанием Премудрости Божией. Итак, Бог осуждает грех не простой квалификацией проступка, подобно тому, как это имеет место в позитивистских теориях права, но по истине, однако последняя ведома исключительно Его Премудрости. Уже в книге Притчей заметен круг в определении мудрости, которое исходит из Бога как основного принципа и возвращается к Нему же. С одной стороны, «начало премудрости – страх Господень» ( Притч 1:7 ), и это, казалось бы, совершенно релятивизирует ее как знание, поставляя в полную зависимость от заповедей и прочих религиозных предписаний. С другой стороны, само качество страха, по-видимому вполне понятное 1485 , имеет определение: «Страх Господень – ненавидеть зло» ( Притч 8:13 ). Зло () само не дефинируется, но здесь упомянуты «гордость и высокомерие».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Вероятно, в переводе есть пропуски. 1483 Иосиф Флавий приписывает сказание о вавилонской башне «халдейской сивилле». Происхождение сказаний этой сивиллы от самих халдеев представляется весьма сомнительным. Ныне дознано, что так называемые сивиллины книги принадлежат позднейшему времени и что большая часть их своим явлением и содержанием одолжена александрийским иудеям, желавшим взаимно сблизить языческие и иудейские верования. 1484 Ленорман справедливо указывает при этом на несостоятельность подобных предположений, по которым одни из сказаний передаваемых одним и тем же писателем, считаются подлинными народными преданиями, другие, неизвестно почему, – чужеземными. Невероятной признает он и возможность влияния со стороны евреев во времена Бероза на халдейских жрецов. Essai. р. 348. 1487 Вот буквальный перевод этой надписи, сделанный Оппертом и приведенный у Ленормана: templum luminum septem terrae, memoriale Borsipporum, quod rez primus fecit et in quadraginta duabus mensuris agrorum perfecit et non elevavit caput ejus, inde а diebus diluvii dereliquerunt et absque cura canalium aquarum ejus pluviae et tempestas disperserunt argillam ejus, lateres coctiles tegumentorum ejus diffiderant, argilla molis interioris effusa erat in colles. Essai, p. 351. В дополнение к этому, и как бы в объяснение причины, по которой храм недостроен, говорится еще о землетрясении и громах, разрушивших храм, и об умопомешательстве людей, его строивших. Ibidem. 1488 Имя это доныне сохранилось в местности около Вавилона, жители которой руины древнего города называют словом Birs. 1491 Lenormant. Essai, p. 350. Ленорман замечает, что имя Babilou писалось и нераздельно, т. е. не Bab-ilou, а. Babilou и обозначалось тремя идеографическими знаками, соответствовавшими трем словам: Ba-bi-lou, которые значили: «корень, язык, город, или город корня языков». Подобная игра словами, по его замечанию, была в обычае у халдеев. 1492 Необходимо заметить, что о месте, где было это смешение языков и племен, халдейские предания, по-видимому, были не всегда одинаковы.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

4 . Давайте узнаем и о зависти святых, чтобы подражать их терпению 1483 , и осознаем, что по природе они были людьми не выдающимися, но осмотрительными, и хотя имели пороки, но исправляли их. Так что, если даже святых опалила зависть, насколько больше следует остерегаться, чтобы она не воспламенила грешников? 5 . Итак, нам дается наставление, какими должны быть чувства родителей и благодарность сыновей. Приятно любить детей, и очень приятно любить сильно, но часто сама родительская любовь, не сдерживаемая умеренностью, вредит детям: или балует любимца чрезмерной снисходительностью, или предпочтением к одному отвращает прочих от братских чувств. Больше приобретает тот сын, который обретает любовь братьев. Такая щедрость для отцов прекраснее, такое наследство для сыновей богаче. Пусть детей, которых связала одна природа, связывает равная любовь. Родственная любовь не знает борьбы за прибыль, в которой есть убыток для любви. Что ты удивляешься, когда из–за земли или из–за дома возникают тяжбы между братьями, если из–за одежды вспыхнула зависть между сыновьями святого Иакова 1484 ? 6 . И что же? Следует осудить Иакова за то, что он отдавал предпочтение одному перед остальными? Но мы не можем лишить свободы родителей, чтобы они не любили сильнее тех, кого считают более достойными, и мы не должны пресекать в сыновьях старание больше нравиться. Ведь и Иаков сильнее любил того, в ком провидел больше признаков будущих добродетелей; так что здесь скорее не столько отец предпочел сына, сколько пророк предпочел открытую ему тайну. И по заслугам он сделал ему разноцветную одежду, чтобы отметить того, кто должен получить предпочтение перед братьями облачением в различные добродетели. 7 . К тому же в нем — тогда еще мальчике — воссияла божественная благодать, ведь он увидел сон, в котором он вязал снопы со своими братьями — как ему открывалось в видении — и его сноп поднялся и встал прямо, а обращенные к нему снопы братьев поклонились его снопу 1485 . В этом особым образом открылось будущее воскресение Господа Иисуса, Которому и одиннадцать учеников поклонились в Иерусалиме 1486 , когда увидели Его, и все святые, когда воскреснут, поклонятся, принося плоды добрых дел, как написано: Приходя, придут они с радостью, поднимая свои снопы (Пс. 125. 6). Поэтому братья хотя по зависти отказывались верить в сновидение, но, выражая его истолкование собственными словами, спросили его в ответ: Неужели царствуя ты будешь царствовать над нами или господствуя господствовать над нами (Быт. 37. 8)? Ведь то видение обозначало Грядущего Царя, Которому всякая плоть рода человеческого поклонилась, приклоняя колени 1487 .

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Выразилась она самоубийством. Едва праотцы нанесли себе язву, как милосердный Господь является им для уврачевания язвы: Адам и Ева услышали глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни [ 1482 ]. Укрывшись друг от друга листьями смоковницы, праотцы покусились укрыться и от Бога в чаще дерев райских: так они омрачились внезапно! Господь призвал Адама словами: Адаме, где еси? [ 1483 ] По объяснению святых Отцов [ 1484 ], эти слова суть слова величайшего милосердия и соболезнования. Они значат: «В какое ты впал бедствие! Какое тебя постигло глубокое и несчастное падение; Адаме, где еси? — Не понимает омраченный грешник гласа, призывающего его к сознанию греха и к раскаянию в нем. Он старается оправдать себя, и оправданием оговаривает: Глас слышах, говорит он, Тебе ходяща в раи, и убояхся, яко наг есмь, и скрыхся [ 1485 ]. Уличенный, он снова не сознается, не кается, с дерзостию говорит Богу: Жена, юже дал еси со мною, та ми даде от древа, и ядох [ 1486 ]. Эти слова, по замечанию некоторого святого Отца, имеют такое значение: «Беда, постигшая меня, наведена мне Тобою: жена, юже дал еси со мною!» [ 1487 ] От ожесточенного Адама Господь переходит к жене, с милосердием говорит ей: Что сие сотворила еси? [ 1488 ] Но и жена не приносит покаяния, не просит помилования, старается оправдать себя обвинением змея. Глубоко поврежденные познанием зла, проникшего молнией в ум, в сердце, в душу, в тело, не сознающиеся во грехе своем, гордо и дерзко оправдывающие себя праотцы подверглись суду и наказанию Божию. Суд Божий пал, во-первых, на змея, как на зачинщика и главу преступления; потом он карает жену, как первую преступницу заповеди и виновницу погибели мужа; наконец, он поражает мужа, как отвергшего послушание Богу для послушания жене. Змей-диавол окончательно отвергнут [ 1489 ]: он вполне предоставлен своей злобе; благодать Божия отреклась от прикосновения к нему какою бы то ни было благою мыслию, достойною неба. На персех твоих и чреве ходити будеши, возвестил ему Бог, и землю снеси вся дни живота твоего [ 1490 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Происхождение души Св. Кирилл Александрийский не разделяет теорию предсуществования душ 1478 . Блаж. Феодорит Кирский считает, что ««Душа создана вместе с телом, и не в вещественном семени имеет начало своего создания, но изволением Творца приходит в бытие по образовании тела»» 1479 . В другом месте он говорит, что «тело создано еще прежде души» 1480 . Преп. Анастасий Синаит считает, что душа не является предсуществующей и «человек порождает человека» 1481 . «Душа произошла из уст и дыхания Бога… оттуда же произошли и все существенные свойства ее» 1482 . Преп. Максим Исповедник учит, что душа создана «ни до, ни после тела, а одновременно с ним» 1483 . Эней Газский отвергает учение о переселении душ, тем более в неразумные существа 1484 . Страсти По Св. Кириллу Александрийскому «в человеческой душе живет и нечто низшее, страсти. Они могут быть безупречными (слабость, голод, жажда, утомление) или же опасными, греховными: плотские похоти, душевные мудрования, плотские наслаждения, сладострастие» 1485 . Преп. Максим Исповедник учит, что «страсть есть неестественное движение души, или по несмысленной любви, или по безрассудной ненависти к чему-нибудь чувственному, или за что-нибудь чувственное: по несмысленной любви, или к явствам, или к женам, или к имению, или к преходящей славе, или к иному чему ни будь чувственному, или ради сего: – по ненависти несмысленной, когда ненавидят, как выше сказано, без рассуждения что-либо из вышесказаннаго, или кого-нибудь по причине того» 1486 . «Из страстей иныя суть телесныя, иныя душевныя. Телесныя от тела получают повод, а душевныя от внешних предметов. Но и те и другия отсекает любовь, и воздержание: та – душевныя, а это телесныя» 1487 . «Ум, обращаясь к видимому, естественно понимает вещи при посредстве чувств. Ни ум, ни естественное понимание вещей, ни вещи, ни чувства не суть зло: ибо то суть все Божии создания. Что же тут злое? Очевидно, что страсть, прицепляющаяся к пониманию вещей естественному» 1488 , отчего «плоть предпочитает духу наслаждение, видимое делает приятнее славы и сияния мысленных благ и приятностью чувственных наслаждений удерживает ум от божественного» 1489 . «Началом движения всякой страсти служит обыкновенно сродный с нею чувственный предмет. Ибо без такого предмета, который бы чрез посредство какого-либо чувства привлекал к себе силы души, страстное движение никогда не породилось бы; так как страсть без чувственного предмета небывает. Не будь жены, не будет блуда; не будь яств, не будет чревобесия; не будь злата, не будет златолюбия. Так всякаго страстнаго движения естественных наших сил началом служит чувственный предмет, или бес, чрез него разжигающий душу на грех» 1490 . Почти все «страсти касаются только или раздражительной части души, или вожделевательной, или же мыслительной, как, например, забвение и неведение: а уныние» охватывает все три силы, «почему оно и тяжелее всех других страстей» 1491 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010