Коломенская Основана ок. 1350 г. (встречающиеся в литературе варианты даты основания маловероятны: 1328 г., 1340 г., 1353 г.) Выделена из Рязанской епархии по присоединении Коломны к Москве. Местопребывание – в г. Коломна (ныне – Московская область). В 1657 г. присоединена к Патриаршей Области, но в 1667 г. возобновлена как самостоятельная. Архиепископия с 1672 г. С 1731 г. замещалась епископами. С 1727 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Упразднена 16.10.1799. Возобновлена 16.01.1918. Московское викариатство. Упразднена в 1934 г. Именовалась: Коломенская; в 1565 г. – Коломенская и Каширская; 06 .05.1788 – Коломенская и Тульская (указом имп. Екатерины от 06.05.1788 намечающаяся к ближайшему открытию Тульская епархия временно причисляется к епархии Коломенской, отсюда епископы последней титулуются отныне Коломенскими и Тульскими); Коломенская; с 16.01.1918 – Коломенская и Можайская. Ныне о кафедре сохранилось историческое воспоминание в титуле митрополитов «Крутицких и Коломенских». 1350 11.04.1389 13.02.1405 26.08.1406 09.03.1408 Иоаким (Иоанн, Иов) Филимон II 04.06.1473 25.07.1473 05.1480 29.07.1481 16.05.1489 18.11.1490 09.1501 Авраамий II 01.05.1502 01.1504 07.02.1507 01.07.1518 28.02.1520 (Василий) 02.04.1525 06.1542 02.07.1542 Евфимий Герасим IV 21.10.1564 Варлаам II 18.03.1565 11.1569 Иосиф II Савватий 16.04.1581 09.01.1586 27.01.1615 Иосиф III 17.12.1617(1618?) Рафаил Журавлев 17.10.1652 Павел II 03.06.1655 05.12.1657 09.06.1658 09.06.1667 14.09.1671 Мисаил Иосиф IV 02.04.1676 06.09.1681 Павел III Моравский 24.12.1681 07.1704 Никита II Тотемский 18.03.1705 01.06.1716 Антоний Одинович 24.03.1724 19.04.1724 22.05.1727 22.05.1727 02.12.1730 25.07.1731 18.05.1739 Вениамин Сахновский Серб 18.05.1739 16.06.1740 30.06.1740 29.07.1749 17.09.1749 08.10.1755 09.10.1755 29.10.1763 Порфирий Крайский 28.12.1763 30.01.1787 06.05.1788 12.09.1788 12.11.1788 10.04.1799 Афанасий III Иванов 10.04.1799 31.12.1799 Мефодий Смирнов 16.01.1918 28.09(11.10).1919 05(18)05.1920 12(25)09.1929

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XLVIII. Епархия Туркестанская Туркестанская и Ташкентская епархия учреждена в дек. 1871 г. Епископ Софония назначен в дек. 1871 из викариев Херсонских. Епархии Упразднённые Коломенская. – Крутицкая. – Владимиро-Волынская. – Галицкая. – Перемышльская. – Луцкая. – Туровская. – Хельмская. – Переяславская (около Киева). – Белгородская (около Киева). – Юрьевская (около Киева). – Тмутараканская. – Юрьевская (Дерптская). – Корельская. Епархия Коломенская Коломенская епархия учреждена около 1350, упразднена в 1799 г. I. Епископы Коломенские 1. Афанасий упом. 1353. 2. Филимон хирот. около 1360 (не из архимандритов-ли Горицких?). 3. Герасим хирот. около 1375; † 1388. 4. Павел хирот. 1389 из архим. Владимиро-Рождественских; † 1392. 5. Григорий хирот. 1392; † 13 февр. 1405. 6. Иларион хирот. 26 авг. 1406 из архим. Симонова монастыря; † 9 мар. 1408. 8. ( Авраамий , на соборе 1441).      Один. См. Акт. Ист., ч. I. 39. стр. 74. 9. Варлаам , 1447–1449. 10. Геронтий (из архим. Симоновских) упом. с 1453, а 29 июня 1473 возведён в митрополита всея Русии. 11. Никита Семешков , из иеромонахов, хирот. 25 июля 1473; † в мае 1480. 12. Герасим Смердков хирот. 29 июля 1481. из игум. Пафнутиева монастыря: † 16 мая 1489. Погребён в Пафнутиеве. 13. Авраамий хирот. 18 нояб. 90. из игум. Угрешского монастыря; † 1501, осенью. 14. Никон хирот. 1 мая 1502, из игум. Павлова Обнорского монастыря; в янв. 1504 отрёкся и вскоре удалился в Кириллов Белоезерский. 15. Митрофан хирот. 7 февр. 1507 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; 1 июля 1518, за немощью, отошёл в Троице-Сергиев. 16. Тихон хирот. 28 февр. 1520, из игум. Угрешского монастыря; упом. 1522. 17. Вассиан Топорков хирот. 2 апр. 1525; в мае 1542 оставил епархию; в 1553 жил на Песноше. II. Епископы Коломенские и Коширские 18. Феодосий хирот. 2 июля 1542 из архим. Новоспасских; упом. до 1555, свержен. 19. Варлаам упом. с 1560; † 21 окт. 1564. Погребён в Коломенском соборе. 20. Иосиф хирот. 18 мар. 1565 из архим. Спасо-Ярославского монастыря; упом. 22 нояб. 1569.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf 95. Иван III Васильевич, великий князь московский и всей Руси сын Василия II Васильевича Темного, великого князя московского и всей Руси, от брака с Марьей Ярославной (в иночестве Марфа), княжной боровской, внукой князя Владимира Андреевича Храброго (см. 52). Родился в Москве 22 января 1440 г.; после ослеплении отца князем Дмитрием Шемякою (см. 75) отвезен с братом первоначально к князю Ивану Ряполовскому с Боярово (под г. Юрьевым-польским Владимирской губернии), потом к Шемяке в Переславль-Залесский, наконец к отцу в Углич, откуда сопровождал отца в Тверь, где семилетним ребёнком обручен на пятилетней княжне Марье Борисовне Тверской (см. 122) в 1446 г.; ходил при полках московских отражать казанцев от пределов владимирских и муромских в 1448 г., объявлен соправителем отца в 1450 г.; участвовал в походе отца до Устюга на Шемяку; и отряжен с боярами к берегам р. Сухоны в 1452 г.; отразил татар от берегов Оки в 1459 г.; наименован князем псковским в 1460 г.; приезжал из Пскова в Москву с посольством, просил помощи Пскову на немцев в 1461 г.; по смерти отца своего беспрепятственно сел на Великокняжение в 1462 г.; утвердил независимость Рязани и Твери в 1464 г.; посылал рать к Казани в 1467 г., на черемисов в 1468 г., опять к Казани в 1469 г.; размирился с Новгородом в 1470 г.; выступил из Москвы войною на Новгород 20 июня и битвой на р. Шелони 14 июля смирил Новгород, обязавшийся] выплатить великому князю до 80 пудов одного серебра; возвратился в Москву 1 сентября 1471 г.; покорил землю Пермскую (Биармию) и счастливо сбыл с рук нашествие татар Ахматовых 1472 г.; двигал рать в Ливонию и начал военные действия против Литвы в 1473 г.; заключил дружественный союз с Менгли-Гиреем ханом крымским, в 1474 г.; начал и кончил совершенное покорен» Новгорода в 1475–1477 гг., поссорился с братьями, князем Борисом волоцким (волоколамским) и князем Андреем угличским, в 1479 г. сбыл, еще счастливее первого, второе нашествие Ахматово, покончившее собою слишком двухвековую зависимость Руси от татар, в 1480 г.; воевал земли Ливонского ордена в 1481 г.; начав строение нынешних стен московского Кремля, присоединил к Москве удел Верейский и Тверь, на которую ходил войною лично в 1485 г.; покорил Казань, взятую воеводой князем Даниилом Холмским 9 июля 1487 г.; покорил Вятку и получил первую дружественную грамоту от Фредерика III, императора немецкого, в 1489 г.; созывал собор в Москве для рассмотрения ереси «жидовствующих» и 1490 г.; заключил в оковы брата своего, князя Андрея угличского, а удел его присоединил к Москве и, обрадованный открытием первых серебряных рудников на р. Цыльме в Печерском крае, окончил строением московскую Грановитую палату в 1491 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Геронтий Московский, свт. - житие В 1447 году упоминается архимандритом Симонова монастыря. В 1453 году (по БЭЛ - в 1455; по " ЖМП " - в 1461 году) хиротонисан во епископа Коломенского. 29 июня 1473 года, после смерти митрополита Филиппа, возведен в сан митрополита Московского и всея Руси. Скончался 28 мая 1489 года. Погребен в московском Успенском соборе. Митрополит Геронтий был человеком с твердым характером и в делах церковных не раз обнаруживал свою самостоятельность даже по отношению к великому князю. Твердость и настойчивость проявил он в споре о том, по солнцу или против солнца должны ходить при освящении храмов. Этот спор захватил многих священнослужителей. Противником Геронтия выступал великий князь, а большинство духовенства было за митрополита. Видя упорство князя, митрополит даже покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь. Он не возвратился до тех пор, пока великий князь сам не приехал к нему, " бил челом " , признал себя во всем виновным и обещал слушаться митрополита. Только после этого Геронтий вернулся на кафедру. Оставшись победителем в названном споре, Геронтий принял резкие меры против тех из духовенства, кто дерзнул ему противоречить, в частности чудовского архимандрита Геннадия, которого спасло только заступничество великого князя. Отношения митрополита Геронтия с великим князем всегда были не особенно мирные. Великий князь не любил своего митрополита. Когда Геронтий вторично покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь по болезни, а затем, поправившись, захотел возвратиться, то великий князь его " не восхоте " . И только после долгих и настойчивых просьб митрополита разрешил ему возвратиться. Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, Геронтий усердно служил ему и, чем мог, помогал в делах гражданских. Болезнуя о свободе Русской земли, митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами, сбросить позорное иго. А когда русские полки во главе с великим князем (в 1480 году) стояли против татарских на р. Угре, митрополит отправил предводителю русских войск послание, в котором от имени всего духовенства воодушевлял его не отступать до полной победы.

http://pravicon.com/info-2080

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАРБЕТТ Гарбетт [англ. Garbett] Сирил Форстер (6.02.1875, Тонгем, графство Суррей - 31.12.1955, Йорк), архиеп. Йоркский, англ. церковный и общественный деятель, член палаты лордов Великобритании. Род. в семье священника, в 1886-1894 гг. учился в Оксфордском ун-те (Кибл-колледж) и в Каддесдонском теологическом колледже. В 1899 г. был рукоположен во диакона, в 1901 г.- во священника. Служил 2-м священником (1901-1909) и викарием (1909-1919) в Портси. В 1919 г. назначен еп. Саутуарка, в 1932 г. переведен в Уинчестер. Во время второй мировой войны Г. стал известен среди клириков и мирян благотворительной деятельностью, проповедями и книгами, в к-рых сложные богословские понятия излагались простым языком. В 1942 г. был назначен архиепископом Йоркским. На этом посту он проявил себя как заботливый и неутомимый пастырь. Его называли «шагающий епископ» за то, что он пешком обходил епархию, общаясь с прихожанами и клиром. C т. зр. Г. англикан. Церковь должна быть не «катакомбной церковью» для избранных, а должна активно проповедовать христ. ценности. Он считал, что Церковь Англии - одна из ветвей единой кафолической Церкви (см. ст. Теория ветвей ), и был активным участником международного экуменического движения. В 1947-1955 гг. Г. посетил СССР, США, Канаду, Италию, Грецию и Мальту. Особое внимание он уделял развитию англикано-православных связей . В 1943 г. он возглавил делегацию Церкви Англии, посетившую Москву с посланием Архиепископа Кентерберийского У. Темпла , в к-ром от лица всего англиканского содружества выражались поздравления Патриарху Сергию (Страгородскому) в связи с его интронизацией и высказывалась поддержка борьбы советского народа с фашизмом. После окончания второй мировой войны Г. посетил Эфиопию (1946), Югославию (1947), Австралию (1951), Британскую Вест-Индию (1953), а также Палестину, Кипр и Грецию (1955). В 1955 г. Г. ушел в отставку. Ист.: The Claims of the Church of England. L., 1947; The Church and State in England. L., 1950; In an Age of Revolution. L., 1952; The Church of England Today. L., 1953. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) КЛЕРК Джон (ок. 1480 - 1541), англ. церковный и политический деятель, дипломат; католич. (с 1523) и англикан. (после 1534) еп. Бата и Уэлса КРАНМЕР Томас (1489-1556), англ. религ. деятель, архиеп. Кентерберийский, один из главных идеологов англ. Реформации

http://pravenc.ru/text/161665.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Различные направления протестантизма ЗОДЕН Герман Фрайгерр фон (в крещении Ханс Карл Герман) (1852 - 1914), нем. лютеран. теолог, исследователь истории текста НЗ ИСХОДА ОБЩЕСТВО протестант. движение, возникшее в Германии в нач. XIX в. и получившее широкое распространение в России КАЛЬВИН Жан (1509-1564), богослов, проповедник, пастор; ведущий деятель европ. Реформации, основоположник кальвинизма КАПИТУЛ 1) в Римско-католической Церкви и англикан. церквах коллегия священнослужителей; 2) в католич. монашестве коллегиальный орган управления КИНГ Мартин Лютер (1929-1968), баптистский проповедник, лидер движения за гражданские права афроамериканцев в США, почитается как мученик в Протестантской епископальной церкви в США и в Евангелическо-лютеранской церкви в Америке КИНГСЛИ Чарлз (1819-1875), англикан. священник, писатель, один из самых известных представителей англ. христианского социализма КЛЕРК Джон (ок. 1480 - 1541), англ. церковный и политический деятель, дипломат; католич. (с 1523) и англикан. (после 1534) еп. Бата и Уэлса «КОРОЛЕВСКАЯ КНИГА» (офиц. название «A necessary doctrine and Erudition for Апу Christian Man» («Необходимое учение и наставление для христианина»)), катехизис Церкви Англии, составленный в 1543 г. по приказу и при участии кор. Генриха VIII КРАНМЕР Томас (1489-1556), англ. религ. деятель, архиеп. Кентерберийский, один из главных идеологов англ. Реформации КЭРРОЛЛ Льюис [наст. имя Чарлз Латвидж Доджсон] (1832-1898), англ. писатель, математик, логик, фотограф, диак. Церкви Англии ЛАМБЕТСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ совещания епископов Англиканского содружества, созываемые с с целью обсуждения теологических, организационных и др. актуальных вопросов жизни англикан. Церкви ЛАМБЕТСКИЕ ЧЕТЫРЕ ПУНКТА минимальные вероучительные положения англиканства, признание которых свидетельствует о принадлежности к Англиканскому содружеству ЛАТИМЕР Хью (ок. 1490-1492 - 1555), один из лидеров англ. Реформации, теолог и проповедник; еп. Вустерский (1535-1539) ЛОД Уильям (1573 - 1645), английский церковный и государственный деятель, богослов, архиеп. Кентерберийский. ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ первое исповедание веры англ. частных (партикулярных) баптистов составленное в 1644 г. и подписанное представителями 7 общин ЛЭНДМАРКИЗМ течение в амер. баптизме, сторонники которого полагают, что истинной церковью является только местная и «видимая» конгрегация ЛЮТЕР Мартин (1483-1546), нем. богослов, проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров европ. Реформации, основатель лютеранства «НЕМЕЦКИЕ ХРИСТИАНЕ» пронацистское церковное движение, возникшее в 30-х гг. XX в. внутри Евангелическо-лютеранской Церкви Германии

http://pravenc.ru/rubrics/122226_4.html

На их место прибыли дети боярские из Великого княжества Московского и московские богатые купцы - «гости». Так было закреплено присоединение Новгородской земли к Русскому гос-ву. В 1489 г. прекратила существование Вятка - небольшое политическое образование, выделившееся некогда из состава Новгородской земли. Вятчане пытались сохранить самостоятельность, балансируя между Москвой и Казанью. Когда в Казани в 1487 г. утвердилось рус. влияние, И. В. принял решительные меры для подчинения Вятки. В авг. 1489 г. посланные им войска осадили центр Вятской земли Хлынов, вынужденный капитулировать. Арестованные предводители вятчан были повешены, «лучшие люди» и купцы выселены из Вятской земли. Великое княжение Иоанна III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 889) Великое княжение Иоанна III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 889) Иной характер имели отношения И. В. с Псковом, к-рый не стремился к конфликтам с Москвой, будучи заинтересован в поддержке вел. князя в борьбе с Ливонией. Псковское войско участвовало в походах И. В. на Вел. Новгород в 1471 и 1477 гг. Заинтересованность Пскова в помощи против Ливонского ордена вел. князь использовал, чтобы усвоить себе роль верховного арбитра в спорах между псковским боярством и «черными людьми». Он также добился значительного расширения власти великокняжеских наместников в Пскове, что подготавливало условия для присоединения Псковской земли к Русскому гос-ву в будущем. Тверская земля, связанная с Москвой союзными отношениями уже при вел. кн. Василии II, при И. В. продолжала оставаться в сфере московского политического влияния. Тверское войско участвовало в походах на Вел. Новгород в 1471 и 1478 гг. и в защите Русской земли от войск хана Ахмата в 1480 г. Устанавливалась фактическая зависимость Твери от Москвы. В 1476 г. неск. тверских бояр перешли на службу к И. В. Пытаясь сохранить самостоятельность, вел. кн. Тверской Михаил Борисович заключил соглашение о союзе с Казимиром, к-рый должен был быть скреплен его браком с внучкой короля (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/469780.html

Из хроникальных заметок монаха Кириллова Белозерского мон-ря Германа Подольного (Сорокоумова-Глебова) известно, что Н. имел брата Андрея Федоровича по прозвищу Майко ( Никольский Н. К. Описание рукописей Кирилло-Белозерского мон-ря, сост. в кон. XV в. СПб., 1897. С. 37-38). Андрей (в монашестве Арсений; † кон. 1502 - нач. 1503) был дьяком при дворе вел. кн. Московского Василия II Васильевича (Тёмного) (подпись Майко стоит под грамотой, жалованной вел. князем в 1453 Спасо-Каменному монастырю (АСЭИ. Т. 3. 266. С. 282)), а после смерти князя, в 1462 г., перешел на службу к его жене - вел. кнг. Марии Ярославне. Монограмма Андрея Майко находится на жалованной грамоте княгини игум. Кириллова Белозерского мон-ря Игнатию (АСЭИ. Т. 2. 207. С. 134-135, 1471-1475 гг.) и на ее же грамоте игум. Спасо-Каменного монастыря Логгину, жалованной в 1474-1478 гг. Осенью 1477 г. дьяк по поручению Марии Ярославны вел переговоры с игум. Кириллова Белозерского мон-ря Нифонтом (буд. епископ Суздальский и Тарусский) о постриге вел. княгини (АСЭИ. Т. 2. 249. С. 164). Впосл. Андрей Майко, возможно, служил вологодскому кн. Андрею Васильевичу Меньшому († 1481), о чем косвенно свидетельствует грамота вологодского князя игум. Спасо-Каменного мон-ря Нифонту, датированная 1480-1481 гг. Затем он перешел на службу к вел. кн. Московскому Иоанну III Васильевичу , в 1494-1501 гг. под началом дьяка Ф. В. Курицына принимал участие в переговорах с иностранными послами (СбРИО. 1882. Т. 35. С. 124, 157, 194, 206, 315), в 1495 г. в составе посольства, возглавляемого Борисом Кутузовым, ездил в Литву. В 1497 г. Андрей Майко и боярин Дмитрий Владимирович Ховрин выступали как доверенные лица вел. князя, когда тот просил митр. Симона принять его покаяние в том, что «уморил» в тюрьме своего брата, кн. Андрея Васильевича Угличского (Большого) (ПСРЛ. Т. 28. С. 160; Зимин. 1988. С. 272). При участии дьяка Майко составлялись «списки казанские старые и грамоты посыльные» в государевом архиве (Описи царского архива. М., 1960. С. 26). По свидетельству монаха Германа Подольного, дружеские отношения связывали Андрея Майко с боярином Иваном Гавриловичем Заболоцким (Всеволож-Заболоцкие принадлежали к высшей московской аристократии и находились в родстве с Ряполовскими и Патрикеевыми; в 1489/90 боярин был наместником Вологды). В конце жизни практически в одно время Андрей Майко и И. Г. Заболоцкий приняли постриг в Кирилловом Белозерском мон-ре. По мнению С. Н. Кистерева, именование Майко было личным прозвищем дьяка ( Кистерев. 2012. С. 305. Примеч. 32). Однако впосл. оно перешло и к Н.: «Письмо о нелюбках» называет его «по реклу Майков».

http://pravenc.ru/text/2577607.html

О преподобном Ниле известно, что он происходил из московского рода Майковых, родился в 1433 году, в миру был " скорописец " . В монахи постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, наставником имел известного старца Паисия Ярославова. Уже в начале монашества Нила, по-видимому, не вполне удовлетворяла существовавшая организация монастырской жизни, когда монахи живут " не по Закону Божию и преданию Святых Отцов, а по своей воле и человеческому рассуждению " , поэтому вместе со своим сподвижником Иннокентием Охлябининым он ушел из Кириллова монастыря паломником на Восток - в Константинополь и на Афон, где имела широкое распространение " скитская " , созерцательная жизнь монахов. Через несколько лет, возвратившись с Востока, преподобный Нил поселился в келье вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, но прожив здесь какое-то время, в поисках еще большего уединения и для воплощения своих монашеских идеалов ушел на реку Copy, в места лесные, болотистые, дикие и пустынные, расположенные в пятнадцати верстах от Кириллова монастыря, Он писал об этом так: " Ныне вдалее от монастыря переселихся понеже благодатию Божиею обретох место, угодное моему разуму, занеже мирской чади маловходно " . Придя на новое место, преподобный Нил по традиции поставил крест, затем построил часовню, келью, выкопал колодец и пруд, Его спутник и ученик Иннокентий устроил свою келью не рядом, а на некотором расстоянии от кельи учителя. Так было положено начало скиту преподобного Нила Сорского. Это произошло в 1480-е годы. Постепенно стали собираться к преподобному Нилу и другие монахи. Они тоже селились отдельно один от другого. Лес на территории скита не вырубался. Монахи в своих кельях могли иметь иконы, книги и самое необходимое для жизни, а питаться должны были от своего " рукоделия " . " Для потребы братии " на реке построили небольшую мельницу. Наносив земляной холм, соорудили первую церковь во имя Сретения Господня. На общую службу монахи собирались дважды в неделю, а остальное время проводили в своих кельях в трудах и молитвах. Сам преподобный Нил изучал Божественное Писание, переписывал книги, составлял сборники житий. Авторитет старца в то время был так высок, что с его мнением считались высшие иерархи Русской церкви. Например, в 1489 году, когда было широко распространено ожидание конца света, новгородский архиепископ Геннадий просил ростовского архиепископа Иоасафа обратиться за советом по поводу этих слухов к старцам Паисию и Нилу. Нил Сорский участвовал и в обсуждении важных вопросов на церковных соборах в Москве. На соборе 1503 года он выдвинул предложение освободить монастыри от управления-вотчинами. По его мнению, монахи должны были стремиться не к материальному богатству, а к высоте внутренних духовных помыслов.

http://sobory.ru/article/?object=14688

они не были. Лит.: Мелиоранский Б. М. К истории противоцерк. движений в Македонии в XV в.//Στφανος: Сб. ст. в честь Ф. Ф. Соколова. СПб., 1895. С. 62-72; Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1. С. 266-270; Wittek P. χινες//Byz. 1951. T. 21. P. 421-423; Arnakis G. G. Gregory Palamas, the χονες, and the Fall of Gallipoli//Ibid. 1952. T. 22. P. 305-312; Прохоров Г. М. Прение Григория Паламы с «хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих»//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 329-369; D á n R. «Judaizare»: The Career of a Term//Antitrinitarianism in the 2nd Half of the 16th Cent. Bdpst; Leiden, 1982. P. 25-34; Левинская И. А. Деяния апостолов на фоне евр. диаспоры. СПб., 2000; Bird M. F. Crossing over Sea and Land: Jewish Missionary Activity in the Second Temple Period. Peabody, 2010. Т. И. Хижая И. в Новое и Новейшее время В эпоху Реформации обвинения в «иудействовании» появлялись с особой частотой и имели более серьезные последствия, чем обвинения в «ереси». В «иудействовании» из-за увлечения евр. языком и мистикой обвиняли нем. гуманиста Иоганна Рейхлина (1455-1522); автора 1-го издания НЗ на еврейском языке протестант. гебраиста Себастьяна Мюнстера (1489-1553), а позже сторонника изгнания евреев из Европы, получившего от Иоганна Экка (1486-1543) и Мартина Лютера (1483-1546) прозвище «раввин». Лютер, сам знаток древнеевр. языка, «подозревал» гебраистов своего времени в «иудаизации» христианства. Католики называли И. Ульриха Цвингли (1484-1531) и Жана Кальвина (1509-1564). Андреас Рудольф Карлштадт (1480-1541) обвинил в «иудействовании» племянника Рейхлина, протестанта Филиппа Меланхтона (1497-1560), а по мнению Кальвина, лютеран. литургия возвращала верующих к иудаизму. Испанский антитринитарий Мигель Сервет (1511-1553) в «иудаизации» обвинил католич. Церковь, а всех протестантов, к-рые не соглашались с его взглядом на Троицу,- в евр. интерпретации НЗ. Сервет называл Кальвина «истинным иудеем» (лат. verus judaeus), а Кальвин его - «хорошим раввином» (bonus rabbinus).

http://pravenc.ru/text/1237771.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010