они не были. Лит.: Мелиоранский Б. М. К истории противоцерк. движений в Македонии в XV в.//Στφανος: Сб. ст. в честь Ф. Ф. Соколова. СПб., 1895. С. 62-72; Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1. С. 266-270; Wittek P. χινες//Byz. 1951. T. 21. P. 421-423; Arnakis G. G. Gregory Palamas, the χονες, and the Fall of Gallipoli//Ibid. 1952. T. 22. P. 305-312; Прохоров Г. М. Прение Григория Паламы с «хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих»//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 329-369; D á n R. «Judaizare»: The Career of a Term//Antitrinitarianism in the 2nd Half of the 16th Cent. Bdpst; Leiden, 1982. P. 25-34; Левинская И. А. Деяния апостолов на фоне евр. диаспоры. СПб., 2000; Bird M. F. Crossing over Sea and Land: Jewish Missionary Activity in the Second Temple Period. Peabody, 2010. Т. И. Хижая И. в Новое и Новейшее время В эпоху Реформации обвинения в «иудействовании» появлялись с особой частотой и имели более серьезные последствия, чем обвинения в «ереси». В «иудействовании» из-за увлечения евр. языком и мистикой обвиняли нем. гуманиста Иоганна Рейхлина (1455-1522); автора 1-го издания НЗ на еврейском языке протестант. гебраиста Себастьяна Мюнстера (1489-1553), а позже сторонника изгнания евреев из Европы, получившего от Иоганна Экка (1486-1543) и Мартина Лютера (1483-1546) прозвище «раввин». Лютер, сам знаток древнеевр. языка, «подозревал» гебраистов своего времени в «иудаизации» христианства. Католики называли И. Ульриха Цвингли (1484-1531) и Жана Кальвина (1509-1564). Андреас Рудольф Карлштадт (1480-1541) обвинил в «иудействовании» племянника Рейхлина, протестанта Филиппа Меланхтона (1497-1560), а по мнению Кальвина, лютеран. литургия возвращала верующих к иудаизму. Испанский антитринитарий Мигель Сервет (1511-1553) в «иудаизации» обвинил католич. Церковь, а всех протестантов, к-рые не соглашались с его взглядом на Троицу,- в евр. интерпретации НЗ. Сервет называл Кальвина «истинным иудеем» (лат. verus judaeus), а Кальвин его - «хорошим раввином» (bonus rabbinus).

http://pravenc.ru/text/1237771.html

В сер.- 2-й пол. XV в., несмотря на внутренние трудности, продолжалось расширение деятельности ордена на территории Арагонской короны: в 1442 г. М. получили владения в Неаполе, ок. 1463 г.- в Палермо. Конвенты М. были основаны во Франции: в Марселе (1418), Каоре (Кагоре) (1429), Авиньоне (1434). К сер. XV в. в ордене состояло ок. 650 чел. (Orden de Santa Maria. 1997. P. 85). В 1448 г. буллой «Nuper siquidem» папы Римского Николая V М. были окончательно выведены из-под власти местных епископов-ординариев. По примерным оценкам, с 1302 по 1489 г. М. совершили 133 экспедиции, освободив более 18 тыс. чел. ( Gari y Siumell. 1873. P. 204). Активная деятельность ордена не прекращалась и после конфликта между Арагонской и Кастильской провинциями, несмотря на раздельную организацию экспедиций. В 1477 г., в условиях внутренней нестабильности, М. удалось освободить из мусульм. плена не менее 180 узников ( Molina. 1973. Vol. 1. P. 412). Важным центром ордена стал мон-рь Санта-Мария-де-Коншо близ Сантьяго-де-Компостела. Продолжалась и деятельность М., не связанная с выкупом пленных: в 1409 г. в Валенсии был основан госпиталь для неимущих умалишенных, главой к-рого стал Жоан Жилаберто Жолфре (1350-1417). К нач. XV в. постоянный характер приобретает практика отправления групп М. для обучения в ун-тах Парижа, Саламанки и др. Так, среди 78 членов ордена М., собравшихся в 1477 г. на генеральный капитул в Гвадалахаре, было 8 магистров богословия, 12 докторов, 13 бакалавров (1 из них был бакалавром медицины). Нек-рые М. стали заметными в ученых кругах академическими деятелями: магистр ордена Антонио Морель (1480-1492) был деканом и профессором Тулузского ун-та, Хуан Солис († 1500) составил грамматику еврейского языка, к ордену принадлежали богослов Жеронимо Перес (ок. 1485-1549), наваррский философ и богослов Доминик де Сен-Жан-Пье-де-Пор (ок. 1494-1540), один из основателей саламанкской школы номиналистской логики. В 1518 г. коллегия М.- Консепсьон - появилась в ун-те Алькала (ныне Алькала-де-Энарес).

http://pravenc.ru/text/2563024.html

(91 об.) Обличение о лжеучителях и прелестниках от Святаго Евангелия 1477 Господь наш Исус Христос – истинный Пастырь и начаток всем святым писанием, о последней прелести часто вспоминая, соблюдая и утверждая правоверных, сице глаголет в Евангелии 1478 : Блюдитесь от книжник, хотящих ходити во одеждах овчих, внутрь же суть волцы, хищницы, грабители, от плодов их познаете их 1479 . Блюдите, да никтоже вас прельстит: мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: Аз есмь Христос, и многих прельстят 1480 . Аще рекут вам: се Христос в пустыни есть, еже есть в пустошных и маловременных глаголех 1481 , не изыдите, ни откуду не изходите, еже есть от единоя святыя соборныя апостольския церкве, от прежния святыя правыя веры установлена Святым Духом и утверженныа Христом, за новыми ересьми и отступники не изходите 1482 . Блюдите, да не прелщени будете, и время приближися, не изыдите убо вслед их. Льстящии мнози, а прельщающиися множайшии 1483 . Аминь, аминь, глаголю вам: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник 1484 . Тать убо, иже не писаньми входя в двор овчий, яко промышляти ими, но прелазя инуде, се же есть ин себе просекая путь, якоже Февда, Июда отлучиста от Христа, погубиста и изтлиста 1485 . Тать не приходит разве да украдет и убиет, и погубит, понеже убо Февде и Июде последовавшии заколени Быша и погибоша; сице убо онех и подобных им лжеучитель татьми нарицает. Святый апостол Петр возспоминает 1486 , яко в последняя дни приидут ругатели, по своих похотех и нечестии ходящии. Быша же и лживии пророцы в людех, якоже и во вас будут лживии учители, иже внесут ереси погибели и искупльшаго их Владыки отлетающиися, приводяще себе скоры погибель, и мнози пойдут вслед их нечистот, имиже путь истинный похулится, и во преумножении льстивых словес вас уловят. Святый апостол Павел в деяниих (зачало 44). Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада, и от вас самих возстанут мужие, глаголющии развращенная, еже отторгнути ученики вослед себе. Сего ради бдите 1487 . Таковии лживии апостоли, делатели льстивии, преобразующеся во апостолы Христова, делатели льстивии 1488 делают убо да исторгнут насажденная, личину приемше истины, тако вещь прелести лицемеруют, и имений убо рече не взимают да большая возмут да душу погубят 1489 . Не послушай прелестника, ни во всем ниже исполу, дабы пол Христа, пол же его послух.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Итак, к концу 70-х годов XV в. из числа самостоятельных княжеств, существовавших во второй четверти XV в., оставались только Тверь, Рязань, а также Белозерско-Верейское княжество да Псковская республика и Вятская земля. В 80-е годы завершение ликвидации самостоятельности этих княжеств продолжалось. После смерти Андрея Меньшого Васильевича (1481 г.) его вологодский удел перешел к великому князю. Когда умер Василий Иванович Рязанский, его сын Иван поспешил 9 июня 1483 г. признать себя «молодшим братом» не только Ивана III, но и его сына и братьев. После стояния на Угре (1480 г.) Иван III пожаловал Михаила Андреевича Ярославцем, но составил с ним и его сыном Василием докончание (4 апреля 1482 г.), согласно которому после смерти князя Михаила Белоозеро должно было перейти к великому князю. В 1483 г. в Литву бежал сын Михаила Андреевича Василий, владевший к тому времени Вереей. По докончанию с Михаилом Андреевичем от 12 декабря 1483 г. князь Михаил сохранял за собой Верею, но только до смерти. По завещанию князя Михаила Андреевича (лето 1485 г.) весь его удел (Белоозеро, Ярославец и Верея) должен был после смерти князя перейти к Ивану III. В 1486 г. князь Михаил умер. В 1485 г. к Москве была присоединена Тверь, в 1487 г. взята Казань и установлен над ней протекторат, а в 1489 г. произошло «останочное» взятие Вятки. Практически к 1485 г. объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы приближалось к концу. Видимость независимости сохраняли только покорные Москве Рязань и Псков. Падение остатков их самостоятельности было предрешено. Строительство единого Русского государства отразилось на изменении титулатуры великого князя. Еще в 1425 г. великий князь был «владимирским», которому подчинялся и Новгород («будет князь великий Владимерьскыи, Новугороду Великому и всеа Русии»). В докончании от 31 августа 1449 г. с Казимиром IV появляется уже более пространный титул: «московъскии, и новгородский, и ростовъскии, и пермъскии, и иных». Но княжеств, присоединенных к Москве, становилось все больше и больше, и титул не успевал их поглощать. После падения ордынского ига упоминание о Великом княжестве Владимирском становилось как бы одиозным, ибо напоминало о тех временах, когда ярлык на Великое княжество Владимирское выдавался в Орде. В 1485 г. присоединено было Великое княжество Тверское. Накануне этого под влиянием титула московских митрополитов и московский великий князь начинает называться «великим князем всея Руси». Это было итогом объединения Руси и программой на будущее.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

1463. 2 Пет. 1. 4. 1464. 1 Ин. 2. 23. 1465. Мф. 1. 18. 1466. Ин. 1. 14. 1467. Лк. 1. 31. 1468. См. житие Григория Акрагантийского. 1469. Папизм изобрел ужаснейшие пытки, ужаснейшие казни для человечества. Бесчисленные тысячи людей умерли в душных темницах, сожжены на кострах, замучены разнообразно. И это ужасное, дышащее убийством, жаждущее крови изуверство называется единым истинным христианством, и с исступленною ревностию стремится увлечь всю вселенную в свою ересь. От плод их познаете их, — сказал Спаситель о учителях и учении их. По плодам своим папизм весьма близко подходит к магометанству, обе эти ереси признают деянием веры и высшею добродетелию все злодеяния и все убийства, совершаемые ими во всяком обществе людей иного вероисповедания. 1470. Ин. 3. 20. 1471. 2 Пет. 1. 21. 1472. Мф. 7. 21, 23. 1473. Иак. 2. 26. 1474. Иак. 3. 11, 15. 1475. «Слово о Законе Духовном» преподобного Марка Подвижника, гл. 2. 1476. Слово 56. 1477.  Не подавайте соблазна… (1 Кор. 10. 32). 1478.  …на земле чужой (Пс. 136. 4). 1479. ОР РНБ. Ф. 550. Q1. 1520. Л. 239–242. 1480. ОР РНБ. Ф. 550. Q 1. 1520. Л. 222–228. 1481. ОР РНБ. Q. 1. 1520. Л. 274–279. 1482. Быт. 3. 5. 1483. ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. 2. Ед. хр. 18. Л. 1 об. — 2. 1484. Ср.: Т. 1. С. 283. «Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы». 1485. ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 284, 285. 1486. Евр. 12. 6. 1487. ОР РНБ. Ф. 550. Q. 1, 1520. Л. 283 об. 1488. ОР РГБ. ф. 425 (П. П. Яковлев). К. I. Ед. хр. 13. 1489. Мф. 7. 7. 1490. ОР РНБ. Ф. 550 Q. 1, 1520. Л. 280. 1491. Печатается по: Сергей Нилус. Полное собр. соч. Т. 3. Святыня под спудом. М., «Паломникъ», 2000. С. 23–24. — Ред. 550. Q. 1, 1520. Л. 280–282. 1492. ОР РНБ. Ф. 1493. ОР РНБ. Ф. 550. Q 1, 1520. Л. 87–88. 1494. ОР РГБ. Ф. 213 (Опт. Пуст.). К. 106. Ед. хр. 15. Л. 5 об. 1495. В ряду наиболее важных предметов, которыми должен заняться, по мысли епископа Игнатия, проектируемый им Собор Российской Православной Церкви, значится и преобразование духовно-учебных заведений с приспособлением их к задачам духовного воспитания и богословского образования. Преосвященный Игнатий проектирует в пункте 8 составление учебников для духовно-учебных заведений, с изъятием из них всего языческого и безнравственного. Печатаемые нами впервые «Уроки словесности», полагаем, иллюстрируют мысль владыки Игнатия о должном направлении преподавания этого предмета. — Примеч. Л. Соколова. [Текст печатается по: Л. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. II. Приложение. Киев, 1915. С. 70–82.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Геронтий Московский, свт. - житие В 1447 году упоминается архимандритом Симонова монастыря. В 1453 году (по БЭЛ - в 1455; по " ЖМП " - в 1461 году) хиротонисан во епископа Коломенского. 29 июня 1473 года, после смерти митрополита Филиппа, возведен в сан митрополита Московского и всея Руси. Скончался 28 мая 1489 года. Погребен в московском Успенском соборе. Митрополит Геронтий был человеком с твердым характером и в делах церковных не раз обнаруживал свою самостоятельность даже по отношению к великому князю. Твердость и настойчивость проявил он в споре о том, по солнцу или против солнца должны ходить при освящении храмов. Этот спор захватил многих священнослужителей. Противником Геронтия выступал великий князь, а большинство духовенства было за митрополита. Видя упорство князя, митрополит даже покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь. Он не возвратился до тех пор, пока великий князь сам не приехал к нему, " бил челом " , признал себя во всем виновным и обещал слушаться митрополита. Только после этого Геронтий вернулся на кафедру. Оставшись победителем в названном споре, Геронтий принял резкие меры против тех из духовенства, кто дерзнул ему противоречить, в частности чудовского архимандрита Геннадия, которого спасло только заступничество великого князя. Отношения митрополита Геронтия с великим князем всегда были не особенно мирные. Великий князь не любил своего митрополита. Когда Геронтий вторично покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь по болезни, а затем, поправившись, захотел возвратиться, то великий князь его " не восхоте " . И только после долгих и настойчивых просьб митрополита разрешил ему возвратиться. Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, Геронтий усердно служил ему и, чем мог, помогал в делах гражданских. Болезнуя о свободе Русской земли, митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами, сбросить позорное иго. А когда русские полки во главе с великим князем (в 1480 году) стояли против татарских на р. Угре, митрополит отправил предводителю русских войск послание, в котором от имени всего духовенства воодушевлял его не отступать до полной победы.

http://pravicon.com/info-2080

Из хроникальных заметок монаха Кириллова Белозерского мон-ря Германа Подольного (Сорокоумова-Глебова) известно, что Н. имел брата Андрея Федоровича по прозвищу Майко ( Никольский Н. К. Описание рукописей Кирилло-Белозерского мон-ря, сост. в кон. XV в. СПб., 1897. С. 37-38). Андрей (в монашестве Арсений; † кон. 1502 - нач. 1503) был дьяком при дворе вел. кн. Московского Василия II Васильевича (Тёмного) (подпись Майко стоит под грамотой, жалованной вел. князем в 1453 Спасо-Каменному монастырю (АСЭИ. Т. 3. 266. С. 282)), а после смерти князя, в 1462 г., перешел на службу к его жене - вел. кнг. Марии Ярославне. Монограмма Андрея Майко находится на жалованной грамоте княгини игум. Кириллова Белозерского мон-ря Игнатию (АСЭИ. Т. 2. 207. С. 134-135, 1471-1475 гг.) и на ее же грамоте игум. Спасо-Каменного монастыря Логгину, жалованной в 1474-1478 гг. Осенью 1477 г. дьяк по поручению Марии Ярославны вел переговоры с игум. Кириллова Белозерского мон-ря Нифонтом (буд. епископ Суздальский и Тарусский) о постриге вел. княгини (АСЭИ. Т. 2. 249. С. 164). Впосл. Андрей Майко, возможно, служил вологодскому кн. Андрею Васильевичу Меньшому († 1481), о чем косвенно свидетельствует грамота вологодского князя игум. Спасо-Каменного мон-ря Нифонту, датированная 1480-1481 гг. Затем он перешел на службу к вел. кн. Московскому Иоанну III Васильевичу , в 1494-1501 гг. под началом дьяка Ф. В. Курицына принимал участие в переговорах с иностранными послами (СбРИО. 1882. Т. 35. С. 124, 157, 194, 206, 315), в 1495 г. в составе посольства, возглавляемого Борисом Кутузовым, ездил в Литву. В 1497 г. Андрей Майко и боярин Дмитрий Владимирович Ховрин выступали как доверенные лица вел. князя, когда тот просил митр. Симона принять его покаяние в том, что «уморил» в тюрьме своего брата, кн. Андрея Васильевича Угличского (Большого) (ПСРЛ. Т. 28. С. 160; Зимин. 1988. С. 272). При участии дьяка Майко составлялись «списки казанские старые и грамоты посыльные» в государевом архиве (Описи царского архива. М., 1960. С. 26). По свидетельству монаха Германа Подольного, дружеские отношения связывали Андрея Майко с боярином Иваном Гавриловичем Заболоцким (Всеволож-Заболоцкие принадлежали к высшей московской аристократии и находились в родстве с Ряполовскими и Патрикеевыми; в 1489/90 боярин был наместником Вологды). В конце жизни практически в одно время Андрей Майко и И. Г. Заболоцкий приняли постриг в Кирилловом Белозерском мон-ре. По мнению С. Н. Кистерева, именование Майко было личным прозвищем дьяка ( Кистерев. 2012. С. 305. Примеч. 32). Однако впосл. оно перешло и к Н.: «Письмо о нелюбках» называет его «по реклу Майков».

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Феодорит, незаконный митрополит литовский, 1353–1354» Роман, митрополит литовский, 1354–1361. Митрополит ГалицкийАнтоний, 1371–1392. Митрополит литовский Киприан, 1375–1381, 1382–1389. Митрополиты киевские: 1.   Григорий Болгарин, поставленный в Риме в 1458-ом году, до 1470-го года униат, в последнем году отрекшийся от унии и возвратившийся к православию, † 1472. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 29. Василий Васильевич в четвертый раз, 1447–1462. 30. Иван Васильевич III, 1462–1505. 31. Василии Иванович, 1505–1533. 32. Иван Васильевич IV, Грозный, 1533–1584 (до 1538-го года под опекой матери; с 16-го Января 1547-го года–царь). 16. Александр, сын предыдущего. 1492–1506 (с 1501-го года и король польский). 17. Сигизмунд I, брат предидущего (вместе и король польский), 1506–1548 (в 1544-м году передавший управление Литвой своему сыну Сигизмунду-Августу). 18. Сигизмунд Август, сын предыдущего (вместе и король польский) 1548–1572 (в 1568-м году на Люблинском сейме соединение Литвы с Польшей в одно государство). 14. Феодосий, 1461–1464. 15. Филипп I, 1464–1473. 16. Геронтий, 1473–1489. 17. Зосима, 1490–1494. 18. Симон, 1495–1511. 19. Варлаам, 1511–1521. 20. Даниил, 1522–1539. 21. Иоасаф, 1539–1541. 22. Макарии, 1542–1563. 2. Мисаил, 1475–1480. (Спиридон Сатана, самовольно поставленный в 1474-м или 1475-мть году и не принятый в Литве). 3. Симеон, 1481–1488. 4. Иона Глезна, 1492–1494. 5. Св. Макарий, 1495–1497. 6. Иосиф Болгаринович, 1498–1501. 7. Uoha II, 1502–1507 . 8. Иосиф II, Солтан, 1507– 1521. 9.   Иосиф III, 1522–1534. 10. Макарий II, 1534–1556. 11. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Читать далее Источник: История русской церкви/[Соч.] Е. Голубинского, засл. проф. Моск. духов. акад. – Москва : Унив. тип., 1880-./Т. 2. [Ч. 1]: Период второй Московский : от нашествия Монголов до митрополита Макария включительно. (первая половина тома). - 1900. - VIII, 919 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1455. Там же. С. 865. 1456. Там же. 1457. Там же. С. 864–865. 1458. Там же. С. 866. 1459. Там же. С. 867. 1460. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 89. 1461. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 855–856. 1462. Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 319. 1463. Там же. 1464. Ср. наши замечания в Главе VI по поводу слов схимонаха Илариона»Господь есть мысленное высочайшее существо, таковое же и имя Его». 1465. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 859. 1466. Песн. 1:2. 1467. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 860. 1468. Там же. С. 857. 1469. Там же. С. 858. 1470. Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 326. 1471. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 855. 1472. Мф. 7:21. 1473. Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 860–861. 1474. Там же. С. 862–863. 1475. Там же. С. 867. 1476. Там же. С. 862. 1477. Там же. С. 861- 862. 1478. Там же. С. 869. 1479. Там же. С. 868–869. 1480. См.: Ириней (Середний), архимандрит. Жизнь и труды профессора С. В. Троицкого. — Богословские труды 12. М., 1974. С. 217–219. 1481. Антоний (Бупатович), иеросхимонах. Прошение в Правительствующий Синод. СПб., 1913. С. 54. 1482. Троицкий С. Афонская смута. Цит. по: Начала 1–4, 1995. С. 138. 1483. Там же. С. 138–139. 1484. Там же. С. 139–140. 1485. Там же. С. 140–141. 1486. Там же. С. 141. 1487. Там же. С. 143–144. 1488. Там же. 1489. Там же. 1490. Там же. С. 155. 1491. Там же. 1492. Там же. С. 156. 1493. Там же. 1494. Там же. С. 142. 1495. Там же. С. 170. 1496. Там же. С. 146. 1497. См. Главу VII нашей работы. 1498. Cu.: Lampe G. W. Н. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1987. P. 637–639. 1499. См.: Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре (Γρηγορ " ιου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Β " . Σελ. 340). 1500. См.: Григорий Палама. Против Акиндина 5, 26 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Γ. Σελ. 365–373). Ср.: Григорий Нисский. Против Евномия 1, 8; 2, 29; 12, 67 и др.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

1459 Hermas, Visiones II 1, 3 sq. 1460 Ср. с высказыванием Валентина выше (Strom. VI 52, 3). 1461 Cf. Josephus, Antiquitates Judaicae IV 8, 48 (A. Resch, Agrapha, p. 302 f., n.13). 1462 Cf. Mt. 16:17. 1463 Как отмечает O. Stahlin, эта аналогия может восходить к Филону Александрийскому (Quis rerum div. heres, 167). 1464 Эта терминология восходит к Платону. toU h(gemoniko n, платоновский «кормчий души», переводится в дальнейшем как разум. 1465 kata lhyij понимание, схватывание. 1466 Cf. Exod. 20: 3—6. 1467 Так сказано в тексте. Однако речь идет о четвертой заповеди: Exod. 20: 8. 1468 Как показывает сравнение с Eusebius, Prep. Evang. XIII 12, 9—12 этот пассаж является выдержкой из какого-то сочинения Аристобула. 1469 Cf. Prov. 8: 22. 1470 Pseudohippocr., I, p. 444 Lipsius. 1471 Aristoteles, fr. 282 Rose; cf. Aetius, Placita V 185 Diels (Dox. Gr. , p. 429). 1472 Cf. Philolaus, fr. 20 DK. 1473 8 ­­ 2 x 2 x 2. 1474 Qeo j e)n sarki w? thUn du namin e)ndeiknu menoj, cf. Irenaeus, Adv. Haer., I 14, 6. 1475 Имеется в виду дигамма (?), обозначающая звук [w], не сохранившийся в классическом греческом, однако присутствующий в древнем языке. Дигамма является буквенным обозначением числа шесть, а также используется в манускриптах как лигатура для записи сочетания [st]. 1476 Cf. Mt. 27: 45. 1477 Rev. 21: 6; Io. 1: 3. 1478 Terpander, fr. 5,2 Diehl (Anth. Lyr. Gr. II p. 5). 1479 MS: spe rmata, исправлено на основании текста Филона: sh mata. 1480 Solon, fr. 19 Diehl (27 West). 1481 Gen. 2: 4: a( uth h(bi bloj gene sewj kaiU tw­n e)n au)toi­j, o( te e)ge netö h(­? h(me ra? e)poi hsen o(qeoUj toUn ou)ranoUn kaiU thUn gh n. 1482 Cf. Gal. 5: 19; Col. 3: 5. 1483 Ier. 3: 9; 2: 27. 1484 Empedocles, fr. 39, 2—3 DK. 1485 Добавлено O. Stahlin, как необходимое для связности текста дополнение. 1486 Cf. Mt. 11: 12. 1487 Добавлено O. Stahlin. 1488 Il. I, 544. 1489 1Кор. 3: 12; cf. Strom. V 26, 3. Это рассуждение о вере как основании знания повторяет аргумент первых глав пятой книги Стромат. 1490 Cf. Jud. 16: 17.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010