Несколько уточняя и дополняя это суждение иеромонаха Анатолия, можно сказать, что тонкая грань перехода от древнехристианского аскетизма к собственно монашеству в истории Церкви вообще трудноуловима, поскольку они являются очень близкими и почти тождественными формами проявления единой сущности религии Христовой. Ибо «начало христианского аскетизма совпадает с самым появлением христианства» 1470 , а поэтому в некотором отношении монашество возникло практически одновременно с появлением на земле Церкви Христовой. Становление его как церковного института не внесло ничего принципиально нового в суть христианских аскетических идеалов, а лишь только более ярко и своеобразным образом оформило их 1471 . Этим объясняется и тот очевидный факт, что аскетизм продолжал и продолжает существовать в христианской Церкви и вне монашества, хотя последнее и является, естественно, средоточием всей православной духовности. Поэтому «сынов завета» Афраата следует рассматривать как явление, почти тождественное монашеству и, по сути своей, ничем не отличающееся от него. С аскетическим миросозерцанием Персидского Мудреца во многом сродно и мировоззрение анонимного автора сочинения на сирийском языке под названием «Книга ступеней», опубликованного впервые М. Кмоско в 1926 году 1472 . Это обширное сочинение, состоящее из 30 «слов» (гомилий – тетге), было создано, скорее всего, во второй половине IV века (а возможно, и в начале V века) и целиком посвящено вопросам духовной жизни. В авторе его можно признать писателя, достаточно искусно владеющего приемами риторики и техникой словесного мастерства 1473 . Миросозерцание его определяется несколькими основными идеями, которые зиждутся на евангельских идеалах 1474 . Они, по мнению автора, имеют свою иерархию, ибо их можно разделить на «малые заповеди», ведущие к достижению «праведности», и «заповеди великие», целью которых является стяжание «совершенства». Соответственно, и все христиане, вследствие достигнутого ими уровня духовного преуспеяния, подразделяются на «праведных» (kene) и «совершенных» (gemire).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

2 . В Греческом королевстве приходы учреждены законом 8 июня 1856 г. Они разделяются на три разряда: сельские, городские и крепостные. Наименьшие состоят из 25 семейств, а самые большие из 400. Согласно числу семейств, при приходах бывает от одного до трех священников, а в больших приходах всегда есть и свой особый диакон. Приходских священников и диаконов назначает епархиальный епископ, для чего собирает мнения прихожан о кандидатах. Церковным имуществом в приходах управляют особые епитропы, ежегодно избираемые из самых уважаемых членов прихода 1469 . 3 . В Сербском королевстве право открытия и урегулирования приходов принадлежит архиерейскому собору. Они состоят из 150 до 200 домов 1470 . Священнослужительские места замещаются в них при посредстве конкурса, при чем на городские и лучшие сельские приходы, а также и протопресвитерские капеллании имеют преимущественное право кандидаты, получившие высшее богословское образование и доброго поведения; из кандидатов с одинаковым образованием имеет преимущество старший по времени рукоположения или тот, кто пользуется известностью в литературе и проповедничестве. Избранное таким образом лицо утверждается епархиальным епископом по предложению епархиального духовного суда 1471 . Кроме общих доходов за требы, содержание приходского священника составляет главным образом «бир» т. е. сбор по 2 фр. с лиц мужеского пола, достигнувших совершеннолетия, который собирается подлежащею гражданскою властью и, затем, передается приходскому священнику 1472 . Управление церковно-имущественными делами, которое раньше принадлежало церковным старостам, в настоящее время, после урегулирования приходов по закону 1890 г., принадлежит церковной общине, которую составляют все приходы, принадлежащие к одной церкви. Церковно-имущественные дела ведает црквени одбор (церковный совет), состоящий из председателя (непременно священного сана), и десяти членов, избираемых советом гражданской общины из сербских граждан восточно-православной церкви на два года 1473 . Действия церковного совета подлежат контролю епархиального духовного суда; но церковный совет обязан ежегодно посылать сведения о церковном имуществе и государственному главному контролю 1474 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Salzburg, 1983. Bd. 1. S. 70-110). Пространное разъяснение Символа веры, молитвы «Отче наш», заповедей и таинств в форме вопросов и ответов «Основы вечного блаженства» (Fundamentum aeternae felicitatis omnibus hominibus utilissimum) издано впервые в 1498 г. в Кёльне Генрихом Квентелем и в 1499 г. в Лейпциге Мельхиором Лоттером (см.: Ein verlorge geglaubter Katechismus des ausgehenden Mittelalters//Der Katholik. Folge 3. Mainz, 1893. Okt. S. 382-384). Приписываемая доминиканцу-проповеднику XV в. Иоганну Герольту книга «О Христовом просвещении верующих» издана в 1477 г. в Страсбурге Георгом Гуснером. К этому же периоду относятся многочисленные толкования декалога, Молитвы Господней и Символа веры, такие как «Praeceptorium divinae legis, sive Expositio decalogi» (изд.: Basel, 1472) доминиканца Иоганна Нидера и «Speculum aureum decem praeceptorum Dei» (изд.: Mainz, 1474) - сборник 213 разъясняющих заповеди декалога проповедей францисканского мистика фламандца Хендрика Херпа и др. Первым из известных пособий для обучения христианской вере на итал. языке является приписываемая архиеп. Флорентийскому Антонино «Книжица о христианском учении» (Libretto della Dottrina Christiana). Она была впервые издана в Венеции в 1473 г. и содержала толкование десяти заповедей, Символа веры, 7 таинств и др. необходимых по закону жанра седмиц (совр. изд.: Libretto della Dottrina Cristiana attribuito a S. Antonino Arcivescovo di Firenze/A cura di G. Aranci. Firenze, 1996). Ряд сочинений в этом жанре был написан Дж. Савонаролой . Это - «Толкование Молитвы Господней» (Expositio orationis Dominicae), изданное на латыни и на итальянском в 1495 г., «Толкование молитвы «Аве, Мария»» (Esposizione sopra l " Ave Maria. Florentiae, 1495), а также «Правила благой жизни» (Regola del ben vivere. Florentiae, 1498). Изложению основ христ. вероучения и разъяснению смысла главных христ. традиций посвящены неск. сочинений, написанных гуманистами. К ним относятся: трактат Якоба Вимпфелинга «Юность», изданный им в 1500 г.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

владениях И. (т. н. право королевского патроната). Королевская власть способствовала грандиозной по масштабам деятельности в Америке католич. миссионеров: францисканцев и доминиканцев, с сер. XVI в.- иезуитов. После завоевания (Конкисты) Америки были учреждены архиеп-ства и еп-ства, основывались монастыри (к нач. XVII в. только в Нов. Испании их было более 400). Конкиста вызвала и в Новом Свете, и в И. полемику о том, кто такие индейцы, имеют ли они душу, являются ли людьми или же созданиями диавола. Решающую роль в этом споре сыграл монах-доминиканец, историк и публицист Бартоломе де Лас Касас (1474 (или, по др. данным, 1484) - 1566), прозванный «апостолом индейцев». Лас Касас подчеркивал благородство и «природное христианство» индейцев. Во многом благодаря его деятельности, повлиявшей на позицию по этому вопросу имп. Карла V, папа Павел III в 1537 г. признал индейцев полноценными людьми. В 1542 г. в И. были приняты «Новые законы» (Leyes Nuevas), подтвердившие введенный еще в 1512 г., но почти не выполнявшийся запрет обращать индейцев в рабство и ограничившие их эксплуатацию. В XVI-XVII вв. экономика и социальный строй в И. во многом сохраняли средневек. черты. Большая часть земли в И. принадлежала католич. Церкви и представителям дворянства (в Кастилии в 1591 оно составляло 10,2% населения). Предпринимательские слои города и деревни, экономически слабые и политически плохо организованные, под воздействием системы ценностей сословного общества часто считали лучшим путем возвышения отказ от прежних занятий и аноблирование. Королевская власть, покровительствуя орг-ции кастильских овцеводов - Месте, с помощью торговых пошлин облегчала вывоз шерсти и ввоз дешевого сукна, что губительно сказывалось на испан. сукноделии. Ограничение цен на хлеб (в условиях т. н. революции цен это делало невыгодным его выращивание) и увеличение налогов, особенно в 70-80-х гг. XVI в., способствовали снижению производства в сельском хозяйстве и ремесле, сокращению населения, росту бродяжничества и проч.

http://pravenc.ru/text/674995.html

К этому времени была построена основная часть существующего здания. Алтарь с апсидой отделен 8 колоннами от обхода (деамбулатория) с 4 капеллами. Алтарь перекрыт коробовым сводом, деамбулаторий - крестовыми. Трансепт имеет по 1 капелле с восточной стороны каждого из рукавов, над средокрестьем возвышается низкая массивная башня. С целью обеспечения доступа к открытой крипте вост. часть храма поднята над уровнем пола в нефе на высоту человеческого роста. Особенности архитектуры базилики подчеркивают мемориальное назначение. Крипта с гробницей И., расположенная под средокрестьем, является центральной точкой храма. Зап. часть здания (в основном разобрана в кон. XVIII в.), почти не уступающая по ширине трансепту, состояла из 3 очень широких нефов, причем северный включал в себя башню. Интерьер нефа и трансепта обильно освещен за счет больших окон клеристория. Ок. 1100 г. деревянное перекрытие нефа было заменено кирпичными сводами, возведение к-рых над широкими центральным и боковыми нефами потребовало дополнительных опор. В главном нефе недалеко от стен были поставлены дополнительные 4-колонные опоры, разбившие его на 5 травей. Между новыми опорами и стенами на 2 уровнях были перекинуты арки. В боковых нефах своды опирались на поставленный по центру каждого из них ряд колонн. По свидетельству архит. К. Перро (1669), неф был перекрыт цилиндрическим сводом, что подтверждается архитектурными исследованиями. К. Дж. Конант считал подлинными существующие сомкнутые своды, относя перестройку храма (включая апсиду) к 1130-1168 гг. ( Conant. 1959. P. 105-106); эта т. зр. воспроизводится и поныне (см., напр.: Laule B., Laule U. 1997. P. 159). 27 мая 1562 г. базилика была разграблена гугенотами, к-рые нанесли зданию сильные повреждения. В 1591 г. рухнула верхняя часть колокольни (восстановлена в 1592). В 1793 г. храм был закрыт и разорен, в 1799 г. продан как строительный материал за 1900 франков, однако за невыплатой возвращен в собственность гос-ва. В 1804 г. руины базилики (к тому времени была разобрана вся зап. часть) переданы католическому епископу. В 1808 г. был образован приходский совет, к-рый сразу же начал восстановительные работы. В 1840 г. базилика была признана историческим памятником. В 1855 г. архит. Ш. Жоли-Летерм приступил к разборке руин и восстановлению храма в романском стиле, в связи с чем в 1858 г. были разобраны портал в стиле пламенеющей готики (1474) и др. поздние пристройки. Работы проводились на средства, собранные по подписке (1859), объявленной еп. Пуатье кард. Луи Эдуаром Пи. В 1869-1875 гг. была восстановлена зап. часть храма, в т. ч. зап. фасад (из-за того что на его месте прошла улица, глубина храма была уменьшена на 2 травеи). Освящение состоялось в 1875 г., но работы по оформлению интерьера продолжались до 1885 г. В 2000 г. базилика была объявлена памятником всемирного наследия под эгидой ЮНЕСКО. В 2003-2004 гг. проведена реставрация храма.

http://pravenc.ru/text/389089.html

[Марцелл; до избрания папой Римским Марчелло Червини] (6.05.1501, Монтефано, совр. пров. Мачерата, Италия - 1.05.1555, Рим), папа Римский (с 9 апр. 1555). Происходил из достаточно влиятельного тосканского рода; его отец, Рикардо Червини (1454-1534), чиновник Апостольской пенитенциарии (см. Трибуналы Римско-католической Церкви ), также был на службе у семьи сиенских банкиров Спаннокки; мать - Кассандра ди Доменико Бенчи да Монтепульчано († 1509). У Марчелло Червини было 2 сводных брата (от 2-го брака отца с Леонорой Эджиди) - Алессандро, который впосл. составил жизнеописание М. (ркп.: Cervini A. Vita di Marcello II//Archivio di Stato di Firenze. Carte Cervini. Filza 52), и Ромоло, который после изучения права в Падуанском ун-те участвовал в издательских проектах Паоло Мануцио, а также 2 родные сестры и 5 сводных. Одна из сводных сестер, Чинция, вышла замуж за Винченцо Беллармино; в этом браке род. Роберто Беллармино (см. Беллармин ), католич. богослов-полемист, деятель Контрреформации (в 1930 канонизирован Римско-католической Церковью). Марчелло Червини получил хорошее и разностороннее образование: отец давал ему уроки грамматики, риторики, основ философии, астрономии, а также архитектуры, агрономии, знакомил с литьем металлов, производством книг. Ок. 1520 г. продолжил обучение в Сиене, где занимался гл. обр. греческим языком, математикой (в к-рой продемонстрировал изрядные способности) и астрономией; он заручился покровительством кард. Джованни Пикколомини, архиеп. Сиены (1503-1529). В нач. 1524 г. Червини в составе делегации из Флоренции отправился в Рим, чтобы поздравить с избранием в нояб. 1523 г. на Папский престол кард. Джулио Медичи (папа Римский Климент VII в 1523-1534). Слухи о Червини как о талантливом математике получили широкое распространение (этому способствовали рекомендательные письма его отца - см.: Piacentini Scarcia. 1997. Р. 1431-1432), его привлекли к проведению разнообразных вычислений при подготовке реформы календаря (впосл. реформу провел папа Римский Григорий XIII (1572-1585); подробнее см. ст. Календарь ). В мае 1525 г. из-за начавшейся эпидемии чумы Червини уехал из Рима. В 1531 г. он получил покровительство кард. Алессандро Фарнезе (папа Римский Павел III в 1534-1549), к-рый был знаком с его отцом, но только после смерти отца (2 апр. 1534), урегулирования дел, связанных с наследством, и избрания папы Павла III Червини вернулся в Рим. Он стал секретарем у племянника нового понтифика Алессандро Фарнезе, кардинала-непота (подробнее см. ст. Кардинал ), с 1 янв. 1538 г. возглавившего папскую канцелярию. В Риме Червини получил возможность общаться с гуманистами - писателями, поэтами, переводчиками, учеными: Анджело Колоччи (1474-1549), Бернардино Маффеи (1514-1553), Карло Гвальтеруцци (1500-1577), Джованни делла Каза (1503-1556), Аннибале Каро (1507-1566), Франческо Мольца (1489-1544); переписывался с Бенедетто Варки (1503-1565), Пьетро Бембо (1470-1547), Пьеро Веттори (1499-1585).

http://pravenc.ru/text/2562320.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЬОНДО [Блонд; лат. Blondus; итал. Biondo] Флавио (1392, Форли, Романья, Италия - 4.06.1463, Рим), итал. историк эпохи Возрождения, впервые отразивший в своих трудах представление о ср. веках как особом периоде в истории. До переезда в Рим в 1433 г., где он был назначен апостолическим секретарем, Б. получил хорошее образование и опыт работы в качестве нотария. На папской службе он участвовал в дипломатических миссиях в разных итал. гос-вах, создал неск. крупных исторических трудов, в частности соч. о древнерим. топографии «О возрожденном Риме» (In Romam instauratam. 1444-1446. 3 t.). В соч. «О Риме торжествующем» (De Roma triumphante. 1459) Др. Рим рассматривается автором как модель для реформирования адм. и военных институтов Италии. Этот труд оказал большое влияние на выработку новой концепции папской власти, к-рая основывалась на идее продолжения традиций Римской империи, а также на пробуждении рим. патриотизма и почитании античности. «Италия в комментариях» (Italia illustrata, написано между 1448 и 1458, изд. в 1474) и «Исторические декады от падения Римской империи» (Historiarum ab inclinatione Romanorum imperii decades, написано между 1439 и 1453, изд. в 1483) - наиболее известные сочинения Б. В первом, непосредственно связанном с путешествиями автора по стране, описываются география и история итал. провинций, события истории Др. Рима, 400-летний период варварских завоеваний и влияние на Италию франк. имп. Карла Великого и его преемников. Б. подробно рассказывает о конфликте папской власти со светскими государями в совр. ему Италии, о возрождении словесности в 1-й пол. XV в. Второе сочинение представляет собой обширное (в 32 книгах) «италоцентричное» описание истории христ. мира от завоевания Рима вестготами в 410 г. до расцвета итал. городов-гос-в в сер. XV в. (до 1440). Основанный на большом количестве тщательно подобранных источников и отрывков из сочинений др. авторов, этот труд Б. впосл. не раз использовался в качестве своего рода «справочника» по итал. истории, напр., к нему обращался Н. Макиавелли , размышляя о причинах раздробленности Италии.

http://pravenc.ru/text/153753.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

О мистическом богословии И ум ты оставил блестящий, и знание сущих Ради божественной ночи, которой нельзя называть . Дионисия Ареопагита , епископа Афинского, к Тимофею, епископу Ефесскому Глава 1. Что такое божественный мрак 1 . Троица пресущественная, пребожественная и преблагая, руководящая премудростью христиан, направь нас к таинственных слов пренепознаваемой пресветлой и высочайшей вершине, где простые, абсолютные 1468 и неизменные таинства богословия, окутанные пресветлым мраком сокровенно таинственного молчания, в глубочайшей тьме пресветейшим образом сияют и совершенно таинственно и невидимо прекрасным блеском преисполняют безглазые умы 1469 . Такой пусть будет моя молитва. Ты же, дорогой Тимофей, усердно прилежа мистическим созерцаниям, оставь как чувственную, так и умственную деятельность и вообще все чувственное 1470 и умозрительное, все не сущее и сущее, и изо всех сил в неведении устремись к соединению с Тем, Кто выше 1471 всяких сущности и ведения. Неудержимым и абсолютным из себя и из всего исступлением 1472 , все оставивший и от всего освободившийся, ты безусловно будешь возведен к пресущественному сиянию божественной тьмы 1473 . 2 . Смотри, однако же, чтобы никто из непосвященных 1474 об этом не услышал. Таковыми я называю привязанных к сущему, воображающих, что ничего сверх сущего сверхсущественно не существует, но полагающих, что своим собственным разумом они способны ведать «Положившего тьму покровом Своим» ( 2Цар.22:12 ; Пс.17:12 ). Если выше таковых 1475 оказываются божественные тайноучения, то что и говорить о еще менее причастных к тайнам, которые лежащую над всем Причину изображают как последнее из сущего и утверждают, что Она ничем не превосходит создаваемых ими безбожных многообразных форм? Подобает между тем Ей 1476 как всеобщей Причине приписывать все качества сущего и еще более подобает их отрицать, поскольку Она превыше всего суща; и не надо при этом считать, что отрицание противоречит утверждению 1477 , так как Она намного первичней и выше умалений, выше всякого и отрицания, и утверждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Сестра Кристина: «Отче наш» в прямом эфире «Голоса» Участие 25-летней монахини в шоу The Voice of Italy стоило усилий десятков обычных «миссионеров» (тех, которые в кавычках) 16 июня, 2014 Участие 25-летней монахини в шоу The Voice of Italy стоило усилий десятков обычных «миссионеров» (тех, которые в кавычках) Представьте себе: закончился очередной сезон очередного шоу талантов. Конфетти, фанфары, поздравления, объятия. Казалось бы, здесь мало что может удивить. И вдруг победитель читает в прямом эфире Молитву Господню. Отче наш? На телевидении? «Невозможно», – скажете вы. А возможно ли, чтобы подобное шоу выиграла монахиня? Вряд ли? Оказалось, что возможно. Знакомьтесь. Это сестра Кристина Скуччия. Suor Cristina. Католическая монахиня. Принадлежит к конгрегации урсулинок – Ордену св. Урсулы. Ей 25 лет. Родилась на Сицилии, но сейчас живет вместе с сестрами по ордену в Милане. В детстве мечтала стать профессиональной певицей. В юности даже пела в рок-группе. В Бога не верила, к Церкви относилась плохо. И вдруг мама почти силком отправляет ее к занимающимся детьми и молодежью в их приходе сестрам-урсулинкам. Почему? Сестры ставят мюзикл! Кристина нехотя пробуется на главную роль – основательницы ордена св. Анджела Меричи (1474–1540). Талант берет свое, роль достается 19-летней бунтарке. Но что-то вдруг меняется внутри девушки. Что именно, мы не знаем. Но уже год спустя она вступает в новициат, а затем на два года отправляется в Бразилию – помогать бедным детям. По возвращении приносит первые обеты. Но в ее ордене помнят, где Бог нашел Кристину – в музыке. В 2013 году не слишком уверенную в себе девушку отправляют на конкурс христианской песни в рамках фестиваля «Благая весть». Ее «драйв» и радостная непосредственность приносят ей успех – не в последний раз. Настоятельница уговаривает ее принять участие в итальянской версии шоу The Voice, в России известного как «Голос». Не самая типичная миссия, но настоятельница, видимо, хорошо разбирается в голосах – по крайней мере, Божий голос и Его волю она различила очень точно.

http://pravmir.ru/urok-missionerstva-ot-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010