Неудивительно, посему, что ослабление христианства и упадок его, начавшись задолго до покорения Крыма Турками, неудержимо шли в возрастающей степени. Тягостные подати и налоги, беззащитность перед своеволием, нападениями и грабежами со стороны господствующего народонаселения, почти уравнивали положение крестьян, с положением скотов. О защите со стороны своего церковного правительства не могло быть и речи; оно само было беззащитно. Вместе с тем, произошел упадок и образования, и нравственности, и народности, брачные дела велись с таким безобразием, что даже в султанском фирмане несколько пунктов говорят о них, и 30-м запрещается предавать земле, по христианскому обряду, тела священников, которые злоупотребляли своим правом венчать браки. Об упадке народности свидетельствует тот факт, что большинство христиан усвоили татарский язык, что митрополичий эконом писал свои записки на турецком языке, хотя и греческими буквами, и что сам митрополит Игнатий, чтоб быть понятным для слушателей, проповедывал в церкви на языке татарском. С другой стороны, политические преимущества мусульманского населения были так велики, что многие христиане волею-неволею отрекались от веры предков. В 1778 году, во всех городах Крыма и в 60-ти селах находилось всего около пятнадцати тысяч христиан, полу-Татар 50 .Что было бы, если остаток не перешел под власть России? Деятельным участником и руководителем переселения крымских православных христиан в области Российской державы был митрополит Игнатий, из архипелажских Греков, уроженец острова и города Дсиу (Zea). Прибыл он в Тавриду в 1771 году, имея более шестидесяти лет от роду; прибыл он в конце апреля, а между тем, уже в половине июня русское войско, под предводительством Василия Михайловича Долгорукова, стояло у Перекопа, и поразив Селим-Гирея, овладело сею крепостью, Карасубазаром, Козловом и Бахчисараем, а в августе и Кафою, куда 15-го числа приглашен был и митрополит; Керчь и Еникале, остров Тамань и Балаклава также покорились Русским. Хан бежал в Константинополь, а избранный вместо него Шагин-Гирей, в августе того же года, отказался от всякой связи с Портой, объявил свое государство таким же независимым от нее, каким оно было до 1475 года, и отдался в покровительство России.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Задача греческого философа, как показывает Мамардашвили, заключалась в том, чтобы описать мир " как он есть, вне человека " , поскольку человек есть " существо частное и случайное в смысле его психической, нервной организации " . Греческая, да и всякая философская мысль, настойчиво подчеркивал Мамардашвили, выявляет " законы понимания мира в той мере, в какой его можно понимать независимо от человека и человечества " . Но это не значит, что философия изгоняет человека из мира. Философия немыслима без нашего " участия в окружающем " . " Здесь, сейчас, в этом мире — сделай что-то, а не уходи в леса " . С точки зрения Мамардашвили, " возвращение в мир из путешествия души — это обязанность для философа " . Только его задача состоит не в том, чтобы изменить мир, как призывал Маркс в тезисах о Фейербахе, а в другом: в работе человека над собой. Душа, вернувшаяся из путешествия, будет смотреть на все по–другому, ибо она обнаружит " наличие внутреннего голоса в человеке, на который человек, стоя перед миром один на один, может и должен ориентироваться, слушать его, идти, повинуясь этому внутреннему образу и голосу без каких-либо внешних авторитетов, внешних указаний… " Эта глава впервые опубликована 26 ноября 1997 г., газета " Русская мысль " , N4199, под названием  " Семь лет назад умер Мераб Мамардашвили " Io coll’arco. Michelangelo Так написал Микеланджело в незаконченных стихах о своем «Давиде». Davitte colla fromba – «Давид с пращой». И далее: «Я – с луком» и подпись: Микеланджело… Почему он изобразил себя в виде человека с луком? Подумаем… Родившийся во Флоренции в марте 1475 года Микеланджело работал почти только в Риме. Двадцатилетним он попал в Вечный город и сразу сообщил Лоренцо Великолепному: «Кардинал спросил, чувствую ли я себя способным создать что-либо выдающееся, прекрасное. Я ответил, что не имею столь больших притязаний, но он увидит, что я могу сделать». Прошло два года. Французский кардинал Вийэ де ля Грослэ платит молодому художнику 450 дукатов и требует от него, чтобы статуя, которую он сделает, была бы piu bella opera di marmo che sia oggi in Roma, то есть «самым прекрасным произведением из мрамора из того, что есть сегодня в Риме». Проходит еще два года, и художник заканчивает свое «Оплакивание Христа, или Пиету», стоящую теперь за бронированным стеклом в соборе Святого Петра в Риме. В общем, ровно пятьсот лет тому назад.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Фома Каэтан. Неизв. художник. Нач. XVII в. (Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия) Основными источниками сведений о событиях жизни К. являются его собственные краткие автобиографические замечания, встречающиеся в различных сочинениях; офиц. переписка и др. документы, сохранившиеся в архивах ордена доминиканцев, архивах Ватикана и др. архивных собраниях и б-ках (часть этих документов до наст. времени остается неопубликованной); биографические очерки, созданные лицами, непосредственно знавшими К. и общавшимися с ним. Мн. документы и рукописи из личного архива К. после его смерти хранились в ц. Санта-Мария-сопра-Минерва и впосл. были утрачены в результате пожара. Существуют 3 ранние биографии К., к-рые значительно отличаются друг от друга с т. зр. подробности и достоверности сообщаемых в них сведений; они были собраны и опубликованы М. Я. Лораном ( Laurent. Les premières biographies. 1934/1935). 1-я и наиболее краткая из них составлена историком-доминиканцем Леандро Альберти (1479-1552) и включена в состав его соч. «О знаменитых мужах ордена проповедников» (De Viris illustribus ordinis Praedicatorum, 1517; текст см.: Laurent. Les premières biographies. 1934/1935. P. 446-448). Автором 2-й биографии является доминиканец Бартоломео Спина (ок. 1475-1546), составивший в 1518 г. предисловие к изданию «Комментария» К. ко 2-й части 2-й кн. «Суммы теологии» Фомы Аквинского и включивший в это предисловие описание жизненного пути и ученых заслуг К., выдержанное в духе панегирика (текст см.: Ibid. P. 449-454;=VitaSp.). Наиболее важной и полной является 3-я биография в форме пространной речи (oratio), составленная Джованни Баттистой Флавио (1482-1544), который с 1518 г. и до смерти К. исполнял обязанности его личного секретаря (текст см.: Ibid. P. 456-490;=VitaFlav.). Созданное Флавио жизнеописание отличается высокой фактической достоверностью, содержит ряд неизвестных из др. источников сведений о поздних годах жизни К. и ценных наблюдений, касающихся его взаимоотношений с современниками (подробнее см.: Kalkoff. 1912). Впервые эта биография была опубликована вскоре после смерти К. в качестве приложения к изданию его «Комментария» на Книгу Иова; в том же издании была помещена краткая биография-панегирик в стихотворной форме (carmen), также созданная Флавио (Oratio et carmen de vita... Thomae de Vio Caietani// Thomae de Vio Caietani, Cardinalis Sancti Xisti, In librum Iob Commentarii. R., 1535). Восстановление хронологии жизни К. значительно облегчает его привычка помещать в конце почти каждого сочинения указание на свое местонахождение и дату завершения работы. Происхождение, детство и юность, образование

http://pravenc.ru/text/1683993.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Апостольская библиотека Ватикана модернизировала интернет-портал 6 августа 2020 События Ватиканская апостольская библиотека, основанная в 1475 году Папой Сикстом IV, значительно упростила процедуру запроса материалов на своём интернет-портале. Онлайн-ресурс библиотеки Святейшего Престола www.vaticanlibrary.va обрёл новый дизайн и облегчил доступ ко всему своему содержимому и к дополнительным услугам. Интерфейс портала доступен на двух языках – итальянском и английском. Процедуры поиска и запроса оцифрованных манускриптов и других материалов библиотеки были упрощены, модернизированы и сделаны интуитивно понятными. По аналогии с последними продвинутыми сайтами, используется как статическая, так и динамическая технология управлением онлайн-контентом библиотеки: сайт, включающий обширные коллекции текстов, большое количество изображений и гипертекстовых ссылок, взаимодействует с другими подключёнными информационными ресурсами, включающими поисковые системы, электронную библиотеку консультации по вопросам издательских каталогов, учётную запись в «Твиттере», систему онлайн-заказов и интернет-магазин. Рестайлинг оказался особенно уместен в период пандемии, когда меры санитарной безопасности затрудняют физический доступ учёных и исследователей к библиотечным ресурсам. В интервью для Радио Ватикана эти новшества прокомментировал монсеньор Чазаре Пазини, префект Апостольской библиотеки: «В связи с пандемией физическое присутствие посетителей становится всё более сложным, но библиотека призвана быть местом, где их радушно принимают, где можно наладить сотрудничество и проявить открытость». Сайт vaticannews.va/ru Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6166346

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поклонение волхвов. 1510 г. (Прадо. Мадрид) [голл. Bosch] Иероним (ок. 1450, Хертогенбос,- 1516, там же), нидерланд. художник. Первые уроки живописи получил в мастерской отца, худож. Антониса ван Акена, впосл. обучался в городах Харлеме и Делфте. В 1480 г. вернулся в Хертогенбос; к тому же году относится первое документальное свидетельство о Б. как живописце. В 1481 г. женился на Алейт Гойартс; с 1486 г. член благотворительного Братства Богоматери, для капеллы к-рого создал алтарный образ (не сохр.). К раннему периоду (1475-1500) относятся произведения на евангельские сюжеты («Поклонение волхвов», 1480-1485, Художественный музей. Филадельфия; «Христос перед народом», 1480-1482, Штеделевский худож. ин-т. Франкфурт-на-Майне) и жанровые картины морально-дидактического характера («Шарлатан», 1480-1485, Городской музей. Сен-Жермен-ан-Ле; «Удаление камня глупости», 1485-1488, Музей Прадо. Мадрид). В центре богословской программы работы «Семь смертных грехов» (ок. 1480-1490, Музей Прадо. Мадрид) - идея Всевидящего Ока, к-рая подчеркнута композиционно (форма тондо) и надписью: «Берегись, берегись, Бог видит». Б. изобразил 7 клейм, иллюстрирующих каждый из смертных грехов, по сторонам - медальоны («Смерть», «Второе пришествие Христа», «Рай» и «Ад»), в центре - образ Христа-страстотерпца. Сцены, иллюстрирующие человеческие пороки, отличает характерный для художника Сев. Возрождения интерес к бытовым деталям, т. о. иллюстрации человеческих страстей у Б. не отвлеченно аллегоричны, а конкретны. В основе работы «Корабль дураков» (1490-1495, Лувр. Париж), являющей обобщенный образ человеческой глупости, возможно, лежит одноименное сочинение (1494) С. Бранта. Особую роль Б. отводит пейзажным фонам, характеризуя мир через контраст ренессансной красоты природы и уродливости человеческого греха. Очевидно, Б. был адептом религ. движения devotio moderna (новое благочестие), что объясняет критическое отношение к офиц. Церкви, нашедшее отражение в его живописи.

http://pravenc.ru/text/153253.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БЕЛГОРОД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Крепость Белгород была основана в 1596 году, о чём записано в «Разрядной книге 1475-1598 гг.». Она играла роль южного форпоста Русского государства вблизи основных татарских дорог. Белгородская крепость была расположена на скалистой меловой горе у крутого правого берега Северского Донца. Центральной частью крепости являлся кремль в форме четырёхугольника 230х238 м. Стенами кремля были два параллельно идущих сруба, отстоящих друг от друга на 1,5 м, пространство между которыми заполнялось глиной. Вокруг кремля располагались два пояса оборонительных сооружений, где размещались военные склады, ремесленные мастерские. К реке вёл прорубленный в мелу тайный подземный ход. Местоположение крепости трижды менялось. В 1650 году было определено окончательное местоположение крепости со слободами на правом берегу реки Донец, где сейчас находится центральная часть города. Вскоре начинается строительство оборонительных сооружений, получивших впоследствии название Белгородская черта. Центральным военным и административным пунктом Белгородской черты являлся город-крепость Белгород. Строительство Белгородской черты лишило татар возможности совершать грабительские набеги в глубь страны, а также способствовало заселению края, развитию его экономики. В 1658 году формируется Белгородский полк - крупное постоянное военное соединение, включавшее в себя все вооружённые силы на Белгородской черте и подчинявшееся Белгородскому воеводе. Формирование полка повлекло за собой образование крупного военно-административного округа - Белгородского разряда, который просуществовал до начала XVIII века. Согласно указу Петра I от 18 декабря 1708 г., Россия была разделена на 8 губерний. Белгородский разряд и полк были упразднены, части Белгородского полка стали полками регулярной армии, отпала необходимость содержать на Белгородской черте военную силу. Белгород стал центром уезда, который в 1708 году приписали к Киевской губернии.

http://drevo-info.ru/articles/17254.html

Закрыть «Права человека» и правоспособность гражданина Путаница в простых понятиях грозит западной цивилизации катастрофой 25.07.2022 1475 Время на чтение 34 минут Фото: Из личного архива автора «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23) «Из двух принципов – «человек» и «гражданин», бессвязно сопоставленных рядом вместо того, чтобы второго подчинить первому, естественным образом низший, как более конкретный и наглядный, оказался на деле более сильным и скоро заслонил собой высший, а затем поглотил его без остатка, ибо, казня гражданина, по необходимости убивали в нем человека» (В.С. Соловьев, Идея человечества у Августа Конта//Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. Т.2. М., 1990. С.566) I . Человека можно описывать и классифицировать по разным основаниям. По половому признаку все люди делятся на мужчин и женщин. С точки зрения властного принципа, выделяются группы начальствующих и подчиненных с распределением их вверх и вниз по иерархической шкале. По характеру занятий человек может быть отнесен к крестьянам, ремесленникам или военным. Исходя из числа прожитых лет – к различным возрастным группам. По родовой и кровной принадлежности – к тем или иным этническим общностям. По своему положению в обществе – к свободным лицам или рабам, и так до бесконечности. При всем многообразии применяемых критериев очевидно, что их объединяет одно – они констатируют неравенство людей, что имеет самые широкие и отдаленные последствия. Но если физиологические особенности, как правило, играют второстепенную роль, то социальные, а в некоторых случаях и гендерные мерки, самым решительным образом сказываются на оценке человека обществом и его самосознании. В том-то и заключается одно из величайших достижений христианства, что оно, не отказываясь от социальных, этнических и половых различий, назвало человека высшим и любимым творением Господа. И при всех внешних различиях выделило в нем главное, что он – образ Божий. Каким бы кто из нас ни был, как высоко ни поднимался (или опускался) по социальной лестнице, он всегда был и остается Божьим чадом как с момента своего зачатия, так и после смерти. И потому каждый по своей природе обладает тем, что впоследствии назовут « правами человека».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/25/pr...

Закрыть Наказание за пропаганду суицида и экономика сверхприбыли 10.03.2017 1475 Время на чтение 4 минуты ТОВАР - стар. именье, имущество, добро, достаток, пожитки, нажитое; запасы торговые, вещи, назначенные у купца в продажу, все, чем торгует, промышляет кто. Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая вчера внесла в парламент законопроект, предлагающий наказание до 12 лет лишения свободы за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Президент России Владимир Путин поддержал данную инициативу, назвав преступниками создателей сайтов, пропагандирующих самоубийства. Отметим, что в феврале Следственный комитет России объявил о подготовке обращения к высшему руководству страны и главам соответствующих ведомств с просьбой выработать меры противодействия «группам смерти» в социальных сетях. В ведомстве констатировали, что огромную опасность представляют «игры на выживание» или «игры на вымирание», организовываемые в интернете лидерами «групп смерти». Согласно официальной статистике, Россия занимает первое место по количеству совершенных детских и подростковых самоубийств: ежегодно 16 подростков из каждых 100 тысяч убивают себя. Эти цифры почти в три раза выше среднемировых. Экспертные оценки Ольга Четверикова: Все эти суицидальные программы - лишь часть общей стратегии, которая сегодня реализуется в отношении наших детей и молодёжи. «Группы смерти» - следствие, а надо смотреть на источник. Возьмите все стратегии, направленные на реформу системы образования - там нет понятия личности, зато есть «человеческий капитал». Следовательно, не ставится задача развития интеллектуально и духовно-нравственной развитой личности, вся идея в том, чтобы сформировать капитал, который будет приносить доход. И вся система образования под это строится, оставляют те специальности, которые нужны «инновационному», «продвинутому» бизнесу. Самая страшная проблема - то, что у молодёжи сегодня нет будущего. Меняется само понимание человека, его предназначения. Торжествует чисто потребительский взгляд - подготовить кадры, которые будут удовлетворять крупный бизнес. Другой задачи в нынешней государственной стратегии я не вижу. Точнее я не знаю, в какой степени она носит государственный характер, ибо большую часть социально-экономической политики у нас определяет крупный бизнес. А ему нужна дешёвая рабочая сила, а не личности. И через поколение мы получим поколение дебилов, то есть слабоумных.

http://ruskline.ru/opp/2017/mart/11/naka...

Феодоро: последний осколок Византии Это не фэнтази, а очередные эпизоды из истории Крыма, малоизвестные большинству россиян. 29 апреля, 2014 Это не фэнтази, а очередные эпизоды из истории Крыма, малоизвестные большинству россиян. Маленькое княжество в Крыму продержалось более 20 лет после падения Константинополя и оставило свой след в Москве.  Неприступный город Мангуп высоко в горах. Князья и княжны из благородного рода Палеологов. Говоривший на почти что немецком языке народ, умевший отбиваться от турок еще 20 лет после падения Константинополя. Двуглавый орел на гербе. А еще — ниточка, которая тянется в наши дни, в московский район Ховрино. Это не фэнтази, а очередные эпизоды из истории Крыма, малоизвестные большинству россиян. Три века истории Княжество Феодоро, оно же Готия (Θεοδρο, Γοτθα) просуществовало на крымской земле 270 лет — с 1204 по 1475 год. Для сравнения: Екатерина II присоединила Крым к России всего 230 лет назад — в 1783 году. Страна Феодоро была небольшой: она занимала лишь самую южную часть полуострова — горы и часть побережья до Алушты, издревле осваивавшегося и греками, и римлянами, и византийцами. Население княжества состояло в основном из крымских готов, греков и алан, исповедовавших православие, и к концу существования княжества составляло около 150 тысяч человек. Впрочем, в последние десятилетия значительно вырос процент крымских татар, караимов и других тюрков, по разным причинам пожелавших подружиться с византийской цивилизацией. Столицу княжества, город Мангуп, построенный на горе неподалеку от современного Севастополя и Бахчисарая, в ту эпоху часто называли Феодоро. А основным портом была Авлита — фактически уже в черте современного Севастополя. XIV и XV века в Крыму были беспокойным временем. Феодоро атаковали с одной стороны монголо-татары, с другой — генуэзцы, постепенно отвоевавшие у княжества побережье. Итальянцы забрались на этот по тем временам «край света» потому, что хоть он и был далеко от Апеннин, но вовсе не был краем: в XIII—XV веках на берега Черного моря переместился Великий шелковый путь, сказочно обогащавший предприимчивых купцов. Перетянув доходы княжества на себя, генуэзцы способствовали его постепенному упадку.

http://pravmir.ru/feodoro-posledniy-osko...

В нач. X в. вост. часть К. к. вошла в состав Аланского гос-ва, юго-зап., прибрежная часть - в Абхазское царство. В 988 г. территория Таманского п-ова перешла под контроль Киевской Руси - в Тмутаракани (бывш. Таматарха) возникло одноименное княжество. На территории совр. Сочинского р-на к посл. четв. I тыс.- 1-й четв. II тыс. относится ряд христ. храмов, крепостей, поселений и могильников. В 1016 г. в результате похода кн. Мстислава (Константина) Владимировича были обложены данью касоги. В 1083 г. Матарха (бывш. Тмутаракань) отошла Византии. После распада Хазарского каганата в кон. XI в. территория степного Прикубанья стала местом кочевания половцев . После монг. нашествий в 1223 и 1238-1239 гг. равнинная территория Сев. Кавказа вошла в состав Золотой Орды . Причерноморье и Приазовье стали зонами военно-торговых интересов Генуи . Генуэзцы основали фактории Матрега (бывш. Матарха), Копа (близ совр. г. Славянск-на-Кубани) и Мапа (ныне в черте Анапы). В XV в. в зап. части К. к. находилось черкесское княжеское владение Кремух. Триумфальная арка в Екатеринодаре. Фотография. Нач. XX в. Триумфальная арка в Екатеринодаре. Фотография. Нач. XX в. В 1475-1479 гг. генуэзские фактории были захвачены войсками Османской империи. На рубеже XV и XVI вв. Порта приступила к строительству в регионе системы крепостей и опорных пунктов. В 1515-1519 гг. на Таманском п-ове были возведены крепости Темрюк, Кызыл-Таш, Агджа и др. Влияние Османской империи было распространено на побережье от Азова до Анапы. Ее вост. граница проходила по плавням р. Кубань, за которыми начинались владения Крымского ханства, простиравшиеся от низовий р. Дон до правобережья Кубани и далее на юг до границ с Абхазией, где помимо поселений крымских татар и адыгов располагались многочисленные кочевья. Владения Крымского ханства на Кубани подчинялись кубанскому сераскиру с резиденцией в Копыле; Сев.-Вост. Причерноморье относилось к Кафинскому эялету Османской империи. В XVI в. территорию степного Прикубанья заняли ногайские орды, в то время как в Закубанье и предгорьях Кавказа расселились адыг. племена. Адыги (в рус. источниках - черкесы) предпринимали набеги для захвата пленников, скота и др. добычи. Черкесская феодальная знать была тесно связана с Османской империей, где находились центры работорговли. Под влиянием турок и татар адыги постепенно приняли ислам. В 1552 и 1555-1557 гг. в Рус. гос-во были посланы первые посольства из представителей адыг. племен с просьбой к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному о покровительстве и антикрымском военном союзе. В 1561 г. русско-черкесское войско вторглось в Крымское ханство и достигло Кефе (Каффы). В XVI-XVIII вв. нек-рые представители адыг. знати (напр., князья Черкасские) переходили на постоянную службу к рус. монархам.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010