Феодосия Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 45.026654; 35.383911 Россия, Республика Крым, Феодосия Феодосия, Республика Крым Россия Православие в Феодосии [ править править код ] Кафа, древняя Феодосия — центр генуэзских владений в Северном Причерноморье была епархиальным центром католической епархии. Католические епископы в Кафе известны с 1318 года. Немецкий путешественник Штильберг в 1421 году пишет, что в Кафе три епископа: католический, армянский и греческий, подразумевая под греческим скорее всего митрополита Сугдеи, случайно оказавшегося там. Город со смешанным населением, состоявшим преимущественно из греков и армян, и при господстве в нём католиков генуэзцев оказался благодатной почвой для унии. Поэтому появление здесь униатского епископа было делом вполне ожидаемым. Первое упоминание униатского епископа относится к 1464 году. После его смерти в 1468 году волей папы Римского и при содействии титулярного униатского патриарха Константинополя Виссариона на Кафскую кафедру был поставлен архиепископ Амасийский Пахомий, но по дороге в 1470 году был убит разбойниками. В 1472 епископом Кафы стал кафинский же священник Николай. Поставленный согласно папской булле для христиан Кафы и Солдайи (Сугдеи), он получил наименование Фулльского. Однако добраться до своей кафедры он смог только в конце 1474 года, а в 1475 году Кафа была захвачена османами. Кроме католиков и униатов в городе большое число армян, принадлежавших к Армянской Апостольской церкви, но многие армяне принимали католицизм. Католическая епархия вряд ли сохранилась после завоевания Кафы османами. Вероятно та же участь постигла и униатскую. Разгром города, который последовал за его захватом, не лишил значения этот важный пункт крымского побережья. Поэтому не удивительно, что в скором времени город был восстановлен уже под властью новых хозяев. Кафская митрополия До учреждения православной Кафской митрополии местное православное население окормлялось митрополитом Сугдеи. Православная епархия Константинопольской церкви возникла здесь уже при турецком владычестве, в 1485 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Феодосия

осязательным для всех свидетельством о том, что православная Церковь была только терпимою в Литве, а не господствующею, служило самое местопребывание православных митрополитов. Они жили постоянно не в Вильне — столице государства, где главным действующим лицом духовным всегда являлся римско-католический епископ, а в скромном и довольно далеком от столицы Новогрудке и Вильну посещали лишь изредка, большею частию однажды в год, хотя и имели здесь свой кафедральный собор. Иногда проживали они еще в Минске, где имели свой дом и держали своих наместников . Из девяти епархий, вошедших в состав Литовской митрополии по отделении ее от Московской, одна — Галицкая — сделалась только частию епархии митрополитской, обнимавшей Киев, Вильну, Новогрудок, Слуцк, Городну, Минск, Галич, Львов вместе с их округами; другая — Черниговская — закрылась под конец периода, когда Чернигов и Брянск со всеми северскими областями перешли (1500) под владычество московского государя, а о третьей — Перемышльской, — даже об именах ее епископов, вовсе не сохранилось сведений. Из епископов епархии, или владык (так обыкновенно назывались в Литве даже в официальных бумагах православные епископы в отличие от латинских, которых называли епископами-бискупами), известны : а) Смоленские: Мисаил (1454–1480), избранный с 1475 г. и на митрополию; Иоаким (1480–1494) и Иосиф Болгаринович (с 1494), удержавший за собою эту епархию и по избрании (1498) на митрополитскую кафедру ; б) Полоцкие: Каллист (с 1458 г.), преемник его Симеон, вероятно бывший потом митрополитом (с 1481 г.); преемник Симеона Иона Глезна, также бывший потом митрополитом (с 1488), и Лука (1488–1503) ; в) Луцкие: Мартиниан (1459), Никифор (1490), Иона (1492–1495) и Кирилл (1495–1509) ; г) Черниговские и Брянские: Евфимий, удалившийся (в 1464 г.) от притеснений за веру в Москву; Нектарий (прежде 1499 г.) и Иона, взятый русскими в плен при занятии ими Брянска (1500); д) Владимирские: Феодосий (1485) и Вассиан (1487–1497); е) Холмский: Симеон (1494); ж) Пинский и Туровский: Вассиан (1495–1502) . Замечательную особенность по отношению к епископскому сану встречаем в Литовской митрополии ту, что Полоцкий епископ Лука имел у себя жену, которая вместе с сыном своим Андреем жила в Полоцке же или неподалеку от Полоцка, где владела купленным имением , такое явление отнюдь не было бы допущено в Московской митрополии как несогласное с правилами Церкви .

http://sedmitza.ru/lib/text/436032/

Возросшее значение Москвы определило необходимость строительства в Кремле нового общественно-религиозного центра. В 1472 году в знак вселенского значения Московской Митрополии Митрополитом Московским Филиппом I (1464-1473) было начато возведение нового кафедрального собора в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первопрестольный храм не только на Руси, а теперь и всего Православного Царства, Московский князь Иоанн III «…восхотеша бо воздвигнути…велик зело в меру храма Пресвятой Богородицы иже во Володим ери». Новый Успенский собор (1475-1479) был усыпальницей русских Митрополитов и Патриархов. Здесь, у гробницы Митрополита Петра в 1589 году был возведен в сан «Патриарха Московского и всея Руси и северных стран» Митрополит Московский Иов (1589-1605). Здесь в 1547 году Иоанн IV впервые получил царский титул. В 1505 году древний Архангельский собор времени Иоанна I (Калиты) стал тесен и уже не соответствовал значению усыпальницы Московских князей. Он был разобран, и на его месте в 1508 году по повелению великого князя Иоанна III был построен новый собор венецианским зодчим Алевизом Новым в традициях русской архитектуры и с декоративным убранством фасадов в духе итальянского Ренессанса. В Архангельский собор поклониться праху своих предков приходили русские князья и цари при вступлении на престол и при отправлении на ратный подвиг. Колокольня «Иван Великий» была построена в 1505-1508 годах итальянским зодчим Боном Фрязиным. При царе Борисе Годунове (1598-1605), задумавшим создать в Кремле грандиозный храмовый комплекс наподобие Иерусалимского, в 1600 году столп колокольни был надстроен третьим ярусом и увенчан главой, став самым высоким сооружением на Руси того времени, выражающим высоту духовного горения русского народа. Ансамбль кремлевских колоколен, где были собраны колокола бывших столиц русских земель и княжеств, стал символом объединенной Руси. Большая роль в жизни государства и храмостроительстве второй половины XVII века принадлежит Патриарху Никону (1652-1666). По инициативе и на средства Патриарха Никона было построено несколько монастырей: Иверский на Валдае (1653-1657), Крестный на острове Кий в Онежском озере (1660-е годы) и Воскресенский Новоиерусалимский на Истре (1656-1685). Ново-Иерусалимский монастырь был задуман Патриархом Никоном как единый центр всего Православного Царства – Новый Иерусалим, а Воскресенский собор как повторение храма Гроба Господня в Иерусалиме.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/07/...

Тогда митрополит, с своей стороны, увидев, что его благая ревность вместо благословений народных привлекла на него безумные проклятия, поспешил оставить кафедру, пробыв на ней всего три года и четыре месяца. Вот, рассказ летописи, заставивший его оставить кафедру: «(став митрополитом), восхоте попов и дьяконов нужею навести на Божий путь: нача их по всяку неделю сзывати и учити по святым правилам, и вдовцом диаконам и попом повеле стричься, а иже у кого наложницы будут, тех мучити без милости и священство съимая с них и продаваше их; а церквей много наставлено, а кто толико не хотяше делати рукоделия всякой в попы, тем ся и кормяху и последоваху плотьским похотем, зане бо не Богу служити изволиша, но лготу (искаху) телу своему и востужиша людие, многы бо церкви без попов, и начаша его (митрополита) проклинати» 33 . Неожиданные проклятия народные так поразили митрополита, что он впал в болезнь. Выздоровев и отказавшись от кафедры, он удалился в Чудов монастырь, в котором был архимандритом до поставления в архиепископы Ростовские, здесь, может быть, желая загладить невольную вину причиненного народу соблазна, взял в свою келью расслабленного старца, с тем, чтобы служить ему и омывать его струпы. В правление митр. Феодосия русская церковь расширила свою духовную территорию среди инородцев, именно, Иона, епископ Пермский, докончил крещение Пермян, или Пермяков, начатое св. Стефаном Пермским. Одна из летописей под 1462 г. говорит: «того же лета Иона епископ пермский крести Великую Пермь и князя их и церкви постави и игумены, и попы». После удаления с кафедры, митр. Феодосий жил 11 лет и скончался в исходе 1475 г., в Троицком Сергиевом монастыре, в который он переселился из Чудова. В Троицком монастыре он и был погребен. Митрополит Филипп I Преемником Феодосия на кафедре митрополии был Филипп I, доставленный из епископов Суздальских. Как Феодосия избрал сам св. Иона еще при своей жизни, так, в свою очередь, Филиппа избрал сам Феодосий, прежде своего удаления с кафедры. Филипп был возведен на кафедру митрополии спустя два месяца после отречения Феодосия, т. е. 11 ноября 1464 г. О делах митр. Филиппа за время его 10-летнего управления русской митрополией нам известно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

А минеи, октоихи, каноны, стихиры, тропари и кондаки, всегодное украшение и духовное наслаждение св. апостольской церкви – все это бросьте и считайте ненужным, потому что и папа в этом не нуждается». В такие темные уголки холодной диалектики пряталась русская мысль, волей или неволей покинув просторное, согреваемое солнцем жизни поприще насущных нравственных потребностей. 605 Ключевский В. О. Опыты и исследования. Первый сборник статей Петроград, 1918. С. 32–106. 606 См. это послание, кажется, нигде не напечатанное, в рукописи Румянцевского музея XVI века. 204. Л. 438. 608 Оставив митрополию в 1464 году, Феодосий жил в Чудовом, потом в Троицком Сергиевом монастыре и умер здесь в 1475 году. 613 Эта повесть известна нам но рукописи Ундольского в московском Румянцевском музее, N° 306. Ее происхождение, состав и отношение к житию Евфросина, составленному Василием, рассмотрены автором настоящей статьи в исследовании «Древнерусские жития святых как исторический источник». Здесь приводятся некоторые объяснительные или дополнительные замечания. Старая повесть сопровождается четырьмя чудесами, в сочинении Василия пятое чудо совершилось с Киприаном, о котором он упоминает в предисловии как о своем современнике и об одном из иноков, просивших его написать житие Евфросина Старая повесть написана при игумене Памфиле и архиеиископе Геннадии. В предисловии Василий упоминает об иноке Маркелле, пострижнике Памфиловом, который в 1547 году был уже старцем, иночествовавшим 50 лет. Значит, в последние годы XV века Памфил был уже игуменом. К 1505 году относится его известное послание в Псков. Таким образом, старая повесть написана в конце XV или в самом начале XVI века, не позже 1504 года. 616 Рукопись Софийской библиотеки, теперь в Петербургской духовной академии, N° 1264. Л. 15 об. Эта статья, или «устав», выписана в указанном выше исследовании о житиях, с 256, примеч. 2. Здесь прямо сказано: «Иже мнози ноют подвочую аллилугиа, а не втрегубна, на грех себе поють». 617 Рукопись Московской духовной академии. 142. Места с сугубой аллилуией см. на л. 146 об., 155 и об. 619 Эта любопытная рукопись принадлежит Е. В. Барсову , писана уставом. Приведенное замечание об аллилуи см. на л. 85. К числу особенностей письма в этой рукописи относится употребление буквы Ь вместо Ъ: « Βοзлюбиль ecu, язык лъстивь, от враг моихь, вьнми, Богь» и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Когда узнал об этом султан египетский, владевший тогда Палестиной, то решил уничтожить христианскую церковь до основания и на её месте над гробом Господним поставить свой магометанскую мечеть. Будучи молим патриархом об отмене решения, султан потребовал 10 тысяч венецианских золотых и окончательно стал на 5 с половиной тысячах золотых. Для сбора денег на возобновление купола и на внесение откупа султану, нужно было отправиться в христианские православные земли; но все эти земли за исключением России находились во власти неверных, и патриарх вознамерился идти в эту последнюю. Доехав до Кафы он заболел и скончался. Перед смертью он решил отправить в Россию вместо себя своего протосинкелла и вместе племянника Иосифа, который пошёл с ним из Палестины, быв наречённым митрополитом Кесарии Филипповой или которого он сам перед смертью нарёк в эти митрополиты и относительно которого просил нашего митрополита своими грамотами, чтобы последний совершил посвящение согласно наречению 1085 . Этого-то Иосифа, на основании протропи патриарховой, и посвятил Феодосий в митрополиты 4 Апреля 1464 года 1086 . Всё ли было так, как рассказывал Иосиф, и зачем ему нужно было посвятиться и митрополиты в России, а не дома, об этом Русские не справлялись 1087 ; они чрезвычайно рады были, что патриарх греческий просит нашего митрополита о посвящении одного из его митрополитов: это значило, что патриарх формальным образом признаёт законность нашего митрополита, поставленного в самой России. Весьма довольный Иосифом, что он послужил так сказать орудием к такому важному акту, Феодосий употребил свои усердные старания, чтобы он мог собрать в России возможно обильную милостыню 1088 . После удаления с кафедры митрополит Феодосий жил 11 лет и скончался в исходе 1475 года, в Троицком Сергиевом монастыре, в который он переселился из Чудова или в котором, может быть, застигнут был смертью во время бытности на богомолье. В Троицком монастыре он и был погребён 1089 . [Из описи Троицкого монастыря 1641 видно, что над могилой митрополита Феодосия была надгробница (ибо упоминается «о двух покровах тафтяных, которые кладутся на митрополитов», т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Смерть судит право Суд смерти праведен есть, лиц не избирает, ни единому смертных прошение дает. Равне обыче юных и старых 1463 хищати, великия с малыми во тлю прелагати. Не смотрит благородных, силных не боится, честных жен и дев лепых нимало стыдится. Богатыя с нищыми 1464 равны содевает, егда равне 1465 в платенцех во гроб полагает. От мудрых 1466 мудростию смерть не прехитрится, и буй муж буйства ради ею не презрится. И сего 1467 , и онаго не знает лишати, должен кож до под косу ея главу дати. Помни убо, всяк царю и великий княже, яко. яже смерть нищым, и тебе есть та же. Образ исхода разный, а всем отходити едина нужда лежит, и в прах тьлом ити. Знай тебе смертна суща и во гроб грядуща, яко земля днесь еси, землю и будуща. Разсмотри прежде тебе во мире жившыя, тебе славою равны и честми бывшыя. Где суть царие. иже роды победиша? Г де суть силници 1468 , иже весь мир покориша? Где суть, иже торжества светла содеваху, на лвах, еленех, слонех во град свой вхождаху? Где страшнии тирании и где воеводы? Где непобедимии монарси и роди? Не вси ли в земней персти трупы положиша, и из нея же взяти, в землю ся вратиша? Инех едва немноги кости обретаем, а чия оны бяху 1469 , ели 1470 неких знаем. Сниди в древния гробы и вижд обнаженны кости, и разсуди ми 1471 , кто се положенны: Раб или господь его? нищ или богатый? на престоле седевый, с гноища ли взятый? Разпознай от немощна во крепости бывша, и от худороднаго – в славе мнозе живша. Воистинну несть мощно того разсудити, знай токмо, яко долг есть в земли всем нам быти. Чрез Навходоносором он образ виденный, иже от различных бе 1472 крушцев сотворенный 1473 . Изрядно 1474 сила смерти есть изображенна. яже на вся мирския саны низпушенна. Ибо, яко той образ каменем скрушися малым, иже от горы некия свалися. Тако всех 1475 санов 1476 мира смерть люди стирает, честных, славных, богатых в землю обращает, Сущи 1477 яко от горы сама отваленна, чрез первозданных врагом во мир воведенна. Тоя суд праведнейший в памяти держите, вси живущии в мире, и тако живите.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

безвинно вино, в нас есть вина превелика. 7 Лоза грозды сладкия обыче раждати, их же кровию тела леть есть услаждати. Но душу сладящее вино источает. Иже Лоза 1462 истинна 1463 Сам Ся нарицает. Христос Господь: от Него небо веселится и весь собор праведных Онем упоится. Егда на пир небесный будут воведени и пищею вечною обилно почтени. О блажен, иже того пира сподобится! Радостию без конца той возвеселится 1464 . 8 Вино хвалити или хулити – не знаю, яко в оном и ползу, и вред созерцаю. Полезно силам 1465 плоти, но вредныя страсти возбуждает силою свойственныя сласти. Обаче дам суд сицев: добро мало пити, тако бо здраво творит 1466 , а не весть вредити. Сей Павел Тимофею здравый совет дате, той же совет да хранит достоинство ваше 1467 . Власть Всякая власть от Бога, Он бо благи дает властелины 1473 , а злыя за грех попущает. Веема убо должно есть власти почитати и в благих велениих им не пререкати. Противник бо сый власти Богу ся противит, за что Господь отмститель, иже благих живит. 2 Бог власть дарует народы 1474 правящым 1475 , златыя 1476 скиптры 1477 в десницах держащым. Тем же я должни вси суть почитати, гласа слушати. Властелин глава, прочий же люди суть 1478 во гражданстве, яко в теле уди. Глава все тело, власть люд управляет и промышляет. Тем же на царех венци 1479 суть златии, яко из чинов они изъятии, в них же камени честнии блистают, то знаменают, Яко ко чести припряжеся бремя, отъемлющее все покоя время. Началником си весь народ стужает, суда протает. Вси я говеют, их же долг хранити, еже когождо по правде судити, на лица силных и сродных не зрети, равн суд имети. Еще блюстися оным подобает, да в сердца гордость никогда вхождает, та бо гнев Божий наводит жестокий на сан высокий. Навходоносор древле горд явися, о Вавилоне в сердцы 1480 си хвалися, яко прекрасен и крепок наздаше, но зле страдаше, Ибо его же забыл 1481 Бога бяше, от того раба 1482 казни суд прияше 1483 , яко есть нужно ему в поле ити и зверю быти Различновидну, и траву с скотами, из нив прозябшу, терзати зубами.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ [евр.  ,  ], прор. ветхозаветный (пам. 17 дек.), в христ. традиции относящийся к вел. пророкам. По преданию, Д. жил в период вавилонского плена, в VI в. до Р. Х. Основные сведения о Д. содержатся в библейской Книге пророка Даниила и в т. н. неканонических добавлениях к ней. Библейская традиция Д. был одним из знатных евр. юношей, депортированных в Вавилон царем Навуходоносором «в третий год царствования Иоакима царя» (Дан 1. 1). Д. и 3 его знатных сверстника (Анания, Мисаил и Азария) жили и воспитывались при царском дворе (где они получили новые имена - Валтасар, Седрах, Мисах и Авденаго), обучаясь «книгам и языку халдейскому» (Дан 1. 4), но соблюдая евр. законы и традиции (Дан 1. 8-16). Д. и 3 отрока должны были есть пищу с царского стола, которой они из соображений благочестия предпочли овощи и воду. Несмотря на это, «лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами» (Дан 1. 15). За хранение веры в Единого Бога Д. получил дар прозорливости и толкования снов. Прор. Даниил. Икона. Ок. 1475 г. (ГТГ) Прор. Даниил. Икона. Ок. 1475 г. (ГТГ) Однажды Навуходоносор увидел поразивший его сон, но, проснувшись, забыл, что ему снилось (Дан 2). Все мудрецы оказались бессильны, и лишь Д. смог не только напомнить царю содержание сна, но и истолковать его смысл. В этом сне царь видел огромного истукана, у к-рого «голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные» (Дан 2. 32-33). Этот истукан был сокрушен камнем, оторвавшимся «от горы без содействия рук» (Дан 2. 34). Д. объясняет царю, что различные материалы, из к-рых был сделан истукан, символизируют последовательность мировых царств, а камень - последнее царство - оно «сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан 2. 44). Царь, увидев мудрость Д., поставил его «главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими» (Дан 2. 48).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Иероним Босх. Семь смертных грехов 1475-80 гг. Фрагмент Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:57 мин. Размер 7.2 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний праздник Обрезания Господня – это не только память о том, что Спаситель исполнял все иудейские предписания I века, но и символ начала заключения Завета Нового. Ибо впервые, на восьмой день от рождения, Господь пролил за людей Свою кровь. По многочисленным толкованиям, Господь, Творец закона, принял обрезание, показывая, что Он пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить (см.: Мф. 5: 17). Господь реально пролил кровь, чтобы никто не сомневался в том, что Он был полноценным Человеком, а не носителем призрачной плоти. Еще за 2000 лет до Рождества Христова обычай обрезания был распространен на Ближнем Востоке у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян . Введение обрезания в Древнем Израиле связано с именем Авраама. Бог заповедовал Аврааму и его потомкам обрезывать мальчиков на восьмой день от рождения, чтобы на их теле появился знак как знамение завета между Богом и потомками отца всех верующих (см.: Быт. 17: 9–14; Рим. 4). Обрезание применялось также к рабам, считавшимся членами израильской семьи, и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Пасхи (см.: Быт. 34: 14–17; Исх. 12: 48). Смысл ветхозаветного обрезания заключался в том, чтобы отделить народ Божий от язычников, отделить рабов Божиих от тех, кто служит идолам плоти. Но не только обрезание плоти было необходимо подлинным израильтянам. По законодательству Моисея, с обрезанием плоти сопровождалось духовное обрезание ушей и сердца. Это означало, что человек не должен пренебрегать словом Господним (см.: Иер. 6: 10), не должен быть жестоким (см.: Втор. 10: 16), но призван любить Господа Бога своего всем сердцем (см.: Втор. 30: 6). Однако ко времени Иисуса Христа иудеи, видимо, сохранили только внешнее обрезание плоти, в то время как сердце их далеко отстояло от Господа (см.: Мф. 15: 8). На это обратил внимание апостол Павел: «Не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу…» (Рим. 2: 28–29).

http://pravoslavie.ru/67499.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010