Характерным я считаю этот ответ в смысле света, бросаемого им на историю со Сковронской. Теоретически Н(икита) П(етрович) всегда так смотрел на семейные отношения: они не должны мешать исполнению долга, развитию вложенных в человека дарований. Но по мягкости своей натуры, по пассивности ее он никогда не решился бы провести этот принцип в свою жизнь, если бы не посторонняя помощь. Ненормальность отношений гиляровской семьи бросалась в глаза и не таким опытным людям, как Сковронская. Н(икита) П(етрович) женился без любви из благодарности к семье Богдановых, которая пригрела его в последние семинарские годы, 1475 окружила его непривычной для него заботливостью, деликатно удовлетворяла его нужды, даже не спрашивая о них, снабжая его бельем, платьем и деньгами почти незаметно для него самого. Вера Алек(сеевна) была маленькая, худенькая, болезненная и раздражительная старая дева (ей было 29 лет к моменту свадьбы). Отец, большой поклонник просвещения, приходил в отчаяние от равнодушия своих детей к наукам: единственный его сын был полуидиот, дочери – самые обыкновенные поповны. 1476 1477 Н(икита) П(етрович), которого детские грезы избирали своей почвой науку, а не собственные похождения, для которого мечты о женщине 1478 еще не начинались (да и начинались ли когда-нибудь) после свадьбы старался воспитать в своей жене товарища для своего умственного мира. Замкнутость предшествовавшего периода его жизни виновна в том, что он на этот раз и во все последующие разы не понял, с кем имеет дело и чего можно ждать от поповны, едва знающей грамоту и оставшейся в полной неприкосновенности после многолетней пансионской жизни. Он диктовал ей свои лекции, пытался заниматься с нею языками, вливал в нее свои знания по мере досугов. Нечего и говорить, что усилия были тщетны: результат известен. Потеряв надежду в этом, он пытался заинтересовать ее хозяйством, воспитанием детей. Первым она скучала, во втором не признавала никаких новшеств. Детей кормили чем ни попало, послушания добивались гостинцами, от учения оберегали как от наказания и прятали их от отца до известного часа, когда они по лености отказывались идти в школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

От ревизион-коллегии и канцелярии розыскных дел Синод требовал передачи в Синод дела о начете на бывшем московском вице-губернаторе Ершове, поступившем на службу по духовному ведомству 1475 . В ноябре 1721 года Синод жаловался государю, что ни камер-коллегия в Синод, ни «губернии и провинции» в «синодскую команду» не присылают ведомостей и книг, необходимых для производства сборов. Государь написал на докладе: «прислать ведомости подлинныя, о чем, куды надлежит, послать крепкие из Сената указы» 1476 . Рядом с этим были высылаемы с церковной земли продолжавшие проживать на ней подьячие разных светских канцелярий и «всяких чинов люди», подворья очищались от складов и постоя военного и гражданского ведомств 1477 . Один исследователь выражается, что «круг подведомственных коллегиям дел был далеко не определителен» 1478 в петровское время и, приписывая то же Сенату и Синоду, делает вывод, что «неразграниченность ведомств» была причиною того, что «светские учреждения вступались в дела, подлежавшие рассмотрению и решению духовной власти» 1479 . Далее тот же исследователь говорит: «как ни старался Синод выяснить и определить круг дел своего ведомства, светские учреждения постоянно вмешивались в дела, которые подлежали рассмотрению и решению исключительно духовной власти. И это должно сказать не только о коллегиях и канцеляриях, но даже и о самом Сенате» 1480 . Что вмешательство светских властей в дела духовного ведомства было, об этом не может быть и спора. Однако не нужно преувеличивать этого явления. Несомненно, что были и «неразграниченность» ведомств, и вмешательство, но никогда, в сущности, не доходило дело до того, чтобы «определение подсудности зависело в действительности от личного взгляда самих учреждений» 1481 . Правда, что на первых порах Синод, не узнав подведомственности ему одного дела, по ходатайству Казанского митрополита Тихона о распределении денег на пособие новокрещенным и об обучении детей новокрещенных, передал было это дело в Сенат, и Сенат вернул его Синоду, объяснив, что согласно духовному регламенту это дело подлежит компетенции Синода 1482 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

—615— торой следовали в своих сочинениях изучению истины и любви к справедливости и произведениями своего гения приобрели себе славное имя“; он прибавлял, „что их преимущественные должность и обязанность должны заключаться в защите прав римского первосвященства, занятии философией и богословием, распространении учения св. Фомы Аквинского“ 1474 . И так как иезуиты своим журналом помогли осуществить желания Льва XIII, дав сильный толчок возрождению схоластики, папа подарил им серебряную статую Фомы Аквинского с соответствующим посвящением. Затем, по случаю пятидесятой годовщины со дня основания Civiltà Cattolica (книга 1171), 1-го апреля 1899 г. Лев XIII в другом бреве к Civiltà Cattolica восхвалял учение её авторов и их рвение для восстановления в прежней силе философии св. Фомы. В феврале 1877 г. журнал иезуитов напечатал статью, которая произвела большое впечатление в Италии и за границей, озаглавленную: Le vittime occulte della Revoluzione italiana 1475 (Скрытые жертвы итальянской революции). В ней описывались печальные условия итальянских женских монастырей, монахини которых, лишённые своего имущества, страдали от голода. В статье приводились рассказы об итальянских монахинях и епископах, нуждающихся в спешной помощи для продолжения своего жалкого существования. Иезуиты думали организовать предприятие, которое бы, под названием Лепты для бедных монахинь Италии, собирало в Италии и за границей милостыню, чтобы воспрепятствовать полному разрушению итальянских монастырей. Многие пожертвования были посланы Civiltà Cattolica и продолжали прибывать, так что в продолжении двадцати лет она могла раздать сумму в миллион лир. Лев XIII хвалил эту инициативу Civiltà Católica в бреве, обращённом к редакции 7-го октября 1884 г. 20-го февраля 1892 г. печаталась тысячная книга иезуитского органа. Civiltà Cattolica выражала своё удовольствие по поводу того, что она пережила столько перипетий и перенесла столько бурь, не сойдя ни разу с намеченного —616— пути 1476 . Семь лет спустя она праздновала свою пятидесятую годовщину и по этому случаю о. Баллерини поместил в книге 1-го апреля 1899 г. короткий исторический очерк счастливого журнала 1477 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

i, p. vii). Среди английских и американских авторов доктор Шедд во вступлении к своему изданию древнего перевода «Исповеди» (1860) приводит справедливое и впечатляющее описание ума и сердца святого Августина, обретших воплощение в его замечательной книге. 2170 Ellies Dupin (Bibliothèque ecclésiastique, tom. iii, l re partie, p. 818) и Nourrisson (l. c, tom. ii, p. 449) относят к Августину термин magnus opinator, который Цицерон относил к себе. Важная разница заключается в том, что Августин, несмотря на множество выражавшихся им мнений о спекулятивных вопросах философии и богословия, во всех основных учениях пришел к весьма определенным выводам, в то время как философия Цицерона эклектична. 2171 Поссидий насчитывает всего, включая проповеди и послания, тысячу тридцать произведений Августина. Об этом см. прежде всего его «Отречения», где он сам пересматривает девяносто три своих труда (в общей сложности двести тридцать две книги, см. ii, 67) в хронологическом порядке, – сначала те, которые он написал как мирянин и пресвитер, потом те, которые он написал как епископ. См. также подробный хронологический указатель в Schönemann, Biblioth. historico-literaria Patrum Latinorum, vol. ii (Lips., 1794), p. 340 spq. (репринт в дополнительном томе, xii, издания Migne, p. 24 sqq.); также другой систематический и алфавитный список в одиннадцатом томе бенедиктинского издания (р. 494 sqq., ed. Venet.) и в Migne, tom. xi. 2172 Вот почему бенедиктинские издатели поместили «Отречения» и «Исповедь» в начало своего издания. 2173 Он сам говорит, Retract., 1. ii, с. 6: «Multis fratribus eos [Confessionum libros tredecim] multum placuisse et placere scio». См. De dono perseverantiae, c. 20: «Quid autem meorum opusculorum frequentius et delectabilius innotescere potuit quam libri Confessionum mearum?». См. Ep. 231, Dario comiti. 2174 Шонеманн (в дополнительном томе издания Migne, p. 134 sqq.) перечисляет множество отдельных изданий «Исповеди» на латыни, итальянском, испанском, португальском, французском, английском и немецком с 1475 по 1776 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Флюидическая школа объясняет гипнотические явления наличностью особой силы, способной передаваться на расстояние – так называемого животного магнетизма 1475 . Глава психологической школы – проф.Бернгейм стоит на другой почве. Он определяет 1476 гипнотизм как особое душевное состояние, вызываемое внушением, т.е. действием, посредством которого идея вводится в мозг и проникается им 1477 . Шарко, знаменитый невролог, пользуясь вполне научным методом, рассматривая гипнотические явления с надлежащей широтой, утверждает, что гипнотизм – «искусственное нервное состояние, разнообразные обнаружения которого появляются и исчезают по воле наблюдателя» 1478 . Нет ничего удивительного, что самое определение внушения дается различное 1479 . При всей недостаточности разрешения теоретического вопроса о существе внушения, практическая сторона дела от этого не страдает 1480 . Психологическое внушение образует галлюцинации и иллюзии, беспамятство, изменения в сосудодвигательной и секреторной системах, паралич, анестезии, неотразимые идеи и влечения, автоматические действия 1481 . Само собой понятно, что сами факты как факты не ведут еще к отрицанию или колебанию исключительности евангельского чуда. Все дело здесь в том, как, в каком смысле истолковывается значение этих фактов. Если эти факты, в их истолковании, устраняют евангельское чудо, то интересно, где научные основания к утверждению такого объяснения отмечаемых случаев. Отрицать здесь евангельское чудо можно лишь в том случае, если указанным примерам найдено прежде всего обоснованное такое объяснение, которое было бы логически принудительным объяснением и – допустим – аналогичных явлений евангельской истории. При этом таковое объяснение должно, конечно, быть противоречивым евангельскому толкованию этих чудес. Во всяком случае, отказывать в состоятельности объяснению евангельских чудес совершением их исключительно божественной силой Господа Спасителя можно прежде всего лишь тогда, когда найдено и доказано определенно новое, исключающее первое, объяснение всех – допустим – аналогичных фактов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Свое назидательное слово преосв. Арсений закончил трогательным изображением последних минут жизни А.С. Пушкина и приглашением помолиться о рабе Божием Александре, тяжкая кончина которого была приговором Провидения, спасительною мерою Божия человеколюбия, да суд приимет он по человеку плотию, поживет же по Бозе и в Бозе великом своим духом. После небольшого перерыва, последовавшего за панихидой, все присутствовавшие за богослужением прошли в академический актовый зал, где состоялось торжественное заседание, посвященное памяти А.С. Пушкина. Собрате открыто было речью профессора русского и церковно-славянского языка в Академии Г.А. Воскресенского о Пушкине, как поэте и человеке. 1474 В изящных чертах обрисовав всесторонней поэтический гений Пушкина, оратор особенное внимание обратил на характеристику религиозной настроенности поэта, проявившейся в ряде его возвышенных стихотворений и в некоторых суждениях, высказанных им по разному поводу. По окончании речи проф. Воскресенского, награжденной аплодисментами слушателей, председатель собрания Преосв. Арсений напомнил присутствующим, что настоящее чествование памяти великого поэта совпадает с другим юбилейным торжеством, также близким сердцу русского человека, – с исполнившимся столетием со дня рождения знаменитого русского композитора А.Ф. Львова, творца нашего национального гимна и автора многих духовно-музыкальных пьес. 1475 Предложе- —211— ние о. Ректора почтить память А.Ф. Львова пением созданного им гимна принято было присутствующими с явным сочувствием, и зал огласился торжественными звуками: «Боже Царя храни», повторенного дважды. За этим перерывом последовала речь профессора по кафедре истории словесности и иностранной литературе И.А. Татарского, посвященная раскрытие влияний на А.С. Пушкина со стороны иностранных литератур, под которыми создавался и возрос его национальный гений. Прекрасно произнесенная речь проф. Татарского покрыта была рукоплесканиями. В заключении акта, по просьбе присутствующих, на кафедру взошел известный почитатель и знаток творений Пушкина, проф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Василий и как это наблюдается на дошедших до нашего времени его сочинениях. Если же в Антирритике эта диалектическая окраска выдается чрезмерно, то и это вполне согласно с приемами Аполлинария, какими он пользовался в отношении к своим противникам. Полемическое сочинение его против Диодора, сохранившееся в длинных выдержках Леонтия и Феодорита, должно было носить такое же строение, как и Антирритик на Евномия. Столь же хорошо совпадают с Аполлинариевым стилем и другие особенности языка, указываемые Гарнье. Правда, вместо слова θσις Аполлинарий, как и Василий, пользуется термином υοθεσα 1471 , но на ряду с ним он употребляет формы, весьма близко подходящие к слову θσις, как-то θετς 1472 , υοθτεισθαι 1473 . За то слово θεκς сочинения Аполлинария дают в самых разнообразных и многочисленных сочетаниях 1474 . Более же важное, по мнению Дрэзеке, значение имеет то обстоятельство, что Аполлинарий с такое же любовию употреблял слово γννημα в приложении к Сыну 1475 , с какою пользуется им автор Антирритика, и что он защищал Божество Духа Святого 1476 , называя его Богом 1477 . Притом как Аполлинарий, так и автор Антирритика, при доказательстве Божественности Духа Святого, пользуются словами св. Писания об обитании в верующих Бога чрез Духа, а это есть прямо аполлинарианская особенность 1478 . Сверх этих совпадений Дрэзеке указывает на одинаковое понимание слов 15 гл. Коринфл., на одинаковость в выражениях подобия света Троичности Лиц в Божестве и на одинаковую Демосфено-Ливаниевскую окраску силлогистического изложения мыслей. „При непредвзятой оценке моих доказательств, – заключает Дрэзеке, – как я надеюсь, никто не может остаться неубежденным, что ντιητικς κατ’ Ενομου есть то самое произведение Аполлинария Лаодикийскаго, о котором Филосторгий оставил нам столь драгоценное замечание» 1479 . Обращаясь к этой непредвзятой оценке доводов Дрэзеке, нельзя не пожалеть о том, что как бы ни желательно было иметь сочинение Аполлинария против Евномия для более полного и всестороннего изучения его деятельности, доводы эти, однако, такого рода, что вызывают много недоумений, не устраняют многих возражений и сами по себе не имеют решительного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Опять неточность, имеющая не благоприятный вид, что за невозможность? Государь властен был продолжать войну, но заблагорассудил предпочесть мир. Если Бог посылает неприятное, надобно сие смиренно признавать, но не преувеличивать, ибо сие может вести к упадку духа, а не к пользе». 1470 И после того, и все опять в том же смысле и духе, касался святитель Филарет Крымской войны и последовавшего за нею мира. Так, например, в том же 1856 году, говоря слово в день тезоименитства государыни императрицы 22 июля на текст: Молю убо прежде всех творите молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и т.д. ( 1Тим.2:1–2 ), святитель-вития в конце своей проповеди говорит: «Не видим ли отеческого попечения благочестивейшего государя нашего о доставлении нам тихого и безмолвного жития в том, что он воздвигнутую против нас жестокую войну, по колику возможно было, ускорил прекратить, и даровать нам мир, удовлетворяясь от враждовавших благоприятными обещаниями, и не ища отмщения за нанесенную брань!» 1471 Употребляя здесь выражение: «удовлетворяясь от враждовавших благоприятными обещаниями», святитель Филарет указывает осторожно, но ясно, на коварную политику «враждовавших» западных держав, и при заключении Парижского мира и после его заключения не перестававших замышлять против достоинства Российской державы, которую, им казалось, еще мало унизили они условиями Парижского мира. Недаром святитель и в письме от 5 мая 1856 года к наместнику лавры Антонию, по поводу обращения одного турка в православие, пишет: «Видите ли, что Англия, Франция и Австрия, во время дела об общем мире, заключили особый союз, чтобы защищать Турцию? Очевидно, это скопище против нас. После сего надлежит ожидать, что ко всякому случаю будут по возможности придираться и затруднять нас. Потому не затруднятся сказать, что пленных насильно окрестили и. когда таких пленных вытребуют, сии насильно заставлены будут подтвердить сие». 1472 Поэтому же и в 1857 году, беседуя с церковной кафедры в день рождения государя императора 17 апреля и обозревая события протекшего года, святитель-вития говорил: «Как после бурной ночи тихое утро, с началом сего года просиял 1473 мир, вожделенный человеколюбивому сердцу цареву, благопотребный для империи, после крепкого 1474 подвига защиты от многочисленных врагов, почти на всех пределах её от запада до дальнего востока, от юга до глубокого севера». 1475

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

8, (1). Траян сказал: – Итак, не правильно ли говорил я вначале, что ты возмутил восток, чтобы не почитать богов? Игнатий сказал: – Ты негодуешь, царь, что мы убеждаем почитать не то, чему не следует поклоняться, а истинного Бога живого, Творца неба и земли, и Единородного Его Сына? Ведь только эта истинно исповедуемая и царственная (κρατοσα) религия гордится божественными и духовными догматами, (2) ваше же эллинское учение – безбожное многобожие, легко опровергаемое, непрочное, колеблющееся, ни на чем прочном не стоящее, так как «недоказуемое учение заблуждается» ( Прит.10:17 ).1475 Как же оно не исполнено всяких ложных словес, когда то утверждает, что всего в мире двенадцать богов, то предполагает большее число? (3) Траян сказал: – Я не могу более выносить твое хвастовство, поскольку ты ужасно бранишь нас, желая победить нас словоохотливостью. Итак, принеси жертву, ибо с нас довольно твоего красноречия. В противном случае я после новых пыток отдам тебя зверям. (4) Игнатий сказал: – До каких пор ты будешь угрожать и не исполнять объявляемого? Ибо я христианин и не приношу жертв лукавым бесам, но поклоняюсь истинному Богу-Отцу Господа нашего Иисуса Христа, просветившего мне свет ведения (ср. Ос.10:12 ), отверзшего очи мои для разумения чудес Его (ср. Пс.118:18 ). Его я благоговейно почитаю, так как Он есть Бог и Господь и Царь и «Единый сильный» ( 1Тим.6:15 ). 9, (1). Траян сказал: – Я истреблю тебя на железных решетках (κραβαττοπυαις)1476, если не раскаешься. Игнатий сказал: – Каяться, царь, хорошо в злом, а в добре – предосудительно: нам нужно стремиться к лучшему, а не к худшему. Нет ничего лучше благочестия. (2) Траян сказал: – Строгайте спину его крючьями со словами: «Повинуйся самодержцу и принеси жертву богам согласно постановлению сената». (3) Игнатий сказал: – Я боюсь постановления Божьего, глаголющего: «Не будет у тебя богов других, кроме Меня» ( Исх.20:3 ), и: «Жертвующий богам другим будет истреблен» ( Исх.22:19 ). Сенату же и царю, требующим противозаконного, я не повинуюсь, ибо законы говорят: «Не взирай на лицо сильного» (ср. Лев.19:15 ), и: «Не будешь с многими во зле» (ср. Исх.23:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

В случае с Византией, союз выглядел скорее как односторонняя зависимость ослабевшей империи от всесильных итальянских купцов. Однако Михаил VIII, ведший изощренную и рискованную дипломатическую игру и вынужденный дать Генуе торговую монополию, чтобы заручиться ее поддержкой против Латинской империи, которую поддерживала Венеция, после освобождения Константинополя попытался избавиться от генуэзской хватки. В 1265 году он официальным договором открыл Черное море Венеции (хотя этот договор противоречил предыдущему, заключенному с Генуей). Венеция от этого договора выигрывала очень много, но была вовлечена в военное столкновение с Генуей. В 1296 году венецианцы сумели захватить Кафу и в течение трех лет удерживали ее.   Венеция зорко охраняла свои интересы в этом районе и в 1332 году смогла получить от хана Узбека особый квартал в торговом городе Тана (современный Азов), в устье реки Дон. В том же году Венеции был уступлен город Воспоро (на «Босфоре Киммерийском», восточная оконечность Крымского полуострова), который венецианцы превратили в форпост Таны.   Венеция и Генуя периодически сталкивались (в 1352–1355 и в 1376–1381 гг.), и эти столкновения немедленно отзывались на внутренней политике Византии и в династической борьбе, потому что обе итальянские республики стремились получить поддержку византийского двора. Зачастую византийская политика заключалась преимущественно в натравливании итальянцев друг на друга. На практике, по крайней мере до Туринского мира (1381 год), генуэзцы одерживали верх, сохраняя укрепленные поселения в Галате до турецкого завоевания (1453 г.), а в Кафе до 1475 года.   Отношение татар к итальянским поселениям не было последовательным. В конце XIII века могущественный хан Ногай, который номинально зависел от кипчакских ханов в Сарае, а фактически возглавлял независимую империю на северных берегах Черного моря и вел самостоятельную внешнюю политику, поддерживал венецианцев в борьбе против генуэзцев — сторонников Сарая, пока не был разбит Тохтой (1299–1300).   Сарайский хан Тохта неожиданно возмутился торговлей рабами, которую вели генуэзцы и в результате которой его собственные подданные попадали на ближневосточные невольничьи рынки. Хан захватил генуэзских купцов, находившихся в Сарае (1307 г.). и сжег Кафу (1308 г.). Город был отстроен генуэзцами при преемнике Тохты Узбеке. В 1343 году убийство татарского чиновника в Тане вызвало ярость хана Джанибека, изгнавшего итальянцев из Таны и осадившего Кафу. Осада, однако, не удалась. С течением времени союз татар и генуэзцев, основанный на глубоких общих интересах, был восстановлен, но потеря Таны имела длительные последствия для западноевропейской экономики.  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010