О почитании св. Алькельды в Мидлхеме и Гиглсуике Витраж с изображением мученичества св. Алькельды в церкви Свв. Марии и Алькельды в Мидлхеме (предоставил - co-rector of the church in Middleham) Церковь в Мидлхеме была значимой со времен Средневековья. Сохранилась жалованная грамота короля Эдуарда IV (1461–1483), позволяющая его брату Ричарду Глостеру (будущему королю Ричарду III) основать Мидлхемский колледж в честь Христа-Спасителя, Богородицы и Св. Алькельды. Таким образом, церковь Мидлхема имела коллегиальный статус со своими деканом и канониками до 1840 года. Вероятно, в 1484-м году в церкви был похоронен юный сын Ричарда III Эдуард Мидлхем, принц Уэльский, которому было не более 11 лет. В 1559-м году настоятель Мидлхема упоминал в своем завещании частицу главы святой Алькельды. В западном окне северного бокового нефа есть медальон (декоративный элемент храма круглой формы) XV века, изображающий мученичество святой Алькельды от рук двух злобных женщин-викингов. Он был собран из нескольких сломанных кусочков. На двух других медальонах, вставленных в витражи в ризнице, увековечены мученичество святой и вознесение ее души на небеса. Изображение святой Алькельды также имеется у ее могилы. Витраж с изображением вознесения души мц. Алкельды в церкви в Мидлхеме (любезно предоставил - co-rector of the church in Middleham) В задней части церкви хранится точная копия «Мидлхемского сокровища» XV века, обнаруженного в 1985-м году в поле около местного замка (оригинал находится в Музее Йоркшира в городе Йорк). Это именная золотая ромбовидная подвеска с сапфиром, с гравировкой Троицы на лицевой стороне и Рождества Христова на оборотной; она некогда использовалась как маленький реликварий. Церковь Мидлхема датируется 1280–1290 годами, хотя в ней сохранились и некоторые нормандские черты. Слава святой Алькельды была столь велика, что в 1388-м году король Ричард II (1377–1399) предоставил Мидлхему право проводить ежегодную ярмарку в день памяти святой. Ярмарка была одной из крупнейших в районе и длилась 3 дня (перестала существовать в 1926-м году). К западу от церкви в Мидлхеме тысячи паломников посещали источник святой Алькельды, который, как считалось, находился на месте ее мученической кончины. К настоящему времени источник засох, спрятанный в каменной стене – питавшие его подземные воды были отведены при строительстве новых зданий. Но, по крайней мере до недавнего времени, ниже по склону холма стояла старая купель источника, полная воды.

http://pravoslavie.ru/145577.html

6 . Святой Благоверный Князь ДОМАНТ МЕНДОГВОВИЧ, сын Великого Князя Литовскаго Мендогва, из Литвы переселившийся с родом своим во Псков в 1266 году, и нареченный во Святом Крещении ТИМОФЕЙ, преставился в лето 6807 (1299) мая 20-го дня. Мощи его под спудом в правом притворе Кафедрального Псковского Троицкого Собора. Он причтен во Святые в 14 столетии и в 1374 году создана была в Домантове стене во имя его Церковь ; а Служба ему сочинена уже в 16 столетии после Баториева нашествия, по случаю некоего явления. Память его празднуется на день преставления. 7 . Благоверная Княгиня МАРФА ДИМИТРИЕВНА, дочь Великого Князя Димитрия Александровича, внука Великого нязя Александра Невскаго, супруга Домантова, преставилась в лето 6808 (1З00), погребена в Иоаннопредтеченском Монастыре. 8 . Священноинок ИСИДОР, Иерей, и с ним 72 Мученика, утоплением за веру пострадавшие в Ливонском Юрьеве от Немцев в лето 6985 (1477) января в 8-й день. Погребены некоторые из них на берегу реки Амовжи или Ембаха ниже города поприща три, а другие в Юрьеве близ Церкви. 9 . Преподобный Отец МАРК, первый старец Печерский, когда жил и скончался неизвестно; а Мощи его в пещерах. 10 . Священноинок ИОНА, первый строитель Печерского Монастыря, пришедший лета 6980 (1472) в пещеры и ископавший в них Церковь и там в обители скончавшийся около 1474 года. Мощи его почивают в пещерах; а память 29 марта 11 . Преподобная ВАССА, супруга первого Печерского строителя Ионы, скончавшаяся в Монашестве около 147З года; погребена в пещерах. 12 . Преподобный ИЛАРИОН, ученик Преподобного Евфросина, Игумен и строитель Покровского Озерского Монастыря на Желчи реке, преставился в лето 6684 (1476) марта в 28 день и там почивает. 13 . Преподобный СЕРАПИОН, спостник и ученик Преподобного Евфросина на Толве реке, преставился в лето 6988 (1480) сентября в 8-й день. Мощи его в Елизарьеве Монастыре. 14 . Преподобный ЕЛЕАЗАР в Монашестве ЕВФРОСИН, строитель Триех-Святительского Елеазарова Монастыря, им основанного, Псковский чудотворец, преставися в лето (6989) (1461) мая в 15 день и погребен в своем Елеазарове Монастыре к стене за правыми крылосом, где над ним и гробница устроена; причтен во Святые Московским Собором 1547 года и тогда же сочинена ему Служба и Житие. Память его совершается на день преставления. Краткое жизнеописание его напечатано в Прологе под 15 числом мая, но подробнейшее остается в Монастырском книгохранилище, где и Духовное его завещание, писанное на пергамине, хранится.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

7) Маленькая голова быка, глаза с присоединенными черточками (л. 366–369) – Брике, 14954 (1430–1438 гг.). В описании Н. П. Лихачева знак не упомянут. 8) Голова быка с челкой и мачтой между рогами, оканчивающейся пятилепестковым цветком (л. 372–379, 391­392). Такой же знак приведен в альбоме Лихачева под 2443 из недатированной рукописи, у Брике сходный знак под 14402 (1455 г.). В описании Н. П. Лихачева знак определен неправильно. 9) Фляга пилигрима (л. 380–387) – два варианта, причем оба приведены в альбоме Лихачева под 983,984 из рукописи 1444 г. (в описании Н. П. Лихачева приводятся и другие варианты, но все они уже отличаются от знаков рукописи 1444 г.). 10) Колесница (л. 388–389, 394–395)-типа Брике, 3528 (1429– 1461 гг.). В описании Н. П. Лихачева знак не упомянут. Датировку Рогожского сборника определяют филиграни 1, 2, 3, 6 и 9, остальные сорта более ранней бумаги использованы в остатках (для дополнений и вставок). Таким образом, подтверждается правильность соображений Н. П. Лихачева: рукопись устойчиво датируется 40-ми годами XV в. Ниже публикуется текст Краткой редакции Жития митрополита Алексия по списку РГБ, ф. 247, 253 (л. 324–326 об. – по карандашной нумерации в правом верхнем углу листов). В лето 6885 … Тое же зимы, промежи говениа, месяца февраля в 12, на память святаго отца Мелентиа, епископа Мелетиискаго, преставися пресвященныи Алексии митрополит всея Руси въ старости честнеи и глубоце, быв в митрополитех лет 23, и положен бысть на Москве в церкви святаго архаггела Михаила, честнаго его чюда, иже сам созда общии монастырь. О Алексеи митрополите 114 . Сии убо преподобныи отець нашь Алексии митрополит беаше родом болярин, славных и нарочитых бояр от страны Русскыя, от области Московьскыя, благородну и благоверну родителю сыну, от отца нарицаемаго Феодора и матери именем Марии. Родижеся в княжение великое Тферьское Михаилово Ярославича, при митрополите Максиме, до убиения Акинфова, старее сы князя великаго Семена 17 лет. Крести же его еще младенца суща князь Иван Даниловичь, еще сы не в великом княжении. Бе же преже в святом крещении наречено бысть имя ему Симеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С востока церковь имеет однопрестольный пятистенный алтарь, крытый высокой клинчатой кровлей, которая вторит трём восточным щипцам храма. Интерьер памятника выполнен в традиционных формах древнерусского зодчества. Стены храма тёсаны топором из бревён большого сечения со скругленными углами. Потолок, набранный из плах по матицам, как в древнерусских клетских церквах; пол из массивных плах. Хорошо сохранились великолепно выполненные тябла иконостаса. Живопись на них традиционна: мягкий, изящный орнамент из повторяющихся очень крупных и обобщённых волют. Храм Рождества Иоанна Предтечи является одной из вершин народной деревянной архитектуры. Здесь с наибольшей полнотой воплотились лучшие традиции русских плотников, крестьянский образец красоты, рожденный в труде, в постоянной связи с природой и родной избой. Церковь является одной из самых интересных деревянных ярусных церквей в России. Такой тип храма «четверик на четверике» сейчас уже нигде не встречается, но раньше такие постройки возводились. Известно существование подобной церкви в середине XVII века в Ниловой Столобенской пустыни. История Ширкова погоста небогата событиями. Приходские деревни жили малоприметной жизнью, почти не оставляя следа в документальных источниках. Известно, что в 1840-х годах к западу от храма была построена колокольня с 5-ю колоколами, соединённая с церковью переходом (ныне не сохранилась). Будучи ниже храма в два раза, колокольня мало повлияла на общее восприятие ансамбля. В 1870-е годы в результате поновлений сруб был скрыт под унылой тёсовой обшивкой, а переливы осинового лемеха на главе сменились металлическим свечением жестяного покрытия. Приход храму составляли жители деревень: Ширково, Синцово, Ермолкино, Брод, Адворище, Борки, Хитино, Заберечье, Старое, Горбуха, Лохова-Гора, Косицкое, Лехоново, Кононово, Гришино, Жуково, Руно, Головкино, Хохлово и Новолоке. Всего на 1914 год число прихожан: 1461 мужчин и 1557 женщин. В 1920-1930-е годы деревянный Иоанно-Предтеченский храм пустовал и не ремонтировался.

http://sobory.ru/article/?object=07387

(Странник Новгородского монаха Стефана содержит в себе описание не только Константинополя, но и Иерусалима, в котором он также был; но его описание Иерусалима есть простое сокращение Паломника Даниилова. Описание иеродиакона Игнатия читается внесённым в Никоновскую летопись, как часть его путевых записок, о которых сейчас ниже). Описание Афона, читаемое у иеродиакона Зосимы, очень кратко и состоит только в поименовании двадцати двух афонских монастырей. Странно, что ни Зосима не распространяется сколько-нибудь об Афоне, и что никто другой не составил его описания. Может быть, это должно объяснять так, что в общем Афон был более или менее известен Русским, а что описывать его частнейшим образом не находили нужным. Не имев большего значения для своих современников описания не бесполезны для нас в научном отношении: находим в них некоторые важные для нас заметки исторические и можем также извлечь некоторую пользу из их указаний топографических. (В „Русском Филологическом Вестнике”, издаваемом в Варшаве А. И. Смирновым, 1885г. (том XIII, год 7) напечатано: „Хождение архимандрита Грефения [Агрефения), обетели пресвятыя Богородица”. [Около 1370г. Издано также в XLVIII выпуске Православного Палестинского Общества]. [Хожение священноинока Варсонофия ко св. граду Иерусалиму в 1456, 1461–1462 годы напечатано в XLV выпуске Православного Палестинского Общества. М. 1896г.]. (В 1558г. архидиакон Новгородский Геннадий послан был на Восток писать тамошние обычаи, – 2 Новгородская летопись в Собрании летописей III, 159). [Ср. 1 половины тома стр. 847–848 и стр. 894 ]. [Хождение купца Василия Позднякова, 1558–1561г., напечатано в XVIII выпуске Православного Палестинского Общества]. Три путевые записки принадлежат: помянутому выше иеродиакону Игнатию, неизвестному по имени чиновнику Суздальского епископа Аврамия, сопровождавшего митрополита Исидора на Флорентийский собор и Тверскому купцу Афанасию Никитину. Игнатий, вместе со своим Смоленским епископом Михаилом, сопровождал митрополита Пимина в его третье путешествие в Константинополь, предпринятое 13 Апреля 1389г. Отправляясь из Москвы, митрополит поручил своим спутникам вести путевые записки: это и сделал наш иеродиакон, ведши дневник пути (лежавшего через Орду на Азов) от Москвы до Константинополя. В дневнике не только перечисляются места, которыми ехал митрополит, но отчасти и описываются, каковые описания не совсем безынтересны. Весьма интересное дополнение к дневнику составляет описание коронации императора Мануила, которая имела место в бытность Игнатия в Константинополе, и которую он видел своими глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Самым значительным из них является «Слово избранно от святых писаний еже на латыню», изданное А. Н. Поповым по Успенскому списку Великих Миней Четьих за июль (ГИМ, Син., 996) 241 . Этот, по выражению А. С. Павлова , «памятник величайшей важности в истории нашей древней церковно-политической литературы» 242 не получил еще должной оценки в историографии, не установлено его авторство, не выяснено до конца его соотношение с другими произведениями, содержащими сходные тексты. Таких произведений еще два: статья 1437 г. Московского свода 1479 г. и статья Свода 1518 г. (Софийская II и Львовская летописи) под 1438 г. По поводу взаимоотношений «Слова на латыню» с летописными статьями высказано много мнений, но итог подведен в недавней работе Н. В. Синицыной: «Слово на латыню» и перечисленные летописные статьи восходят к общему протографу (созданному в 1458–1460 гг.), при этом основными видами являются статья Софийской II – Львовской и «Слово на латыню», статья же Московского свода признана разновидностью основных вариантов 243 . Представляется, что неопределенность в выводах о взаимоотношении указанных трех памятников проистекает из непонимания авторского замысла «Слова на латыню». Предварительная датировка «Слова» такова: оно написано не ранее 3 мая 1461 г. (поскольку в нем упоминается поставление митрополита Феодосия) 244 и не позже 27 марта 1462 г. (когда умер Василий II, к которому автор Слова обращается как к еще живому). Более точная датировка зависит от установления автора произведения, о чем скажем ниже. А. С. Павлов предположил, что автором «Слова на латыню» являлся Пахомий Серб 245 . Основанием для такой «догадки» оказываются следующие признаки. Прежде всего, бросается в глаза постоянное употребление титула «царь» при имени великого князя Василия Васильевича (365, 372, 377, 379, 380, 381, 382, 384, 392, 393, 395). Конечно, как мы видели, «царем» именовали великого князя и другие авторы. Но справедливости ради следует заметить, что Пахомий употреблял слово «царь» чаще других 246 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Агиографические сочинения, принадлежавшие перу представителей обеих партий, изображали подвиги древнерусских святых, и это было знаменательно для начала XVI в. Ясно, что для митрополита Макария важно было собрать такой материал, который мог бы прославить Русскую Церковь — Церковь третьего Рима — начиная с ее рождения. Именно в это время, в конце 40-х и начале 50-х гг., составляются пространные жития св. князя Владимира, при котором Русь была крещена, и св. княгини Ольги . Житие Владимира, в котором содержится очень подробное описание всей эпохи его правления (оно состоит из 72 глав), отражает церковно-политические воззрения, характерные для времени составления жития. В нем затрагивается также вопрос о генеалогии московских государей и подчеркивается родство князя Владимира с римским императором Августом. Житие было включено в «Степенную книгу» — огромный сборник, возникший в это время, о чем речь пойдет ниже. По приказанию митрополита инок Михаил из владимирского Рождественского монастыря восполнил и переработал существовавшее уже житие князя Александра Невского, превратив его в своего рода похвалу святому . Составление жития в виде похвалы, вероятно, вполне соответствовало воззрениям людей того времени, ибо около 1547 г. по приказанию Макария в том же духе были составлены житие Московского митрополита Ионы († 1461) и житие Никона († 1426), игумена Троице-Сергиева монастыря ; оба жития принадлежат перу неизвестных авторов. Для Миней были составлены жития двух прославленных подвижников XV в. Одно из них — житие уже известного нам сурового аскета Павла Обнорского († 1429), написанное еще в 1536–1538 гг. неизвестным иноком, а теперь, в 1547 г., восполненное повествованием о его чудесах . Вторым было житие Макария († 1483), игумена Троицкого Калязинского монастыря, вблизи города Кашина в Тверской губернии. Происходивший из богатой боярской семьи, Макарий отличался суровой подвижнической жизнью — полным отречением от мира, постом и смирением. Уже при жизни он удостоился почитания современников, чтили его и следующие поколения . Его мощи были обретены в 1521 г. По поручению митрополита неизвестный инок Калязинской обители составил очень хорошее, содержательное житие Макария. Этот же инок был, вероятно, автором рассказа об обретении его мощей, ибо Макарий давно уже почитался местно как святой, благодаря множеству посмертных чудес .

http://sedmitza.ru/lib/text/436477/

12:3). И пророк Амос, выведенный пред народом, сказал: вы приемлюще дары от нищих (Ам. 5:12). И Исаия, порицая, говорит: Князи… любяще дары, гоняше воздаяние (Ис. 1:23). И именуя жалкими их, продолжает: горе… оправдывающим нечестива даров ради и еже есть праведное праведнаго вземлющим от него (Ис. 5:22-23). И иначе: Мзда и дарове ослепляют очи премудрых (Сир. 20:29). [Col. 1461] И опять: Губит себе мздо имец, ненавидяй же даров приятия спасется (Притч. 15:27). И тотчас: приемлющему дары неправедно в недра не предуспевают путие (Притч. 17:23). И: Лучше имя доброе, неже богатство (Притч. 22:1). Давид же, Бога умоляя, сказал: Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой. Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды (Пс. 25:9-10), нечестивыми и беззаконными мужами кровей называя принимающих дары. И далее: безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое (Пс. 48:11). И о том же сказано: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12:20), безумными называя тех, кто полагается на богатство, несмотря на неопределенность плотской жизни. И опять-таки: Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство (Пс. 118:36). Иов же, показывая чистоту свою, рек: аще рукама моима прикоснухся даров (Иов. 31:7). И Господь наш и Спаситель заповедует, говоря:смотрите, берегитесь всякого любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12:15). Ему же слава во веки веков. Аминь.    Скаредность прорастает из мелочности, а скорее из неверия и ненадеяния. Ибо если в видимом — в том, что Его благость щедро дает нам блага на каждый день, — не полагаемся на нее, но сомневаемся, то [что сказать] о невидимых, вечных и пребывающих благах, которые обещал Он нам даровать, как же поверим Ему в том, что не видел… глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9)? Поэтому правильно нас упрекает Божественное Писание:Малодушия же человека кто стерпит? (Притч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

1440. Ин. 3. 4. 1441. Ин. 6. 60. 1442–1443. Ср.: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6. 63). 1444.  …если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. …Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 3–4.) 1445. 2 Кор. 10. 5. 1446. Так говорится в грамоте, выдаваемой архиереем иерею по его рукоположении: «Подобает иерею вседушо прилежати чтению Божественных Писаний, и не инако сия толковати, но якоже Церковная светила, святии и Богоноснии Отцы наши, пастыри и учители, великим согласием истолковали». Далее в грамоте завещавается иерею строго нравственная христианская жизнь. 1447. Гал. 5. 24. 1448.  …разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8. 4.) 1449.  …«встань, спящий, и воскресни из мертвых и освятит тебя Христос» (Еф. 5. 14). 1450.  Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя (Ос. 13. 9). 1451. См.: …язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1. 6). 1452.  Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9). 1453.  …неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1. 6). 1454.  Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Притч. 3. 5). 1455. 2 Кор. 5. 12. 1456.  …мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3. 19). 1457. Иак. 1. 17. 1458.  …в убедительных словах человеческой мудрости (1 Кор. 2. 4). 1459. 1 Кор. 1. 17. 1460.  …Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых… и не знатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1. 27–29). 1461. Слово преподобного Марка Подвижника. Далее святой Отец объясняет, что три образа благочестия суть следующие: первый — не согрешать; второй — по согрешении терпеть попускаемые скорби; третий — плакать о недостатке терпения, когда не можем претерпевать великодушно попускаемых (Промыслом) скорбей. 1462. По Иннокентию: Низибий Чудотворец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1446 Симеон Новый Богослов, преподобный. Гимн XXVI/Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. Т. 3. С. 117 (разрядка наша. — иг. Ф.). 1447 Иер.23:23. На церковнославянском точно так же — «Бог приближаяйся Аз есмь глаголет Господь, а не Бог издалеча " _ 1448 Зигабен на Пс.33:19. 1449 Псалтирь в святоотеческом изъяснении, на Пс.33(со ссылкой на Василия Великого и Феодорита). 1450 Пс.72(в славянском переводе — так же «погибнут " _ 1451 Зигабен на Пс.33:19. 1452 Зигабен на Пс.33:19. 1453 Зигабен на Пс.33(с цитатой из Феодорита). 1454 Зигабен на Пс.146(цитируется блаженный Феодорит). 1455 Афонский патерик. С. 201—202 (в житии преподобного Дионисия Олимпийского). 1456 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 2, 1. Т. 2. С. 6—7. 1457 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10, 2, 1. Т. 2. С. 6—7. 1458 Афонский патерик. С. 195 (поучение преподобного Сергия царю Иоанну Васильевичу по поводу поездки на богомолье в Кириллов монастырь, в житии преподобного Максима Грека). 1459 На возношении Святого Агнца. 1460 Феофилакт Болгарский на Ин.13:33—35. 1461 Феофилакт Болгарский на Ин.13:17—19. 1462 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 10. 2. 1. Т. 2. С. 7. 1463 Пушкин А.С. К Чаадаеву (1818)/Пушкин А.С. Соч. В 8 т. Т. 1. М.. 1967. С. 332. 1464 «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре»: 1465 Григорий Палама, святитель. Триады, II, 1, 30. С. 157 (разрядка везде наша. — иг. Ф.). 1466 В Последовании ко Святому Причащению молитва 7, святого Симеона Нового Богослова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010