Соф. библ. 1322, л. 72. – С. Шевырев, Поездка в Кирилло-белов. монастырь, М. 1850, ч. I, стр. 145. 69 Житие, составленное иеромонахом Пахомием, называет и имена двух иноков, прибывших из Симонова: Дионисия и Зеведея. 70 Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 72. Об украшении этой церкви особенно много заботился князь Андрей Дмитриевич (Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 77 об., стб. 2): «Елико мощно, толико тщашеся всаческыми доволы н красотами церковь Пречистыя Богоматере оудовлити и оукрасити». Но это было, кажется, уже после смерти преп. Кирилла, вероятно, при игумене Христофоре (см. там же). 71 Прав. Собес., 1859, сент., стр. 111. (Слово... на память преподобного Савватия Соловецкого. Об авторе этого слова см. в Прибавл. к издан. творений Св. Отец, 1869, ч. XVIII). – Рукоп. Соф. библ. 467, л. 54. – (Сравн. житие преп. Кирилла в рукоп. Соф. библ. 1322, июня 9, л. 80, стб. 1 и друг.). – Преп. Сергий с своей обители «келии ... четверообразно устроити повеле, по среде же церковь болшю воздвиже» (Вел. Минеи-Четьи, сент. 25, е. с., стб. 1417). 72 Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 79 об., стб. 1. – Игумен Трифон пред возведением в сан кирилловского настоятеля был иноком Спасо-каменного монастыря (см. об этом ниже в главе IV и в приложении к главе III). 77 «Тогда бо, говорит Пахомий, при блаженнем Кириле тесно бяше объято место оно. за еже и братьство тогда не оу много бяше. Егда же восхоте Бог болшими дарованъми и чюдесы прославити своего угодника, тогда множае братьство оумножашеся. сего ради и величайшего места. требование к манастырьскому оустроению и якоже бы рещи ветхая мимоидоша и се быша новая, кроме обычая и оустава, яже блаженный Кирил уставил бе общего жития правило, иже есть даже и доныне неподвижно молитвами и укреплением богоносного отца» (Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 80, стб. 1.). 78 Истор. росс. иерархии, ч. V., стр. 225. – Не такие ли воззрения имел в виду иеромонах Пахомий (в 1461–1462 годах), когда защищал постройки произведенные в Кириллове монастыре при игумене Трифоне? (см. далее в главе II-oй и IV-oй об игуменах Трифоне и Кассиане).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1454 …вопросил его Пилат… – Пилатом (римским проконсулом Иудеи, допустившим распятие Христа) называется здесь Елагин (см. ниже). 1455 Стр. 663. …Петр отречеся… – Упоминается евангельская легенда об отречении апостола Петра от Христа. 1457 Стр. 664. …поем… песни песням… – Излагается отрывок библейской «Песни песней» Соломона в символическом истолковании (как «хвала о церкви»). 1460 Стр. 665. …дома Вавилон… – Намек на библейскую легенду о том, как царь Навуходоносор построил около Вавилона золотого истукана и заставил народ поклоняться ему; трех отказавшихся это делать иудеев он приказал бросить в печь, но ангел спас их. 1461 Не блуди, еретик… против солнца же водят… – протест против изменения Никоном церковных обрядов: порядка пресуществления «святых даров» (см. выше), покрытия алтаря антиминсом, изменения формы креста, движения процессий «против солнца» (а не наоборот, как ранее) и др. 1462 Аръсен – Арсений Грек, монах, помощник Никона, переводчик и редактор церковных книг; учился в Риме, Венеции, Падуе. 1465 …к болшой царевне вверх во псаломщики… – Евфимий читал «Псалтырь» во дворце у сестры царя Ирины, старшей из царевен. 1470 …просвиру вынял за брата – Во время церковной службы священник вынимает частицу из просфоры за здоровье тех лиц, имена которых ему указываются. 1473 Стр. 669. …сорокоуст дал… – сорокадневная молитва в церкви по умершем и необходимые для нее предметы (свечи, ладан и др.). 1480 …бело у ушей… – На изображениях ангелов рисуются «слухи» – белые ленточки, входящие в уши и символизирующие внимание к речам Бога. 1483 Стр. 674. Июда чюдотворец. – По легенде, апостол Иуда мог творить чудеса (до того, как он предал Христа). 1484 …в Деяниих, зач. 36 и 42 зач… – то есть в соответствующих разделах («зачалах») «Деяний апостолов». 1498 Стр. 684. …в Чигирин… – Главные события русско-турецкой войны развернулись вокруг столицы украинских гетманов – Чигирина. 1500 …похититель Каменца-Подолского… – В 1672 г. турки захватили польскую крепость Каменец-Подольский. 1504

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Если ты не оборонишь меня, то страшись воздаяния от Бога, а я буду защищаться законом Божиим. Если же в чем виноват мой десятинник, я выдам его тебе без суда, головою, как и прежде поступал» 94 . Здесь требование справедливости, в отношении к обиженным, сливалось с другим не менее справедливым требованием уважения к священному сану Господина обиженных. Великий Князь Василий Васильевич прибегал к святителю Ионе не только в нуждах государственных, но и в делах семейных, и находил помощь. Малолетняя дочь Васильева Анна была при смерти. Почти бездыханную принесли ее в келлию Святителя. Молитвы его возвратили болящей здравие и силы 95 . 1 В житии св. Ионы сказано «бысть родом от мест града Галича, близ пределе Казанския земли, разстояние имея от Соли Галическия яко шесть верст, на реце Святице». Хотя ни Галич, ни Сольгалич не были близки к пределам земли Казанской, однако же известно, что тот и другой город часто подвергались нападениям от Татар Казанских. По летописи Солигаличскаго Воскресенского монастыря, о нашествии Казанцев на Соль-Галич упоминается еще в 1375 г. И. Г. Р. Т. IV пр. 327 – В 1129, 1468 и 1557 г. они нападали на Галич и прилежащие ему города и селения. И. Г. Р. Т. V. пр. 265, 275. и др. Акт Археогр. Экспед. Т. II. стр. 177 – Погост Одноушево существует доныне. 2 Это заключение основывается на следующих соображениях: св. Иона скончался в 1461, поставлен в епископа в 1430 г. Но в те времена держались правила, чтоб не ставить в епископа ранее 40 лет. См. Акт. Археогр. Экспед. Т. I. стр. 472. 3 В самом Солигаличе, от времен В. К. Димитрия Иоанновича Донского, известен монастырь Воскресенский, ныне приходская церковь в городе. См. Акт. Археогр. Экспед. Т. II. N. 85. и Ист. Г. Р. Т. IV. стр. 327. В половине XVII столетия Галичских монастырей считалось до 18. Акт Арх. Эксп. Т. IV. ст. 125. 4 Симонов монастырь, со времен Донского, имел свои соловарни в Солигаличе. Ист. Г. Р. Т. V пр. 122. Может быть, это обстоятельство послужило к переселению святого Ионы в Москву. 5 Преподобный Иосиф Волоколамский, упоминая в своем духовном завещании о св. Ионе и его сподвижниках, пишет: «Иже, яко видеша обычая монастырская изменяемы и благочиние отметаемо, не молчаще, ниже в небрежение полагаху сего, но возбраняюще и не попущающе безчинию и мятежу бывати, и многу скорбь от тогда бывших архимандритов приимаху». Гл. 10. Рукоп. М. Д. Академии под N. 171.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

М. Собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. 10. С. 500). 248. Людовик XI — Король Франции с 1461 по 1483 г. 249. „Le bon jugement de la très sainte et gracieuse Vierge Marie“. — В переводе „Собора Парижской богоматери“, напечатанном в журнале „Время“, это название отсутствует. 250. …кроме драматических представлений, по всему миру ходило тогда много повестей и „стихов“…— Имеются в виду апокрифы и народные духовные стихи, разрабатывающие темы либо тех же апокрифов, либо вполне канонических житий и других церковных текстов. В середине прошлого века в связи с усилившимся интересом к народу, его мировоззрению и творчеству, появилась огромная литература по этому предмету. Печатались и научные исследования, и материалы. 251. Есть, например, одна монастырская поэмка (конечно, с греческого): „Хождение богородицы, по мукам“, с картинами и со смелостью не ниже дантовских. — „Хождение богородицы по мукам“ — одно из популярных апокрифических сказаний, византийского происхождения, чрезвычайно рано проникшее на Русь. К моменту работы Достоевского над „Братьями Карамазовыми“ было несколько публикаций этого апокрифа: Отеч. зап. 1857. Памятники старинной русской литературы, изд. Гр. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 3. Ложные и отреченные книги русской старины, собр. А. Н. Пыпиным; Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. М., 1863. Т. 2; Известия по Отделению русского языка и словесности Академии наук. СПб., 1861–1863. Т. 10; Срезневский И. Древние памятники русского письма и языка (X–XIV веков). СПб., 1863. См. подробнее о каждой из этих публикаций и о знакомстве Достоевского с „Хождением“: Ветловская В. Е. Достоевский и поэтический мир Древней Руси. С. 298–300; ср.: Кусков В. В. Мотивы древнерусской литературы в романе Ф.М.Достоевского „Братья Карамазовы“//Вести. МГУ. Сер. 10. Филология. 1971. С. 22–28; см. также: Tapacjeb A. Апокриф „Ход богородице по мукама“ у оквирима uдejhor плана „Бране Карамазових“//Зборник Владимира Мошина. Београд. 1977. С. 287–294. 253. …Ну вот и моя поэмка была бы в том же роде, если б явилась в то время. — Автор „Маленького фельетона“ в „Новом времени“ за 1901 г.

http://predanie.ru/book/68775-bratya-kar...

898 Слово Григория Цамвлака перечисляет 35 обвинений, главным образ. по статье «О фрязех» (Попов, 316–325); Павлов (373). М. Фотий в послании во Псков писал против употребления латинского мура (Акты истор., I, 35; Рус. Истор. библ., VI, 58); Григорий Цамвлак, Н. Д. (Рус. Беседа, 1895, 1, стр. 148–151), по румын. источн., касающ. отношений флорент. унии к Византии. О других соч. см. ниже 901 С XI в. дочь Ярослава I Анна, вышедшая за франц. короля Генриха I, исполняла католич. обряды или приняла католичество (Ист. Вестн. 1894, 1, с. 206). В XII в. не требовалось от католич. принцесс, вышедших замуж за визант. членов царств. дома, перемены религии (Визант. Времен. 1898, I, 86–87) 903 Очевидец брака Зои, Феодор Газа поспешил послать описание торжества своему другу Франч. Филельфо (Пирлинг, Россия и Восток, xi) 904 Пирлинг, Рос. и Вост., xi, 134, 144. И.Григорович (Переписка пап с рос. госуд. в XVI в., Спб. 1834, снош. 1513–1526 гг.), стр. 1–26, 95–105) 905 Слово, избр. от св. писаний еже на латыню, около 1461, припис. неправильно старцу Аркадию (Филарет, Обз. дух. литерат., стр. 130), а А. Н.Поповым одному епископу (Ист. литер. обз. полемич. соч., 359–360). А.С.Павлов приписывает его Пахомию Логофету (рец. на предыдущ. Отчет о XX присужд. Уваров, наград, 292–294); Ф.И.Делекторский – Симеону Суздальскому (Ж. М. Н. Пр. 1895, 7, с. 145–59) 907 А.Шахматов, Хроногр. Филофея, 110. Папа Сикст IV именно указывал ¦на то, что патриарх назначается турками (P.Pierling, La Russie et le S.Siege I, 145–146) 908 А.Н.Попов, Истор. литер. обз. древне-рус. полемич. соч. против латин XI-XV в., М., 1875, стр. 12, 52–69. Современник Михаила Керулария – Лев архиеп. Охридский (Болгарский), писавший по поручению Михаила Керулария называет еще 4; Никита Стифат – 6; но они, как и Никита Никеец, уже выдвигают на первый план учение об опресноках (Павлов, рец. на Попова, 224–225) 909 Одо Диогильский, в изд. Гизо, XXIV, кн. 3 и 4; Никита Хониат , VI, 3 и прилож. (о памятниках Византии). Издан. Котелерием перечень обвинений против латинян в 60 пунктах присоединяет еще 22 жалобы на разные неистовства и кощунства, совершенные крестоносцами при взятии Конст-ля в 1204 г. (Павлов, 230)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Еще до того момента, когда Троиц. 746 была отредактирована и продолжена записями о чудесах Сергия писцом рукописи Троиц. 136, она была использована для составления новой редакции: текст был стилистически переработан и продолжен Сказанием о посмертных чудесах Сергия, выписанным из Четвертой Пахомиевской редакции (Троицкого вида — см. ниже). Эта новая редакция представлена следующими списками: 1) Санкт–Петербургское отделение Института российской истории РАН, ф. 238 (Коллекция Н. П. Лихачева), оп. 1, 161 (л. 14—58) — 70–х годов XV в. Филиграни: Литера Р под цветком (1–й вариант) — типа Брике, 8584 (1452—1461 гг.); Литера Р под цветком (2–й вариант) — типа Брике, 8590 (1450—1451 гг.), 8591 (1452—1465 гг.); Голова быка под стержнем с перекрестием — Брике, 14256 (1469 г.); Корона — Брике, 4646 (1473 г.). 2) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1414 (л. 1—48 об.) — первая четверть XVI в. Филигрань: Литера Р под розеткой с перечеркнутой ножкой — типа Брике, 8666 (1466—1483 гг.). 3) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 771 (л. 196—266) — 1524 г. Текст переписан троицким монахом Ге–ласием Безсоньевым с двумя помощниками (запись писца на л. 266). Почерк Геласия на л. 196—212 об., 232—244, 244 об. — 250, 250—266. Другим писцом переписан текст на л. 212 об. — 231 об. (но правка рукой Геласия). Третий писец написал несколько строк на л. 244—244 об., 250. 4) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 20 (л. 79—118) — 60–е годы XVI в. Филиграни: Перчатка под звездой — Брике, 11365 (1557 г.); Две литеры G, симметричные друг другу — Брике, 9411 (1568 г.). В этом списке имеются любопытные дополнения исторического характера, ценность которых еще предстоит выяснить. Так, в главе об основании Киржачского монастыря посланники митрополита Алексия Герасим и Павел объявлены архимандритами: Герасим — «Чюдов–ским», Павел — «Богоявленским» (л. 101). В главе об основании Дубен–ского монастыря приводится имя первого игумена — «Никифор» (л. 106 об.; в первой редакции имя игумена отсутствует, во второй, третьей, четвертой редакциях Пахомия и редакции с записью чудес 1449 г., а также в Пространной редакции игумен называется Савва, в пятой Пахомиевской — Роман, в Симеоновской и Никоновской летописях — Леонтий). В главе об Андроникове монастыре основателем обители объявлен не митрополит Алексий, а митрополит Киприан (л. 107), что, конечно, противоречит историческим реалиям.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Надпись на серебреном окладе Евангелия 1417 года, сделанная во время поновления этого оклада в 1533–34 году, утверждаете, что первоначально он был устроен «во обители Пречистыя Владычице Богородицы и честного ее Успения в Кирилов монастырь», по повелению вел. кн. Василия Васильевича, при его сыне вел. кн. Иване Васильевиче и при преосвященном Ионе, митрополите Киевском, т. е. около половины XV века (архим. Варлаам, о с., стр. 28, – неправильно относить первоначальное построение оклада к 1422 году и предлагает поправку – читать вместо имени Ионы имя Фотиа. Великий князь Иван Васильевич родился 22 января 1440 года II. С. Р. 1., т. VI, СПБ. 1863, стр. 170 и т. п. Великий князь Василий Васильевич сел на великое княжение только в 1426 году. II. С. Р. Л. т. VI. стр. 142. – Следовательно первоначальное построение оклада совпадает с периодом начиная с 1440 года по 1461 год, когда умер митрополите Иона. – П. М. Строев, Списки иерархов, е. с., стб. 5). Из рассказа об одном чуде, находящегося при житии святого Мартиниана Белозерского, можно вывести заключение, что в первой половине XVI века в Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри приходили иногда псковские «среброкузнецы», которые могли находить себе здесь работу, так как в то время устроились оклады для кирилловского Успенского иконостаса. Один псковитин среброкузнец, именем Стефан (сын Феодора Клещева), получивший во время своих странствий тяжкую болезнь правой руки, даже просил кирилловского игумена Афанасия и старцев принять его в состав монастырской братии. Получив отказ, он «пребысть в странной приемнице вне монастыря, со иными болящими седмици три» (Рукоп. Соф. библ. 407, л. 1115–120). Но в конце XVI-ro века серебреное мастерство во Пскове не имело уже широкого развития, и в 1585–1588 годах во Пскове были только две лавки серебреников (Н. Д. Чечулин, Города московского государства в XVI веке, СПБ. 1889, стр. 141–142). Старец Леонид Ширшов, распоряжавшийся в конце XVI века постройками в монастыре, производство серебряных работ для церкви святого Кирилла поручал московским мастерам. (Рукоп. Кирил. библ. 71–1310, л. 94 об., 112 об., 113 об., 117 об. и друг.). Двери царские, сень, столбцы, обложенные серебром, оклады на местных образах святого Дионисия Глушникого, Пресвятые Богородицы с ростовскими чудотворцами, святого Кирилла чудотворца в «деянье», святого Димитрия Прилуцкого и иных святых, святого Сергия чудотворца и иных святых, оклады на «деисусе», «праздниках и пророках» – все это было выполнено по его заказу на Москве (см. ниже о церкви святого Кирилла).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

«Нсмы бо якоже корчемствующе... о Христ глаголемь». – Ср.: 2Кор. 2:17 . «Не от прелести, ни от нечистоты... но Богу, искушающему сердца наша». – 1Фес. 2:4 . Этот фрагмент из книги «Деяния апостолов» патриарх Никон процитировал через «Нравственные правила» Василия Великого ; ср.: «Утшение бо наше не от прелести, ни от нечистоты, ниже лестию, но, яко же искусихомся от Бога, врни быти, прияти благовствование, сице глаголемъ, не яко человкомъ угаждающе, но Богу, искушающему сердца нашя» – Василий Великий 1594, л. 138. Л. 47 ...в пустыню вн монастыря на молитву и постъ... – Речь идёт о ските патриарха Никона («Отходной пустыни»), который был устроен им на берегу реки Истра-Иордан в 1658 г. См.: 2. Примечания. Л. 79. Аще что просите молящеся, и о имени Моем дастся вам. – Ср.: Мк. 11:24 ; Мф. 21:22 ; Ин. 14:14; 16:23 . «Просите и приимте, ищите и обрящете... просяй приемлет и толкущему отверзется». – Ср.: Мф. 7:7–8 ; Лк. 11:9–10 . И се, обртохся во святй соборнй церкви... – Имеется в виду соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кремле. Смиренный Иона, Божиею милостию митрополитъ... – Иона († 1461 г.) – епископ Рязанский, впоследствии митрополит Московский, начинатель автокефалии на Руси: при нём Русская Церковь встаёт на путь обретения независимости от Константинопольской патриархии. ...святителя стояща – Петра чюдотворца. – Пётр († 1326 г.) – митрополит всея Руси, преемник византийских патриархов, первый московский епископ, перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву и благословил московских князей на великое княжение. 1665 г. 15 . Челобитная патриарха Никона и братии Воскресенского монастыря царю (после 1 сентября) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 6, л. 434–438. Столбец из пяти сставов. Скоропись. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, 580 (1661), 588 (1662), 589 (1664). Документ датирован по датам, упомянутым в тексте и в помете о доставке. Текст изд.: Гиббенет 2, 850–854. (л. 434) 1910 Великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всея Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу. Богомолецъ твой, государев, смиренный Никонъ патриархъ о вашем, государеве, душевном спасении и телесном здравии Господа Бога молю со всею братиею. И да приложит Господь Богъ святому вашему царствию дни на дни и лта ваша до дне рода и рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

основаниях, к его заказу с разной долей вероятности может быть отнесен ряд построек в Вяжищском (см. ниже), Полистском (ц. свт. Николая Чудотворца) и Гостинопольском (ц. свт. Николая Чудотворца) мон-рях ( Антипов. 2002). На территории владычного двора, резиденции Новгородских владык, сразу после хиротонии И. построил ц. прп. Сергия Радонежского (1459), позже - ц. Богоявления (1466); согласно археологическим данным, при И. там продолжалось строительство каменных гражданских сооружений. В кремле И. возвел церкви равноап. вел. кн. Владимира (1461), вмц. Анастасии (1463) и Положения пояса Пресв. Богородицы (1464), отремонтировал церкви св. Исповедников (1459) и святых Бориса и Глеба (1462; надстройка барабана была осуществлена по случаю чуда слезоточения иконы Божией Матери). Видимо, по заказу И. была перестроена соборная ц. ап. Иакова, брата Господня (1459). При нем также были возведены храмы и, вероятно, жилые постройки в пригородных мон-рях. В Вяжищском мон-ре построил ц. прп. Евфимия Великого (1463) и, возможно, ц. прп. Антония Великого (1464-1465?), в Отенском мон-ре, пострижеником к-рого он был,- деревянную трапезную ц. свт. Николая Чудотворца (1458; сразу же по восшествии И. на кафедру, ок. 1463, перестроена в камне), затем каменные ц. Трех святителей (1462) и св. Иоанна Предтечи (1462?). Храмы в Отне были возведены на личные средства владыки, о чем может свидетельствовать формулировка «повелением и тщанием» ( Петров. 1995. S. 124-125). И. в качестве одного из руководителей Новгородского гос-ва (Там же. S. 133-135) построил крепости в Новгороде (1459) и Орешке (1460), а также деревянную ц. прав. Симеона Богоприимца (1466) в Зверине в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре, возведение к-рой было связано с обстоятельствами т. н. Симеоновского мора (сент. 1465 - март 1467; ПСРЛ. Т. 16. Стб. 219-221). Из построек И. сохранились ц. прав. Симеона Богоприимца, частично церкви прп. Сергия Радонежского и святых Гурия, Самона и Авива. Архитектурные формы ряда др. памятников известны благодаря описаниям, рисункам или фотографиям.

http://pravenc.ru/text/578254.html

Петра и Павла в Кожевниках). Близкими по типу являются также такие новгородские памятники, как ц. Двенадцати апостолов на Пропастех (1455), несохранившиеся храмы св. Лазаря в Лазаревом мон-ре (1461, см. ниже) и особенно свт. Николая в Гостинопольском мон-ре (между 1471 и 1475), к-рые, по предположению Вл. В. Седова, могли быть выстроены одной артелью, работавшей при архиерейском доме. Церковь св. Симеона является последним датированным произведением архитектуры независимого Новгородского гос-ва. Она фактически завершила эволюцию самостоятельной новгородской архитектурной школы. Богоматерь перед киворием. Вмч. Феодор Тирон. Роспись ц. во имя св. Симеона Богоприимца. Между 1467 и 1472 гг. Фотография. 2008 г. Богоматерь перед киворием. Вмч. Феодор Тирон. Роспись ц. во имя св. Симеона Богоприимца. Между 1467 и 1472 гг. Фотография. 2008 г. Возможно, после разорения церкви шведами (в 1654?) были переложены свод, купола, алтарная конха, центральные и четверные своды храма, в сев.-зап. углу фрески обгорели. При последующих перестройках появилась крупная луковичная глава, на месте деревянной паперти - обширный 2-этажный объем каменного притвора и ризницы с запада (XIX в., до 1860) без декора. В процессе реставрации в 1964-1967 гг. (архит. Штендер) были раскрыты и восстановлены первоначальные формы окон, портала, декор. Оставлено 8-скатное покрытие XVII в. В 70-х гг. XX в. завершены работы в основном объеме: устроено междуэтажное перекрытие на металлических связях, настлан кирпичный пол и осуществлено приспособление храма для музейного показа. Памятник сохраняет роспись, которая датируется по ктиторскому изображению свт. Ионы периодом между 1467 и 1472 гг. Она была раскрыта в 1923 г. (экспедиция Главмузея под рук. Юкина), 1944-1948 гг. (Д. Е. Брягин, Е. А. Домбровская) и 1971-1976 гг. Живопись XV в. сосуществует с фрагментами XVII, XVIII и XIX вв., поэтому до полного раскрытия древних фресок ряд исследователей указывали на их «ремесленный» характер. Роспись рассчитана на восприятие с близкого расстояния, миниатюрна и близка к иконной.

http://pravenc.ru/text/199663.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010