б. с излишней настойчивостию защищали личность Афанасия, а не видела внутренней идейно-догматической подкладки пресловутого Афанасиева процесса. И в дальнейших строках Иларий с грустью пишет: et hic error prope omnium mentes occupavit, ut sub nomine ejus non satis uni cuique eorum dignam causam suscepti exsilii arbitrentur. Ясно, что в приведенных словах Илария нет ничего, противоречащего принятому нами взгляду на время, повод и цель написания его «исторического труда». 1451 Никская формула, запрещая богословское употребление термина ουσα, πε απλοστεον νετϑη υπ τν πατων, χνοομενον δε τος λαος σνδαλον φεε, постановляла исповедовать Христа просто μοιος τ yεyεννη τι αυτν πατ ατ τς γαφς. Hahn. Bibliothek der Symbole. Breslau. 1877. 126–127 ss. 1452 Dilectissimis fratribus Vrsacio, Valenti, Magdonio, Megasio, Gaio, Iustino, Optato, Martiali et caeleris Ariminensis Synodi legatis Sylvanus, Sophronius etc. in Domino salutem. Migne, s. 1. 10, 705 c. 1454 Instructos vos osse volumus. Dolus autem nunc praeparatur, ut Aetius auctor hujus haeresis ipse potius, quam baeo impietatis dicta damnentur; magisque in hominem, quam in doctrinam sententia lata esse videatur, ib. M. 10, 701 c. 1455 Ib. Начальные слова комментария к атому документу у Илария указывают, что в характеризованном сношении восточных епископов ст. ариминскими делегатами видное участие принимал сам Иларий, – на которого по преимуществу и обрушилась за это ненависть арианствующей придворной партии, угрожавшей галльскому епископу за такое противодействие церковному «миру» даже лишением сана: His (– epistolis) itaque sumptis, quibus et commemoratae superius blashemiae subnexae erant, calumnia in eum, qui suscepit intenditur: et tantus detectae fraudulentiae suae hypocritas furor subiit, ut periculum depositionis in eum constituerent (2 n.). Выражение: quibus et commemoratae superius blasphemiae subnexae erant, дает понять, что в полном «историческом труде» Илария цитованному посланию предшествовала документальная характеристика богохульного учения омием и аномеев (ср. замечание Илария об этой догматике, с которой ему пришлось познакомиться на Селевкийском Соборе, в Lib. с. Const. 12–15 nn. Μ. 10, 580–593 сс.), что в свою очередь является новым подтверждением мысли, что дошедшие до нас фрагменты ex opere historico суть именно фрагменты из целостной «книги» Илария. 1457 Quisque haec delata non damnat, necesse est eorum sese studii socium profiteatur: quia nemo est, qui non et quae oderit coargual, et quae non coarguit probet. Ib.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Во втором десятилетии ХХ века социальный состав братии почти не изменился по сравнению с 1910 годом. Несколько возросла доля крестьян, которые составляли в этот период почти 80% насельников обители, доля мещан не изменилась (10%), сократилась доля иноков из казаков (с 9 до 6%) и из военного звания (с 4 до 2,5%), доля насельников из духовного звания составила менее 2%, из дворян в обители был лишь один монах 1446 (см. «Архив Глинской пустыни»). К 1918 году в Глинской пустыни было уже 82 священнослужителя, то есть в 2 раза больше, чем в 1910, из них 49 иеромонахов и 33 иеродиакона (в 1910 году – соответственно 29 и 12). Число монахов также возросло с 96 человек в 1910 году до 117, в 1918. Но при этом резко (почти в 3 раза) сократилось число послушников (с 370 в 1910 году до 140 в 1918-м), многие из которых были взяты в действующую армию. Существенно изменился возрастной состав братии по сравнению с началом ХХ века. Насельники в возрасте до 40 лет составляли уже не две трети, а лишь третью часть братии. Больше всего в обители было иноков в возрасте от 40 до 50 лет, которые также составляли почти одну треть от общего числа насельников. Иноков старше 50 лет было соответственно тоже около одной трети 1447 (см. «Архив Глинской пустыни»). До самого закрытия в обители неопустительно совершались все положенные богослужения (по праздникам даже три литургии), не прекращалось «неумолкаемое чтение Псалтири» 1448 . Как и всегда, совершались постриги в монашество. Даже по отрывочным сведениям, сохранившимся в различных документах, можно заключить, что в 1918 году было совершено не менее 15 постригов 1449 , в 1920-м – не менее 19 1450 (для сравнения: в 1911 г. – 16 1451 ). По архивным данным, последний постриг был совершен в Глинской пустыни 20 февраля 1922 года 1452 , но, возможно, были и позже. Совершались также рукоположения во иеромонахов и иеродиаконов 1453 (лишь в 1918 году рукоположили 10 иеромонахов и 9 иеродиаконов 1454 ), постриги в великую схиму. Так, в 1917 году в схиму были пострижены иеромонах Климент и монах Аркадий 1455 , в 1920 году – иеромонах Акакий (Бордаков) 1456 , в 1921 году – иеромонах Анатолий (Красовский) и иеродиакон Гавриил (Ворожбит) 1457 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Последнее для него даже занимает по значимости первое место, так что сочинение Сиропула посвящено скорее даже не истории Флорентийского собора как такового, а истории византийской делегации на нем. При том, что Сиропул имел доступ ко многим документам, вероятно, что он и сам делал какие-либо записи по ходу самих событий. Но и после Собора, когда он уже занялся написанием самого текста, вокруг было много живых участников тех событий, так что у него всегда была возможность общаться и работать с очевидцами и действующими лицами тех событий. В. Лоран, как мы будем говорить об этом ниже, предполагал, что Сиропул писал свое сочинение как раз в те годы, когда он много работал вместе со Схоларием. В таком случае, Схоларий – так же участник Собора в качестве императорского чиновника – мог быть незаменимым свидетелем в том, что касалось императора и его окружения. Важный вопрос, когда были написаны «Воспоминания». Тексты, посвященные Собору и полемике с латинянами, составлялись со времени самих событий – 1438–1439 гг. – и вплоть до падения Константинополя. К какому из этапов борьбы с Флорентийской унией относится описание ее истории Сиропулом? Французский исследователь М. Жюжи, учитель В. Лорана, в своей небольшой статье 1939 г. предлагал датировать «Воспоминания» 1451–1452 гг. 24 Он сделал это на основании схолии основной рукописи «Воспоминаний», Paris, gr. 427. Переписчик, говоря о речи Схолария во время подготовки к Собору еще в Константинополе, отмечает в схолии (33v), что речь идет περ το συμβουλευτικο λγου Σχολαρου, νν δ κατονομαθντος Γενναδου το φιλοσφου κα διδασκλου (о слове Схолария, сейчас названного Геннадием, философа и учителя). Т. е. это написано после 1450 г. (год пострига и, соответственно, изменения имени Схолария) и до падения Константинополя в 1453 г. Но дело в том, что эта рукопись, действительно написанная в начале 50-х гг., не является автографом Сиропула, как считал М. Жюжи: она была переписана Феодором Агаллианом, тогда как сам текст и его протограф был составлен раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несть иным путем спастись, аще и тело свое кто великими трудами истает, кроме чистой любви, якоже и великий учитель глаголет: «аще дам тело свое на сожжение 1445 , любви же не имам, бых яко медь звонящи, или кимвал звецая». Иже бо в любовную добродетель достиже, достиже самого Бога и почи в нем. Удобь обретаема сия добродетель тружающимся о ней 1446 обрести ее; не удобь же достизаема есть паки завистью одержимым 1447 : лютого бо корени – лютые отрасли. Иноческое же жительство един образ имать – душевное спасение. Ты же, возлюбленне, потщайся, елика ти есть сила, в смирении и в любви, и еже не сплетаться мирским вещам, ниже с мирскими общения и многаглаголания; понеже мир блудница есть, якоже глаголет святой Максим, и не токмо любленники свои и рачители в себе держит, но и тех, иже единой узы его расторгших 1448 и того сетей избегших, хочет к себе привлечь и всяческими страстьми осквернить. Бежащи 1449 бежим, братие, не впасть в мирские сплетения. 1450 Словеса наставником полезны суть, и послушником такожде: «начат бо рече, Иисус творить же и учить». Зриши ли, яко не токмо словом учить учителю достоит, но и делом достойно верно 1451 учение бывает? Аще бо ручное ремество кое либо не может кто кого словом научить и свершена показать, то колми паче духовное дело, умне свершаемое, а не телом: «несть бо, рече, наша брань к крови и плоти, но к началам злобы поднебесным». 1452 Сия убо и сицевая ведуще, подвизаемся о своем спасении, яко да получим вечное благое. 1355 В подлиннике: написану и далее – неписану, исправлено по 530; и ова же паки и неписана нет в А. 1448 В тексте оригинала написано было отреши ; но потом на поле поправлено рассторгших, как и в А. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Тем не менее, это осуждение не положило конец выступлениям Лютера. Напротив, именно тогда он и написал свои основные труды для Реформации; и отныне число его сторонников все росло. Позиция Лютера в отношении благодати ставила под сомнение понятия вожделения или «очага греха», понятия деяний праведного и свободы воли. 1451) 1. Мнение о том, что Таинства Нового Закона дают освящающую благодать тем, кто не создает к этому препятствий, распространенное, но еретическое. 1452) 2. Отрицать, что после крещения грех остается в ребенке, – значит ниспровергать сразу и Павла, и Христа. 1453) 3. Очаг греха препятствует восхождению на небо души, покидающей тело, даже если на ней нет повседневного и нераскаянного греха. 1481) 31. Во всяком добром деле праведный согрешает. 1482)32. Доброе дело, соделанное совершенным образом, есть простительный грех. 1486) 36. После грехопадения свобода воли есть не что иное, как название, и когда она совершает то, что в ее власти, то согрешает смертно. Декрет об оправдании Этот декрет – один из самых важных среди принятых Тридентским Собором. На его подготовку потребовалось по меньшей мере семь месяцев. Речь шла не только о том, чтобы отвергнуть принцип ереси Лютера 345 , состоящей именно в его учении об оправдании, но о том, чтобы придать цельный вид учению о благодати. Учение Лютера можно резюмировать так: в первоначальном состоянии человек носил в себе образ Божий; грехопадение разрушило его. Первородный грех [ХВ 274–280] есть порча природы, которую наследуют все потомки, дурная похоть делает человека внутренне дурным. Все, что ни делает человек, есть грех, поскольку человек обладает природой, которая есть и остается падшей. Что касается оправдания, то верный никоим образом не может участвовать в нем. Его вера, его доверие к Богу – единственный путь, позволяющий достичь оправдания; они сами по себе уже являются его знаками. Однако оправдание вовсе не состоит во внутреннем обновлении человека. Бог довольствуется тем, что провозглашает его праведным; в силу чего Он вменяет ему заслуги Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Другие ученые исследования, а равно и специальные статьи в журналах Byzantinische Zeitschrift, Византийский временник, Revue de TOrienm Chretien и других изданиях указаны в соответствующих местах в примечаниях. 1448 В некоторых изданиях этот император фигурирует как Тиверий Третий. Эта разница в счете номера определяется следующим: берется или не берется в расчет преемник Августа император Тиберий (14–37). 1449 По приводимым на следующих страницах данным хорошо видно, сколь сложна была византийская система мер, ибо нередко одна и та же единица имела в разных ситуациях разное цифровое выражение. Более подробная информация по данным вопросам может быть заимствована из работы Э. Шильбаха. У него же есть и обширная библиография всех исследований и источников по метрологии. 1451 Буквально это слово означает «указательный палец». В реальности оно здесь употреблено в значении – «расстояние от большого пальца до указательного». 1452 Меры 9b; l1b употреблялись в землемерных, землеустроительных работах. Известны они в основном по египетскому материалу. 1 См. о Ю. А. Кулаковском : Грушевой А. Г. Ю. А. Кулаковский (1855–1919) и его «История Византии»//Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 1996. Т. 1. С. 435–445; Юлиан Андреевич Кулаковский (1855–1919): Библиографический указатель (К 80-летию со дня смерти)/Сост. и вступит, статья А. А. Пучкова. К., 1999; Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его рукопись о бургундском епископе Авите// Кулаковский Ю. А. Школа и мировоззрение Авита, епископа Вьеннского. К., 1999. С. III–XXVIII. Фролов Э. Д. Русская наука об античности: Историографические очерки. СПб., 1999. С. 299–306,354,355; Перевалов С. М. Ю. А. Кулаковский и его труды по истории аланов// Кулаковский Ю. А. Избранные труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000. С. 5–42; Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его время: Из истории антиковедения и византинистики в России. К., 2000; Л. В. етюди Юлiaha Кулаковського//Cxiдuuй cbim. К., 2000. 1–2’97. С. 52–83; Л. В. Кулаковський: сюжети класичного (80-mi роки XIX К., 2000. 1 –2’98. С. 149–166; Пучков А. О. Конструювання Кулаковським характеру античного та icmopiя: зб. наук. пр. К., 2002. Вип. 59. С. 3–12; Матвеева Л. В. История Крыма// Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. К., 2002. С. 3–75 (см. рец.: Пучков А. О. Про нове видання «Прошлого Тавриды» Кулаковського//Мовата icmopiя: Перюд. зб. наук. пр. К., 2002. Вип. 60. С. 15–18); Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его исследование тектоники античного мировоззрения// Кулаковский Ю. А. Эсхатология и эпикуреизм в античном мире: Избранные работы. СПб., С. 5–44. Литература о Кулаковском растет с каждым годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

«Христианин будет утверждать, что Сад Эдема есть Священный Рай, место, оскверненное грехопадением Адама и Евы. Оккультист будет отрицать это толкование мертвой буквы и докажет обратное», – обещает Блаватская 1451 . Даже наказание, наложенное Творцом на согрешивших людей, истолковывается Е. Рерих ровно наоборот – как благословение: «Что же лежит в основе этой легенды? Когда человек, благодаря женской интуиции, пришел к одолению сил природы, тогда его напутствовал Руководитель. Главное напутствие было в значении напряженного труда. Это скорее благословение, чем проклятие» 1452 . «Древнейшие предания именно женщине приписывают роль хранительницы сокровенного знания, пусть она вспомнит свою оклеветанную прародительницу Еву и снова прислушается к голосу своей интуиции, и не только вкусит, но и насадит как можно больше яблонь познания добра и зла. И как раньше она лишила Адама тупого бессмысленного блаженства, так пусть и теперь она выведет его на битву с хаосом невежества за свои божественные права» 1453 . А. Клизовский, конечно, не может думать иначе, чем его наставница. «То, что по церковным учениям называется грехопадением, а по оккультным – разделением духовно совершенного человека на двух несовершенных и началом создания человеком своей кармы… Необходимо пояснить, что при разобщении Начал полного разделения положительного начала от отрицательного или мужского от женского не было 1454 …». Интересно, впрочем, что, хотя Елена Рерих не устает утверждать, что «новая эпоха» возвышает женщину и женское начало, для Клизовского женское есть начало все же отрицательное… Главное же, что в его схеме разделение добра и зла и есть грехопадение. Желательна была бы слитость добра и зла, их нерасторжимость… Неприемлющие эту слитность христиане, «движимые духом темного фанатизма», по суждению Блаватской, «борются против божественной Истины, когда они отвергают и клевещут на Дракона Эзотерической и Божественной Мудрости» 1455 . Со своей стороны христиане не могут не признать, что теософская концепция грехопадения является просто кощунственной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

47. Другой брат спросил авву Пимена о искушении от помыслов. Он сказал: «Находящегося в этом положении можно уподобить человеку, имеющему огонь по левую сторону себя и сосуд с водою по правую: когда он возгорится огнем, то берет воды из сосуда и погашает огонь. Огонь — семя врага, а вода — повергает себя пред Богом» [ 1449 ]. Этот способ борьбы против греховных помыслов очень действителен и может быть употребляем, когда монах находится один в своей келлии. Его употребляла с полным успехом преподобная Мария Египетская [ 1450 ]. 48. Он сказал: «Мы и братия — как две картины. Когда человек рассматривает, осуждает и укоряет себя, тогда возвышается пред ним достоинство брата его; когда же человек признает достоинства в себе, тогда брат его представляется ему недостаточным» [ 1451 ]. 49. Опять сказал: «Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами» [ 1452 ]. 50. Опять сказал: «Если уничижишь себя, то найдешь покой: потому что укоряющий себя сохраняет терпение во всех случаях» [ 1453 ]. 51. Сказал авва Пимен: «Мы впадаем во многие искушения по той причине, что не сохраняем нашего чина. Не видим ли, что жена хананейская приняла данное ей имя и что Спаситель утешил ее? [ 1454 ] Также не видим ли, что Авигея сказала Давиду: во мне неправда моя [ 1455 ], и что Давид, услышав эти слова, возлюбил ее. Авигея — образ души, а Давид — Бога: если душа укорит (осудит, обвинит) себя пред Богом, то Бог возлюбит ее» [ 1456 ]. 52. Брат спросил авву Пимена: «Что такое — высокое?» «Оправдание, — отвечал старец. — Перестань оправдывать себя, и успокоишься» [ 1457 ]. 53. Авва Пимен сказал авве Исааку: «Отвергни оправдания, и будешь спокоен в краткие дни земного странствования твоего» [ 1458 ]. 54. Авва Пимен сказал: «Человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании, входящем и исходящем ноздрями его» [ 1459 ]. 55. Он сказал: «Пребывающий с братиями своими должен быть подобным каменному истукану: подвергаясь укоризнам, он не должен гневаться; будучи прославляем, он не должен возноситься» [ 1460 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Максим Грек в своих обличениях упоминает о гаданиях «по летаниям птичным, наблюдениям облачным, смотрениям по движению ока и наблюдениям дланным» (рук), о «волхвованиях ячменных, мучных и бобных», о вере «в озвания (оклики) и срящи (встречи)». Взгляд М.Грека на эти суеверия одинаков с мнениями предшествовавших ему обличителей, т. е. он смотрит на них как на «сатанинское дело», и советует не надеяться «получить предвидение будущего по голосу и полету», так как все это «проклято святыми отцами, учение которых преслушать равносильно вечному отпадению от жизни» 1446 . Таким образом, и здесь он оценивает последние лишь в отношении религии. Необходимо заметить, что после М.Грека в индексе запрещенных книг появляется осуждение Лунника, как гадательной книги 1447 . Но у М.Грека мы находим весьма важный пример значения волхвования в общественной жизни: мы говорим об участии волхвов и ворожей в судебных поединках. Поединки в древней Руси имели место, как старый обычай. Русская Правда о них не упоминает 1448 ; древнейшее же известие встречается в договоре, заключенном в 1228 году смоленским князем Мстиславом Давидовичем с Ригой и Немецкими городами, причем устанавливается, что иноземца нельзя вызвать на поединок на чужой земле 1449 . В Псковской и Новгородской судных грамотах говорится о законных поединках (XV в.), причем даже женщины допускались к ним 1450 . В договорной грамоте Новгорода с Казимиром – судебный поединок признается законным 1451 . По словам Герберштейна, обвиняемый, недовольный решением тяжбы, обыкновенно требовал присяги, суда божия, поля и поединка 1452 . Судебник же Uoahha III определяет и степени полевых пошлин 1453 . Таким образом, обычай и закон утвердили этот способ судебных доказательств; самое духовенство уступило требованиям, противным правилам церкви, и они продержались, с некоторыми колебаниями, до Ивана IV 1454 . М.Грек говорит, что судьи при нерешительности дела «оружием и бранями велят рассудиться обидящему и обидимому, и если кто после продолжительной брани победит, тот считается правым, хотя бы был и обидевшим»; при поединке – «разыскивается достобранный полевщик, а от обидящего чародей и ворожея, которые могли бы действом сатанинским пособить своему полевщику 1455 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Может быть к тому же времени царствования благочестивого Езекии или же ближайшего к нему времени принадлежат и псалмы 90 и 91-й. В содержании обоих развивается одна и та же, общая всем временам мысль об особенном покровительстве Божием праведнику; но в раскрытии этой мысли, особенно в 90 псалме, указываются такие черты, которые почти все замечательным образом идут к лицу Езекии и обстоятельствам его времени. Праведник во всех трудных обстоятельствах своей жизни возлагает надежду на Господа 1445 , взывает к Нему в скорби своей и Господь внемлет ему, – избавляет его от всех опасностей и прославляет его 1446 . Под охраною Всевышнего он безопасен и при нападении многочисленных врагов 1447 , «не боится ужасов ночи, стрелы, летящей днем, и язвы, ходящей во мраке» 1448 . На его глазах враги его гибнут, падают тысячами, десятками тысяч 1449 , и рассыпаются все делающие беззаконие 1450 , а ему «не приключается зло и язва не приближается к жилищу» его 1451 . Охраняемый Ангелами Господа во всех путях своих 1452 , он цветет как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане 1453 , и благословляя Господа, своего защитника и благодетеля, счастливо достигает долголетней старости 1454 . Кто знаком с историей благочестивого царя Езекии, тому совершенно ясно, что в приведенном изображении праведника мы имеем поэтическое ее переложение 1455 . Напрасно было бы утверждать, что это – общий отвлеченный поэтический образ охраняемого Господом праведника, в котором все случаи избавления взяты псалмопевцем совершенно произвольно, без всякого исторического отношения и который столько же идет к Давиду, сколько к Езекии и ко всякому другому праведнику. Уже неоднократное упоминание об избавлении праведника от язвы (ст. 3, 6, 10), истребляющей десятки тысяч нечестивых (ст. 7–8), ведет к заключению, что псалмопевец не случайно указал на подобный пример избавления, но в обстоятельствах своего времени имел особенное фактическое побуждение говорить о таком избавлении. Конечно, справедливо, что образ праведника кроме Езекии хорошо идет и к Давиду; но сходство это не есть естественное следствие отвлеченной поэтической общности представленного образа, – потому что в таком случае он так же хорошо должен бы был походить и на многих других праведников, с которыми однако очень немного имеет общего, – но происходит от того, что история Езекии представляет некоторое сходство с историей Давида, который также во всех путях своих охраняем был Господом, не раз испытывал Божию помощь в избавлении народа от многочисленных врагов и по своей молитве видел сохранение себя и Иерусалима от страшной язвы, истребившей 70 тысяч его подданных 1456 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010