71. 1451–1452 г. месяца июля. Послание великого князя Василия Васильевича к греческому царю Константину Палеологу, о поставлении митрополита Ионы Издано было по двум спискам, принятым за особые и разновременные акты, в Ι-м томе Актов Исторических под 41 и 262 (см. примеч. к этим Настоящее издание сделано по оригиналу последнего номера, находящемуся в сборнике бывшем Царского 366, ныне графа А.С. Уварова 512, л. 166 об.–174 об. Время составления послания довольно точно определяется содержащимися в нем словами: «двадесять первому лету текущу, отнележе преставися приснопамятный Фотий митрополит» (8 июля 1431 г.). Посыльная от великого князя Василия Васильевича к царьградскому царю Константину, о Ионе митрополите, да не пошла Державнейши и боговенчанне, и благочестия ревнителю, и непорочной православной христианской веры теплый и непреклонный истинный поборниче и правителю, и высочайши царю и самодержьче греческого скипетра, кир Константине. Сват святого ти царства, великий князь московский [и] всея Руси Василие, достойное и многоусердное поклонение с любовным порадованием посылаем святому ти царству. Слышахом убо от приходящих к нам от ваших стран, от наших же туземцев и от иных туждестранных пришельцев, про ваше великое господство (егоже из первых времен от Бога желахом), яко Божьей волей и того крепкой помощью и многим милосердием пречистой его Богоматери, пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии еже к Сыну ее Господу нашему Иисусу Христу молением и ходатайством и предстательством, и по изначальству великих ваших святых прародителей и родителей, благочестивых и приснопамятных и блаженных царей, по сродству, восприял еси свой великий царский скипетр, свое отчество, в утверждение всему православному христианству ваших держав и нашим владетельствам 2703 русской земли, всему нашему благочестью, в великую помощь: и благодарихом убо о том Вседержителя Бога и того пречистую Богоматерь, порадовахомся велми, и молим их премногую милость и неизреченное человеколюбие, яко да ти подаст Господь Бог многолетство и победу и способство на все видимые и невидимые враги ваши, дерзающая на православие великой вашей царской державы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

V. О ТАИНСТВЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ § 229. Связь с предыдущим, понятие о Елеосвящении и его названия Таинство покаяния, как благодатное врачевство, предназначено для всех Христиан, но только для исцеления одних болезней их духовных. Таинство елеосвящения есть другое спасительное врачевство, предназначенное для Христиан, больных по самому телу, и имеющее целию врачевать не одни болезни их духовные, но и телесные. Такое понятие об елеосвящении дает нам православная Церковь , когда говорит: «Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» (Простр. хр. катих. ч. 1, чл. 10). Это таинство издревле называлось и называется в православной Церкви елеем 1450 , святым елеем 1451 , елеем, соединенным с молитвою 1452 ; в нашем отечестве – елеосвящением, елеопомазанием, иногда, в просторечии, соборованием в соответствие тому, что совершается обыкновенно собором пастырей. Названия, данные елеосвящению собственно в римской Церкви, каковы: последнее помазание 1453 , таинство отходящих или умирающих 1454 , суть позднейшего происхождения и, как увидим, не совсем точны. § 230. Божественное установление таинства Елеосвящения и его действительность I. О таинстве Елеосвящения со всею ясностию говорит в св. Писании св. апостол Иаков, когда, наставляя Христиан: злостраждет ли кто в вас; да молитву деет: благодушествует ли кто; да поет, непосредственно продолжает: болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему ( Иак. 5, 14. 15 ). Из этих слов равно открывается и божественное установление елеосвящения и действительность его, как таинства. 1. Божественное установление. Ибо, с одной стороны, очевидно из связи речи, что апостол говорит об елеопомазании не как о чем-то новом, чего прежде не знали Христиане, а только указывает им на это врачебное средство, как уже на существовавшее и общеизвестное между ними, которым и заповедует пользоваться в случае болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ [Пинежский или Шенкурский] (Василий Степанович; Новгород? - 19.06.1462, Варлаамиев Важский мон-рь), прп. (пам. 19 июня, 21 мар.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря . Основным источником сведений о В. В. является его житие, написанное в 1589 г. иером. Антониева Сийского мон-ря Ионой по просьбе игум. Даниила и братии Иоанно-Богословского мон-ря. Эта редакция переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье, в Соловецком и Антониево-Сийском мон-рях, включена в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304. I. 677; 1631 г.). Во 2-й пол. XVII в. на ее основе была создана краткая редакция жития, находящаяся в Месяцеслове с краткими житиями святых (РНБ. Погод. 637). В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре были созданы 3 новые редакции, известные каждая в единственном списке: БАН. Арханг. Д. 218 (после 1712), РНБ. Тиханов. 226 (нач. 20-х гг.), БАН. Арханг. Д. 403 (после 1733). Они отличаются от первоначальной редакции в основном добавлением новых чудес. В XVIII в. была составлена также новая краткая редакция жития (БАН. 33.13.14). Известна грамота посадника Василия Степановича Иоанно-Богословскому мон-рю, составленная ок. 1451-1452 гг. (сохр. в списке сер. XVI в.; опубл.: Сб. грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л., 1929. Стб. 649; ГВНиП. 2800). Отдельные сведения о деятельности В. В. в миру содержатся в Новгородских летописях. Преподобный род. в семье новгородских бояр, в Крещении получил имя Василий, возможно, в честь свт. Василия Великого, поскольку 2-й храм в Иоанно-Богословском монастыре был освящен во имя Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В первых изданиях жития В. В., в краеведческой и исследовательской лит-ре XIX - нач. XX в. за преподобным ошибочно, как показали в своих работах Ю.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Мы не можем (да здесь нам это и не нужно) точно определить время раскола. Принято считать, что отлучение константинопольского патриарха Михаила Керулария легатами римского папы, совершившееся в 1054-м году, стало тем «громовым ударом (который) дает возможность определить время окончательного раскола» 1447 . Хотя в строго формальном смысле это отлучение не привело к организационному расколу между двумя Церквами, именно «в 1054-м году впервые все признаки разобщения, заявлявшие о себе на протяжении веков, сфокусировались в одном событии» 1448 . Формально разрыв евхаристического общения совершился позднее, однако утрата единства произошла раньше. Думается, что во многих отношениях было бы правильно искать религиозные и вероучительные причины раскола в четвертом, пятом и шестом веках 1449 , даже если там явное признание ширящейся пропасти встречается лишь случайно 1450 . Примером может служить «Фотиев раскол» 9-го века, когда вероучительные различия, начиная от триадологических споров и кончая вопросом о природе Церкви, вылились в открытое противоборство. Как и в христологических спорах 1451 , организационный и вероучительный раскол хронологически в нем не совпадают, но воздействуют друг на друга как причина и следствие. « Церковь Божия разделилась, – сетует патриарх Фотий. – И причина разделения – страх Божий и человеческий» 1452 . Остро ощущаются взаимообразные злоба и заносчивость, выражающиеся, например, в словах Керулария и других греков о том, что живущие на закате пребывают во тьме 1453 , а также в напоминании Лиутпранда, согласно которому еще Вергилий 1454 предостерегал латинян от «козней греков» 1455 . Помимо своей культурологической значимости, которая в данном случае не составляет для нас непосредственного интереса, такие слова указывают и на богословскую разрыв между Востоком и Западом, требующий нашего внимания. И тем не менее не стоит забывать, что как на Востоке, так и на Западе «с 11-го по 15-й века единение было «основным устремлением» пап и патриархов» 1456 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Память святого отца нашего Флавиана Исповедника, патриарха Цареградского Память 18 февраля Труды •  Послание Флавиана, архиепископа Константинопольского, ко Льву, папе города старого Рима, о заблуждениях нечестивого Евтихия •  Список с (изложения) веры Флавиана, епископа Константинопольского, написанного собственною его рукою и предложенного императору, по его требованию •  Послание Флавиана, архиепископа константинопольского, ко Льву, архиепископу святой римской церкви Святейший отец наш Флавиан был сначала сосудохранителем и пресвитером в святой, великой Константинопольской церкви 1451 ; потом, по преставлении святейшего патриарха Прокла , он за свою непорочную и богоугодную жизнь был возведен на патриаршеский престол. Это было в царствование Феодосия Младшего и сестры его Пульхерии . У царя был евнух, по имени Хрисафий, исполненный лукавства и злобы; мудрствуя еретически и зная, что Флавиан благочестив и твердо держится православной веры, Хрисафий не любил его и всячески противился поставлению святого на патриаршество. Когда же, несмотря на его противодействия, святой Флавиан был поставлен в патриарха, – Хрисафий стал изыскивать какой-нибудь повод, чтобы причинить зло патриарху. И был он весьма искусен в лукавых делах своих, потому что пользовался благорасположением царя и имел великую власть. Пользуясь своим влиянием на царя, Хрисафий скоро нашел повод к возбуждению неудовольствия последнего на святого патриарха. По свидетельству церковного историка Никифора 1452 , он научил царя послать к патриарху сказать, чтобы он, как новопоставленный патриарх, приготовил царю дар, достойный его царского сана. Тогда святейший Флавиан, изготовив хлебы из чистой муки, послал царю на благословение сей дар, поистине достойный рук царя. Хрисафий же отбросил сии хлебы, говоря, что патриарху надлежало прислать в дар царю не хлеб, но золото. Святейший патриарх отвечал чрез посланцев, что такого дара он не имеет. – Я не имею золота, – говорил он, – потому что презрел все сокровища мира сего. Разве дам что-нибудь из церковных сокровищ? Но церковное серебро и золото принадлежит Богу и никому не должно подавать его, кроме нищих, – что должно быть хорошо известно и самому Хрисафию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Частные вопросы Догматические темы 1742. Никитин В. А. Пасхальный догмат в русском богословии//БТ. 1990. Сб. 30. С. 279–304. См. также 1405, 1434, 1451, 1452, 1865, 1866, 1890, 2258. Апологетические темы 1743. Гумеров А., свящ. Три четверти академического богословия: (Духовное наследие «Прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника»)//БВ. 1993. [Т.] 1. 1. Вып. 1–2. С. 21–39. 1744. Дронов М. , прот. Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXI в.//АиО. 1998. 4(18). С. 255–271. 1745. Задорнов А. Академическая школа русского богословия и проблема основания науки//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 2. С. 39–59. 1746. Осипов А. И. Богословие и «Богословский вестник»//БВ. 1993. [Т.] 1. 1. Вып. 1–2. С. 7–20. Итоги развития рус. богословия к 1917 г. и отражение их в «БВ». 1747. Панков Г. Д. Вопрос об отношении философии к религии на страницах харьковского журнала «Вера и разум»//BiP. 2000. 1. С. 87–89. См. также 1063, 1680, 1699, 3084. Персоналии (в алфавите имен; см. также ИУ) Булгаков С. Н. – см. также ИУ. 1748. Елена (Казимирчак-Полонская), мон. О сборнике С. Н. Булгакова «Два града»//ППр. 1996/1997. 5. С. 48–55. К 125-летию со дня рождения прот. Сергия Булгакова . 1749. Елена (Казимирчак-Полонская), мон. Профессор протоиерей Сергий Булгаков (1871–1944)//БТ. 1986. Сб. 27. С. 107–194. Список трудов прот. С. Н. Булгакова: С. 179–194. 1750. Денисенко И. Н. Взгляды Т. И. Буткевича на сущность и происхождение религии//BiP. 2000. 1. С. 66–70. 1751. Митрофанов Г., прот. Религиозно-философские воззрения К. Леонтьева и их значение для русской религиозной культуры//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 26–29. Лосский В. Н. – см. также ИУ. 1752. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Предисловие [к сб. 8 «Богословских трудов», посвящ. В. Н. Лосскому ]//БТ. 1972 Сб. 8. С. 5–6. 1753. Асмус В. В., прот. Богословие В. Н. Лосского //ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 249–252. 1754. Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Нам его не хватает больше, чем когда-либо: Памяти В. Н. Лосского : Пер. с фр.//ВРЗЕПЭ. 1979. 101/104. С. 98–99.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(† Не позднее лета 1455), патриарх Печский (Сербский). На момент избрания митрополитом Рашским в 1439 г. был игуменом мон-ря Студеница . В 1445 г. стал патриархом «Печским, титуловался и патриархом Сербским и Западного Поморья» (поэтому в лит-ре иногда упоминается как Никодим II). Долгое время, до рубежа 70-х и 80-х гг. XX в., в исторической науке ошибочно считалось, что с 1451 г. Н. помимо Печской Патриархии управлял и Охридской архиепископией . Причиной этой ошибки явилось неверное прочтение имени архиепископа (Никодим вместо Николай) В. И. Григоровичем в записи 1848 г. ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 1877. С. 107) о росписи ц. Богородицы в с. Лешани близ Охрида ( 1980. С. 61-65, 70-72; Он же. 1982. С. 224-225). Резиденцией Н. первоначально был мон-рь Жича, а с 1450 г.- Печ ( 1982. С. 214). 15 июня 1450 г. патриарх дал жалованную грамоту Карейской келлии св. Саввы на Афоне (Там же. С. 213-214). В 1452 г., по одной из версий «Сказания о перенесении мощей ап. Луки», Н. вместе с многочисленным духовенством встречал на р. Мораве процессию с мощами ап. и евангелиста Луки , выкупленными деспотом Георгием Бранковичем (см. в ст. Бранковичи ), направлявшуюся из эпирского г. Рогос в Смедерево; по другой (более вероятной) версии, он был в то время болен и в церемонии не участвовал (Там же. С. 215-217). Возможно, во 2-й пол. 1453 г. Н. поставил на Молдавскую кафедру митр. Феоктиста (Там же. С. 217-218). Это было вызвано тем, что К-польский Патриарший престол в то время вдовствовал. Сохранились неск. рукописей, переписанных по заказу Н. для монастырей, с которыми были связаны этапы его церковной карьеры. В 1446 г. он вложил в монастырь Жича Пролог стишной и Минею служебную на сент.-дек. ( Записи. 4. Бр. 6137; Pavikianov. 2000. P. 88), а в монастырь Печская Патриархия - «Сборник слов Иоанна Златоуста» ( Записи. 5. Бр. 6138). В 1451 г. по его заказу на Афоне был переписан «Шестоднев» Иоанна Златоуста (Там же. 1. Бр. 293), книгу того же автора «Маргарит» он дал вкладом в мон-рь Студеница.

http://pravenc.ru/text/2565574.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМИЕВ ВАЖСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился у дер. Смотраковской (Шенкурский р-н Архангельской обл.), при впадении р. Пинежки в р. Вагу. XV - сер. XVIII в. Варлаамиев Важский во имя ап. Иоанна Богослова мон-рь. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Варлаамиев Важский во имя ап. Иоанна Богослова мон-рь. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Мон-рь был основан в кон. 40-х гг. XV в. новгородским посадником Василием Степановичем (см. Варлаам Важский , прп.), владевшим землями в Заволочье по р. Ваге. Согласно житию прп. Варлаама Важского, однажды, молясь в своем доме в Пинежском городке (при впадении в Вагу речки Пинежки) в ночь на празднование памяти ап. и евангелиста Иоанна Богослова, Василий Степанович услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся над местом в 2 полетах стрелы от городка. Посадник воспринял это чудо как повеление построить на указанном месте мон-рь во имя ап. Иоанна. Наутро, осмотрев место, В. В. обнаружил два подходящих участка - один на самом берегу р. Ваги, другой дальше от берега. Строить обитель на берегу было опасно, т. к. река подмывала землю, но Василий Степанович не решился выбрать место по своему усмотрению. Помолившись, он 3 раза бросал жребий, к-рый неизменно указывал на участок у реки, где и поставили обитель. Устроитель предсказал, что на месте дальше от реки братия жить не будет, а обитель на берегу не оскудеет. Василий Степанович стал ктитором В. м., назначил первого игум. Серапиона и в 1451-1452 гг. дал грамоту (сохр. в копии сер. XVI в., опубл.: Сб. грамот Коллегии экономии. Стб. 649), к-рой пожаловал обители 3 села землями и пожнями и остров на Ваге. Грамота являлась одновременно и уставной: в мон-ре вводилось общежитие, что было редкостью для новгородских обителей того времени. Игумен обязан был блюсти «общее житие», ему принадлежало право решать вопрос о приеме новых насельников. Грамота также оговаривала отношения между мон-рем, с одной стороны, и посадником Василием и его семьей (названы жена и дети), с др. Посадник с семьей не имел права вмешиваться в монастырское хозяйство; конфликты между людьми посадника и монастырскими людьми должны были разрешаться совместным судом игумена и приказчика посадника; обитель не должна была переманивать к себе зависимых от посадника крестьян («половников» и «отхожих людей»). В грамоте упоминается единственный существовавший к тому времени в В. м. деревянный храм - во имя ап. Иоанна Богослова; ок. 50-70-х гг. XV в. в обители был поставлен деревянный храм в честь Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В 1456 г. Василий Степанович принял в В. м. постриг с именем Варлаам, в 1462 г. был погребен рядом с алтарной стеной ц. ап. Иоанна Богослова. По завещанию прп. Варлаама в день его смерти в обители служили панихиду и устраивали угощение для всех пришедших.

http://pravenc.ru/text/154235.html

Псалом 108 В конец. Псалом Давида. Боже! К хвале моей не будь безмолвен 1447 . Ибо уста грешника и уста льстивого открылись против меня, наговорили на меня языком льстивым, И словами ненависти окружили меня и вооружились на меня без вины (моей): Вместо того, чтобы любить меня, они лгали на меня – а я молился, И воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою. Поставь над ним 1448 грешника, и диавол да станет одесную его 1449 . Когда будет судиться он, да выйдет осужденным, и молитва его да будет в грех 1450 . Да будут дни его кратки, в достоинство 1451 его да приимет другой 1452 . Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою. Скитаясь, да переселяются сыновья его и просят, да будут изгнаны из домов 1453 своих. Да взыщет заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят нажитое трудами его. Да не будет у него заступника, и да не будет щедрого для сирот его. Да будут дети его истреблены, с одним родом да изгладится имя его. Да будет вспомянуто беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не изгладится. Да будут они 1454 всегда пред Господом, и да будет истреблена с земли память их, За то, что он не думал оказывать милость и преследовал человека бедного, и нищего, и сокрушенного 1455 сердцем, чтобы умертвить (его). И возлюбил он проклятие – и оно постигнет его, и не восхотел благословения – и оно удалится от него. И облекся он проклятием, как одеждою, и оно вошло, как вода, в утробу его и, как елей, в кости его. Да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым он всегда опоясывается. Такова участь 1456 клевещущих 1457 на меня пред Господом и говорящих злое о душе моей. Но Ты, Господи, Господи, твори со мною по имени Твоему 1458 , ибо блага милость Твоя: Избавь меня, ибо я беден и нищ, и сердце мое смущено во мне. Как тень, когда уклоняется она, я исчез, я был изгоняем 1459 , как саранча. Колена мои изнемогли от поста, и тело мое изменилось от (лишения) елея 1460 . И я стал посмешищем для них: они, видя меня, кивали головами своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Петра. Буллой «Misericordias Domini» от 24 мая 1450 г. Н. канонизировал францисканского проповедника Бернардина Сиенского . Буллой «Regis aeterni» от 8 окт. 1451 г. Н. упразднил патриархат Градо (исторический патриархат Аквилеи ), перенеся кафедру в Венецию . Первым патриархом Венеции стал Лоренцо Джустиниани (1451-1456; канонизирован папой Римским Александром VIII в 1690). Фрагменты росписи капеллы Николая V в Апостольском дворце в Ватикане. 1447–1449 гг. Худож. Фра Анжелико Фрагменты росписи капеллы Николая V в Апостольском дворце в Ватикане. 1447–1449 гг. Худож. Фра Анжелико Являясь сторонником унии, заключенной на Ферраро-Флорентийском Соборе, Н. в начале понтификата принял меры к устрожению ее условий: в 1448 г. католикам латинского обряда было запрещено переходить в греческий обряд (Documenta Pontificum Romanorum historiam Ucrainae illustrantia/Ed. A. G. Welykyj. R., 1953. Vol. 1: 1075-1700. N 71. P. 127). При папском дворе в Риме находился кард. Исидор , бывш. митр. Киевский (1436-1443), который вместе с представителями К-польской Церкви подписал во Флоренции акт об унии, но после возвращения в Москву столкнулся с враждебной реакцией вел. кн. Василия II Васильевича и рус. епископов и был вынужден покинуть рус. земли. 8 февр. 1450 г. Н. сохранил за Исидором «Русскую Церковь», т. е. Киевскую митрополию, на правах комменды (tempore prouisionis huiusmodi preeris in commendam quandiu uiuis - Ibid. N 73. P. 128-130). В том же году Исидор был назначен на должность камерленго коллегии кардиналов. 7 февр. 1451 г. папа по оптации перевел его в чин кардинала-епископа Сабины. В мае 1452 г. Н. отправил Исидора легатом в К-поль, где тот провозгласил унию, участвовал в обороне города и после его захвата турками (29 мая 1453) провел больше года в рабстве. В нач. 1453 г. для борьбы с турецкой угрозой и помощи Византии на деньги из папской казны были снаряжены 5 (по др. данным, 10) галер в Венеции. В сопровождении других кораблей папские галеры должны были отправиться на помощь осажденному К-полю, но опоздали.

http://pravenc.ru/text/2566088.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010