Ибо " Примите, – говорит 1447 , – Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). И святому отцу, которого осияли божественные откровения 1448 , Речения говорят: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:19 ), чтобы он и все следующие за ним иерархи 1449 , соответственно бывшим у него откровениям отеческих определений, изъяснительно и истолковательно боголюбивых принимали, а безбожных отгоняли. Ведь и оное священное богословие 1450 , как Речения говорят, не само по себе, не плотью и кровью было ему открыто (ср. Мф.16:17 ), но Бог умопостигаемо его научил Своему, а он провозгласил. Божественные иерархи должны так пользоваться отлучениями и всеми иерархическими силами, как если бы 1451 ими двигало службоначальное Богоначалие. Остальные же таким образом должны слушать иерархов, когда те действуют иерархически 1452 , как Богом движимых, ибо «Отвергающийся вас, – говорит Он, – Меня отвергается» ( Лк. 10:16 ). 11 . Но вернемся к тому, что следует за упомянутой молитвой. Совершив ведь ее, иерарх и сам целует усопшего, и следом за ним все присутствующие, ибо мил и дорог для всех боговидных человек, скончавшийся после божественной жизни. После же целования иерарх изливает на усопшего елей. Вспомни, что при священном богорождении перед божественнейшим крещением 1453 (букв.: погружением) первое причастие священным символам даруется совершенствуемому после полного совлечения прежней одежды как помазание елеем; ныне же, в конце всего, на усопшего изливается елей. И если тогда 1454 помазание елеем призывало совершенствуемого на священные состязания, то ныне излитие елея являет усопшего подвизавшимся в своих священных состязяниях и завершившим их. 12 . Совершив это, иерарх полагает тело в чтимом храме вместе с другими равночинными священными телами. Ведь поскольку усопший прожил боголюбивую жизнь с душой и с телом, то вместе с преподобной душей чтимо будет и споборствовавшее ей тело за его священные поты.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

высадился на африканском материке напротив островов Бисагуш. Был убит во время охоты на негров. Диаш Диниш – в 1445 г. открыл Зеленый Мыс (мыс. Верде). Вошел в устье Сенегала, который считал западным притоком Нила. Зайтун – средневековое название китайского города Цюаньчжоу, где побывал Марко Поло. Находится в Тайваньском проливе, северо-восточнее Амоя. Медичи Пьетро (1471–1503) – флорентийский торговец и политический деятель, сын Лоренцо Медичи. Синьория – совет при венецианском доже, который возглавлялся гонфалоньером (знаменосцем). Эдипов комплекс – по теории Фрейда, сексуальное влечение ребенка к родителю противоположного пола. В Германии начинают объединяться крестьяне… – Конец XV и начало XVI века были ознаменованы усилением борьбы немецкого крестьянства против феодального гнета. Под руководством союза «Башмак» было организовано несколько восстаний. Это освободительное движение вылилось в крестьянскую войну 1525 г. Гуанахани – остров, где впервые высадился Колумб, который назвал его Сан-Сальвадор (Св. Спаситель). Полагают, что это был остров Уотлингс. Содерини Пьетро (1452–1522) – гонфалоньер Флоренции, фаворит Медичи. Рене II (1451–1508) – лотарингский герцог, внук Рене I. Числился владетелем больших территорий, которыми в действительности никогда не управлял. Д’Айи Пьер (1350–1420) – французский кардинал, яростный гонитель еретиков. В одном из своих многочисленных произведений, «Зерцале мира», доказывал, что земля является шаром. Один из экземпляров книги имелся у Колумба, который сделал на ее полях многочисленные пометки. Вальдземюллер Мартин (псевд. Хилакомилус – перевод фамилии на греческий и латинский языки) (р. между 1470–75 – ум. 1522) – немецкий математик и географ. Экземпляр его «Введения в космографию» был обнаружен в 1900 г. в Вюртемберге. Рингманн Маттиас (Филезиус) (1482–1511) – поэт и грамматист. Им выпущена «Образная грамматика», в которой различные части речи были представлены в виде образов. Базен Жан (ум. ок. 1522) – лотарингский литератор и священник.

http://azbyka.ru/fiction/amerigo-povest-...

е. тех самых весельчаков, которым знатные римские дамы приносят в жертву свое сердце, а часто и самое тело, вступая с ними в постыдные связи, хотя публично подобные связи и порицают), не дают им никаких прав и достоинств ни в судилищах, ни в сенате, ни в патрицианстве, ни в других каких-либо должностях. Они объявляют их бесчестными, а между тем охотно присутствуют на их играх; они любят тех, которых наказывают; презирают тех, которых одобряют; хвалят дело, а делателя позорят. Какой странный суд – бесчестить человека за то самое, за что воздается ему честь, или лучше сказать, какое безмолвное сознание злого дела, когда тот, кто его производит, сколько бы ни доставлял удовольствия, предается бесславию!» 1447 . К этому ли непостоянству обратится христианин? И не уподобится ли он тогда воину – перебежчику из одного лагеря – своего в другой – вражеский? Какой вред для человека, какое оскорбление для Бога представляет этот переход! 1448 Может ли быть что общего между светом и тьмой, жизнью и смертью? Христианин не может быть на этих собраниях, где хулится имя Божие, где видна забота о предании христиан на растерзание зверям и т. д. 1449 . Пусть христиане со всех сторон окружены идолопоклонством; они всегда и всюду должны помнить о Боге и высоком назначении и призвании человека, мысленно представлять себе Бога всеведущего и правосудного, отвращаться от идолопоклонства, в какой бы форме оно ни проявлялось 1450 . Христиане не могут веселиться с язычниками, – для них не настало еще время веселья и празднеств: язычники теперь в радости и веселии, христиане – в печали. Придет время, когда роли переменятся: христиане будут радоваться, а язычники вместе со своими актерами, атлетами, гаерами и т. п. личностями, увеселявшими их, воздыхать. Радость мира сего мимолетная, поэтому христианам не надо гоняться за удовольствиями и развлечениями, доставляющими эту радость, а стремиться к тому, чтобы достигнуть небесной вечной радости 1451 . Бывает иногда, что в театрах представляют и хорошие вещи; но обольщаться этим нельзя, – яд обыкновенно соединяется не с горечью, а со сладкими, вкусными веществами; приятные зрелища – это мед, отравленный ядом 1452 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

—53— студентов Академии, так как преподаватели семинарии обязуются возвращать книги по первому требованию г. библиотекаря. И опыт прежних лет показал, что никаких недоразумений в этом отношении не происходило, и утери книг не было. Правлению семинарии известно, что в настоящее время библиотеки Петроградской и Казанской духовных академий свободно отпускают книги преподавателям семинарий и духовных училищ тех епархий». Определили : Признавая просьбу Правления Вифанской духовной семинарии заслуживающей уважения, возобновить прежнюю практику выдачи книг из фундаментальной академической библиотеки г.г. преподавателям семинарии на условиях, существовавших до 1910–1911 учебного года (с непременным обязательством держать на руках не более 10 книг и возвращать их по первому требованию г. библиотекаря Академии), но с тем, чтобы и членам академической корпорации, в случае нужды, открыт был свободный доступ к пользованию семинарской библиотекой наравне с г.г. преподавателями семинарии. V . Представление Библиотечной Комиссии от 5 мая с/г. за 1369: «На основании § 215 Академического Устава Библиотечная Комиссия имеет честь просить Совет Академии о разрешении выписать для академической библиотеки издания, значащиеся в прилагаемых при сем заявлениях академических преподавателей за 1443, и 1474 (Проф. Архим. Илариона), 1555 (Проф. С.И. Соболевского), 1115 и 1457 (Проф. С.С. Глаголева ), 460, 461, 462, 463, 1114 и 1118 (Проф. М. М, Тареева), 1119 и 1456 (Проф. М. М. Богословского ), 1411 (Проф. С.И. Смирнова ), 1412, 1447 и 1448 (Проф. Д.П. Введенского), 1451 и 1452 (Проф. свящ. Е.А. Воронцова), 1120 и 1398 (Проф. Н.Л. Туницкого), 1404 и 1442 (Проф. А.П. Орлова), 1444 (Проф. прот. Д. В. Рождественского ), 1441, 1445, 1450 и 1459 (Проф. свящ. П.А. Флоренского), 1179 (Доцента Н.В. Лысогорского), 1115, 1453 и 1455 (Доцента В.П. Виноградова ), 1460 (и. д. доц. Ф.К. Андреева) и 1446 (Библиотечной Комиссии)». —54— Определили : Поручить библиотекарю Академии К.М. Попову выписать для академической библиотеки означенные в заявлениях г.г. профессоров и преподавателей Академии издания и о последующем представить Правлению Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это место показывает, что составление нашей книги относится даже к половине ΙV столетия, когда подвиги св. анахоретов успели сделаться уже достоянием истории. Правда, в данном месте можно констатировать разночтение старой Парижской рукописи и открытой Пападопуло: если в первой читается: κ τς στορας τν γ ων ρχαων νδρν, то в последней, вместо ρχαων – ρχομνων. В которой редакции следы интерполяции, трудно сказать. Гарнак предпочитает чтение редакции старой – ρχαων 1451 . Функ стоит за чтение находки Пападопуло 1452 . Но как бы то ни было, ни то, ни другое разночтение не могут колебать датируемого нами происхождения книги в половине IV века. Соглашаясь с Гарнаком, можно смущаться названием этих св. мужей „древними”, потому что, если это мужи ο σκητα, μοναχο, то в IV столетии они не могли так называться; в IV веке институт христианского подвижничества в пустынях и городах, как известно, переживал ещё начальную фазу своего развития. Однако это недоумение легко разрешается тем, что предикат „древний” ρχαος был в обычном словоупотреблении в Сирийской церкви и в отношении к недавно известным, скончавшимся мужам. Так, один ранний сирийский календарь называл мучеников диоклетиановского времени древними 1453 . Отсюда не может быть чего-нибудь удивительного и смущающего в таком обозначении и представителей молодого ещё церковного института – монашества. Но и другое название „ ρχομνων”, взятое само по себе, нисколько не может говорить против происхождения книги в IV веке. Функ, принимая это чтение, строит своё возражение против указываемой нами даты на общем вопросе о происхождении монашества. По его мнению, монашество в половине IV века было так ещё юно, что едва ли возможно говорить о каких-нибудь письменных памятниках или истории его представителей. Но в этом случае Функ забывает факты сирийского монашества. В гомилиях Афраата, датируемых обычно периодом от 336–345 года 1454 , мы находим неоднократно упоминание не только о множестве, или мириадах монахов, но и подробные описания их жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

1449 Как и в «Православии и религии будущего», отец Серафим в первую очередь представлял сначала факты, а уж потом – их толкования. В первой главе он подробно остановился на посмертных ощущениях: отделение души от тела, «встреча с другими», «о светлых существах» и т.п. Все это описывается как первые ощущения при наступлении клинической смерти, когда душа еще парит над землей и может вернуться в тело, «оживленное» врачами. Эти ощущения отец Серафим сравнил с описаниями подобных явлений у западных и восточных святых отцов, эпизодами в житиях святых, с рассказом православного серба, пребывавшего в состоянии клинической смерти около полутора суток. Вторая глава посвящена разъяснению сути «светлых существ». Отец Серафим представил учение Православной Церкви об ангелах, как святых, так и падших. В противовес теории Декарта (возрожденной в наши дни) – «все, что не принадлежит миру материи, относится к “чистому духу”» – отец Серафим вывел, что ангелы, духовные по отношению к человеку, на самом деле материальны по отношению к Богу. Лишь Бог полностью нематериален. 1450 Описав явления Ангелов и бесов (по православной литературе), отец Серафим продолжал: «До недавнего времени лишь немногие “старомодные” или “простодушные” православные верили этим рассказам буквально, и сегодня многие не верят им: столь велико современное заблуждение, что Ангелы и бесы суть “чистый дух” и не могут проявлять себя “материально”. Правда, недоверие это пошатнулось: уж больно сильно воздействуют бесы на людей в последнее время». 1451 В третьей главе, «Явление Ангелов и бесов в смертный час», отец Серафим описал, как «новопреставленный встречает двух Ангелов... Им надлежит проводить душу в загробный путь. Ангелы весьма конкретны и “материальны” и по облику, и по действиям. Обликом похожие на людей, они подхватывают “хрупкую” душу усопшего и влекут ее прочь». 1452 Глава четвертая, «Видение небес», рассказывает о впечатлениях и ощущениях неправославных христиан, язычников, неверующих, даже самоубийц, – все они утверждали, что попали в некий «рай» сразу же после наступления клинической смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Одна из последних по времени попыток выявить османские мотивации и предпочтения была предпринята израильским историком О. Пери. Он склоняется к мнению, что османская политика, при всей ее внешней непоследовательности, была, в действительности, тщательно просчитанной, рациональной и имеющей внятные цели. Доказательством осмысленного подхода османов к борьбе за Св. места может служить, среди прочего, различное отношение Высокой Порты к проблеме владения местами поклонения и правами на отправление там богослужения. В первом случае позиция османских властей была нарочито двусмысленной, они уклонялись от безраздельной поддержки любой из церквей, оставляя себе максимальную свободу маневра. Порта одновременно признавала взаимоисключающие «древние» фирманы о привилегиях православной и армянской церквей, а статус францисканцев у Св. мест, гарантированный в «Капитуляциях», формулировался весьма туманно и неконкретно. Как пишет О. Пери, «маневрирование (Порты. – К.П.) было равносильно нейтралитету, означавшему, с точки зрения османов, поддержание постоянной гармонии в весьма переменчивой обстановке». 1451 В то же время, в вопросе свободы богослужения у Св. мест османы придерживались однозначной позиции о праве всех исповеданий на доступ к святыням, независимо от того, кто являлся их владельцем. 1452 В реальности, впрочем, равноправия в богослужении никогда не было. Приверженность О. Пери исключительно архивным источникам не позволяет ему видеть отклонения реальной ситуации от юридических предписаний, как, например, в вопросе участия армян в получении Благодатного огня. Позицию властей определяло множество факторов, османам было трудно сохранять объективность. Как писал российский ученый второй половины XIX в. Н. Скабаланович , «все дело обусловливалось искусством интриги, размером подкупа и степенью давления иностранных посольств. Но если Порта оказывалась вне этих стимулов и действовала более или менее независимо от них, то... община католическая несла потери и пользовалась меньшим расположением и покровительством Порты, чем другие общины», 1453 в силу постоянной враждебности Турции и католической Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наибольшее распространение в Византии имела жизнь общежительная. Все сохранившиеся до нашего времени монастырские типики устанавливали именно киновию. Но и идиоритмы существовали по всему пространству Византийской империи. 1448 Были они и на св. Горе Афонской. К сожалению, в исторических памятниках IX-XII вв. нет никаких указаний относительно того, какие именно афонские монастыри были тогда устроены на началах своего жития. 1449 Из идиоритмов, существовавших в других местах, известен один, основанный преподобным Павлом на горе Латре. 1450 Византийские монахи совершали дело своего спасения самыми разнообразными подвигами. Среди них были: нагие ( γυμνται, γυμνο), которые вместе с одеждой отвергали и всякую заботу о теле; 1451 не заботившиеся о волосах ( ο τν τριχν νεπστροφοι), так как считали это мирской роскошью и изнеженностью; 1452 спавшие на голой земле ( χαμαιεναι), о которых один из мудрецов сказал, что хотя они спят на земле, однако стремятся к самому возвышенному; 1453 босые ( γυμν ποδες), не носившие обуви в продолжение целого года; 1454 грязные ( ρυπντες), внешне покрытые грязью, но чистые сердцем; 1455 не мывшиеся ( νιπτοι) 1456 и не моющие одних только ног ( νιπτ ποδες); 1457 молчальники ( σιγντες), сохранявшие молчание или в продолжение всей жизни, или только некоторое время, славные не молчанием, но прославлением; 1458 безмолвники, или исихасты ( συχαστα), стремившиеся к успокоению от всех забот и сует мирских и посвящавшие себя самому строгому уединению; 1459 пещерники ( σπηλαιται), которые в своей жизни обнаруживали всю глубину духовного созерцания; 1460 добровольно налагавшие на себя железные вериги и называвшиеся вооруженными воинами Божьими ( σιδηρομενοι το Θεο πλται, σιδηρ φοροι); 1461 проводившие жизнь на деревьях ( δενδρται) или в жилищах, сооруженных на низких столбиках ( κονες), а иногда подмостках ( κιονται); 1462 погребенные в аскетизме ( ν ασκ σει τεθαμμνοι), из которых одни совершенно зарывали себя в землю ( χωστο, subterranei), приближаясь тем самым к настоящему погребению, 1463 другие заключались в весьма тесные келлии и назывались затворниками ( γκλειστοι, inclusi) и третьи подвизались на столпах, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Хитрость жрецов и их обман были, таким образом, открыты: царь приказал схватить их и после строгого допроса, на котором они принуждены были сознаться во всем и указать устроенный ими потайной вход, осудил их вместе с женами и детьми на смерть, как и было уговорено в начале; самого же идола отдал своему другу-пророку, который разбил его и разрушил сам храм его 1444 . Был также подле этого храма громадный дракон (вероятно, из породы удавов), которого вавилоняне чтили, как божество, и приносили ему жертвы. Почитание змей было тоже распространено у древних восточных народов. В Египте были змеи, посвященные божеству и жившие в храме 1445 . В Вавилоне изображения драконов и змей, сделанные из бронзы, камня и других материалов, ставились, по свидетельству клинообразных надписей, не только на воротах города и при выездах из него 1446 , но и в самих храмах 1447 ; в частности, и в том же храме Вила рядом со статуями различных божеств были большие серебряные изображения змей 1448 . В некоторых храмах вавилонских, по отзыву исследователей, держали священных змей, на которых смотрели, как на истолкователей воли богов 1449 ; их считали бессмертными, владыками жизни и смерти, – даже прямо богами 1450 , хотя в теории эти священные змеи признавались, кажется, только символами богов, как бы посредниками или олицетворениями их. Я замечательно, что главным образом обожали не безвредных змей, а именно ядовитых, опасных 1451 , как представителей высшей силы и могущества сравнительно с человеком. Совершенно естественно, поэтому, если и при Кире 1452 пользовался славою в Вавилоне громадный дракон, которого считали божеством 1453 , и если сам-то Кир, приноровляясь к обычаям и верованиям вавилонян, среди которых он жил, почитал вместе с Меродахом, Вилом и другими вавилонскими божествами и этого дракона, – прославляемое в Вавилоне живое «божество» 1454 . Вероятно, царь ходил тоже на поклонение этому дракону и приносил ему жертвы 1455 ; знал, несомненно, о «божестве» и пророк Даниил. Один раз в дружеской беседе Кир по прежнему обратился к пророку: «не скажешь ли и об этом, что он – медь? вот, он живой, и ест и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог не живой; итак поклонись ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

«Нельзя равнодушно воспоминать, говорит он, какие трудности надлежало преодолевать в сей брани российскому воинству, какие тягости должен был понести народ, каким лишениям и страданиям подвергались от врагов наши соотечественники, близкие к позорищу войны. Но с сими печальными воспоминаниями соединено и утешительное, и величественное. Наши воины моря, начав свои подвиги истреблением турецкого флота, 1444 когда должны были уклоняться от чрезмерно превосходной морской силы нескольких держав, не только не уступили своих кораблей, но и сделали из них подводное укрепление для защиты пристани и города. 1445 Потом, соединенные войны моря и суши одиннадцать месяцев победоносно противостояли в Севастополе многочисленнейшим войскам четырех держав, 1446 и беспримерным доныне разрушительным орудиям. 1447 Наконец, хотя, и допущены враги работать над оставленными им развалинами для умножения развалин, 1448 но в Севастополе стоит доныне русское воинство. На Дальнем Востоке малое укрепление, с горстью людей, отразило морское и сухопутное нападения несравненно сильнейших врагов, по признанию участвовавших в том, более молитвою, нежели силою. 1449 На западе два сильнейшие флота бесполезно истощали свои усилия против одной крепости, 1450 а на другую 1451 – только смотрели издали. На севере 1452 было странное противоборство, с одной стороны военные суда и огнестрельные орудия, с другой священнослужители и монашествующие, со святынею и молитвою ходящие по стене обители, и несколько человек с слабым и неисправным оружием; и обитель 1453 осталась непобежденною, а святыня неприкосновенною. Против России действовали войска четырех держав, и в числе их были сильнейшие в мире. Из держав мирных некоторые были вполне мирны, 1454 а некоторые 1455 своим неясным положением уменьшали удобство нашего действия, и сие обращалось в удобство для врагов. И не смотря на все сие, в Европе мы не побеждены, а в Азии мы победители. 1456 Слава Российскому воинству! Благословенна память подвижников отечества, принесших ему в жертву мужество, искусство и жизнь! Но превыше всего, да речет Россия с пророком, благословен Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань, милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защититель мой ( Пс.143:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010